http://blagogon.ru/digest/496/

Дмитрий Скворцов: «Крым вернулся в Россию без главной своей части»

23.03.2014
Дмитрий Скворцов


Православные верующие Крыма задумались: а в чьи храмы ходить теперь будем – Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) или Русской Православной Церкви (РПЦ)? Как скоро будет ли дан ответ на этот вопрос? Об этом и другом сайту «Навигатор» рассказал киевский публицист Дмитрий Скворцов, специализирующийся на религиозных вопросах.

Дмитрий Скворцов: В связи с последними событиями в Тавриде (позвольте мне как христианину называть полуостров в традициях восточно-христианской топонимики) Церковь находится в пикантной ситуации. Вспомним, что в первый же день после победы Майдана прозвучало обращение к УПЦ МП самозваного «Патриарха Киевского Филарета»: мол, самое время и «московским попам» продемонстрировать всем свой патриотизм, объединившись в единую Украинскую Церковь. Давление на УПЦ МП пошло и по линии разных «духовных рад майдана», «самооборон Майдана» и прочих вооруженных структур.

Отвечая на звучащие четверть века призывы вроде «Незалежной державе – неазлежную церковь!», представители институции, которая в сто крат древнее украинского государства, неизменно отвечали, что сфера деятельности Церкви не привязывается к государственным границам. В конце концов, только территория нынешней Украины за время православной миссии здесь побывала под десятком-другим государств.

Теперь же в Тавриде тезис «Церковь не привязывается к государственным границам» возымел обратный эффект. Но только в некотором смысле. Следует всё же помнить, что УПЦ МП – не отдельная автокефальная церковь, а – формально – лишь управленческая структура РПЦ.

«Навигатор»: Но в последние годы она позиционировал себя (по крайней мере, на Украине – «для внутреннего пользования») именно как полноценная Церковь, а не церковная структура.

Дмитрий Скворцов: Да. И это возымело действие. Мы видим, что в то время как Патриарх Московский красноречиво отсутствует на церемонии подписании договора между РФ и Республикой Крым (как бы удостоверяя, что Церковь находится над изменениями государственных границ), украинские иерархи участвуют в спекуляциях нынешней киевской власти насчет «агрессии России в отношении Украины».

«Навигатор»: УПЦ МП эту власть, которую руководство России называет незаконной, признала.

Дмитрий Скворцов: Вот здесь бы я не стал осуждать Церковь. Не ее дело разбираться в конституционных тонкостях «кто кому легитимен». Законы меняются еще стремительней, чем границы. Реально власть на Украине принадлежит майданщикам, значит, Украина эту власть от Бога заслужила. Дело Церкви – спасать души под любыми правителями. И пока они не препятствуют выполнению этой задачи – с ними можно иметь дело.

«Навигатор»: Получается, УПЦ признает власть, которая не признает русским Крым. И что в таком случае делать РПЦ, которая в своем «чистом виде» должна действовать в границах РФ (а значит и в Крыму), и УПЦ, которая обязана действовать в границах Украины (а значит – в том же Крыму).

Дмитрий Скворцов: Радикальный способ, он же универсальный – разом снимающий кучу известных нам болячек внутри УПЦ, дискредитирующих церковь – ликвидировать УПЦ как структуру, а вернуться к статусу епархий в составе Русской Церкви. УПЦ была искусственно создана по шантажу Филарета (тогда еще митрополита Киевского) под его амбиции (на выборах в Московские Патриархи он пролетел, а предстоятелем называться хотелось). Верующие же и духовенство никогда не отделяли себя от единоверцев в РФ, Белоруссии, Казахстане, Молдавии. Филарет уже подвергнут анафеме, а его дело живет и работает на благо его преемников. Но в силу того, что последние обрели достаточный вес благодаря поддержке украинской власти, разрубить гордиев узел в ближайшее время не удастся. Хотя… Кто еще осенью гадал, что весной Севастополь вновь станет российским?

Впрочем, уже сейчас можно начинать с малого. Православный люд вполне может обратиться к руководству УПЦ с убедительной просьбой убрать с Симферопольской кафедры митрополита Лазаря. Его в начале 90-х верующие в буквальном смысле выгнали с Одесской кафедры – как единственного епископа, открыто выступившего тогда на стороне уже наметившего раскол Филарета.

Но преемник Филарета Владимир Сабодан сам оказался автокефалистом (т.е. сторонником отрыва УПЦ от Московского Патриархата). Поэтому «сослал» единомышленника Лазаря на Крымскую кафедру. Известны случаи снятия русских священников с приходов. Их заменяли земляки Лазаря из Тернопольской области.

«Навигатор»: Думаете, подобная просьба может быть услышана сегодня руководством УПЦ?

Дмитрий Скворцов: Вот если не услышат, это и даст верующим Тавриды все основания для того, чтобы констатировать: нас УПЦ не слышит. Следовательно, имеются основание проситься под непосредственный омофор Великого отца и господина Патриарха Московского (как он и сейчас поминается на литургии в Таврических храмах) И тогда, идя навстречу пожеланиям молящихся…

«Навигатор»: А если Патриархия не прислушается к гласу верных, дабы не идти на конфронтацию с киевской митрополией?

Дмитрий Скворцов: «Стучите и вам откроют». Нужны массовые и организованные обращения православных братств, приходов. Москва должна знать, что ее просят.

Но и православным следует помнить, что главное для них – спасение души, а в УПЦ МП пока для этого всё есть. Однако нужно осознавать: пока Симферопольская, Джанкойская и Феодосийская епархии подчиняются духовным властям, признающим киевское правительство, Таврида вернулась в Россию не вся. Главная ее часть – еще на Украине.

«Навигатор»: Почему главная?          

Дмитрий Скворцов: Ну как? Мы же все годы украинской самостийности, годы торжествующей русофобии, говорили, что Русская Церковь остается единственной скрепой, хоть как-то сохраняющей общность, которую Патриарх называет Русским миром. И если эта «скрепа» в Тавриде будет оставаться не вполне русской, то и сам полуостров будет оставаться в некоторой степени украинским. А значит – учитывая, что украинство создавалось как средство раскола Руси – антирусской.

«Навигатор»: Но ведь возвращение к статусу экзархата может спровоцировать новый раскол – среди верующих УПЦ МП. Например, вряд ли такие нововведения будут приветствоваться прихожанами на Западной Украине.

Дмитрий Скворцов: Там в составе МП остались самые стойкие. Националисты еще с начала 90-х – у униатов в УГКЦ. Но речь о немедленном упразднении УПЦ не идет. Для этого нужна долгая пояснительная работа либо исторический момент. Нечто катастрофическое – как с Крымом.

Московская патриархия не пойдет на односторонние действия без согласия на то Киевской митрополии (если только последняя последняя не решит уйти из канонического поля). Москва должна дорожить единством Церкви, которое превыше подчиненности Крыма УПЦ или РПЦ.

«Навигатор»: Как вы оцениваете позицию руководства УПЦ МП во время революционных событий в Киеве?

Дмитрий Скворцов: Если говорить о наиболее авторитетных на сегодня архиереях УПЦ МП и проповедниках, то они стали не просто на сторону закона, а на сторону избиваемых и, даже убиваемых боевиками представителей закона.

Что касается предстоятеля УПЦ, то о его позиции можно судить по выступлениям записных спикеров т.н. «команды митрополита Владимира».

Показательно первое вече на Майдане, которое произошло после потери Тавриды, хотя, конечно, официально называлось «вече солидарности с оккупированными крымчанами», или что-то вроде того.

Мало того, что представители руководства УПЦ МП во главе с пресс-секретарем прот. Георгием Коваленко вообще пошли на совместное выступление с еретиками и раскольниками, каковыми являются филаретовцы, униаты и разного рода сектанты, но и позволили унижать там собственного предстоятеля. После заявления отлученного от Церкви Филарета «На Украину совершена агрессия со стороны России, но к этой агрессии причастна также и Русская Православная Церковь во главе с патриархом Кириллом» и ответного «Позор! Позор!! Позор!!!» от Майдана, эти православные священники не только не покинули данное собрание в знак протеста, но, наоборот, начали оправдываться – наш митрополит киевский Владимир совсем не такой, как Кирилл. Он настоящий украинец, любит Шевченко и вышиванки.

И, похоже, шевченки с вышиванками все более вытесняют из УПЦ Христа.
22 Марта 2014
 

От редакции БО: 19 марта глава синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда, комментируя последние решения Синода РПЦ, заявил на брифинге:

«Священный Синод Русской Православной Церкви, проведший в среду заседание в Москве, не рассматривал вопроса об изменении статуса епархий, находящихся в Крыму. В Крыму действуют Симферопольская, Джанкойская, Феодосийская епархии Украинской православной Церкви Московского патриархата. Вопрос административного статуса крымских епархий на заседании Священного Синода не рассматривался», – сказал Легойда, отвечая на вопрос журналистов. При этом он отметил, что «Крым был и остается сферой канонического пастырского попечения Русской Православной Церкви» (РИА «Новости». http://ria.ru/society/20140319/1000252216.html).

Этот сомнительный с канонической точки зрения прецедент никак не может служить благу православной паствы и пастырскому душепопечению верующих, проживающих в Крыму на территории Российской Федерации. Ещё никогда на территории Российской Федерации и на канонической территории Русской Православной Церкви не существовали епархии другой православной Церкви, имеющие центр управления за пределами российской территории.

На российской территории в Крыму не могут оставаться военные подразделения и базы украинских вооруженных сил (военнослужащим Украины на территории Крыма предоставляется право выбора: присягнуть российской армии и оставаться служить в Крыму, либо покинуть территорию Крыма и вернуться на Украину). Точно также Симферопольская, Джанкойская, Феодосийская епархии, как находящиеся на территории Российской Федерации, отныне должны непосредственно подчиняться Патриарху Московскому и всея Руси, а не Киевской митрополии (УПЦ МП).

Хотя Устав об управлении УПЦ и не говорит прямо, на какую территорию распространяет свою юрисдикцию эта Церковь, все же Устав предполагает, что епархии УПЦ действуют в пределах Украины (раздел VII, пункт 3).

С точки зрения России, Крым уже находится за пределами Украины, а стало быть, структуры Украинской Православной Церкви на этой территории должны прекратить свое существование и напрямую подчиниться Московскому Патриарху. Если Патриарх Кирилл не пойдет на переподчинение крымских епархий, это фактически будет означать, что он не признает вхождения Крыма в состав России, а это будет уже откровенно антироссийским демаршем.

Все церковные нестроения последних лет на Украине являются результатом «незалэжности», то есть статуса самоуправляемости УПЦ МП. Поэтому было бы целесообразным православным Украины обратиться к Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой о возврате к Экзархату, который существовал на Украине до 1991 года. «Нэзалэжная» по факту от Москвы Церковь на Украине (УПЦ МП) не нужна ни мирянам, ни священникам, она нужна некоторым украинским архиереям, чтобы самоуправствовать на вверенных им Богом епархиях.



Навигатор
Поддержка сайта «Благодатный Огонь»:
Карта Cбербанка: 6390 0238 9085 1967 80
Яндекс-Деньги: 410012614780266