Богородица

Актуальные статьи

«Летит обжорливая младость…»
О законничестве модернистов и благодатной свободе шествующих царским путём

21.03.2010


Слово Божие, которое «острее всякого меча обоюдоострого» проникает «до разделения души и духа, составов и мозгов» и судит человеческие «помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12), побуждает и нас стремиться по мере сил и с Божией помощью постигать глубинные духовные причины явлений нашей быстротекущей жизни. В связи с чем, почему и зачем вдруг возник в последние годы на повестке дня церковной жизни и принял сегодня такую остроту вопрос о ежелитургийном причащении мiрян? Какая жизненная необходимость его вызвала? Какие аргументы, кроме ссылок на времена первохристианских мучеников, представили апологеты этой занесенной к нам западными ветрами практики? Кроме как ничем не обоснованного — разве что данными самой примитивной статистики несовпадения крещеных и воцерковленных — тезиса о туманной необходимости «литургического возрождения», они не предъявили никаких. Зато очень быстро перешли к открытому и логически следующему за сим «возрождением» разрушению церковной дисциплины говения, освященной нормами многовековой практики Русской Церкви, зафиксированной в Православном Катехизисе святителя Филарета Московского. Как известно, сегодня уже полным ходом идет работа над созданием нового катехизиса, призванного, надо думать, узаконить это скоропалительное «возрождение».

Что же стоит в духовном плане за этой буквально навязываемой ныне церковному народу практикой?

* * *

Думается, корень подобных идей (иначе как к идеологии ведь это поветрие и не причислишь) кроется, как ни странно на первый взгляд, в... ветхозаветном законничестве тех, кто лоббирует это самое «литургическое возрождение». Если следовать их логике, то можно подумать, что как в Синодальный период, так и особенно в тяжелейшие 20–30-е годы прошлого века гонимая и мучимая, смертельно искушаемая обновленцами и властями Русская Церковь не пережила вовсе подлинного литургического возрождения — одного из величайших своих духовных взлетов, расцветов старчества, святости, исповедничества и мученичества, не принесла «плод красный» спасительного Божия сеяния — сонм святых в земле Российской просиявших, не доказала истины того, что Церковь цветет не тогда, когда разрешение «на вся и все», не тогда, когда все благопотворствует ей, а всегда вопреки – в брани, в борении с мiром за Истину Христову, в стоянии за Предание «даже до крови», в испытаниях и искушениях, когда назло врагу и люди и ангелы мобилизуют все свои силы в стоянии за Веру, а Бог изливает в такие времена на таких людей самые обильные благодатные дары.

Но попробуем определить, почему же любые радикальные уклонения от царского пути — как вправо, так и влево, — есть, на наш взгляд, проявления законничества... По самому поверхностному рассмотрению, речь идет о приоритете внешних форм и внешнего делания над внутренним, обрядовой стороны над сокровенным подвигом. Не случайно же наши модернисты сегодня вынесли на поверхность общественных дискуссий такие «актуальные» темы, как, к примеру, «в какой одежде в храм ходить», не пора ли прекратить ограничивать современных дам в их привычках к брюкам, в нелюбви к главопокрытиям, дать им свободу в любви к голым пупкам и т.п., и вообще многому чему другому, что есть в мiре и чего не было до сих времен в «отставшей от прогресса и всего цивилизованного человечества» Церкви. Вот и нацелили наши модернисты стволы своей артиллерии в сторону скорейшего разрушения многовековых церковных традиций, правил, уставов, обычаев. Что вовсе не случайно, но симптоматично…

Это ведь вовсе не по той причине произошло, что реформаторы-модернисты погрузились в видение глубинной, онтологической связи духовной первоосновы и порожденных ею освященных форм, как, например, покрытая глава жены, — вовсе нет! Тут сработали другая система помыслов, другие посылы: а именно рассудочная (даже языческая в своем роде!) вера в могущество «новых форм» — тех самых «новых форм», которые поминал Чехов в своей «Чайке», обличая духовную пустоту декадентствующего мiра, пытающегося заполнить свой безблагодатный вакуум чехардой формальных экспериментов. Не той же болезнью страдают церковные модернисты и ныне, в своих реформаторских поползновениях обнаруживая не что иное, как глубокую ветхость своего устроения, свою духовно-практическую неопытность, неискушенность, нетронутость рукой настоящих, умелых духовных скульпторов – «отцов-пигмалионов», а посему и нечистоту (вспомнить только, какие словесные коленца выкидывает профессор Кураев на своих миссионерских встречах!) и развращенность сердца и притупление совести? То самое, в чем святитель Феофан Затворник Вышенский видел как раз самые настоящие истоки модернистских поползновений. Он подчеркивал, что нравственные сбои всегда являются следствием отсутствия правильной духовной жизни, задачей которой является не рационализация и логическое обустройство церковной жизни, но соединение ума с сердцем под воздействием Духа Святаго. О том же учил и святитель Филарет, что ошибки религиозно-догматического порядка всегда обнаруживаемы бывают сбоями нравственности.

«Долго ли потому попасть в ошибку? Ныне многие увлекаются новизною… но не все новое хорошо, как и многое из старого отжило свой век. Надо разбирать. Старое, однако ж, как испытанное, всегда лучше нового, еще неиспытанного. В делах же веры и благочестия чем что старее, тем лучше, или даже старое — то и есть самое верное. Конечно, неизменим должен оставаться только дух, но и во внешнем выражении сего духа очень многое так существенно и близко к духу, что коснуться его нельзя иначе, как с ущербом для самого духа», — наставляет нас святитель Феофан.

* * *

Союз модернизма и законничества, безбрежной свободы творчества и жестких рамок Ветхого Завета, и плоды сего «брака» в виде «каменных сердец» вместо «плотяных», рассудочности взамен благодатности и непременного фарисейства, отсюда проистекающего, в противовес смирению и любви – такое духовное супружество только на очень поверхностно-рационалистический плотский взгляд представляется парадоксальным и несовместным. Но духовная жизнь стоит другими опорами — духовными законами, которые включают свободу человека во взаимодействие с Духом Благодати, будучи по своей природе антиномичными, в то же время сохраняют свою непреложность, ибо отражают в Заповедях Истину: логос, облик и образ Господа Иисуса Христа: «широка заповедь Твоя зело» (Пс. 118:96). Заповеди включают в себя и акривию, и икономию. Но все — в Духе, все в Благодати. Свобода же творчества греховного (в том числе и реформаторских обновленческих идеологий) вся влается в прихотливых произволениях глубоко поврежденной грехом воли человека. Потакание этой поврежденности — не есть икономия. Все должно быть человеку в назидание и духовную пользу. А потому не соблазнимся законничеством модернистов, но укрепимся в духовном видении проблемы.

Действительно, насколько легче, комфортнее и приятнее для греховного, немощного, поврежденного человеческого естества, уклонившись от преболезненного крестного покаянного пути сокрушения и очищения сердца, все возложить – якобы! — на «автоматическое» действие Благодати, а себе — в качестве обязанности — оставить, в обход Голгофе, лишь ежедневную Пасху. В позапрошлом веке Церковью (подчеркиваю!) были обозначены предельные временные рамки промежутков между принятием Святых Таин, за преступлением которых следовало в общем-то самоотлучение человека от Церкви. А именно — не реже раза в год приступать к Чаше – и это было оговорено для крестьянства, предельно загруженного трудами на земле. Приведем слова святителя Димитрия Ростовского.

«Вопрос: Сколько раз православному христианину подобает причащаться в год»?

Святитель Димитрий Ростовский на это вопрошание отвечал так:

«Святая Церковь узаконила причащаться во все четыре поста; но неграмотным — поселянам и мирянам, труждающимся своими руками, повелела, под опасением смертного греха за непослушание и непричащение, причащаться непременно однажды в год, около Святой Пасхи, то есть в Великий Пост» (из ответов о вере и о прочем, необходимом для знания христианина).

На протяжении последующих веков в Русской Церкви установилась определенная практика частоты причащения для мирян. В XIХ веке она была зафиксирована в Православном христианском Катехизисе свт. Филарета (Дроздова; †1867), который был принят всей полнотой Православия:

«Древние христиане причащались каждый воскресный день; но из нынешних немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому таинству. Церковь материнским гласом завещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крове Христовых ревнующим о благоговейном житии — четырежды в год или каждый месяц, а всем — непременно однажды в год» (ч. 1. О вере).

Норма же, обозначенная в Катехизисе как 4 раза или раз в месяц, всегда при этом оговаривалась нашими великими святыми отцами – и свт. Феофаном, и свт. Игнатием, и прп. Серафимом, что надо причащаться постами непременно, желательно и два раза в пост, и по большим праздникам. Не запрещалось и более частое причащение, но этот вопрос был строго в компетенции духовников и решался индивидуально, т.е. вопреки «законническому» подходу, так милому современным модернистам: обязательно каждое воскресенье (или каждую литургию)!

Более ста лет назад преподобный Амвросий Оптинский и другие его современники — святые старцы – давали благословение причащаться раз в 3-4 недели, как они и сами причащались. «В первые века христианства приступали все к причастию Таинств в каждое служение литургии, — учил преп. Макарий Оптинский, — но после Церковь постановила непременным для свободных четыре раза в год, а для занятых работами хотя один раз приступать к причастию Таинств». И первый великий Оптинский старец Леонид (†1841) причащался раз в три недели, и второй великий Оптинский старец Макарий (†1860), и третий великий Оптинский старец Амвросий (†1891) – все они причащались один раз в месяц (см. «Сверхчастое причащение и обновленчество»).

XX век в своей первой половине – кровавый аналог первомученических веков — внес свои коррективы: так же как и мученики Древней Церкви, не зная, доживут ли они до следующей литургии, причащались часто, такая же практика частого причащения стала пастырски оправданной во времена безбожных гонений на Русскую Церковь в 1920–30-х гг.

В конце XX века, когда гонения на Церковь закончились, мы встречаем уже дифференцированную для прихожан практику причастия — речь идет о практике таких опытнейших духовников, как достопочитаемый старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и других, рекомендовавших причащаться раз в 2-3 недели. Не знаю, как сейчас, но еще 10-15 лет назад — раз в 2 недели причащались в Лавре Троицы-Сергия монахи.

А вот, к примеру, что говорил на сей счет знаменитый глинский старец ХХ века, недавно причисленный к лику святых, схиархимандрит Андроник (Лукаш; †1974). Наставление это, на наш взгляд, должны помнить все православные христиане: «Те, кто причащается каждый день, это люди в прелести. Это не нужно, это от лукавого. Причащаться надо только один раз в месяц. Нужно приготовиться к Причащению, отсекать своеволие, чтоб Причастие было во спасение, а не во осуждение. Каждый день причащаться может схимник, монах больной, седмичный священник...» (Архимандрит Иоанн (Маслов). Глинская пустынь. М., 1994. С. 467).

* * *

Церковь-Мать учит нас о том, как должно идти по пути спасения. В идеале для тех, кто под крылом опытного руководителя уже прошел немалый и крестный путь очищения, продвинулся на этом пути, и целью, и уставом жизни становится практика непрерывного говения (см. «Путь ко Спасению» свт. Феофана Затворника). Непрерывное говение — это не ежедневное приступание к чаше пораженного змеиным клубком страстей человека — это уже весьма высокая духовная ступень делания, когда человек уже не просто стремится, но живет в такой глубине сокрушения духа, что исповедь и покаяние становятся для него (как это было у св. праведного Иоанна Кронштадтского) непрерывным внутренним деланием – дыханием жизни.

Вот как характеризует сокровенный подвиг внутреннего делания святого праведного Иоанна Кронштадтского епископ Арсений (Жадановский):

«Остается сказать о личной святости отца Иоанна. Он по настроению и жизни был человек праведный, чего достиг путем глубокого внимания к себе, непрестанным очищением своего сердца от всякой скверны плоти и духа. Свидетелями такой внутренней работы батюшки теперь являются для нас его дневники. Записывая ежедневно все переживания души, как благодатные, так и греховные, он за все добро благодарил Господа, а со злом усиленно боролся и заботился о изглаждении его через самоукорение, молитву и тайное покаяние. В последнем отец Иоанн приобрел необыкновенную удобоподвижность: всякое недоброе чувство, всякий дурной помысел непременно сопровождался у него сокрушением и взыванием ко Господу о прощении и помиловании. И за такое вольное и постоянное исповедание Спаситель обвеселял сердце великого пастыря, исполнял его миром, утешением, или, как выражался сам батюшка, “пространством”…» (Епископ Арсений (Жадановский). Воспоминания. М., 1995, с. 162).

Вот такую духовную жизнь, такой строй ее и трезвенное напряжение можно было бы поставить в пример и определение понятия «непрерывное говение». Разумеется, таковому вниманию, строгости к себе и постоянному понуждению себя к самоотвержению и самоукорению должно сопутствовать и очень еще многое другое… И дисциплина воздержания, в частности, поста — ох как строг был к себе всероссийский пастырь Кронштадтский, замечавший за собой и «оговаривавший» себе каждый лишний кусок пищи, а также ставивший себе в вину и непременно следовавшее за послаблением своим похотям бесовское надругательство… И молитва, и другие изменения во внешней жизни, поведении человека, которые рано или поздно при правильном следовании царским путем сказываются даже и на внешнем облике, на благообразии человека, в котором в полном смысле слова начинает проступать образ Христов, на его речи. Не мог уже такой человек коверкать, к примеру, свою речь и слово, безответственно относиться к разливанному морю празднословия, смеха, шуткования и ёрничества, которое сегодня, к примеру, буквально захлестывает, заливает блоги очень многих православных священников – явных и тайных модернистов или ими соблазненных подражателей, почему-то решивших, что такая «модернизация» сегодня уже вовсе не грех, а потому позволяющих себе «разрешение на вся».

Все это имеет непосредственное отношение и к порочной и законнической практике ежелитургийного причащения, которое, как заметил один богослов, сегодня возводится чуть ли не в новый догмат. По сути дела, это новшество ведет к опрокидыванию всего спасительного духовного делания человека с ног на голову, к отрицанию святоотеческой аскетики и выкристаллизованного ею царского пути спасения. Дисциплина исповеди и поста при ежелитургийном и вообще сверхчастом причащении неминуемо ослабляется (это просто неотвратимое следствие условий современной жизни в мiру). Совершается роковая подмена: человек устраняется от самого главного делания – следования за Христом – правильно, святоотечески понимаемого устремления к непрерывному говению как идеалу христианской жизни (подвижнической работе над собой по св. отцам), а вместо «понуждания» себя, без употребления «претрудных» усилий ради восхищения Царствия Небесного, человек рассчитывает получить очищение и благодать… обманув Бога, — по примеру Симона-волхва добыть себе духовные дары за деньги (см. Деян. 8:14-25), путем сверхчастого приобщения к святыне за счет ослабления напряженного аскетического строя жизни, которое есть ни что иное, как уклонение от Креста, а значит — и Самого Христа.

Все резко ослабляется, а многое и исключается вовсе: серьезная подготовка к исповеди, молитвенное преуготовление… «Ничто нечистое и скверное в Царствие Божие не внидет» (Откр. 21:27). Какую же святую чистоту должен иметь таковой человек, каким великим подвижником должен быть, чтобы вот так, без предельного для своих сил подвига и очищения приступать к Святой Чаше чуть ли не каждый день?! Как же строго должен жить человек, да еще и в мiру к тому же… Реально ли это для всех? А готовится к принятию и узаконению новая мера, несомненно, как всеобщая. Как параграф нового катехизиса, по меньшей мере.

Нет, ни о какой высокой духовности у наших модернистов-законников и речи нет. Напротив: все планки духовные уже опущены «ниже плинтуса». Плохо скрываемая суть и главный критерий этих новизн таков: как бы это поменьше Богу отдать, поменьше бы пожертвовать, а взять «духовных» удовольствий (непременно удовольствий!) побольше бы. И что в итоге? А в итоге – глубочайшие повреждения человеческих душ, иногда трудноисцелимые (см. 1 Кор. 11:27-30). И понятно: такое устроение «церковной» жизни работает только в пользу гордыни, раскармливает ее. Порождает состояние самообольщения, самообмана и прелести. И вот уже перед нами массовые явления самопревозношения, самодовольства и кичения над прочими другими: мы, мол, не такие, «якоже прочие человецы».

* * *

Не так уж долго реформаторы похозяйничали в Церкви, а плоды-то уже зреют на наших глазах! Взять только эту злую, разгулявшуюся по всем печатным церковным изданиям и Интернету оргию издевательств над церковными старухами, «ведьмами», инокинями, одетыми в «черные тряпки», над «клинически воцерковленными» православными — оргию, в которой «впереди планеты всей» сегодня, как это ни печально, молодые священники и протодиаконы новой эпохи «Перестройки в Церкви». А ведь все это чудовищно нехристианское по сути своей явление, распространившее, увы, сегодня дух презорства по всему российскому пространству, захватив даже мирскую прессу (которая уже, как попугай, вторя церковным запевалам, клеймит этих несчастных женщин) и, конечно, по православному Интернету. А он ведь уже имеет сегодня немалое влияние на умы.

И вот на наших глазах в Церкви уже не субкультуры выявляются, а самые настоящие… касты! Начинается тихое издевательство над простым церковным народом, над не получившими богословских дипломов бабушками, над одеждой, как правило, весьма бедных женщин, над какими-то народными особенностями веры, которая в России, хотим мы того или нет, всегда почитала выше всего юродивых Христа ради и не случайно звавшая в сердце Руси – на Красной площади — построенный храм храмом Василия Блаженного. Не зря и цари почитали и боялись юродивых – причем от первых князей и до последних царей. Это наша отечественная традиция, особая наша духовная складка, выражение русского смирения и скромности, и главное — сугубой русской любви ко Христу, о которой так точно говорил Достоевский. Конечно, многое к этой русской фрониме прилеплялось и не очень духовно точного, высокого, но большей частью это были все же проявления наивно-детского чувства, которые не имели заряженности демоническими энергиями. Как те несчастные свечки, которые нельзя передавать через левое плечо, и над которыми не устают улюлюкать высокомерные наши отцы-протодьяконы и их клонированные молодежные комсомольско-миссионерские отряды.

Но что говорить модернисту о традиции? Она для него пустой звук. Он непременно уранополитизм выберет. Только бы отказаться от любых налетов национального, от «необщего» духовного выражения лица, присущего твоему народу. За этим многое кроется: жажда влиться в «цивилизованную» Европу, слиться с западным христианством, угодить катящемуся в бездну апостасии миру. Про корыстную оборотную сторону этой медали и говорить здесь не хочется.

* * *

…Когда-то, еще в первые годы подлинного церковного возрождения в России, мы слышали от наших замечательных отцов – учеников великих русских старцев, что нужно чтить каждого человека, что нельзя выбирать себе друзей по духу – ибо это окажется на деле действиями по плоти, и вообще нельзя людей вот так различать и классифицировать, что все мы, в Церковь пришедшие, призваны, приглашены в храмы спасения ради Самим Господом, а потому никто не вправе никого выдавливать, «как гной», ни расправляться над другими. Бабушки замечания делают? А почему бы не потерпеть? Зачем уж так обижаться на них? Не лучше ли потерпеть, получив от своего духовного руководителя наставление о том, что и бабушкины выговоры нам только на пользу – причем на самую подлинную духовную пользу, ведь это ни что иное, как урок на смирение, проверка подлинности своего покаянного настроя. Ведь искренне кающийся не озабочен тем, чтобы судить действия других, он всегда найдет повод принять от мира и то, что ему будет не совсем по душе, принять, как попущенное Богом во исцеление своей собственной познанной греховности.

Но почему-то нынешние медийные гламурные пастыри так своих подопечных не учат… Они разделяют народ и умело натравливают церковных людей друг на друга, потакая превозношению неофитов с теологическими дипломами, — есть такой типичный, весьма уродливый и опасный (для самих же представителей) новоявленный духовный феномен наших дней. Нет, чтобы вспомнить о том, что в древности существовало не только восхваляемое ныне ими сверхчастое причащение, но был и институт церковных диаконисс, которые встречали прихожан и прихожанок во вратах храма и следили, чтобы те вели себя благочинно (что созвучно востребованному нынче статусу штатных миссионеров в каждом храме!). И учили. Да, учили, и, думается, что хотя делали это непременно вежливо, но, по всей вероятности, все-таки довольно строго. Вот и нынешним новоначальным, как, впрочем, и всем другим, очень полезно потерпеть, смириться, самоукориться и самоумалиться, придя к Богу в Церковь ради исправления своей греховности. А не лететь, как «обжорливая младость» (вспомним, как у Пушкина в «Евгении Онегине»: «Что устрицы? пришли! О радость! Летит обжорливая младость. Глотать из раковин морских…»), ради поспешного вкушения радостей, – как навязчиво назидает известный протодиакон, которому в этом вопросе ну очень мешает, в частности, «технарь в богословии» свт. Игнатий (Брянчанинов), не понимающий, по мнению профессора, подлинных радостей православия.

Нет, чтобы поучить неофитов поискать у себя хоть крупицу уважения – не говорю уж о любви к ближнему, тебя хоть так-то воспитывающему. А ведь всегда наши благодатные и духоносные отцы повторяли, что людей надо воспитывать (правда, это адресовывалось только духовно продвинутым – тем, кто уже дорастал до «твердой пищи» и мог без ущерба для души носить немощи немощных…) — и таких, и других — благодатной рассудительной строгостью и любовью. А нынешние новые руководители неофитов проповедуют ложные дороги, причем буквально по всем направлениям церковной жизни, — они ломают, затаптывают царский путь ко спасению, клевещут на него, осмеивают великий опыт Матери-Церкви, а неразумные поклонники и поклонницы, которым хоть до времени хорошо было бы в Церкви молчать, угодливо им поддакивают. А те их за это хвалят…

Какую же и кто будет платить цену за эти милые игры и эксперименты? И какова цена этих «игр»? Не жизнь ли и смерть – не участь ли каждого из нас в вечности? Но об этом наставники «нового православия» умалчивают; потихоньку тем временем размазывая и подправляя церковное учение о мытарствах и Страшном Суде, чтобы никому не страшно было, как бы запамятовав при этом о том, какой конец уготован растлителям, пусть и облеченным в миссионерские одежды.

 
Благодатный Огонь
 



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Наталья 15.09.2014 в 13:25:05

Да... Летит "обжорливая младость". Только вот нередко когда саранчой, безжалостно истребляющей истины, являются люди отнюдь не безусой юности. "По плодам их узнаете их"... Плод их "духовности" и "богословия" - впадение во всякое непотребство. Вечное тыканье об стены, блуждание по лабиринтам. Непрекращающиеся падения, которые так и остается, что только оправдывать. Облака носимые ветром. Так и не достигающие познание истины. Пена морская.
Нередко можно встретить приверженцев "истинного" богословия, которые впаривают тебе чуть ли не с остервенением "истины" Православия, потому что дескать так сказал Осипов или Кураев или еще кто, при том эти проповедники "настоящего Православия" на деле, по жизни представляют из себя срамную пену (не в осуждение сказано). Утром он/она только выбрался из под офисного стола, под которым прелюбодействовал, изменяя супругу, а вечером уже учит люд духовности и богословию. Это, скажу я вам "по секрету", отличительный плод этого дерева. Не зря во всех молодежных братствах, обществах, где преподается все это, блуд и всякая нечистота зашкаливает, если создаются браки - быстро распадаются, вечно изменяют, блудят... не говоря уже о неимоверном превозношении и по сути, человеконенавстничестве, которое проявляется в презрении, осмеянии, превозношении к другим. Нет стержня.
Кто-то может сказать, ну подумаешь как человек верит в природу Господа, как понимает дело спасения, как понимает таинство евхаристии... Не может он духовно и нравственно от этого повреждаться. Может. Потому что во всем человек может заблуждаться, но образ Божий должен оставаться перед ним чист и свят. А так... тебе оправдаться нечем, ты сам выказываешь извращенные наклонности души, тянущейся к несовершенству. Искренне заблуждаешься - искренне и падаешь. Как я (можно оправдываться, что из не церковной семьи, обучить некому, а они меня "извратили", не виноватая я) прогнулась под эту дурь, поверила. Поверила! Что так может быть. Поверила во всякие бредни. Только чего стоит мой "трактат" на одном форуме в согласии позиции Осипова на счет пресуществления хлеба и вина в Евхаристии. Ой, действительно, а ведь мозет так быть, мозет! Вот, вытащим из штанин шары с цитатами отцов, пожонглируем! Но если даже отбросить борьбу цитатами и обратиться к спокойному рассуждению. Встать на фундаменте, на догмате, что во Христе человеческая и божеская природы хоть и не слияны, но НЕ РАЗДЕЛЬНЫ. Христа нельзя разделить на Человека и Бога. Где Человечество Христа, там и Его Божество. И где Божество Христа, там и его Человечество. Они отвергают плоть Христа, Его человечество в евхаристии. Говоря будто, что хлеб и вино принимая в себя Божество Христа, освящаются и обожествляются. Странная концепция. Но Христос не разделяется. Даже для Евхаристии. Он не может отделить от Себя Божество и Божеством только вселится в хлеб. А Человечество Свое оставить "за бортом". Божественная природа во Христе есть истинно Божественная. И Человеческая природа во Христе есть истинно Человеческая, но в одном Божеском Лице Христа они нераздельны. Следственно, если они нераздельны, то с одной присутствует ВСЕГДА и другая. И не может Христос взять и отделить от себя Божественную природу, чтобы посредством хлебушка и вина ее кое кто причастился. Так разрушается целостность Лица Христа. Да это и дерзко. Мы только потому и не сгораем, причащаясь Христа, Его Тела и Крови, что Он породнился с нами по естеству, и вместе, через Его человечество можем принимать и Божество, освящаясь и обожаясь, уподобляясь неким образом Деве Марии, носившей под сердцем Богочеловека, чтобы приходя в меру возраста совершенного, сказать вслед за апостолом "уже не я живу, но живет во мне Христос". Но мне видится, что они больше продвигают не ту идею, что будто Божество нисходит на хлеб и вино и обожествляет их. Размыто. А что по расшифровке будто просто нисходит благодать от Бога на хлеб и вино, освящают их и т.п. Получается в одном ряду с освященным куличом, водой и т.д. Ну может просто больше благодати! Как все извращено. С извращением таинства идет и извращение на Бога. т.к. теряется целостность Его Лица. А если считать, что нисходит просто благодать, т.е. энергия Божественная на дары, то извращается дело спасения, совершенное Им, и опять извращение к Лицу Божьему. Господь сказал, что кто не будет есть плоти Его и пить Крови Его, тот не будет иметь жизни вовек. Не сказал - кто не будет питаться благодатью. Но они как те, что соблазнились словами Христовыми почти 2000 лет назад и отошли от Него. Соблазнясь Его человечеством, теперь с ухмылками осмеивают причащение "невежд", кои считают, что причащаются истинно Его Тела и Крови. Ах, мол, какая же группа крови была у Христа, как теперь Его группа крови совмещается с разными людьми! Шизофрения (это уже я про них)! Они под своим самонадеянным ржачем уже разинули рты в смехотворстве на Бога. Спросите у Троицы, какую "группу крови" Она в Себе содержит, ибо несет в Себе и человечество по ипостаси Христа. Вам не ведомую, господа. Им все невдомек что ли, что Христос не обычный Человек (а им Его всё таким охото видеть и сделать), и что не причащаемся мы тленных плоти и крови, и что даже не человеческих причащаемся, но Богочеловеческих. И вознессясь к Отцу, Христос не сидит в колбе в космическом пространстве, и не сидит на земном, вещественном троне, как мы привыкли представлять, но произошла Тайна, открываемая разве только смиренным чадам Божьим, которую в словах они не способны открыть, как тайну Троицы. И причащаемся мы Христа таинственно, а не так будто как от обычного человека по частичке плоти отрезаем, так следуя такой шизофренической логике, за почти 2000-летнюю историю Церкви, Он давно бы уже "кончился". Троица единосущная и нераздельная. Где Отец, там Сын и Дух. Где Сын, там Отец и Дух. Где Дух, там Отец и Сын. Нету времени или пространства, когда бы они разделялись. Вот, Бог в нашем тленном мире. На Небесах, воспеваемый от Ангелов. И даже в аду, как говорил прп.Макарий египетский, как солнце в нечистых болотных местах проходит и светит, но не оскверняется. Везде и одновременно. А в Боге присутствует Ипостась Христа. А Христос не только Бог, но и Человек, и в Ипостаси Его не только Божеская природа, но нераздельно завсегда и человеческая. Как, господа, Человек может быть одновременно везде и всюду, находясь в Лице Христовом? Находясь в недре Самой Троицы. Какая "группа крови" Ему позволяет это сделать? Что ответите? Расскажите мне о тайне существования человеческой природы в Боге! Или человечество сброшено как ненужный использованный мешок? Или у вас Христос сидит где то на троне, а с Отцом и Духом общается способом сигналов или ангелы весточку приносят? Но тогда вы не верите в Единого Бога. А многобожники. И так по всем фронтам. "По плодам их узнаете их"...
Когда я держалась Предания Церкви и учения, то все было хорошо. Но как только стала играть в поддавки... Распутство (и не только плотское, но всеобщее) - вот плод всякого лукавого "богословия". Сила и просвещение, ясность, чистота, жизнь, крепость в богодухновенном учении Церкви. Но не в учении разнородных новоявленных богословов, профессоров и ПЕРЕСМЕШНИКОВ. Мукенбёрды, блин.

Игорь 10.09.2014 в 15:06:16

Статья неплоха, статья актуальна, но еще более актуально, на мой взгляд, содержание форума: совсем не удивляет отсутствие у оппонентов не то что смирения по отношению друг к другу, но и просто спокойного, доброжелательного тона. Несмотря на то, что чтение классической и тем более духовной литературы должно бы делать терпимее.

Ольга 25.08.2010 в 15:54:10

Спасибо огромное автору. Очень полезная статья. Дает увидеть в своей душе плоды легкого отношения к Святыне. Понять, как далеко мы зашли в стремлении упростить свои отношения с Богом, потакая своей лени. Спаси Бог.

Автор 08.04.2010 в 17:48:49

Важное дополнение: Святитель Илия (Минятий). Слово о святом причащении.
"Как же должны мы готовиться, если желаем причаститься этого страшного и великого таинства? Да искушает же человек себе, говорит блаженный Павел, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет (1Кор.11:28). Пусть каждый сначала хорошо испытает самого себя, пусть исследует свою совесть: если есть какое-либо препятствие, пусть устранит его, если есть какие-нибудь узы, пусть их разрешит. Моисей пас стада своего тестя, мадиамского священника Иофора, у подножия горы Хорив. Вдруг он видит чудесное зрелище: это был куст, который горел, но не сгорал, – видит, яко купина горит огнем, купина же не сгараше (Исх.3:2). Моисей был поражен этим зрелищем. Побуждаемый любопытством он сказал: Мимошед увижу видение великое сие, яко не сгарает купина (Исх.3:3). Пошел, приблизился, но слышит, что какой-то голос зовет его; он остановился. Огонь, в котором Моисей видел купину, был Бог, и голос, который он слышал, был глас Бога, Который сказал ему: Моисее, Моисее… не приближайся семо; изуй сапоги от ног твоих; место бо, на немже ты стоиши, земля свята есть (Исх.3:4–5). Христианин, ты хочешь причаститься? Видишь ли этот святой хлеб и чашу на святой трапезе? Это – Тело и Кровь Христа, это – Сам Бог во плоти; там – огонь Божества, просвещающий и очищающий достойных, опаляющий недостойных! Не прикасайся к ним, не приближайся – сбрось прежде сапоги с ног твоих, разреши истинной исповедью узы грехов твоих, опутывающие твою душу. Ты поссорился с кем-нибудь? Разреши сперва узы вражды и примирись с твоим ближним. Ты обидел кого-нибудь? Украл, ограбил, удержал чужую вещь? Разреши узы обиды и по справедливости возврати отнятое. Ты отдался блуднице или прелюбодеице, столько времени прожил в грехе на соблазн всем? Разреши узы плоти, освободи порабощенную твою душу от рук дьявола. Изуй сапоги от ног твоих; место бо, на немже ты стоиши, земля свята есть, – святилище, в которое ты входишь, святая трапеза, к которой приближаешься, то место, на котором ты стоишь и причащаешься, есть Святое Святых. Здесь невидимо предстоят святые ангелы и от страха, трепета и благоговения закрывают свои лица. Здесь стояли Василий, Златоуст – люди, совершенно отрешившиеся от всяких земных уз, святые, иссушенные воздержанием, земные ангелы по чистоте души. И все-таки они исповедовали свое недостоинство; один говорил: Вем, Господи, яко недостойно причащаюся; другой – Господи, Боже мой, вем, яко несмь достоин. А ты, осквернивший свою душу тысячей грехов и ни одного часа не помолившийся за столь многолетние грехи, – не приближайся сюда! Сбрось прежде сапоги с ног твоих. Разреши сперва все узы, устрани все препятствия, освободись, исповедайся, исправься, покайся, – таким образом разрешенный, прощенный, облегченный, приди, приступи! Но опять-таки с благоговением и вниманием! Моисей, чтобы приблизиться к месту, где в горящей купине был Бог, сбросил свою обувь. С каким страхом и трепетом он должен был ступать там, где были терния и огонь! Такой же страх и трепет должен испытывать и ты, когда простираешь свои руки и открываешь уста для принятия святого Причастия".

Из хора 07.04.2010 в 23:56:19

Будьте проще, Владимир, смотрите не на видимое, а на невидимое. Делать напротив - как Вы, - ошибка. Святитель Филарет называл это (смотреть на видимое) началом всякого зла. А то сразу уж "пошлость великая"... Да еще более великая пошлость - столько восклицательных знаков понаставить разом. Русские писатели вообще считали восклицательный знак дурным тоном. Давайте по сути, а не по букве говорить... А то сразу: "Фи!!!" Вы что - дама?

Владимир 07.04.2010 в 10:14:24

как же меня коробит применение старой орфографии то там то сям. Вроде кокетства. Фи!!! Ну как можно так это опошлять???? Или уж имейте смелость писать вообще в старой орфографии или пишите в современной, но то там то сям щегольнуть - пошлость великая!!! После этого даже читать трудно и неприятно.

Сельскiй бригадиръ 31.03.2010 в 22:33:10

Мстиславе.
Так я тоже ни за частое, ни за редкое. Я только против того, когда обновленцы вводят в некий "догмат" на основании трудов модернистских богословов (о. Н.Афанасьева прежде всего) обязательность причащения за КАЖДОЙ литургией.
А так, конечно, подход в этом вопросе, наиважнейшем в деле нашего спасения, должен быть строго индивидуальным: одному полезно причащаться раз в две недели, а другому - раз в два месяца.

Мстислава 31.03.2010 в 22:16:30

Сельскому бригадиру!!!! Речь и не идет о завтрашнем Причастии! Это не обсуждается!! Тем более для православного! Но насчет статьи о.Сысоева, простите, останусь при своем мнении. Пока из всего написанного о частом причащении, эта статья выглядит более аргументированно. И аргументированно оппонирует о.Сысоев авторам этого прекрасного журнала, ссылки коих Вы привели. Этот вопрос очень серьезный. Я не за частое причащение, но и не за редкое. Время сейчас очень похабное, и ради спасения и укрепления чаще хочется приступать к Причастию, естественно поговев, как положенно, а то за редкостью, как бы не снесло... Опять же подчеркну, это мое личное мнение. И опыт. И потом кому-то и раз в три недели кажется частым причащением...

Сельскiй бригадиръ 31.03.2010 в 20:53:41

Мстиславе.
Завтра Великий Четверг, день установления Христом Спасителем Таинства Святой Евхаристии. Совершается, условно говоря, "Главная Литургия года". Все православные в этот день должны причаститься Святых Христовых Таин.
Вы пишете:
<<Очень авторитетная аргументированная статья о.Сысоева. Царство ему небесное! Все разложено по полочкам, как говориться, и не предвзято>>
Царствие Небесное мученику за Христа о.Даниилу. Но в вопросе частоты причащения он был неправ.
Разве в этих статьях не всё разложено по полочкам:
http://www.blagogon.ru/articles/143/
http://www.blagogon.ru/articles/144/
Прочитайте их внимательно.

Мстислава 31.03.2010 в 20:11:12

Еще раз повторюсь о частом причащении. Причем частое причащение и причащение за каждой литургией разные вещи. Очень авторитетная аргументированная статья о.Сысоева. Царство ему небесное! Все разложено по полочкам, как говориться, и не предвзято. http://mission-center.com/publicatsii/191-o-prichashenii

Автор - Елене 31.03.2010 в 12:11:59

Так-то оно так, уважаемая Елена, да кому докажешь, а доказывать все-таки надо для неискушенных, неопытных, для тех, кого еще только начинают зомбировать. Вот отклик, который пришел на эту статью на "Русской линии" - очень важное письмо, приведу его, тем более, что написала его моя тезка:
"5. Екатерина: Очень актуальная статья! 2010-03-31 в 11:11
В качестве комментария хочу сказать, что я проживаю в Ленинградской области, посещаю разные храмы, в том числе и в Петербурге. Так вот, основная масса окружающих меня православных людей, в том числе и родственников, а так же все (или почти все) священники храмов в округе являются сторонниками частого причащения, аргументируя это всеобщей слабостью духовной жизни и необходимостью "подкрепления благодатью". Только один раз в монастыре я встретила священника, выступающего против этой практики. И каким же "злым" и "несправедливым" показался он мне! К сожалению данные установки уже глубоко и широко вошли в современную церковную жизнь".
Мне кажется, это очень правдивое высказывание и о многом говорит - в частности, в какие огненные искушения впадают люди, когда эти искушения исходят от священников! Может ли неустоявшийся духовно в Церкви человек, не обретший там еще истинных опор - настоящего духовника, ОПЫТНОГО духовного знания (собственного!), человек, по-доброму открытый послушанию - оказать некоторое разумное неповиновение? Думаю, нет. Слишком серьезную духовную работу он должен над собой произвести, а на это уходят годы... Вывод один - и самый простой! - громче должно звучать сегодня слово подлинных пастырей и всех тех, кто уже прошел через это и с Божией помощью нашел выход из этих дебрей на царский путь.

Елена Прекрасная 31.03.2010 в 02:43:28

А какая цель у сатаны? Соблазнить и увлечь за собой побольше народу.

Автор - Марии, Сергию, Елене 31.03.2010 в 00:19:48

Поклон Вам, дорогая Мария, спасибо за отклик. Вы сказали очень важное слово о любви. Именно отсутствие ее и поражает нас сегодня - не только в том, что говорят о внутрицерковных проблемах (а они и были, и есть!), а то, КАК говорят. Потому я и написала, что больно слышать со всех сторон поношения пожилых и давнишних прихожан. Нельзя глумиться над стариками. А затравку этому глумлению, как это не прискорбно, дают нынешние вожди "перестройки в Церковь".
Вот протодиак. А. Кураев дает в своем ЖЖ стихотворение "Бабка" - и пошли комментарии! Буквально форум неофитов, глумящийся над человеками за то, что они нам не нравятся. Трудно сегодня сыскать православный сайт - из гламурных, конечно, на котором бы не выставлялись подобные материалы. Тема "воцерковления" вывернута наизнанку и направлена, как правильно заметила Елена - на "выдавливание" неугодного народа не сегодняшней формации из Церкви. Тут очень много можно сказать на тему. Но подчеркну только два момента: сознательное натравливание неофитов на старожилов храмов, которое на совести большинства нынешних миссионеров, а второе - это то, что вместо того, чтобы ставить и новое церковное поколение на правильные духовные рельсы, учить их тому, что жизнь христианская для всех - подвиг смирения, им уготавливают губительные широкие пути с одной стороны - неприятия и высокомерия, а с другой - комфортной жизни в Церкви, о чем и повествовалось в статье. Просматривается ни что иное как определенная политика. Какова ее цель?

Мария (35 лет в храме) 30.03.2010 в 23:29:05

«Но почему-то нынешние медийные гламурные пастыри так своих подопечных не учат… Они разделяют народ и умело натравливают церковных людей друг на друга, потакая превозношению неофитов с теологическими дипломами, — есть такой типичный, весьма уродливый и опасный (для самих же представителей) новоявленный духовный феномен наших дне».
Это автор точно заметила: 3-4 года в институте или на курсах миссионерских - и они уже такие заносчивые, такие всезнающие! Конечно, простой народ в храме, кто по 20-30 лет, а то и много больше в Церкви жил, - они уже презирают. Учат, смотрят свысока. Апостол учил, что «знание надмевает, а любовь назидает» - так нам всегда наш батюшка говорил. А что сегодня? Сухие знания – им дорога! А любви-то в три года в храме, да еще с таким настроем – откуда ей быть? Наш старенький батюшка-настоятель учил, что любовь Христова большой кровью и насилием над своим сердцем к нам приходит. Большими скорбями Христа ради. А нынче на сердце не смотрят. Только на дипломы.

Сергей 30.03.2010 в 21:04:49

Да, печально смотреть на хамоватых "неофитов с теологическими дипломами", презирающих старушек... Но и это, к сожаленью, духовная закономерность. Не так ли давно те самые отцы и братия в самый страшный период духовного одичания нашего Отечества тратили силы на безблагодатные обличения пожилых людей, "совков", провоцируя молодых ненавидеть своих отцов и дедов за то, что они состояли в партии, были комсомольцами. Отец есть отец, осмеять его грех есть. Русский национальный менталитет долго этому противился, а теперь начал сдавать. И не надо кивать на "хамов комсомольцев", потому что грех - вещь конкретная, экивок на другие эпохи - не оправданье. Оттого и на кладбищах сплошь юные фотографии. Не зря говорит русская пословица: "что посеешь, то и пожнешь".

Елена Прекрасная 29.03.2010 в 02:16:10

Архиепископ Костромской и Галичский Алексий сказал, что люди не принимают в сердце Христа, потому что боятся боли. На этой слабости человека вырастают погони за духовными удовольствиями, облегченностью (христианство лайт), современностью и проч., о чем пишет автор. Ап.Павел проповедует Христа распятого, современные же течения, похоже, делают акцент на Христовой любви, которую толкуют весьма волюнтаристски. Как удобство, "непарительность" - до вседозволенности.

Автор - Елене 26.03.2010 в 22:10:39

Спасибо, Елена, Вы замечательно сказали про "кровь". В Церкви кровь - это верные добрые пастыри и их малое стадо, верное своим пастырям, ведущим их ко Христу. Потому и направление главного удара сегодня - нацелено на стадо верных. Они ведь овцы, и в общем-то беззащитны. Защищать их могут и должны пастыри - и таковые есть все же - о чем свидетельствуют многие статьи "Благодатного огня" (хотя уже и растет число "наемников"). Дай Бог отцам нашим доброго здоровья, сил и многая лета.

Елена Прекрасная 26.03.2010 в 21:27:11

После прочтения статьи у меня сложилось впечатление, что если и правда так дела обстоят - узаконивание частого причащения, новые формы, отдавливание бабушек, вливание "свежей" крови, - то, похоже, создается какая-то новая церковь. Будет ли в ней Дух - вопрос. Вон, акад. Хохлову, ректору МГУ, заменили кровь после горной болезни, и он сразу умер, потому что в "старой" крови хранилась информация о его организме. А в крови, как известно, - душа.

Лариса 26.03.2010 в 16:16:08

Статья в самом деле умная, аргументированная, а главное - своевременная. Те вопросы, что здесь затронуты, живут у меня в сердце и беспокоят, и пока не думают меня покидать. Человек слаб и хочется жить проще, как теперь говорят - "не париться", тем более, что так окрепли теперь голоса тех, кто "разрешает" быть проще. Хочешь часто причащаться? - в чём проблема! Однако что-то мне мешает, слава Богу, поверить этим голосам. Вот и автор того же мнения. Мне только досадно, что такая глубокая тема вызвала такие поверхностные комментарии - цитировать Пушкина, или не цитировать.

Елена Прекрасная 26.03.2010 в 14:16:15

Мстислава, вот и получается, что бабушки в любом случае во благо: и рассуждению научат, и терпению, и голову горячую остудят - это ведь вопрос, у кого в голове горячо "в разгар торговли в церковной лавке".

Мстислава 26.03.2010 в 09:31:20

МСТИСЛАВА - ЕЛЕНЕ ПРЕКРАСНОЙ
//Мстислава, а если попасть бабушке под горячую руку, наоборот, еще больше можно научиться хорошему//
Уважаемая Елена Прекрасная, а зачем дорогим бабушкам попадаться под горячую руку, не проще ли спокойно обождать и отнестись с пониманием к тому, что они делают во благо, кстати, нам прихожанам? А если даже и говорит бабушка с каким-то раздражением, так надо быть снисходительными к немощам человеческим, даже если она и неправа, все мы грешны. Поэтому и не надо самих бабушек искушать и попадаться под горячую руку, даже если таким образом, Елена Прекрасная, можно многому у них научиться.

Елена Прекрасная 26.03.2010 в 00:33:19

Мстислава, а если попасть бабушке под горячую руку, наоборот, еще больше можно научиться хорошему

Мстислава 25.03.2010 в 21:04:47

МСТИСЛАВА - АЛЕКСАНДРУ (преподавателю)
//Не кажется ли Вам, что Вы уж слишком увлеклись своей праведностью - учить всех направо и налево? И главное - совершенно впустую. Сами навязываете свое неправильное толкование статьи в журнале, сами же потом боритесь с теми, кто Ваше толкование не приемлет. Вам уже было сказано: никто здесь никому ни телевизора, ни детективов читать не навязывает, и вообще ничего никому - кроме Вас - никто не навязывает. К кому Вы тут, собственно, обращаетесь?//
Если бы Вы внимательно прочитали все комментарии, то увидели бы, что единственное замечание к автору у меня было, что она в своей статье на серьезную церковную тему неудачно, на мой взгляд, сравнила младость церковную, пусть и последователей модернистов, со светской младостью, о которой пишет Пушкин в Онегине. И еще у меня было замечание, насчет того, что если поднимаются серьезные церковные и духовные темы, то авторитеты светской литературы, на мой взгляд, неуместны, а так в принципе к статье у меня претензий не было. И Ваше навязывание свое точки зрения по якобы моему неправильному пониманию статьи совершенно необоснованны, потому что наш диалог с автором шел именно в комментариях, а не поводу статьи, которую я отметила, как неплохую. Вы спрашиваете - к кому Вы обращаетесь? Я обращаюсь к тем, кто обращается ко мне. Не более того. "Другой" позволил говорить обо мне:
//Читательница Мстислава не поняла все-таки, о чем ей толковала автор. Еще одно свидетельство того, как прочно в нас еще сидит Ветхий Завет. Все ищем формальных односложных решений и путей.//
Сейчас Вы придумываете чего нет. Слышите звон, да не знаете, где он. Приплели сами архимандрита Тихона (Шевкунова) к модернистам, выдавая это за мое мнение. А насчет статьи подумаю. И хватит обсуждать меня, лучше обсудите статью, пользы от этого точно больше будет.

Александр (преподаватель) 24.03.2010 в 15:33:32

Мстиславе: Не кажется ли Вам, что Вы уж слишком увлеклись своей праведностью - учить всех направо и налево? И главное - совершенно впустую. Сами навязываете свое неправильное толкование статьи в журнале, сами же потом боритесь с теми, кто Ваше толкование не приемлет. Вам уже было сказано: никто здесь никому ни телевизора, ни детективов читать не навязывает, и вообще ничего никому - кроме Вас - никто не навязывает. К кому Вы тут, собственно, обращаетесь?
//И такие явления, когда на место икон водружают православные картины, вместо духовных песнопений выступает какой-нибудь рок-миссионЭр, и создают православное кино - все это показатель жалкого слияния духовности и мирского... И в классиках уже отпадает всякая необходимость, потому что на их место уже должны прийти писатели церковные. Если уж нет сил расстаться с мирским, так хоть не тащите это в церковную жизнь.//
Кто тут что тащит на место икон? Зачем Вы выдумываете? Это ведь уже клеветой пахнет. Вам уже справедливо сказали, что Ваша агрессивность свидетельствует о Ваших духовных пробелах. Здесь Вам не с кем спорить. Вы умудряетесь и истину искажать и выражение ее делать неподобающим. И возражают Вам вовсе не по теме чтения-не чтения книг, а по Вашей манере дискутировать. Вы упорно и все грубее ломитесь в открытую дверь. Проповедуйте Ваши мысли тем, кто действительно повинен в обмирщении Церкви. Но, уверяю Вас - это просто смешно, когда Вы свой критический пафос обращаете уже и на архимандрита Тихона (Шевкунова) и все это делаете в обсуждении статьи, как раз и направленной против модернистов. Может, Вы из их стана и есть? Может это у Вас просто такой троллерский способ повредить и теме и дискуссии? Теперь еще и изворачиваться стали. Сами написали читателю под псевдонимом "другой":
//А Вы, "Другой", например, перестаньте смотреть телевизор и откажитесь от сладостного прочтения любимых светских книжек...//
и назвали это... не советами, а предложением эксперимента. Ох, не пора ли Вам остановиться или засесть за большую статью о кино и книгах классиков как убийцах духовной жизни? Ей Богу, может пользы для Вас будет больше?

Мстислава 24.03.2010 в 13:55:55

МСТИСЛАВА - "ДРУГОМУ"
//А Вы - командир! Как смело-то советы бесплатные раздаете, когда Вас не вопрошали//
Начну с того, уважаемый "Другой", что советов Вам никто не давал, это всего лишь был предложенный Вам эксперимент, не более того. Тем более в наше телевизионное время предложить современнику отказ от телевизора было бы просто пустой тратой времени или непосильной ношей, которую как Вы сами изволили заметить, я не имею права взваливать на ближнего своего... В одном храме молодой священник наложил на одну женщину епитимию, он на определенное время запретил ей смотреть телевизор, на что женщина была непросто в недоумении, а прямо-таки в ужасе, и пошла жаловаться другому священнику, который сказал, что скорее всего тот священник "узкий законник", а сейчас в связи с немощью современного человека и в век либеральных модернизированных священников те смотрят на такие явления как телевизор вполне снисходительно. На том женщина успокоилась.... Я думаю, к несчастью.
МСТИСЛАВА - АЛЕКСАНДРУ (преподавателю)
Безусловно, цитату Вы привели авторитетного человека. К которому можно и прислушаться, но вот в его же высказывании нет твердой позиции на эту тему, а только предположения, он так это и комментирует:
//Быть может, высшим предназначением мировой культуры в лучших ее проявлениях является ее способность возделать, окультурить - как грубую землю превращают в плодородную пашню - огрубевшее и себялюбивое человеческое сердце, а самого человека провести в непосредственное преддверие, к порогу веры."//
Безусловно, культура и искусство должны выполнять, как можно более высшую задачу, чтобы облагораживать ДУШУ человека в МИРУ, но в Церкви и духовной жизни в искусстве уже нет необходимости, здесь действуют уже другие Божьи законы. И такие явления, когда на место икон водружают православные картины, вместо духовных песнопений выступает какой-нибудь рок-миссионЭр, и создают православное кино - все это показатель жалкого слияния духовности и мирского... И в классиках уже отпадает всякая необходимость, потому что на их место уже должны прийти писатели церковные. Если уж нет сил расстаться с мирским, так хоть не тащите это в церковную жизнь. Это призыв к модернистам, которые всячески хотят стереть границы между мирским и Церковью.

Александр (преподаватель) 24.03.2010 в 10:49:21

Уж если разговор все-таки зациклился на вопросе о чтении классики, позволю себе привести просвещенное слово духовного человека - архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника Сретенского монастыря о книгах и культуре (из интервью "Татьяниному дню"): "Культура в переводе с латыни - возделывание земли, то есть возделывание человеческой души с тем, чтобы она могла воспринять высшие духовные ценности. Люди моего поколения знают, в какой степени классическая русская и мировая культура, особенно в период государственного атеизма, способствовала глубоким размышлениям о мире, приходу к вере, к Богу. Для многих из нас первыми учителями веры в те годы, когда невозможно было найти ни Священного Писания, ни святых отцов, были великие писатели, художники. Быть может, высшим предназначением мировой культуры в лучших ее проявлениях является ее способность возделать, окультурить - как грубую землю превращают в плодородную пашню - огрубевшее и себялюбивое человеческое сердце, а самого человека провести в непосредственное преддверие, к порогу веры."
Вот так-то. Прислушаемся!

"Другой" - Мстиславе 23/03 24.03.2010 в 10:10:22

А Вы - командир! Как смело-то советы бесплатные раздаете, когда Вас не вопрошали. Прямо капитанша Миронова из "Капитанской дочки" Пушкина. А что делать это в духовных книгах воспрещается - Вы не читали? А что не всякий может становиться учителем? - в Писании Вам не встречалось? Ваш агрессивный напор выдает Вас с головой. А в статье, которую мы с Вами прочли, вовсе не рекомендовалось никому читать классику или смотреть телевизор или воевать в интернете - там речь шла о подходе, который, как и намерения сердечные открывают сокровенного человека. В духовных книгах написано, что тому, кто пребывает в покаянии - не пристало учить. А то у Вас телега впереди лошади. Классику Вам читать нельзя, а агрессивно с апломбом поучать можно? Сдается мне, что Вы не на правильном пути. Помоги Бог!

Мстислава 23.03.2010 в 21:23:25

Мстислава - "Другому"
А Вы, "Другой", например, перестаньте смотреть телевизор и откажитесь от сладостного прочтения любимых светских книжек... Попробуйте начать с малого и сразу почувствуете разницу - легко это или нет для современного человека. У некоторых доходит до "ломок". Конечно, отказ от телевизора или от светской литературы еще не показатель духовности, но и в то же время сочетать духовность и авторитетность классической литературы с просмотром телепередач кажется по меньшей мере дико... Как раз таки это легкий путь - сохранить все как есть и не отказываться от того, что предлагает нам мир. Очень удобно и комфортно... Но при чем здесь Церковь, Которая как раз не от мира сего?! Кстати, сильный напряг у людей новоначальных происходит именно от того, что пытаются совместить несовместимое...

"Другой" 23.03.2010 в 20:01:59

Читательница Мстислава не поняла все-таки, о чем ей толковала автор. Еще одно свидетельство того, как прочно в нас еще сидит Ветхий Завет. Все ищем формальных односложных решений и путей. А Новый Завет требует от человека всего его целиком - чуть ли не на каждом шагу. Каждый день жить как последний, каждое решение принимать как последнее и все время напрягать все свои усилия. А оттого, что человек выкинул из дома классику и даже телевизор - ему еще ничего духовное не гарантировано. Слишком легким был бы путь...

Мстислава 23.03.2010 в 12:42:30

Уважаемый автор, я выражала свою точку зрения по поводу светской литературы, которая, на мой взгляд, преследует лишь цели душевных запросов и никаким подспорьем для духа быть не может. Зачем Вы приписали сюда "конюшни" - мне не понятно. Тем более "конюшни", я так полагаю, связанны именно с послушанием, которое дает духовник, а не с поглощением мирской литературы в сочетании с творениями Святых Отцов.
//Потому что знает такой духовник, что без тех плодов, которые брат получит на конюшне, он и отцов читать как надо никогда не сможет.//
Причем здесь мирская литература? Как Вы связываете это с чтением литературы, мне непонятно.
//Вы ведь и вопрос о частоте причащений, как видно из Вашего раннего комментария, тоже сами пытаетесь решить//
Вы, наверное, меня не так поняли. Как раз я говорила о том, что лучше и правильнее вопрос с Причащением решать со своим духовником, естественно истинным, православным. А то, что я писала, что прочитала два мнения на этот счет о.Сысоева и авторов вашего журнала, так это исключительно для информации: интересно, что вообще на этот счет сейчас предлагается православным прихожанам. Решать такие глубокие и серьезные вопросы через журнал или самостоятельно, кажется мне не очень серьезным деланием. Уж, извините...
//Вот это – чтение! Такой человек уже не будет тратить время и силы на светских писателей просто за ненадобностью и без всяких теоретических рассуждений – ему они просто перестанут быть интересны – он не найдет там себе никакой помощи в своих искушениях, а в духовных книгах найдет. Так что вопрос не в том, что запрещать (тем более нам с Вами этим совсем не стоит заниматься), а в том… КАК ЖИТЬ в Боге и для Бога. Вот я очень люблю одно суждение Василия Осиповича Ключевского о том, что истинное учение есть «ответ на вопрос, возбужденный жизнью».//
Все что Вы написали выше, это я и написала в своем комментарии, просто может туманно и неопределенно, за неимением писательского опыта... Но я бы хотела обратить внимание на то, что Вы заметили, что не надо запрещать КАК ЖИТЬ в Боге и для Бога... А я никому и не запрещаю, но вот почему лично Вы, рассуждая, по Вашему мнению о православных, гнушающихся светской литературой, не даете жить так, как они хотят жить в Боге и вешаете ярлыки "неофитов" и "законников" ...Может прикажете еще телевизор смотреть?
//Потому что, когда мы с Вами ДО ВРЕМЕНИ беремся рассуждать на столь сложные, глубокие, неоднозначные темы, то мы неминуемо впадаем в РЕЛИГИОЗНЫЙ ФОРМАЛИЗМ, а вовсе не в недосягаемое для нас духовное рассуждение.//
Но Вы же беретесь рассуждать... Почему-то... А что касается меня, еще раз хочу подчеркнуть, что в целом статья Ваша мне понравилось, просто показалось неуместным цитирование классиков. С Вашего позволения, в диалоге участвовать отклоняюсь, по той причине, что сказала уже все, что думаю о месте светской литературы в духовной жизни человека....

священник Богдан 23.03.2010 в 12:02:33

спасибо за статью.

Автор - Мстиславе 23.03.2010 в 00:45:07

Уважаемая собеседница, Вы ставите очень сложные вопросы, и притом делаете это весьма туманно и противоречиво, в то время, как и на четкую постановку данных вопросов нет однозначных ответов и универсальных рецептов, хотя закономерности и подходы в святоотеческих трудах подробнейше прописаны. Вот почему вопросы эти, прежде всего, духовникам решать. Потому что, как часто повторял один опытнейший старец, «благословения даются индивидуально». Люди разные. Ступени проходят на пути к Богу разные, возможности и дары не одинаковы у людей … Мы же начинаем мудрить (мудровать) и незаметно для себя переносить вопросы духовной жизни в сугубо рассудочную плоскость, а ТАМ они и ТАК не решаются. Как можно совместить Достоевского и Блока с чтением святых отцов? Смотря кто совмещает и зачем: новичок или преподобный. Именно так и у меня было написано. Да, в идеале мы должны уходить от душевного постижения мира к духовному его видению. Вопрос в том, КАК и за счет чего и в какой форме этот уход происходит. Иногда засядет такой ревностный не по разуму новоначальный подвижник за чтение святых отцов запоем, а его тут же опытный наставник посылает на конюшню или еще куда в таком же роде. Новоиспеченному «аскету» читать хочется и молиться без меры, а духовник «срезает» молитвенное правило и направляет на работу, где человек вертится в суете среди людей и варится в огненном котле искушений и непрерывно падает. Потому что знает такой духовник, что без тех плодов, которые брат получит на конюшне, он и отцов читать как надо никогда не сможет. Хитрое это дело духовническое! А Вы, мне кажется, вопрос упрощаете и упрощаете и не в правильную сторону. Смотрите: Вы ведь и вопрос о частоте причащений, как видно из Вашего раннего комментария, тоже сами пытаетесь решить. Не у кого спросить – неужто одни обновленцы вокруг?!! Вы рассуждаете так: «Распространенная ситуация среди прихожан православных… эмоции и чувства, поселяющиеся в их сердцах и затмевающие разум, рождаемые душевным поглощением светской литературы, уже, естественно, если не перебивают должного серьезного настроя на духовную литературу, то и пользы для такого настроя тоже не приносят, а на мой взгляд и несут откровенный вред, уводя человека в мир фантазий и грез». Знаете, если человек достойно и ПРАВИЛЬНО подвизается, у него никто из рук духовную книгу не вырвет. Даже под страхом смерти. Потому, что таковой читает духовные книги, как заповедано отцами, ДЕЛАНИЕМ. Он горит в искушениях, падает и встает, ему больно, он страждет, иной раз и на грани отчаяния, а Господь через святоотеческие писания ему подсказывает и помогает, указывает необходимое спасительное духовное лекарство в, казалось бы, даже безнадежных ситуациях. Вот это – чтение! Такой человек уже не будет тратить время и силы на светских писателей просто за ненадобностью и без всяких теоретических рассуждений – ему они просто перестанут быть интересны – он не найдет там себе никакой помощи в своих искушениях, а в духовных книгах найдет. Так что вопрос не в том, что запрещать (тем более нам с Вами этим совсем не стоит заниматься), а в том… КАК ЖИТЬ в Боге и для Бога. Вот я очень люблю одно суждение Василия Осиповича Ключевского о том, что истинное учение есть «ответ на вопрос, возбужденный жизнью».
Вот еще Ваше суждение: «Если быть реалистами, то чтобы достичь такого уровня духовности, когда плоды мирской литературы уже не будут иметь влияния на душу христианина, нужно очень потрудиться и попотеть в своей духовной жизни..». Так-то оно так, но духовная жизнь, между прочим, не сводится к чтению святых отцов и выполнению громадных молитвенных правил. Потеть-то тоже надо уметь правильно, по духовному канону, а он, прежде всего, отвергает самочиние, надеяние на собственные силы и самоуправство в устройстве своей духовной жизни (а самоуправники обычно скоры судить и других, у которых не так как у них жизнь устроена). Много лет на «конюшне» - вопреки наше самостной воле – вот это духовная жизнь, а не то, что ею называет профессор Кураев, который учит, что если в монастырь поступит кандидат наук, то ему там место не в конюшне, а в библиотеке или в канцелярии, и уж тем более ему не должно чистить нужники, как то было у св. Иоанна Дамаскина (этот житийный классический момент профессор подверг осмеянию). А святые отцы и вся традиция православная учит обратному – самое место кандидату в конюшне! Не буду здесь объяснять почему – сотни книг на сей счет написаны. И кто прошел через конюшни, тот знает, что это поистине золотая духовная жила! Потому и наши мудрования на подобные темы из аскетики (задолго до прохождения конюшен) тоже дело чреватое. Потому что, когда мы с Вами ДО ВРЕМЕНИ беремся рассуждать на столь сложные, глубокие, неоднозначные темы, то мы неминуемо впадаем в РЕЛИГИОЗНЫЙ ФОРМАЛИЗМ, а вовсе не в недосягаемое для нас духовное рассуждение. А формализм ведет нас прямиком к законничеству. О чем и предупреждал святитель Феофан Затворник, напоминая нам, что модернисты, как и законники – люди, духовно не получившие правильного (на конюшнях) воспитания. Потому и судят невпопад.

Мстислава 22.03.2010 в 20:47:36

Спасибо, Екатерина, за внимание к моим комментариям, но, все-таки, позвольте не согласиться с Вами по некоторым вопросам. Из всего прочитанного Вашего комментария, я так понимаю, что для Вас свободный христианин, это христианин, занимающийся самообразованием, не только духовной литературы, но и не гнушающийся мирской литературой, наукой и вообще, "разносторонне развитая личность", этот термин любила советская педагогика.
Далее Вы привели великие имена великих подвижников, при этом правильно заметив, что сии великие люди занимались самообразованием не в ущерб своему аскетическому образу жизни. А теперь у меня к Вам реальный вопрос, исходя из настоящего времени: как Вы видите современного прихожанина в таком положении - читающего Достоевского и Блока и после этого познающего Святых Отцев, о Святом Писании я умолчу? Не кажется ли Вам, что это очень распространенная ситуация среди прихожан православных, только как правило, получается, что эмоции и чувства, поселяющиеся в их сердцах и затмевающие разум, рождаемые душевным поглощением светской литературы, уже, естественно, если не перебивают должного серьезного настроя на духовную литературу, то и пользы для такого настроя тоже не приносят, а на мой взгляд и несут откровенный вред, уводя человека в мир фантазий и грез. Кстати, не многие отдают себе даже в этом отчет. Некоторые современные церковные люди озабоченны тем, чтобы прихожане развивали и интеллектуальный и душевный уровень, при этом умалчивая, каким образом можно совместить молитву и светскую прозу, каким образом очистить свой разум от помыслов и образов, сочетая чтение произведений, пусть и классических, целью которых как раз и является обогащение человека впечатлениями и чувствами, понятно, что не духовного плана? Эти озабоченные церковные люди прикрываются тем, что хотят, чтобы прихожане избежали участи, как Вы это назвали приблизительно, "крайних неофитов", "законников", по-просту темных людей... На что хочу Вам и им возразить. Поверьте, в наше обмирщенное время, где вся жизнь христианина пропитана светскостью, где мир источает соблазны и искушения, и ребенок уже со школьной скамьи приобщается только к душевной пищи, не получая при этом достойную духовную пищу, начинает с раннего возраста и дальше получает то образование и самообразование, которое щедро ему предлагает светское общество, и прихожане у нас, ходя в Церковь, не беспокойтесь, достаточно уже образованны и знают Онегина точно... Поэтому когда христианин вдруг понимает, что светская литература ему по-просту не нужна, и ни какой пользы не несет, а то и вред, то он отказывается от нее и хочет поглощать, естественно, с Божьей помощью, а не с помощью классиков духовную литературу и только ее - то его называют "крайним неофитом" или "узким законником". Не могу с этим согласиться. Уж простите, миру мирское, а Богу Божье... Приведенные Вами великие имена подвижников могут быть только примером для подражания, но если быть реалистами, то чтобы достичь такого уровня духовности, когда плоды мирской литературы уже не будут иметь влияния на душу христианина, нужно очень потрудиться и попотеть в своей духовной жизни... Простите, но я все чаще наблюдаю, особенно это прослеживается у обновленцев, какое-то прямо дерзкое примеривание на себя жизни Святых Отцов, а некоторые замахиваются и на Апостолов, особенно любят это делать так называемые миссионЭры, которые хотят подражать Апостолам. Однако... Но это другая тема.

Автор - Мстиславе в продолжение 22.03.2010 в 12:44:19

Дорогая читательница Мстислава: давайте договоримся, что ни о каких обидах речь заводить не будем ни сейчас, ни впредь – разговор у нас с Вами идет по существу вопроса и я очень признательна за внимание к теме и статье, за развернутый ваш комментарий. Конечно и я, как и Вы, не со всем тем, что Вы утверждаете, согласна. Вот вопрос о цитировании Пушкина и ссылки на Чехова… Тут два аспекта. Первый – чисто профессиональный… Пишешь все-таки для широкой аудитории и засушивать тему наукообразием, причем тему очень жизненную, живую, уверена, не следует. Разные есть темы, разные подходы к теме – эта тема и подобный подход с моей точки зрения вполне может позволить себе и жанровую живость и широту. Я не богослов, но церковный публицист, литератор, скажем так. Но этот аспект – не главный, а вот другой мне представляется гораздо более серьезным и принципиальным… Вы пишете: «Речь идет, на мой взгляд, о неуместном цитировании светских литераторов, которые в данной серьезной духовной теме быть авторитетами не могут. Как впрочем, и в жизни православного, который должен все-таки со временем в своей духовной жизни отходить от светской литературы вообще, которая кроме культивирования страстей ничего не несет». Вот что скажу на это, призвав на помощь апостольское и святительское слово: «Вся ми леть суть, но не вся на пользу: вся ми леть суть, но не аз обладан буду от чего» (1 Кор. 6:12). И еще одно суждение из того же Послании св. апостола Павла: «Вся ми леть суть, но не вся на пользу; вся ми леть суть, но не вся назидают» (1 Кор. 10:23). Апостол затрагивает как раз ту самую тему законничества, которое себя обыкновенно проявляет в крайностях – как модернистских, так и право-традиционалистских. Нам с же с Вами потребен ЦАРСКИЙ ПУТЬ. А в чем он? В своем Толковании на эти строки апостола святитель Феофан Затворник как на этом аспекте и останавливает свое внимание: «Может быть такая речь заимствована из уст самого Апостола, который оставил ЗАКОН ВЯЗАВШИЙ: не коснися, не вкуси, ниже осяжи, и всем проповедывал полную в сем отношении свободу». Но далее апостол, - и святитель Феофан останавливает на этом наше внимание, - «полагает два ограничения свободе всем пользоваться: первое - польза, второе – чтобы ничем не быть обладаему» (Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования посланий апостола Павла. М. 1998. с. 230). Вот и заповеданные нам рамки. В этих рамкам должна жить подлинная христианская свобода, этими критериями пользоваться, а все категорическое «не коснися, не вкуси, ниже осяжи» - есть проявление законничества, о котором и говорится в статье автора. «Не быть обладаему» – это уже этап христианской жизни, близкий к совершеству: здесь слово обращено к тем, кто уже способен вкушать твердую пищу. Не случайно, писал стихи и прп. Варсонофий Оптинский, интересовался и наукой, и поэзией и изобразительным искусством прп. Нектарий Оптинский – «я к учености прибегаю» - как-то так выражался святой старец. «Отец Нектарий много читал и занимался самообразованием, - вспоминал митрополит Вениамин (Федченков). Читал он не только духовную литературу, но и научную, занимался математикой, историей, географией, русской и иностранной классической литературой, изучал языки — латынь и французский». Зачем? Несомненно пользы ради. Вреда все это святой душе старца принести не могло. Он познавал богословски своим просвещенным сердцем мiр и человека. Когда он стал полузатворником и почти перестал выходить и окна своей кельи заклеил бумагой, усилив свой молитвенный подвиг, самообразование будущий старец не оставил. «Постоянное чтение дало ему, кончившему только сельскую школу, такие разносторонние познания, что он мог свободно беседовать на общекультурные и специальные темы, а не только духовные. Он мог говорить о Пушкине и Шекспире, Мильтоне и Крылове, Шпенглере и Хаггарте, Блоке, Данте, Толстом и Достоевском. В час отдыха после обеда он просил читать ему вслух Пушкина или какие-нибудь народные сказки — русские или братьев Гримм». Заметьте, дивный митрополит Вениамин нисколько старца за сие не осуждает, но очень хорошо понимает, сколь богато, широко, сколь изумительно для человеческой души подлинное православное христианство – «Вся ми леть суть». Но надо знать и самому стремиться познать, и у духовников вопрошать – свою меру, свою ступень… Неофит, увидев у православного в доме собачку, приобретенную для ребенка, приходит в законнический ужас, а святой Патриарх Тихон имел собачку, возился иногда с ней, а та катала с горок вокруг Митрополичьих палат саночки с детками с горок… Когда, кому, для чего, и ради чего – вот главные вопросы. А формализм – законничество, это первая болезь роста у неофита, у самых что ни на есть новоначальных. Иногда она затягивается чуть ли не на всю жизнь. Отторгает христианина от людей, он теряет способность понимать и любить их чистой христианской любовью, жалеть в немощах. Это все мы видим сегодня и в уклонениях модернизма, и в, простите, «кондовости» круто правых. Все это – не царский путь и свидетельство духовной незрелости. Впрочем, это уже тема для продолжения статьи. Спасибо Вам за интересный поворот разговора.

Мстислава 22.03.2010 в 09:39:26

//Пошловатая светская литература" - это что по Вашему разумению - Пушкин, Чехов? епископ Арсений (Жадановский)? Вроде цитат больше и нет? Все остальные высказывания принадлежат канонизированным святым//
Простите, Екатерина, но это моя личная точка зрения. Речь о канонизированных святых и епископе Арсении (Жадановском) не идет. Речь идет, на мой взгляд, о неуместном цитировании светских литераторов, которые в данной серьезной духовной теме быть авторитетами не могут. Как впрочем и в жизни православного, который должен все-таки со временем в своей духовной жизни отходить от светской литературы вообще, которая кроме культивирования страстей ничего не несет. Ну, может и цитируемые Вами данные классики и не пошловатые, хотя цитата Пушкина из Онегина как раз описывает пошлую того времени молодежь, которая, при сравнении с нынешней православной в данной теме, прямо скажем странна. Например, если бы Вы сравнили онегинскую молодежь с нынешней золотой собчаковской, то это было бы понятнее. Но сравнивать так называемую православную молодежь, пусть и поклонников того же отца Кураева, в таком контексте неуместно, по моему. Пусть у них потребности заблуждающихся с низкой, на ваш взгляд, нравственностью, но поверьте - запросы у них духовные, а "не устричные". Просто сравнение, лично по моему мнению, неудачное.
//Допустим... Но вот в статье-то и идет речь о том, что нынче разные бывают духовники, в том числе и те самые "модернисты", которые, как Вы сказали, "разваливают Церковь изнутри". //
Соглашусь, что духовники разные и "модернистов" в их рядах множество, как и того народа, который за этими "слепыми вождями" тянется, но я в своем комментарии все-таки писала о духовнике православном... Которые все-таки еще есть.... Простите, если чем-то обидела. Статья в целом неплохая. Чувствуется неподдельное возмущение модернистами, резкое и обличительное.

Автор - Мстиславе 22.03.2010 в 00:14:06

Благодарю.
//Не люблю, когда говорят о духовном и цитируют при этом пошловатую светскую литературу, пусть и классическую//.
"Пошловатая светская литература" - это что по Вашему разумению - Пушкин, Чехов? епископ Арсений (Жадановский)? Вроде цитат больше и нет? Все остальные высказывания принадлежат канонизированным святым.
//Каждый за свою душу несет свою личную ответственность и должен уразуметь, а лучше доверить это своему духовнику, когда лучше подходить к Причастию. Чаще или реже//.
Допустим... Но вот в статье-то и идет речь о том, что нынче разные бывают духовники, в том числе и те самые "модернисты", которые, как Вы сказали, "разваливают Церковь изнутри". А Пушкинские строки - как раз и являются прямым изобличением - образом пошлости, потребительского отношения к жизни, следования низким инстинктам, которые сегодня как раз и проникли в "святая святых" - церковную жизнь.

Мстислава 21.03.2010 в 23:31:02

Прочитала статью о.Сысоева "О частом причащении Святых Христовых Тайн" http://mission-center.com/publicatsii/191-o-prichashenii. Прочитала на эту тему в вашем журнале несколько статей. Хотелось выслушать разные точки зрения... И понимаю, что правда где-то посередине. Каждый за свою душу несет свою личную ответственность и должен уразуметь, а лучше доверить это своему духовнику, когда лучше подходить к Причастию. Чаще или реже. Это все сугубо индивидуально. Статья признаюсь не понравилась, показалось кое-где эмоции автора зашкаливают, а потом не люблю, когда говорят о духовном и цитируют при этом пошловатую светскую литературу, пусть и классическую. В данном случае автор-традиционалистка ничем не отличилась от о.Кураева, который тоже не гнушается вульгарным мирским языком... А так все вроде по теме - МОДЕРНИСТЫ разваливают Церковь изнутри. И бабушек лучше слушать, они плохому не научат, если под горячую руку не попасться в разгар торговли в церковной лавке.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс