Богородица

Актуальные статьи

Об одежде и целомудрии

16.05.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)


Одно из основных правил духовной жизни – помнить, что и доброе и злое начинается с малого. В Книге Иова встречается загадочное слово «мраволев», как название какого-то диковинного существа. Это греховная страсть, которая при своем появлении мала как муравей, еле различимый глазами. Но если упустить время и не исторгнуть ее из сердца, то она становится львом, который хватает свою жертву и впивается в нее зубами. Тогда трудно бороться с грехом, овладевшим душой, как человеку – с хищным зверем. Святоотеческий опыт учит не уступать греху в малом и не считать что-либо незначительным в духовной жизни. Грех незамеченный и неисторгнутый из души подобен непогашенной вовремя искре, которая может превратиться в испепеляющее пламя пожара. Часто от незатушенного костра выгорали леса, а от уголька, выпавшего из печи – целое селение. Надо помнить, что грех это взрывчатое вещество, которое таится в душе человека, а внешние впечатления – запал, приставленный к нему.

Святой Игнатий Брянчанинов – великий учитель аскетики – подчеркивает, что содержание и форма связаны друг с другом. Содержание находит целесообразную форму, а форма сохраняет содержание. Если в кувшине образуется трещинка, то вода постепенно вытечет из него. Святитель Игнатий советовал монахам не пренебрегать внешним, хотя подчеркивал, что центром монашеской жизни является стяжание внутренней молитвы. Брянчанинов свою книгу «Приношение современному монашеству» начинает с описания внешнего поведения, как бы переходя от более легкого к трудному. Он советует сначала научиться держать себя благопристойно, управлять своим телом, затем сдерживать душевные эмоции, а потом переходить к сердечной молитве, как бы продвигаясь от периферии к центру.

Наше сердце – акрополь, в котором обитают благодать крещения и первородный грех. Чтобы взять эту крепость, надо как на войне начать правильную осаду: сначала страхом Божьим удерживать себя от грубых телесных грехов, затем от мысленных. Кто думает силой воли без достаточной подготовки соединить ум, засоренный разнообразными впечатлениями и фантазиями, со страстным сердцем, – тот будет осмеян демоном. В Патерике содержится рассказ о том, как старый монах, придя из пустыни в город, увидел молодого инока, выходящего из общественной бани. Старец отвел его в сторону и стал увещевать, что такая вольность может окончиться тяжелым греховным падением. Молодой монах дерзко ответил: «Для тех, кто стяжал чистоту сердца, все чисто». Старец вздохнул и сказал про себя: «Я многие годы, находясь в пустыне, не смог стяжать чистоту сердца. А этот юнец, шатающийся по баням и рынкам, думает, что достиг бесстрастия». Через некоторое время опасение старца сбылось: юный монах был пойман на любодеянии с женой градоначальника и подвергнут суровому наказанию, а из-за него на пустынников легло пятно позора.

Некоторые христиане, предаваясь нецеломудренным развлечениям, утверждают, что они при этом не испытывают никакой страсти. Такие уверения – или ложь или самообман. Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что иногда диавол на время отходит от человека, чтобы тот потерял осторожность, считая, что уже победил грех; так лиса притворяется мертвой, чтобы птица села на ее голову, думая, что это труп, который можно поклевать, а затем, внезапно вскочив, хватает свою добычу.

Мы говорили о том, что содержание и форма тесно связаны друг с другом: изменение содержания должно изменить форму, а ломка формы изменяет содержание. В этом отношении одежда является необходимым атрибутом человеческой нравственности. В Библии написано, что после грехопадения нагота праотцев вызвала у них чувство страстности, и поэтому Бог дал им первое одеяние, сшитое из шкур животных. Несколько отвлекаясь в сторону, мы должны сказать, что Адам и Ева до грехопадения не были нагими в нашем понимании этого слова. Их окружала благодать Божия как ослепительный свет; они носили одеяние, словно сшитое из этого искрящегося и переливающегося света. Из всех существ, обитавших в Эдеме, из всех цветов, процветающих в нем, самым прекрасным был человек в благодати Божией. При воскресении мертвых люди также не восстанут нагими: праведники будут сиять словно солнце, окруженные нимбом лучей, а грешники воскреснут в темных одеяниях, подобных их грехам, воскреснут в вечном трауре.

Революция в области морали вызвала революцию в одежде. Появились новые моды. Если для христиан одно из назначений одежды – предохранить себя и других от соблазнов, то новые моды преимущественно имеют противоположную цель: обратить внимание на тело человека и вызвать чувство похоти. Те, кто ходят полунагими и уверяют при этом, что не чувствуют страсти, лгут сами себе. Они подобны пьяному, который уверяет, что он трезв – это земля качается под его ногами. Когда притупляется стыд, то отходит благодать, страсть становится постоянным состоянием человека, и он уже не видит ее, как рыба не видит воды, в которой плавает.

На иконах ангелы изображены в длинных белых одеяниях, а демон нагим, черным как уголь, что означает совершенную потерю благодати. Особенно недопустимо стоять полуголым в храме перед лицом Бога. В Библии сказано, что священник должен носить длинные одежды, скрывающее его тело так, чтобы, поднимаясь по ступеням жертвенника для священнодействия, он нечаянно не приоткрыл бы своей наготы и этим не оскорбил Бога. Апостол Павел повелевает женщинам носить на голове покрывало: для незамужней это знак девства, а для замужней – верности и покорности супругу. По законам того времени рабыни и блудницы должны были ходить с обнаженной головой. Апостол пишет, чтобы женщина носила покров ради ангела. Ангел-хранитель приближается к целомудренным и соединяет с их молитвой свою молитву; а к человеку, соблазняющему других, ангел не может приблизиться, как голубь – к дыму костра.

Святой Иоанн Златоуст порицает женщин, которые, направляясь в храм, одеваются в дорогие одеяния, завивают волосы, мажут красками лицо. Такая женщина думает не о покаянии в грехах, а о том, чтобы даже в храме вызвать восхищение мужчин и зависть женщин. Вместе с этим Иоанн Златоуст укоряет и тех, кто нарочито одевается в рванные, нищенские одежды из тщеславия, чтобы его считали подвижником и аскетом. Святитель отзывается с похвалой о своей духовной дочери Олимпиаде за то, что она одевалась просто и скромно, чтобы не выделяться из народа.

Особенно возмутительно, когда женщина с накрашенными губами целует иконы, оставляя на них красные пятна, или подходит к Святому Причастию и краска с ее губ, попадая на лжицу, смешивается с Кровью Христовой. Одежда должна отвечать полу, возрасту и месту, а главное – христианскому самосознанию.

Последнее время у женщин стало обычаем надевать мужскую одежду, которая плотно облегает тело. Они считают это красивым, удобным, и модным. Но здесь присутствует нечто другое: показать контуры своего тела, как бы графическое изображение собственной фигуры. Перемена одежды с женской на мужскую, а у мужчин завивка волос и крашение губ являются потерей чувства своего пола, психическим сдвигом, а нередко выражением извращенного чувства. Один пожилой человек рассказывал мне, как в его детстве устроили маскарад. Родители готовили для своих детей необычайные одежды. Одного одели в индейца, другому сделали маску медведя, а его нарядили в длинное женское платье, покрасили губы, почернили ресницы и так приготовили к маскараду. И он вспоминал, что неожиданно почувствовал себя женщиной и в его душе проснулись какие-то необычайные похотливые чувства. Никогда, ни до, ни после этого, ничего подобного с ним не случалось. Это было живое ощущение перемены пола у ребенка.

В настоящее время, параллельно с переменой одежды, все более распространяются извращенные сексуальные отношения, которые подобно цунами затопили землю. Теперь убеждают людей, что извращения естественны, так как зависят от гормональной системы. Но Мертвое море, ставшее могилой содомлян, с их гормональной системой, является вечным, неразрушимым памятником того, как мерзок пред Богом этот грех. Содом был испепелен огнем, сошедшим с неба; его руины поглотило море, а долина вокруг него превратилась в солончак, где в течение трех тысяч лет не росли деревья, не строились города и селения, бедуины не пасли стада овец, и даже рыба не могла жить в водах Мертвого моря.

В Библии имеется грозное прещение, подобное проклятию, на мужчин, надевающих женскую одежду, и женщин, носящих мужскую.

Целомудрие это всеобъемлющая заповедь. Оно должно быть внутренним состоянием человека и проявляться во внешнем. Христианин должен быть целомудренным и при людях и наедине. Без целомудрия невозможно стяжание благодати, а без благодати – радость на земле и вечное спасение на небе.

 

http://karelin-r.ru/




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

наталья 23.05.2019 в 10:14:06

Одежда становится ныне проблемой, одежда православных. Вижу, как даже батюшки делают "модные куколи" на затылке, причёски на голове. А женщины по-прежнему ходят на Литургию в джинсах, наклонилась до земли в молитве и увидел ты перед собой зад... Одежда для православного человека ныне больше, чем одежда. Одежда декларирует твою принадлежность к Православной Церкви. Очень скоро так одетых будут, может, и побивать, потому что именно одежда показывает: я верю! Так что всё не так уж просто: подумаешь, лишь бы в храме были, а в чём - неважно. ВАЖНО! У женщин, которые уже не одно поколение ходят в брюках, даже фигура изменилась, плечи стали шире, а таз - уже. Мужеет женщина, потому что одежда - это тоже дух!

Владимир Юрганов 18.05.2019 в 12:07:18

Тут прогремела матушка Оксана Зотова, которая в пост приняла участие в конкурсе красоты... Задумался... Да оказалось, что дело-то не в сем конкурсе.. Матушка трудилась-то не приходе, а работала "косметологом". То есть губы силиконом бабам накачивала, брови татуировала да сахарной пастой волосы в интимных местах выдирала. Такая профессия и неверующему-то позорна, а не то что матушке. Думаю, даже матушка Ксения Охлобыстина на приходе трудилась, а раз уж прижало их, о. Иоанн отпросился за штат, дабы не совмещать доходную работу со священничеством. Оксана же Зотова рассуждает иначе. Главное - деньги. а каким путём добывать - не важно. Откуда же берутся матушки такого рода? Матушка Олеся Николаева в книге "Небесный огонь" описывала откуда. Незадолго до рукоположения семинаристы вдруг начинают носиться по городу, ища себе спутницу жизни, и в ход идет любой товар. Неважно кто, лишь бы успеть до рукоположения. Думается - как раз вот в этом - корень зла... а не то что матушка в конкурсе приняла участие... Ну неверующую её замуж, вот и принимает...

Сергей 17.05.2019 в 06:26:13

Отрастил бороду и длинные волосы, чем вызываю раздражение у части братьев и сестёр на приходе. Если мы говорим о внешнем виде женщин в храме, то почему так мало о внешности православных мужчин? Мне говорят - подстриги, что бы было красиво, но на мой взгляд стриженные бороды и волосы выглядят просто уродливо, особенно на священнослужителях и монахах.

Роман 16.05.2019 в 20:48:27

Апостол Павел писал еще тогда. "И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют" (Рим.1:25-32).
Одежда стала соответствовать образу мысли и жизни, но все же не все такие плохие и по одежке, конечно же, встречают, но провожают по уму. С детства человеческую душу приучают носить модное так сказать платье, в Европе приучают к еще более извращенному поведению, но все, же мы видим, идет борьба посмотрите, например, во Франции, миллион человек вышло на улицы Парижа проголосовать за семейные ценности, и у нас, активисты ЛГБТ, постоянно бывают биты. Будем, молится братья и сестры, чтобы не испробовать на себе огонь с неба.

варвара 23.08.2016 в 13:29:49

Владимиру Юрганову.
Разве вы не поняли, что речь идет не о платке, а непристойной для храма одежде, в которой стыдно даже из дома на люди выходить?

Агапит 08.08.2016 в 16:15:46

В. Юрганову и Варваре.
"Никогда, о человек, то, что относится к Церкви, не исправляется через компромиссы", сказал однажды св. Марк Эфесский. И одежда не исключение. Везде развешаны объявления о внешнем виде входящих в храм. И если человек действительно идёт к Богу, движимый Промыслом, то не нужны ему никакие объявления, здравый смысл подскажет, как одеться. Если войдёт "захожанин" в шортах, движимый праздным любопытством, то ему следует очень вежливо указать на выход. Больше уважать станет. Иначе мы скоро и "пусек" станем блинами кормить, и педерастов причащать да венчать - вдруг и они к Богу пришли?!

Владимир Юрганов 08.08.2016 в 09:00:12

Варваре
Раз я видел в храме, как бабушка привела двух внучек исповедаться... уж не знаю как она их уломала... Одной лет 12, другой лет 15-16. Если на первую она повязала платок, то вторая категорически отказалась. Причем довольно резко. Ну бабушка от неё и отстала. Осталась девица там стоять простоволосая, возвышаясь над прочими на голову. Ростом Господь не обделил... Стояла там, зевала, чувствовала себя не в своей тарелке. После вышла в придел, где свечная лавка, книжки полистала там. Вернулась обратно. Гляжу, стала исподтишка креститься, наскоро осеняя себя. А после и вместо со всеми нормально. Я вот думаю, она мож кого и смущала там. Но куда важнее, что у неё ростки веры пробиваются. Не в "правила" вера, но в Бога. А выгони её из храма, что без платка - не будет у Бога под сенью ещё одного человека. Так что верно вам священник сказал.

Варвара 07.08.2016 в 21:05:38

Работаю в мужском монастыре за ящиком, сказать, что к нам приходят полуголые, это ничего не сказать. Священник нашего монастыря на мое возмущение сказал, что они к Богу пришли, а не к тебе. Это правда, к себе бы я в таком виде не пустила бы, а к Богу можно.... Как научится следить только за собой, не смущаясь откровенными шортами и пр.?
И ещё: у прп. Серафима дошедшее до нас облачение было оч. скромным! А сейчас все в золотых ризах, а прп. Серафимов нет! Эта роскошь как-то влияет на духовную жизнь?

Агапит 06.08.2016 в 22:24:25

К моему удивлению, в арабском православном храме г. Вифлеема были разставлены скамьи на манер католиков, смуглые дамы были без головных уборов и ярко накрашены. Понимаю, что это - калька с греков, с европравославных... у нас в неообновленческом храме о. А. Борисова всё же поскромнее будет.
А вообще западная мода на полуголых девиц захватила даже Кавказ, причём именно постхристианские его народы. Муслимы пока держатся.
Что до мужчин, то мужская одежда у меня вызывает отторжение лишь одна: шорты на городских улицах. Ну и всё-таки православному мужику подобает носить аккуратные бороду и усы.

Владимир Юрганов 06.08.2016 в 18:20:07

Виктору П.
Если ты не знаешь что такое дерюга, то не инородец ли ты, взявшийся поучать русских?
Алексею.
Не следует свою безграмотность выставлять своим достоинством. Напоминает рассказ, где объявили, что шум не должен превышать 60 децибел, а такой же "грамотей" вроде тебя начал всех вокруг белками стращать, в своем воспаленном мозгу переиначив слово на похожее, знакомое ему, но не имеющее к делу никакого отношения. Продолжай быть неучем и дальше. Но лично я считаю твои выпады провокацией, цель которой - выставить "Благодатный огонь" сборищем безграмотных кликуш.

лариса 04.08.2016 в 20:08:14

Спаси Господи архимандрита Рафаила за статью, которая написана в 2009 году, но ее актуальность постоянна.
Уважаемая редакция, где можно узнать о состоянии здоровья всеми уважаемого архимандрита Рафаила?

Виктор П. 04.08.2016 в 14:39:55

Натали.
Благодарю за ответ. Действительно, если представить, на секунду, как в такой ситуации человек размышляет, то всё понятно... Ларчик, действительно, просто открывался. Так же, видимо, возможна и другая форма тщеславия, когда, например, человек специально именно дорогую одежду надевает, хотя бы и не вызывающую.
Юрганову.
Насмешил ))) Ты какой-то очень предсказуемый тролль: если не вызывающая одежда - то это, именно и несомненно, только "драная дерюга". "Значит ты дала ему ключ!" (с) Клоун. Я, кстати, даже не знаю что такое дерюга, да и пофиг.

Алексей 04.08.2016 в 12:19:07

Владимиру Юрганову 04/082016 в 11:36:46
Смейтесь и дальше с другом микологом над гендерами. Как бы плакать не пришлось. Именно учёная дремучесть не позволяет называть гендеров извращенцами, так как именно учёные вместе с извращенцами породили эту беду. Сегодня это слово уже юр. понятие со всеми вытекающими...

Владимир Юрганов 04.08.2016 в 11:36:46

Гендер - это псевдо-синоним слова "пол", дающий расширенное толкование. Это как бы "социальный пол". Либералы настаивают на 6 гендерах (по-моему 6 полов у грибов! мы смеялись по этому поводу с другом микологом над "гендерами") - мужской, женский, гетеросексуальный, гомосексуальный, трансексуальный и ещё какой то забыл... слово пол они стараются везде заменить словом гендер. Ну вот мне не понятна роль "гетеросексуального". Если есть мужской и женский, то гетеросексуальны - это когда они вместе что ли? Надо стараться пресекать употребление этого слова вместо пола, осознавая, что гендер это именно пол. И требовать, чтобы употребление слова пол не подменяли этим нововведением.

Владимир Юрганов 04.08.2016 в 11:29:18

Алексий пишет:
/// Так что, уроды (гендеры), формально уже в Церкви Православной обретаются. ///
Думаю, не надо безграмотностью подставлять этот ресурс, чтобы на него показывали пальцем, как на сборище дремучих неучей. Гендер - это НЕ ПЕРСОНА. Гендер - это синоним пола. Мне не нравится это слово, но выплескивать глупые фантазии, что это якобы название человека, явно провокация. Слово это вводится, чтобы им заменить якобы слишком узкие "пол" (и латинское sex). Но к именованию извращенцев это слово отношения не имеет, хотя под него и пытаются их легализовать.

Владимир Юрганов 04.08.2016 в 11:26:57

Виктору П.
Женщина должна быть в струе моды, чтобы не выделяться... ни в сторону моды устаревшей, ни в сторону моды ультрасовременной. Придет она во храм в драной дерюге - это будет так же нескромно, как и миниюбке или шортах. ибо цель того и другого - привлечь внимание. В наш храм ходила одна дамочка, художница. Наряды её соответствовали всем негласным правилам. Юбка длинная. Волосы под головным убором. Но детали делали этот всё ужасно вызывающим, хотя вроде бы скромным. Умелица-художница. Вот и не знаю как и относиться.

алексей 03.08.2016 в 22:44:02

Анатолию 03/08/2016 в 16:50:56
Арх. Собор РПЦ 2-3.02.2016 не одобрил, а принял документ «Миссия Православной Церкви в современном мире». Одобрен он был в Шамбези. Готовился долгие годы. Это документ вступил в силу и приобрел нормативный статус канона (закона) в пределах Русской Церкви. В этом документе, в двух местах, в английской версии (вступление и п.3, раздела Д) употреблен термин «гендер». Синод РПЦЗ увидел и понял весь ужас введения этого термина в православный документ и 13 апреля 2016 г. в своем обращении потребовал корректировки понятий документа. Но всё осталось как есть, по состоянию на сегодня – 03.08.2016 г. <...>
От редакции: Документ «Миссия Православной Церкви в современном мире» не принимался на Архиереском Соборе в феврале 2016 г. Так что он не вступил в силу и не приобретал нормативный статус канона (закона) в пределах Русской Церкви. Не надо лжесвидетельствовать и наводить тень на плетень.

Натали 03.08.2016 в 22:01:30

Виктору П.
***Но для чего в храм (!) ходить в нескромном наряде?***
Если до храма есть тщеславие, то оно будет и в храме. Умножить это на нынешнее развращение умов в целом (а женщины более слабы и подвержены...). Получаем результат.

Виктор П. 03.08.2016 в 21:06:02

С первым комментарием Антона нельзя не согласиться. То, что это всеобщая тенденция (так же одеваются женщины на т. н. Западе) не утешение, а, скорее, ещё худший симптом.
***Храмы тоже стали наполняться женщинами вольно одетыми. ***
Что да, то да. Вопрос - если кто-то из дам, читающих, сможет и захочет пояснить. Ладно, просто по улице - оставим. Но для чего в храм (!) ходить в нескромном наряде? Это выше моего понимания. Возможно, есть подобная же проблема и с мужеским полом, но я её, естественно, не могу видеть.
P. S. Вообще, по одежде: существует огромное количество вариантов невызывающей одежды, которая более чем комфортна в жару.

Анатолий 03.08.2016 в 16:50:56

Алексей 03/08/2016 в 12:21:00
***Архиерейский Собор 2-3 февраля 2016 утвердил право существования гендера в Церкви Христовой.***
Это произошло, когда архиереи одобрили проект документов к волчьему собору? У меня в связи с этим возникает вопрос: Они действительно архиереи или ряженые? Это пастыри или волки в овечьих шкурах?

Дмитрий 03.08.2016 в 14:35:30

Дожили... Теперь красивая женщина - та, что не красится и не одевается в мужика или в шлюху. Редко, но встречаются такие. Мизерное меньшинство. Зато сразу видно - перед тобой человек, у которого есть душа (он знает о душе!). Как никогда ясно, что одежда - показатель целомудренности человека. Проще стало разобрать. Хотя и разбираться-то не в ком.

Алексей 03.08.2016 в 12:21:00

Всё верно, но о форме одежды уже поздно горевать. Проехали. Сегодня уже тела меняют как головные уборы. Гендерная идентичность называется. Архиерейский Собор 2-3 февраля 2016 утвердил право существования гендера в Церкви Христовой. Колимварский собор июня 2016 г. также одобрил эту форму бытия. Так что, уроды (гендеры), формально уже в Церкви Православной обретаются. А ведь "женский" гендер - это всего лишь мужеложник, изуродовавший свое тело до неузнаваемости ради сатанинской похоти. О "мужском" гендере и вовсе страшно говорить, ведь это не просто обезумевшая баба, но сам сатана измывающийся над мужской ипостасью. Что делать дальше с этим архиерейским подарком Господь укажет. Однако пол человеческий уже назван гендером. Назван Церковным начальством.

Антон 03.08.2016 в 11:52:00

Прав, сто раз прав, архимандрит Рафаил. Выходишь на улицу и глаза деть не куда. Женщины одеты крайне развратно, как Иоанн Златоуст говорит, что такая женщина ядовитая чаша для неразумного юноши. Иногда смотришь на басурманских женщин и думаешь, в чем же проблема христианки одеться так же или хотя бы не развратно. Тщеславие, что скажут или подумают окружающие, вот и причина. Храмы тоже стали наполняться женщинами вольно одетыми. Ради этого разврата и алтарь то закрыли во времена Василия Великого. А при нынешнем разврате во сто крат худшем, некоторые хотят престол на середину, да алтарь открытый. К каким бедствиям это приведет, даже страшно подумать.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс