Богородица

Актуальные статьи

О ситуации в Сербской Православной Церкви

15.05.2018

Нынешняя ситуация в Сербской Церкви очень тяжелая, сложная и в ее истории небывалая. Полагаем, что в остальных Поместных Церквах неизвестны истинные масштабы распространения в СПЦ неправославных учений, модернизма и реформаторства. Да, люди сегодня имеют возможность с помощью Интернета узнавать новости из сестринских Православных Церквей, однако незнание языка не позволяет понять сущность проблем. Поэтому данную беседу с вами мы считаем чрезвычайно важной и безмерно благодарны вам за то, что вы нашли ее полезной для ваших читателей.

Первые реформаторские шаги в нашей Церкви были сделаны примерно двадцать лет назад: тогда появились неправославные учения и были проведены некоторые богослужебные реформы. Экуменические контакты осуществлялись и раньше: СПЦ является членом «Всемирного совета церквей» с 1965 года, а сербский Патриарх Герман (1899–1991) был даже заместителем председателя этой всееретической экуменической организации (преп. Иустин Челийский называл экуменизм «всеересью», а в книге «Православная Церковь и экуменизм» дан наилучший богословский анализ этого лжеучения, маскирующегося под «любовью» к инославным). Богослужебные реформы в Сербской Церкви начали проводить последователи греческого и русского неомодернизма – иеромонахи Амфилохий (Радович), Афанасий (Евтич) и Ириней (Булович).

Свою духовную жизнь и работу они начинали под благословенным руководством преподобного Иустина Челийского и, пока он был жив, писали в святоотеческом духе своего наставника. Иеромонах Ириней (Булович) защитил докторскую диссертацию о «зилоте» святом Марке Ефесском, иеромонах Амфилохий – о святом Григории Паламе, также великом антилатинском богослове, а иеромонах Афанасий – об экклесиологии апостола Павла, который учил отвращаться еретика после первого и второго вразумления (Тит. 3, 10). Иеромонах Афанасий, когда он еще шел по стопам отца Иустина, говорил, что Православная Церковь должна избегать всякого литургического реформаторства, чтобы с ней не случилось то же, что произошло с папистами после Второго ватиканского собора. Отец Амфилохий в своей статье о колливадах также явно противостоял литургическим реформам... Но, как сказано в Священном Писании, тлят обычаи благи беседы злы (1 Кор. 15, 33) – влияние модернистов вроде о. Александра Шмемана и Иоанна (Зизиуласа) сделало их чуждыми духа Священного Предания и его поборника, Святого Отца Церкви наших дней преподобного Иустина Нового Челийского, и упомянутые епископы ныне являются главными сторонниками и проводниками реформ.

Епископ Афанасий недавно издал Большой Требник в своем переводе и с предисловием митрополита Амфилохия, изобилующий различными новшествами. Даже наименование его он изменил на греческий манер – «Большой молитвослов», так как «Требник» – это якобы название из славянского язычества (!). Ранее он опубликовал Псалтирь и Часослов, также в своем переводе, где полно не только переводческих, но и богословских ошибок. Например, в «его» Часослове, в тропаре преподобным, вместо «прилежати же о души, вещи безсмертней», как изначально писалось и на греческом, и на церковнославянском, написано «прилежать о вечной жизни», потому что, по учению неомодерниста Зизиуласа, душа не может существовать независимо от тела и безсмертен только Бог. (Все мы, православные, конечно же, знаем, что душа не имеет полноты существования без тела, но существует как сознательная и благодатно безсмертная и после ее отделения от тела, тогда как Бог безсмертен по природе).

Итак, пока они были иеромонахами и чадами преподобного Иустина – держались Предания. Став епископами-интеллектуалами, они, мало-помалу, увлеклись «философским» неомодернизмом. В то же время, постоянно ссылаясь на свою принадлежность к числу учеников преподобного Иустина, они приобрели большое число последователей и почитателей, особенно среди студентов богословия, будущих клириков СПЦ.

Преосвященный Амфилохий сегодня является митрополитом Черногорско-Приморским. Ранее, исполняя обязанности болеющего Патриарха Павла, он незаконно присвоил себе и титул архиепископа Цетинского. Афанасий на настоящий момент «пенсионированный епископ» (как это противоканонично звучит!). Еще он известен как руководитель и основатель «циркового движения» (выражение неприятное, но точное) в СПЦ, объединяющего футболистов и спортсменов среди епископов, монахов и священников. А Ириней – епископ Бачский. Без его ведома и одобрения в Сербской Церкви не происходит ничего. Он – верный слуга Фанара в его стремлении подчинить себе диаспору всех Поместных Церквей и сделать Константинопольского Патриарха «восточным папой».

В начале 90-х годов прошлого века появился еще один иеромонах – Игнатий (Мидич), ныне епископ Браничевский, ученик титулярного митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа), который, при поддержке упомянутых модернистов, устроил хаос в СПЦ. Масштабы вреда, причиненного этими людьми православному сербскому народу, знает только Бог. Без преувеличения можно сказать, что этот ущерб намного превосходит урон, нанесенный нашему народу турками за 400 лет тирании. Потому что турки разрушали здания сербских храмов, но не трогали людские души. А нынешние вышеперечисленные деятели своими неправославными учениями опустошают души тысяч сербских священнослужителей, монашествующих и верующих. Своим неуважением к решениям Священного Архиерейского Собора они разрушили канонический строй СПЦ, а нововведениями осквернили священнопреданный порядок Святой Литургии, так что в некоторых епархиях она уже больше походит на латинскую мессу.

Все новшества и лжеучения вошли в СПЦ тихо и коварно, мы бы сказали – по-иезуитски. С богословского факультета в Белграде – откуда выходят на ниву Господню тысячи монахов, священников, будущих епископов, вероучителей – удалена православная догматика преподобного отца Иустина (Поповича) и введена неправославная догматика модерниста Иоанна (Зизиуласа). Преподавателем этого главного богословского предмета назначен епископ Браничевский Игнатий, вернейший последователь, ученик и духовное чадо пастыря без стада Иоанна (Зизиуласа). В его учении верующие СПЦ давно заметили ересь, и против него, вследствие его еретических взглядов, несколько лет назад епископ Рашско-Призренский Артемий подавал жалобу, которая, однако, не рассматривалась ни на одном Соборе по причине противодействия участвующего в Соборах экуменически-новаторского большинства. Основной постулат учения Зизиуласа – это утверждение, что все то, что сотворено, смертно, а следовательно, смертна и душа. Однако это – пелагианская ересь, осужденная 123-м правилом Поместного Карфагенского Собора, которое гласит: «<…> Адам не смертным от Бога сотворен. Если же кто речет, что Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что, хотя бы согрешил, хотя бы не согрешил, умер бы телом, то есть вышел бы из тела, – не в наказание за грех, но по необходимости естества, да будет анафема».

В своих лекциях по догматике епископ Игнатий (Мидич), кроме прочего, учит студентов, что мораль и моральные законы меняются, что даже и заповеди Божии изменяемы и что гомосексуальность естественна. Приведем цитату из его лекции: «Что бы ни говорили, скажем, о моральных законах, которые зачастую нас сдерживают как некое, как это… мерило истины. Мораль меняется! И моральные законы. Все зависит от цивилизации… Вы будете слушать наших богословов… не знаю, как сказать… с такими взглядами: гомосексуализм – это грех, а… я не знаю… брачный союз благословлен Богом. Но это... Это произвольные вещи! Если одно измеряется на основании другого, оно будет истинным, потому что естественно, а другое неистинно, Боже мой, „неестественно“. Ну, и оно естественно! Откуда, в противном случае, оно взялось, ведь не свалилось с неба!»

Также епископ Игнатий учит студентов следующему:

– если бы Адам не согрешил, Адам был бы Христом, потому что соединился бы с Сыном Божиим. Тогда Христос не был бы Иисусом Христом, но Адамом Христом;

– утверждение, что Бог свят потому, что праведен и непогрешим, – языческое. Бог свят потому, что Он существует, а не потому, что исполняет заповеди;

– библейский Бог в Ветхом Завете не придерживался принципа справедливости и морали, Сам поступал несправедливо и другим заповедал поступать несправедливо;

– Библейский Бог в Ветхом Завете странный, дает противоречивые заповеди;

– Бог был несправедлив к Иову;

– Бог не есть Сущность, но Личность;

– Богу Отцу христианин может молиться только на Литургии и никогда – вне Литургии (выходит, молитву «Отче наш» нельзя читать вне Литургии!);

– Бог не знает заранее, что случится;

– падение первого Адама удивило Бога;

– Бог непостоянен. Идея о вечности и неизменности Божества – языческая;

– с этической точки Христос очень грешный, потому что многие Его поступки с этической точки зрения были греховными, за что его евреи и обвиняли;

– подражание Христу и следование за Христом неправильно – это следствие Августиновских и Оригеновских заблуждений;

– Христос отсутствует в этом мире;

– если нет многих на Литургии, тогда в восточном, православном опыте не может быть речи о присутствии Христовом на Литургии, хотя Христос и отождествляется с хлебом и вином;

– в епископе на Литургии проявляется Христос. Поэтому епископ является гарантом единства Церкви и ее идентичности. Для единства существенно не правильное исповедание веры, но одна личность, и эта личность – епископ.

Всем этим высказываниям имеются доказательства – аудиозаписи с лекций епископа Игнатия. Эти же записи были прикреплены к жалобе епископа Рашско-Призренского Артемия, которую Собор СПЦ, как мы уже отмечали, оставил без внимания.

Неправославные учения, внедряемые в СПЦ, негативно отразились на аскетическом характере Православной веры в Сербии, на богослужебном порядке, церковной дисциплине, иконописи, фрескописи и т.д. В Сербской Церкви давно нарушен принцип соборности, на котором Церковь и почивает. Все реформы вводятся по произволу отдельных епископов-реформаторов, ложной догматикой и ошибочным пониманием соборности оправдывающих свое самочиние.

Перечислим часть новшеств, введенных в священнопреданный порядок совершения Божественной Литургии (но в действительности их гораздо больше):

– перед Литургией не читают молитвы: «Царю Небесный», «Tрисвятое», «Отче наш»;

– и епископы, и священники, и иеромонахи служат Литургию при постоянно отверстых Царских вратах;

– все молитвы на Литургии, которые положено читать тихо, тайно, читают вслух;

– не поют «Блаженны», заменяя их произвольно избранными антифонами;

– вместо правильного: «О святем храме сем…», произносят: «О святей церкви сей…»;

– при произнесении: «Пресвятую, Пречистую <…> со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим», священнослужители, вместо иконы Христовой, кланяются епископу (в соответствии с учением еп. Игнатия о том, что Христос присутствует на Литургии якобы в личности епископа, а не в Святых Тайнах);

– в соответствии с еретическим учением о том, что душа смертна, из Литургии удалены все упоминания души, так что, например, в просительной ектенье после Великого входа вместо: «Добрых и полезных душам нашим <…> у Господа просим», говорится: «Добрых и полезных нам у Господа просим». Душу не поминают ни на отпевании, ни на парастасе (последовании великой панихиды по всем усопшим православным христианам, совершаемом на Всенощном бдении родительских суббот. – Примеч. М.Д.);

– при произнесении слов «Горе имеем сердца» поднимают руки в направлении запада, а на словах «Благодарим Господа» кланяются в сторону запада;

– не разрешают людям петь «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней», но лишь: «Достойно и праведно есть». В оставшееся время священнослужитель вслух читает молитву: «Достойно и праведно Тя пети…», которую положено читать тайно;

– при произнесении слов: «Приимите, ядите: Сие есть Тело Мое…» не указывают рукой на святой дискос, а во время произнесения слов: «Пийте от нея вси…» не указывают рукой на святой потир, как положено;

– не разрешают людям петь «и молим Ти ся, Боже наш» два раза длительно и два раза кратко, но только единожды – длительно;

– во время эпиклезы (прошения во время Евхаристического канона, призывающего Отца ниспослать Святый Дух на хлеб и вино и претворить их в Тело и Кровь Христовы. – Примеч. М.Д.) опускают тропарь третьего часа, как и стихи: «Сердце чисто созижди во мне…» и «Не отвержи мене от лица Твоего…»;

– опускают всю просительную ектенью перед «Отче наш»;

– священники причащаются Крови Христовой только один раз, вместо положенных трех;

– не читают молитву перед причастием верующих: «Верую, Господи, и исповедую…»;

– причащают верующих объединенными частицами вместо (как положено) только частиц NI и КА (что блаженнопочивший Патриарх Павел называл идолопоклонством);

– верующих причащает диакон вместо священника или епископа;

– не произносят формулу, которую по правилам священник должен говорить во время причащения верующего: «Причащается раб Божий (имярек) честнаго и святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во оставление грехов своих и в жизнь вечную», но только: «Тело и Кровь Христовы» (как латиняне);

– с иконостаса снимают Царские врата, а иногда вообще полностью убирают иконостас;

– священников и диаконов рукополагают без предварительной исповеди и положенной присяги;

– введено причащение на каждой Литургии, и новаторы причащают верующих без предварительной подготовки постом, молитвой, покаянием, Исповедью и молитвенным правилом ко Святому Причащению;

– благословляют Венчание во время постов.

В Сербской Православной Церкви давно нет единообразия в богослужении, что подталкивает верующих к расколу. В храмах соседних приходов Святая Литургия служится в различном порядке. Ближайшие сотрудники епископа Игнатия как-то говорили, что они и сами не знают перед началом Литургии, как она будет служиться, потому что епископ определяет порядок в процессе службы.

Модернистские иконостас и фрески в сербском храме св. Максима Исповедника (г. Костолец, Браничевская епархия).

Царские и диаконские врата на иконостасе полностью отсутствуют.

* * *

Поскольку давление благочестивого монашества и верного народа на Архиерейский Собор было существенным, Собор на своем осеннем заседании 2006 года впервые поставил на повестку дня проблему литургических реформ. Резолюция Собора гласила: «Попросить Высокопреосвященных и Преосвященных господ епархиальных архиереев в отношении служения Божественной Литургии и других богослужений держаться – до дальнейшего уведомления – установленного церковного порядка». На том же заседании постановлением № 8, протокол 55, на основании пункта 6 статьи 70 Устава СПЦ, Собор сформировал Комиссию для изучения литургических вопросов. В состав Комиссии вошли шесть епископов, пятеро из которых были экуменистами и литургическими реформаторами и лишь один – антиэкуменистом и поборником векового богослужебного порядка… Очевидно, что провал в работе этой Комиссии намечался с самого начала. Из-за противодействия экуменически-модернистского большинства ее членов она даже ни разу не собиралась.

Епископы-реформаторы не выполнили постановление Собора в своих епархиях. По этой причине Священный Архиерейский Собор в мае 2007 года принял следующее решение: «Поставить перед Комиссией по изучению литургических вопросов задачу продолжить начатую работу и представить ее результаты Священному Архиерейскому Собору для окончательного решения, соотнося его с практикой и духовным опытом других Поместных Православных Церквей, учитывая и духовное состояние нашего народа и готовность священства на практике проводить его в жизнь. В период, пока не произойдет согласования результата работы Комиссии, во всех епархиях Сербской Православной Церкви по вопросам служения Божественной Литургии и других богослужений придерживаться веками установленного порядка нашей Церкви. Одновременно попросить Преосвященных господ епархиальных архиереев привести в исполнение данное решение в своих епархиях, предварительно огласив его священству и верующему народу».

Но и это постановление, как и предыдущее, было проигнорировано, и Священный Архиерейский Собор в мае 2008 года вынес еще одно определение, продублировавшее предыдущее. Однако и оно оказалось напрасным.

Епископы-реформаторы проявили иезуитское лукавство и свое непослушание оправдали вопросом: «А какова вековая практика?» Однако если бы это действительно было им непонятно, они бы попытались разъяснить данную проблему на Соборе. А епископ Браничевский Игнатий пошел еще дальше и изобрел ложное «экклезиологическое» оправдание. Он прямым текстом заявил, что ему в его епархии никто не смеет указывать, как служить Литургию, потому что Собор якобы не выше епископов, поскольку епископский чин составляет Собор…

Среди сербских епископов есть противники экуменизма, модернизма, окатоличивания, но, к сожалению, их примерно столько, сколько пальцев на одной руке. Их голоса не слышны. В СПЦ епископы-фанариоты (фанариоты – от «Фанар» (квартал в Константинополе) – сторонники антицерковной политики Константинопольской Патриархии. – Примеч. М.Д.) расправляются с епископами-противниками экуменизма и реформаторства. Недавно был освобожден от управления кафедрой епископ Среднеевропейский Константин, на русского ученика епископа Зворницко-Тузланского Василия (владыку Василия (Качавенду) называют «русским учеником», т. к. он окончил Московскую Духовную академию и всех своих студентов посылает получать образование в Россию, а не в Грецию, кроме того в своих публичных выступлениях он всегда говорит о необходимости поддержки самых тесных связей с Русской Православной Церковью. – Примеч. М.Д.) оказывается сильное давление, чтобы он ушел на покой – якобы по состоянию здоровья (из-за болезни ног), хотя на самом деле он здоров. Папско-фанариотская агентура не гнушается и прямым шантажом стоящих в истине епископов. Информационную службу СПЦ узурпировал епископ Ириней (Булович), которого верующие иронично называют пожизненным (и самозваным) пресс-секретарем СПЦ. Благодаря своим связям с сильными мира сего, этот человек держит в своих руках всю власть в СПЦ, в то время как Патриарх Ириней лишь формально возглавляет нашу Церковь. Что это означает на практике, покажем вам на следующем примере.

Несколько лет назад после завершения заседания Священного Архиерейского Собора СПЦ мы навестили одного епископа. Он рассказал нам, как прошел Собор, что на нем обсуждалось и какие решения были приняты. Мы спросили Владыку, почему же утвержденное на Соборе не вошло в сообщение, опубликованное в прессе по окончании его работы. Собеседник удивился нашему вопросу, а после того как мы прочитали ему сообщение, он воскликнул: «Это совсем не то, что мы договаривались опубликовать!» Что же случилось? А случилось то, что происходит в течение многих лет – настоящие постановления Собора, как правило, не отражаются в официальном сообщении, потому что его составляет экуменист, реформатор и обновленец пожизненный пресс-секретарь СПЦ епископ Бачский Ириней. Соответственно, он пишет не в интересах СПЦ, а в угоду тех, чьим интересам он служит. Еще раз повторим: епископы-антиэкуменисты, сторонники вековых традиций и святоотеческого учения подвергаются прямому шантажу. Но мы молимся Богу и твердо верим, что они найдут в себе силы и решимость публично разоблачить ереси и реформаторство в СПЦ.

Что касается белого духовенства, в Сербской Церкви, кажется, нет ни одного священника, который бы отважился противостать беззакониям и разоблачать их. Монашествующие ревнители Православия, слава Богу, все еще есть, хотя они подвергаются явным и скрытым гонениям, как, например, в Крушевацкой епархии, глава которой епископ Давид провозгласил модерниста Иоанна (Зизиуласа) богословским колоссом. Верующий народ узнает, находит подвижников благочестия и ездит на Божественную Литургию к ним, как бы далеко не находились их монастыри.

Вообще, верующие, знакомые с учением Православной Церкви и вековым богослужебным порядком, не ходят на службы к модернистам. И все члены нашей редакции также не посещают храмы модернистов. Мы молимся на службах, которые совершаются согласно постановлению Священного Архиерейского Собора СПЦ, но где поминаются, по икономии, епископы-экуменисты и модернисты. Но мы оставим завещание о том, чтобы после смерти – естественной или внезапной (потому что недавно в наш адрес поступила угроза от архимандрита Иоанна, духовника епископа Иринея (Буловича), опубликованная на патриархийном сайте, где говорилось, что из-за нашей деятельности нас может сбить машина) – нас ни в коем случае не отпевали священники-модернисты, лучше пусть нас похоронят неотпетыми. И потом православные священники – мы имеем с ними договоренность – отпоют нас ночью, тайно. (Напомним, что в предыдущей части интервью речь шла о том, что сербские модернисты разделяют еретическое учение греческого митрополита-модерниста Иоанна (Зизиуласа), который учит, что человеческая душа не может существовать независимо от тела и является смертной. В соответствии с этим учением, из богослужебных чинопоследований, в том числе и из чина отпевания, последователи Зизиуласа удалили все упоминания о душе. – Примеч. М.Д.).

Народ борется, узнает правду, но – кто спрашивает народ? Мы можем прийти к такой ситуации, которая сложилась на Украине после заключения Брест-Литовской унии 1596 года, когда верующим оставалось надеяться только на Бога и на свои силы, потому что большинство клира перешло на сторону униатов. Но – уповаем на молитвы Небесной Сербии – Истина, Которая есть Христос, восторжествует и среди сербов...

Не будем забывать, что в каждой Поместной Церкви идет та же или подобная борьба. Греческая Церковь имеет своих храбрых борцов за Предание – например, учеников отца Иоанна Романидиса, митрополита Иерофея (Влахоса), священников Феодора Зисиса и Георгия Металлиноса, митрополита Пирейского Серафима, постоянно выступающих в защиту Истины, Которая есть Христос, Глава Церкви. Не будем забывать и святогорских старцев: отца Георгия Григориатского и других. И Грузия имеет своих отцов, таких как Рафаил (Карелин) и Лазарь (Абашидзе). Особенно важно налаживание связей между ревнителями благочестия, идущими царским путем – не уклоняющимися ни в ересь, ни в раскол, и наши сайты могут стать одним из способов сотрудничества, которое будет полезно и православным сербам, и православным русским. Потому что все мы – едино во Христе.

В этом мире, который стремительно превращается в глобальный Содом и Гоморру, идет война за человеческие души. Эта война ведется в основном с помощью средств массовой информации. Поэтому главная задача православных СМИ – борьба за спасение душ. А борьба за души есть борьба за веру. Святитель Николай (Велимирович) сказал: «Только душа с верой имеет назначение и цель. Душа без веры не имеет ни назначения, ни цели. <...> Если сохранишь свою веру, сохранишь и свою душу».Об опустошении, которое вносят в души людей светские СМИ, не стоит и говорить. И хотя диавол в них часто принимает личину добродетели, его не трудно распознать. Поэтому наиболее опасны для православных именно церковные СМИ, находящиеся в руках экуменистов и обновленцев. Там диавол маскируется в ангела светла, а кривоверие – в правоверие. Доносить до своих читателей Истину Православия, свидетельствовать изначальное Предание Восточной Церкви, давать православные ответы, основанные на учении Святых Отцов, бороться Истиной, Которая есть Христос, – это долг и роль православных СМИ.

2018 год

Публикуется с небольшими сокращениями.

 Перевела с сербского Мария ДЕРКАЧЕВА


Борба за веру


Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Леонид 13.12.2020 в 02:07:47

Очень странная статья. Совершенно не сочетается с известными фактами касательно упоминаемых в ней личностей. Обхаянный в статье миторополит Амфилохий (уже покойный) по факту пользуется колоссальным уважением православных христиан как в Сербии и Черногории, так и в России, на Украине и во всем православном мире. Он в последние годы возглавил мощнейшее движение в защиту Православной Церкви от безбозных властей Черногории и добился практически невозможного - во многом из-за их многотысячных еженедельных молебнов в течение долгого времени сменился курс страны в сторону поддержки СПЦ. Также он откровенно и безоговорочно поддержал православную позицию РПЦ и УПЦ в ситуации падения Фанара и признания им украинских самосвятов. Точно так же и еще один обхаянный здесь митрополит Бачский Ириней - отличался наиболее острыми высказываниями в поддержку РПЦ против Фанара (а не за Фанар, как изображается здесь в статье)! В то же время приводимый здесь в качестве положительного примера греческий митрополит Иерофей (Влахос) в последнее время практически возглавляет реакционное антиправославное профанарское крыло в ЭПЦ, полностью оправдывающее фанарский папизм и греческий этнофилетизм. Странная статья...

Владимир Юрганов 24.11.2020 в 11:02:27

Я гляжу, этот Игнатий похлеще нашего Никодима разрушитель!! Кочеткову под стать!!

Дмитрий 22.11.2020 в 18:55:05

Насаждается "культ личности". Той самой, что придет с "холода" (запада) и сядет в "храме своем", яко "царь и бог". Однако, что будет с теми, кто этот самый "культ" нынче упорно насаждает, после того, как эта самая "личность", отличающаяся, по их слову, исключительным непостоянством, обретет всю полноту власти, в том числе над теми, кто усердно ради этого "славного" дня трудится, не "щадя живота своего"? Предателей не любят нигде.

Дионисий 13.05.2018 в 17:08:13

Бывал неоднократно в храмах Сербской Православной Церкви на её канонической территории. Ни разу не попадались службы с отверстыми царскими вратами. Правда, храм с модернистским иконостасом один раз видел в Боснии и Герцеговине, в г. Требинье.
Что касается вл. Амфилохия (Радовича), то этот пастырь противостоит черногорским проамериканским мафиозным правителям и их союзникам из местных раскольников - расстриг и самосвятов. Ему явно не до модернизма.

Тихомиров Павел 18.02.2017 в 14:42:34

Мига, Вы пишете:
***Идейный вдохновитель сайта "Борьба за веру" Владимир Димитриевич... после случая с Владыкой Артемием в 2010 г., ...он (и его команда и сайт) ведёт теперь борьбу скорее не за веру, а против Владыки и епархии Рашско-Призренской в изгнании, тем самым разбивая антиэкуменическое сербское движение - классическая спецоперация.***
Мига, какая спецоперация? Бывший епископ Рашко-Призренский Артемий - один из учеников прп.Иустина - стал на путь раскола, формируя аналог греческих старостильных групп. Нужно же понимать, что восстав против иерархии, пусть 10 раз заражённой "шмемановщиной", люди мало-помалу утверждаются в духе горделивой инаковости. В духе, который очень хорошо знаком нам и по ИПЦ, и по старообрядцам. Это первое. А второе, у нас очень часто народ бросается в крайности. Прот.о.А.Шмеман начал с борьбы против латиномыслия, а окончил протестанстсвованием. Но и наши как бы антишмемановцы пророю противопоставляют модернизму не дух Добротолюбия, а разновидность скрытого католицизма в мировоззрении. Я имел счастье общаться с людьми, близкими владыке Артемию, и могу утверждать, что там было много папизма в мировоззрении. Нет против католичества метались громы и молнии, а иначе в Сербии и не могло быть, помним Хорватию. Но по сути, "шмемановщине" противопоставлялось латинство. Прямо как во времена патр.Кирилла Лукариса и митр.Могилы.

Геннадий 26.06.2016 в 09:27:15

Владимир Юрганов:
***Перечитал и убедился, что в нашей Церкви всё не так плохо. Патриарх лишь чуть-чуть поважает обновленцев, даже исполняющий роль ширмы экуменистов м.Иларион (тут второй раз прочитал, как в былые годы он вступался за консерватизм в Православии) не такой уж обновленец в сравнении с сербскими... и вес экуменистов в Сербии гораздо больше, чем у в РПЦ. Да будет он и у нас и у них все меньше и меньше!***
Не понимаю откуда такое прекраснодушие, если первые ласточки появились и у нас, и это возможно, только начало: http://antimodern.ru/ikonostas/mgimo-700/

Владимир Юрганов 19.06.2016 в 18:49:06

Перечитал и убедился, что в нашей Церкви всё не так плохо. Патриарх лишь чуть-чуть поважает обновленцев, даже исполняющий роль ширмы экуменистов м.Иларион (тут второй раз прочитал, как в былые годы он вступался за консерватизм в Православии) не такой уж обновленец в сравнении с сербскими... и вес экуменистов в Сербии гораздо больше, чем у в РПЦ. Да будет он и у нас и у них все меньше и меньше!
Но обновленцы у нас оказываются разных мастей. Ладно бы только экуменисты! Но они же рядятся и в ревнителей веры. Требуют лишить власти епископов (якобы неправильных), прервать апостольское преемство (учрежденное самим Господом), и назначить выборы толпой. Разве это не обновленцы? А сторонники уранополотизма, которые опровергают 5-ю Заповедь - это не обновленцы? Бороться нам придется не только с экуменистами. У нас это чудище многоглавое.

Наталья 18.06.2016 в 08:05:41

Очень интересная статья. Спасибо особенно за последний комментарий (Цитата Марка Эфесского).

Галина 17.06.2016 в 21:36:05

И в зарубежных церквах СПЦ такое же. Например, в Оттаве. Литургии очень сокращенные, часов не читают... Но и не только: вообще не служатся Вечерние и Утренние службы; нет такого понятия, чтобы подать записки на Проскомидию. Нет Панихид. Во всяком случае, ничего этого не было, пока мы туда заходили иногда на службу: до декабря 2015. Сейчас совсем не заходим. Зато сербы часто приходят в церковь РПЦЗ. Некоторые даже постоянно ходят. Все они рассказывают и о нестроениях среди клириков, и среди простых прихожан, и об отступлениях в службах от канонов. А люди, простые прихожане страдают неимоверно! У них даже вид понурый какой-то всегда.

miga 17.06.2016 в 17:44:41

о.Андрею.
Идейный вдохновитель сайта "Борьба за веру" Владимир Димитриевич, плодовитейший (чтоб не сказать резче) публицист, в былые годы снискавший себе славу антиэкумениста, антиглобалиста и т.д. Однако после случая с Владыкой Артемием в 2010 г., о котором (случае) даже не упоминается в статье, он (и его команда и сайт) ведёт теперь борьбу скорее не за веру, а против Владыки и епархии Рашско-Призренской в изгнании, тем самым разбивая антиэкуменическое сербское движение - классическая спецоперация.

Серафим 17.06.2016 в 16:04:43

Вот почему СПЦ так странно повела себя. Хотя о нынешнем патриархе Сербском многое известно. Да в Сербии в целом много проблем. Помоги им Бог.

Владимир Юрганов 04.05.2013 в 08:44:54

слышал, что СПЦ канонизировала (или собирается) Яна Гуса, которого и чешские православные не считают православным. Так ли это?

Сельскiй бригадиръ 12.04.2013 в 02:35:48

Виктору
@А что делает молитва ко Христу посреди евхаристического канона, полностью обращенного к Богу Отцу?@
В сочинениях некоторых русских литургистов действительно встречается мысль о том, что тропарь 3-го часа обращен исключительно к Богу-Сыну. Такая однозначность способна вызвать только удивление - ведь догматически немыслимо представить себе ниспослание Духа каким-то "сепаратным" делом Сына Божьего. В самом деле, если
"Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся"
относится исключительно (!) к Богу-Сыну, то как быть с
"Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец (!) во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин. 14. 26)?
Свидетельство Евангелия недвусмысленно:
"Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец (!) во имя Мое"
Посмотрим на отеческие толкования:
"Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною" (Ин. 15:26).
Господь сказал ученикам: вас будут гнать, слова вашего не будут соблюдать. Они могли сказать: Господи? зачем же, наконец, Ты посылаешь нас? Как нам будут верить? Кто будет внимать нам? Кто послушает нас? Дабы не сказали этого, Господь прибавляет: "Когда приидет Утешитель, Он будет свидетельствовать о Мне". Он - свидетель достоверный. Посему обличаемые от Духа в том, что они грешат безответно, будут принимать вашу проповедь. И сначала бывшие со Мною, также будете свидетельствовать, что Я и словами, и делами сделал их безответными. Итак, не смущайтесь. Проповедь не будет без свидетельства; но Дух будет свидетельствовать знамениями и чудесами, и свидетельство Его будет достоверно. Ибо Он - Дух истины. Как Дух истины, Он будет свидетельствовать об истине. Как исходящий от Отца, Он знает все в точности, ибо Он от Того, от Кого всякое познание. - Слова: "Которого Я пошлю", показывают равенство Его с Отцом. Ибо в ином месте сказал, что Отец пошлет Духа (Ин. 14, 26), а здесь говорит, что Он Сам пошлет Его. Сим показывает не что иное, как равенство. А чтобы не подумали, будто Он восстает против Отца, когда посылает Духа иною властью, прибавил: "от Отца". Пошлю Его Сам, но "от Отца", то есть по благоволению Отца, и пошлю вместе с Ним (!!!)".
БЛАЖЕННОГО ФЕОФИЛАКТА БОЛГАРСКОГО на ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА, 14
Итак:
1. Блаженный толкует Ин. 15.26 в контексте Ин. 14.26
2. "Сим (ниспосланием Духа) показывает не что иное, как равенство", "Пошлю Его Сам, но "от Отца" .. и пошлю вместе с Ним (!!!)".
Я не представляю, каким образом после данных цитат можно утверждать, что тропарь третьего часа обращен ТОЛЬКО к Богу-Сыну.
Таким образом, вставка тропаря третьего часа после эпиклезы не нарушает (!) непрерывного молитвенного обращения анафоры к Богу-Отцу, ибо В ДАННОМ КОНТЕКСТЕ тропарь может быть также понят КАК ОБРАЩЕННЫЙ К БОГУ-ОТЦУ.

Виктор 12.04.2013 в 01:03:19

Какие-то литургические новшества и впрямь странные (особенно протягивать руки на Запад --- вообще-то западная сторона традиционно считается обителью диавола, туда плюют при Крещении), но некоторые --- это просто исправление не так давно вкравшихся интерполяций. Например:
- не разрешают людям петь «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней», но лишь: «Достойно и праведно есть».
Возглас "Достойно и праведно" стоит ВО ВСЕХ древних списках Литургий, причем не только Иоанна Златоуста и Василия Великого.
- во время эпиклезы опускают тропарь третьего часа, как и стихи: «Сердце чисто созижди во мне…» и «Не отвержи мене от лица Твоего…»
А что делает молитва ко Христу посреди евхаристического канона, полностью обращенного к Богу Отцу? Даже призывание Святого Духа адресовано Отцу.

Агапит 09.04.2013 в 21:53:55

1. Пару лет назад сербский патриарх Ириней и президент Тадич зажгли в белградской синагоге свечи ханукальной меноры (http://www.blagogon.ru/news/88/). Куда еще ниже падать?
2. Несмотря на то, что об опасности экуменизма и обновленчества предупреждали многие святые и иерархи церкви, а римский папа Пий ХII выпустил даже ряд энциклик против этого зла, модернизм набирает силы как в святом Православии, так и у католиков и протестантов. Полагаю, что это явление имеет демоническую природу и напрямую связано с процессами апостасии. "Сейчас уже позже, чем вам кажется" (Серафим Роуз).

р.б.Сергий 09.04.2013 в 20:38:11

БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
«Не может назвать Бога своим Отцом тот, кто не имеет своей матерью Церковь» (Киприан Карфагенский, «О единстве Церкви»).
Ситуация в Сербской Православной Церкви в той или иной мере отражает процессы идущие ныне во всех Поместных Православных Церквях, но в большей степени напоминает нынешние нестроения в Русской Православной Церкви: преобладание экуменистических взглядов у Священноначалия и нарушение им принципов соборности с зачисткой информационного поля, обширное распространение неообновленчества, учащающиеся случаи введения в церковную практику реформаторского миссионерства с явным уклоном в унию и католицизм!
Иерусалимская, Болгарская и Грузинская церкви вышли из Всемирного Совета Церквей, памятуя о том, что "блажен муж иже не иде на совет нечестивых". А что мешает нам?! Зачем православным христианам содомский Запад и ваххабитский Восток?! Почему захудалая сектантская школа ныне превращена в мощный богословский институт?! Почему при катехизации населения практически не используется святоотеческое наследие и Святое Предание?! Есть и множество других подобных вопросов, ответы на которые неизбежно приведут нас к тому, о чем еще писал из мест заключения, неправедно осужденный, святитель Иоанн Златоуст:
«В борьбе дух человеческий укрепляется самыми испытаниями, которые он претерпевает. Такова природа скорбей: они возносят превыше всех страданий тех, кто испытывает их спокойно и великодушно. Деревья, вырастающие в тени, лишены крепости и становятся неспособны производить плоды; те же, которые предоставлены всем переменам воздуха, порывам ветра, лучам солнца, – полны силы, одеваются листьями, покрываются плодами».
"Так и мы, подражатели жизни святого, в заботах о распространении и славе имени Христова и Церкви святой, о первенстве и господстве святого нашего православия, по примеру и завету св. Златоуста, прежде всего жизненным христианством, в меру сил, нам данных, должны святить имя Божие и благовествовать Его славу" (Свщм. Иоанн Восторгов, http://www.pravoslavie.ru/put/50020.htm)
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
P.S. РАЗМЫШЛЯЮЩЕМУ (09/04/2013 в 15:06:46)
Помолимся, брате, о всех православных христианах, на Милость Господа уповающих, и к имени Его, Иисуса Христа, взывающих!

РАЗМЫШЛЯЮЩИЙ 09.04.2013 в 15:06:46

Всё это, увы, не ново. Вспомним попытки обновленчества в нашей стране после прихода к власти безбожников и врагов всего русского. Патриарх Тихон жизнь отдал за сбережение Веры Православной. Мне кажется, все эти новации напрямую связаны с разрушением братской страны, духовным разоружением сербов, капитуляцией сербского руководства и т.н. элиты. Не случайно, что самые ощутимые удары наносятся по православным странам: Сербия, Греция, Кипр. А какую грязную волну подняли против РПЦ - уму непостижимо - потомки тех, кто кричал: "распни Его, распни", кто разрушал храмы, осквернял св. Мощи, кто убивал монахов, священников, простых верующих. Теперь и за сербов принялись, хотят их оторвать (и прежде всего - духовно) от русских, исполчить против России, как это сделано с Болгарией.
Помолимся о наших братьях-сербах!

Игорь 09.04.2013 в 13:21:08

Военному наблюдателю.
Я думаю, что нужно очень осторожно принимать на веру все, что говорит митрополит Иларион (Алфеев) и внимательно смотреть на то, что делается. К сожалению создается впечатление, что ОНИ успешно учатся у политического руководства нашей страны, возможно говорить будут одно, чтоб усыпить и убаюкать, а делать совсем другое.

Сельскiй бригадиръ 09.04.2013 в 10:09:43

Сейчас Святейший Патриарх Сербский Ириней и члены Священного Синода СПЦ выступили с открытым обращением к политическому руководству Сербии. Главным поводом для открытого обращение было желание выразить позицию Церкви относительно переговоров, итогом которых может стать формальное признание независимого Косова со стороны Сербского государства.
Как наивно! Поздновато заголосили сербские синодалы.
Если иерархи Сербской Церкви и далее будут продолжать реформировать православное богослужение по лекалам обновленцев ХХ века, то Косово и Метохии им больше не видать. Да и распад Югославии был обусловлен тем, что сербские реформаторы решились модернизировать церковное Предание и богослужение.

Военный наблюдатель 09.04.2013 в 09:41:19

Судя по нарастанию обновленческих тенденций в Сербской Церкви, у нас дела обстоят не так уж и плохо. Реформы, по-видимому, никто из высшего священноначалия проводить не собирается. Даже митрополит Иларион (Алфеев) недавно заявил, что «Мы не должны спешить с литургическими реформами».
30 марта 2013 года в передаче «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24», в беседе с философом, политологом и социологом Александром Дугиным митрополит Иларион сказал:
«Вообще, Православной Церкви всегда был присущ здоровый консерватизм, который в разные времена приобретал различные формы. Раскол - это трагедия Русской Церкви, которая была обусловлена многими факторами. Хочу отметить, что она произошла в тот момент, когда на Русь начали проникать иностранные влияния, - и западные, и греческие. Патриарх Никон увлекся Грецией и решил провести книжную справу по греческим образцам. Это сначала очень насторожило, а потом и отторгло от Церкви значительную часть ее, как Вы говорите, консервативного крыла, - сказал владыка Иларион. - Мне кажется, что сама по себе эта трагедия не ставит под вопрос наличие и необходимость консерватизма в Церкви, потому что Православная Церковь - традиционная, она бережно сохраняет то, что было накоплено веками. Мы никогда не должны спешить ни с какими литургическими реформами. Ведь богослужение - это то, что мы сохранили, несмотря на множество иноземных влияний, то, что мы пронесли через века. Любое прикосновение к богослужению очень болезненно воспринимается церковным народом» - заявил владыка Иларион.
http://vera.vesti.ru/video/show/video_cid/76816

Россиянин 09.04.2013 в 09:10:44

Свт. Марк Ефесский – Схоларию.
«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви (τα εκκλησιαστικά) не исправляется чрез компромиссы: нет ничего среднего между Истиной и ложью, но как находящийся вне света, по необходимости, будет во мраке, так и немного отступивший от Истины, предоставлен подлежать лжи, если будем говорить правду; и хотя возможно сказать, что между светом и тьмой есть середина – называемая вечерними и утренними сумерками, однако, между Истиной и ложью, как бы кто ни старался, не выдумает нечто среднее» (Из Послания к Георгию Схоларию, когда обнаружилось, что тот считает, что возможно сделать некое соглашение с латинянами).

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс