Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Апология сервилизма вместо защиты Православия.
О протодиаконе Андрее Кураеве, украинских иерархах и киевской хунте

11.07.2014
Тимур Давлетшин


Некогда я восхищался блестящим умом диакона (ныне протодиакона) Андрея Кураева. К нему как богослову имеются немалые претензии, но, на мой взгляд, он является ярким апологетом Русской Православной Церкви. Однако последнее время он все чаще разочаровывает меня. Главным образом это связано с его весьма странной позицией по украинскому кризису.

Вот и его статья в ЖЖ «“Профиль” об украинской церковной политике»[1] вызвала у меня не просто недоумение, но настоящее возмущение. Убедительная в некоторых частностях, она является совершенно неправильной в корне. О. Андрей поставил в этой статье целью защитить официальную позицию Церкви от «нападок патриотов», причем не только с виду нейтральную позицию Патриарха (обусловленную, на мой взгляд, нежеланием подставить Православную Церковь на Украине, дать повод для гонений), но и позицию некоторых украинских иерархов, прямо поддержавших нынешнюю украинскую хунту.

О. Андрей пишет: «Украинская православная церковь могла бы оказаться над политической схваткой, если бы речь шла о выборе между партиями либеральных демократов и демократических либералов. Но когда речь идет о существовании самого государства (а сегодня все понимают, что на повестке дня стоит именно вопрос о выживании Украины как самостоятельного государства), было бы странным, если бы Церковь, которая считает себя Церковью данного народа, в эти дни говорила только о Небе или о бразильском футболе».

Вроде бы правильные слова, но на самом деле все обстоит таким образом, что выживанию Украины угрожает вовсе не Россия, а пришедшая к власти проамериканская хунта, опирающаяся на радикалов-националистов. Если украинских иерархов так беспокоит украинская государственность, то им следовало бы возвысить свой голос, когда в защитников этой государственности – бойцов «Беркута» и солдат внутренних войск кидали «коктейли Молотова». Если кто-то из иерархов и выступил против этого беззакония (к примеру, митр. Агафангел в своей проповеди), то это прозвучало довольно слабо на фоне других иерархов, либо просто промолчавших, либо прямо поддержавших революцию. К примеру, митр. Александр (Драбинко) даже стихотворение написал о «Небесной сотне» и выложил в соцсети. Процитирую кусочек, хоть это и графоманство бездарнейшее:

«Свободу Сам Господь нам дал,
Те же нас делали рабами,
Но цепи наш народ порвал,
Изгнал возмнившихся богами

Небесной сотне дай покой
Ты, Господи, земли и неба!
Ушли За правду данную тобой,
За синь небес и злато хлеба»
[2].                

О. Андрей пишет: «В многовековой православной истории устоялось как норма: Церковь поддерживает и молится о властях и воинстве той страны, где она осуществляет свое служение. Даже в том случае, если эти власти и воинство не принадлежат к православному миру.

Греческие православные епископы в Турецкой империи служили молебны о победе над русской армией. Константинопольский патриарх Мелетий в 1845 г. любил (в присутствии турецких чиновников) говаривать: “Дайте мне хоть небольшой кусок тела какого нибудь русского, и я изрублю его на мельчайшие части”» (Цит. по: Преосв. Порфирий (Успенский). Первое путешествие в Афонские монастыри. Ч. II. Отд. 1. Киев, 1877)».

Я не против молитвы Церкви и властях и воинстве своей страны, даже безбожных, но цитатой Константинопольского патриарха о. Андрей меня весьма удивил. Это что, аргумент в защиту «патриотической» позиции украинских иерархов? Представляю, как обрадовались воинствующие безбожники и прочие враги Православия, прочитав это! Какой сильнейший аргумент они получили в пользу своей борьбы против Церкви! Только на самом деле слова этого патриарха – вопиющий пример отступления от Христа. Если бы мне процитировали сие высказывание без указания авторства, то я подумал бы, что это говорит какой-нибудь маньяк или безумный фанатик. Впрочем, нет никаких сомнений, что это были просто слова. Не думаю, что если бы владыке предоставили такую возможность, он бы принялся рубить «кусок тела какого-нибудь русского». А ведь эта турецкая власть была оккупационной в глазах греков. Еще преп. Максим Грек призывал русского царя Василия III освободить Константинополь от агарянского ига. А ведь он не был неким церковным диссидентом своего времени – греческие иерархи того времени мечтали о том же самом. Допустим, патриарх Мелетий осознал их неправоту и проникся любовью к турецким властям. Но зачем же выражать эту любовь таким странным образом? Не надо путать сервилизм с патриотизмом.

Впрочем, эта приведенная о. Андреем цитата константинопольского каиафы очень даже кстати. Она является великолепнейшей иллюстрацией позиции украинских церковных лжепатриотов. Если, конечно, она не приписана греческому патриарху ложно (епископ Порфирий пишет с чужих слов).

Кстати, там же у епископа Порфирия еще кое-что про этого константинопольского патриарха написано: «Константинопольский патриарх Мелетий (правил Церковью неполный 1845 г.), когда он представлялся султану Абдулу-Меджиду, поцеловав его ногу, сказал: “Ныне отпущаеши раба твоего, владыко, по глаголу твоему с миром, яко видеста очи мои спасение твое, еже еси уготовал”»[3]. Что ж о. Андрей это не процитировал для полноты картины? Ведь читал же наверняка.

И еще кое-что из епископа Порфирия, только уже из другого сочинения (История Афона. Ч. III. Отд. 2. С. 595): «В 1854 году, когда длилась война нашего Севастополя, Вселенский патриарх, конечно Константинопольский (но какой – у автора не сказано, вернее всего Анфим VI), по желанию и повелению султана Абдул-Меджида извитийствовал и обнародовал молитву для православных христиан, в которой испрашивались у Бога победы нашим врагам, а нам (т е. нашему христолюбивому воинству) – поражение… Эта молитва была прислана и на Афон. Но здесь ее не читали ни в церквах, ни в кельях» [там же]. Вот так-то! Не стали афонские монахи молиться о победе Турции (вместе с Англией и Францией) над Россией во время Крымской войны.

Другой пример, казалось бы, более удачен. О. Андрей пишет: «Когда началась русско-японская война, основатель Японской православной церкви епископ Николай (Касаткин) собрал своих учеников – японских священников и сказал: “В нашей Церкви так принято, что мы молимся о той стране, на территории которой несем свою службу. Но если я буду молиться о победе японского императора над русским царем, то наверное возникнет подозрение, что я это делаю неискренне. Поэтому я на время этой печальной войны уйду в затвор. О чем я буду молиться в своей келье, это мое дело, а вам, как японцам, следует молиться о победе вашей страны, вашей армии”».

Протодиакон Андрей не первый, кто вспомнил о примере св. Николая Японского в связи с украинским кризисом. Ранее этот же пример приводил митрополит Августин (Маркевич), призвавший к защите Украины от российских «оккупантов» (см. мою статью «Революционный “патриотизм митрополита Августина (Маркевича)»). Однако на самом деле этот пример тоже неудачен. Дело в том, что русско-японская война по большому счету была несправедливой с обеих сторон. Ни Россия, ни Япония не защищали собственную землю. Это была война за чужие территории (Маньчжурия, Китай). Две могущественные империи сцепились в борьбе за влияние. Поэтому св. Николай просто напомнил о долге перед своим Отечеством. Думаю, что если бы он дожил до того времени, когда к власти в Японии пришли милитаристы, союзники нацистской Германии, он либо промолчал бы, либо произнес бы совсем другие слова.

Св. Николай поддержал патриотизм японских христиан, не желая, чтобы они становились некой пятой колонной для собственного народа. На Украине же пятой колонной сегодня является сама власть, пришедшая на «штыках» ультранационалистов и при прямой поддержке Запада.

Кстати, у св. Николая есть интересная запись в дневнике: «Образовалось общество сорванцов разрушить Миссию и убить меня; десять человек из них схвачены и посажены в тюрьму за это; независимо от них еще один готовился убить меня, но его арестовали и нашли сумасшедшим, потому отправили под конвоем на родину, где он посажен в домашнем аресте в клетку. На днях было большое собрание с воинственными речами, и один выступил с темой “Никорай” и начал было доказывать, что меня для блага Японии надо уничтожить, но полицейский остановил его. Что опасность для меня не шуточная, показывает следующее: два дня тому назад 30 полицейских охраняли Миссию ночью, так как враги собирались в эту ночь разгромить Миссию и убить меня. А что такой казус возможен, доказывается тем, что сутками раньше толпа в 40 человек напала на редакцию “Нироку-симбун” за то, что будто бы в составе ее есть русский шпион, и разнесла ее — побила окна, внутри все переломала. Все эти приятные новости сообщены Акиле Кадзима знакомым  ему полицейским, а Кадзима просил Павла Накаи передать мне в предосторожность. Спасибо полиции, что охраняет Миссию; без нее бы давно уже беды наделали японские ultra-патриоты»[4].

Как видим, японские власти проявили в то время себя с самой положительной стороны. Совсем другое мы узнаем об украинской власти, даже не пытающейся остановить своих ultra-патриотов. Все мы знаем, как вела себя милиция во время одесской бойни. Даже попытки обуздания ultra-патриотов не было. А та милиция, которая ранее пыталась противостоять этим ultra-патриотам в Киеве, сама жестоко пострадала от них.

У одного из активных участников майданной революции, бывшего бойца самообороны Майдана, а ныне бойца карательного батальона «Айдар» Максима Мазура на странице «ВКонтакте» есть следующая запись: «Украинцы – очень добрый народ. Мы любим родную милицию, и нам больно смотреть, как она часами мёрзнет на холоде. Поэтому с помощью коктейлей Молотова мы пытаемся передать милиционерам частичку тепла»[5]. Весьма своеобразный «патриотизм»! Кстати, о бойне в Одессе его пост еще циничнее: «По некоторым данным в Одессе в здании Профсоюзов сгорело около 30 сепаратистов. Хорошая всё-таки традиция – устраивать шашлыки на майские праздники!»[6]. И что особенно характерно – у этих постов – куча «лайков». И после этого нам говорят, что на Украине нет никаких фашистов, что мы их выдумали!

Нет на самом деле войны России и Украины. Идет война между Украиной Богдана Хмельницкого и Украиной Мазепы, Украиной Ковпака и Украиной Бандеры и Шухевича. Я не сомневаюсь, что наши помогают новороссам, равно как и американцы помогают «бандеровцам», но прямой войны нет. Украинские вояки сражаются вовсе не с Российской Федерацией, а с собственными гражданами, не желающими подчиняться незаконной власти. Кстати, у них была прекрасная возможность проявить свой патриотизм, когда российские «оккупанты» разоружали украинские воинские части в Крыму. Однако никакой героической обороны Крыма от российских «оккупантов» мы не увидели. Только одна часть отказалась разоружиться, и покинула территорию Крыма с оружием. На Украине их превозносили до небес, хотя это абсолютно нормальное поведение. Более того, большая часть украинских военных, находившихся в Крыму, приняла решение служить в Российской армии. Это уж совсем позор для «незалэжной Украины».

Неужели украинцы – трусы? Нет, это не так. Малороссы – народ, который дал нам замечательных героев, защищавших сначала Российскую Империю, а потом – Советский Союз. Если вспомнить ту же оборону Севастополя во время Крымской войны 1853–56 гг, то те, кто знаком с ее историей, знает имена матросов Петра Кошки и Игната Шевченко. Оба – малороссы. Только Россия для них была Родиной, а не враждебным государством.

Почему же украинские военные в Крыму не проявили героизма? А потому, что не было у них мотивации воевать с «зелеными человечками». За что воевать? За революционеров, кидавших «коктейли Молотова» в «беркутовцев» и солдат внутренних войск? За политиков, которые науськали украинских националистов, наследников Бандеры и Шухевича, на законную власть? Ведь население Крыма явно было не на их стороне (что и референдум показал).

Очень возмутили меня слова о. Андрея о тех священниках, кто выступил против хунты: «Да, и на Украине есть люди, которые всецело погрузили себя в политико-информационный контекст России, причем сделали это не сейчас, а довольно давно. Это их выбор, их карьера. Некоторые из них уже убежали в Россию. Их задача – оправдать свое бегство. Судить по их словам о мнении украинцев – то же самое, что о Русской Церкви 90-х годов судить по словам бывшего священника Глеба Якунина. Например, переехавший в Москву бывший секретарь Одесской епархии Андрей Новиков не выражает даже точки зрения своего бывшего митрополита. Тот уже в конце мая на державной мове написал Порошенко: “Еще раз заверяем Вас в том, что все духовенство и верующие многонационального Одесского региона всегда были и остаются с народом незалежной Державы. Про это наши постоянные молитвы. Боже Великий, Єдиний, нам Украïну храни”».

Это уже совсем нехорошо со стороны о. Андрея говорить о тех, кто бежал от репрессий киевской хунты в Россию, что они стремятся «оправдать свое бегство», и тем более, сравнивать их с предателем Церкви и русофобом-западником Глебом Якуниным. Даже если эти люди «всецело погрузили себя в политико-информационный контекст России», то это вполне нормально и объяснимо. Ведь то, что Россия оказалась для них заграницей – это не их желание, а решение нечистоплотных политиков. Народ, во всяком случае, в восточной его части, вовсе не желал «незалэжности». Значительная часть населения Украины (на Юго-Востоке, по крайней мере) действительно настроена пророссийски, тем паче, что на Юго-Востоке живет значительное количество великороссов (В Крыме, потерю которого не могут нам простить «свидомые», – подавляющее большинство). Неужели священники не имеют права на свою гражданскую позицию? Или они только тогда на нее имеют право, когда она совпадает с политикой правящей власти, пусть и революционной?

И напрасно о. Андрей противопоставляет того же о. Андрея Новикова митрополиту Агафангелу. На самом деле митрополит Агафангел никогда не скрывал своих пророссийских взглядов, и у него уже давно очень большие проблемы с украинскими националистами.

В 2008 году, при «оранжевом» президенте Ющенко (совмещавшим симпатии к националистам-«бандеровцам» с любовью к западной «демократии»), владыка очень отрицательно отнесся к стремлению «оранжевой» клики присоединить Украину к блоку НАТО, который владыка назвал «зверовидным блоком»: «Депутат Одесского областного совета, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел заявил, что “втягивание Украины в НАТО недопустимо”, сообщает информационный сайт Одессы Misto.odessa.ua. “Православная церковь обеспокоена попытками втягивания страны в Альянс, являющийся, по сути, зверовидным блоком, исповедующим двойные стандарты”, – сказал владыка, выступая на очередной сессии областного совета.

Митрополит Агафангел … призвал учесть пожелания православных верующих, “которые высказывают свое беспокойство по поводу пропаганды НАТО, проводимой сейчас и в школах”. По словам митрополита, в школах учат, что “НАТО – это хорошо, что Альянс нас сделает европейским государством, хотя мы в центре Европы”. “Нам есть чему учить наших детей, есть культура, религия, наши моральные принципы”, – сказал одесский владыка. “Все мы видим действия этого блока в Косово, видим и то, что предпринимается сейчас в отношении России. НАТО это кровь, война, слезы, – заявил митрополит Агафангел. По словам одесского архиерея, православная общественность города собрала уже более 7,5 тысяч подписей против вступления страны в НАТО»[7].

У владыки Агафангела уже давно весьма большие проблемы с украинскими националистами, о чем он еще ранее (в 2000 году) поведал в заявлении: «Хочу отметить, что неоднократно в течение последних лет в мой адрес направлялись по телефону и в анонимных письмах провокации с угрозой физической расправы. 22 ноября 1996 года в 10.30 утра неизвестный, назвавшийся “патриотом” Украины от РУХа, позвонил мне по телефону и, выражаясь площадной бранью, угрожал мне физической расправой за то, что я выступаю против автокефалии. Об этом тогда мною в известность был поставлен начальник СБУ в Одесской области Борисенко Л.И. Хулиганствующий извинился по телефону. Телефонные звонки со словами: “чемодан, вокзал, Россия” неоднократно поступают в мою резиденцию. Националистические силы не устраивает моя твердая принципиальная позиция по вопросам церковного единства и предоставления автокефалии УПЦ. В дни пребывания в Москве, в августе 2000 года, на юбилейном Архиерейском Соборе угроза на предмет физической расправы со мной и наместником Свято-Успенского Одесского мужского монастыря архим. Алексием снова повторилась по телефону»[8].

Может быть, после смены власти в результате победы оранжево-коричневой революции владыка изменил свои взгляды? Но вот его слова в мае уже этого года: «7 мая 2014 года митрополит Одесский и Измаильский Агафангел выступил с открытым обращением к представителям ООН и ОБСЕ на Украине, а также киевским властям, в котором попросил защитить Церковь от экстремистов, открыто угрожающих священникам.

«По Украине прокатилась волна нападений на священников канонической Украинской православной церкви и попыток захвата православных храмов. В осаде побывали Киево-Печерская и Почаевская лавры. В Сумах угрожали сжечь заживо (“коктейлями Молотова”) архиепископа Евлогия вместе с кафедральным собором и епархиальным управлением. Некоторым священникам канонической Церкви угрожали физической расправой. В том числе и мне, управляющему Одесской епархией», – отметил митрополит. По мнению митрополита, попытки изгнать православных верующих из их храмов «раскалывают общество и разжигают религиозную вражду», а также «нарушают основополагающие и неотъемлемые права людей на свободу вероисповедания». Он подчеркнул, что уже сегодня «массовые беспорядки и угроза военных действий привели к противостоянию иного порядка – духовному противостоянию»[9].

Тут мне могут сказать, что владыка здесь выступает не против власти, а против радикалов. Но разве не эти же радикалы привели хунту к власти, не эти ли радикалы и до сих пор являются «Железной гвардией» этой самой хунты? Не они ли составляют карательные батальоны «Айдар», «Азов» и др.?

И в процитированных о. Андреем Кураевым верноподданнических словах владыки нет ничего противоречащего предыдущим заявлениям. То, что «все духовенство и верующие многонационального Одесского региона всегда были и остаются с народом незалежной Державы» отнюдь не означает, что они поддерживают хунту – это было бы прямой ложью. Особенно после Одесской бойни. Да и произнес эти слова митр. Агафангел, видимо, для того, чтобы избежать гонений на Церковь со стороны революционной власти, у которых его предыдущая позиция и особенно протест против действий радикалов (революционной гвардии) наверняка вызвали раздражение.

Еще один момент я подметил в позиции украинских иерархов. Я заметил, что самыми преданными слугами нового режима оказываются именно те иерархи, которые мечтают отделиться от Московского Патриархата. Они прямо таки соревнуются в этом с неканоническим «Киевским Патриархатом» (непризнанным другими Церквами), сами же в этот неканонический Патриархат не хотят, а хотят признанной автокефалии. Украинский кризис – удобный повод для этого. О. Андрей сказал в общем-то правильные слова о том, что Церковь не должна становиться некой пятой колонной для собственного народа (хотя на самом деле на Украине сегодня ситуация сложилась таким образом, что пятой колонной для нее является как раз сама власть). И вот под этим предлогом они вполне могут потребовать автокефалии.

Вожаком «автокефалистской группировки» в УПЦ МП является митрополит Александр (Драбинко), чье графоманское стихотворение о «Небесной сотне» я цитировал выше. Вот ещё ярчайший пример – митрополит Черкасский Софроний. На сайте его епархии мы читаем: «Митрополит Софроній відвідав блокпости й благословив тих, хто готовий дати опір непроханим гостям». «Непроханные гости» – это защитники Новороссии, конечно же. То, что там есть добровольцы из России (как они были в Сербии и в XIX веке, и в наше время) – правда, но подавдяющее большинство защитников – это сами новороссы. А вот другое интереснейшее его заявление: «Проанализировав теперешнее политическое состояние в Украине и состояние нашей Церкви на перспективу, я пришел к выводу, что период жизни нашей Церкви, начиная с 1992 года и до настоящего времени, потерян, и это меня наводит на мысль, что нам всем необходимо без любых политических предпосылок и амбиций подумать, как нам жить дальше. Допустим ли мы своей бездеятельностью, что за нас все сделает Михаил Денисенко, – а он не спит, – или нам самим нужно решать вопрос относительно нашего статуса и статуса нашей Церкви в Украине? … Свою жизнь я посвятил народу, за который страдаю и молюсь, а потому я обращаюсь ко всем вам, архиереям Канонической Украинской Православной Церкви: оставим после себя красивый след… Мне непонятно, почему наибольшая по количеству верующих людей Православная Церковь мира не может без кого-либо самостоятельно руководствоваться в своей жизни. Еще раз повторяю: самые благоприятные условия для приобретения статуса независимости для нашей Церкви – теперь; если мы сегодня или завтра не воспользуемся этой возможностью, то послезавтра будет уже поздно…»[10].

Условия для приобретения статуса независимости оказались в 2005 году действительно были благоприятны. Смею предположить, что это связано с правлением «оранжевого» президента Ющенко, весьма благоволившего к украинским националистам (при нем гитлеровским пособникам Бандере и Шухевичу присвоено звание героев Украины). Но сейчас эти условия стали еще благоприятнее, и я подозреваю, что именно по этой причине владыка Софроний старается для киевской хунты.

Что ж, если малороссы окончательно решат, что великороссы им не братья и захотят церковной независимости, то мы никак не сможем им воспрепятствовать, как не смогли воспрепятствовать греки церковной независимости русских или болгар. Но только у меня вопрос: неужели поддержка революционных карателей – это цена независимости Украинской Церкви от Московского Патриархата?

Если те из украинских иерархов, кто прямо поддерживает действия хунты, находятся просто в неведении, то нам остается лишь молиться об их вразумлении. А это несложно. Для них вполне достаточно было бы пообщаться с простыми прихожанами Юго-Востока, а не только с привычным для них кругом сильных мира сего. Но если они делают это сознательно, надеясь получить прямую выгоду в виде канонической, признанной всеми Церквами автокефалии, то на них распространяетсяПостановление Собора Русской Православной Церкви 1943 года об отлучении и лишении сана перешедших на сторону фашистов представителей духовенства»).

Кто-то может сказать, что я неправ, потому, что там речь шла об изменниках Родины, а украинские иерархи, поддержавшие карателей, наоборот, выступают в роли украинских патриотов (хотя на самом деле сложно назвать это патриотизмом). Однако в сем постановлении осуждается не только сам факт измены Родине, но и пособничество фашистам: «Фашисты понесут справедливую кару за свои грабежи, убийства и прочие злодеяния. Не могут ожидать себе пощады и эти приспешники фашистов, думавшие поживиться за их спиной, на счет своих братий. Святая Православная Церковь, как русская, так и восточная уже вынесла свое осуждение изменникам христианскому делу и предателям Церкви. И мы сегодня, собравшиеся во имя Отца, Сына и Святого Духа, подтверждаем это осуждение и постановляем: всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как против Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик лишенным сана. Аминь»[11].

Ни в коей мере я не хочу объявлять всех лояльных киевской власти иерархов фашистскими пособниками. Просто лояльность лояльности рознь. Одно дело, когда речь идет просто о признании существующей власти и подчинения ей. Другое – когда иерархи сознательно и добровольно включаются в пропагандистскую машину этой власти, надеясь получить от этого прямые выгоды.

И еще. Кто-то может подумать, что политика сервилизма части иерархов УПЦ по крайней мере позволит выжить Православию. Я так не думаю. Напротив, эффект может быть противоположный. Рано или поздно украинский народ разочаруется в революции. И если в УПЦ МП восторжествуют сервилисты и откровенные пособники хунты, то позднее разочаровавшийся в революции народ может отвернуться и от Церкви, которая в его сознании будет связана с оранжево-коричневой властью.

Да, христиане во все времена молились за власти и воинство своей страны. Да, даже в те времена, когда этими властями были враждебные христианству силы, христиане являлись лояльными властям (до определенных границ). Причиной тому является сознание того, что даже эти власти поддерживают хоть какой-то порядок, что без них наступило бы полное беззаконие. Но на Украине сегодня власти сами способствуют этому самому беззаконию. Здесь весьма уместно вспомнить цитату блаженного Августина из трактата «Град Божий»: «При отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки; так как и сами разбойничьи шайки есть ничто иное, как государства в миниатюре. И они также представляют собою общества людей, управляются властью начальника, связаны обоюдным соглашением и делят добычу по добровольно установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей возрастает до таких размеров, что захватывает области, основывает оседлые жилища, овладевает городами, подчиняет своей власти народы, тогда она открыто принимает название государства, которое уже вполне усвояет ей неподавленная жадность, а приобретенная безнаказанность. Прекрасно и верно ответил Александру Великому один пойманный пират. Когда царь спросил его, какое право имеет он грабить на море, тот дерзко отвечал: “Такое же, какое и ты; но поскольку я делаю это на небольшом судне, меня называют разбойником; ты же располагаешь огромным флотом, и потому тебя величают императором”»[12].

Не буду вешать ярлык предателя на о. Андрея, которого я продолжаю уважать как апологета Православия (несмотря на его существенные промахи). Проблема мне видится в том, что он голос отдельных церковных иерархов, обласканных новой властью, и потому более громкий, чем голоса несогласных (таких, как митр. Агафангел), спутал с голосом Церкви. О. Андрей попытался защитить Церковь, но вместо этого у него получилась апология сервилизма.



Примечания

1. «Профиль» об украинской церковной политике. http://diak-kuraev.livejournal.com/665486.html
2. http://vk.com/id14584370?w=wall14584370_2471
3. Цит. по: А.П.Лебедев. История Греко-восточной церкви под властью турок (книга I) III. Отношение иерархии Греко-Восточной церкви и народа к турецкому правительству. http://www.holytrinitymission.org/books/russian/greki_pod_turkami_lebedev.htm#_Toc97378443
4. Дневники святителя Николая Японского (1870-1911 гг.) c 8/21 января 1904. Четверг. До 16 / 29 января 1904. Пятница http://blagozvon.ucoz.ru/_ld/3/337_dnevn.htm#t9
5. http://vk.com/id3392720?w=wall3392720_21710
6. http://vk.com/id3392720?w=wall3392720_25591
7. Владыка Агафангел: «НАТО – это кровь, война и слезы». Одесский митрополит выступил против вступления Украины в «зверовидный блок» http://ruskline.ru/news_rl/2008/09/15/vladyka_agafangel_nato_-_e_to_krov_vojna_i_slezy/
8. Заявление митрополита Одесского и Измаильского Агафангела. http://ruskline.ru/news_rl/2000/11/04/zayavlenie_mitropolita_odesskogo_i_izmail_skogo_agafangela
9. МИД РФ: Грубейшее нарушение основополагающих международных принципов на Украине носит целенаправленный характер. http://ruskline.ru/news_rl/2014/06/28/mid_rf_grubejshee_narushenie_osnovopolagayuwih_mezhdunarodnyh_principov_na_ukraine_nosit_celenapravlennyj_harakter/
10. Из публичного обращения архиепископа Черкасского Софрония к епископату УПЦ (июль 2005 года). http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1944/
11. Постановление Собора Русской Православной Церкви 1943 года об отлучении и лишении сана перешедших на сторону фашистов представителей духовенства. http://www.blagogon.ru/biblio/502/
12. Блаженный Августин. О граде Божьем. Книга 4, Глава 4. http://azbyka.ru/otechnik/?Avrelij_Avgustin/o-grade-bozhem=4_4

Благодатный Огонь



Голосование за статью
 - 
42
 /  - 
6
Комментарии:
Александр 14/07/2014 в 23:38:58
Непонятно, почему этого Кураева облизывают как телятю. Человечек позволяет себе слишком многое. Бесчестит Церковь, при этом получается, что сама Церковь и держит его для этого. В чем проблема-то? Трудно вырезать этот аппендикс? Или Церковь больна настолько, что уже не может уследить за каждой злокачественной болячкой? Или заигрались в политику?
Владимир П. 13/07/2014 в 21:11:11
ПОЧЕМУ ЦЕРКОВНЫЕ ВЛАСТИ НЕ ОТПРАВЛЯЮТ ТАКИХ КУРАЕВЫХ-КОЧЕТКОВЫХ НА ПОКОЙ? Или лучше и правильней сказать - выгнать из Церкви. Ведь явно видно, что от их уст только яд капает.
Псаломщик 13/07/2014 в 18:38:55
Тут был упомянут протоиерей Андрей Новиков, которого о. Андрей Кураев попытался представить этаким Глебом Якуниным и противопоставить митр. Агафангелу. Понятно, что это ложь. В свое время о. Новиков написал следующие статьи:
30 января 2008 года ПОЧЕМУ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СНЯТА АНАФЕМА С ИВАНА МАЗЕПЫ http://www.pravoslavie.ru/analit/5185.htm
14 мая 2009 года «МАЗЕПИНСКОЕ» БОГОСЛОВИЕ http://www.pravoslavie.ru/smi/37458.htm
Из этих статей видно, что о. Андрей Новиков выступал против снятия анафемы с предателя гетмана Мазепы, коего украинские националисты считают героем. Автокефалистам тоже выгодно это снятие анафемы. Причем мы видим, что полемика разгорелась в то же самое время, когда разгорелась полемика вокруг имени предателя ген. Власова. Думаю, что это звенья одной цепи.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Апология сервилизма вместо защиты Православия.<br>О  протодиаконе Андрее Кураеве, украинских иерархах и киевской хунте Православный журнал «Благодатный Огонь»

Апология сервилизма вместо защиты Православия.
О протодиаконе Андрее Кураеве, украинских иерархах и киевской хунте


11.07.2014
Тимур Давлетшин

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

15.11.2018
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

12.11.2018
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

8.11.2018
Диакон Илья Маслов

Для успешного противостояния Фанару необходима внутренняя зачистка наших либерально-церковных элит

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.10.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

6.11.2018
Константинопольский патриархат и русское старообрядчество: два взгляда

1.11.2018
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

4.11.2018
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

22.10.2018
Николай Каверин

Протодиакон Андрей Кураев – национал-предательство под видом миссионерства

15.10.2018
Николай Каверин

Томос стамбульского патриарха и его последствия для мирового Православия

12.10.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Стамбульский патриарх Варфоломей снял анафему с Филарета Денисенко.
«Киевский Патриархат» – «церковь» для неверующих

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

8.10.2018
Священник Георгий Максимов

Константинополь, автокефалия и протодиакон Кураев (ВИДЕО)

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

19.09.2018
Заявление Чистопольского епархиального Управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

12.09.2018
Новый ректор МДАиС архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

25.09.2018
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (†2018)

Меч обоюдоострый

4.09.2018
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

31.10.2018
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

20.08.2018
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 50-летию ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

13.07.2018
Священник Георгий Максимов

Папа Римский и встреча 7 июля: что это было?
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

7.02.2018
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

27.06.2018
Тимур Давлетшин

О пенсионной реформе, Божьем наказании и защитниках прав угнетателей.
Ответ на статью протоиерея Алексия Чаплина

31.01.2018
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

5.06.2018
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

8.03.2018
Протоиерей Александр Новопашин

Протоиерей Владимир Головин глумится над памятью Героя России летчика Романа Филипова.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

13.06.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Кризис в РПЦ на страницах Журнала Московской Патриархии (ВИДЕО)

14.02.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Святость воинского служения по учению Церкви.
Комментарий на заметку протодиакона Кураева «Мы пахали»

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

4.07.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О фанатизме

8.08.2018
Эдуард Биров

Без победы в Осетии не было бы ни Крыма, ни Сирии

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и креативное миссионерствующее монашество

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

28.01.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

15.01.2018
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

14.03.2018
Алексей Горожанин

Кураев и Благодатный огонь

17.06.2018
Ирина Воронцова

Старообрядческий епископ Михаил (Семенов) в контексте истории религиозного реформизма в России (1905‒1915 гг.)

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

1.01.2018
Протоиерей Константин Буфеев

К 100-летию перехода России с юлианского на григорианский календарь.
О целесообразности возвращения России к старому календарному стилю

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

4.02.2018
Александр Шунин

Современное единоверие – путь к единению или расколу?

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

19.06.2018
Михаил Кригер

К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

Протоиерей Константин Буфеев
Ересь кочетковщины

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

5.12.2017
Диакон Илья Маслов

После Архиерейского Собора-2017.
Размышления простого клирика

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

Николай Каверин
Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

24.10.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

7.12.2010
О «снятии анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

 

НОВОСТИ

15.11.2018
Технология «окон Овертона» в украинском церковном кризисе.
Об угрозе отрыва УПЦ МП от Русской Православной Церкви

13.11.2018
Евхаристическое общение УПЦ МП с Константинопольским патриархатом в настоящее время невозможно и прекращается.
Постановление Собора епископов Украинской Православной Церкви от 13 ноября 2018 года

13.11.2018
О несостоявшейся встрече Порошенко с епископатом УПЦ (МП) 13 ноября и возможном изменении тактики патриарха Варфоломея

01.11.2018
Вице-премьер Татьяна Голикова совершила акт агрессии против России, предложив заняться секспросветом школьников

28.10.2018
Стамбульский патриарх Варфоломей считает славян «унтерменшами» в Православии

25.10.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин: Президентом было озвучено христианское мировоззрение, ненавистное «просвещенцам», любящим записывать Христа в свои союзники

21.10.2018
Священник Георгий Максимов о распространении в соцсетях ложной новости о якобы «неподчинении» Святой горы Афон Константинопольскому патриарху

18.10.2018
Причины беспомощности церковной дипломатии ОВЦС, или Кто убаюкивал патриарха Кирилла «сказками» об Украине?

14.10.2018
Протоиерей Андрей Новиков предлагает созвать в Москве чрезвычайный Всеправославный Собор для низложения стамбульского патриарха Варфоломея и членов его Синода

03.10.2018
Председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) забыл о русских на Украине: «УПЦ МП – это не российская Церковь»

29.09.2018
Скандал в Болгаре: сторонники запрещенного в служении протоиерея Владимира Головина устроили нападение на епископа Чистопольского Пармена

22.09.2018
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

21.09.2018
Последнее искушение Патриарха Кирилла

07.09.2018
Константинопольский патриарх уведомил патриарха Кирилла о решении предоставить автокефалию Украинской Церкви и поставил на Украину два «церковных джавелина»

05.09.2018
Константинопольский патриархат принял обновленческое решение о допустимости второбрачия духовенства

04.09.2018
Протоиерей Владимир Головин запрещен в священнослужении

01.09.2018
Светлой памяти Александра Захарченко

25.08.2018
Заявление Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина

19.08.2018
Скончался архимандрит Лазарь (Абашидзе)

07.08.2018
Протестантствующий протоиерей Константин Пархоменко отрекается от Слова Божия в пользу «современных ученых» и безбожных библеистов

03.08.2018
Сколько в России воцерковленных православных христиан?

29.07.2018
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ Крестного хода в Киеве в честь 1030-летия Крещения Руси: Более ста тысяч «российских диверсантов»

16.07.2018
Назначен новый ректор МДАиС – архиепископ Амвросий (Ермаков), сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

10.07.2018
Патриарх Кирилл поздравил сборную России по футболу с успешным выступлением на Чемпионате мира, но молчит об антинародных реформах правительства

06.07.2018
К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве.
Резолюция Совещания по вопросу «Экуменическое движение и Православная Церковь»

28.06.2018
О заявлении пресс-секретаря патриарха Кирилла священника Александра Волкова о пенсионной реформе

26.06.2018
Пенсионная реформа: глупость или измена?
Заявление Совета православной патриотической общественности

24.06.2018
Священник Георгий Максимов о необходимости обязательной исповеди перед причастием (ВИДЕО)

21.06.2018
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

18.06.2018
Протодиакон Владимир Василик: «нынешняя пенсионная реформа есть попытка политической элиты решить свои проблемы за счет собственного народа»

15.06.2018
Протоиерей Георгий Митрофанов и главред «Правмира» Анна Данилова поплакались либералам о «немилосердии» Русской Церкви

12.06.2018
Новый проект ОВЦС: митрополит Иларион (Алфеев) предложил креативный способ для возрождения заброшенных деревень

06.06.2018
Новая статья Николая Каклюгина: Миссионерство шиворот-навыворот. Харизматическая магия глобализации и экуменизма на примере ситуации с Глебом Грозовским

05.06.2018
В Москве прошла конференция к 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года

28.05.2018
Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе

25.05.2018
Обращение Священного Синода УПЦ (МП) к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам по поводу инициатив по «предоставлению Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

08.05.2018
Диакон Илья Маслов: День Победы – выход из европейской преисподней

04.05.2018
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2018
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

23.04.2018
Заявление Украинской Православной Церкви (МП) по поводу обращения П.Порошенко к Вселенскому патриарху Варфоломею относительно «предоставления Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

21.04.2018
Обращение митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки в связи с попыткой вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви

13.04.2018
ОВЦС vs Благодатный огонь

09.04.2018
Открытое обращение к главам субъектов Российской Федерации о введении выходного дня в Светлый понедельник

30.03.2018
«Кураевщина» – это терроризм

19.03.2018
Новый поход на Церковь?
Митрополит Иларион (Алфеев) благословил имябожническую конференцию, организаторы которой призывают к покаянию Церковь Христову

17.03.2018
Захар Прилепин: Хватит стесняться комплексов ракетных.
К выборам Президента России (ВИДЕО)

15.03.2018
Православные на Западе выпустили заявление против возрождения института «православных диаконисс» как первого шага к появлению женского священства в Православной Церкви

05.03.2018
К 65-летию кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

04.03.2018
Святейший Патриарх Кирилл: Болгарию освободила Россия. Не Польша, не Литва, не другие страны, – Россия

03.03.2018
Священник-модернист Димитрий Агеев советует Великим постом вкушать мясо, но в меньшем количестве

26.02.2018
Синод православной Церкви в Америке вносит элементы магизма и оккультизма в литургическую жизнь Церкви Христовой

23.02.2018
С Днем Защитника Отечества!
Группа «Любэ»: Красная Армия
Захар Прилепин: Между землей и небом – война

13.02.2018
Диакон Владимир Василик: «Интернет-сплетник Кураев, хулящий Героя России воина Романа Филипова, чужд святоотеческого духа»

09.02.2018
Всегда тех, кто бросали свои знамёна и становились под чужие, в народе называли чётко и однозначно – предатели и изменники Родины

06.02.2018
Священник Георгий Максимов о молитве с еретиками (ВИДЕО)

26.01.2018
В Москве вновь прошла ежегодная экуменическая акция с участием представителя ОВЦС

19.01.2018
Священник Георгий Максимов о лжестарце иеросхимонахе Рафаиле (Берестове) (ВИДЕО)

16.01.2018
Александр Щипков: «России пора возвращаться к юлианскому календарю, существовавшему еще во времена Христа. Уверен, что рано или поздно это произойдет»

13.01.2018
Рождество Христово-2018 (невеселые постпраздничные мысли вслух)

01.01.2018
Митрополит Ювеналий: Переход Русской Православной Церкви на григорианский календарь не имеет очевидной целесообразности

30.12.2017
К 95-летию образования СССР

18.12.2017
Поездка спортсменов на Олимпиаду без флага России – это легализация предательства и капитуляции нашей Родины

17.12.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

09.12.2017
Никита Михалков: Разрушь память и бери без боя (ВИДЕО)

03.12.2017
В РПЦ сообщили о поступившей от Папы Римского просьбе о помиловании

03.12.2017
Священник Георгий Максимов: хорошие новости по итогам Архиерейского Собора

29.11.2017
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила против секспросвета в школах, а митрополит Иларион (Алфеев) за секспросвет «целомудренный», т.е. за «целомудренное» растление подростков в школах

29.11.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.11.2017
На открывающемся Архиерейском Соборе принятие нового Катехизиса РПЦ вероятно будет отложено на два года

10.11.2017
В памяти православных Леонид Ильич Брежнев остался благодетелем Церкви, а Хрущев – гонителем

04.11.2017
Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит

29.10.2017
Карлики, стоящие на плечах гиганта, помолчите!
Диакон Владимир Василик о скандальной антисталинской тираде Макаревича

23.10.2017
Новые креативные аспекты миссионерского служения Белгородской епархии: старооскольский священник Максим Пастухов принял участие в чемпионате по бодибилдингу и фитнес-бикини (+ВИДЕО)

22.10.2017
На круглом столе в Москве обсудили проект нового Катехизиса РПЦ

17.10.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) положительно оценил творчество священника-рэпера: «в рэпе есть нечто общее с церковной традицией»