Богородица

Актуальные статьи

Сим победиши!

24.09.2014


Совершенно очевидно для верующего человека, что всё происходящее сегодня на Украине относится к области действия инфернальных, бесовских сил. То есть человеческим мудрованием невозможно не то, что усмирить эти силы, вырвавшиеся из бездны, но и объяснить толком что происходит. Мы всё говорим о причинах, обстоятельствах второстепенных и третьестепенных даже – их тьма, но главная причина именно эта – вырвались из преисподней бесы войны, вражды междоусобной и разгулялись на Русской земле. Но такие события не происходят без попущения Божьего,  а попущение это по единодушному наблюдению святых отцов случается, как правило, из-за отступления людей от христианской жизни, за охлаждение в вере.

Наверное, это не совсем этично – сейчас говорить об этом, но я всё же скажу… Когда усилился поток беженцев с юго-востока Украины, в новостях стали показывать растерянных, напуганных женщин с детьми, много, много женщин разных: совсем юных, зрелых и пожилых и знаете на что я даже не то, что бы обратил внимание, а что просто бросилось в глаза. Может быть потому, что я священник и невольно обращаю на это внимание в первую очередь. Так вот – практически все эти несчастные беженки, за редким, увы, исключением – не носят нательных крестов. Кто-то, может, всплеснёт руками и скажет – ну, надо же, нашёл ещё о чём сетовать… в такое-то время! Но я не могу не обращать на это внимание именно потому, что понимаю отчётливо – это, вот именно это как раз совсем не мелочь, а свидетельство повального пренебрежения простыми, но основополагающими правилами православной жизни.

И речь ведь идёт не о Донбассе только, а о нас всех. Памятуя слова Господа, можно сказать с уверенностью, что жители Новороссии ничуть не грешнее всех нас, но если мы будем пребывать в беспечности, то и нас, несомненно, ждут многие беды и скорби. Потому что без Божьей помощи невозможно преодолевать зло в этом мире и беспечная расслабленность раньше или позже – всегда бывает жестоко наказана.

И не мелочь, понимаете, и не дань традиции только – ношение нательного креста, а знак исповедания нашей веры. Кстати, когда у нецерковных, но крещеных людей спрашиваешь что такое «Символ веры», они зачастую интуитивно отвечают именно так: «крест». Ношение нательного креста, по крайней мере, означает, что Христос, распятый на кресте, для тебя имеет значение. Глубина осознания этого значения может быть самой разной, но если я вижу нательный крестик на человеке – я понимаю, что этого человека Господь не оставит, даже если ему предстоит пройти через многие скорби и испытания. Не оставит, потому что одним этим «малым» своим исповеданием, человек, пусть в скромной мере, но приобщается жизни Самого Христа…

Тут же вспоминается страшная картина: возле развороченного взрывами и расстрелянного КАМАЗа, перевозившего раненых, на окровавленном асфальте лежит образ Спасителя. Очевидно, люди его везли с собой, держа в руках, в надежде, в уповании на Божий покров и защиту. И что же?! И таких примеров много. Разве не гибнут от пуль и мин люди, носящие нательные крестики и разве не обходит беда, даже чудеснейшим образом, тех, на ком креста нет? Конечно, бывает и то и другое. Но… Вот как бы это донести… потому что мысль эту очень трудно принять нашему обывательскому сознанию… В слово «обыватель» я, кстати, не хочу вложить какой-то уничижающий смысл. Просто речь идёт о распространённом повсеместно понятии, что крест Христов, образ Божий, Сам Господь должен нас хранить именно от житейских неурядиц и бед. И, да, конечно, многие из тех, кто носит нательный крест, руководствуются именно этим прагматическим, если можно так сказать, мотивом. Но на самом деле смысл ношения крестика и той надписи, которую мы читаем на его обороте: «Спаси и сохрани», совершенно иной. Не только и даже не столько утилитарный (хотя и от многих бытовых несчастий и бед, несомненно, хранит Господь верующего в него). То есть я хочу сказать одну важную вещь: с тем человеком, который носит нательный крест, храня хоть крупицу веры и упования на Бога, никогда не случится ничего фатально-непоправимого в вечности. То есть если человек носит крестик с верой и упованием на милость Божию, он условно говоря «включён» в тот особенный «план Божий», из которого человек «исключает» себя только совершенным равнодушием к вере и к её исповеданию. Понятие «план Божий» тут означает именно план нашего спасения, а не управление миром в широком, вселенском масштабе, потому что весь мир, конечно, содержится десницей Божией и управляется Его Божественным промыслом. Но, как это не страшно звучит, именно «нуждная» а иногда и мучительная смерть становится для человека дверью в Царствие Божие. Это не значит, что Бог хочет для нас такого конца, но значит, что, претерпевший несправедливую муку, обязательно обретёт и великое утешение. Если угодно – это закон Божий.

Однажды известному духовнику, старцу Паисию Святогорцу, явилась мученица Евфимия. Это, конечно, событие совершенно необыкновенное и чудесное и старец поспешил задать святой самые важные для него вопросы. Среди них был и такой: как она перенесла такие ужасные мучения? На это святая ответила старцу, что если бы она знала, что ожидает ее в вечности и какое это блаженство – пребывание с Богом, то она была бы готова терпеть мучения всю земную жизнь. Ибо, по сравнению с тем, что даровал ей Бог, эти мучения – ничто.

Как не трудно это принять нашему обыденному сознанию – но ни одна слезинка человека, а тем паче человека верующего в Бога и надеющегося на Него – не останется без утешения. И та неизреченная радость, которой сподобляются все потерпевшие несправедливые гонения и саму смерть христиане – бесконечно превосходит всё, что мы можем об этом говорить и думать. Так что даже величайшие по нашим меркам страдания меркнут по сравнению с той славой, которая открывается после. Просто мы мало верим в это, потому и скорбим сверх меры и омрачаемся и ропщем и отчаиваемся. Жалко, конечно, невинных людей, гибнущих от безумства войны. Но мы верим, что эта жертва – не случайна, что как для самих погибших «за други своя» отрылась неизреченная радость, так и для тех за кого они молятся, кого любят – и на них тоже прольётся исцеляющая и утешающая благодать Божия.

Но вернёмся к надписи на обороте нательного крестика: «Спаси и сохрани». Об этом, конечно тома уже книг написаны и наверное на столетия непрерывного звучания проповедей сказано, но всё же… Какой бы ни была долгой земная жизнь, она безумно коротка и ценность её именно в том состоит, что мы может за это краткое время сознательно приобщиться жизни самого Бога, в той мере, конечно, насколько это вообще возможно для нас. Но цель эта – «войти в радость Господа своего» и есть та главная цель, ради которой мы оказались в этом мире. И когда мы говорим о том, что Господь пришел в мир, чтобы нас спасти, – мы подразумеваем, что Господь пришёл нас спасти от ужасной участи вечного безысходного мрака, который ожидает всякого неверующего в Господа и не приобретшего здесь – на земле опыта общения с Ним в любви.

Что же мог совершить Господь для нашего с вами спасения? Он во всём стал подобен нам, кроме греха, и воспринял на Себя последствия грехов всего мира. Его страдания на кресте были теми страданиями, которые по справедливости должно было понести человечество во всей своей совокупности за зло, содеянное за всю историю. Никто из нас даже вообразить себе не может, что пережил Иисус Христос на кресте! Кроме личных страданий казнимого человека, он пережил страдания каждого из нас, последствующие по справедливости за всякое содеянное нами зло. Но этой жертвой своей, жертвой любви, принесённой добровольно, он даровал нам возможность освободиться от того ужаса и мрака в вечности, которых мы, безусловно заслуживаем.

Но эта возможность предполагает и наше участие, веру, наше стремление уподобиться Христу и следовать за ним, спасительным путём Его заповедей. А, главное и в первую очередь – возможность спасения открывается для нас в таинстве покаяния, когда человек, оплакивая свои грехи перед Богом, примиряется с Ним и полагает начало исправлению жизни. Тогда и только тогда в соработничестве с Богом совершается величайшее и радостнейшее таинство нашего преображения и спасения. Тогда совершается трудное, но и неизреченно радостное восхождение наше в небесное Отечество!

А от чего сохранить обещает нас Господь? Не от житейских бед, напастей и трудностей в первую очередь, потому что всё это бывает даже необходимо душе, увы, склонной к расслабленности и забвению цели своего бытия. Но сохранить нас обещает Господь, прежде всего, от страшной власти греха, посредством которой враг рода человеческого губит наши души. И власть эта поистине велика настолько, что ни один человек не может освободиться от неё одними своими силами. Но с помощью Божией это возможно. Возможно! Святые отцы говорят: «Враг силён, но Господь всесилен!» И если бы мы только понимали, какая это радость, какой неизреченный дар Божественной любви – наше спасение и покров Божий, защита нас от власти греха – мы не только немедленно надели бы нательный крестик, но и лобызали бы его непрестанно со слезами благодарности, как великий и неизреченный дар, как величайшее сокровище! Но чтобы стать причастниками этой радости, от нас требуется внимание, трезвение и сознательная борьба со своими греховными пожеланиями, привычками и страстями. И этот труд, повседневный и напряженный, совершенно необходим христианину. Простые слова «Спаси и сохрани» означают неустанное, от всего сердца, обращение наше к Богу с просьбой о том, чтобы Он помог нам приобщиться благодатной вечности.

И вот когда человек об этом думает, об этом имеет главное своё попечение – непостижимым и таинственным образом устраивается по-доброму и его бытовая, повседневная жизнь даже с всеми её мельчайшими подробностями. Ведь Сам Господь говорит о том, что нам прежде всего надлежит искать Царство Божие и правду его, а что есть, что пить, во что одеваться – это всё приложится. Приложится в том случае, если мы будем в меру сил трудиться, исполняя с верой и постоянством всё, заповеданное Богом, всё, что требует от нас звание христианина. Вот тогда строительство жизни, совместное с Богом будет и добрым и мирным, и прочным, и радостным, несмотря на трудности, которые как мы уже сказали, совершенно необходимы.

Ношение же нательного креста – это признак начатка христианской жизни, того необходимого минимума, через который перешагнуть попросту невозможно, потому что это «перешагивание» за редким исключением означает пренебрежение Церковью. Увы, но об этом всегда, во все времена говорили святые отцы – что великие несчастья, постигающие народ всегда бывают следствием отступления от веры и средством вразумления. Они, эти несчастья, подают действенный повод задуматься о своей жизни в перспективе вечного общения с Богом в любви. Потому что выше и важнее этого нет ничего на свете.

Мы можем с Божьей помощью победить весь этот бред, который творится сейчас на Украине, но только если усилим молитву, если строже и честнее станем смотреть на себя в свете нашего христианского призвания, если осознаем значение для каждого из нас крестной жертвы Спасителя. И это не слова, не пожелания только. Уже сейчас молитва в общем охвате Отечества, усилилась, уже сейчас горькие и тягостные обстоятельства заставляют многих трезвенно и строго задуматься о собственной вере, о смысле жизни. И это всё обязательно принесёт свои благие плоды. Обязательно принесет, потому что Господь наказывает только тех, кого любит, ожидая от них покаяния! И именно для того умер Господь на кресте, чтобы покаяние это стало для нас возможно, чтобы неся свой крест, мы приближались к заповеданной Им святости.

 

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

р.Б.Сергий 25.09.2014 в 16:24:09

Спаси Господи и помилуй, отца Димитрия и редакцию Благодатного Огня за этот материал и труд, сосредотачивающий наше внимание на главном в нас...
 ----------------------
Закрыв глаза, бреду во тьму не следуя Завету,
Без веры в истинность Любви и слушая себя лишь,
Заботою не утруждаясь о других, - служу страстям своим и телу.
Кляня во всем друзей своих, завидуя их делу,
Без поиска венцов Творца, ум с сердцем в несогласьи
Влекут и душу сквозь года на Суд священной Власти.

Найду ли Царство без креста, без бремени, без долга,
Что Кровью Господа Христа омыто и укромно?!
Безумных мыслей хоровод пророчит лишь мученье,
Но времени неспешный ход прервет души томленье,
Вдруг луч надежды пронизал пространство покаяньем
И растворила зло слеза крещенного изгнаньем!
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!

Наталья 25.09.2014 в 13:40:37

Правильно все. За грехи наши Господь попускает. И жители Новороссии ничем не грешнее остальных, но мы, если будем беспечны, также подпадем внешним таким же страданиям и испытаниям. А душевно в России многие страдают, не считая все эти беззакония и несчатия делом на стороне. Это и для нас уязвление и боль. Удивительно видеть конечно веселящихся и беспечных людей в такое время, будто ничего не происходит.
И конкретнее, если можно по статье. О.Димитрию бросилось в глаза отсутствие нательных крестиков. А мне же, наоборот. При просмотре новостей и проч., видишь поток всех этих беженцев, в основном женщин и детей, и что мне бросилось в глаза, так это напротив, что у многих был нательный крестик, но вот по образу не отличить, извините, от папуаса. Дань всемирной моде - сися на выкате, шорты-трусы. Многие сейчас в шортах-трусах, которые и шортами то назвать нельзя, и в Китае такая мода, и в Европе все в этих трусах ходят, и у нас в России.
Один раз видела видео-беседу с Оптиной, где архим.Венедикт рассказывал такой случай, что в Москве или в каком другом городе, уже не помнит, по делам был, выходит из машины и подбегает к нему женщина полуголая, не пойми как одетая и с крестиком главное на груди и благословение просит. И вот такая, говорит он, больше всякого атеиста "кричит", что Бога нет.
Я не хочу ни кого осуждать, понятное дело, что война, несчатия, тут не до дресс-кодов, но то что это было массовое явление и что такое массовое явление я вижу на улицах мирных городов, я понимаю, что мы, называющие себя православными (и я в том числе), большей частью "кричим" своим видом, делами, самой жизнью и духом своим, что Бога нет. Обложимся символами Господнями, а делами и по духу хуже язычников бываем.
И еще из личного опыта. Когда я была еще не покаявшись, но уже притихла так, маленько сознавать кое что начала. Мне однажды в Интернете попалась молитва, где в конце стояло "да будет воля Твоя" и там были комментарии на учении св.отцов о важности и необходимости вручении себя в волю Божью. Все так духоносно было расписано, что мне это на сердце тогда легло. И я как раз тогда переводиться решила из одного ВУЗа в другой. И вот я конечно готовилась, все дела, но вручила себя в волю Божью, как хочешь, говорила, Господи реши. Я конечно буду делать все от меня зависящее, но пусть будет по Твоей воле - получиться перевестись или нет. И такого блаженства (не меньше, именно блаженства) я никогда еще не испытывала.
А в другой раз было, что решилась сесть в попутку (машину), а водитель оказался неадекват, маньячный. Мы ехали по промке и было страшно. Нет, он еще насиловать не начал, но истерично ржал, орал мне в ухо, махал перед лицом руками и изливал желчные оскорбления на весь женский род, говоря, что "вы для одного лишь созданы - чтоб ноги раздвигать". Понятное дело, у меня тогда душа в пятки ушла. Я молилась Господу, но особенно почему то Божьей Матери, просила, что если на то воля Божья чтоб меня убили, то пусть. Пусть режет, кромсает на кусочки, терпенья б только хватило. Одного просила - чтоб не изнасиловал, пусть убивает с бешеной жестокостью, но не оскверняет, потому что у меня душа истлеет от отчаянья тогда. И вы не поверите, но он вдруг останавливает машину и говорит "вытряхивайся", я еще не поняв говорю "как? мы же еще не приехали?", а он ответил "давай быстрей. Пока я не передумал". Вот это "пока я не передумал" меня отрезвило и я быстрей от него свалила.
Потом я встретила молодую женщину, которой было надо в тот же район (она там преподавателем по танцам у детишек работает), познакомилась с ней, подъехали ее друзья на машине и я благополучно добралась, лягушка-путешественница. Тогда никакого креста на мне не было, потому что его у меня вообще не было. Потом я услышала слова из Евангелия тоже случайно и покаялась. А потом и крест одела. Да только Христа потом променяла на иудейство.
Я не агитирую против нательных крестиков. Это хорошо. Но как правильно сказал прот. Андрей Хвыля-Олинтер "духовный знак Крест необходимо всегда носить и в сердце, и в разуме, и в душе. То есть иметь постоянно память о Боге", кроме необходимого нательного креста.

прот. Андрей Хвыля-Олинтер 25.09.2014 в 06:17:55

Все сказанное здесь верно. Хочу только добавить, что духовный знак Крест необходимо всегда носить и в сердце, и в разуме, и в душе. То есть иметь постоянно память о Боге.

протоиерей Алексий Касатиков 24.09.2014 в 14:49:17

И как важно, нося крестик, и, вообще, выполняя все необходимые внешние церковные обряды, иметь правильные представления об Истине Божией, то есть иметь Веру. Ведь вера - это наши представления об Истине. Почти у всех нацгадейцев или свешиваются из кармана, или надеты на шею, а то и прикреплены к какой-нибудь части мундира католические (униатские) "бусики" - чётки с крестиком. Но эти, лицемерно носимые, крестики стали такими же символами злобы, как и кресты на немецко-фашистских танках и самолётах. Ведь те, кто их раздаёт - униатские лжесвященники, раздают их с призывами "убивать схизматиков", как, например, этот "пастырь", весьма недобрый, который хоронит, вдохновлённого им же на войну злодея и пытается оправдать свою безумную злобу наглыми извращениями Евангелия: http://www.youtube.com/watch?v=_ZaAGJmawGU
Кстати, "Слава Украине" и прочее подобное он кричит гораздо громче и охотнее, чем "Слава Иисусу Христу", которую едва пробурчал, но зато как оживился, когда перешёл на свои злодейские выкрики.

Александр из Од. 24.09.2014 в 12:16:51

Очень верно подмечено! Нательный крестик имеет большую охранительную силу и по слову святых отцов из него исходит огонь невидимый и прогоняет злых духов. Упадок веры дает простор для демонских сил. При Петре 1-м очень много часовен и поклонных крестов на перекрестках было сокрушено (они его раздражали!). Пора больше возводить эти Кресты как у нас в Великороссии, так и в Малороссии!

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс