Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Нужна ли нашей Церкви реформа?

24.04.2012
Редакция сайта «Благодатный Огонь»
 

В Журнале Московской Патриархии № 3 опубликована статья протоиерея Павла Великанова «Возможен ли конструктивный диалог?», повторяющая основное содержание его доклада «Опыт интернет-обсуждения документов Межсоборного присутствия» на Рождественских чтениях 2012 года.

Недавно образованный орган Межсоборное присутствие является тем центром, через который сегодня проводится всеохватная реформа Русской Православной Церкви. Межсоборное присутствие предлагает и разрабатывает предварительные тексты документов, которые впоследствии принимаются и утверждаются чиноначалием для проведения церковной реформы. Эти проекты обсуждаются православными верующими на сайте «Богослов.ру».

В аналитической статье о. Павла содержатся две неравноценные части – объективная и субъективная. Ядром статьи, ее объективным содержанием, без сомнения, является таблица, в которой автором представлена «Статистика комментариев и статей к проектам Межсоборного присутствия».

Субъективным, выражающим либерально-реформаторскую позицию автора, следует признать весь остальной текст статьи. Парадокс заключается в том, что опубликованные о. Павлом статистические данные вопиющим образом не соответствуют его натянутой и безосновательной интерпретации. Выводы автора не вытекают из приводимых данных, а находятся с ними в резком противоречии.

Безусловно, определенную поправку следует делать на то, что результаты интернет-дискуссии, по словам о. Павла Великанова, «не вполне соответствует реальному отношению церковного большинства к конкретному вопросу» (с. 57). В то же время, «нельзя дискуссию в интернет-пространстве недооценивать» (с. 57).

Во всяком случае, другой, более объективной статистической выборки не существует. Поскольку статистика всегда беспристрастна, опубликованные в ЖМП материалы могут без труда подвергнуться альтернативной интерпретации.

 
I
 

Реальные данные таковы. Различных проектов Межсоборного присутствия было опубликовано 15.

Всего комментариев, статей и комментариев на статьи по всем проектам было 1648 + 18 + 642 = 2208.

По главным направлениям церковной перестройки (термин протодиакона Андрея Кураева) в дискуссии приняло участие совсем немного людей.

1) Проект «Об организации миссионерской работы в РПЦ».
В обсуждении приняли участие 2 человека (или 0,09%).

2) Проект «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в РПЦ».

В обсуждении приняли участие 9 человек (или 0,41%).

3) Проект «Общественная деятельность православных христиан».

В обсуждении приняли участие 6 человек (или 0,27%).

4) Проект «О принципах организации социальной работы в РПЦ».

В обсуждении приняли участие 8 человек (или 0,36%).

Таким образом, по четырем главным направлениям проводящейся церковной реформации на сайте «Богослов.ру» всего откликнулись 2 + 9 + 6 + 8 = 25 человек, что в сумме составляет 1,13% от общего числа высказавших на сайте своё мнение (почему-то эти цифры не приведены в статье о. Павла).

Другими словами, лишь около 1% участников межсоборной дискуссии проявили интерес к какому-либо из четырех ведущих направлений церковной перестройки.

Протоиерей Павел Великанов не скрывает своего разочарования этими мизерными цифрами:

«Увы, но вывод отсюда напрашивается более чем печальный. Подавляющее большинство церковного сообщества на сегодняшний день не готово к конструктивному диалогу по вопросам, представляющим собой актуальную рецепцию Церковью основ христианского вероучения. Идеологической максимой, надежно расположившейся в головах наших дискутирующих, является черно-белая партийность, деление на правых и левых, либералов и консерваторов. Любая попытка расширения кругозора, внесения новых измерений, новых богословских горизонтов для решения вопроса сталкивается не только с неготовностью к пересмотру устоявшихся позиций, но и к тотальному нежеланию вообще задаваться подобным вопросом» (с. 56).

Позволим себе не согласиться с о. Павлом по всем принципиальным оценкам его позиции, в частности – по всем выделенным нами выражениям.

Прежде всего, стоит заметить, что к «основам христианского вероучения» ни общественный, ни социальный, ни все остальные обсуждаемые проекты не имеют никакого отношения. Все эти вопросы не догматические и не канонические, а, следовательно, – не вероучительные.

 Отец Павел увидел в дискуссии отсутствие ожидаемой им рецепции. Однако статистические данные показали вовсе не это. На самом деле, подавляющее большинство церковного сообщества продемонстрировало, что оно не желает никакой перестройки в Церкви, не готово к реформации церковной жизни и в качестве рецепции отвечает 99%-ым молчанием. Это означает, что в реальности идеями реформации увлечены лишь немногие, хотя достаточно активные и деятельные члены церковного сообщества (составляющие примерно 1%), желающие навязать свою волю большинству традиционно настроенных православных людей. При этом нельзя не видеть рецепции в том, что 99% активных комментаторов обходят молчанием четверку главных реформаторских тем. Рецепция, безусловно, дана – и она однозначно сводится к тому, что эти темы православным людям не близки. (Примерно такая же мизерная реакция была бы, наверное, на «всеправославный проект» изучения португальского языка.)

Напротив, «партийность», «деление на либералов и консерваторов» – это вовсе не какая-то «максима в головах наших дискутирующих», а объективная реальность. К примеру, о. Павел Великанов (автор рассматриваемой статьи), о. Георгий Кочетков (автор печально знаменитого «Катехизиса для катехизаторов») или о. Николай Балашов (член Межсоборного присутствия, автор программной обновленческой книги «На пути к литургическому возрождению») – либералы и реформаторы.

До опубликования в ЖМП рассматриваемых статистических данных вряд ли кто-либо мог хотя бы приближенно оценить, сколько в Русской Церкви убежденных реформаторов. Теперь это стало достоянием гласности: либералов у нас в Церкви 1%, а людей традиционной ориентации – 99%. При этом под понятие «партийности» подпадает именно фракция обновленчески настроенных реформаторов, которые составляют существенное меньшинство и действуют по своей «партийной» программе. Никакой «партии консерваторов», отличной от интересов большинства верующих православных людей, просто не существует. Церковь по природе своей консервативна, но это не повод именовать ее членов «партией» в каком-то идеологически-политическом смысле. Так заповедал святой апостол Павел: Темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим (2Фес. 2,15).

И, пожалуйста, отец Павел, прекратите навязчивые «попытки расширения кругозора»! Это может привести к вероотступничеству.

Не задача ли «расширения кругозора» учащихся МДА заставила Вас устроить концерт растлителя душ Гребенщикова в стенах Духовной Академии? Эта позорная псевдопросветительская акция представляется гораздо бóльшим кощунством и осквернением, чем нашумевший «панк-молебен» в Храме Христа Спасителя. В самом деле, феминистки ворвались в храм без благословения, а Борис Гребенщиков, прошедший инициацию в восточных языческих эзотерических культах, был приглашен в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру церковными модернистами сознательно. После такого «расширения кругозора» Лавру (или, по крайней мере, тот актовый зал, где происходило бесчинство) необходимо освятить. Убеждены, что выражаем мнение 99% православных верующих.

И, ради Бога, отец Павел, избавьте нас от внесения «новых измерений, новых богословских горизонтов»! Пусть Церковь остается Столпом и утверждением Истины (1Тим. 3,15), а не скатывается на соблазнительные концепции модернистского богословия. И так ЖМП из номера в номер уже стал провозвестником нового эволюционистского учения, чуждого святоотеческому Преданию. И так в ЖМП публикуются статьи с предложением служить Литургию на нескольких чашах, так что некоторые верующие уже начали привыкать к литургическим новшествам (см. об этом статью прот. Константина Буфеева: http://www.blagogon.ru/digest/266/). И так на наших глазах за последние два года произошел непоправимый и губительный для Православия переход всей системы духовного образования на западный «болонский» международный стандарт, чуждый как церковной, так и светской отечественной традиции.

Между прочим, отец Павел, «неготовность к пересмотру устоявшихся позиций» – это не грех, а добродетель, гарантирующая Церкви её верность самой себе и удерживающая её от крена в протестантизм и в прочие вероучительные искажения. Эта добродетель защищает верующих от расшатывания их догматического и канонического сознания.

 
II
 
Вновь обратимся к таблице статистических данных в ЖМП.

Как мы убедились выше, четыре главных направления официальной перестройки Церкви вызвали интерес всего у 1,13% участников дискуссии.

Какие же темы нашли реальный и живой отклик у большинства православных людей?

Сам о. Павел Великанов пишет: «Дискуссия на портале позволила создать срез вопросов, которые интересуют церковную общественность. То есть определить темы, которые действительно беспокоят» (с. 54).

Беспримерно рекордными оказались следующие темы, предложенные Межсоборным присутствием в качестве проектов реформирования Русской Православной Церкви.

1) Проект реформы церковнославянского богослужебного языка «Церковно-славянский язык в жизни РПЦ XXI века».

В обсуждении приняли участие 1198 + 13 + 511 = 1722 человека (или около 78%).

2) Проект «научного» (!?) переиздания русифицированных Триодей в редакции Синодальной комиссии начала XX века.

В обсуждении опыта предреволюционной реформы богослужебных книг приняли участие 101 + 3 + 90 = 194 человека (или около 9%).

3) Проект «Отношение Церкви к существующим разнообразным переводам библейских книг».

В обсуждении приняли участие 77 человек (или около 3%).

В итоге, по вопросам языковой реформы в жанре комментариев и статей высказались 1722 + 194 + 77 = 1993 человека, что составляет 90,26% от общего числа (2208) участников дискуссии.

Отчего люди так активно отреагировали на предложение об изменении богослужебных текстов? Очевидно потому, что реформа содержит в себе насилие, искажает привычные традиционные устои жизни Церкви. Реформа богослужебного языка режет по живому, причиняет боль. Естественно, это вызвало крик во всей Церкви. Крик от боли. Крик о помощи.

Итак, около 90% участников дискуссии сознательно включились в обсуждение предложенной Межсоборным присутствием реформы церковно-славянского языка!

Отца Павла такая статистика удивляет («не может не удивить»! – с. 54). А нам она, напротив, представляется вполне естественной. Очевидно, что если бы Межсоборное присутствие предложило проект о переходе Русской Церкви на новый календарный стиль или об отмене постов, или о введении двоебрачного духовенства и женатого епископата – реакция церковного народа была бы такая же бурная и резонансная. Эти и подобные реформаторские темы, давно не дающие покоя обновленцам, являются слишком болезненными, чтобы ожидать безразличное и отстраненное отношение к ним верующих. В особенности – наиболее ревностной и сознательной их части.

Это, собственно, и показала статистика.

Протоиерей Павел Великанов видит в этой реакции большинства членов Церкви нечто негативное:

«Подавляющее большинство православной общественности имеет повышенный градус алармизма по отношению к любым действиям, способным, как они это ощущают, хоть в какой-то мере поколебать то, “яже не подвижется”, то есть ключевые понятия благочестия и веры в том виде, как они усвоены сообществом. Реальные проблемы жизни Церкви как богочеловеческого организма, имеющего совершенно ясную миссию, задачу, поставленную Спасителем, мало кого волнуют»(с. 54).

Стиль автора настолько витиеватый и насыщенный самооправдательными оговорками («как они это ощущают», «как они усвоены сообществом», «Церкви как богочеловеческого организма»), что за ним не сразу видится смысл приведенного пассажа. А смысл, если отбросить неуместные высокопарности и маловразумительные «градусы алармизма», сводится к простому факту: подавляющее большинство православной общественности высказалось однозначно против церковной реформации. Именно это, хотя и действуя против своего желания, сказал о. Павел Великанов. Именно так и есть на самом деле.

И, разумеется, церковная реформация не имеет и не может иметь никакого отношения к «задаче, поставленной Спасителем».

В конце концов, несостоятельность своей позиции признал сам о. Павел Великанов: «…если воспринимать рецепцию именно как “принятие – непринятие”, то документы по церковнославянскому языку однозначно были отвергнуты» (с. 57).

Именно это убедительно показала опубликованная им статистика.

 
III
 

Итак, объективная картина выглядит двояким образом. С одной стороны, четверка проектов, объявленных в реформе главными (миссионерский, образовательно-катехизический, общественный и социальный), не вызвали никакой заметной реакции у 99% православных людей. С другой стороны, обновленческий проект русификации богослужебного языка вызвал бурное активное возмущение у 90% участников дискуссии.

Как же реагирует на эту статистику о. Павел Великанов?

Примечательно его откровенное признание: «Единственное, что можно здесь предпринять, – это формировать в самом начале дискуссии соответствующую “группу поддержки”, которая позволит установить баланс между партиями» (с. 57).

Цинизм этих слов превосходит все ожидания. Либерал-реформатор понимает, что его партия в меньшинстве (1%), но сдаваться и отступать он не намерен. И вот, он предлагает «единственное, что можно здесь предпринять» – искусственное манипулирование дискуссией посредством формирования соответствующей «группы поддержки». Комментарии, как говорится, излишни…

Далее автор пишет: «Если проанализировать задачи, на решение которых и должна быть направлена дискуссия, и получившиеся результаты, то выводы совсем неутешительные. Мы уже говорили, что основная цель – рецепция проектов церковной общественностью, – практически не была выполнена» (с. 57).

Да, выводы для либералов-модернистов «совсем неутешительные». Но может быть, им стоит раскрыть глаза и, наконец, признать правду за «церковной общественностью», а не навязывать ей чуждые обновленческие «проекты» и не требовать на них «рецепции»? Не пора ли увидеть, что рецепция дана: перестройка Церкви не нужна! Это – глас народа, это – глас Божий.

Но нет – реформаторы упорно ищут способ протащить свои проекты, внедрить их в церковное сознание. Так, о. Павел предупреждает: «Поскольку все документы определяют какое-то новое направление развития Церкви, требуется щадящее отношение к церковному сообществу в плане возможности спокойно и трезво осмыслить предлагаемый проект» (с. 57).

«Щадящее отношение» подразумевает, видимо, технологию запутывания, затуманивания сознания, притупления бдительности, чтобы все спокойно, добровольно, как бы «трезво» согласились на реформы.

Следует особо подчеркнуть, что Межсоборное присутствие – орган не соборный. Члены его никем не выбирались, но назначались. Никакой процедуры избрания, никакого представительства от епархий или Духовных школ, никакого делегирования от православного народа для членов Межсоборного присутствия не было. И в этом – очевидное нарушение принципа соборности.

Более того, не понятно, каким образом в его состав вошли представители так называемого «Свято-Филаретовского института», возглавляемого известным священником-неообновленцем Георгием Кочетковым. Один этот факт подрывает доверие к деятельности нового церковного органа (сказанное нами, разумеется, не может дискредитировать других достойных и заслуженных членов Межсоборного присутствия).

Как бы то ни было, судить о деятельности Межсоборного присутствия, согласно Евангелию, следует по плодам.

В свете статистического анализа этих плодов видится неизбежной такая принципиальная и справедливая постановка вопроса. Если 90% активных членов Церкви высказались однозначно и категорически против предложений Межсоборного присутствия – можно ли доверять этому органу? Выражает ли он интересы Церкви или интересы маргинального обновленческо-реформаторского меньшинства в ней? Не пора ли наказать (с применением соответствующих канонических мер) авторов и инициаторов того искусительного «проекта» русификации богослужебного языка, который вызвал шквал возмущения многих мирян, священников и целых епархий?

Не следует ли, наконец, распустить дискредитировавший себя орган Межсоборного присутствия, сформировав его в новом оздоровленном составе на принципе соборности с представительством всех новообразованных епархий и существующих духовных школ РПЦ?

К таким адекватным действиям побуждает статистика.

Лишь в случае осуществления предложенной меры, может исполниться надежда о. Павла Великанова и наша – надежда на то, что дальнейшая деятельность Межсоборного присутствия по разработке новых документов «послужит снижению тревожных настроений в церковной среде и подготовит хорошую почву для новых, грамотных и здоровых дискуссий» (с. 57).

Редакция сайта «Благодатный Огонь»


От редакции:
По просьбе автора текст данной статьи был отослан редакцией «Благодатного Огня» в Журнал Московской Патриархии и на сайт «Богослов.ру» (прот. Павлу Великанову).

Благодатный Огонь




Голосование за статью
 - 
115
 /  - 
4
Комментарии:
Людмила 10/05/2012 в 22:11:14
Михаилу Ершову.
"Господь и попускает своеволие и отступничество, это не означает, что мы должны покорно и "смиренно" следовать за новыми реформаторами...".
Ни в коем случае не должны. Ибо во все времена жизни нашей Церкви попускания, в частности своеволия и отступничества, всегда давались, даются и будут даваться Господом ВО ОЧИЩЕНИЕ СВОЕГО ТВОРЕНИЯ - ЦЕРКВИ. Без них никак нельзя. Ибо попускания Господни выявляют в земной жизни кто есть кто: кто в гордыне, а кто истинно верящий в Господа и истинно любящий Его. ... Потому саму Истину никакими земными новшествами от гордынь не убить!!! Даже, если в нашей Церкви останется только двое истинно верующих! Ибо, как говорил Господь, что там где двое во имя Мое, там и Я. Чего я всем и желаю. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь!
Михаил Ершов 10/05/2012 в 18:22:06
Дорогая Людмила, согласен с тобой - буди на всё воля Божия! Но если Господь и попускает своеволие и отступничество, это не означает, что мы должны покорно и "смиренно" следовать за новыми реформаторами и модернистами, которые уже своими делами показывают всю свою сущность. Надеюсь, ты согласна со мной - их реформы нашей Церкви не нужны!
Людмила 10/05/2012 в 01:15:27
М.Е.
"Ты же сама допускаешь, что Церковь может "меняться"... 
Еще раз повторюсь. Да, может, но только самим Творцом нашей Церкви Иисусом Христом чрез своих избранных духовных чад. И более никто не имеет никакого права совершать всякого рода действа против установленных Правил самим Господом нашим Иисусом Христом. А право дано нам всем христианам, в т.ч. и высшим церковным иерархам, одно - СТРОГО ИСПОЛНЯТЬ все, что предписано чрез избранных своих чад Творцом нашей Церкви. В противном случае это уже ОТСТУПНИЧЕСТВО в какой бы форме оно не выражалось. Ибо каждый человек получает ровно столько разума, сколько ему необходимо в земной жизни и не более, данное Богом. А посему наш земной разум никак не может быть не только выше, а и равным Разуму Творца Мира сего. Потому мы и говорим, что на все воля Божья! Все от Него, все в Нем и все к Нему. С уважением!
Виктор О. 07/05/2012 в 15:31:17
Узнал в интернете, что тех кто балуется на форумах называют "троллями", а их деятельность "троллированием". Как я понял, меня считают одним из них и удаляют мои сообщения вне зависимости от их содержания... Церкви реформы не нужны. Не нужно обновлять Церковь, т.к. обновленная Церковь уже не сможет обновлять наши души...
М.Е. 06/05/2012 в 22:47:58
Дорогая Людмила, я понял твою мысль, но не во всем могу согласиться с тобой. Ты же сама допускаешь, что Церковь может "меняться"... Но это - совсем другой разговор... А вопрос-то в чем? И кто его поставил?.. Поэтому и ответ наш на него: не нужна!!! Под какими бы "разумными" предлогами нам эта реформация ни предлагалась, она нам (нашей Церкви) не нужна!!! Хотелось бы, чтобы это поняли, наконец, и "наверху". Если же там сознательно будут упорствовать и гнуть свою линию в том же духе, то тем самым скомпрометируют себя окончательно... Своеволие и игнорирование соборного мнения полноты Церкви до добра не доведут...
Людмила 06/05/2012 в 20:08:15
М.Е.
Во-первых, речь идет не об ответе. А во-вторых, ни в каких интерпретациях не могут быть сопоставимы эти два понятия "Церковь" и "реформа". Повторюсь еще раз. Ибо Церковь - это не земной институт, т.е. не от мира сего... А реформа - это чисто земное "изобретение". Потому никакие земные "изобретения" не могут прилепляться к "не от мира сего" ни в каком соединении. Ибо "не от мира сего" создана самим Господом нашим Иисусом Христом. Потому только Он чрез Своих избранных духовных чад может что-то менять в Своем Творении. Более никто. С уважением!
М.Е. 02/05/2012 в 22:17:45
Вопрос в заголовке статьи поставлен правильный. Мы знаем правильный ответ. Но "наверху" думают иначе...
Иван 01/05/2012 в 13:38:01
Статья была бы более полной, если бы автор проанализировал состав межсоборного присутствия: кто в нем придерживается Святоотеческого учения, а кто является сторонником обновленчества и экуменизма. А также назвал конкретных лиц, участвующих от МСП в интернет-обсуждениях.
Людмила 30/04/2012 в 01:12:57
Сам по себе заголовок-вопрос этой статьи по своей сути противоречив и абсурден. Как можно сопоставлять, а тем более внедрять тьму во Свет? Что общего у Света с тьмою? (2Кор.6,14). Ибо понятие "реформа" - суть от мира сего, т.е. грешного, тьмы. Церковь Христова не от МИРА СЕГО - ЕСТЬ СВЕТ, которая устроялась тысячелетиями Словом Христовым чрез уста и деяния Своих Апостолов, Пророков, Святых, Праведников, Старцев. А замышляющие в Церкви реформы - суть сборище слепцов, замахивающихся и пытающихся быть выше Творца всего и вся от начала века. На все воля Божья! Нам, грешным, заповедано устами Своих Святых, Праотцев, Старцев КАЯТЬСЯ, МОЛИТЬСЯ И, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, КАЖДЫЙ 7-Й ДЕНЬ БЫТЬ В ДОМЕ ИСТИНЫ, а не пустословить в хоромах земных, да каждодневно по главе Священого Писания читать в угоду Божью. Чего и желаю я искренне этим реформаторам, дабы хотя бы на йоту приблизиться к Богу нашему Иисусу Христу.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!
М.Е. 27/04/2012 в 22:23:47
Христос Воскресе! Согласен с Максом. Будем осторожны в высказывании своих мыслей. Всякая отсебятина и суемудрие нисколько не приближают нас к угодникам Божиим. А злоречие и пустословие (каким бы острословием оно ни казалось) удаляют нас от Бога и святых Его. Разумеющий да разумеет...
Макс Отто фон Штирлиц 27/04/2012 в 14:45:05
Дорогая Илена, от слова зависит очень многое. Слова - это одеяние мысли. Вещи нужно называть своими именами: душу назвать не астралом или аурой, а душой, и святых - не элитой, а угодниками Божиими. Иначе первоначальная мысль может исказиться до своей противоположности. Думаю, что ни один святой не согласился бы, чтобы его назвали элитой. Они считали себя грешниками.
Христосъ Воскресе!
Илена 26/04/2012 в 13:05:07
Максу.
Дорогой Макс, а Вы дочитали комментарий или только первую фразу прочли? Именно что в Церкви Христовой элита - это те, кто водится Духом Святым. Вы полагаете, что прп. Серафим, прп. Сергий, новомученики и исповедники российские и много-много еще - это не элита Церкви?..
Макс Отто фон Штирлиц 25/04/2012 в 14:41:29
Илене - "Почему же в Церкви нет элиты?"
Потому что она водится Духом Святым, а не управляется эффективными менеджерами.
Выражаю поддержку уважаемым священноинокам Сергию и Владимиру.
иеромонах Сергий Б. 25/04/2012 в 11:08:38
Статья интересная и важная. На самом деле автор вскрывает и еще одну важную особенность работы Межсоборного присутствия, вернее методологию ее работы - не столько давать объективную научно-богословскую оценку разным течениям в современном церковном обществе, сколько создавать некий электорат для проведения разнообразных реформ, подготавливать обоснование этих реформ. Кто громче крикнет - тот и прав, собственно так интерпретируются и слова апостола Павла об "обнаружении искусных". А это абсолютное непонимание принципа церковной соборности, который означает не сумму голосов за или против (в таком случае - это просто базар или партийный способ работы), а принятие решений сообразных с волей Божией, то есть решений в "Духе Святом". Такое решение рождается на основе святоотеческой аскетики, как фундаменте, и богословских верных знаниях.
каноничный 25/04/2012 в 02:07:16
Статью однопроцентного обновленца в ЖМП опубликовали, а опубликуют ли там эту статью...
иеромонах Владимир 24/04/2012 в 20:13:41
На епархиальном уровне все 4 направления антицерковной и антиправославной реформации иезуитскими методами якобы от имени Епархиального собрания духовенства бессовестно и лицемерно проталкиваются на приходскую деятельность. См. "Вологодский епархиальный журнал", № 2 за 2012 год, стр.5-8
Россиянин 24/04/2012 в 19:31:35
Конечно, Церковь, как всякий организм, так или иначе неизбежно развивается на своем историческом пути и, зачастую, внешне сильно меняется при критических обстоятельствах. Но происходит это под воздействием Духа Святого и по молитве, а не по рекомендации, вытекающей из умозрительных и спекулятивных рассуждений какой-либо земной структуры неканонического статуса.
Илена 24/04/2012 в 17:02:56
Почему же в Церкви нет элиты?.. Есть. "Кто хочет между вами быть большим, будь всем слугой, и кто хочет быть первым - будь всем рабом".
Святые, это разве не элита Церкви?.. И это ЕДИНСТВЕННАЯ элита, на права и "легитимность" которой никому из православных и в голову не придет посягнуть, в "элитарности" которой никто не усомнится, которую все овцы Христовы признают элитой с РАДОСТЬЮ, в отличие от общественных "элит", которые сами себя таковыми провозглашают.
Но вообще все это, честно сказать, ужасно. Ужасно именно то, что РПЦ, вместо того чтобы стоять в истине, "держать что имеет", тащится и влечется за мировыми "трендами". Точно так же как Русь извне не развалили, так же и Церковь: а вот когда взялись ИЗНУТРИ, то видим то, что видим. Ужасно.
Макс Отто фон Штирлиц 24/04/2012 в 15:28:36
Вполне, я считаю, объективная картина: за оранжевую перестройку в Церкви - сотые доли процента из числа оставивших комментарии на сайте Богослов.ру. Для себя считаю зазорным вообще этот сайт посещать как либеральный (подозреваю, что многие так же думают, как я). Думаю, что большинство церковного народа вообще не сидит в интернете. Все эти интернет-технологии нацелены на молодежь, которой создатели этих технологий хотят потрафить и дать порулить.
Очень большую озабоченность у меня вызвала одна речь Святейшего, обращенная к семинаристам, где было сказано, что семинаристы - это элита Церкви. В Православной Церкви не может быть элиты, по моему глубокому убеждению. Эти проекты напоминают инициативы прот. Александра Меня по созданию Церкви внутри Церкви по этническому признаку. Церковь - это Тело Христово, и никакой элиты в Нем нет и быть не может. Церковь - это Святыня, а не корпорация. Корпорация - у католиков.
Светлана 24/04/2012 в 14:07:48
Совершенно согласна с автором статьи. Новый орган Межсоборного присутствия удивляет. Для чего и каких целей этот орган был создан? Как мы все знаем, это орган, созданный по инициативе патриарха Кирилла. Для каких целей был создан орган, для каких целей озвучивается так много разных сомнительных проектов, для каких целей изменяется система духовного образования? Эти цели неясны, в общем контексте церковного развития двусмысленны. И вызывают по меньшей мере только удивление.
Как мы помним из истории, преподобный Сергий Радонежский помогал собирать разрозненные русские земли и запрещал даже служение в храмах на тех землях, которые не хотели единства Земли Русской. А вот сейчас складывается впечатление, что некоторые церковные иерархи больше озабочены тем, как раздробить Церковь, внося в нее проекты типа переводов служб на современные украинские, белорусские и другие языки, вместо укрепления церковного единства, как это делали святители Земли Русской. Вносят идеи реформации в Церковь, сверху используя опыт разрушения России в 90-х годах прошлого столетия.
Дай Бог силы всем людям, которые противодействуют этому, словом и делом. Дай Бог им чистоту веры и помыслов, чтобы достойно противостоять сатанинским силам разрушения церковного единства и Единого Русского государства (включая Белоруссию и Малороссию). Дай им мудрость, чтобы побороть все происки сатаны, чтобы всегда видеть зло и отличать его.
Михаил Ершов 24/04/2012 в 13:16:52
Согласен с Артемом и отношу себя к тем 90-99% верующих православных христиан, которые выступают против всех реформ в Церкви, надуманных предшественниками и нынешними реформаторами и неообновленцами всех модернистких и либеральных толков.
Прошу верных в окружении патриарха (надеюсь, таковые ещё имеются) положить эту статью с конкретными вопросами и предложениями на рабочий стол Святейшего патриарха для ознакомления и незамедлительного принятия соответствующих решений, включая кадровые вопросы. Пора на деле показать, с кем наш патриарх - с 1 % его окружающих, или с нами - всей полнотой Церкви!
Христос Воскресе!
священник Андрей Хвыля-Олинтер 24/04/2012 в 12:43:55
Мне много лет пришлось использовать статистические и иные математические методы в ходе различных системных исследований сложнейших социальных объектов. И я расцениваю данную статью как безупречную с научной точки зрения. Содержание и выводы статьи не просто убедительны - они неопровержимы и требуют незамедлительных управленческих решений в отношении инициаторов так называемых "проектов реформы".
Россиянин 24/04/2012 в 12:34:06
Не только Церковный, но и весь мировой политический и социальный опыт свидетельствуют, что так называемые "новаторы" всегда и везде открыто пренебрегают элементарной нравственностью. Их методы - правдоподобие и ложь, бес-принципность. Они, под благовидными предлогами и витееватыми рассуждениями выполняют заказ антихристианскаих сил. "Творцы" оранжевых и иных подобных революций как близнецы схожи с обновленцами и новаторами, пытающимися изнутри "обновить" Русскую Православную Церковь. И там и там одинаковые функционеры, лозунги, методы и последствия.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Нужна ли нашей Церкви реформа? Православный журнал «Благодатный Огонь»

Нужна ли нашей Церкви реформа?

24.04.2012
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

24.05.2020
Священник Валерий Духанин

Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

3.05.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

20.02.2020
Диакон Илья Маслов

О дискуссии вокруг реплики о. Димитрия Смирнова

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

3.02.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

10.02.2019
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

27.01.2019
Николай Каверин

Некоторые креативные аспекты телепроповеди митрополита Илариона (Алфеева)

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

13.01.2019
Николай Каверин

Об одной замечательной книге из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

 

НОВОСТИ

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

24.05.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

17.05.2020
Диакон Илья Маслов: властями был выбран позорный формат празднования Дня 75-летия Великой Победы

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

06.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

05.06.2019
Афон против украинских раскольников: игумены монастырей Афона просят украинских паломников подтверждать принадлежность к канонической Украинской Православной Церкви

31.05.2019
На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

26.05.2019
Патриарх Кирилл: Советский Союз держался на христианской нравственной парадигме

24.05.2019
Одолеть бесовщину!
Заявление Совета православной патриотической общественности

22.05.2019
Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»? Священник Илья Письменюк утверждает, что может!

19.05.2019
К «протестной» акции в Екатеринбурге против строительства храма св. Екатерины

15.05.2019
Руководитель пресс-службы Патриарха Кирилла священник Александр Волков решил научить детишек «играть в Евхаристию», совершив «детскую миссионерскую литургию» на русском языке