Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Мысли о миссионерской литургии

26.01.2015
Диакон Владимир Василик

В последнее время достаточно часто стали служиться «миссионерские» литургии, в которых молитва – возгласы священника, диаконские ектении и песнопения перемежаются с объяснениями комментатора. Более того, предполагается трансляция подобных литургий для широкой (в т.ч. и для неверующей) публики на уличные экраны.

В связи с этим возникает вопрос: как относиться к этой практике с точки зрения церковного предания?

В церковном предании действительно есть традиция литургического комментария, украшенная именами святителя Кирилла Иерусалимского, преподобного Максима Исповедника, св. патриарха Германа Константинопольского, Николая Андидского, святителя Симеона Солунского, но никогда доселе толкование богослужения не читалось во время Божественной Литургии, тем более – по кускам, после каждой молитвы и ектении. Если бы Отцам Церкви и их преемникам это бы изволилось для пользы Церкви, то внутри литургии существовало бы нечто вроде синаксаря после 6-й песни на утрене, но ничего подобного ни в практике Древней Церкви, ни в новое время мы не видим. Ни преподобный Максим Исповедник не вставлял свои комментарии во время службы в Александрии или в Риме, ни святитель Герман не прерывал литургию свят. Василия Великого или Иоанна Златоуста для разъяснений, ни святитель Симеон Солунский не останавливал службу, чтобы просветить на ее счет своих прихожан. И даже в новое время святой праведный Иоанн Кронштадтский, при всем его праведном дерзновении не делал ничего подобного.

И понятно почему. Глубокая ошибка – считать, что Божественная Литургия есть средство и орудие миссии. Она не средство миссии, она – ее цель. Задача миссионера, проповедника – привести к крещению некрещенного и к Причастию Святых Христовых Таин невоцерковленного. Но само Причастие не может служить орудием для достижения этой цели. Это почти все равно, что строителю путать молоток и крышу.

В начале Божественной Литургии диакон в диалоге со священником произносит знаменательные слова: «Время сотворити Господеви, Владыко, благослови». Согласно верному замечанию о. Александра Шмемана, это значит следующее: люди сделали все от себя зависящее, все подготовили, ныне время действовать Господу. Это значит, что все готово – в том числе и с точки зрения информативной, люди знают, для чего они пришли и что совершается ныне. Соответственно, давать уроки литургики во время Божественной Литургии – все равно что во время ее замешивать тесто для просфор, когда они давно должны быть не то что выпечены, но вынуты.

Возникает вопрос, кто является аудиторией для этой «литургической» миссии? Если люди верующие и воцерковленные, то им в сущности это не нужно. Более того, назойливые полунаучные комментарии, временами из не очень благоговейных уст, только мешают молиться, ибо они закрывают для верующего слуха слова святых Отцов и самого Господа. А если целевая аудитория – неверующии, то зачастую это не только бесполезно, но даже и вредно. Ведь огласительные и тайноводственные поучения в древности отнюдь не делались достоянием кого попало, их не предлагали язычникам и неверующим. Вот что говорит святитель Кирилл Иерусалимский в своем Первом Огласительном Слове: «Тогда, как говорит огласительное поучение, если оглашенный спросить тебя, что говорили тебе учители? Ты ничего не отвечай постороннему. Ибо тайну преподаем тебе, и упование будущего века. Храни тайну сию ради Мздовоздаятеля, и не слушай, когда кто скажет тебе, что за беда, если и я узнаю? И больные просят вина; но если оно безвременно будет дано, то сумасшествие производить; от чего рождаются два зла: и больной умирает, и врач остается в безславии. Так если оглашенный услышит что либо от верного; то и оглашенный впадает в безумие; потому что не понимает слышанного, однако ж оное порочит и осмеивает говоримое, и верный осуждается, как предатель сей тайны».

А именно это и может произойти в случае широкой телевизионной трансляции литургии с соответствующими комментариями. В обстановке потребительского безрелигиозного общества большинство неверующей зрительской аудитории может воспринимать подобную трансляцию как очередное зрелище, более того – как повод для дальнейших богохульств и кощунств. Чем может стать подобная трансляция, скажем, для туристов, расположившихся в кафе у какого-нибудь знаменитого старинного храма, где выставлены экраны, на которых демонстрируется все, в том числе читаются тайные молитвы и показывается причащение духовенства? В лучшем случае – поводом для праздного любопытства, в худшем – для насмешек и кощунств. Ибо праздный зритель, с налету что-либо услышавший, но не вошедший в жизнь Церкви, запросто может извратить и исказить услышанное, особенно если он живет духом постмодерна, построенном на искажении смыслов. Справедливыми представляются слова преп. Ефрема Сирина:

«Кто же в неразумии своем
схватит одни имена вещей,
кои от него же принял Бог,
дабы через них пособить ему, —
безумец соделает из сих притч
кощунства и богохульства предлог;
Божией благости, снисходившей к нему
о, сколь неблагодарным явит он себя!»
(Ефрем Сирин. 11 песнь о Рае).

И сейчас это сильно чувствуется во всемирной сети. Распространение знаний о Церкви отнюдь не умножает число верующих, напротив, голые внешние знания, преподанные в отрыве от церковной жизни и подлинной святости, только раздражают неверующих людей.

Помножим это на постмодернистский цинизм и получим горючий материал для новых гонений на Церковь и раскол нашего общества. Однако возможно и еще более худшее: Таинство Таинств может стать всего лишь одним из элементов потребительского общества – приятным зрелищем для пресыщенных и неверующих людей. 

Увлекаясь духовным пониманием слова μυστηριον – таинство – мы часто забываем о его внешнем дисциплинарном аспекте. Ведь не случайно апологеты не сообщали язычникам ни литургических текстов, ни подробного учения о Евхаристии. Максимум, что им говорилось – о ее невинном характере (в опровержении клеветы о ритуальном людоедстве) и в то же время – о том, что это не есть простая трапеза, но она обладает особым, духовным характером, например – в послании к Диогнету: «Христиане имеют пищу общую, но не простую».

Не случайно в Древней Церкви во время евхаристии двери держали закрытыми на замок и назначались специальные сторожа – остиарии. Не случайно возник возглас: «Оглашенные, изыдите». По учению преп. Максима возглас «оглашенные изыдите» знаменует конец этого мира и переход к жизни будущего века, где уже нет времени и возможности для обыкновенной земной деятельности. «Есть время всякой вещи под солнцем» – говорит Писание: время благовременному научению и время молитвы и предстоянию пред Господом. Евхаристия – уже не время для подготовки к духовному экзамену, это – сам экзамен.

В самом крайнем случае, если почитается так уж необходимо литургическое просвещение во время Литургии, то есть Литургия оглашенных – Литургия Слова. Она еще дает достаточно ограниченную возможность для подобных катехизических вставок. Но они не соответствуют духу и смыслу Литургии Верных.

В Евангелии содержатся казалось взаимоисключающие слова: «Идите, научите все народы» (Мф. 28, 19) и «Не давайте святыни псам и не мечите бисера перед свиньями» (Мф. 7, 6). Но они взаимно дополняют друг друга. Не стоит неверующему и некрещенному человеку говорить о самом святом и таинственном, не следует питать духовного младенца твердой пищей. И нельзя Святыню делать достоянием информационных циников: «Не бо врагом твоим тайну повем».

 

Источник




Голосование за статью
 - 
158
 /  - 
14
Комментарии:
Роман 12/03/2015 в 04:16:25
Новокузнецк. Собор Рождества Христова при Кузбасской семинарии: забабахали проекционный экран, закрывающий южные врата. На экране выводят на русском тексты богослужебных молитв, после 6-го часа - комментарий, после чтения апостола - пояснение... В каком месте зудит у них? Да, вот, смотрите:


http://seminaria.info/news/v-sobore-rozhdestva-hristova-proshla-missionerskaya-liturgiya
Агапит 28/01/2015 в 09:47:34
В РПСЦ, особенно в кафедральный собор на Рогожке, вас, если вы не старообрядец, даже не впустят в храм дальше порога. В том числе и когда нет службы. На просьбу просто осмотреть храм реакция будет одна - отказ. Не говоря уж о ТВ-трансляциях и "миссионэрских" литургиях, они там просто невозможны по определению! Не знаю, правильно ли они поступают, ибо нигде даже в инославном мире с такой "неприветливостью" я не сталкивался. Но то, что описано в статье, всё это лжемиссионерство в стиле Второго Ватикана, совершенно неприемлемо! А вот отказ, например, в совершении Таинства Венчания для лиц "с улицы" я считаю, был бы вполне уместным.
Ян Вражек 27/01/2015 в 18:02:11
Я был когда то католик, не православный. НО. Удивительное время нынче. Могло ли бы такое когда то быть, чтобы люди, именующие себя православными, а порой священниками и даже епископами, не только обсуждали вопрос: можно ли, нельзя ли превращать богослужение в балаган?, но и реально участвовали бы в этом беззаконии. О чем идет речь? Это равносильно обсуждению вопроса об изменениях в богослужебный язык, изменениях календаря или внесения изменений в Символ веры. Можно и еще конкретизировать: "миссионерская литургия" есть бесовщина. Чего тут обсуждать? Можно ли в церквах театры устраивать и бесам служить? Пусть мне ответит этот человек, что так поступает, он не священник.
прот. Андрей Хвыля-Олинтер 27/01/2015 в 15:38:06
Если нет благодати и святости, то независимо от намерений экспериментирование с Таинствами есть богохульство. А те, кто дерзают без священных оснований - богохульники. И те, кто им способствуют.
р.Б.Сергий 27/01/2015 в 14:41:48
"Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1Пет.3,15).
Возможно ли иметь совесть добрую и творить беззаконие?! Миссионерский модернизм неообновленцев красноречиво обличается делами их, - достаточно внимательно прочитать приведенное в статье объявление о "Миссионерской Литургии".
Наблюдаемые ныне церковные нестроения - ярчайшее знамение последних времен. Ибо "очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли)" (1Пет.3,10).
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Михаил Ершов 27/01/2015 в 13:25:26
Новость из англиканской церкви, с которой так дружен экуменист и "миссионер" протоиерей А. Дягилев: http://www.bbc.co.uk/russian/uk/2015/01/
Олег Ани 26/01/2015 в 20:36:50
Людмила Смирнова 16/02/2014 в 21:19:07 пишет:
***Отличная доказательная статья, как, впрочем, практически все публикации отца Владимира Василика. Вот только один прием показался тревожным. Читаю УВАЖАЕМОГО отца Владимира, вдруг - отсылка к о. Александру Шмеману. Неужели другого авторитета отец Владимир не нашел? Или в этом кроется некая сверхзадача? Мне кажется, что о. Александр скорее был бы оппонентом отцу Владимиру, если не сказать больше...***
Полностью с Вами согласен: делать ссылку на о. Александра Шмемана в вопросах связанных с православной традицией Богослужения, ошибка, т.к. сильно ослабляет доказательную позицию автора статьи. Я считаю, что этим о. Владимир Василик послал кому-то из влиятельных лиц в Московской Патриархии, отслеживающих подобные статьи, сигнал, который без сомнения будет расшифрован как "свой", а не "чужой".
Пётр Цыганков 26/01/2015 в 17:11:21
"давайте мы за вас попостимся, язык церковнославянский подучим, поисповедуемся ещё, а Вы только причащаться будете"..... Логика такая..... Повторюсь, справедливости ради, не в каждом храме есть грамотный катехизатор и огласительная практика.
валерий скрипко 18/02/2014 в 19:54:11
Ольге Р. ответ:
я говорил о комментариях при телепоказе. Комментарий должен быть за кадром, а не в соборе. В соборе желательно, чтобы у верующего был духовник, который бы объяснил ему каждый символ Евхаристии, кроме известных Святых Даров - хлеба и вина, как тело и крови Господа нашего Иисуса. Хотя отца Александра Шмемана и критикуют (и есть за что), а его упрёки священникам иногда стоит почитать. Например, "Евхаристия - таинство царства".
За три года посещения служб я ни разу не поговорил серьезно ни с одним иереем. Отстоял большую очередь на исповедь и сказал несколько слов покаяния, пообщался с ним в течение трех минут. Раньше, была при соборе отдельная комната для исповеди и там долго шли беседы с каждым обратившимся. Теперь это отменили! Считаю это неправильным.
А Ольге хочу сказать, что вникать в суть службы церковной надо всю жизнь. Я перечитал большое количество книг святых отцов, а каждый раз захожу в храм и чувствую, что многого не знаю, с прихожанами общаюсь мало и не умею общаться. А ведь церковь означает собрание. Алтарь и литургия, песнопения и молитвы священников - всё для нас, для собрания! Мы должны составлять одно целое!
Александр 18/02/2014 в 11:40:18
"В самом крайнем случае, если почитается так уж необходимо литургическое просвещение во время Литургии, то есть Литургия оглашенных – Литургия Слова. Она еще дает достаточно ограниченную возможность для подобных катехизических вставок. Но они не соответствуют духу и смыслу Литургии Верных."
То есть на этих миссионерских Литургиях оглашенным и всем любопытным объясняют и Литургию Верных в том числе? Если это так, то это просто кощунство и издевательство над Таинством. Какая катехизация может быть, когда произносится: "оглашенные изыдите, да никто из оглашенных, елицы верные..."? Организаторы такого "миссионерства" противоречат самому чинопоследованию Литургии получается. Вообще непонятно, как это выглядит, то есть все что совершает священник на алтаре, все комментируется и показывается на экранах что ли? Это ведь все равно что взять за руку всех любопытствующих и провести по алтарю как по музею. Если это так, то это грубое нарушение 69 правила Шестого Вселенского Собора о запрете мирянам входить в алтарь.
Дмитрий Л. 17/02/2014 в 23:14:54
Слова Ольги Р. о том, что сейчас более чем много источников информации, из которых можно узнать абсолютно всё о церковных службах, дают ещё один вывод. 25, 100, 200, 400, 900 лет назад не было ни интернета, ни всеобщей грамотности. Но никто не проводил "миссионерских Богослужений". Сейчас же, когда даже и труда особого не нужно (открыл нужную страницу в интернете), они навязываются. Даже если они полагают прихожан малограмотными туземцами, то ведь и новообращаемым народам никто никогда такого кощунства не устраивал (мне, во всяком случае, неизвестно, чтобы нечто подобное бывало на Руси в эпоху Крещения, в Японии при Св. Равноапостольном Николае, при просвещении Аляски). Мотивация реформаторов лежит в другой плоскости.
P. S. Кстати. Как совместить эпические достижения "Второго Крещения Руси" и то, что прихожане - "малограмотны"?
Елена Сергеева 17/02/2014 в 22:12:13
Людмиле, Алексею, Марине, р. Б. Сергию
Быть может, уважаемый автор статьи привел толкование фразы (которая звучит в начале Божественной Литургии), сделанное именно А. Шмеманом, т. к. обновленческие миссионеры скорее прислушаются к Шмеману -- своему протестанствующему кумиру, нежели к словам Святых Отцов Церкви.
р.Б. Сергий 17/02/2014 в 19:20:30
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
«И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.» (1Ин.2,17)
-----------------------------------
Господь попускает нам скорби (пастырей-наемников, ереси и т.п.) для того, чтобы мы научались преодолевать их, устремляясь к Истине! Наше произволение - причина происходящего с нами! Для того, чтобы внуки (потомки) наши нашли бы благочестие в храмах наших не только внешнее, мы должны детей своих воспитывать по канонам Православия, в Духе традиционного учения РПЦ!!!
Низкий поклон редакции "Благодатного Огня" за постоянное противодействие духовной заразе (модернизму), расползающейся по телу Русской Православной Церкви!
-------------------------------------
P.S. То, что о.Владимир Василиск в своей статье ссылается на о. Александра Шмемана, скорее всего причудливый зигзаг его собственной мысли, чем согласие с убеждениями церковного реформатора... (http://www.blagogon.ru/digest/80/).
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Анатолий 17/02/2014 в 18:35:52
Обратите внимание на афишу. Кто служит миссионерскую литургию. Это наш с вами старый знакомый прот. Александр Дягилев. Ранее он был нам известен по совместным службам с еретиками-англиканами: http://www.blagogon.ru/digest/364/ Теперь вот осваивает новое направление - миссионерскую деятельность. Видимо с англиканами стало сложно дружить после признания ими однополых союзов и рукоположения женщин в епископы.
Хочу призвать А.Дягилева перестать заниматься блудным поиском новых соблазнительных форм и вернуться к богатым традициям Православия.
Марина 17/02/2014 в 14:02:22
Согласна с комментариями Алексея и Людмилы! При всем уважении к диакону Владимиру, не понимаю для чего ссылаться на о.Шмемана, когда столько светильников в нашей Церкви!? К чему здесь чуждый православному Духу о.Шмеман?
Ольга Р. 17/02/2014 в 13:20:21
валерий скрипко 17/02/2014 в 07:43:01
***В том, что верующему ничего кроме самой службы не надо, есть что-то от гордыни. Я верующий, я всё знаю и не надо меня учить!***
Не поняла, а при чем здесь гордыня? И на чем, позвольте спросить, основано утверждение, что верующему ничего, кроме самой службы не надо? И почему смысл Литургии, молитв, тайнодействий надо объяснять именно на Литургии? Надо, конечно, "общаться, делиться чувствами и духовными знаниями", но не на Литургии же! Как правильно сказано, всему свое время и свое место. На Литургию люди приходят молиться, а не лекции слушать. В наше время источников информации, из которых можно узнать абсолютно все о церковных службах, более чем достаточно. И если человек хочет узнать содержание и смысл Литургии, Всенощного бдения и др., он узнает. А если не хочет, так и никакие "миссионерские Литургии" не помогут. Правильно сказал о. Владимир Василик, что "миссионерские Литургии", тем более, транслируемые на телеэкран или еще куда-то, не умножают число верующих, а только раздражают неверующих людей, причем, добавлю от себя (из личных наблюдений) раздражают до кощунств и оскорблений.
алексей 17/02/2014 в 12:46:23
Выражу согласие с Людмилой. Для чего в тексте, посвященном борьбе с модернизмом, давать ссылку на одного из вождей этого самого модернизма?
Елена 17/02/2014 в 12:18:03
Да, время потребления... все хотят перевернуть по этому душку времени.
Валерию - зря Вы так уверены, в якобы необходимости телепоказов. Сущность телевидения такова, что человек при этом наблюдатель, а не участник. Нарушаются основы. Вера по телеку не передается. Только лишь приятное времяпровождение и самомнение о своей якобы духовности. Для веры нужен подвиг, причем постоянный. Подвиг по нашим временам уже - это узнать истинное неповрежденное Православие. Изучать по мере сил священное Предание, Писание. Если кто-то не понимает службы на церковнославянском, то по мысли оптинских старцев - понимает же "Господи помилуй". Значит, пока и этого для этого человека довольно. В этом вся суть.
Ольга 17/02/2014 в 10:09:58
Вот до чего доводит "аккуратный телепоказ литургии с комментариями": «Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр http://www.blagogon.ru/digest/466/
валерий скрипко 17/02/2014 в 07:43:01
уверен, нужен аккуратный телепоказ литургии с комментариями. Тогда такие тайные смыслы и откровения открываются слушателю в каждом действе, в песнопениях. В том, что верующему ничего кроме самой службы не надо, есть что-то от гордыни. Я верующий, я всё знаю и не надо меня учить! Знаю не мало людей, которые крестились, но в сокровенный смысл многих положений Святого Писания не вникали, святых отцов не читали. Рассказываешь им о содержании литургии и они иначе чувствуют себя во время службы. Церковь - это живое сообщество. Мы должны общаться, делиться чувствами и духовными знаниями!
Людмила Смирнова 16/02/2014 в 21:19:07
Отличная доказательная статья, как, впрочем, практически все публикации отца Владимира Василика. Вот только один прием показался тревожным. Читаю УВАЖАЕМОГО отца Владимира, вдруг - отсылка к о. Александру Шмеману. Неужели другого авторитета отец Владимир не нашел? Или в этом кроется некая сверхзадача? Мне кажется, что о. Александр скорее был бы оппонентом отцу Владимиру, если не сказать больше...
Россиянин 16/02/2014 в 20:17:20
Эта "миссионерская" литургия - очевидное пренебрежение Таинством и чинопоследованием. Что-то вроде раздачи бесплатного пива в свечном ларьке. Вот народу-то привалит.
Ирина 16/02/2014 в 19:15:47
Да, все правильно, но ведь не набиты у нас храмы оглашенными, так что исходить то и некому. Но Литургию негоже нарушать, это точно. Можно ведь и на Всенощном Бдении что то рассказать, можно и отдельно собрать людей - хотя мало кто придет, потому что в основном то в Храм идут, как в КБО, и специально такие люди не придут, чтобы что то узнать - их это просто не интересует. Я сама была на таких миссионерских Бдениях, кроме того, что священник останавливал службу и рассказывал, прихожанам ещё раздавались тексты, по которым он следил за службой со всеми изменяемыми частями. Не могу сказать, что это очень помогало что то понять, но молитвенный настрой как то всё ж нарушался.
Марина К. 16/02/2014 в 15:20:59
Честно говоря, даже когда произносят проповедь после чтения Евангелия, и то как-будто останавливают литургию - ведь какие правильные слова ни произноси - с литургией не сравнить, а тут - "комментарии"... Это не "миссионерская" литургия получается, а издевательство над оной! Что-то типа: "Как выучить иностранный язык за 16 часов", а БОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТУРГИЮ - за 2 ...

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Мысли о миссионерской литургии Православный журнал «Благодатный Огонь»

Мысли о миссионерской литургии

26.01.2015
Диакон Владимир Василик

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.09.2018
Киприан Шахбазян

Место «нового Катехизиса» в православной традиции и его авторитетность

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

11.09.2017
Михаил Демурин

Конфликт между миром и Церковью: дело тут не в «пропаганде»

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

8.09.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

11.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Благовествование или маркетинг?

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

31.08.2017
Диакон Илья Маслов

Дорога в никуда. Недоумения о «современном богословии»

14.07.2017
Документальный фильм «Эти». Комментарий священника Алексия Чаплина

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.07.2017
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

5.07.2017
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

25.06.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

2.08.2017
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

31.05.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

19.04.2017
СМИ: Россия испытала гигантскую ядерную торпеду

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

14.10.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

14.09.2015
Александр Буздалов

Деятельность священника Георгия Кочеткова и реформы Московской Патриархии

7.12.2010
О «снятии анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

16.12.2016
Протоиерей Владимир Переслегин

Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»?

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

26.04.2015
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и церковное осуждение фашизма и коллаборационизма

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

 

НОВОСТИ

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

19.09.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

23.08.2017
Поклонская перешла черту: от депутата отворачиваются коллеги и священники

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

24.07.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения