Богородица

Актуальные статьи

Симуляция веры

26.01.2014


Существует майданная политика и экономика, есть даже майданная дипломатия. Обо всем этом было написано не раз. А вот феномен майданного богословия до сих пор, кажется, выпадал из поля зрения СМИ. Дождемся ли мы откровенного разговора об этом? Во всяком случае, попробуем его начать.


Площадные теологи

В декабре 2013 года либеральные православные СМИ растиражировали статью украинского архимандрита Кирилла (Говоруна)[1] с шокирующе откровенным названием: «Жизнь в Церкви. Богословие Майдана». В этом извилистом тексте хватает невнятных мест, претендующих на отражение неких исторических закономерностей. С другой стороны – вроде бы не всуе поминаются блаженный Августин, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник. Но есть и такие пассажи, от которых благочестивому читателю становится не по себе.

Сперва замечаешь лишь пару неточностей, но довольно симптоматичных. «Отдельные церковные деятели осознавали необходимость развития отношений с обществом как таковым, а не только с государством». А что, разве Церковь изначально не часть общества? Верующие – какие-то пришельцы? Термин «прото-гражданское общество» отдает секулярной схоластикой и оставляет канцелярское послевкусие, но и это мелочи.

А вот дальше мы слышим нечто удивительное.

Автор впадает в неслыханную откровенность и делает странное для священника заявление: «Майдан в своей ценностной составляющей значительно перерос и украинские церкви – все без исключения... украинские церкви начали подтягиваться до того уровня нравственного сознания и ответственности, которые продемонстрировал Майдан... они перешли к тому, чтобы делами и словами солидаризироваться с ценностями Майдана, осознав родственность его принципов с христианскими».

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. Оказывается благодать нынче не в храме, а на Майдане, и потыкать омоновца железной палкой под шлем или ударить цепью – все равно, что переставить светильник разума из головы в сердце. Это мы слышим от христианина и духовного лица.

Вопрос не в том, хорошо или нехорошо, правильно или неправильно быть на Майдане. Само сравнение церковности с политическими сообществами кощунственно. Но это еще не самое плохое, что есть в майданном богословии архимандрита.


Национал-майдан

Говорун стремится подкрепить диковатую для священника риторику ссылкой на позицию европейских церквей после войны: «В Европе нацизм и Холокост заставил церкви коренным образом переоценить свои отношения с государством и обществом. Родилась даже отдельная отрасль богословия – политическая теология как реакция в основном на немецкий тоталитаризм и Вторую мировую войну».

Все, конечно, хорошо. Только аналогия с Украиной в этом пункте сильнее всего хромает. Потому что в среде украинской оппозиции очень ощутим нацистский душок. Особенно неприлично это выглядело в период президентства Виктора Ющенко.

Бойцы УНА-УНСО с красно-черными повязками, лозунги типа «Русский мир должен исчезнуть», уверенность в расовой неполноценности «москалей» и «восточников» – это так, мелкая соринка в глазу? И призывы к Майдану – «показать пример дикой Азии» архимандрит Кирилл Говорун, похоже, не считает ксенофобскими.

У нас много спорят о русском национализме. Но национализм украинский, в отличие от российского, на деле мало отличим от нацизма. Именно на Украине, а не в России он имеет военизированное крыло. Может быть это и есть один из признаков вожделенной «общественной субъектности»? Похоже, архимандрит страдает неразличением политических «духов».

«Богословие Майдана» претендует в устах таких как Говорун на статус новой религии. Этот гражданский культ – по сути, открытый призыв к Реформации. Но Реформации даже не религиозной, как в Европе, а секулярной, политической, в ряде случаев покрытой метастазами самой пещерной из идеологий.

Стоит лишний раз задуматься над тем, какая бездна открывает нам себя в речах Говоруна. После этого остается лишь констатировать, что подобные пастыри провоцируют в УПЦ МП раскол. Я рад бы был ошибиться, но не нужно себя убаюкивать. Надо срочно искать противоядие.

На этом можно было бы и закончить, если бы не дежа вю.

Украина как Россия

Сколько не говори, что «Украина – не Россия», никуда не денешься от странного факта: происходящее на Украине уже было в России. На Украине был свой 93-й год, но без танков и стрельбы. А в России есть своя программа партнерства с Европой, куда более реалистичная, чем украинская, и без кабальных условий.

Вот и околоцерковная ситуация, намеренно привязанная к политике людьми определенного склада – одна на двоих. Правда, на Украине болезнь зашла дальше. Однако «политическая теология», за которую ратует киевлянин Говорун, России уже знакома. В РФ рождение политтеологии совпало с формированием прослойки так называемой «церковной интеллигенции».

Московский публицист Сергей Чапнин[2] в конце марта 2012 года опубликовал программную статью «Пятидесятница христианской общественной жизни». В этом материале все очень напоминает логику архимандрита Говоруна. Автор на голубом глазу заявляет о пробуждении христианского общественного действия в ходе политических митингов «за честные выборы» в декабре 2011 – марте 2012 года. Он говорит о позиции «ряда священников и мирян» – позиции, которая так и не вылилась «в христианские митинги или пикеты».

Стоит прислушаться к звучанию фразы: «Пробуждение христианского общественного действия стало очевидным после декабрьских выборов в России». Хорошо, что не к началу третьей пятилетки.


Отношение к политике: два мира – две системы

Может показаться, что и Чапнин и Говорун ратуют за социально-политическую церковную позицию. Это было бы важно.

Вот, например, в августе 2011 года на христианском форуме «Rimini Meeting» одна из встреч была посвящена христианской политике, и в ней участвовали яркие политики-христиане из разных стран. Да что там, в той же Польше все консервативное политическое крыло пропитано католицизмом. И только в России социально-политическая позиция носителей православных взглядов всячески табуируется. Все еще в ходу такие слова-ярлыки как «клерикализация» и «мракобесие». Желание лишить православных права голоса очень велико.

По оценкам социологов в России сегодня проживает до 80 % православных христиан. Неизбежно возникает вопрос: почему у нас нет православных политиков? Почему градус антиправославной ксенофобии в РФ так высок?

И вдруг на фоне всего этого звучит призыв: идите на Болотную и Майдан. На первый взгляд кажется: ну, чем не политизация? Но эта аналогия лишь на первый взгляд может выглядеть удовлетворительной.

На деле мы, к сожалению, сталкиваемся с призывом, противоположным тому, который означал бы социальное и политическое пробуждение Церкви. Дело в том, что либералы в Церкви призывают отстаивать в политике не свои, а чужие, нецерковные интересы. Именно так они видят процесс политического «пробуждения». Например, доктрину мнимой евроинтеграции. Или, в российских условиях, бесполезную «ротацию» правящих элит в удобном для «друзей» направлении.

Ради этого выдвигается абсурдный и кощунственный тезис: участие в политике само по себе очищает, а гражданственность служит формой благодати. Пребыванию в толпе протестующих присваивается сакральное значение – а ведь это уже пародия на литургию, как давешние советские демонстрации, которые были пародией на крестные ходы.

Это не православие в политике, а политика вместо православия. То, в чем нас пытается обвинять либеральствующая внутрицерковная публика, она сама же и практикует. Вот потому и обвиняет.

Эта чудовищная подмена представляет такую же опасность, как раннее советское обновленчество. И вызывает такую же тошноту, как описанный Михаилом Булгаковым фокстрот «Алилуйя!». Трансгуманизм, расписанный «под православие», выдает себя за церковность. Ощущение фальши, которое вызывают эти призывы, неистребимо как запах сырости.


Либерал-православие как оксюморон

Почему же православных призывают разменять веру на политические игры, но политически оснастить и защитить саму веру, само православие – не позволяют?

Либерализм – идеология, которая рассматривает остальной мир и любые другие формы власти как некие бренды. И церковный мир для них – просто одна из полочек в громадном мире-супермаркете.

Право на существование в этом супермаркете идей имеет что угодно, от православия и вуду до коммунизма и сатанизма. Но при одном простом условии: если они разделяют господствующие в либерализме ценности. Православие? Пожалуйста, но либеральное. Коммунизм, постмодернизм, экстремизм и постэкстремизм, пофигизм и пуссеизм – без проблем. Но если только вы разделяете ценности либерального интернационала. То есть не признаете никакой власти кроме денежной. И тогда вера, убеждения, принципы, – все превращается в товар. Православие в их понимании – это лейбл, модный в ближайшем сезоне. Все тот же трансгуманизм, но от кутюр. То есть немножко «по-православному».

Попытка же поднять ту или иную ценность выше ее рыночной стоимости вызывает обвинения если не в тоталитарных комплексах, то, как минимум, в «политизации» и «идеологизации». Хотя богословие в исполнении самих этих идеологов превращается в подобие курса исторического материализма. За уклонизм практикуют в своем узком кругу подобие анафемы, только ее роль играет особая форма «нерукопожатности». Имеется в виду изгнание из сообщества, то есть аналог отлучения.

Почему же либерализм оставляет от православия лишь внешнюю оболочку, «выедая» сердцевину – убивая самое душу христианства? Почему он не совместим с православием? Потому что либерализм – идеология рынка. Причем тотального – когда свойство «быть товаром» распространяется не только на материальные ценности, но и на идеи, принципы, права и свободы (либеральные адепты так внимательны к ним потому, что поросенка, прежде чем он будет зарезан, надо холить и лелеять). Все в либеральной парадигме имеет право на существование при одном простом условии: надо быть товаром. В ином случае ценность объявляется тоталитарной, любое мнение – идеологизацией. Это форма тотального контроля.

Конечно, сама либерально-православная инквизиция не имеет в своем распоряжении костров и крючьев в натуральную величину, но методом смолы и перьев в исполнении подручных СМИ владеет вполне. Мы вынуждены лишний раз напоминать об этом, потому что очень уж высока «цена вопроса» – говоря либеральным языком.

Их цель – сделать православие разменной монетой общегуманистических практик, устранив, таким образом, опасного конкурента. Продажа стула или автомобиля безразлична для предмета купли-продажи. Но продать веру – значит уничтожить ее. Они это прекрасно знают. Поэтому борются с религией как с чудаком, который грозит «обрушить рынок». Ведь с узколобой монетарной точки зрения принципы и вера – это лишь задирание цены. Что дешевле, купить или уничтожить? «Гуманизировать» православие или объявить ему открытую войну? Втянуть в оранжевые проекты или сделать мишенью антицерковного оранжевого проекта? Именно такой ультиматум нам выдвинут сегодня. Нас склоняют к почетной капитуляции. Надо лишь согласиться стать либеральными. То есть поддержать политические спекуляции и тупиковые болотно-майданные требования.

Скажем прямо: сегодня либерал-православие становится главной угрозой единству и благополучию Русской Церкви. Оно опаснее антиклерикализма и деструктивных сект. Медленный яд убивает вернее, чем выстрел: от него нельзя спрятаться. Средство только одно: не пробовать на язык сомнительное блюдо.


Баррикада и метанойя

Итак, отдельными представителями УПЦ и РПЦ проповедуется очищение через политическую активность. Метанойя на баррикадах и в колоннах. Как ни странно, в этой доктрине нет оттенка глумления, присущего советским обновленцам, которые кривлялись как бы всерьез, но как бы и в шутку.

Политическая метанойя – это серьезно и это похоже на религию, но только похоже.

Разумеется, все это не имеет ничего общего с социально-политической позицией Церкви (выраженной, например, в «Социальной концепции РПЦ»). Та производна от заповедей христианских, а здесь речь идет о политическом расцерковлении, прикрытом «религиозным» фразерством. Церковь хотят заставить своим авторитетом подкрепить внецерковную, секулярную политическую программу. В этом разница.

Стандарт христианского гражданства, по их мнению, только один – оранжевый. Майдан и баррикады, баррикады и майдан. Это не бунт бессмысленный и беспощадный, но восстание среднего класса. Осмысленно-циничное и низводящее все остальные классы до статуса «быдла». А в ответ получающее звание «офисных хомячков».

Когда такое происходит в обществе, это грустно. Когда начинает происходить в Церкви – страшно. Церковь так устроена, что она не может отторгнуть и того, кто идет в нее с распростертыми объятиями, но с закрытым наглухо сердцем. Церковь не может делить единоверцев на чистых и нечистых. Церковь принимает всех. Именно этим они и пользуются.

Когда большинство поймет глубину и серьезность проблемы, может быть уже поздно. Раскол станет неизбежным. Ведь там, на Украине, он уже идет. А в России?

Мы можем цитировать евангельские строки о тех, кто «соблазнит хоть одного из малых сих» и кому «было бы лучше, повесили ему мельничный жернов на шею», но от этого не легче ни соблазняемым, ни соблазнителям.

Взгляды майданных богословов далеки от догматических, это понятно. Кроме того, они уже были опровергнуты историей, как европейской (когда католическая церковь благословляла этнические чистки), так и русской.

Нечто подобное русская история знала в период расцвета терроризма. Эсеровские боевики говорили вполне открыто: «Верю, потому и убил». Таковы были слова террориста Ивана Каляева, который 4 февраля 1905 года на территории Кремля бросил бомбу в великого князя Сергея Александровича.

Убийство великого князя тогда, напомним, вызвало безмерное ликование в среде либеральной интеллигенции. Такое же ликование она демонстрировала и в октябре 1993 года при расстреле Белого Дома. Сейчас никто не стремится лишить жизни конкретного человека, но сама Церковь может быть расколота их руками.

Секулярное «православие» представляет собой подмену слова Божьего. Если сегодня не сделать необходимых выводов, мы можем стать свидетелями раскола Украинской Церкви. И остановить этот процесс будет трудно.



———————————————————————————
[1] До недавнего времени первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви и проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры. – Прим. БО

[2] Ответственный редактор официальных изданий РПЦ: «Журнала Московской Патриархии» и «Церковного вестника». – Прим. БО


Религия и СМИ


Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Николай С. 02.02.2014 в 11:09:04

Наталии.
Извините, что отвечаю с опозданием. Совсем не уверен, что швейцарские гвардейцы папы по ночам «колбасят» в тёмных переулках римских калек. Но в одном Вы, безусловно, правы (я имею в виду склонность к театральности и внешним эффектом). Нынешний понтифик Франциск – это даже уже не земной человек, а живое воплощение пиар-технологий. Он не носит традиционные красные туфли – какой неслыханный подвиг аскетизма и самоотречения! Он передарил простому священнику подаренный ему каким-то глупцом дорогущий мотоцикл «Harley Davidson»! Очень разумное решение – когда человеку уже под 80, гонять на байке по Риму просто опасно, тем более в неудобной сутане и тиаре на голове. (Впрочем, священнику сутана тоже мешает при езде – недолго и в ДТП попасть). Папа в тюрьме для малолеток мыл ноги осуждённой мусульманской девочки! Очень благородно, хотя и несколько сомнительно с точки зрения монашеского целомудрия, особенно в свете многочисленных педофильских скандалов. Свой первый пастырский визит папа совершил на остров Лампедузу, где служил панихиду по утонувшим африканским нелегальным мигрантам мусульманского, протестантского и языческого вероисповедований. А ведь до этого случилась страшная железнодорожная катастрофа в Испании у знаменитого города Сантьяго-де-Компостела, где погибли десятки людей, в том числе множество добрых римо-католиков. Кстати, этот город уже более тысячи лет является третьим по значению местом римо-католического паломничества после Иерусалима и Рима. На Западе считают, что именно там находится могила святого апостола Иакова Зеведеева. Новый папа и без катастрофы должен был поехать туда в первую очередь, но до сих пор так и не удосужился.
Таких примеров можно привести много. Например, совсем недавно на официальном сайте Ватикана выставили портрет папы Франциска в образе супергероя Бэтмана! Папа и Бэтман – близнецы-братья. // Кто более матери-истории ценен?

Наталия 28.01.2014 в 17:38:25

Николай С.: "Не думаю, что папа при всём уклонении от православной догматики практикует ещё и какие-то инфернальные ритуалы"
Практикует не практикует он инфернальные ритуалы, но история показала, что все паписты и папы падки до театральности, экзальтированности и прочей дребедени. Любят из себя святош построить в сопровождении всяких "знамений", "чудес" и светопредставлений. То "калеку" излечит у них очередной "святоша", наивно поверив в силу собственной святости, правда потом этого "калеку" заколбасят в темном углу нужные люди, когда тот пойдет за "честно отработанным" ганораром. То благостный Папа прижмет да расцелует уродливого больного ни капли не побрезгав и не побоясь заразиться, правда тот не заразен, но Папа же этого "не знал" и как следствие - всеобщее умиление! То птички полетели... Не удивлюсь, что и обученные. И зря Вы так на чайку мало надежды имеете. Еще та стервозина. У нас дом частный есть, и за ним прям озеро находится, там и чайки, и утки и кого только нет, и чайки еще те драчуньи. В общем, католикозы не учили труд свт.Игнатия Брянчанинова и других св.отцов о прелести, о мнимых духовных состояниях, поэтому каждый там - апостол Петр, от тени которoго благодать разливается.

Николай С. 28.01.2014 в 10:59:05

Ия пишет о неудавшейся попытке римского понтифика принести ритуальную жертву с помощью дрессированных птиц. Не думаю, что папа при всём уклонении от православной догматики практикует ещё и какие-то инфернальные ритуалы. Зловредные чайки – это, всё-таки, не охотничьи соколы, и я никогда не слышал, чтобы их дрессировали, хотя вороны – чрезвычайно умные птицы и, наверное, могут научиться чему угодно. Вообще, вся эта история с ватиканскими птичками действительно похожа на зловещее предзнаменование. Хотя и без авгуристики (языческим гаданиям по полётам птиц) логически ясно, что в свете последних событий перья из Украины, к сожалению, полетят. Фото http://izvestia.kiev.ua/article/56649

Псаломщик 27.01.2014 в 23:55:00

Василий 27/01/2014 в 23:22:49
***В Украинской Церкви розкол уже случился, напомню в начале 90-х, а сейчас просто стоит выбор либо дальше разрыватся между Росией и родной страной, либо может настало времья Москве дать УПЦ независимость, как в свое времья этого добилась Грузия, а гораздо раньше и другие национальности. А то так получается что вы защищаете российский патриотизм от уранополизма, а украинский патриотизм называете национализмом.***
Если бы ВЕСЬ (или хотя бы большинство) православного украинского народа захотело бы независимости от Москвы, то они бы ее добились. Точно также, как Москва в свое время добилась независимости от греков, или болгары. И греков не спросили. Кстати, в связи с отделением болгар Константинопольская Церковь провела Собор, на котором осудили т.н. ересь этнофилетизма. Но болгары на это наплевали. И Феофан Затворник назвал этот собор безобразием.
Безусловно, каждый народ имеет право на то, чтобы иметь автокефалию. Но все же я бы не стал проводить аналогию с той же Грузией. В Грузии был свой Патриарх задолго до русского. Автокефалию Грузии уничтожили русские императоры после присоединения Грузии к России.
Не думаю, что большинству украинцев нужна автокефалия. Иначе они бы давно бы проголосовали "ногами", перейдя в Киевский Патриархат. Зачем нам делиться? Мы же почти один народ. Только потому, что Украина разделилась с Россией при Ельцине? Так ведь большинство украинцев (как и русских) на референдуме проголосовали за Союз. Раздел произошел без участия народа - решением президентов союзных республик. Так и автокефалия нужна вовсе не народу, а кое-кому наверху.

Сельскiй бригадиръ 27.01.2014 в 23:46:44

Василию.
Наоборот, необходимо всячески добиваться отмены неверного решения 1991 года о предоставлении Украинской Православной Церкви статуса автономии, принятого на волне парада суверенитетов после распада СССР. Т.е о возврате статуса УПЦ МП к экзархату, который существовал на Украине до 1991 года. «Нэзалэжная» от Москвы Церковь на Украине не нужна ни мирянам, ни священникам, она нужна некоторым архиереям вроде Драбинки, чтобы скрывать своих темные «делишки» и самоуправствовать.
А украинский патриотизм должен заключаться в стремлении воссоеденения с русским народом, а Украины - вхождения в Таможенный Союз.

Василий 27.01.2014 в 23:22:49

В Украинской Церкви розкол уже случился, напомню в начале 90-х, а сейчас просто стоит выбор либо дальше разрыватся между Росией и родной страной, либо может настало времья Москве дать УПЦ независимость, как в свое времья этого добилась Грузия, а гораздо раньше и другие национальности. А то так получается что вы защищаете российский патриотизм от уранополизма, а украинский патриотизм называете национализмом. По-моему нужно серьезно относится к таким вопросам без предубеждений.
Простите если кого-то смутил, это просто размышления. А в остальном согласен с автором, церковь должна молится о мире в обществе и защищать христианский уклад, учить евангельскому способу жизни, а не участвовать на чьей-то стороне в политических баталиях.

Ия 27.01.2014 в 22:23:37

"Мои молитвы сейчас с Украиной. Я надеюсь, ... дальнейшего насилия удастся избежать и дух мира и поиска общего блага возобладает в сердцах людей", - заявил понтифик, обращаясь к присутствующим на площади Св.Петра в Ватикане и выпустил двух белых голубей, которые должны были символизировать восстановление мира на Украине.
http://top.rbc.ru/society/26/01/2014/901576.shtml
------------------
Некто за левым плечом папы дал только своим понятный знак, и тотчас из ближайшего окна были выпущены специально обученные ворона и чайка. Голуби были немедленно атакованы ватиканскими хищниками, но....
Но то, что было задумано, по Божиему промыслу не случилось. Один из голубей вырвался, оставив в клюве чайки несколько перьев, затем вырвался и второй...
Ритуальная жертва принесена не была.
Свободные, хотя и израненые голуби навсегда покинули Ватикан. Впереди их ждала Родина. Единая страна. Российская держава. Один из голубей держал курс на Москву, другого ждал братский Киев.
Слава Тебе, Господи! Слава Тебе!

Евгений - мск. 27.01.2014 в 18:40:12

Очевидно, что эти либерал-православные священники-евроинтеграторы с киевского майдана - типичные "легионеры" по квалификации Григория Климова. Налицо у этих евробатюшек "коплекс Ленина", присущий всем явным и потенциальным революционерам. Ну и обновленцам, ессствно.

Марина К. 26.01.2014 в 21:41:21

"Птицы-говоруны стоят целого зоопарка"... Было бы очень смешно, если бы не было так грустно...

Георгий 26.01.2014 в 15:46:13

Давно уже существует масса людей, "верующих" в грядущего антихриста, только называется это по разному: "сближение с обществом" (секуляризация) или "изоляция от общества", "идеология террора" или идеология тотального контроля под видом "борьбы с террором", "богословие майдана" и т.д..

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс