Богородица

Актуальные статьи

К 10-летию со дня кончины архиепископа Алексия (Фролова).
Он не вносил в святилище Божие чуждого огня

2.12.2023

Светлой памяти архиепископа Алексия (Фролова)

З декабря 2013 года в канун, а по церковному времяисчислению, в день праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы (церковный день начинается с вечера) после продолжительной болезни на 67-м году жизни отошел ко Господу архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов).


Достопоминаемый Владыка прошел большой и духовно насыщенный путь. Владыка родился в Москве в 1947 году. Уже с ранней юности он милостию Божией обрел своего первого духовного наставника – замечательного старца схиархимандрита Григория (Давыдова). Под руководством отца Григория, а так же и схиархимандрита Серафима (Тяпочкина), которого будущий владыка навещал вместе со своим старцем, молодой человек готовился к поступлению в Московскую духовную семинарию, а затем и в Московскую духовную академию, которую окончил в 1979 году со степенью кандидата богословия.

В 1975 году будущий архиепископ Алексий был рукоположен в сан диакона и оставлен при Московской духовной школе, исполняя послушания сотрудника Церковно-археологического кабинета. Владыка был глубоким знатоком и тонким ценителем церковного искусства и потому именно ему было поручено оберегать реликвии и святыни нашего Отечества, хранить личные вещи преподобного Сергия Радонежского. Под покровом преподобного Сергия зрело и крепло устремление к монашескому пути будущего архипастыря. В 1979 году, наконец, совершился монашеский постриг отца Алексия, которого он, по его словам, послушный своим старцам, ждал несколько лет, ибо не его воля должна была свершиться в постриге, – настаивали старцы, – а Божия. И она свершилась: отец Алексий был пострижен в монашество, оставаясь преподавателем Московской духовной школы. Преподавал владыка в Московской духовной семинарии около 14-ти лет.

Годы учебы в Московских духовных школах были необычайно плодотворны для духовного возмужания будущего архипастыря. Постригальным отцом его был назначен архимандрит Иннокентий (Просвирнин) – известный ученый, библиограф, составитель «Русской Библии». Не простым было духовное сближение отца Алексия со своим «отцом от Евангелия»: многие месяцы неустанно молился молодой подвижник о даровании любви к своему новому духовному руководителю. И Господь внял этим святым молитвам, соединив судьбы отца Иннокентия и Владыки Алексия не только в этой жизни, но и навечно: благоговейные заботы отца Алексия (тогда архимандрита) окружили последние годы жизни схиархимандрита Иннокентия. Он обрел и место своего упокоения в Новоспасском монастыре, который возглавлял Владыка. И труды о. Иннокения и его память, его могилка были в монастыре окружены благоговейным почитанием всех прихожан и братии монастыря. На своем примере Владыка учил истинному исполнению пятой заповеди. Но вот пришел час и самому архипастырю упокоиться рядом со своим наставником…

При посредстве отца Иннокентия в жизнь молодого монаха вошли подлинные светочи православия: святитель Зиновий (Мажуга), схимархимандрит Виталий (Сидоренко), преподобный старец Андроник (Лукаш) и вместе с ними – вся Глинская традиция, которая оказала на духовное формирование будущего архиерея огромное влияние, заложив основы строжайшего по духу следования святоотеческой аскетической традиции, не поврежденной и не размытой никакими новыми веяниями. Таким, каким воспитывали его в молодости великие старцы, передававшие будущего владыку «из полы в полу», как выражался о том сам архиепископ Алексий, он и остался.

Дух отцов-аскетов веял над Новоспасским монастырем: все прихожане, а не только стремившиеся к монашескому служению, приглашались погружаться в творения святых отцов. Книжная лавка монастыря пестрела творениями знаменитых подвижников Афона, других православных монастырей Греции, Сербии… Благословение Владыки читать и учиться у таких подвижников распространялось на всех желающих. Именно святоотеческий взгляд на жизнь, глубокое познание человека и его падшего естества, пути его врачевания – все богатство аскетической культуры воспитания человека стало духовным лицом Новоспасского мужского ставропигиального монастыря в Москве. Владыка Алексий был строг в отношении к повседневной жизни своих чад и прихожан и высоко спрашивал с них, не ставя большой разницы в требованиях к внутренней жизни мирянина и монаха. Те, кто решался идти этим узким путем, убеждались, что за этой святой строгостью Владыки живет в его сердце горячая отеческая любовь. Эта любовь ко Христу и к врученной ему пастве и заставляла его свято хранить неповрежденным дух святоотеческой аскетики, ибо Владыка знал, что только такой дух, и только такой путь и мог действенно послужить преображению и усовершенствованию души человеческой, привести ее ко Христу, дабы человек обрел Христа в своем сердце.

Владыка Алексий нес в себе и широчайшую образованность, и внутреннюю глубокую культуру, и открытость миру и человеку, и, главное, истинную христианскую свободу: он умел найти и взять, – и так воспитывал и своих чад – и использовать плодотворно духовное добро и в широких сферах традиционной классической культуры, и в современном богословии, и это было следствием его подлинной христианской свободы. Но никогда он не вносил в святилище Божие чуждого огня. Широту мог себе позволить только тот, кто неустанно и неусыпно блюл Предание Матери-Церкви.

С первых дней его прихода в Новоспасский монастырь в 1991 году, когда он начал вместе с малой братией восстанавливать чудовищно изуродованный когда-то величественный древнейший монастырь Москвы, к нему потянулись люди… Владыка не только собирал поруганные камни монастыря, он, по слову апостола Петра, не щадя сил собирал и восстанавливал поруганные души – живые камни, устрояя из них «дом духовный» (1 Пет. 2:4-5). Тут он не щадил живота своего: вытаскивал из пропасти греха заблудшие души, как мать укреплял ослабевших, вплоть до того, что мог по телефону напеть колыбельную унывающей и слабой юной душе.

Он был открыт людям и нередко повторял, что и сам всему научился от людей. И это не парадокс: ведь между ним и прихожанами, его братией витал Дух Святой, Дух Любви и Истины и потому все шло на пользу любящим Бога. В том числе и самому мудрому пастырю.

Но начиналось все для новичка в монастыре – с богослужения: Владыка был великим молитвенником. Служил невероятно строго, собранно, в большом молитвенном напряжении, которое передавалось всем вокруг: и несравненному хору, которому потом дивился мир, ибо это было истинно монашеское, монастырское пение огромной духовной мощи, и диаконам, служившим с ним, и прихожанам: будь то старожил монастыря, или новичок – человек не может не услышать истинного Божия Духа! На службах Владыки (а служил он неустанно, не щадя сил своих) все в храме соединялось воедино: становилось единым сердцем и устами, славящими Бога.

О проповедях Владыки, которые он не спешил записывать и тем более издавать по смирению своему, нужно говорить особо. Он нес поистине крестоносное слово: учил почитанию и постижению величайшего смысла Креста Господня. Владыка часто напоминал чадам, ученикам, прихожанам, что каждый должен пройти тот путь, который был проложен Подвигоположником Христом и что только в этом безусловном следовании за Христом, человек может обрести свое спасение.

«Он нам показал путь, по которому необходимо пройти: Обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты, – говорил Владыка в одной из своих удивительных проповедей. – И вот, когда мы так говорим, дорогие братья и сестры, и когда услышите голос Божий, не ожесточите сердец ваших. Господь Своею любовью начинает спасать человека через испытания и малые скорби. И вот здесь-то и возблагодари, христианин, Бога, ибо ты как сын биен и принимаем только лишь тогда, когда наказываешься. Но наказание не принимай, как желание Бога тебя обидеть, оскорбить и причинить тебе боль, а наказание, как научение. Помни, человек, что ты сын Божий, и Ты рожден для Вечности. И, если Бог тебя возлюбил так, что пролил Свою Пречистую Кровь и отдал Свое Тело в снедь тебе, чтобы ты приобщен был к Его жизни, так и ты, христианин, ты к этому и призван, подвизайся даже до крови! Заставь себя полюбить Бога! И не предавай Его даже в малом!»

Проповеди Владыки незаметно созидали цельное православное мировоззрение в душах прихожан. Они очищали и восстанавливали христианские понятия разума. И люди понимали: все теперь в Церкви должно быть ими заново пересмотрено и открыто в свете Христовом. Вот, к примеру, что говорил Владыка о святости…

По его словам святость это не этическое понятие, не нравственное или даже метафизическое (в оторванности от источника святости – Бога), а нечто такое, что является по своей сути подобием Божием, единением с Богом, стяжанием Духа Святаго. Святой, – подчеркивал всегда Владыка – несравнимо больше, чем праведник и даже чем бесстрастный человек. Святой – это тот, кто приобрел Бога, обожился, и стал богом по благодати. Именно в этом ключе и восстанавливалось подлинное значение древнего аскетического учения – как единственного пути к святости человека.

Были среди его прихожан и учеников и такие, которым строжайшая аскетическая верность Владыки духу Евангелия, Слову Божию казалась слишком жесткой и они уходили, повторяя тем самым предреченное в Евангелии: «Жестоко есть слово сие: [и] кто может его послушати?» (Ин. 6:60).

19 августа 1995 года архимандрит Алексий был хиротонисан во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии, и назначен председателем Синодальной комиссии по делам монастырей РПЦ, а с декабря 1995 года архиепископ Алексий возглавил Синодальную богослужебную комиссию.

Многие годы Владыка Алексий был негласным духовным вождем антиреформаторского движения священства и мирян Москвы.

По его благословению и под его непосредственным духовным руководством и председательством весной 2008 года в Москве в стенах Новоспасского монастыря прошло знаменательное пастырское совещание Московской епархии, посвященное проблеме нарастания модернистских, неообновленческих тенденций в Русской Православной Церкви (http://blagogon.ru/biblio/157/).

Участники совещания выразили серьезную обеспокоенность тем, что в ситуации, когда Святейший Патриарх Алексий II совершенно четко и недвусмысленно высказывался против каких-либо принципиальных реформ в Русской Православной Церкви, в том числе и богослужебных (каковая позиция разделяется подавляющим большинством членов Церкви), находились отдельные миряне и клирики, которые говорили о планомерной подготовке ими таких реформ, под предлогом «миссионерской» доступности навязывали всевозможные искажения нашей святыни – апостольского и святоотеческого Предания, пытались сокращать богослужение, переводить его на современный русский язык, осуществляли либерализацию пастырской и духовнической практики, призывали к сокращению и ослаблению постов, сокращению и ослаблению молитвенного правила, отмены исповеди, особенно перед причастием, что является путем к профанации таинств, прежде всего центрального таинства – Евхаристии. В ходе того знаменательного совещания высказывались различные точки зрения по вопросу о продуктивности или непродуктивности дискуссий с неообновленцами.

Большинство участников согласились тогда с тем, что следует различать людей, искренне заблуждающихся, и тех, кто слишком далеко зашел в стремлении подменить богоустановленный порядок в Церкви своим субъективным пониманием «от ветра головы своея». С таковыми какая-либо дискуссия не представляется полезной и продуктивной.

Завершая пастырское совещание, владыка Алексий назвал заблуждения неообновленцев заблуждениями не ума, а сердца. Не простое недомыслие, а маловерие и отсутствие правильного духовного устроения – суть главные причины модернистских уклонов. 

Итогом этого пастырского совещания было Обращение группы духовенства к Архиерейскому Собору 2008 года, которое подписали 124 клирика г. Москвы (http://blagogon.ru/biblio/10/). В Обращении, в частности, говорилось: «Идеология реформаторов выражается в конформизме с окружающим миром, требующим либеральных реформ богослужения в духе политкорректности и приспособленности к нуждам падшего человеческого естества. Нам трудно охватить масштаб ползучей богослужебной реформации в Русской Православной Церкви, но мы ясно понимаем, что это явление исторически тупиковое и чисто маргинальное во всех отношениях – и по форме, и по сути. Мы дерзаем обратиться к Архиерейскому Собору с просьбой: дать оценку необъявленной богослужебной реформации в Русской Православной Церкви, указать масштабы этого модернистского явления и его опасность для основ Православия. Это остро необходимо, прежде всего, для развития и успеха подлинной православной миссии в России и за ее пределами».

Решением Священного Синода от 5 марта 2010 года Владыка Алексей назначен управляющим Костромской епархией, где с большим воодушевлением он взялся за дела управления обширной епархией. Он был счастлив, и часто повторял псаломское слово: «От Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36:23), – Сам Господь освящает и назначает для человека и место рождения, и день, и путь, и служение, и сроки земного бытия…

Владыка родился в день празднования Феодоровской иконе Божией матери, покровительнице Дома Романовых. Господь привел его в 1991 году в «романовский» монастырь: с усыпальницей Романовых в подклете, с памятью о великих событиях нашей истории. Господь и Матерь Божия привели его и в Кострому, родину первого государя из рода Романовых, во град, святыней которого была и есть Феодоровская икона Богородицы, в Ипатьевский монастырь, священноархимандритом которого был поставлен Владыка архиепископ Костромской и Галичский.

Смиренно и мужественно нес крест тяжелой болезни высокопреосвященнейший Владыка, и в предельных испытаниях являя собой высокий пример его ученикам и чадам.

Носитель истиной монашеской традиции русского Православия, настоящий аскет и молитвенник Владыка Алексий был строг в отношении к повседневной жизни и высоко спрашивал со своих чад, не ставя большой разницы в требованиях к внутренней жизни мирянина и монаха. Он свято хранил неповрежденным дух святоотеческой аскетики, ибо считал, что только такой дух и мог действенно служить преображению души человеческой и вести ко Христу.

Владыка Алексий стоял за верность богослужебной традиции (много лет архиепископ Алексий возглавлял Синодальную богослужебную комиссию), за сохранение церковнославянского языка без каких-либо русификаций и компромиссов.

Царство Небесное тебе, наш досточтимый и незабвенный отец и Владыка!

Земной поклон тебе и вечное молитвенное благодарение за все, что ты сделал для нас.

Вечный покой тебе, новопреставленный ревностный Святитель Церкви Русской.


Епископ Орехово-Зуевский Алексий со своей послушницей Екатериной Домбровской. Москва, 2000 год

Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Евгений Иванов 03.12.2016 в 09:58:58

Пастырь добрый.
Памяти владыки Алексия (Фролова)
03.12.2016 Евгений Олегович Иванов
Наступила третья годовщина с того дня, когда 3 декабря 2013 года отошёл ко Господу архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов).
С тех пор духовными детьми и учениками этого, верю, святого старца сказано и написано немало слов о своём отце и наставнике. Вышли прекрасные фильмы-воспоминания о нём. И хотя автор этих строк не был лично знаком с почившим владыкой, однако в 2008-2010 годах являлся постоянным прихожанином Новоспасского монастыря в Москве, которым в то время руководил архиепископ Алексий.
Вспоминаются литургии, на которых служил владыка. Они были пропитаны особым теплом. Чувствовалась его любовь к нам, сливавшаяся с любовью Божественной. Слово владыки Алексия было сильным, приправленным евангельской «солью». Очевидно, это был благодатный пастырь, отмеченный Богом.
Навсегда врезался в мою память один эпизод. Уже в конце богослужения, когда все целуют крест и расходятся, владыка вдруг остановил отпуст и начал вдохновенную речь – при том, что «плановая» проповедь была уже произнесена кем-то из священников. Владыка говорил долго и сильно. К сожалению, слов не помню, но помню их смысл – о Божественной любви, о верности Богу, о христианской жизни согласно евангельским заповедям.
Жаль, что мы огорчали владыку. Так, он сетовал, что прихожане не знают тропарей великих праздников, не поют их. Даже как-то из-за этого ушёл с отпуста. А ещё его огорчало, когда во время причастия народ толпился именно около него, как будто сила причастия зависит от того, что его подавал епископ, а не простой священник. Это было проявление неразумной, неправильной любви к архипастырю.
Впрочем, больше было всё же правильной любви. Именно она двигала духовными чадами владыки Алексия. Когда он был поставлен на костромскую кафедру, многие люди стали ездить к нему из Москвы. А мы с друзьями даже специально на Пасху 2012 года отправились из Москвы в Кострому, чтобы встретить «праздников праздник» и «торжество торжеств» рядом с владыкой.
Надо помнить, что владыка – жив. У Бога все живы. Тем более праведники. Он жив ещё и потому, что оставил по себе десятки учеников – как священнослужителей, так и мирян, в Москве, Костроме и других городах и весях. Среди этих учеников есть уже и архиереи – продолжатели той духовной традиции, которую, в свою очередь, владыка Алексий воспринял от своих наставников, традиции умного делания и подвижничества, корни которой уходят вглубь веков – к святым отцам, апостолам и Господу нашему Иисусу Христу.
Вспоминая о владыке, нельзя забыть о Новоспасском монастыре. Эта великая обитель была восстановлена, прежде всего, трудами архиепископа Алексия. Находясь, по сути, в центре Москвы, Новоспасский монастырь стал своеобразным райским уголком посреди шумной, не знающей покоя многогрешной столицы. Ряд моих ближайших друзей и я своим воцерковлением обязаны Новоспасскому монастырю и его пастырям. До сих пор с особым чувством вспоминаю эти новоспасские исповеди перед фреской Страшного Суда…
И сегодня монастырь продолжает свою святую миссию. Правда, зачем-то в нём, в нарушение 76 правила VI Вселенского Собора, сделали корчемницу под названием «Трапезная паломника», но даже и эта уступка духу мира сего не мешает обители оставаться одним из важнейших центров русского и московского православия.
Сегодня, когда и Вселенская, и Русская Церковь терпит большие испытания, для нас важно наследие архиепископа Алексия (Фролова) и в другом отношении.
Дело в том, что владыка был традиционалистом и монархистом. По его инициативе в 2008 году в Новоспасском монастыре прошло собрание духовенства против модернистских тенденций в нашей Церкви. Что бы подумал и сказал владыка сегодня, когда эти тенденции только укрепились, а первоиерархи дарят мощи угодников Божиих еретикам-папистам?.. При всём при этом владыка Алексий не был человеком «партийным», не впадал в какую-либо крайность, трезвенно шёл путём царской святоотеческой середины, в чём нам следует учиться у него.
Превыше всего любя Бога и Небесное Отечество, архиепископ Алексий любил и Отечество земное – Россию. Переживал и молился о ней, старался осмыслить исторический путь нашей страны и, несмотря на все испытания современной эпохи, верил в светлое будущее России.
Значение владыки Алексия, глубина его подвига будут продолжать раскрываться. Чтобы это происходило, не бесполезны и земные средства. Поэтому, как представляется, с каждым годом становится всё насущнее издание полной биографии и сборника сохранившихся проповедей и выступлений владыки, а также воспоминаний его духовных чад.
Также можно предложить учредить и ежегодно проводить Алексиевские чтения, поочерёдно в московском Новоспасском монастыре и в Костроме.
Завершая, хочется кратко и по-евангельски охарактеризовать владыку Алексия. Он был наш пастырь – пастырь добрый, положивший душу свою за нас.
Вечная ему память!

Наталия 02.12.2016 в 22:26:57

Татьяне Д.
Лёгкое возражение. Я болящий человек, и Новоспасский монастырь с чудотворным образом Всецарицы стал моим молитвенным пристанищем. Вижу, как нынешний Владыка (ещё очень молодой) старается с братией сделать всё для людей, которые приходят в обитель за молитвенной помощью, может быть, последней. Для мирян в монастыре делается всё, чтобы можно было и молиться, и надеяться. Сам Владыка Савва для меня является продолжателем традиции приснопоминаемого Архиепископа Алексия. Своим молитвенным предстоянием за Литургией, прежде всего, которое видно.... Ну, а братия - Бог всем Судия, и нам тоже.

Татьяна Д 02.12.2016 в 14:11:25

Вчера вечером поехала в Новоспасский монастырь. Вход в монастырь через большую каменную арку. Вверху большая икона Спаса Нерукотворного. Внизу, под аркой .... металлоискатель. Ну для безопасности, вашей же безопасности. Служба в Покровском храме. Акустика прекрасная. Народу человек 15 не больше. Все и так хорошо слышно, но служат через микрофон. И не поймешь ни одного слова. Служба сокращена, дальше некуда. Куда-то может спешат? Очень захотелось повернуться и уйти, что я и сделала. 

Владыке Алексию Царство Небесное. Его ранние службы в храме Романа Сладкопевца были незабываемыми. На его могиле всегда цветы.

прот. Андрей Хвыля-Олинтер 03.12.2015 в 18:08:21

Господь дал мне возможность лишь нескольких кратковременных встреч с Владыкой. Но впечатление от них было весьма сильное и светлое. И дело его по охранению Святого Предания вообще трудно переоценить. Он - один из ярких примеров настоящего пастыря... На них, в частности, держится наша конкретная любовь к иерархии.

Сусанна 03.12.2015 в 16:50:47

Когда уходят такие люди, мы сиротеем. Но ведь Владыка не забудет нас?

пётр цыганков 02.12.2015 в 16:14:00

Побольше бы таких статей..... Вот ещё был епископ Ярославский и Ростовский Михей (Хархаров), 1921-2005; тоже не любил модернистов, экуменистов и подобную братию.

Владимир Юрганов 02.12.2015 в 12:47:55

Замечательная статья. Перечитал комментарии. Как же разнаятся комментарии на сайте двухгодичной давности и сейчас ((

Александр Бутов 25.12.2013 в 00:32:05

Упокой, Господи, душу раба Твоего, новопреставленного архиепископа Алексия, во Царствии Твоем и сотвори ему вечную память. <...> Умудри Вас, Господь.

Алексей+ 19.12.2013 в 21:01:12

Екатерине Домбровской
Благодарю за ответ. Но я правда не знаю, какая позиция была у Патриарха Алексия II. Как то всё неопределённо. Простите.

Екатерина Домбровская 16.12.2013 в 01:21:06

Отвечаю Алексею+
Вы знаете, с уверенностью могу сказать только одно, то, что слышала не раз и что приняла сама безоговорочно: это была в точности позиция по этому вопросу покойного Святейшего Патриарха Алексия II, которая Вам известна несомненно, и я не буду пересказывать ее своими словами. Изменилось ли в этом отношении позиции Владыки за последние почти года болезни, я не знаю.

Алексей+ 15.12.2013 в 21:54:08

Вечная память Владыке Алексию. Уважаемая Екатерина, может не во время задаю вопрос. Но мне важен Ваш ответ. Как архиепископ Алексий относился к электронным документам: УЭК, грядущий паспорт, микрочип? Как он благословлял поступать по отношению к ним?

Михаил Ершов 13.12.2013 в 16:25:00

Дорогая Екатерина, почти все главы Вашей книги я прочитал, когда они выходили на указанном Вами сайте. Теперь обязательно прочту оставшиеся несколько последних. Рад, что Ваша книга опубликована в Канаде. Уверен, что вместе с архимандритом Тихоном (Шевкуновым) книга будет опубликована и в Москве. Очень хорошая мысль - поместить там проповеди Вашего духовного отца. Ещё при чтении глав "Весна души..." я задавался вопросом, кто же этот архипастырь, вот бы его увидеть... Но надежды я не теряю: даст Бог - увидимся в жизни будущего века...

Екатерина Домбровская 13.12.2013 в 14:43:47

Дорогой Михаил! Сердечно благодарю за Ваше верное слово, за поддержку духовную. У меня написана книга в общем-то о Владыке - она стоит на моей странице на сайте "Проза. Ру" - http://www.proza.ru/avtor/skityanka Книга называется "Весна души. Страницы жизни рабы Божией Анны". Она была написана и вышла вначале этого 2013 года. Ее издали в Канаде православные издатели. Хотела бы, чтобы она была доступна и нашему читателю. В ней описан повседневный опыт жизни под руководством Владыки в течение 20 лет одной его послушницы. К сожалению, канадское издание - это как "пилотный" экземпляр - распространения в России нет. Так что буду надеяться на милость Божию и помощь собратьев-издателей. А в приложению к этой документальной повести могут быть опубликованы все воспоминания, которые сейчас шли в дни сугубого поминовения дорогого Владыки Алексия. Еще раз хочу всех откликнувшихся сердечно поблагодарить и низко поклониться.

Михаил Ершов 12.12.2013 в 17:27:41

... Хотя новопреставленного архиепископа Алексия уже нет в этом тленном мире, но он для меня жив и очень дорог мне. Один из его иподиаконов затруднился охарактеризовать владыку Алексия просто и кратко, а для меня он теперь просто - человек Божий.
Многоуважаемой Екатерине - радоваться! Скорбь Ваша по-человечески понятна, но она скоро перейдет в бесконечную радость, так как у нас теперь ещё один молитвенник у престола Божия предстоит. Когда-нибудь скоро надеюсь увидеть книгу с воспоминаниями о владыке Алексии, его проповедями и другими обращениями. Сюда могут войти и нижеследующие теплые воспоминания о почившем архипастыре: http://www.pravoslavie.ru/put/66604.htm
Владыке Алексию - вечная память!

Михаил Ершов 11.12.2013 в 16:50:30

Слово архиепископа Алексия к учащимся Костромской Духовной семинарии пред началом учебного года. 1 сентября 2011 года: http://video.yandex.ru/users/media-kostroma-eparhia/
Это должны услышать все учащиеся в духовных заведениях. Владыке Алексию - Царство Небесное, вечный покой и вечная память!

Екатерина Домбровская 11.12.2013 в 15:26:11

Дорогая Татьяна Д.! Спасибо большое за добавления. Матушек рязанских (шацких) Анисию, Матрону и Агафию Владыка безмерно чтил, любил, ездил к ним и отпевал, и по его благословению монастырь подготовил и издал хорошую книгу о матушках. Они тоже чтили Владыку, любили его и немало пророчествовали о нем...
И ранние литургии в храме св. Романа Сладкопевца - действительно самое незабываемое служение Владыки: подлинно монастырское, тихое, неспешное немноголюдное и даже со скромным малым монашеским хором, - особенное, несравненное и незабываемое истовое богослужение... Владыка часто говорил нам: поминайте матушек-сестер и вы обретете великих молитвенников за вас у Господа. Теперь мы говорим эти слова о нашем Новопреставленном архипастыре и наставнике...
Сегодня 9 день...

Татьяна Д 11.12.2013 в 14:47:18

Вечная память! Он предоставил убежище и место упокоения гонимому, да по сути убиенному, архимандриту Иннокентию, который, помимо всего прочего, был историком церкви, работал в архивах. Один из его трудов  касается деятельности церкви 1917-18 г.г. Этот факт свидетельствует о личном мужестве Владыки Алексия. Владыка отпевал мать Матрону (Петрину), будучи архимандритом. Мать Агафию (Петрину) отпевал будучи архиереем. Это сестры-подвижницы, святой жизни. Жили в рязанской епархии.
Царство небесное Владыке Алексию. Службы незабываемые! Особенно ранняя, в маленьком храме Романа сладкопевца! Огромное спасибо редакции! Ведь молчание...

Марина 10.12.2013 в 13:01:53

Светлый человек ушел от нас! Это чувствуется сердцем! Поэтому не зная лично владыку Алексия, хочется молиться об его упокоении!

Сергий 09.12.2013 в 20:48:43

Какая свеча на земле погасла! Какая звезда в Небесах зажглась!
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Царство Небесное, земной поклон и вечная память новопреставленному Высокопреосвященнейшему Владыке Алексию!

Иоанна, г. София, Болгария 09.12.2013 в 20:03:14

Спасибо Вам, дорогая Екатерина. Царство Небесное и вечная память архиепископу Алексию! На Подворье Патриарха Московского и всея Руси в Софии тоже помнят и поминают архиепископа Алексия. Два года назад, в декабре 2011 года, Владыка был у нас на празднике, организованном Подворьем и посвященном памяти архиепископа Серафима (Соболева) – дивного русского святого чудотворца, похороненного в крипте нашего, русского, храма в Софии. Тогда люди говорили, что Владыка Серафим позвал на свой день рождения Владыку Алексия – служить литургию, и даже находили внешнее сходство этих двух архиереев. „Серафимовские дни” стали незабываемыми, в том числе и благодаря архиепископу Алексию.

Екатерина Домбровская 09.12.2013 в 14:31:56

Уважаемая Татиана! Примите мой ответный глубокий поклон Вам и всем тем, кто разделяет скорбь чад и паствы дорогого Владыки Алексия, и все наши упования. Многие в эти дни свидетельствуют о том, что ощущают близко присутствие нашего архипастыря и его молитвенную помощь.

Tatiana 09.12.2013 в 14:20:53

Низкий поклон, Екатерина, за исполненное высокой духовности и любви прощальное слово о Владыке. Царство Небесное и Вечная память архиепископу Алексию.

Россиянин 09.12.2013 в 13:07:44

Слава Богу, всегда в Церкви были, есть и будут Светочи, на которых все верные должны равняться... Владыка Алексий не ушел от нас... В молитве он всегда с нами! А неообновленцы рассеются в небытие, как смрадный чад.

Михаил Ершов 09.12.2013 в 13:04:50

Только что посмотрел телеинтервью с архиепископом Алексием. Этого человека Божия я раньше не знал, а теперь он мне очень дорог. Вечная память владыке Алексию! Вечная память. Вечная память.

Екатерина Домбровская 09.12.2013 в 13:01:31

Дорогой Павел, расширенный вариант воспоминаний обещали поставить завтра - 10 декабря на Православие.Ру. Добавление Ваше прекрасное! Хотелось и про о. Геннадия сказать... Да ведь писала-то в дни прощания...

Магдесьян Павел 09.12.2013 в 12:15:14

Екатерина, спасибо большое! Добавлю еще от себя: несмотря на строгость, Владыка умел тонко пошутить и посмеяться. И еще такое: как же красиво Владыка пел! Больше всего мне нравилось, как он с отцом Петром и протодиаконом Геннадием пели кондак Успения. Но наипаче - всегда меня потрясало пение Владыкой "Да исправится молитва моя".

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс