Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Практические вопросы применения церковнославянского языка в современном богослужении

11.09.2012
Епископ Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков)


Доклад на пленарном заседании межрегионального форума «Славянский мир: общность и многообразие»


Обсуждение проблематики применения церковнославянского языка в богослужении ведется на протяжении нескольких столетий (даже не десятилетий). И это понятно и оправданно, ведь для верующего человека не может быть неважным и малозначимым язык, на котором он обращается к Богу, те образы, через которые постигает реальность духовного мира.

И в наши дни развитию церковнославянского языка уделяется пристальное внимание. Так, буквально сегодня, 21 мая, начинает работу круглый стол в рамках VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры», на котором будут обсуждаться вопросы развития языка, работы с древними и современными текстами, применения церковнославянского языка в богослужении.

Изменение, развитие языка богослужения, возможность перевода богослужебных текстов (полностью или частично) на современный русский язык волнует не только филологов. В июне 2011 года был предложен для опубликования в церковных средствах массовой информации с целью широкого обсуждения и дискуссии проект документа, составленный комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства «Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI в.».

Как и ожидалось, проект вызвал бурные споры, так как затрагивает, безусловно, насущные проблемы современной церковной действительности: понимание богослужения молящимися в храме людьми, возможность и необходимость перевода и исправления богослужебных текстов, меры, направленные на популяризацию церковнославянского языка. Эти споры продолжаются и по сей день. Во исполнение принципа: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем любовь», – участники дискуссии высказывают самые различные взгляды как на постановку самой проблемы (есть ли вообще сложности с пониманием церковнославянского языка богослужений, насколько радикальными должны быть меры по их решению), так и на способы ее решения. Хотелось бы сегодня поделиться с участниками форума своим видением данной проблемы.

Церковнославянский язык является неотъемлемой частью православного богослужения, церковные люди не представляют себе молитвенных воззваний на ином языке. Мы не только читаем, но и мыслим на этом языке. У многих людей именно с церковными словами связаны определенные богословские ассоциации, религиозные чувства.

Несмотря на то, что церковнославянский развивается на протяжении многих веков, содержит слова и выражения, которые не употребляются в обыденной жизни, у человека, который стремится к воцерковлению, регулярно посещает богослужения, читает Священное Писание и духовную литературу, не возникает особых трудностей с пониманием богослужебных текстов. На примере своего служения в священном сане могу свидетельствовать, что чем больше священнослужители проводят просветительскую работу, направленную на разъяснение богослужебных текстов, тем больше возникает интереса и желания изучать церковнославянский язык у прихожан. За годы своего служения я не встречал ни одного человека, который искренне заинтересовался бы церковной жизнью, начал прилагать какие-то усилия и не смог бы понять того, что читается в храме. Напротив, некоторая таинственность и архаичность языковой формы богослужения у думающих и находящихся в духовном поиске людей вызывает живейший интерес. Особенно это касается детей и молодежи.

Православное богослужение циклично, одни и те же слова, посвященные тому или иному событию, услышанные снова рождают новые ассоциации, открывают новую глубину в понимании богословия праздника. Каждый текст рождает исторические, богословские, нравственные аллюзии, понимание которых приходит по мере возрастания человека.

Но с другой стороны церковнославянский язык претерпевал изменения на протяжении своего исторического развития. И порой вследствие недостатков перевода и тиражирования богослужебных книг, метаморфоз норм литературного русского языка и других причин некоторые слова или целые обороты речи становились непонятными, а порой читатели начинают вкладывать в них смысл прямо противоположный первоначальному.

В связи с этим в рассматриваемом проекте документа предлагается начать работу по исправлению богослужебных текстов с тем, чтобы сделать их более понятными для большинства наших соотечественников. Для этого в частности в п. 4 предлагается замена «малопонятных церковнославянских слов, а также тех слов, которые в современном русском языке имеют принципиально иное значение по сравнению с церковнославянским. Эквиваленты для них следует находить по преимуществу не в русском литературном, а в церковнославянском языке, что обеспечит сохранение единства стиля и преемственность традиции богослужебного текста».

Следует отметить, что именно этот пункт проекта вызвал самые оживленные споры. Стороны высказали аргументы, с которыми сложно, на мой взгляд, не согласиться. Все возражения можно свести к нескольким причинам. Не отрицая наличия самой проблемы, многие авторы беспокоятся по поводу условности некоторых формулировок проекта. Так, протоиерей Сергий Правдолюбов вполне резонно уточняет: кто будет определять «понятность» или «непонятность» того или иного текста? Где критерий «сложности для понимания»? Богослужение Православной Церкви содержит в себе всю догматику православного вероучения. Посему богослужение действительно непонятно для тех, кто не знает основ православного учения и церковной, в частности Библейской, истории. В таком случае возникает вопрос: справщики текстов богослужения будут ориентироваться в своей работе на постоянного прихожанина, грамотного и желающего совершенствоваться, или на захожанина, проявляющего первый интерес к тому, что происходит в храме (а порой и вовсе не проявляющего особого интереса)?

Если предпочтительнее окажется второй вариант, не лишим ли мы и того, и другого возможности развиваться, более глубоко понимать богословские образы, отраженные в богослужебных текстах? В таком случае получится, что реформа проводится в интересах тех людей, которые, по верному замечанию протоиерея Сергия Точеного, сами слишком заняты более важными делами и «затрудняются» идти ко Христу, т.к. им тяжело сделать усилие над собой (открыть книгу с параллельными текстами, изучить толкования)? А как показывает история и Православной, и Католической Церкви уступки таким людям никогда не приводили их в храм. На Западе, где богослужение сделано максимально «удобным» для современного человека, мы не видим литургического возрождения и расцвета церковной жизни. Литургическое возрождение возможно только там, где люди начинают понимать богословскую глубину того, что происходит в храме, где ведется живая просветительская работа с прихожанами.

Г.И. Трубицына в своей статье «О Проекте документа "Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви ХХI века"» приводит замечательный пример, как анализ выражения «Независтный Источниче» открывает перед внимательным читателем глубокие рассуждения о Боге, показывает различие в языческом и христианском мировоззрении. Это пример неудачного перевода, когда удачного не может быть в принципе, потому что образ основывается на эллинистическом понятии ftonos theon (зависть богов), которого не было в славянской культуре. Славянское значение слова зависть – «чувство недоброжелательства и нерасположения к кому-либо, вызванное действительным или мнимым превосходством, преуспеванием кого-либо». Зависть богов в эллинистической культуре – это глубокое понятие, основанное на представлении, что человек на земле не может обладать полнотой блаженства, его удел – страдание. В образе «независтно» представлено первостепенное отличие христианского Бога от языческих богов. Христианский Бог в абсолютной полноте готов наделить своими благами человека.

Автор справедливо отмечает, что сохранение подобных понятий, лексики, показывающей развитие современного русского языка, их связь с духовным наследием нашего народа открывает перспективу плодотворной работы над языком в школе. Когда церковнославянский будет введен в школьную программу не только в православных гимназиях, он поможет сделать уроки русского языка интересными, развивать языковое сознание молодого поколения.

В проекте рассматриваемого документа подчеркивается, что переводимые тексты «должны точно передавать смысл оригинала, быть понятными для молящихся и сохранять традицию возвышенности богослужебного языка, свойственную Православию». Однако определение возвышенности, его соотношение с понятностью слов и оборотов также очень расплывчато. Во-первых, не все национальные языки предполагают возвышенный перевод. Как отмечает Г.И. Трубицына: «Вряд ли выражение "приидите, поклонимся", переведенное на чувашский как "придите, постучим головами", звучит возвышенно». А между тем само мировоззрение чувашского народа не знало воздаяния чести через поклонения. Во-вторых, в современном расхристанном обществе, утратившем к тому же высокую планку культурной жизни среди широких слоев общества, не только многие возвышенные слова становятся непонятными, но и раздражают многие понятия нравственной жизни. В том же самом призыве «придите, поклонимся» само предложение смириться перед чем-то более высоким, чем человеческое «я», воспринимается как оскорбление. Нужно понимать, что язык – это не механический инструмент, а живой организм, который отражает изменения мировоззрения, психологию, историю народа.

Порой уточнение, направленное на то, чтобы упростить выражение для понимания, способно исказить его смысл. Например, слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1 Кор. 10,23) в современном русском переводе, изданном Российским Библейским обществом, звучат так: «Все позволено! Но не все способствует созиданию». Также могут быть утрачены едва заметные смысловые оттенки похожих слов.

Церковнославянский язык возвышен, неотмирен и тем самым он воцеломудривает человека, приобщает его к богатой церковной культуре, открывает новые горизонты в понимании жизни.

Еще одно очень значимое возражение против исправления церковнославянского языка: кто будет проводить эту работу? Ведь для того, чтобы вносить серьезные исправления в богослужебный язык, нужно, с одной стороны, иметь соответствующий духовный, молитвенный опыт, блестяще разбираться в литургических тонкостях, а с другой стороны – иметь серьезное филологическое образование, понимать особенности поэтической системы византийской гимнографии. Не случайно переводчиками богослужебных текстов на славянский язык стали именно равноапостольные Кирилл и Мефодий – люди святой жизни, получившие к тому же блестящее для своего времени образование и воспитание. Много ли сегодня таких специалистов? Есть ли у Русской Православной Церкви силы и средства начинать столь глобальный проект?

Приступая к работе над богослужебными текстами, нельзя забывать особенности русской церковной истории, русского менталитета. Для русского человека вопрос сохранности священных текстов, обряда всегда был значим, ибо внешнее всегда воспринималось им как отражение внутреннего. Мы не сможем забывать, что церковный раскол XVII века, вызванный поспешной непродуманной и категоричной реформой, не уврачеван окончательно до сих пор.

Таким образом, безусловно, можно сделать вывод, что существует проблема в понимании некоторых богослужебных текстов, которые в процентном соотношении составляют незначительную долю относительно тех молитвословий, смысл которых можно уяснить и без каких-либо исправлений. Но для решения этой проблемы ни в коем случае нельзя принимать поспешных мер и совершать необдуманных действий. Каждое исправление должно обсуждаться в широком кругу специалистов. Не должно происходить вмешательства в строй церковнославянского языка, заменяться должны только отдельные устаревшие слова, непонятные церковному человеку, не касающиеся определения догматических истин.

На мой взгляд, работу по улучшению понимания верующими богослужения нужно начинать не с перевода, а с просветительской работы с прихожанами и усиления контроля за служением духовенства. Для лучшего понимания церковнославянского языка необходимо организовать издание дешевых построчных комментариев к богослужебным текстам, качественных словарей и учебников. В проекте документа совершенно справедливо отмечается, что «важной задачей остается организация работы по широкому изучению церковнославянского языка. Большинство верующих ограничивается несистематическим знакомством с ним во время богослужения. В связи с этим необходима подготовка новых пособий по церковнославянскому языку разной степени сложности и детализации, а также учебных материалов в современных медиаформатах – в виде аудио- и видеокурсов, телепрограмм и т.п.» Изучение языка в воскресных и общеобразовательных школах, проведение занятий для прихожан без сомнения принесут добрые плоды.

Зачастую прихожане (а порой и сами священнослужители) плохо понимают смысл прочитанного в храме не потому, что церковнославянский изобилует непонятными или устаревшими оборотами, «в значительной степени восприятие текста зависит от качества его исполнения». Непродуманные сокращения, неблагоговейное служение также не способствуют пониманию не то что отдельных слов, а вообще смысла того или иного богослужения (последования).

Поэтому священноначалию следует активизировать работу по усилению контроля за качеством чтения и пения богослужебных текстов, требовать от духовенства раскрывать их глубокий назидательный смысл в проповедях. Здесь можно посоветовать проводить на епархиальном уровне конкурсы чтецов, обучающие семинары, периодически устраивать аттестацию священнослужителей и церковнослужителей на предмет знания основ церковнославянского языка и правил произношения. Настоятели должны следить за тем, как читают и поют в их храмах. Ведь «нередко прекрасные тексты остаются непонятными не из-за труднодоступности церковнославянского языка, а из-за плохого чтения и пения в храме». Необходимо проводить богослужебную практику для священнослужителей небольших храмов в крупных соборах, во время которой проверять качество чтения.

Если такая работа будет проводиться, то без сомнения через небольшой временной промежуток мы увидим добрые плоды в церковной жизни, которые вполне возможно окажут влияние и на общекультурный уровень нашего народа.


Саратов, 21 мая 2012 г.




Голосование за статью
 - 
55
 /  - 
2
Комментарии:
Анастасия 31/10/2012 в 17:42:48
На "Богослов.ру" представитель кочетковской конфессии некто Мигузов дописался уже до этого: "Обновленческие структуры обязательно необходимы...":
http://www.bogoslov.ru/text/1762795.html#comment2920987
Арсений 26/10/2012 в 21:24:10
Если кому-то нужно будет собрать о вас досье, он всё равно это сделает. А в данном случае можно заблокировать куки с сайтов статистики в настройках браузера.
Наблюдатель 23/10/2012 в 22:47:15
openstat предлагает статистику: "Узнайте всё необходимое о посетителях вашего сайта: социальный статус, сферу деятельности, интересы в сети и в жизни, доходы и расходы и т.п.".
Полнота данных. Вы всегда знаете о своих посетителях всё необходимое. Далее перечисляются пункты подробного досье, включая количество и возраст детей, место работы, перемещения, предпочтения и т.п. https://www.openstat.ru/solutions/audience-profile
Константин 22/10/2012 в 23:17:40
//Портал bogoslov.ru пользуется системой шпионской статистики spylog.com и openstat.ru. Это видно при загрузке страницы портала.//
Что это за "шпионские статистики"?
Михаил Ершов 21/10/2012 в 20:29:55
Наблюдателю
Волков бояться - в лес не ходить. Нас всех давно уже вычислили (а я лично и не скрываю моё имя) и поставили на учет. А все остальное - в руках Божиих.
Наблюдатель 21/10/2012 в 14:46:58
Портал bogoslov.ru пользуется системой шпионской статистики spylog.com и openstat.ru. Это видно при загрузке страницы портала.
Арсений 10/10/2012 в 16:16:09
Это: "кто хочет - пусть идет..." и есть раскол в Церкви. Если мы не хотим потрясений, нужно сделать всё от нас зависящее, чтобы вопрос о языке богослужения был закрыт.
Виктор 09/10/2012 в 12:27:30
Последователи священника Георгия Кочеткова уже давно служат на русском языке без всяких на то разрешений. Зачем же теперь они давят на жалость и заявляют нам: "сторонники ЦСЯ желают ДЛЯ ВСЕХ, а сторонники богослужения на русском языке просят дать им возможность, которой они просто не имеют. Если будут, например, в Москве из 500 храмов хотя бы 2 со службой на русском языке – то, о каком расколе может идти речь? Кто хочет - идет служить на ЦСЯ, кто хочет – идет служить на русском"?
На это "кто хочет - пусть идет" так и хочется ответить: кто хочет слушать модернизированную службу на современном русском языке, пусть идет к тем священникам, которые нарушив присягу «Богослужения и Таинства совершать с тщанием и благоговением, по чиноположению церковному, ничтоже произвольно изменяя», дерзают уродовать Божественную службу (например, так: "Преставилась к Жизни Мать Жизни" - прости Господи!).
Протоиерей Сергий Правдолюбов пишет: «Сегодня решается один из ключевых вопросов нашей церковной жизни – вопрос о том, дерзнем ли мы сделать первый шаг по пути пренебрежения многовековыми устоями нашей Матери-Церкви, дерзнем ли встать на путь погибельный – на путь обновленчества... Проект, предложенный ныне на обсуждение, затрагивает не частные вопросы исправления церковнославянского языка и прояснения якобы «непонятных» мест церковнославянского богослужения. Это – начало процесса разрушения православной традиции во всех сферах церковной жизни, – в богослужебном языке, в литургическом уставе, в церковном Предании. Остановить этот разрушительный поток обновлений и «реформ» будет крайне трудно и даже, пожалуй, невозможно». http://www.blagogon.ru/digest/220/
Виктор 08/10/2012 в 21:50:52
Перед началом войны с НАТО в Сербии в среде духовенства СПЦ как и у нас велось обсуждение богослужебной реформы. Конечно еще не факт, что в случае русификации богослужения на Россию как и на Сербию обрушатся тонны тротила, и число убитых детей уже в первый месяц войны будет исчисляться сотнями, но для меня лично данная параллель является поводом согласиться с тем, "что история, к сожалению, никого и ничему не научила".
В настоящее время ведется много разговоров о якобы имеющейся необходимости перевода богослужения с церковно-славянского языка на русский. Это объясняется тем, что прихожане «не понимают» церковно-славянского богослужения, им скучно на службе, и по мнению инициаторов этого новшества именно поэтому многие из них перестают ходить в церковь. Инициаторы русификации убежденно доказывают, что как только тексты богослужений будут переведены на некий "церковно-русский язык", и в наших храмах будут служить по-русски, тогда все наши храмы наполнятся молодежью, и весь народ воцерковится. Некоторые умники предлагают даже начать с 2% наших храмов, лишь бы легализовать и узаконить свои "далеко идущие намерения". Между тем в предложении об использовании русского языка в богослужении нет ничего нового.
То, что нам хотят преподнести чуть ли не как великое открытие, на самом деле является лишь навязчивым повторением много раз пройденного. Западные церкви в лице англикан, протестантов и их многочисленных сектантских ответвлений прошли этот путь до конца. Плоды такого реформаторства хорошо известны: http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=rh_nqtp3VrU#
Возникшая сразу после революции обновленческая группировка во главе с протоиереем Александром Введенским наряду с другими реформами провела и реформу богослужебного языка. Но, вопреки ожиданиям и обещаниям, обновленческие храмы не наполнились прихожанами. Люди шарахались от «красных попов» как от чумной заразы. Секта обновленцев-«живоцерковников» существовала лишь благодаря финансовой поддержке НКВД. Ко времени начала Великой Отечественной войны живоцерковники стали уже настолько маргинальной группой, что от них отвернулся даже их отец-основатель – ЧК. Обновленцы вынуждены были, принося лицемерное покаяние, возвратиться в лоно Русской Православной Церкви, храмы которой, несмотря на жестокие гонения и «непонятное» церковно-славянское богослужение, были полны народа. Наша позиция ясна и понятна: ни о какой модернизации богослужения не может быть и речи...
У нас между тем на повестке дня "супер-миссионерский проект": превратить богослужение в развлекательно-увеселительное мероприятие, а Святую Церковь в площадку для "творческих экспериментов".
Виктор 06/10/2012 в 22:46:58
Николаю С.
Ничего, дорогой брат, что Ваш ответ кочетковцу не опубликован. Его "ответ" Вам просто смешон, и на фоне Вашего поста http://www.bogoslov.ru/text/1762795.html#comment2842509 вообще выглядит детским лепетом. ...Что касается замены ЦСЯ на возвышенный русский разговорный, с целью сделать богослужение более понятным для современных людей, то не забывайте, дорогие, что за "А" всегда следует "Б", и это еще только начало алфавита. Следующим этапом после русификации может стать замена устаревших мотивов церковных песнопений на что-либо более современное (поп- или рок-музыку например). А там дальше, глядишь, и до богослужебных облачений дело дойдет. "Зачем, скажут, этот старомодный "прикид", когда XXI век на дворе?". Своими реформаторскими "новациями" (которые с шумом провалились в начале XX века http://www.blagogon.ru/digest/230/), вы вносите смуту в церковную среду и подводите Церковь к очередному расколу. Если после русификации богослужения хотя бы один человек соблазнится и уйдет из Церкви, за его душу будете отвечать пред Богом всем коллективом. Аминь
Анастасия 06/10/2012 в 07:34:35
Николаю С.
Конечно, подтасовка вполне возможна. Пока многословный кочетковец, который как выяснилось, действует вопреки отношению к подобным ему правящего архиерея, там в абсолютном меньшинстве. Скорее всего все эти глупости пишет он сам. А православным просто лень их читать и опровергать. Это тяжёлая рутина, но этим нужно заниматься:-)
М.Е. 03/10/2012 в 21:21:00
Анна возможно попала в точку. Возможно и коллективное "творчество" для поддержания "кочетковского лица".
Анна Грушина 03/10/2012 в 20:43:18
"Мигузов" из Воронежа просто озвучивает-отписывает на "Богослове" то, что ему присылается по мэйлу из кочетковского СФИ тамошними профессорами-бакалаврами и проч. Вот и вся премудрость.
М.Е. 03/10/2012 в 20:18:32
Николаю С.
Николай, ты точно подметил насчет симпатий этого "прогрессивного" ресурса к определенным кругам "богословов" с дипломом и без диплома. Я тоже 2 раза попытался ответить на тирады этого "умника" в желтом стихаре, но встретил полное непонимание со стороны модератора. Слава Богу, несколько комментариев по кочетковцам прошли и хорошо ударили по "лицу" этого лжеучителя и его учеников. Пока этот Мигузов притих, но в любое время может вылезти там и в другом месте. Не обращайте на него внимания. А насчет "анализа" все же надеюсь на то, что они (на Богослове.ру) не потеряли ещё совесть и не пойдут на прямой подлог. Так что Мигузов напрасно старается. Его словесный понос говорит о их слабости.
Николай С. 03/10/2012 в 09:47:31
Анастасии.
Спаси Вас Господь за Вашу ревность о вере и Церкви. Внял Вашему совету и впервые написал на сайте «Богослов» краткий комментарий по поводу грядущих языковых реформ. Среди прочего, вскользь упомянул там неугомонного кочетковца – не хотелось уделять ему внимание. Этот Мигузов на следующий день разразился ответом, смысл которого в том, что я дурак неграмотный. Я вынужден был ему очень вежливо ответить, объяснив, что он неправ. Модератор почему-то не поставил ответ. Дней через пять-семь я его продублировал, тактично напомнив модератору, что можно бы и опубликовать со второго раза мой вполне безобидный комментарий. Модератор опять не внял. В результате в моём скромном лице православные защитники церковнославянского богослужения выглядят глуповатыми простецами, которым по скудоумию абсолютно нечего ответить «высокообразованным» кочетковским «богословам». Подозреваю, что этот Мигузов написал 2/3 комментариев, потому что половина его оппонентов просто блокируется. Такова политика и идеология сайта.
Анастасия, думаю, что итог всего этого «всенародного обсуждения» будет следующим. Компетентные и ответственные люди внимательно проанализируют все опубликованные и неопубликованные комментарии, пожелания и предложения. Потом выберут из них 85% «за» перевод на русский и 15% – «против». Из тех, которые «за», подберут наиболее умные и хорошо написанные. Из тех, которые «против», выберут самые безграмотные. Получится, что все мыслящие верующие выступают за русский язык, а за церковнославянский ратуют только тупые и необразованные отморозки. После этого, такой «анализ» торжественно представят Патриарху, Синоду, Архиерейскому собору и т.д.
На «Богослов.ру» больше ничего писать не хочу – достаточно одной попытки.
Екатерина 27/09/2012 в 00:31:50
"На мой взгляд, работу по улучшению понимания верующими богослужения нужно начинать не с перевода, а с просветительской работы с прихожанами и усиления контроля за служением духовенства".
Совершенно верно! Русский язык я знаю на уровне "Пешком постою". Если я понимаю молитвы и т.д., неужели для некоторых русскоязычных ЦСЯ стал каким-то инопланетным?! Кто против ЦСЯ, тот против Церкви и Православия!
Анастасия 25/09/2012 в 14:14:04
Платок можно и не набрасывать, но портал bogoslov.ru Межсоборное присутствие сделало площадкой обсуждения. В сложившейся ситуации, когда 2/3 комментариев там написаны каким-то, по видимому, не обремененным другими делами пользователем, призывающим к кочетковским "переводам", молчание считаю предательством. Нужно выразить ясную, принципиальную позицию, что православные не приемлют подобных переводов, и против такой протестантской деятельности.
М.Е. 24/09/2012 в 16:20:06
Анастасия, не обращай внимания на этого "умника" в желтом стихаре. Беда в том, что сам ресурс, наверное, к нему и ему подобным не равнодушен. Бог им Судья. В наших силах - не пускать эти самочинные русские переводы (которыми восторгается вышеупомянутый "умник" и кочетковская "паства") в наши храмы. "На каждый роток не накинешь платок." - народная поговорка. "Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся" - наставление апостола Павла
Анастасия 23/09/2012 в 18:01:59
Кто не равнодушен к сохранению Священного церковнославянского богослужебного языка, пожалуйста поддержите православных: http://www.bogoslov.ru/text/1762795.html#comment2812477
Анастасия 22/09/2012 в 21:39:56
Здесь http://www.bogoslov.ru/text/1762795.html идёт обсуждение роли Церковнославянского языка в жизни Православной Церкви. Предлагаю читателям БО принять участие, т.к. молчанием православных пользуются кочетковцы.
Михаил Ершов 22/09/2012 в 21:13:37
...Эти "русские" люди упрекают нас в том, что мы используем ЦСЯ в основном только во время богослужения и не пользуемся им на улице, в общественных местах... Пусть они лепечут, что им вздумается, а кочетковцы в своей секте делают, что им угодно. Одно только им скажу - руки прочь от ЦСЯ, умолкните языки несмыслящие, ленивцы и словоблуды. Я - русский и не стыжусь того, что вот уже тысячу лет Русская Церковь и истинно верующие русские люди служат Богу на ЦСЯ, мы молимся как и все наши святые на ЦСЯ. Нам славянам просто преступно отказываться от нашего сакрального церковного языка. Всех, кто это не понимает, да вразумит Господь Бог наш Иисус Христос и приведет к истинному пониманию значения и важности ЦСЯ в сохранении нашей исторической и культурной самобытности.
Наталия Ноздрина, Москва 13/09/2012 в 15:33:30
Надеюсь, что Вы все это пишете помимо своей воли, дорогой о Господе Николай С., или хотя бы, не сознавая, что Вы пишите. В руках нынешней всколыхнувшейся либерастической нечисти орудиями являются в том числе и вот такие воцерковленные интеллигентствующие наши братья и сестры. Лучше бы это все же осознать. Видите, как все у нас в головах запуталось. Давайте распутываться.
Николай С. 11/09/2012 в 10:17:04 писал: «Лично «для себя» (Н.Н: заметьте – излюбленный современный штамп) я бы вообще не менял в церковнославянском языке богослужения ни одной буквы и ни одной синтаксической конструкции. Тем не менее, …»
Отработанный риторический либеральный прием: я вообще-то за, но…; все правильно, тем не менее…; это верно, однако, … Смотрите, Николай, вы уже допускаете в Вашем сознании саму возможность замены. Пусть пока косметическая, но подмена. Это пока. Начинается всегда с малого. Дальше – больше. Сначала 5, потом 17, а потом и 37 (и в исторической ретроспективе аналогично). Главное, Вы прогнулись. Это – их победа. Это – наше поражение. Мы слабеем, и без того слабые духовно. А начало положили Вы с Вашими 5 словами. Приняли помысл о том, что это возможно.
 Николай С. 11/09/2012 в 10:17:04 писал: « … надо признать, что в богослужебных текстах и Священном писании на церковнославянском языке есть пять или шесть слов, которые сейчас выглядят соблазнительно…»
Прошу уточнить, выглядят для КОГО? Для людей, кого Господь сам призвал по слову Своему? И кто первые годы боится от страха Божия взглянуть на алтарь, кого буквально напаяют эти глаголы благодатные на службе церковной и келейной? Или тех, кто впоследствии уже окреп духовно, но снова и снова изумляется высокой поэзии и недосягаемой чистоте богослужебных песнопений, созданных собеседниками ангелов и переведенных в тиши монашеских келий. КОГО соблазнит слово «ПИВО»? Если речь идет о Христовой Крови? Если слезы текут ручьем? А если не текут, то и все другое ненужно. А если иные соблазняются, то не это слово их соблазняет, а что-то совсем другое, глубоко личное. (Можно на эту тему на досуге поразмышлять.)
Николай С. 11/09/2012 в 10:17:04 писал: «…и даже могут дать повод для хулы насмешников-богоборцев. Я допускаю их замену…»
Дорогой о Господе, Николай С. Я допускаю замену насмешников-богоборцев на добрых и чистых людей. По милости Божией. Что и происходило неоднократно, в том числе и со знаменитыми деятелями культуры и литературы. Есть Промысл Божий о них. А вы, Николай С., так сильно за них переживаете, видимо сильнее гораздо, чем сам Господь Бог, что решили им помочь, убрав из церковнославянских богослужебных текстов 5-6 слов. Действенно.
Николай С. 11/09/2012 в 10:17:04 писал: «есть слова «изрыгну хвалу». Можно поставить «изреку».»
Николай, У вас когда-нибудь случалось пищевое отравление? Тогда Вы должны представлять, что человек чувствует, когда нечто изрыгает. Это просто невозможно проконтролировать и сдержать. Это бьет фонтаном. Вот также иноки-переводчики передали смысл неудержимой благодарности и хвалы Богу. И не этим горе-переводчикам нужно спускаться до нашего уровня со своими «несуразными», «неприличными» переводами, а все-таки надо подниматься нам с Вами. Очищать свое сознание. Отбросив свою надутую интеллигентскость, преодолевая свою испорченность и вывыхнутость души. Бог даст, еще успеем. Давайте потихоньку распутываться. Глядишь и насмешники-богоборцы за нами подтянутся…
Николай С. 13/09/2012 в 13:08:35
Наталье Ноздриной
Спасибо за неравнодушие к теме. Наталья, я, по-моему, достаточно ясно изложил, что абсолютно ничего меня в нашем церковнославянском богослужении не смущает, никаких изменений в нём я не хочу, но не буду протестовать против замены нескольких церковнославянских слов на их церковнославянские синонимы. Перед неверующими, богоборцами и реформаторами мне ни за что в Православии не стыдно: плевать я на них хотел в отличие от церковных либералов, заботящихся о том, что скажут бесы, простите, люди – неполиткорректно выразился. «Нецерковные толеранты» лично на меня никогда ещё не нападали – чего мне от них спасаться? А нетолеранты нападают на Святые Дары. На уже давней богохульной выставке «Осторожно, религия!» в сахаровском центре был изображён Спаситель с банкой кока-колы и надписью на тему Ин. 6:55. По своему невежеству хулители не читали Евангелие на церковнославянском языке и не бывают на богослужениях, иначе обязательно нарисовали бы банку «Будвайзера». Кроме того, верующие, особенно новоначальные, могут случайно вспомнить эти слова, подходя к Чаше. Многие мысли, образы, ассоциации, особенно кощунственные, входят к нам помимо нашей воли. Если их не принимать, то и греха нет, но всё равно, это нехорошо в такой момент.
А вообще, повторюсь: я отнюдь не агитирую за какую-либо реформацию в «православной» обёртке, а совсем даже наоборот. Просто здесь комментируют тему, и я написал своё мнение по поводу нескольких слов. Спаси вас, Господи!
Сергій 13/09/2012 в 12:13:25
О неблагозвучных словах церковнославянского языка
Никому бы в голову не пришло просить наших братьев-славян заменить в своих языках те слова, которые в современном русском языке имеют иное значение. Знатоки сербского, болгарского, польского языка смогут вспомнить немало “врагов переводчика”. Однако такие слова мы по необходимости запоминаем, учим и радуемся богатству нашего общего языкового наследия. Чем же и перед кем провинился церковнославянский язык? Или мы сами боимся признать себя его живыми носителями? Чем можно охарактеризовать свободное владение церковнославянским языком? – Определенно, не умением изъясняться на нем в обыденной жизни, потому что для этой цели нам служит родной язык.
В последнее время много и правильно говорится о необходимости внятного чтения, однако, это лишь техническая сторона вопроса. Церковнославянский язык – это язык общения с Богом. И потому минимальное знание церковнославянского языка – это способность произнести: “Господи, помилуй!” Что же касается необходимости церковнославянского языка как такового, то и пожар можно тушить подручными средствами, и на врага выйти, схватив первый попавшийся камень... Все может быть. Но проверенное оружие для духовной брани при нас, и едва ли можно оправдать неумение или нежелание им воспользоваться.
Наталия Ноздрина, Москва 12/09/2012 в 17:54:07
Вот слова Спасителя, в которых Николай С. допускает замену: "ПЛОТЬ БО МОЯ ИСТИННО ЕСТЬ БРАШНО, И КРОВЬ МОЯ ИСТИННО ЕСТЬ ПИВО" (Ин, 6:55). Простите мою нескромность, позволю себе напомнить Николаю С., что тексты всех богослужебных книг, чинопоследований, молитв, составлялись не пялившимися в телек по выходным, не любившими погонять в футбол с бывшими однокашниками, не курившими, не видевшими походя полуголых девок и рокеров в метро, не бравшими в руки мерзкие желтые газетенки, не произносившими и не слышавшими ни разу в жизни грязномерзкое словосочетание "пусси райот", не приучаемыми годами к толерантности людьми. А немножко иными. В основном, иноками и святыми. То есть с непомраченным сознанием людьми. Я еще раз дико извиняюсь! Все дело в том, что у нас с Вами, как и у всех живущих в 21 веке, хотим мы или не хотим, ходим мы в храм или не ходим, (ну кто ходит, то чуть меньше) сознание помрачено настолько, что мы этого даже не замечаем. Вот в чем проблема-то, дорогой о Господе, Николай С.! Нам бы держаться что есть мочи за все, до капли, что нам оставили тысячи тысяч прошлых наших предков, до крови держаться, зубами и ногтями. До крови. Поелику каждый Глагол освящен тысячами тысяч молений уст на протяжении тысячей тысяч православных богослужений за тысячи лет истории Церкви. И вот в 2012 году нам с Вами, пребывающим в помрачении (причем в наследственном), стало «неудобно» даже как-то вдруг «стыдно», (и перед кем, - Господи, о ужас, не перед Богом, нет, что Вы! - а перед НЕВЕРУЮЩИМИ) за некоторые корявые церковнославянские слова. …. (тут прошу всех чуть остановиться и задуматься). Мне тоже было раз стыдно, когда, мне пришлось лет 11-12 назад, читая службу Октоиха, в какой-то простой день, громко и четко при всем честном народе произнести слово «бл…ди». Я сначала не поверила глазам своим, думала, ошиблась. Но нет, речь шла именно о них - «Бл…дях церковных», в которых «шатание». Вы, Николай С., возможно этого не знали. (Октоих написан на церковнославянском языке, в приходских храмах на вседневных службах часто опускается). Так что, надо будет, по-Вашему, не 5-6 слов убрать (за которые стыдно), а уже семь. Может кто-нибудь еще какое словцо подскажет, глядишь, всем миром и разберемся, и устроим, наконец, себе спокойную жизню, а то ишь нападают со всюду энти невоцерковленные толеранты на нас, таких из себя всех воцерковленных до невозможности. Ну как же еще спастись-то от них? Ну конечно, поправим поскорей все что им не ндравица! Вот заживем-то славно! Благодать! А на вопрос наших святых предков «Как вы сберегли заветы и веру отцов?», который нам рано или поздно ТАМ зададут, ответим … э-э… ну, там сориентируемся. Так, уважаемый, Николай С.?
Марина 12/09/2012 в 15:10:17
Читала эту статью на сайте "Православие.ру", очень понравилась. Глубокий поклон владыке Пахомию за его позицию!
Наталия 12/09/2012 в 14:55:22
Cовершенно согласна со Светланой и Ларисой. Поклон и благодарность владыке Пахомию. Cлава Богу, что в наше смутное время Господь нам посылает все-же ТАКИХ молодых архипастырей, на них надежда. Знаю неообновленцев "изнутри", т.к. 22 года назад на заре своего воцерковления пребывала на агапах общины Георгия Кочеткова около 3-х лет. Ушла сама, слишком чувствовалась фальшь на этих "трапезах любви", cознательное размывание границ конфессий, планомерное воспитание в членах общины чувства своей элитарности и права судить и реформировать Церковь, откровенная ненависть к монашеству. В голодные 90-е годы община эта неплохо кормилась "гуманитарной помощью" с западной стороны. И, конечно, одной из важнейших задач была - отмена церковнославянского языка в богослужениях - еще тогда.
Страшно и дивно осознавать,что ныне все вернулось "на круги своя". Но на страницах "Благодатного огня" с благодарностью читаю, что Апостасия встречает сопротивление и от мирян, и от священства, и от части архипастырей нашей Церкви. Надеемся.
Светлана 11/09/2012 в 21:10:17

Все эти непонятности от лукавого. Они просто служат поводом для нестроений в Церкви. Определенная группа лиц этого добивается любыми способами. То, что эта дискуссия ожила сейчас, говорит, о то что нынешний Патриарх, нарушает свое обещание, которую он дал перед выборами, что он не будет проводить никаких реформ. Но судя по всему не всем обещаниям можно верить!!! И свое юношеское желание перестроить Церковь изнутри он продолжает лелеять в своей душе. Как он уже это делал, будучи ректором Смоленской семинарии. Уже в стенах Смоленской семинарии ученикам насаждал русский язык для проведения Богослужений. Судя по всему ему не терпится это насаждение национальных языков, как это происходит на каждую пасхальную службу. Части Священного Писания читаются даже и на украинском языке. Вместо молитв об обьединении единого народа разделенного историческими коллизиями, идет поддержка разделения на церковном уровне, поддерживая службы на украинском и русских языках в церкви. Для этого и нужны русификации или украинизации текстов. Каждый раз сообщается о переводах библейских текстов на чувашский, якутский, и др. языки. Возникает закономерный вопрос для чего делается это? Ответ понятен - дезинтеграция России любой ценой. Вместо вселенскости Русской Православной Церкви идет ее деление. Исподтишка. И всегда можно найти "полезных идиотов" (термин Ленина), которые не понимая, о чем глобально идет речь, будут кричать, что да, надо улучшить понимание текстов, для того, чтобы все было всем понятно. То, что их рвение будет служить процессу уничтожения единого пространства Русской Православной Церкви, их не будет волновать совсем. Главное, что сработала установка: руши, ломай улучшай. Слава Богу, что есть честные священники, как протоиерей Сергий Правдолюбов, которые бескомпромиссно борются с происками темных сил, стремящихся любой ценой ослабить Святую Русь и ослабить Русскую Православную Церковь. Святые Российские новомученники, пострадавшие за Христ, молите Бога нашего Иисуса Христа, чтобы он очистил ее от ненужных дискуссий, и обновленчества.

Лариса 11/09/2012 в 15:18:13
"Здесь можно посоветовать проводить на епархиальном уровне конкурсы чтецов, обучающие семинары, периодически устраивать аттестацию священнослужителей и церковнослужителей на предмет знания основ церковнославянского языка и правил произношения. Настоятели должны следить за тем, как читают и поют в их храмах."
Можно только порадоваться за такого молодого епископа. Побольше бы их - ТАКИХ было на нашей грешной Земле.
Николай С. 11/09/2012 в 10:17:04
Лично «для себя» я бы вообще не менял в церковнославянском языке богослужения ни одной буквы и ни одной синтаксической конструкции. Тем не менее, надо признать, что в богослужебных текстах и Священном писании на церковнославянском языке есть пять или шесть слов, которые сейчас выглядят соблазнительно и даже могут дать повод для хулы насмешников-богоборцев. Я допускаю их замену церковнославянскими синонимами ради немощи человеческой. Прежде всего, это касается такого важнейшего вероучительного места в Евангелии как Ин. 6:55. Дабы не смущать верующих и не давать повода ищущим повода, там желательно поставить слово «питие», как в Синодальном переводе. По-моему, где-то в богослужении (не могу ручаться, сейчас не упомню) есть слова «изрыгну хвалу». Можно поставить «изреку». В Евангелиях и однажды в Ветхом Завете встречается слово «влагалище», имеющие сейчас совершенно определённый анатомический смысл (в Ветхом Завете даже «влагалище диряве»). В таких местах вполне органично смотрелось бы слово «вместилище». Повторяю, во всём богослужении и Священном Писании найдётся пять-шесть, максимум десяток подобных слов. Их заменой я бы и ограничил всю эту пресловутую реформу.
Николай (Москва) 11/09/2012 в 09:23:54
Россиянину: Совершенно верно.
Россиянин 11/09/2012 в 08:39:00
Чем внутренне ближе человек к Богу и Церкви, тем сильнее у него потребность к сакрализации своего молитвенного языка и образа своей жизни. Чем внутренне отдаленнее человек от Бога и от Церкви, тем более у него тяга к профанному языку и профанному образу своей жизни. К чему же должна призывать Церковь и чему учить? Сакральному или профанному?

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Практические вопросы применения церковнославянского языка в современном богослужении Православный журнал «Благодатный Огонь»

Практические вопросы применения церковнославянского языка в современном богослужении

11.09.2012
Епископ Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков)

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.09.2018
Киприан Шахбазян

Место «нового Катехизиса» в православной традиции и его авторитетность

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

11.09.2017
Михаил Демурин

Конфликт между миром и Церковью: дело тут не в «пропаганде»

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

8.09.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

11.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Благовествование или маркетинг?

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

31.08.2017
Диакон Илья Маслов

Дорога в никуда. Недоумения о «современном богословии»

14.07.2017
Документальный фильм «Эти». Комментарий священника Алексия Чаплина

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.07.2017
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

5.07.2017
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

25.06.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

2.08.2017
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

31.05.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

19.04.2017
СМИ: Россия испытала гигантскую ядерную торпеду

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

14.10.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

14.09.2015
Александр Буздалов

Деятельность священника Георгия Кочеткова и реформы Московской Патриархии

7.12.2010
О «снятии анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

16.12.2016
Протоиерей Владимир Переслегин

Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»?

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

26.04.2015
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и церковное осуждение фашизма и коллаборационизма

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

 

НОВОСТИ

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

19.09.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

23.08.2017
Поклонская перешла черту: от депутата отворачиваются коллеги и священники

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

24.07.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения