Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Мысли о миссионерской литургии

26.01.2015
Диакон Владимир Василик

В последнее время достаточно часто стали служиться «миссионерские» литургии, в которых молитва – возгласы священника, диаконские ектении и песнопения перемежаются с объяснениями комментатора. Более того, предполагается трансляция подобных литургий для широкой (в т.ч. и для неверующей) публики на уличные экраны.

В связи с этим возникает вопрос: как относиться к этой практике с точки зрения церковного предания?

В церковном предании действительно есть традиция литургического комментария, украшенная именами святителя Кирилла Иерусалимского, преподобного Максима Исповедника, св. патриарха Германа Константинопольского, Николая Андидского, святителя Симеона Солунского, но никогда доселе толкование богослужения не читалось во время Божественной Литургии, тем более – по кускам, после каждой молитвы и ектении. Если бы Отцам Церкви и их преемникам это бы изволилось для пользы Церкви, то внутри литургии существовало бы нечто вроде синаксаря после 6-й песни на утрене, но ничего подобного ни в практике Древней Церкви, ни в новое время мы не видим. Ни преподобный Максим Исповедник не вставлял свои комментарии во время службы в Александрии или в Риме, ни святитель Герман не прерывал литургию свят. Василия Великого или Иоанна Златоуста для разъяснений, ни святитель Симеон Солунский не останавливал службу, чтобы просветить на ее счет своих прихожан. И даже в новое время святой праведный Иоанн Кронштадтский, при всем его праведном дерзновении не делал ничего подобного.

И понятно почему. Глубокая ошибка – считать, что Божественная Литургия есть средство и орудие миссии. Она не средство миссии, она – ее цель. Задача миссионера, проповедника – привести к крещению некрещенного и к Причастию Святых Христовых Таин невоцерковленного. Но само Причастие не может служить орудием для достижения этой цели. Это почти все равно, что строителю путать молоток и крышу.

В начале Божественной Литургии диакон в диалоге со священником произносит знаменательные слова: «Время сотворити Господеви, Владыко, благослови». Согласно верному замечанию о. Александра Шмемана, это значит следующее: люди сделали все от себя зависящее, все подготовили, ныне время действовать Господу. Это значит, что все готово – в том числе и с точки зрения информативной, люди знают, для чего они пришли и что совершается ныне. Соответственно, давать уроки литургики во время Божественной Литургии – все равно что во время ее замешивать тесто для просфор, когда они давно должны быть не то что выпечены, но вынуты.

Возникает вопрос, кто является аудиторией для этой «литургической» миссии? Если люди верующие и воцерковленные, то им в сущности это не нужно. Более того, назойливые полунаучные комментарии, временами из не очень благоговейных уст, только мешают молиться, ибо они закрывают для верующего слуха слова святых Отцов и самого Господа. А если целевая аудитория – неверующии, то зачастую это не только бесполезно, но даже и вредно. Ведь огласительные и тайноводственные поучения в древности отнюдь не делались достоянием кого попало, их не предлагали язычникам и неверующим. Вот что говорит святитель Кирилл Иерусалимский в своем Первом Огласительном Слове: «Тогда, как говорит огласительное поучение, если оглашенный спросить тебя, что говорили тебе учители? Ты ничего не отвечай постороннему. Ибо тайну преподаем тебе, и упование будущего века. Храни тайну сию ради Мздовоздаятеля, и не слушай, когда кто скажет тебе, что за беда, если и я узнаю? И больные просят вина; но если оно безвременно будет дано, то сумасшествие производить; от чего рождаются два зла: и больной умирает, и врач остается в безславии. Так если оглашенный услышит что либо от верного; то и оглашенный впадает в безумие; потому что не понимает слышанного, однако ж оное порочит и осмеивает говоримое, и верный осуждается, как предатель сей тайны».

А именно это и может произойти в случае широкой телевизионной трансляции литургии с соответствующими комментариями. В обстановке потребительского безрелигиозного общества большинство неверующей зрительской аудитории может воспринимать подобную трансляцию как очередное зрелище, более того – как повод для дальнейших богохульств и кощунств. Чем может стать подобная трансляция, скажем, для туристов, расположившихся в кафе у какого-нибудь знаменитого старинного храма, где выставлены экраны, на которых демонстрируется все, в том числе читаются тайные молитвы и показывается причащение духовенства? В лучшем случае – поводом для праздного любопытства, в худшем – для насмешек и кощунств. Ибо праздный зритель, с налету что-либо услышавший, но не вошедший в жизнь Церкви, запросто может извратить и исказить услышанное, особенно если он живет духом постмодерна, построенном на искажении смыслов. Справедливыми представляются слова преп. Ефрема Сирина:

«Кто же в неразумии своем
схватит одни имена вещей,
кои от него же принял Бог,
дабы через них пособить ему, —
безумец соделает из сих притч
кощунства и богохульства предлог;
Божией благости, снисходившей к нему
о, сколь неблагодарным явит он себя!»
(Ефрем Сирин. 11 песнь о Рае).

И сейчас это сильно чувствуется во всемирной сети. Распространение знаний о Церкви отнюдь не умножает число верующих, напротив, голые внешние знания, преподанные в отрыве от церковной жизни и подлинной святости, только раздражают неверующих людей.

Помножим это на постмодернистский цинизм и получим горючий материал для новых гонений на Церковь и раскол нашего общества. Однако возможно и еще более худшее: Таинство Таинств может стать всего лишь одним из элементов потребительского общества – приятным зрелищем для пресыщенных и неверующих людей. 

Увлекаясь духовным пониманием слова μυστηριον – таинство – мы часто забываем о его внешнем дисциплинарном аспекте. Ведь не случайно апологеты не сообщали язычникам ни литургических текстов, ни подробного учения о Евхаристии. Максимум, что им говорилось – о ее невинном характере (в опровержении клеветы о ритуальном людоедстве) и в то же время – о том, что это не есть простая трапеза, но она обладает особым, духовным характером, например – в послании к Диогнету: «Христиане имеют пищу общую, но не простую».

Не случайно в Древней Церкви во время евхаристии двери держали закрытыми на замок и назначались специальные сторожа – остиарии. Не случайно возник возглас: «Оглашенные, изыдите». По учению преп. Максима возглас «оглашенные изыдите» знаменует конец этого мира и переход к жизни будущего века, где уже нет времени и возможности для обыкновенной земной деятельности. «Есть время всякой вещи под солнцем» – говорит Писание: время благовременному научению и время молитвы и предстоянию пред Господом. Евхаристия – уже не время для подготовки к духовному экзамену, это – сам экзамен.

В самом крайнем случае, если почитается так уж необходимо литургическое просвещение во время Литургии, то есть Литургия оглашенных – Литургия Слова. Она еще дает достаточно ограниченную возможность для подобных катехизических вставок. Но они не соответствуют духу и смыслу Литургии Верных.

В Евангелии содержатся казалось взаимоисключающие слова: «Идите, научите все народы» (Мф. 28, 19) и «Не давайте святыни псам и не мечите бисера перед свиньями» (Мф. 7, 6). Но они взаимно дополняют друг друга. Не стоит неверующему и некрещенному человеку говорить о самом святом и таинственном, не следует питать духовного младенца твердой пищей. И нельзя Святыню делать достоянием информационных циников: «Не бо врагом твоим тайну повем».

 

Источник




Голосование за статью
 - 
162
 /  - 
14
Комментарии:
Роман 12/03/2015 в 04:16:25
Новокузнецк. Собор Рождества Христова при Кузбасской семинарии: забабахали проекционный экран, закрывающий южные врата. На экране выводят на русском тексты богослужебных молитв, после 6-го часа - комментарий, после чтения апостола - пояснение... В каком месте зудит у них? Да, вот, смотрите:


http://seminaria.info/news/v-sobore-rozhdestva-hristova-proshla-missionerskaya-liturgiya
Агапит 28/01/2015 в 09:47:34
В РПСЦ, особенно в кафедральный собор на Рогожке, вас, если вы не старообрядец, даже не впустят в храм дальше порога. В том числе и когда нет службы. На просьбу просто осмотреть храм реакция будет одна - отказ. Не говоря уж о ТВ-трансляциях и "миссионэрских" литургиях, они там просто невозможны по определению! Не знаю, правильно ли они поступают, ибо нигде даже в инославном мире с такой "неприветливостью" я не сталкивался. Но то, что описано в статье, всё это лжемиссионерство в стиле Второго Ватикана, совершенно неприемлемо! А вот отказ, например, в совершении Таинства Венчания для лиц "с улицы" я считаю, был бы вполне уместным.
Ян Вражек 27/01/2015 в 18:02:11
Я был когда то католик, не православный. НО. Удивительное время нынче. Могло ли бы такое когда то быть, чтобы люди, именующие себя православными, а порой священниками и даже епископами, не только обсуждали вопрос: можно ли, нельзя ли превращать богослужение в балаган?, но и реально участвовали бы в этом беззаконии. О чем идет речь? Это равносильно обсуждению вопроса об изменениях в богослужебный язык, изменениях календаря или внесения изменений в Символ веры. Можно и еще конкретизировать: "миссионерская литургия" есть бесовщина. Чего тут обсуждать? Можно ли в церквах театры устраивать и бесам служить? Пусть мне ответит этот человек, что так поступает, он не священник.
прот. Андрей Хвыля-Олинтер 27/01/2015 в 15:38:06
Если нет благодати и святости, то независимо от намерений экспериментирование с Таинствами есть богохульство. А те, кто дерзают без священных оснований - богохульники. И те, кто им способствуют.
р.Б.Сергий 27/01/2015 в 14:41:48
"Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1Пет.3,15).
Возможно ли иметь совесть добрую и творить беззаконие?! Миссионерский модернизм неообновленцев красноречиво обличается делами их, - достаточно внимательно прочитать приведенное в статье объявление о "Миссионерской Литургии".
Наблюдаемые ныне церковные нестроения - ярчайшее знамение последних времен. Ибо "очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли)" (1Пет.3,10).
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Михаил Ершов 27/01/2015 в 13:25:26
Новость из англиканской церкви, с которой так дружен экуменист и "миссионер" протоиерей А. Дягилев: http://www.bbc.co.uk/russian/uk/2015/01/
Олег Ани 26/01/2015 в 20:36:50
Людмила Смирнова 16/02/2014 в 21:19:07 пишет:
***Отличная доказательная статья, как, впрочем, практически все публикации отца Владимира Василика. Вот только один прием показался тревожным. Читаю УВАЖАЕМОГО отца Владимира, вдруг - отсылка к о. Александру Шмеману. Неужели другого авторитета отец Владимир не нашел? Или в этом кроется некая сверхзадача? Мне кажется, что о. Александр скорее был бы оппонентом отцу Владимиру, если не сказать больше...***
Полностью с Вами согласен: делать ссылку на о. Александра Шмемана в вопросах связанных с православной традицией Богослужения, ошибка, т.к. сильно ослабляет доказательную позицию автора статьи. Я считаю, что этим о. Владимир Василик послал кому-то из влиятельных лиц в Московской Патриархии, отслеживающих подобные статьи, сигнал, который без сомнения будет расшифрован как "свой", а не "чужой".
Пётр Цыганков 26/01/2015 в 17:11:21
"давайте мы за вас попостимся, язык церковнославянский подучим, поисповедуемся ещё, а Вы только причащаться будете"..... Логика такая..... Повторюсь, справедливости ради, не в каждом храме есть грамотный катехизатор и огласительная практика.
валерий скрипко 18/02/2014 в 19:54:11
Ольге Р. ответ:
я говорил о комментариях при телепоказе. Комментарий должен быть за кадром, а не в соборе. В соборе желательно, чтобы у верующего был духовник, который бы объяснил ему каждый символ Евхаристии, кроме известных Святых Даров - хлеба и вина, как тело и крови Господа нашего Иисуса. Хотя отца Александра Шмемана и критикуют (и есть за что), а его упрёки священникам иногда стоит почитать. Например, "Евхаристия - таинство царства".
За три года посещения служб я ни разу не поговорил серьезно ни с одним иереем. Отстоял большую очередь на исповедь и сказал несколько слов покаяния, пообщался с ним в течение трех минут. Раньше, была при соборе отдельная комната для исповеди и там долго шли беседы с каждым обратившимся. Теперь это отменили! Считаю это неправильным.
А Ольге хочу сказать, что вникать в суть службы церковной надо всю жизнь. Я перечитал большое количество книг святых отцов, а каждый раз захожу в храм и чувствую, что многого не знаю, с прихожанами общаюсь мало и не умею общаться. А ведь церковь означает собрание. Алтарь и литургия, песнопения и молитвы священников - всё для нас, для собрания! Мы должны составлять одно целое!
Александр 18/02/2014 в 11:40:18
"В самом крайнем случае, если почитается так уж необходимо литургическое просвещение во время Литургии, то есть Литургия оглашенных – Литургия Слова. Она еще дает достаточно ограниченную возможность для подобных катехизических вставок. Но они не соответствуют духу и смыслу Литургии Верных."
То есть на этих миссионерских Литургиях оглашенным и всем любопытным объясняют и Литургию Верных в том числе? Если это так, то это просто кощунство и издевательство над Таинством. Какая катехизация может быть, когда произносится: "оглашенные изыдите, да никто из оглашенных, елицы верные..."? Организаторы такого "миссионерства" противоречат самому чинопоследованию Литургии получается. Вообще непонятно, как это выглядит, то есть все что совершает священник на алтаре, все комментируется и показывается на экранах что ли? Это ведь все равно что взять за руку всех любопытствующих и провести по алтарю как по музею. Если это так, то это грубое нарушение 69 правила Шестого Вселенского Собора о запрете мирянам входить в алтарь.
Дмитрий Л. 17/02/2014 в 23:14:54
Слова Ольги Р. о том, что сейчас более чем много источников информации, из которых можно узнать абсолютно всё о церковных службах, дают ещё один вывод. 25, 100, 200, 400, 900 лет назад не было ни интернета, ни всеобщей грамотности. Но никто не проводил "миссионерских Богослужений". Сейчас же, когда даже и труда особого не нужно (открыл нужную страницу в интернете), они навязываются. Даже если они полагают прихожан малограмотными туземцами, то ведь и новообращаемым народам никто никогда такого кощунства не устраивал (мне, во всяком случае, неизвестно, чтобы нечто подобное бывало на Руси в эпоху Крещения, в Японии при Св. Равноапостольном Николае, при просвещении Аляски). Мотивация реформаторов лежит в другой плоскости.
P. S. Кстати. Как совместить эпические достижения "Второго Крещения Руси" и то, что прихожане - "малограмотны"?
Елена Сергеева 17/02/2014 в 22:12:13
Людмиле, Алексею, Марине, р. Б. Сергию
Быть может, уважаемый автор статьи привел толкование фразы (которая звучит в начале Божественной Литургии), сделанное именно А. Шмеманом, т. к. обновленческие миссионеры скорее прислушаются к Шмеману -- своему протестанствующему кумиру, нежели к словам Святых Отцов Церкви.
р.Б. Сергий 17/02/2014 в 19:20:30
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
«И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.» (1Ин.2,17)
-----------------------------------
Господь попускает нам скорби (пастырей-наемников, ереси и т.п.) для того, чтобы мы научались преодолевать их, устремляясь к Истине! Наше произволение - причина происходящего с нами! Для того, чтобы внуки (потомки) наши нашли бы благочестие в храмах наших не только внешнее, мы должны детей своих воспитывать по канонам Православия, в Духе традиционного учения РПЦ!!!
Низкий поклон редакции "Благодатного Огня" за постоянное противодействие духовной заразе (модернизму), расползающейся по телу Русской Православной Церкви!
-------------------------------------
P.S. То, что о.Владимир Василиск в своей статье ссылается на о. Александра Шмемана, скорее всего причудливый зигзаг его собственной мысли, чем согласие с убеждениями церковного реформатора... (http://www.blagogon.ru/digest/80/).
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Анатолий 17/02/2014 в 18:35:52
Обратите внимание на афишу. Кто служит миссионерскую литургию. Это наш с вами старый знакомый прот. Александр Дягилев. Ранее он был нам известен по совместным службам с еретиками-англиканами: http://www.blagogon.ru/digest/364/ Теперь вот осваивает новое направление - миссионерскую деятельность. Видимо с англиканами стало сложно дружить после признания ими однополых союзов и рукоположения женщин в епископы.
Хочу призвать А.Дягилева перестать заниматься блудным поиском новых соблазнительных форм и вернуться к богатым традициям Православия.
Марина 17/02/2014 в 14:02:22
Согласна с комментариями Алексея и Людмилы! При всем уважении к диакону Владимиру, не понимаю для чего ссылаться на о.Шмемана, когда столько светильников в нашей Церкви!? К чему здесь чуждый православному Духу о.Шмеман?
Ольга Р. 17/02/2014 в 13:20:21
валерий скрипко 17/02/2014 в 07:43:01
***В том, что верующему ничего кроме самой службы не надо, есть что-то от гордыни. Я верующий, я всё знаю и не надо меня учить!***
Не поняла, а при чем здесь гордыня? И на чем, позвольте спросить, основано утверждение, что верующему ничего, кроме самой службы не надо? И почему смысл Литургии, молитв, тайнодействий надо объяснять именно на Литургии? Надо, конечно, "общаться, делиться чувствами и духовными знаниями", но не на Литургии же! Как правильно сказано, всему свое время и свое место. На Литургию люди приходят молиться, а не лекции слушать. В наше время источников информации, из которых можно узнать абсолютно все о церковных службах, более чем достаточно. И если человек хочет узнать содержание и смысл Литургии, Всенощного бдения и др., он узнает. А если не хочет, так и никакие "миссионерские Литургии" не помогут. Правильно сказал о. Владимир Василик, что "миссионерские Литургии", тем более, транслируемые на телеэкран или еще куда-то, не умножают число верующих, а только раздражают неверующих людей, причем, добавлю от себя (из личных наблюдений) раздражают до кощунств и оскорблений.
алексей 17/02/2014 в 12:46:23
Выражу согласие с Людмилой. Для чего в тексте, посвященном борьбе с модернизмом, давать ссылку на одного из вождей этого самого модернизма?
Елена 17/02/2014 в 12:18:03
Да, время потребления... все хотят перевернуть по этому душку времени.
Валерию - зря Вы так уверены, в якобы необходимости телепоказов. Сущность телевидения такова, что человек при этом наблюдатель, а не участник. Нарушаются основы. Вера по телеку не передается. Только лишь приятное времяпровождение и самомнение о своей якобы духовности. Для веры нужен подвиг, причем постоянный. Подвиг по нашим временам уже - это узнать истинное неповрежденное Православие. Изучать по мере сил священное Предание, Писание. Если кто-то не понимает службы на церковнославянском, то по мысли оптинских старцев - понимает же "Господи помилуй". Значит, пока и этого для этого человека довольно. В этом вся суть.
Ольга 17/02/2014 в 10:09:58
Вот до чего доводит "аккуратный телепоказ литургии с комментариями": «Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр http://www.blagogon.ru/digest/466/
валерий скрипко 17/02/2014 в 07:43:01
уверен, нужен аккуратный телепоказ литургии с комментариями. Тогда такие тайные смыслы и откровения открываются слушателю в каждом действе, в песнопениях. В том, что верующему ничего кроме самой службы не надо, есть что-то от гордыни. Я верующий, я всё знаю и не надо меня учить! Знаю не мало людей, которые крестились, но в сокровенный смысл многих положений Святого Писания не вникали, святых отцов не читали. Рассказываешь им о содержании литургии и они иначе чувствуют себя во время службы. Церковь - это живое сообщество. Мы должны общаться, делиться чувствами и духовными знаниями!
Людмила Смирнова 16/02/2014 в 21:19:07
Отличная доказательная статья, как, впрочем, практически все публикации отца Владимира Василика. Вот только один прием показался тревожным. Читаю УВАЖАЕМОГО отца Владимира, вдруг - отсылка к о. Александру Шмеману. Неужели другого авторитета отец Владимир не нашел? Или в этом кроется некая сверхзадача? Мне кажется, что о. Александр скорее был бы оппонентом отцу Владимиру, если не сказать больше...
Россиянин 16/02/2014 в 20:17:20
Эта "миссионерская" литургия - очевидное пренебрежение Таинством и чинопоследованием. Что-то вроде раздачи бесплатного пива в свечном ларьке. Вот народу-то привалит.
Ирина 16/02/2014 в 19:15:47
Да, все правильно, но ведь не набиты у нас храмы оглашенными, так что исходить то и некому. Но Литургию негоже нарушать, это точно. Можно ведь и на Всенощном Бдении что то рассказать, можно и отдельно собрать людей - хотя мало кто придет, потому что в основном то в Храм идут, как в КБО, и специально такие люди не придут, чтобы что то узнать - их это просто не интересует. Я сама была на таких миссионерских Бдениях, кроме того, что священник останавливал службу и рассказывал, прихожанам ещё раздавались тексты, по которым он следил за службой со всеми изменяемыми частями. Не могу сказать, что это очень помогало что то понять, но молитвенный настрой как то всё ж нарушался.
Марина К. 16/02/2014 в 15:20:59
Честно говоря, даже когда произносят проповедь после чтения Евангелия, и то как-будто останавливают литургию - ведь какие правильные слова ни произноси - с литургией не сравнить, а тут - "комментарии"... Это не "миссионерская" литургия получается, а издевательство над оной! Что-то типа: "Как выучить иностранный язык за 16 часов", а БОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТУРГИЮ - за 2 ...

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Мысли о миссионерской литургии Православный журнал «Благодатный Огонь»

Мысли о миссионерской литургии

26.01.2015
Диакон Владимир Василик

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

24.05.2020
Священник Валерий Духанин

Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

3.05.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

20.02.2020
Диакон Илья Маслов

О дискуссии вокруг реплики о. Димитрия Смирнова

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

3.02.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

10.02.2019
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

27.01.2019
Николай Каверин

Некоторые креативные аспекты телепроповеди митрополита Илариона (Алфеева)

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

13.01.2019
Николай Каверин

Об одной замечательной книге из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

21.01.2019
Александр Щипков

Греко-протестантизм

3.01.2019
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

 

НОВОСТИ

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

24.05.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

17.05.2020
Диакон Илья Маслов: властями был выбран позорный формат празднования Дня 75-летия Великой Победы

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

06.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

05.06.2019
Афон против украинских раскольников: игумены монастырей Афона просят украинских паломников подтверждать принадлежность к канонической Украинской Православной Церкви

31.05.2019
На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

26.05.2019
Патриарх Кирилл: Советский Союз держался на христианской нравственной парадигме

24.05.2019
Одолеть бесовщину!
Заявление Совета православной патриотической общественности

22.05.2019
Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»? Священник Илья Письменюк утверждает, что может!

19.05.2019
К «протестной» акции в Екатеринбурге против строительства храма св. Екатерины

15.05.2019
Руководитель пресс-службы Патриарха Кирилла священник Александр Волков решил научить детишек «играть в Евхаристию», совершив «детскую миссионерскую литургию» на русском языке