Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Пощадите Церковь на земле Украины

11.06.2014
Ян Таксюр


За последние годы немало написано и сказано о той группе священнослужителей, которая активно выступает за отделение УПЦ от Московского патриархата. Люди эти многим известны. Их объединяют идеи украинской автокефалии, изменения богослужебного языка и тот общий антимосковский, антироссийский дух, который у нас иногда принимают за проукраинский. Не один год пребываю с отцами и владыками в горячей внутренней полемике. Однако сегодня решил обратиться к ним с письмом. Не как судья. Но с позиции рядового чада церкви, глубоко обеспокоенного судьбой народа Божьего и его пастырей.


Досточтимые отцы!

Прошу простить меня, если придётся сказать вам нечто горькое. Среди вас есть те, кто учил меня, исповедовал, кого я по-человечески любил. О ком молюсь. Но когда я переступил порог церковной ограды, мне объяснили (в том числе и вы объясняли), что Церковь — это наша Мать. И я твёрдо в это поверил. И когда сегодня моей Матери угрожает опасность, когда нечто похожее на болезнь, на духовную порчу проникает в неё, захватывая тысячи душ моих братьев и сестёр, молчать и смущённо прятать глаза более не могу. Прошу вас спокойно, как на исповеди, выслушать мои вопросы, тревоги, недоумения. Поверьте, наболело немало. Пришлось даже разбить наболевшее на разделы и пронумеровать. Ну, как уж получилось...


1. О вашей активности

В последние месяцы ваша активность усилилась. В мае на международном симпозиуме в Торонто, проходившем под покровительством Константинопольского Патриарха, от имени УПЦ был сделан доклад «Украинская Православная Церковь в поисках украинской идентичности». В докладе, как и в недавних ваших заявлениях по поводу ситуации в стране, вновь затрагивается весь обычный набор тем, остро вас интересующих. Необходимость скорейшего отрыва от Москвы и автокефалии. Придание УПЦ национального облика с тем, чтобы украинцы чувствовали себя тут «своими». Как всегда, с разной степенью неудовольствия поминаются: Святейший Патриарх Кирилл, русский мiр, так называемые «политические православные», «сподвижники Януковича в церкви», и выражена полная поддержка действиям нынешней власти.

Замечу, дорогие отцы и братия, по всем этим вопросам наши взгляды не совпадают. По всем имеются недоумения, о которых будет сказано. Но для начала хочу спросить.

Вам не кажется, что сегодня, когда на земле Украины, где вы призваны проповедовать Христа и служить в Его Церкви, люди убивают друг друга, такая «организационная активность» не совсем уместна?

Гораздо важнее сейчас услышать от священства призыв к взаимному пониманию и, главное, прекращению убийств. Стоит ли представителям Церкви именно теперь (вольно или невольно) способствовать каким-либо размежеваниям, делить крещённых православных сограждан на политически правильных и неправильных, поддерживать поиск «исторических и национальных обид»? Неужели неясно, что сегодня за всем этим могут последовать новые жертвы? От вас логичнее было бы услышать призыв не разделяться, не разжигать ненависть, что бессовестно делает большинство СМИ, но исполнять закон Христов, закон любви. Однако, складывается впечатление, что вы сознательно хотите использовать общественную нестабильность, диктат преступных группировок, принявших облик политических организаций, и поднятую волну «москвофобии и русофобии», для продвижение вашего главного проекта — «переформатирования» Церкви.

Но ведь Церковь есть Тело Христово. Так меня учили, и я понимаю это не «поэтически», а как величайшую духовную истину. Но тогда выходит, что для преобразования богочеловеческого организма вы используете мирские, суетные и крайне сомнительные средства. Оставляя при этом в стороне вещи гораздо более страшные, трагические. И такая ваша нечувствительность к подлинным бедам — кровь, взаимная ненависть, ведущая мирян в вечную погибель — и слишком горячая привязанность к одним и тем же вашим целями, на мой взгляд, крайне тревожный знак. Здесь признак непорядка, опасной смены приоритетов и серьёзного нездоровья в УПЦ. (Мысль о том, что вы преследуете интерес корыстный или выполняете чей-то заказ, гоню от себя и рассматривать отказываюсь.)


2. Одна неожиданная цитата

Митрополит Андрей Шептицкий, униат, человек, который вряд ли может для нас являться авторитетом в вопросах веры, однажды обратился к своей пастве со словами вполне справедливого упрёка. В 1941 году, критикуя отказ от слов приветствия «Слава Іісусу Христу» в пользу «Слава Україні», он говорил следующее: «...тим словом заступити акт релігійного прославлення Христа є виразною тенденцією усунути Христа і поставити батьківщину на його місце, значить, є ознакою безбожницької тенденції...». И далее подчёркивалось особо: без Спасителя, без Предвечного Бога Иисуса Христа Украина, как государство, вообще невозможна. Даже враг православия и, кстати, закоренелый враг России, точно заметил кощунственность подмены Бога государством. Запомним это.


3. Необходимое уточнение

Принадлежу к тем христианам, кто пришёл к вере в Господа после долгих поисков смысла существования. И потому особенно дорожу приобретённым. Вместе с миллионами верующих Украины знаю: мы живём ради Неба, ради вечной жизни со Христом, Богородицей с ангелами и святыми. Вот наша цель и смысл. Но в земной жизни, полной обмана и зла, мы нуждаемся в спасении. Ради встречи с Богом, а не погибели с дьяволом. А спасительный корабль — Церковь. И вести на Небо, досточтимые отцы — ваша задача. Вы удивлены, что дерзаю напоминать вам то, чему вы меня учили? Сейчас всё объясню.


4. Сколько человек спасёт автокефалия?

В который раз хочу спросить: каким образом отделение от Московского Патриарха (автокефалия или переход, скажем, в патриархат Константинополя) приблизит нас, граждан Украины, к спасению во Христе? Что в автокефалии, как явлении, спасающего? Разумеется, ничего. Это явление иного порядка. Тогда непонятно и странно — почему именно на эту цель направляется столько усилий. Согласитесь, на какой близкий вам ресурс не загляни, в центре внимания, если не прямо, то косвенно, один и тот же круг сердечно волнующих вас тем — поддержка антимосковского поведения украинской Церкви и скрытая или явная критика всего русского — мира, культуры, патриарха. Хотя напомню никем канонически не отменённое: УПЦ по-прежнему часть Русской Церкви, а Святейшего Кирилла мы с вами называем господином и отцом. Простите, но бывает такое впечатление, что читаешь не церковное издание, а включил какой-нибудь верноподданный (подданный олигарха) телеканал. Та же болезненная неприязнь к «московско-кремлёвскому», то же благоговение перед «европейским». А как же насчёт главной цели — Неба? Она ведь не отменяется? То есть вести паству к Небесному Царству всё ещё главная ваша пастырская задача? Но тогда позвольте сказать вам. Если бы малую долю тех усилий, которые вы употребляете на отрыв УПЦ от Церкви-Матери, вы употребляли на катехизацию нас, непросвещённых, на исправление нравов, на призывы к столь необходимой сегодня молитве и покаянию, на ограждение паствы от губительных соблазнов мiра, на поиски примирения людей, впавших в ненависть и убийства (а это грехи к смерти, к вечной погибели) — если бы это вас так же заботило, наша Церковь была бы совсем иной. Спасённых было бы больше, а Бог, возможно, ради такого вашего усилия не допустил бы нынешнего противостояния и нравственного помрачения. И вот эта «смена приоритетов» представляется весьма опасной и для верных, и для вас, пастырей, и для Церкви. А ваша активность лишь на «одном направлении» будоражит Церковь, разделяет верующих, обращает их интерес к вещам второстепенным и, быть может, вообще губительным.


5. Церковь или клуб?

В докладе, сделанном в Торонто от имени Церкви Украины, кроме срочно необходимой автокефалии, заявлена и вторая «насущнейшая» задача. Сказано, что для верующих Украины наша УПЦ — недостаточно «своя», что Церковь следует приблизить к национальной идентичности. Признаюсь, подобный тезис также вызывает недоумение. Простите, но причём национальная идентичность к Церкви, как собранию спасающихся для вечной жизни? Вы снова беспокоитесь о чём-то внешнем, организационном, политическом, если хотите. Да и никогда мы не чувствовали дискомфорта (и, кстати, не комфорта нужно искать в церкви и в жизни). Никогда мы не ощущали себя в УПЦ чужими. Конечно, если приходили за главным — к спасительной Чаше Христовой, соединяться с Богом. Если же мы приходили общаться в милой нам фольклорной среде, в обществе политических единомышленников, то нам не Бог нужен и мы, собравшись, образовывали не Церковь, но общественно-политическую организацию или клуб. Но это — подмена, отказ от Бога ради мирского и, рядом с Ним, ничтожного.

Ответьте мне, пожалуйста, в какие именно моменты Божественной службы у нас не хватает национальной идентичности? В момент принесения Жертвы? В момент призывания Святого Духа? В таинстве исповеди? Мысленно вспоминаю нашу Литургию. Где, в чём здесь мне неудобно? Здесь Небо на земле, и мне на небе ничего не может «мешать», здесь полнота, здесь Христос. И как можно это изменить, как можно даже сметь помышлять об этом? А если вы в ваших горячих стараниях помышляете о чём-то ином, спасительном не в первую очередь, то вносите в Церковь несущественное, мирское и придаёте ему незаслуженно важное место. И, поскольку сегодня именно через спекуляцию на теме национальной враг рода человеческого искушает, разделяет и подчиняет себе людей, вы, в конце концов, служите разделению.


6. Быть патриотом Украины

Поскольку люди далёкие от веры, но имеющие политическую и медийную власть, часто провокационно упрекают нашу Церковь в недостаточной патриотичности и тем искушают неокрепшие умы и души, сделаем одно принципиальное уточнение.

Быть подлинным патриотом и сознательным гражданином Украины, означает жить по Евангелию на земле Украины. Исповедовать Христа на земле Украины. И творить добро на земле Украины, исполняя Его заповеди. Патриот — это тот, кто желает своей родине и живущим на ней высшего блага — спасения во Христе. И, прежде всего, в этом (а не в языке проповеди, поминании или непоминании патриарха или идеологических предпочтениях) состоит, помянутое в канадском докладе, наше «національне забарвлення».

А если православный Украины может чувствовать себя вполне христианином, только если он обязательно следует идеологемам государства, почитает высказывания лишь определённых деятелей (часто явных безбожников), смотрит только в предписанном ракурсе на историю и впадает в нервную дрожь от упоминания тех или иных географических названий, то его позвали не в Церковь, не в Царство Небесное, а в некое сообщество партий и культур.

Если я, действительно, погибаю и нуждаюсь в спасении, то мне нужен корабль для спасения. А если меня, в первую очередь, интересует не то, чтобы меня, утопающего, подобрали, а какие гирлянды висят на мачте корабля либо личное дело капитана, то моя цель иная. И я не вижу себя погибающим. И корабль мне нужен особенный. Может, для европейского круиза, а может, для того, чтобы меня похвалило начальство, сильные мiра сего, но не Бог. Однако с такими интересами я рискую попасть не на корабль спасения, но оказаться среди разбойников.

Итак, что же мне сегодня мешает спасаться в УПЦ (МП)? Ничего. Здесь всё есть.

Ближе ли мы, молящиеся Украины, становимся к Богу, если вместе любим или не любим одну и ту же партию? Нет. Не партийного единения ищут в Церкви, а единства в Боге. И вы, уважаемые отцы, это знаете лучше меня, так сказать, по долгу службы. Надеюсь, в этом вопросе изменений пока не произошло.


7. Политические православные, кто они?

Уже не первый год тем верующим УПЦ, кто вполне законно напоминает о том, что народы России, Украины и Белоруссии — не враги, но части одной Церкви и единого народа, крещённого Святым Владимиром, почему-то навешивается ярлык «политический православный». Дескать, напоминать об общем прошлом, общей вере и культуре, значит, «работать» на идею восстановления империи (даже, если это и правда).

Снова имеем дело с сознательным или неосознанным смешиванием земного, державного, политического с божественным, небесным. Границы Церкви и государства часто не совпадают, и эта азбучная истина подтверждена в докладе УПЦ. Но выводы из этого правильного положения делаются весьма странные. «Тепер в кожну автокефальну церкву значною мірою проник націоналізм її «титульної нації» — грецький у церквах грецької традиції, російський — в Російській Православній Церкві. Тому, зокрема, так важко багатьом українцям залишатися у церковный єдності з Московським Патріархатом». И далее следует публичная жалоба международному церковному сообществу на то, что логика руководства Московского Патриархата на практике «вироджується у проповідь ідентичності сусідньої держави на теренах незалежної України».

Дорогие отцы! Давно живу на свете (гораздо больше многих из вас) и нигде не ощущал этого зловещего проникновения национализма титульной русской нации. Ну, ни намёка! Может, с какими-то иными целями приходил в церковь и потому был невнимательным? Кстати, окажись УПЦ, не дай Бог, в юрисдикции Константинополя, чего доброго начнёт проявляться «турецкая идентичность». Или Турция, как член НАТО, уже милее России? Тогда, где здесь у вас Церковь? Здесь политика. И ещё признаюсь, за долгие годы жизни ни разу ко мне не подошёл ни один украинец и не пожаловался, мол, так мне тяжко оставаться в единстве с Московским Патриархом, так меня угнетает проповедь идентичности соседней державы. Где эта проповедь, отцы и братия? Похоже, она как явление, существует лишь на ваших и близких вам сайтах и телеканалах, да ещё в подобных докладах.

В вашем же чересчур напряжённом отслеживании, нет ли где напоминания о единой истории и единой вере, как раз и проявляется следование в фарватере вполне конкретных, именно политических сил у нас и, особенно, на западе. Тех, кто давно замыслил сделать Украину объектом своего политического и финансового влияния, и для этого жаждет оторвать её от малейшего дружественного сближения с Россией. Но ведь участие в таких процессах для священнослужителей и есть — подлинное политическое православие. Когда в угоду властям в жертву приносятся церковное единство и историческая правда.

А потому, на мой взгляд, политическое православие возникает там, где:
  • лозунг радикальных политических сил «Геть від Москви!» становится руководством к действию служителей Бога;
  • отвратительные, погибельные извращения не вызывают у священнослужителей такого гневного осуждения, как подозрения в причастности верующих к не той политической, партийной, идеологической ориентации;
  • делаются попытки использовать искусственно раздуваемое мирскими СМИ и отдельными политическими деятелями якобы этническое и культурное противостояние народов для осуществления навязчивой идеи разделения Церкви.

В конце концов, политправославие есть уход с пути спасения на путь следования идейной и государственной актуальности, на путь встраивания церкви (Тела Христова!) в нужную модель державы. Это ли не замена Бога интересами державы и нации?

Не боитесь, досточтимые отцы, стать причиной губительной подмены в душах верующих? И снова повторю: не боитесь ли того, что, заостряя вопросы национального и церковного разделения сегодня, вы можете стать виновниками новых трагедий?

Если не боитесь, то кто тогда должен называться политправославным?

8. На каком языке говорить с Богом?

В который раз доклад в Торонто подтвердил, что одной из важнейших целей УПЦ, с точки зрения докладывающих, должно стать богослужение на украинском языке. То есть предлагается отказ от богослужения на языке церковнославянском. Отказ от того языка, на котором у нас молились сотни лет. На котором молились святые Киево-Печерской лавры и Александр Невский, Суворов и Хмельницкий, Сковорода и Гоголь.

И я, и тысячи таких, как я, не понимают, зачем нужно отказываться от языка, на котором тысячу лет мы говорили с Богом, от языка, который Бог принимал от Своего народа. Разве есть свидетельства того, что этот прекрасный, вдохновенный язык стал неугоден Творцу? Или появились некие священники, которым известна воля Божия более, чем остальным? Ведь, несомненно, церковнославянский язык более возвышен, чем разговорный русский или разговорный украинский. И перейти на любой из них, значит, имея сокровище, имея драгоценности, выбросить их, заменив более практичной бижютерией. Неужели не очевидно, что просьба к Богу «сердце чисто созижди во мне, Боже» лучше, чем «сердце моё сделай чистым» или «зроби моє серце чистим». А опаляющее слово «огнь» лучше, чем «огонь» или «вогонь». Так в чём же дело?

Говорят, нужно упростить язык, чтобы облегчить понимание службы. Снова знакомая речь об удобстве и комфорте. Но не проще ли выучить несколько десятков церковнославянских слов? И всё станет понятно. А язык-сокровище сохранится. Значит, отговорка сомнительная и лукавая. Может, это шаг к столь продвигаемому «національному забарвленню», упомянутому на симпозиуме? Но мы уже говорили: не национальная самоидентификация ведёт к спасению. Да и открыв путь к «национальным революциям» в богослужении, мы, не ровён час, и в России, и у нас, придём к вещам диким. Кто-то захочет в Рязани, чтобы на клиросе звучали балалайки для колорита, а кто-то потребует от наших батюшек служить в шароварах или хотя бы открывать под фелонью вышиванку.

Нет, тут другое. Церковнославянский язык объединяет. А политическая ситуация требует обособления и диктует взаимное отчуждение. Вот и выходит, что перед нами желание встроить Церковь (Тело Христово) в господствующую идеологию. Поставить её на службу властьимущим, которые также безумно вознамерились «рефомировать» Церковь. Хотя большинство из них — торговцы, которых Господь гнал из храма. Торговцы наши и заморские.

И ещё будем откровенны. Разве на Страшном Суде Христос нас спросит, каким языком мы владеем? Скорее Он спросит, владеем ли мы языком любви, а не разделения и ненависти. Так может, вместе с десятком непонятных слов на церковнославянском мы попробуем выучить этот главный язык христианина. Даже если некие безумцы будут нам говорить, что сегодня для украинца ненависть к врагам выше любви.

И ещё спрошу. Есть храмы, где от принятого богослужебного языка уже отказались в пользу государственного. Что, разве там наблюдается особый подъём духовной жизни? Добродетелей перед Богом стало заметно больше и больше работают Господу? Сомнительно. Да и особого многолюдства там не замечал. Так может Богу нравился привычный для Него язык? И, видя не духовные, но политические цели в реформе, Он вообще перестанет нас слушать и отвернётся? Не искушайте, и язык оставьте, пожалуйста, в покое. Вы — не собрание святых, да и они вряд ли дерзнули бы ставить такую задачу.


9. Вопросы и недоумения

Дорогие отцы и братия! Много ещё тревог, искушений рождает в душе верующего ваша деятельность. Потому просто перечислю вопросы, которые постоянно возникают и на которые часто трудно найти утешительный ответ. Возможно, вы над ними задумаетесь?

  • Где, в каком месте Священного Писания или в творениях святых отцов сказано, что верующий должен искать какой-либо самоидентификации в Церкви? Где такая заповедь? И где заповедь любить ту или иную идеологию?
  • Не кажется ли вам, что для нас возможна лишь одна самоидентификация — православный христианин?
  • В подозрительности по отношению к Москве, ко всему русскому, которую вы поддерживаете вместе со светскими СМИ и в подогреваемой общей нелюбви и озлоблении — где здесь Христос?
  • Почему вас так заботит комфортность пребывания в церкви? Удобство, безусловно, есть одна из базовых «ценностей» Европы, но почему у вас не встретишь такой же острой озабоченности по поводу иных её «ценностей»? Например, такой же мощной и непримиримой борьбы с убийством детей (абортами), с содомией, которая также есть смертный грех? По причине толерантности? Но это явление государственной политики. И возможна ли толерантность по отношению к мерзостям перед Богом? А если с извращениями и прочей нечистотой борются лишь те, кого вы презрительно называете «маргиналами», то не окажется ли, по вашей логике, в маргиналах и Господь Спаситель?
  • Почему и в канадском докладе, и в близких вам церковных изданиях организация, возглавляемая М.А.Денисенко, именуется одной из украинских церквей? Разве в УПЦ учреждены новые способы воссоединения с Церковью пребывающих в расколе? Церковь всегда нас учила, что такое воссоединение возможно лишь путём покаяния раскольников. А до этого момента общение с ними и совместная молитва невозможны под страхом извержения из сана, отлучения от церковного общения. Скажите, когда это покаяние состоялось? И что питает вашу смелость перед лицом суровых прещений?
  • Отчего иногда кажется, что ваше отношение к законному патриарху, к тому, кого вы в собрании верующих называете Великим Господином и Отцом, намного критичнее, чем отношение к патриарху незаконному? Ведь не секрет: неприязнь к Патриарху Московскому Святейшему Кириллу сквозит во многих ваших писаниях, речах, интонациях. Когда же вы говорите правду, когда называете его отцом или когда обсуждаете его недостатки? Ведь говорить публично о слабостях своего обычного родного отца, да ещё в присутствии его недоброжелателей, вы, наверное, не стали бы? Сочли бы подобное поведение предательством и были бы правы. Что же здесь, пресловутые «двойные стандарты»? Но они характерны для политиков, и даже политиканов. Вам ли примыкать к ним?
  • Почему не меньший скепсис или даже иронию встречаешь у вас, когда речь заходит о том, кого вы с усмешкой называете «царём-батюшкой» и кому в почитании отказываете? Ведь царственные мученики канонизированы вашей Церковью. Как понимать ваши призывы не почитать отдельных канонично признанных святых? Как церковную революцию? Но кто на небе был первым революционером, вы, надеюсь, помните? Да и ваши призывы к «люстрации» святых по национальному признаку (не поминать Ксению Петербургскую или Матрону Московскую) конечно, очень современны в свете последних политических событий, но, по сути, чудовищны. Думаю, та же Матрона Московская, какие бы резолюции по ней не приняли, будет продолжать молить Бога о вас и о вашем вразумлении.
  • К чему запугивать паству идеей Русского мiра, вторя при этом светским СМИ, выполняющим политический заказ? Ведь сами вы, в большинстве своём, люди говорящие и думающие по-русски, являетесь частью этого мiра, его культуры, его ценностей, сформированных на базе Евангелия. И может, не стоит так уж посмеиваться над тем, что Русский мiр есть оплот сохранения в мире веры христианской? Ну, а кто же сегодня этот оплот? Патриарх Константинопольский, со всех сторон зависимый от сил далеко не православных?
  • Не кажется ли вам странным внесение в церковный доклад обсуждение фигуры господина Януковича? И, называя сторонников русского мiра больными людьми, не обнаруживаете ли вы сами этой своей навязчивой склонностью к политическим рассуждениям, поисками виноватых и врагов Украины именно болезни? И, быть может, становясь однозначно на сторону одной из групп населения или партии, вы своим церковным авторитетом подогреваете страсти, углубляете раскол в стране и между людьми? А значит, берёте на собственную совесть и будущие столкновения. Ведь именно жёсткое и непримиримое навязывание культурных и политических ориентиров стало одной из причин сегодняшней беды.


10. Три примечания

  • Несмотря на вашу значительную активность в деле отделения УПЦ от Московской патриархии, поверьте, многие верующие не то, чтобы не интересуются этой темой, но и вообще не видят смысла в предлагаемых вами шагах.
  • Заметьте, кроме правильных, с вашей точки зрения, книг и авторов, верующие УПЦ читают и другие книги, и способны самостоятельно думать, рассуждать, поверять свои поступки Евангелием. Просто это тоже нужно иметь в виду.
  • Несмотря на распространяемую историю о том, что украинские православные незаконно оказались под омофором Московского Патриарха, верующие УПЦ читают не только «заинтересованных учёных», но и подлинную церковно-историческую литературу. И знают, что переход под омофор Московского Патриарха был спасением веры от ереси, уходом христиан Украины в каноническую (то есть Христову) Церковь от унии, латинства, а значит, от опасности утраты спасения. А мнение некоторых церковных революционеров, мягко говоря, тенденциозно, поскольку оправдывает их «проект».


11. Последствия подмен. Заключение

До сих пор с сожалением пришлось говорить о ряде подмен, происходящих в Церкви на земле Украины. Теперь следует сказать о последствиях этих подмен.

Стремление внести в церковную ограду чисто мирские идеи, проекты, попытки «воцерковить» те или иные политические взгляды, идеологии – есть опасный путь вытеснения главного, вечного в угоду временному, земному. Подобные устремления могут привести к тому, что интересы государства, партийной группы, одной нации заслонят Главу Церкви, Спасителя всех людей. Того, Кто поставил и вас, уважаемые отцы, на службу перед Его престолом. А дело спасения для вечной жизни сделает в глазах пасомых вами не столь важным либо важным формально, что равнозначно духовной погибели.

Одной из причин нынешнего раскола в обществе Украины и, фактически, гражданской войны, без сомнения, является замена прославления Бога прославлением земного политического идеала. Откровенная безбожность, кощунственность этой замены была ясна даже неправославному митрополиту Шептицкому, который был упомянут в самом начале, и, к несчастью, не вполне ясна сегодня для части православного священства Украины.

В расколотом обществе и едва не расколотой автокефальной активностью Церкви вы повторяете ошибку светской власти, становясь на сторону только одной партийной и человеческой группы. В то время, как от вас более ожидаем взгляд на человека иной, Божеский, когда все граждане рассматриваются, как дети одного Небесного Отца, когда их объединяют вокруг Христа, а не «иных ценностей». Кто-то скажет, что такое объединение сложнее и даже утопично в наши дни. Но разве мы не верим, что Сам Христос поможет каждому, кто хочет исполнить его заповедь. И в частности, заповедь любви, выраженную Им в евангельском слове «да будут все едино». Надеюсь, что всё ещё в это верим.

Мы знаем, что Бог вечен, Он всегда тот же. И, значит, события Библии для нас так же актуальны, как и несколько тысяч лет назад. А мы помним, что для Бога всегда были особенно оскорбительны отступления в области веры, богослужения, исполнения Его заповедей служащими Ему. За подобные преступления, как правило, расплачивались и священники, и весь народ Божий. Вероятность точно такой же ответственности народа Украины за грехи его Церкви есть и сегодня.

Крайне опасно, когда Церковь пытаются превратить в государственную, идеологическую структуру с определённым политическим креном. Это фактически лишает её богочеловеческого смысла, превращает в «нецерковь», в муляж Церкви.

Двоедушная молитва, когда на устах молящегося славословие Единой Соборной Церкви, а в сердце раздражение и (в купе с неграмотными уличными радикалами) мелкая злобная дрожь при упоминании слов «московский» и «русский» — такая молитва ни от священника, ни от его прихода не может быть услышана Создателем.

В заключение хочется сказать следующее. Вместе с православными мiра верю, что священник в церковном собрании являет собой Самого Христа. Не «поэтически», а действительно. И нам, как некогда апостолам, от своего батюшки-Христа хочется слышать глаголы вечной жизни, а не агитацию и призывы к разделению и вражде.




Голосование за статью
 - 
87
 /  - 
3
Комментарии:
Людмила Смирнова 13/06/2014 в 04:09:33
Умная, замечательная статья. В своей откровенности - бьющая наотмашь. Что можно возразить, если в основе - Истина, Евангелие, Христос! Похоже, что наступает время, когда в нашем исповедании пора задавать простые вопросы, и не только на Украине. Украина - детонатор, спусковой крючок, где ситуация доведена до крайней степени, когда к правде становится невозможным подмешивать ложь, изображая "икономию". Все более явным становится осознание, что в православии русофобу - спастись невозможно! Впервые встречаю идею троичности в проекции на три русских народа - великороссов, малороссов и белорусов. Убедительно! (Ранее только у математика Раушенбаха встретила гипотезу об отражении троичности мира - в векторе и трех его проекциях.) Спасибо.
Илена 13/06/2014 в 02:00:52
"Не мир принес Я, но разделение". Разве не видно, что вот сейчас никакие компромиссы и призывы к "миру" невозможны? Бывают времена, когда возможны, а нынче - овцы направо, козлы налево.
Светлана 11/06/2014 в 19:35:00
Спаси Господи протоиерея Касатикова за прекрасный комментарий к статье. Да будут служители пустоте, князю Мира сего посрамлены и выведены из Церкви. Какие бы иерархические посты они не занимали, да будут они уличены еще при жизни служению отпавшей деннице - сатане. Да не попустит Господь долгого властвования таких пастырей, которые служат заморским политиканам. Да простит Господь нам согрешения и очистит Гумно Свое от отпавших во имя лукавства и лжи пред Господом. Во имя власти на земле, в ущерб своей душе. Да будет Воля Господа вразумить отпавших, если это еще возможно. Да придет Господь и покарает лжеслужителей, да будет воля на то Господа Бога нашего Иисуса Христа.
Только молитва прихожан сможет спасти нашу Церковь от таких "лже-пастырей", которые предают простых верующих. Гапоны-предатели не должны повредить нашей Церкви. Все священники-эволюционнисты - они и есть те предатели, которые служат политиканам и СМИ. Они продали священное Писание и предание и служат сатане, опираясь на СМИ и якобы "науку". СМИ и наука учат толератности к содомии, к убйству детей и женщин православных верующих... Да уличит каждый прихожанин таких лжепастырей, да не боится он лжесвященников, исповедующих мамону. Да ввозовут православные миряне ко Господу о спасении Церкви Его и очистит Он Церковь для пастырей-праведников, а не "богословов-пустословов". Да устоят истинные верующие против этого сонма, да сохрнят праведники Церковь Твою и врата ада да не оделеют ее.
протоиерей Алексий Касатиков 11/06/2014 в 15:28:32
То, что происходит сейчас на Украине - страшно. То, что это же происходит в головах и душах многих иерархов и священнослужителей Украинской Церкви - страшно вдвойне. Но ещё страшнее, что всё это напоминает инсценировку многочисленных анекдотов на тему украинского национализма. Сами "щирые" и "свидомые" укробы не понимают, какую дикую пародию на русского человека представляет каждый из них, развивая в себе "украинство".
Что такое это самое "украинство"? Это русскость минус русскость. Что же остаётся в результате? Пустота. Не просто пустое место, а та страшная пустота бытия, которая наполнила Денницу после его отпадения от Бога, та пустота, которая наполнила ту часть богоизбранного народа, которая отказалась от своего Спасителя, призвав на свои головы и головы своих детей Его Кровь. Это пустота вселенской местечковости, которая требует, чтобы вся Вселенная жила по законам захолустного местечка, из которого эта пустота вышла. Более того, она требует подчинения собственной местечковости не только от всей земли, но даже и от Неба! Именно эта местечковость возвела епископа города Рима в мнимое достоинство "главы Церкви". Эта местечковость и Ангелов Божиих пытается заставить исполнять прихоти римского епископа или любого свидомита. Думается, и Рай эта вселенская местечковость попытается подверстать под свою "свидомость" и щирость. Во-первых - единый ангельский язык - "украинский"; во-вторых, все ангелы должны ходить в вышиванках, а играть исключительно на бандурах; а самое главное - на всех райских деревьях чтобы висело по москалю. И "щобы кажен день - по свеженькому"!
Думается, именно в такой "рай" хотят завести свою паству церковные свидомиты. Не дай этого, Господи!
Да вразумит Господь заблуждающихся, а упорных в противлении Истине Христовой да поразит, чтобы не могли они смущать и губить простые души.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Пощадите Церковь на земле Украины Православный журнал «Благодатный Огонь»

Пощадите Церковь на земле Украины

11.06.2014
Ян Таксюр

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

20.11.2017
Наталья Михайлова

Когда начались гонения на Церковь в России?

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и миссионерствующее монашество

8.11.2017
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

7.11.2017
Алексей Горожанин

Посрамление игумена Петра (Мещеринова) от Казанской иконы Богородицы

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

24.10.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

2.11.2017
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

5.11.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

8.10.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

1.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года

20.10.2017
Кирилл Дегтярев

О рыбаке и рыбке.
Размышления о монархизме и монархистах

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

27.09.2017
Николай Пронин

Учение о первородном грехе и Искуплении в проекте нового Катехизиса Русской Православной Церкви

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

12.11.2017
Отзыв Аналитического центра свт. Василия Великого на проект нового Катехизиса Русской Православной Церкви

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

11.09.2017
Михаил Демурин

Конфликт между миром и Церковью: дело тут не в «пропаганде»

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

11.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Благовествование или маркетинг?

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

31.10.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

8.09.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.10.2017
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

14.07.2017
Документальный фильм «Эти». Комментарий священника Алексия Чаплина

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.07.2017
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

8.11.2017
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

25.06.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

21.09.2018
Киприан Шахбазян

Место «нового Катехизиса» в православной традиции и его авторитетность

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

 

НОВОСТИ

22.11.2017
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила против секспросвета в школах, а митрополит Иларион (Алфеев) за секспросвет «целомудренный», т.е. за «целомудренное» растление подростков в школах

19.11.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих», части I–III (ВИДЕО)

10.11.2017
В памяти православных Леонид Ильич Брежнев остался благодетелем Церкви, а Хрущев – гонителем

04.11.2017
Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит

29.10.2017
Карлики, стоящие на плечах гиганта, помолчите!
Диакон Владимир Василик о скандальной антисталинской тираде Макаревича

23.10.2017
Новые креативные аспекты миссионерского служения Белгородской епархии: старооскольский священник Максим Пастухов принял участие в чемпионате по бодибилдингу и фитнес-бикини

22.10.2017
На круглом столе в Москве обсудили проект нового Катехизиса РПЦ

17.10.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) положительно оценил творчество священника-рэпера: «в рэпе есть нечто общее с церковной традицией»

16.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года о недопустимости включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

06.10.2017
Депутат Госдумы заявил о возможной казни в Сирии двух плененных россиян, которые отказались отречься от православной веры и от родины

03.10.2017
Тяжкие будни правительства РФ: премьер-министр Медведев утвердил правила пользования кадилом

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

23.08.2017
Поклонская перешла черту: от депутата отворачиваются коллеги и священники

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

24.07.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви