Богородица

Актуальные статьи

Революционный «патриотизм» митрополита Августина (Маркевича)

10.03.2014


Все мы знаем, что не вся Украина приняла революцию на «евромайдане», в результате которой на смену одной олигархической власти пришла другая. Юго-Восток ее не принял. К сожалению, он оказался менее сплочен, чем Западная часть Украины, и его голос оказался менее значим, чем голоса воинствующих украинских националистов. Я, конечно, далек от мысли, что все те, кто поддержал майдан – фашисты-бандеровцы. Основная масса – просто те, кого достала коррупция и прочие безобразия. Хотя именно украинские националисты явились ударной силой революции, некоей «железной гвардией». Именно они поставили на колени законную власть. Впрочем, тех, кто стоял за этим, интересовали вовсе не идеи украинской «незалежности».

Россия не стала вмешиваться в борьбу украинской власти и оппозиции, рассудив, что это – внутреннее дело Украины. Но когда революционеры стали навязывать свою волю тем регионам, которые вовсе этой революции не желали, сложилась совершенно иная ситуация. И дело даже не в том, что в этих районах проживает в основном русскоязычное население, что тот же Крым вообще был русским изначально и был отдан Украине волюнтаристским решением генсека Н.Хрущева. Дело в том, что эти люди не хотят жить под властью узурпаторов, а противостоять им не имеют сил. Жители Крыма и вообще Юго-Востока не готовились к вооруженной борьбе. Они не создавали своих отрядов боевиков, как на Западной Украине. Их также не устраивала действующая власть, но они не собирались ее свергать и устанавливать свою. Виноваты ли они в том, что оказались менее агрессивны, чем галичане?

Мы никак не могли повлиять на ситуацию, когда толпа революционеров-погромщиков с камнями, металлическими прутьями, «коктейлями Молотова», а затем и с огнестрельным оружием нападала на беркутовцев и солдат внутренних войск, защищавших законную власть. За это время ни один (если я ошибаюсь, пусть читатель поправит меня) епископ Украины не возвысил свой голос против этих беззаконий. Но зато после победы революции вдруг раздались голоса в защиту власти, уже другой, революционной. Именно так я воспринимаю «благословение на защиту Отечества» митрополита Белоцерковского и Богуславского Августина, главы Синодального отдела УПЦ МП по взаимодействию с вооруженными силами Украины в связи с той (пока незначительной) помощью, которую наши военные оказали восставшему против узурпаторов Крыму и вообще «русской угрозой». Процитирую русский перевод отрывков его «благословения»:

«Как “военный” митрополит, по обязанности и по убеждению я однозначно благословляю наше войско на защиту Родины… Я бы ни за что не стал благословлять украинских военнослужащих сдавать оружие, а тем более воевать против своих соотечественников. Мы же не пошли на Ростов-на-Дону или Смоленск. Есть государственная граница, которую признает Российская Федерация, есть межгосударственные документы о ее нерушимости, и нет никакого сомнения, что украинский солдат должен исполнять данную им присягу»[1].

Здесь нужно отметить следующее. Как «военный» митрополит, он должен был вступиться за солдат внутренних войск, за беркутовцев, забрасываемых «коктейлями Молотова». Я почему-то полагал, что дело «военного» духовенства – не только вдохновлять воинов на ратные подвиги, но и как-то по-отечески заботиться о них. Очевидно, я ошибался.

Вообще владыка сильно передергивает. Наши войска тоже пока не пошли на Киев или Львов. В Крыму наших солдат воспринимают не как оккупантов, а как освободителей, точно так же, как это было в истории не раз. Хотя на самом деле тут больше подходит другое слово – «союзники». Русские солдаты, «оккупировавшие» Крым, не убили и не ранили ни одного украинского солдата, чего мы не можем сказать о пришедших к власти революционерах, которые во время путча как раз воевали против своих соотечественников, защищавших законную власть. И сейчас наши солдаты находятся в Крыму для того, чтобы революционные войска и боевики не воевали против своих соотечественников в Крыму.

Митрополит Августин заявляет:

«В этих непростых условиях украинский солдат чувствует себя в духовном плане правым. А вот каково российским солдатами и офицерам исполнять приказ командования? Еще больше не завидую священникам с той стороны, нашим братьям по вере, с которыми я наверняка знаком и общался».

Ошибается многоуважаемый владыка. Православный российский солдат (и не только православный) не будет нисколько смущаться, ибо будет уверен в своей правоте. Он будет делать то, что делали русские солдаты в XIX веке, помогая «сепаратистам» (болгарам и сербам) освободиться от османского ига, разрушая целостность Османской империи. Он будет выступать защитником крымского населения (кстати, в большей мере русского, чем украинского). Если военную помощь крымскому народу называть оккупацией Украины, то не назвать ли нам тогда и действия скобелевских героев оккупацией Османской Турции? Кстати, западные страны тогда также всячески старались помешать России. Или, быть может, мы назовем оккупантами русских воинов под предводительством воеводы Василия Шереметьева, пришедших на помощь украинским «сепаратистам» – казакам Богдана Хмельницкого, разрушавшим целостность Речи Посполитой? Так что пусть не печалится владыка Августин за русских православных воинов. А вот каково будет карателям, которые должны будут подавлять крымских «сепаратистов» по приказу беззаконной власти – очень большой вопрос.

Я уж не говорю о том, что раздираемая противоречиями революционная Украина слаба супротив России. Они, конечно, рассчитывают на помощь НАТО. Что ж, НАТО не впервой участвовать в вооруженных конфликтах, поддерживая мятежи. Мы помним, как натовцы помогли мятежникам Ливии расправиться с законным правительством Каддафи, чуть было не повторили тот же сценарий в Сирии (Россия помешала). Еще мы помним оккупацию Ирака под надуманным предлогом. Но, очевидно, православному митрополиту нет дела до мусульманских народов (хотя мы знаем о том, как мятежники в Сирии расправлялись с сирийскими христианами). Но хотелось бы напомнить и то, что совсем недавно натовцы бомбили наших православных братьев – сербов. Совесть православного украинца вряд ли будет спокойна, помня об этом. Еще менее она будет спокойна, если его заставят воевать со своим соотечественником из Крыма, выступая в роли не защитника отечества, а в роли карателя. Совесть же российского солдата, пришедшего на помощь крымским контрреволюционерам, в основной массе – русским, будет спокойна.

Настроения крымского населения очень хорошо отражены в обращении крымского священника Димитрия Шишкина к другому украинскому архиерею – епископу Львовскому и Галицкому Филарету в ответ на опубликованное на сайте «Правмир» его обращение к нашему Президенту[2]. Очевидно, для владыки Августина, который, как мы видели выше, в своем «благословении» посочувствовал русским священникам, мнение крымского духовенства неинтересно. Но зато оно очень интересно для нас. О. Димитрий пишет:

«Вы говорите: “Сегодня мы не можем молчать, когда видим российских солдат с оружием в руках в наших селениях в Крыму”. Давайте, владыка, начнем с того, что Вы видите эти войска по телевизору, а мы наяву и селения в которых они находятся, не называйте, пожалуйста, вашими. Они не Ваши, владыка, как бы вам не хотелось в это верить. И позвольте нам самим решать, как относиться к мирным русским солдатам на нашей, действительно нашей крымской земле»[3] .

Но владыку Филарета, коего критикует о. Димитрий, еще как-то можно понять и простить. Он и его паства находится не в Крыму, а в Галиции, где совсем еще недавно, в 90-х годах, были жестокие расправы униатов с православными, опять же руками националистов. Так что, думаю, что именно из-за обеспокоенности судьбой православных приходов в Галиции владыка решился на столь верноподданническое заявление. Хотя, на мой взгляд, все же лучше было бы ему промолчать. Но не мне, находящемуся на безопасном расстоянии от воинственных галицийских хлопцев, судить его.

Совершенно другое дело с «военным» митрополитом Августином. Конечно, можно как-то оправдать и его теми же мотивами. Но митрополит Августин слишком далеко зашел в выражении преданности новой революционной власти. Он, по сути, сам провоцирует войну, хотя на самом деле не следует преувеличивать значения церковных деятелей в этих делах.

Владыка Августин пытается оправдать свою позицию примером св. Николая Японского:

«Будут говорить: как может православный священник позволять себе благословлять солдат воевать с такими же православными… Не может быть никакого затруднения с нашей стороны. Приведу пример: когда в 1904 г. началась война России с Японией, то архиеп. Николай (Касаткин)… призвал своих прихожан-японцев, не сомневаясь, молиться за победу японского оружия».

Очевидно, сам владыка никогда не читал самого св. Николая, ибо если бы он читал, то добавил еще и то, что св. Николай благословлял японцев-христиан не только молиться, но и сражаться за победу Японии. Этим вл. Августин еще более укрепил бы свою позицию. Только напрасно он ссылается на пример св. Николая. Святитель просто пытался успокоить совесть православных японцев, вынужденных воевать на стороне своего отечества против православных русских солдат. Любовь к отечеству для св. Николая – это в первую очередь одна из форм любви к ближнему, что видно из его «Окружного послания»: «сражайтесь не из ненависти к врагу, а из любви к вашим соотчичам, помня слова Спасителя: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин. 15:13)»[4]. Или владыка Августин не понимает, что благословляемым им революционерам придется воевать в бóльшей степени со своими соотечественниками, живущими в Крыму, чем с российскими солдатами? Или крымчане перестали быть для владыки таковыми с тех пор, как стали контреволюционерами? Для нас же они не переставали быть соотечественниками, даже когда по чужой злой воле (вопреки народному волеизъявлению) оказались в 1992 году в другом государстве. Так что слова св. Николая Японского больше вдохновят наших солдат, а не революционных карателей, даже благословленных «военным» митрополитом.

Революционный, по сути – масонский, «патриотизм» митрополита Августина не имеет ничего общего также с христианским патриотизмом, провозглашенным в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых на Архиерейском Соборе 2000 г. Там сказано следующее: «Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам»[5].

Как видим из сего определения христианского патриотизма, важнейшим здесь являются реальные живые люди, а не территориальная целостность, нерушимость границ и прочие важные, но второстепенные вещи. Если для кого-то важнее территориальная целостность, и он готов ради этого принципа одобрить истребление значительной части населения Крыма, то пусть тогда не путает социал-дарвинизм с любовью к Отечеству. «Горе тем, которые зло называют добром, а добро злом, тьму почитают светом, а свет тьмою, горькое – сладким и сладкое горьким» (Исаия, 5:20).



—————————————————————————

[1] Митрополит Августин (Маркевич): «Благословляю наше військо на захист Батьківщини» http://bilatserkva.church.ua/2014/03/03/
[2] Епископ Львовский Филарет – Владимиру Путину: Хочу предупредить Вас об ответе перед Богом. http://www.pravmir.ru/episkop-lvovskij-filaret

[3] Священник Димитрий Шишкин. Обращение к епископу Львовскому и Галицкому Филарету. http://www.blagogon.ru/news/301/

[4] Николай Японский (Касаткин). Дневники 1870-1911 гг. 30 января (12 февраля) 1904. Пятница http://blagozvon.ucoz.ru/_ld/3/337_dnevn.htm#t9

[5] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. II. Церковь и нация. http://www.patriarchia.ru/db/text/141422

 
Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Наталия 27.03.2014 в 13:30:25

Как ни парадоксально, но согласна как с Тимуром Давлетшиным так и с Сергием h.
ГОРДИТЬСЯ своим Отечеством, государством, народом и чем бы то ни было еще - ОПАСНО и против совести и правды Божьей. Но и НЕ ЛЮБИТЬ свое Отечество, народ - ОПАСНО и против правды Божьей. Здесь надо избегать крайностей и идти средним царским путем. Но я иллюзий не имею. Мир всегда идет крайним, пространным, широким путем. Средним, правым идут не многие, потому что он тесен и узок. Хорошо и не напряжно на широком пути, где не надо "париться", ущемлять себя и следить за какими то там движениями души, "гордостями" да "самолюбованиями", которые есть главный бич и порок человечества, эпицентр мутации после падения и порчи. А оно мне это надо? Я никого не убиваю, не ворую, оргии под кустом не устраиваю и довольно с меня, оставьте мне мои сладости, мои вольности, мои утешения, мои веселия, мои радости, мой воздух - гордиться... Гордиться собой, глядя в зеркало, пусть и не явно, но подсознательно провозгласить "во всех я, душечка, нарядах хороша!" Гордиться собой, что я такая умница-разумница, соседям нравлюсь, образование получаю, пусть и родные гордятся! "Красавица, спортсменка, комсомолка (на совр. лад - активистка)!" Что худого? И страной своей гордиться, когда наши спортсмены "умоют" всех на очередной олимпиаде, гордиться мощью своей страны, гордиться, что у нас "самые красивые девушки", "самые крутые парни", самая лучшая наука, "мозги", мы самые творческие, самые одаренные, лучше нет на свете! И я даже, такая умница-разумница, традиции своей страны поддерживаю, духовность своего народа - хожу в церковь, я такая супер-пупер церковная активистка! Чего вы говорите? В недрах этой духовной традиции кем то было сказано "хвалящийся хвались Господом"? Не будьте занудой!!! Воздуху от вас нету ть! Как же жить то тогда?! Или наоборот. Оставьте меня! Дайте мне быть куркулем в своей норе. С какого перепугу я должна отстаивать интересы своего народа, заботиться о нем? Насилуете мою свободу, господа! Я никому ничего не обязана! Кто выбрал Бога и Его преблаженную правду, тому не трудно выполнять как тот наказ, что "И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе. Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и постановлений Его, которые сегодня заповедую тебе.Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы и будешь жить [в них], и когда будет у тебя много крупного и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много, то смотри, чтобы не надмилось сердце твоё и не забыл ты Господа, Бога твоего... И ЧТОБЫ ТЫ НЕ СКАЗАЛ В СЕРДЦЕ ТВОЕМ: "МОЯ СИЛА И КРЕПОСТЬ РУКИ МОЕЙ ПРИОБРЕЛИ МНЕ БОГАТСТВО СИЕ", но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо ОН даёт тебе силу приобретать богатство", так и тот наказ, чтобы не быть иванами "родства не помнящими" и что "кто не печется о домашних своих тот хуже неверного".
Но мир как всегда выбирает крайности, потому что все, что в мире, не есть от Бога, но похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Потому что мир пренебрегает Духом Божьим. Но как сказал Сам Господь - не вечно мне быть пренебрегаемым человеками. И это "не вечно" единственное, что утешает верующего в этом тотальном безбожии, безбожии этого мира, которое все агрессивнее душит и пытается завоевать и внутреннего человека верующего, и стать не только беспощадным внешним безбожием, но и внутренним - и тогда гибель. Беспощадное тление. "Не вечно". Главное претерпеть. И безбожие низвергнется со своего престола. А для любящего Бога нет ничего хуже, отвратительнее и мучительнее безбожия, в разных его формах.

Сергий h. 22.03.2014 в 23:01:29

Тимур, зачем порождать очередной виток безплодных прений. Факт заключается в том, что именно разнствование патриотического видения в очередной раз инициировало распри и нестроения, породив неслабый задел для раскола. Вы считаете так, а митрополит иначе. По плодам и судим. Бытовой патриотизм всегда, в той или иной степени, политизирован и этнофилетичен, что категоричести противоречит соборному и кафолическому духу любви Единой Христовой Церкви. Отстранённые празнофилософские мечтания светских мыслителей 19-20 веков, стремившихся изобразить патриотическую идею, сплачивающую массы и созидающую державность, к сожалению, в реальной жизни, терпят полное бесславное фиаско, разбиваясь о скалы нашей гордыни, тщеславия, самости, разобщенности и прочего. Прп. Иустин Попович причислил гордость по причине государственной славы и могущества к гордости житейской, кая нѣ́сть от Отцá, но от мíра сегó éсть. "Гордость житейская состоит из бесчисленного количества разных видов гордости, маленькой и большой, кратковременной и долговременной. Упомянем главнейшие. Гордость по причине славы (научной, государственной и т.д.), гордость по причине красоты, гордость по причине богатства, благодеяний, по причине милости, удач".
Патриоты так чаще всего и говорят: "Я горжусь своей Родиной потому и потому". До тех пор пока мы как Церковь не преодолеем местечковые гордыньки, едва ли сможем устоять под натиском суетного мiра и князя его. Если идолом становится государство, Господь таковый разрушит, умалит, изничтожит - очевидно же. Всплеск патриотический идей, в этом смысле, крайне опасен для гос- и нацбезопасности.

Тимур Давлетшин 21.03.2014 в 11:11:01

на Сергий h. 21/03/2014 в 00:38:44
Ну, почему я поставил в кавычки, я в статье обосновал. Большинство читателей меня поняли. Разжевывать не буду. Но меня вот что удивило. Вы пишете:
***Какое-то явное ренегатство со стороны г-на Давлетшина, не он ли, часом ранее, апологетировал идею о патриотической идеи как о выполнении Божией заповеди, едва ли не основной. Тут вдруг выясняется, что некие сорта патриотизма недоброкачественны, а критерием качественности выступает лишь личностный субъективизм.***
Простите, Вы кому голову морочите? Мне, себе или читателям? В обсуждении статьи "Уранополиты об «алтаре отечества» и святителях Игнатии Брянчанинове и Амвросии Медиоланском" http://www.blagogon.ru/digest/470/ Вы полемизировали со мною, и я сказал, что идея патриотизма нередко искажается (как и христаинское вероучение, кстати). И вот, Ваш коммент к той статье: Сергий h. 30/12/2013 в 05:51:18
***Неосталинисты с националистами, царебожниками и тп только упрочились в своих заблуждениях после подобных статеек. Вот вы, Тимур, и разруливайте ситуацию с ними, что вас так заклинило на уранополитах. Ждём статью с разоблачениями искаженного патриотизма, объективности ради, что в Вашем понимании тн "ура-патриотизм" вот и раскройте темку))?***
В этой статье я как раз выполнил Ваше требование. Разоблачил один из видов "искаженного патриотизма"! А Вы делаете вид, что необычайно удивлены:
**вдруг выясняется, что некие сорта патриотизма недоброкачественны**
Вы и в прошлом обсуждении вели нечестную полемику, приписывая мне то, чего я не говорил, но я терпеливо полемизировал с Вами, полагая, что Вы просто заблуждаетесь. Ваш нынешний коммент убедил меня, что тут не просто заблуждение.

Сергий h. 21.03.2014 в 00:38:44

А почему, собс-но, "патриотизм" поставлен в кавычки в заголовке? Имеет место обыкновенный сермяжный прописной посконный и домотканный патриотизм православного иерарха. А вот митрополит возьмёт и Вас в кавычки поставит, и как выяснить кто прав? Какое-то явное ренегатство со стороны г-на Давлетшина, не он ли, часом ранее, апологетировал идею о патриотической идеи как о выполнении Божией заповеди, едва ли не основной. Тут вдруг выясняется, что некие сорта патриотизма недоброкачественны, а критерием качественности выступает лишь личностный субъективизм. Не проще ли вынести за скобки модерниское понятие патриотизма их экклезиологического оборота, опираясь на заповеди Господни, а не светские идеологии? В ином случае мы обречены на бесконечные распри, расколы и диалектизацию фронтов выяснения кошерности того или иного курса патриотической идеи.

Андрей 16.03.2014 в 15:12:42

То, что происходит сейчас на Украине - горе для наших народов. Если оперировать Евангелием, чтобы дать оценку происходящему, то ситуация мне видится такой: народ (не весь) и Церковь (не вся) выступили против правителя. Я могу понять мирные митинги, которые разрешены законом - высказывайте свое недовольство, и возможно власти вас услышат. Но когда митингующие начали строить баррикады, когда появились нападки на правоохранительные органы и требования Президенту покинуть свой пост, тогда люди превратились в бунтовщиков и разбойников. И мне очень жаль, что многие священники УПЦ МП признали этот переворот. Когда же народ выступает против "царя", он выступает против Бога, т.к. царь поставлен Богом творить Его волю. Последствия такого выбора (признание власти бунтовщиков) всегда были плачевными: пролитие крови, потеря территорий, хаос и террор. Я надеюсь, что на Украине есть те, кто не отверг законного правителя, а прочие одумаются и вернут Президента Януковича назад.

Ирина Васильевна 13.03.2014 в 00:37:25

Престарелый и больной Митрополит Владимир (Сабодан) за 20 лет управления УПЦ МП понаставил в восточные епархии епископов-западэнцев, нередко нетрадиционной с.ориентации. И плоды этой деятельности м. Сабодана мы пожинаем теперь: митрополит Донецкий Иларион выступил за нового губернатора-олигарха, поставленного нелегитимной киевской хунтой в Донецк, т.е. против русскоязычного народа Донбасса. Митрополит Крымский Лазарь пытается сорвать референдум в Крыму. Таких примеров недостойной деятельности украинских архиереев множество. Только митрополит Одесский Агафангел остался верен своему архипастырскому долгу.

Наталья 11.03.2014 в 22:44:27

Ещё и ещё раз вспомню предрекание архимандрита Зосимы незадолго до своей кончины о предательстве всех иерархов Украинской Православной Церкви МП, и его постоянные просьбы к пастве: держитесь Московской Патриархии. Кто-нибудь может сказать, что сейчас с тем монастырём в Донецкой области, который архимандрит построил?
Царство ему Небесное!

Александр Бутов 10.03.2014 в 23:19:12

Бог в помощь, Тимур! (далее неразб. — Прим. ред.)
Искренне, Александр Бутов г. Москва

Александр 10.03.2014 в 12:32:43

Послание святейшего патриарха Тихона от 5(18) марта 1918 (по случаю заключения Брестского мира):
"...мир, но которому отторгаются от нас целые области, населенныее православным народом, и отдаются на волю чу́ждого по вере врага, а десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна для их веры, мир, по которому даже искони православная Украина отделяется от братской России и стольный град Киев, мать городов русских, колыбель нашего крещения, хранилище святынь, перестает быть городом державы Российской, мир, отдающий наш народ и русскую землю в тяжкую кабалу, – такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения, Церкви же православной принесет великий урон и горе, а отечеству неисчислимые потери".

Россиянин 10.03.2014 в 10:48:40

По поводу референдума: http://vu.ua/article/materials/Analytic/1008.html

прот. Андрей Хвыля-Олинтер 10.03.2014 в 08:41:38

Посмотрите материалы референдума о сохранении СССР на Украине 17 марта 1991 г В них - подлинная воля большинства украинского народа!

Россиянин 10.03.2014 в 08:16:00

Желание угодить очевидно неправедной кучке заговорщиков есть измена Христу. Даже если им удалось временно завлечь народные массы. Тем более, если за ними нагло стоит сатанизм США. Мы это уже проходили в 1917 году. Святитель, патриарх Тихон, будучи праведником, тогда открыто проклял большевиков. Он - святой. А мы кто? По нашим поступкам узнаем...

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс