Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

«Формат» Творения

11.08.2014
Священник Сергий Пометнев

 
Введение

«В последнее время в православной среде получили распространение дискуссии между так называемыми “креационистами” и так называемыми “эволюционистами” – дискуссии, которые, как показало недавнее совещание по этим вопросам в Отделе образования, способны перерасти со стороны “креационистов” в открытый конфликт. “Креационистов” и “эволюционистов” мы именуем здесь “так называемыми”, потому что обе стороны признают догмат творения мира и человека Богом и обе отвергают эволюцию в ее материалистической трактовке. Все сторонники эволюции, присутствовавшие на совещании, являются верующими православными учеными, убежденно исповедующими первый член Символа веры: “Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым” (как исповедующие, конечно, и все остальные члены Символа веры). Предметом спора является не этот основной догмат, но детали понимания Шестоднева – именно, считать ли дни творения как наши земные 24-часовые дни, или как некоторые длительные периоды времени (как понимают это ряд православных богословов). От этого радикально меняется отношение богословия к современной науке».

Мы приводим эту выдержку из письма (см. http://www.bogoslov.ru/text/2519832.html) группы ученых РАН к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, чтобы обозначить давно назревшую внутрицерковную проблему.

Сколько лет существует мир, в котором мы живем?

Еще относительно недавно, в устах христианина ответ на вопрос о продолжительности существования мира мог звучать вполне однозначно: 7500 тысяч лет назад Господь Вседержитель Своим Творческим актом вывел наш бренный мир из небытия. Приведенное число – 7500 лет, основано на совокупности хронологии Библейских событий и утверждается авторитетом святоотеческих мнений о продолжительности Божественного акта Творения мира.Формат библейского «Шестоднева» в этом случае ограничивается шестью обычными календарными днями. Как пример, можно привести мнение св. Ефрема Сирина: «Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание, непозволительно также говорить, будто бы, что по описанию сотворено в продолжении шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании сем представлены одни наименования, или ничего не означающие, или означающие нечто иное».[1]

Святоотеческая мысль коснулась не только формата «Шестоднева», она простирается и на всю совокупность продолжительности существования мира. Например, прп. Макарий Великий пишет: «Если человек, обращаясь с человеком, знает, что касается до него, и ты, прожив двадцать лет, знаешь касающееся до ближнего твоего, то как сатана, который от рождения твоего при тебе, не знает твоих помыслов, когда ему уже 6000 лет».[2]

Но с тех пор как наука, накопив определенный багаж знаний, предложила человечеству свои выводы относительно происхождения видимого мира[3], христианское общество разделилось на два «непримиримых» лагеря. Одни верующие в определении возраста мира остались во временны́х рамках Библейского повествования, другие, опираясь на данные современной науки, исчисляют возраст вселенной миллионами и миллиардами лет. Первых принято называть «креационистами», вторых «эволюционными креационистами».

Последователи теории «эволюционного креационизма», как и «креационисты», верят в Божественный Творческий акт, который явился началом всего существующего, но в отличие от последних, проповедуют эволюцию, как способ последующего развития мира.[4] Такая позиция вынуждает верующего человека отказаться от прямого смысла Писания, и, в частности, от буквального понимания текста «Шестоднева», как описания Творения Богом мира в течение шести календарных дней. Дни в данном случае принято считать эпохами или периодами протяженностью в миллионы и миллиарды лет.

Мы не будем углубляться в обоснования той или иной теории. Каждая сторона может привести «неопровержимые» доводы в подтверждение, как истинности своих взглядов, так и ложности теории оппонентов. Вместе с тем, в обеих теориях существуют «белые пятна», заполнить которые не в состоянии ни те, ни другие.[5]

Со страниц Священного Писания апостолы неоднократно призывают учеников к единомыслию (см. 1Пет.3:8, Рим.12:16, 2Кор.13:11, Фил.2:2) Актуальность такого призыва трудно переоценить. «Всякое царство, – говорит Спаситель, – разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф.12:25).

В настоящее время, для восстановления нарушенного единомыслия, делается множество попыток согласования двух выше обозначенных теорий.[6] Принимая во внимание то, что прилагаемые усилия пока не увенчались должным результатом, мы решили внести свою «лепту» в решение указанной проблемы. В настоящей статье, для того чтобы ответить на вопрос о времени существования мира, мы попытаемся обозреть проблему с несколько иных позиций, чем это делалось ранее.

 
Глава 1
 

Так как мы ищем ответы на вопросы, связанные с Божественным актом Мироздания, то попытка проникнуть в тайны Творения мира без познания самого Творца, вряд ли будет успешной.

Но как познать Творца, если одним из основных свойств Бога является Его Непознаваемость? «...Я знаю, что Бог есть, – говорит св. Василий. – Но что такое есть сущность Его, поставляю сие выше разумения».[7] Конечно, познание Сущности Бога нам недоступно, и, тем не менее, Господь даровал человеку возможность познания Себя.

Существует два основных способа Богопознания – естественный и сверхъестественный. Естественный способ Богопознания – это познание Бога из всего того, что Бог открывает о Самом Себе, о Своих свойствах и действиях как в окружающей человека видимой природе, так и в богоподобной природе самого человека. Сверхъестественным способом называется способ Богопознания, при котором Бог Сам непосредственно сообщает человеку некоторое знание о Себе. Основным источником такого знания является Священное Писание.

Принимая во внимание то, что и «креационисты» и «эволюционные креационисты» позиционируют себя верующими христианами, мы имеем возможность использовать в наших рассуждениях оба выше обозначенных способа Богопознания.

Прибегнем к Священному Писанию и обратим внимание на слова, в которых эта совокупность Богопознания реализуется:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт.1:26-27)

Об образе и подобии Божием в человеке святыми отцами написано много и подробно. Из всего множества святоотеческих мнений нам хотелось бы обратить внимание на слова блаженного Феодорита Кирского: «Ибо и человек, по подобию Бога Творца, строит дома, стены, города, пристани, корабли, верфи, колесницы и весьма многое другое, как например изображения неба, солнца, луны и звезд, изваяния людей и подобия бессловесных животных. Но бесконечна разность в созидании. Бог всяческих созидает и из сущего и из несущего, притом без труда и без продолжения времени, только восхочет, и производит уже, что Ему угодно; а человеку для уготовления производимого нужно вещество, нужны орудия, и совет, и размышление, и время, и труд и другие искусства… Но и так созидая, человек уподобляется несколько Творцу, как образ Первообразу».[8]

Основная мысль блаженного Феодорита заключается в том, что человек подобно своему Первообразу, то есть Богу, способен созидать.

Хотелось бы добавить, что в некоторой степени, «созидать» могут и животные: птицы вьют гнезда, пчелы строят соты. Но сознательное, свободное творчество, которое является основным признаком, отличающим нас от животных, присуще только человеку.

Вот через эту способность человека творить, как проекцию свойства Бога Творца, мы и попробуем взглянуть на Божественный акт Творения мира.

 
Глава 2
 

При мысли о созидании или творении прежде всего возникает образ человека-архитектора. Но в нашем исследовании мы обратимся к иному образу, образу человека-писателя. Во-первых, подобный вид творчества из всех существ, живущих на Земле, безоговорочно принадлежит только существу разумному, то есть человеку. А во-вторых, такой пример актуален и интересен тем, что образ книги в руках Божиих неоднократно присутствует в Священном Писании.

Мы попробуем сопоставить написание человеком книги, некоего художественного произведения, с Божественным актом Творения мира. Здесь мы можем провести и первую параллель. Именно художественное произведение человека-писателя, а не научный труд или документальная повесть человека-ученого, отвечает образу свободного замысла Бога Творца, реализованного Им в видимом мире, который был сотворен из ничего.

С чего начинается написание книги? Вполне естественно будет предположить, что таким началом является Идея. Вряд ли кто станет утверждать, что, например, Иван Андреевич Крылов приступил к написанию басни «Ворона и лисица» (см. приложение) прежде, чем у него возникло желание обличить любовь человека к лести. Но идея должна созреть. Иногда достаточно долго писатель может вынашивать задуманное произведение в своем уме. Возможно, он так и не приступит к реализации идеи в силу того, что не увидит своим внутренним оком развитие или окончание этого проекта. Если снова обратиться к Крылову, то можно сказать, что прежде, чем писатель взялся за перо, он увидел не только участников будущего диалога, он знал, чем этот диалог закончится. Ну а полнота идеи, ее завершенность, и как следствие, большая или малая ее правка при написании, зависит от таланта человека-писателя.

Так ли поступал Бог перед «написанием» своей «Книги Бытия мира»? Апостол Павел в послании к Ефесянам возглашает: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа… так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира...» (Еф.1:3,4). А в послании к Тимофею добавляет: «…Спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2Тим.1:9).

Свт. Иоанн Златоуст пишет: «И во всех почти посланиях (апостол) старается показать, что не новость какая-нибудь сделанное для нас; но что издревле так было предызображено, и не по причине изменения намерения (Божьего это случилось), но так именно было предустроено и предопределено. И это – дело великого попечения (Божьего). Что значит: “избрал в Нем”? Значит – Христос чрез веру в Него совершил это прежде, чем мы родились, или лучше – прежде, чем мир сложен. И прекрасно назвал (апостол сотворение мира) сложением (καταβολή – низвержение с высоты), показывая этим, что мир как бы низвержен с какой-то великой высоты. Подлинно, велика и неизреченна высота Божья, – не в отношении к месту, но в отношении к безграничности природы (Божественной), – и велико расстояние между тварью и Творцом».[9]

Подтверждение нашим мыслям мы можем найти и в словах апостола Петра: «…Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира…» (1Пет.1:18-20).

О том же говорит и Писание Ветхого Завета: «Боже вечный, ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его» (Дан.13:42). «Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении» (Сир.23:29).

Таким образом, прежде чем мир был сотворен Богом, его план от начала до конца был «прописан» в Божием «уме». Прилично будет помыслить, что в отличие от плана человека-писателя, которому необходимо время на размышление, Божий план Творения мира был «прописан» мгновенно во всей своей полноте.

Выше мы говорили, что Крыловым И.А. при написании басни двигало желание обличить любовь человека к лести. А какова же цель, ради которой Бог задумал сотворить (написать) мир?

Если мы обратили внимание на «цель» творения, то должны отметить, что в отличие от так называемой беллетристики, то есть произведений для приятного времяпровождения на досуге, все гениальные литературные произведения имеют глубокие, высоконравственные задачи. Следовательно, будет логично предположить, что цель «написания» Богом «Книги Бытия мира» должна соответствовать уровню Писателя, а это значит, что она должна быть предельно высокой.

Однажды Спаситель сказал иудеям: «Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги» (Иоан.10:34). Преп. Максим Исповедник пишет об изначальной предназначенности природы человека к обо́жению. Он говорит: «Сделаемся богами через Господа, потому что именно для этого человек получил существование – Бог и Господин по природе».[10] Это максимально высокая цель, о которой вообще возможно помыслить. Невозможно создание второго Бога по сущности, это противоречит логике, поэтому Бог Творит богов по благодати.

Преподобный Симеон Новый Богослов учит, что человеку необходимо стяжать божественную благодать, которая обóжит его, «сделает богом по благодати».[11]

Итак, цель сотворения мира – обо́жение человека, и прежде, чем Господь приступил к Творению, он знал, как достичь поставленной цели.

Теперь снова вернемся к образу человека-писателя, который после некоторых раздумий, наконец, приступил к написанию книги. Иными словами, человек облек свои мысли в рукописный текст, и тем самым придал идее некую материальную составляющую. Заметим, что для самого человека-писателя идея получила существование в момент ее возникновения в уме автора. Но для стороннего «наблюдателя» идея человека-писателя получит свое «бытие» лишь облекшись в материальную составляющую, то есть, соединившись с неким информационным носителем.

А как Бог поступил со своей идеей, то есть, каким образом Идея Божия получила свое тварное бытие? Священное Писание говорит, что Господь «нарек не сущая яко сущая» (Рим.4:17).

Комментируя приведенные слова апостола Павла, Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Потому (апостол) не сказал: приводящему в бытие не существующее, но – “нарицающему”, указывая на большую легкость этого дела (для Бога). Как нам легко назвать существующее, так легко и Ему, даже гораздо легче привести в бытие не существующее».[12] Но из слов апостола мы можем вывести и еще одно важное определение. Суть «механизма» приведения небытия в бытие неразрывно связана с «нарицанием».

Если мы вновь обратимся к нашей «писательской» аналогии, то увидим, что и в том и в другом случае для написания книги используется слово. В первом случае это слово человеческое, облеченное в некий графический символ. Во втором – это вторая Ипостась Пресвятой Троицы Сын Божий, Бог Слово, Иисус Христос. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан.1:1-3). «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр.11:3).

 
Глава 3
 

Теперь обратимся к содержимому книги нашего человека-писателя. Для наглядности мы рассмотрим ту же басню Крылова «Ворона и лисица». Что мы видим?

Во-первых, законченный по смыслу рассказ, в котором автор достиг поставленной цели. То есть, при прочтении данного произведения, читателю открывается такой людской порок, как любовь и удобопреклонность человеческого сердца к лести.

Во-вторых, мы видим, что рассказ охватывает определенный отрезок жизни двух героев. Это не иной, а именно тот отрезок жизни вороны и лисицы, который позволяет автору достичь поставленной задачи. Тем же критерием, а именно, реализацией цели произведения, определяется и продолжительность выбранного «отрезка», или времени описываемого события. В книге не бывает лишних страниц, на которых описываются события, не относящиеся к замыслу писателя (конечно, если это не дешевая, бессвязная мыльная опера). Как известно, гениальные произведения, к которым можно отнести не только литературное творение, но и скульптуру, картину, сонату и т.д. не содержат ничего лишнего, ни лишних слов, ни нот, ни лишних мазков кисти.[13] Как однажды сказал великий французский скульптор Огюст Роден: «Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее». Что же говорить о гениальности Божиего Творения? «Лишних страниц», не относящихся к замыслу Бога о человеке, в этом произведении быть не может.

На основании сказанного мы можем предположить, что в Божией «Книге бытия мира» имеется определенное количество «страниц», достаточное для реализации Божиего замысла о человеке, то есть его обо́жения. Для «креациониста» это количество страниц Божией книги, на сегодняшний день, ограничивается порядком 7500.

Но ему может возразить верующий ученый, основной представитель или лучше сказать, созидатель «эволюционного креационизма». Наука, скажет он, может привести факты, которые позволяют говорить о временны́х интервалах, многократно превышающих указанное количество «страниц» истории мира.

Вот что, например, пишет физик Сергей Анатольевич Сошинский: «Возьмем размер наблюдаемой Вселенной и поделим на фундаментальную константу – скорость света: получим оценку времени существования Вселенной (от предполагаемого Большого Взрыва) – например 10 млрд. лет. Получим именно этот масштаб, а не масштаб в семь с половиной тысяч лет. В рамках существующих (в космологии) взглядов на Вселенную это совпадение (отношение пространственных размеров наблюдаемой Вселенной к скорости света примерно равно времени существования Вселенной) легко объяснимо. Оно же соответствует получаемым иными методиками возрастам звезд и галактик. То есть размеры и время Вселенной в современной космологии связаны между собой через скорость света – и предположить, что Вселенная существует только семь тысяч лет, можно лишь разорвав эту связь».[14]

Но можно привести примеры и более «близкие» к нам. Например, водоросли озера Суйгецу или годичные слои осадка реки Грин указывают на временны́е отрезки в десятки и сотни раз превосходящие буквальную библейскую хронологию в 7500 лет.

Мы не будем ставить под сомнение теорию образования годичных слоев озера Суйгецу или реки Грин, а тем более научные данные о размерах нашей вселенной. Мы попробуем разобраться, почему в «книге мира» отсутствуют десятки тысяч, а возможно и миллиарды страниц, на которых должны были быть «прописаны» эти события?

Для того, чтобы ответить на этот, казалось бы, естественный и логичный вопрос, снова проведем параллель и попробуем ответить на вопрос: «Почему в басне Крылова отсутствуют страницы, на которых повествуется где и когда был изготовлен сыр, который однажды Бог послал Вороне?»

Очевидно, что при необходимости автор басни мог бы «пояснить» не только где и когда сделан сыр, но кем и когда этот сыр впоследствии был съеден. А так же, сколько лет ели, на которую «взгромоздилась» Ворона и куда она полетела после того, как лишилась сыра.

Не трудно определить, почему Крылов И.А. не сделал этого, то есть, не приложил к страницам басни страницы с ответами на приведенные вопросы. Потому, что все, что на этих страницах могло быть написано, не имело бы отношения к цели произведения. Таким образом, страницы с событиями, которые возможно произошли «до» и «после» событий прописанных в басне, автор оставил за пределами «бытия» произведения.

Заметим, что такое положение вещей у нас, обычных читателей не вызывает какого либо возражения. Наоборот, если бы басня «Ворона и Лисица» имела в своем повествовании описание производства сыра, мы бы с недоумением спросили: «Зачем?» Более того, присутствие такого «лишнего» текста, безусловно отвлечет внимание читателя и затруднит достижение цели, ради которой автор создал свое произведение.

Конечно, если в полной мере спроецировать наши рассуждения из человеческой сферы в сферу Божественную, то вопрос о мегавремени нашей вселенной может быть задан лишь с точки зрения «спортивного интереса». То есть, с помощью науки возможно просчитать вероятные события отстоящие от современности на миллионы и миллиарды лет, но возраст существующего мира эти события не определяют. Подобный вывод вряд ли вызовет восторг представителей «эволюционного креационизма». Тем не менее, мы попробуем продолжить наши рассуждения.

 
Глава 4
 

Так как в настоящей статье мы говорим о времени существования мира, то стоит обратить внимание на само понятие «время». Классическая физика определяет «время» как некий поток длительности.[15] А это значит, что «настоящее», которое в отличие от «прошлого» и «будущего» не имеет какой либо протяженности или длительности, временем измеряться не может, а, следовательно, находится вне времени.

Тогда зададим вопрос: что же есть «настоящее»?

Для самого человека-писателя задуманное им произведение является «настоящим». Это утверждение справедливо как в отношении любого момента, или отрезка произведения, так и всей его совокупности. Иначе обстоят дела с книгой, в которую писатель облек свою идею. Здесь мы вновь сталкиваемся с понятием «наблюдателя».

В начале для «наблюдателя», то есть «читателя», книга человека-писателя представляет собой сплошное «будущее». Когда «наблюдатель» прочтет некую часть книги, эта часть станет «прошлым». В тот момент, когда им будет прочтена последняя страница, вся книга перейдет в категорию «прошлого», когда по слову апостола «времени уже не будет» (Откр.10:6). И это понятно, так как если говорить языком физики, с прочтением последней страницы будет исчерпан «поток длительности».

На приведенном примере не составляет труда дать определение «настоящему», которое есть не что иное, как процесс, а лучше сказать результат чтения. Иными словами, во время чтения в уме «наблюдателя» начинают «оживать», или получают «бытие» образы и герои идеи человека-писателя.

Проведем аналогию и спросим себя: кто читает Божию «Книгу бытия мира»?

Если в размышлении исходить из того, что Бог Отец мир «помыслил», Сыном мир «записал», то, продолжая логическую цепочку, можно заключить, что Духом Святым Бог «Книгу бытия мира» читает. Здесь уместно будет вспомнить, что Дух Святой в христианстве именуется Духом Животворящим, а так же слова апостола Павла о Боге: «ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:28). Интересный комментарий по этому поводу делает А.П. Лопухин: «“Им живем” – Εν αντῶ – точнее – в Нем – (слав. “о Нем”), так что вне Его нет и не может быть ни жизни, ни движения, ни пространства, ни времени. Св. Златоуст поясняет это так: “Как бы указывает на подобный пример вещественный: как невозможно не знать воздуха, который разлит повсюду и находится недалеко от каждого из нас, или лучше – находится и в нас самих, так точно и Творец всего. Смотри, как Павел приписывает Ему все – и промышление, и сохранение, бытие, действие и продолжение”».[16]

Приведенная теория позволяет объяснить «механизм» например такого явления, как пророчество. Подобно тому, как обычный читатель имеет возможность перевернуть десяток страниц и тем самым «заглянуть» в «будущее» читаемого произведения, так и святые Божии пророки «от святаго Духа просвещаеми» (2Пет.1:21) провидели то, чему еще только предстояло случиться.

Писание нам говорит: «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово» (Втор.18:22). Непреложность истинного пророчества вполне понятна, так как пророчество лишь «цитата» из «Книги бытия мира», и «настоящее» в свое время (ср. Лк.1:20) непременно должно будет коснуться этого отрывка. «Книга Бытия мира» не может быть переписана или исправлена, это законченное «произведение».

 
Глава 5
 

Пока наш мир существует, это значит, что последняя страница «Книги бытия мира» еще не прочитана. А что последует за тем, как Дух Святой прочтет книгу Божию полностью? Попробуем продолжить наши рассуждения и распространить их на последнюю книгу Нового Завета, Апокалипсис.

Иоанн Богослов был сподоблен лицезреть Горний Иерусалим, о котором в «Откровении» говорится следующее: «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр.21:27).

Думаем, что не ошибемся, если скажем, что «Книга Жизни» это та Книга, о которой Бог говорил Моисею: «Того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей» (Исх.32:33)

О ней же упоминает псалмопевец: «Да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся» (Пс.68:29). И о ней же пишет апостол Павел, когда говорит о воздаянии праведникам: «Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни» (Фил.4:3).

Да и Сам Спаситель, когда наставлял учеников словами, «Однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лук.10:20), по видимому имел ввиду все ту же «Книгу Жизни».

Вряд ли нам будет доступно понимание «природы» этой таинственной Книги, но кое-что, благодаря проведенной нами аналогии мы для себя открыть можем.

Задумаемся о содержимом Книги Жизни, каково оно?

Самое простое решение, это список имен людей, жизнь и дела которых позволили им наследовать жизнь вечную. Это может быть просто список имен, или имена с приложением богоугодных дел, или вообще нечто иное. Например, вновь «прописанное» вечное житие избранных человеков вместе с Богом в Горнем Иерусалиме. Но, что бы ни было записано в «Книге Жизни», книга – это прежде всего текст, который состоит из слов.

В Книге «Бытия мира», которую мы «проживаем» в данный момент, можно выделить две составляющих: нетленную – Слово Божие, и тленную (шрифт) – материю, плоть человеческую. Эта Книга, как мы уже определили выше, представляет собой совокупность «прошлого» и «будущего».

«Книга Жизни» имеет те же две составляющие, которые, соединившись в Иисусе Христе «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно», обрели единое нетление, а содержание Книги от подобного соединения получило статус вечного, непреходящего «настоящего».

Теперь человеку, чтобы обрести жизнь вечную, необходимо лишь соединится с нетленным Словом Божиим, которым имя человека и будет вписано в «Книгу Жизни». Иными словами, каждый возжелавший спасения должен начать жить «по Христу».

 
Заключение
 

Приведенные в настоящей статье размышления не претендуют на безусловную научную или богословскую достоверность, это всего лишь размышления о непостижимом с позиций несколько отличных от общепринятых. Но, тем не менее, приведенные рассуждения позволяют задуматься и сделать некоторые выводы.

Мы имеем две разные мировоззренческие позиции.

Первая: «эволюционный креационизм» с образом «Бога-ученого» и Его «миллиардностраничным», а в свете научных гипотез о цикличности вселенной[17], «бесконечностраничным» научным трудом по сотворению мира, в котором собственно человеку уделена ничтожнейшая часть «труда», а материя в некоторых случаях возводится в ранг совечной Богу.

Вторая: «креационизм» с образом «Бога-писателя» и Его «Книгой Бытия мира» в несколько тысяч страниц, целиком посвященной Домостроительству Спасения человека, то есть его обо́жению.

Более логичной и привлекательной с точки зрения верующего человека выглядит позиция «креационистов», чему имеется и весомое обоснование. Таким подтверждением является, во-первых, мнение Святых Отцов Церкви, которые в подавляющем своем большинстве определяют «формат» нашего мира в соответствии с форматом обычной человеческой книги. Во-вторых, в отличие от «эволюционизма», полное соответствие теории «креационизма» догматическому учению Церкви о Боге и человеке.

Да и образ человека-ученого, который в своих трудах влечется в ту или иную сторону законами и явлениями, от него не зависящими, не соответствует образу Бога Творца, который эти законы и явления Своею волею поставляет. Более того, образ человека-ученого не соответствует Цели, которую Творец поставил перед Собой и которую, как мы знаем, исполнил. Между тем, человек-писатель не редко в одном из персонажей произведения как бы «прописывает» свой портрет, вкладывая в образ героя, в его уста и дела свои мысли и чувства. И так поступают не только писатели, но и художники, музыканты…

Да и Сам Господь, как думается нам, поступил так же.

 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ
 
     Крылов И.А. Басня
     «ВОРОНА И ЛИСИЦА»
 

     Уж сколько раз твердили миру,

     Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

     И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

     _______

    

     Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;

     На ель Ворона взгромоздясь,

     Позавтракать было совсем уж собралась,

     Да позадумалась, а сыр во рту держала.

     На ту беду Лиса близёхонько бежала;

     Вдруг сырный дух Лису остановил:

     Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

     Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

     Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

     И говорит так сладко, чуть дыша:

     “Голубушка, как хороша!

     Ну что за шейка, что за глазки!

     Рассказывать, так, право, сказки!

     Какие пёрушки! какой носок!

     И, верно, ангельский быть должен голосок!

     Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

     При красоте такой и петь ты мастерица, –

     Ведь ты б у нас была царь-птица!”

     Вещуньина с похвал вскружилась голова,

     От радости в зобу дыханье спёрло, –

     И на приветливы Лисицыны слова

     Ворона каркнула во всё воронье горло:

     Сыр выпал – с ним была плутовка такова.


 
————————————————————————————
[1] Прп. Ефрем Сирин. Толкования на Книгу Бытия. Гл.1. http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija=1

[2] Прп. Макарий Великий. Духовные беседы о совершенстве, беседа 26, вопрос 9.  http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=592#26

[3] Например, теория «Большого Взрыва». http://ru.wikipedia.org/wiki/Большой_взрыв

[4] Диакон Андрей Кураев. «Может ли православный быть эволюционистом?» http://evolbiol.ru/kuraev.htm

[5] См. напр. Сергей Крапивин. «Зволюционизм или креационизм?» http://www.pravoslavie.ru/jurnal/041029141041.htm

[6] См. напр. «Творение, эволюция и креационизм». http://www.bogoslov.ru/text/3825071.html См .так же: «Шестоднев и наука: проблема согласования или кризис встречи?» Часть 1. http://www.bogoslov.ru/text/2519832.html

[7] Свт. Василий Великий. Письмо к Амфилохию (Ответ на вопрос его. Разрешает ухищренный вопрос аномеев: чему поклоняешься – тому ли, что знаешь, или тому, чего не знаешь? (Писано в 376 г.)) 

[8] Бл. Феодорит Кирский. «Толкование на Книгу Бытия». http://azbyka.ru/otechnik/?Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_knigu_bitija=1_21

[9] Свт. Иоанн Златоуст. «Беседы на послание к Ефесянам». http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Zlatoust/tolk_67=1

[10] Прп. Максим Исповедник. «Слово о подвижнической жизни». http://krotov.info/acts/07/2/isp_podvizh.html

[11] Прп. Симеон Новый Богослов. «Божественные Гимны» Гимн №34.

[12] Свт. Иоанн Златоуст. «Беседы на Послание к Римлянам» (Беседа 7)

[13] Здесь будет уместно привести слова молитвы читаемой иереем при совершении Таинства Крещения (на пострижении влас) «Владыко Господи Боже наш, иже образом Твоим почтивый человека… вся уды его потребно насадивый, да всеми благодарит Тя Изряднохудожника»

[14] «Шестоднев и наука: проблема согласования или кризис встречи?» Часть 2. http://www.bogoslov.ru/text/2540983.html

[16] Лопухин А.П. Толковая Библия. http://azbyka.ru/otechnik/?Lopuhin/tolkovaja_biblija_55=17

[17] «Циклическая вселенная Евгения Ченского». http://www.nkj.ru/archive/articles/16531

 
Благодатный Огонь



Голосование за статью
 - 
19
 /  - 
9
Комментарии:
р.Б.Ирина 16/08/2014 в 14:04:53
Согласна с прот. Борисом.
прот. Борис 15/08/2014 в 10:46:00
Статья слабая - ни о чем. Самое главное - автор сам еще окончательно не определился в вопросе сотворения мира, и зачем тогда писать?
р.Б. Сергий 13/08/2014 в 21:23:32
Что невозможно человеку, возможно Богу.
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Сергей С. 13/08/2014 в 14:24:21
Купил книгу по данной теме: http://blagogon.ru/news/311/ И не пожалел, т.к. труд автора является, можно сказать, фундаментальным, но при этом легко читается. Спаси Бог!
Вера Н. 12/08/2014 в 20:19:54
По данной теме очень интересны статьи протоиерея Александра Салтыкова, настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах:
О ПЕРВОЗДАННОМ МИРЕ ШЕСТОДНЕВА - http://www.kadashi.ru/oas/publication_oas_jolondz.html
МИРОЗДАНИЕ КАК ХРАМ - http://www.kadashi.ru/oas/publication_oas_kad-ch2.html
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП БОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЕНИЯ МИРОЗДАНИЯ - http://www.kadashi.ru/oas/publication_oas_iskusstvo10.html
Марина М. 12/08/2014 в 17:21:31
Я не понимаю, как можно по временной координате оценить сколько мгновений понадобилось Творцу для возникновения идеи - одно или больше... Не понимаю, как вообще можно судить-рядить о протяженности дней творений, упомянутых в Библии, если это было до начала времен. Грубо звучит в данном случае даже мое "было", поскольку отсылает к прошлому времени. Статья чересчур субъективна. Почему, например, "более логичной и привлекательной с точки зрения верующего человека выглядит позиция «креационистов»??? Меня, например, никто не спрашивал, привлекательна эта позиция или нет. И стоило ли в конце концов давать столь пространное обоснование собственной точки зрения, если в конце все сводить к личным ощущениям?
Что же до использованной автором литературы, то список попросту нелеп, извините. Здесь и современные авторы, включая набившего всем оскомину Кураева, и св.отцы, толкуемые так, как опять-таки хочется автору статьи, и толкователи прошлых веков. Какое-то оголтелое оправдание творчества перед наукой с принижением последней. К сожалению, история не оправдывает подобных взглядов. Известно, например, тысячи тех же писателей, художников и музыкантов, которым так восхищается автор и чье творчество составило общепризнанную классику, но отнюдь не явилось отражением Божественной идеи. О философах я вообще молчу - отстоять православные взгляды среди них смогли только единицы, остальные выдавали попросту еретические "идеи".
Николай С. 12/08/2014 в 11:51:01
Не очень понятная (пусть простит меня автор, сумбурная) статья. Автор приводит систему доказательств в пользу «эволюционных креационистов», а в заключении делает прямо противоположный вывод в пользу «чистых креационистов». В Библии сказано, что мир сотворён Богом за 6 дней. Может быть, в этом есть иносказание, чтобы людям архаичной эпохи было понятнее (какое-то более точное времяисчисление, например 7 863 025 лет и 94 дня вряд ли бы кто-нибудь из древних вполне уразумел). На самом деле, мне абсолютно всё равно: равнялся ли библейский день творения одним календарным суткам или, допустим, 53 тысячам лет с месяцами и днями – наверное, узнаю, когда помру. Но в любом случае это творил Бог. Никакой эволюции даже под псевдохристианским наукообразным соусом быть в принципе быть не может, что, по-моему, уже и наука нехотя подтвердила. Эволюционный креационизм, как бы «православно» и «святоотечески» он не подавался – это ни что иное как богоборчество.
P.S. При всём моём глубоком и искреннем уважении к большому таланту скончавшегося от переедания дедушке Крылову, я бы не стал сравнивать акт Божественного творения с хорошей и занимательной побасёнкой о животной мире. Сопоставить это нельзя даже с Гомером, выше которого ничего в авторской художественной литературе нет.
Илья 11/08/2014 в 18:04:26
Очень понравилось, поразительно и просто!
прот. Андрей Хвыля-Олинтер 11/08/2014 в 08:12:45
Очевидно, что человечество "знает" о каждом явлении мира и буквально обо всем неизмеримо меньше, чем существует в реальности. Это будет всегда, и относится к микро- и макромиру, к человеку и, даже, к человеческому творчеству. Познание нескончаемо. Тем более сказанное относится к сфере Божественного. В том числе и Библии. Ибо Божественное есть реальность реальности. И тут единственный и точный критерий истинности любой богословской и научной позиции - 1 Кор.13

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
«Формат» Творения Православный журнал «Благодатный Огонь»

«Формат» Творения

11.08.2014
Священник Сергий Пометнев

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

20.11.2017
Наталья Михайлова

Когда начались гонения на Церковь в России?

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и миссионерствующее монашество

8.11.2017
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

7.11.2017
Алексей Горожанин

Посрамление игумена Петра (Мещеринова) от Казанской иконы Богородицы

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

24.10.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

2.11.2017
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

5.11.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

8.10.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

1.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года

20.10.2017
Кирилл Дегтярев

О рыбаке и рыбке.
Размышления о монархизме и монархистах

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

27.09.2017
Николай Пронин

Учение о первородном грехе и Искуплении в проекте нового Катехизиса Русской Православной Церкви

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

12.11.2017
Отзыв Аналитического центра свт. Василия Великого на проект нового Катехизиса Русской Православной Церкви

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

11.09.2017
Михаил Демурин

Конфликт между миром и Церковью: дело тут не в «пропаганде»

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

11.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Благовествование или маркетинг?

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

31.10.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

8.09.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.10.2017
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

14.07.2017
Документальный фильм «Эти». Комментарий священника Алексия Чаплина

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.07.2017
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

8.11.2017
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

25.06.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

21.09.2018
Киприан Шахбазян

Место «нового Катехизиса» в православной традиции и его авторитетность

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

 

НОВОСТИ

22.11.2017
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила против секспросвета в школах, а митрополит Иларион (Алфеев) за секспросвет «целомудренный», т.е. за «целомудренное» растление подростков в школах

19.11.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих», части I–III (ВИДЕО)

10.11.2017
В памяти православных Леонид Ильич Брежнев остался благодетелем Церкви, а Хрущев – гонителем

04.11.2017
Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит

29.10.2017
Карлики, стоящие на плечах гиганта, помолчите!
Диакон Владимир Василик о скандальной антисталинской тираде Макаревича

23.10.2017
Новые креативные аспекты миссионерского служения Белгородской епархии: старооскольский священник Максим Пастухов принял участие в чемпионате по бодибилдингу и фитнес-бикини

22.10.2017
На круглом столе в Москве обсудили проект нового Катехизиса РПЦ

17.10.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) положительно оценил творчество священника-рэпера: «в рэпе есть нечто общее с церковной традицией»

16.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года о недопустимости включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

06.10.2017
Депутат Госдумы заявил о возможной казни в Сирии двух плененных россиян, которые отказались отречься от православной веры и от родины

03.10.2017
Тяжкие будни правительства РФ: премьер-министр Медведев утвердил правила пользования кадилом

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

23.08.2017
Поклонская перешла черту: от депутата отворачиваются коллеги и священники

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

24.07.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви