Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Сим победиши!

24.09.2014
Священник Димитрий Шишкин


Совершенно очевидно для верующего человека, что всё происходящее сегодня на Украине относится к области действия инфернальных, бесовских сил. То есть человеческим мудрованием невозможно не то, что усмирить эти силы, вырвавшиеся из бездны, но и объяснить толком что происходит. Мы всё говорим о причинах, обстоятельствах второстепенных и третьестепенных даже – их тьма, но главная причина именно эта – вырвались из преисподней бесы войны, вражды междоусобной и разгулялись на Русской земле. Но такие события не происходят без попущения Божьего,  а попущение это по единодушному наблюдению святых отцов случается, как правило, из-за отступления людей от христианской жизни, за охлаждение в вере.

Наверное, это не совсем этично – сейчас говорить об этом, но я всё же скажу… Когда усилился поток беженцев с юго-востока Украины, в новостях стали показывать растерянных, напуганных женщин с детьми, много, много женщин разных: совсем юных, зрелых и пожилых и знаете на что я даже не то, что бы обратил внимание, а что просто бросилось в глаза. Может быть потому, что я священник и невольно обращаю на это внимание в первую очередь. Так вот – практически все эти несчастные беженки, за редким, увы, исключением – не носят нательных крестов. Кто-то, может, всплеснёт руками и скажет – ну, надо же, нашёл ещё о чём сетовать… в такое-то время! Но я не могу не обращать на это внимание именно потому, что понимаю отчётливо – это, вот именно это как раз совсем не мелочь, а свидетельство повального пренебрежения простыми, но основополагающими правилами православной жизни.

И речь ведь идёт не о Донбассе только, а о нас всех. Памятуя слова Господа, можно сказать с уверенностью, что жители Новороссии ничуть не грешнее всех нас, но если мы будем пребывать в беспечности, то и нас, несомненно, ждут многие беды и скорби. Потому что без Божьей помощи невозможно преодолевать зло в этом мире и беспечная расслабленность раньше или позже – всегда бывает жестоко наказана.

И не мелочь, понимаете, и не дань традиции только – ношение нательного креста, а знак исповедания нашей веры. Кстати, когда у нецерковных, но крещеных людей спрашиваешь что такое «Символ веры», они зачастую интуитивно отвечают именно так: «крест». Ношение нательного креста, по крайней мере, означает, что Христос, распятый на кресте, для тебя имеет значение. Глубина осознания этого значения может быть самой разной, но если я вижу нательный крестик на человеке – я понимаю, что этого человека Господь не оставит, даже если ему предстоит пройти через многие скорби и испытания. Не оставит, потому что одним этим «малым» своим исповеданием, человек, пусть в скромной мере, но приобщается жизни Самого Христа…

Тут же вспоминается страшная картина: возле развороченного взрывами и расстрелянного КАМАЗа, перевозившего раненых, на окровавленном асфальте лежит образ Спасителя. Очевидно, люди его везли с собой, держа в руках, в надежде, в уповании на Божий покров и защиту. И что же?! И таких примеров много. Разве не гибнут от пуль и мин люди, носящие нательные крестики и разве не обходит беда, даже чудеснейшим образом, тех, на ком креста нет? Конечно, бывает и то и другое. Но… Вот как бы это донести… потому что мысль эту очень трудно принять нашему обывательскому сознанию… В слово «обыватель» я, кстати, не хочу вложить какой-то уничижающий смысл. Просто речь идёт о распространённом повсеместно понятии, что крест Христов, образ Божий, Сам Господь должен нас хранить именно от житейских неурядиц и бед. И, да, конечно, многие из тех, кто носит нательный крест, руководствуются именно этим прагматическим, если можно так сказать, мотивом. Но на самом деле смысл ношения крестика и той надписи, которую мы читаем на его обороте: «Спаси и сохрани», совершенно иной. Не только и даже не столько утилитарный (хотя и от многих бытовых несчастий и бед, несомненно, хранит Господь верующего в него). То есть я хочу сказать одну важную вещь: с тем человеком, который носит нательный крест, храня хоть крупицу веры и упования на Бога, никогда не случится ничего фатально-непоправимого в вечности. То есть если человек носит крестик с верой и упованием на милость Божию, он условно говоря «включён» в тот особенный «план Божий», из которого человек «исключает» себя только совершенным равнодушием к вере и к её исповеданию. Понятие «план Божий» тут означает именно план нашего спасения, а не управление миром в широком, вселенском масштабе, потому что весь мир, конечно, содержится десницей Божией и управляется Его Божественным промыслом. Но, как это не страшно звучит, именно «нуждная» а иногда и мучительная смерть становится для человека дверью в Царствие Божие. Это не значит, что Бог хочет для нас такого конца, но значит, что, претерпевший несправедливую муку, обязательно обретёт и великое утешение. Если угодно – это закон Божий.

Однажды известному духовнику, старцу Паисию Святогорцу, явилась мученица Евфимия. Это, конечно, событие совершенно необыкновенное и чудесное и старец поспешил задать святой самые важные для него вопросы. Среди них был и такой: как она перенесла такие ужасные мучения? На это святая ответила старцу, что если бы она знала, что ожидает ее в вечности и какое это блаженство – пребывание с Богом, то она была бы готова терпеть мучения всю земную жизнь. Ибо, по сравнению с тем, что даровал ей Бог, эти мучения – ничто.

Как не трудно это принять нашему обыденному сознанию – но ни одна слезинка человека, а тем паче человека верующего в Бога и надеющегося на Него – не останется без утешения. И та неизреченная радость, которой сподобляются все потерпевшие несправедливые гонения и саму смерть христиане – бесконечно превосходит всё, что мы можем об этом говорить и думать. Так что даже величайшие по нашим меркам страдания меркнут по сравнению с той славой, которая открывается после. Просто мы мало верим в это, потому и скорбим сверх меры и омрачаемся и ропщем и отчаиваемся. Жалко, конечно, невинных людей, гибнущих от безумства войны. Но мы верим, что эта жертва – не случайна, что как для самих погибших «за други своя» отрылась неизреченная радость, так и для тех за кого они молятся, кого любят – и на них тоже прольётся исцеляющая и утешающая благодать Божия.

Но вернёмся к надписи на обороте нательного крестика: «Спаси и сохрани». Об этом, конечно тома уже книг написаны и наверное на столетия непрерывного звучания проповедей сказано, но всё же… Какой бы ни была долгой земная жизнь, она безумно коротка и ценность её именно в том состоит, что мы может за это краткое время сознательно приобщиться жизни самого Бога, в той мере, конечно, насколько это вообще возможно для нас. Но цель эта – «войти в радость Господа своего» и есть та главная цель, ради которой мы оказались в этом мире. И когда мы говорим о том, что Господь пришел в мир, чтобы нас спасти, – мы подразумеваем, что Господь пришёл нас спасти от ужасной участи вечного безысходного мрака, который ожидает всякого неверующего в Господа и не приобретшего здесь – на земле опыта общения с Ним в любви.

Что же мог совершить Господь для нашего с вами спасения? Он во всём стал подобен нам, кроме греха, и воспринял на Себя последствия грехов всего мира. Его страдания на кресте были теми страданиями, которые по справедливости должно было понести человечество во всей своей совокупности за зло, содеянное за всю историю. Никто из нас даже вообразить себе не может, что пережил Иисус Христос на кресте! Кроме личных страданий казнимого человека, он пережил страдания каждого из нас, последствующие по справедливости за всякое содеянное нами зло. Но этой жертвой своей, жертвой любви, принесённой добровольно, он даровал нам возможность освободиться от того ужаса и мрака в вечности, которых мы, безусловно заслуживаем.

Но эта возможность предполагает и наше участие, веру, наше стремление уподобиться Христу и следовать за ним, спасительным путём Его заповедей. А, главное и в первую очередь – возможность спасения открывается для нас в таинстве покаяния, когда человек, оплакивая свои грехи перед Богом, примиряется с Ним и полагает начало исправлению жизни. Тогда и только тогда в соработничестве с Богом совершается величайшее и радостнейшее таинство нашего преображения и спасения. Тогда совершается трудное, но и неизреченно радостное восхождение наше в небесное Отечество!

А от чего сохранить обещает нас Господь? Не от житейских бед, напастей и трудностей в первую очередь, потому что всё это бывает даже необходимо душе, увы, склонной к расслабленности и забвению цели своего бытия. Но сохранить нас обещает Господь, прежде всего, от страшной власти греха, посредством которой враг рода человеческого губит наши души. И власть эта поистине велика настолько, что ни один человек не может освободиться от неё одними своими силами. Но с помощью Божией это возможно. Возможно! Святые отцы говорят: «Враг силён, но Господь всесилен!» И если бы мы только понимали, какая это радость, какой неизреченный дар Божественной любви – наше спасение и покров Божий, защита нас от власти греха – мы не только немедленно надели бы нательный крестик, но и лобызали бы его непрестанно со слезами благодарности, как великий и неизреченный дар, как величайшее сокровище! Но чтобы стать причастниками этой радости, от нас требуется внимание, трезвение и сознательная борьба со своими греховными пожеланиями, привычками и страстями. И этот труд, повседневный и напряженный, совершенно необходим христианину. Простые слова «Спаси и сохрани» означают неустанное, от всего сердца, обращение наше к Богу с просьбой о том, чтобы Он помог нам приобщиться благодатной вечности.

И вот когда человек об этом думает, об этом имеет главное своё попечение – непостижимым и таинственным образом устраивается по-доброму и его бытовая, повседневная жизнь даже с всеми её мельчайшими подробностями. Ведь Сам Господь говорит о том, что нам прежде всего надлежит искать Царство Божие и правду его, а что есть, что пить, во что одеваться – это всё приложится. Приложится в том случае, если мы будем в меру сил трудиться, исполняя с верой и постоянством всё, заповеданное Богом, всё, что требует от нас звание христианина. Вот тогда строительство жизни, совместное с Богом будет и добрым и мирным, и прочным, и радостным, несмотря на трудности, которые как мы уже сказали, совершенно необходимы.

Ношение же нательного креста – это признак начатка христианской жизни, того необходимого минимума, через который перешагнуть попросту невозможно, потому что это «перешагивание» за редким исключением означает пренебрежение Церковью. Увы, но об этом всегда, во все времена говорили святые отцы – что великие несчастья, постигающие народ всегда бывают следствием отступления от веры и средством вразумления. Они, эти несчастья, подают действенный повод задуматься о своей жизни в перспективе вечного общения с Богом в любви. Потому что выше и важнее этого нет ничего на свете.

Мы можем с Божьей помощью победить весь этот бред, который творится сейчас на Украине, но только если усилим молитву, если строже и честнее станем смотреть на себя в свете нашего христианского призвания, если осознаем значение для каждого из нас крестной жертвы Спасителя. И это не слова, не пожелания только. Уже сейчас молитва в общем охвате Отечества, усилилась, уже сейчас горькие и тягостные обстоятельства заставляют многих трезвенно и строго задуматься о собственной вере, о смысле жизни. И это всё обязательно принесёт свои благие плоды. Обязательно принесет, потому что Господь наказывает только тех, кого любит, ожидая от них покаяния! И именно для того умер Господь на кресте, чтобы покаяние это стало для нас возможно, чтобы неся свой крест, мы приближались к заповеданной Им святости.

 

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью
 - 
70
 /  - 
1
Комментарии:
р.Б.Сергий 25/09/2014 в 16:24:09
Спаси Господи и помилуй, отца Димитрия и редакцию Благодатного Огня за этот материал и труд, сосредотачивающий наше внимание на главном в нас...
 ----------------------
Закрыв глаза, бреду во тьму не следуя Завету,
Без веры в истинность Любви и слушая себя лишь,
Заботою не утруждаясь о других, - служу страстям своим и телу.
Кляня во всем друзей своих, завидуя их делу,
Без поиска венцов Творца, ум с сердцем в несогласьи
Влекут и душу сквозь года на Суд священной Власти.

Найду ли Царство без креста, без бремени, без долга,
Что Кровью Господа Христа омыто и укромно?!
Безумных мыслей хоровод пророчит лишь мученье,
Но времени неспешный ход прервет души томленье,
Вдруг луч надежды пронизал пространство покаяньем
И растворила зло слеза крещенного изгнаньем!
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Наталья 25/09/2014 в 13:40:37
Правильно все. За грехи наши Господь попускает. И жители Новороссии ничем не грешнее остальных, но мы, если будем беспечны, также подпадем внешним таким же страданиям и испытаниям. А душевно в России многие страдают, не считая все эти беззакония и несчатия делом на стороне. Это и для нас уязвление и боль. Удивительно видеть конечно веселящихся и беспечных людей в такое время, будто ничего не происходит.
И конкретнее, если можно по статье. О.Димитрию бросилось в глаза отсутствие нательных крестиков. А мне же, наоборот. При просмотре новостей и проч., видишь поток всех этих беженцев, в основном женщин и детей, и что мне бросилось в глаза, так это напротив, что у многих был нательный крестик, но вот по образу не отличить, извините, от папуаса. Дань всемирной моде - сися на выкате, шорты-трусы. Многие сейчас в шортах-трусах, которые и шортами то назвать нельзя, и в Китае такая мода, и в Европе все в этих трусах ходят, и у нас в России.
Один раз видела видео-беседу с Оптиной, где архим.Венедикт рассказывал такой случай, что в Москве или в каком другом городе, уже не помнит, по делам был, выходит из машины и подбегает к нему женщина полуголая, не пойми как одетая и с крестиком главное на груди и благословение просит. И вот такая, говорит он, больше всякого атеиста "кричит", что Бога нет.
Я не хочу ни кого осуждать, понятное дело, что война, несчатия, тут не до дресс-кодов, но то что это было массовое явление и что такое массовое явление я вижу на улицах мирных городов, я понимаю, что мы, называющие себя православными (и я в том числе), большей частью "кричим" своим видом, делами, самой жизнью и духом своим, что Бога нет. Обложимся символами Господнями, а делами и по духу хуже язычников бываем.
И еще из личного опыта. Когда я была еще не покаявшись, но уже притихла так, маленько сознавать кое что начала. Мне однажды в Интернете попалась молитва, где в конце стояло "да будет воля Твоя" и там были комментарии на учении св.отцов о важности и необходимости вручении себя в волю Божью. Все так духоносно было расписано, что мне это на сердце тогда легло. И я как раз тогда переводиться решила из одного ВУЗа в другой. И вот я конечно готовилась, все дела, но вручила себя в волю Божью, как хочешь, говорила, Господи реши. Я конечно буду делать все от меня зависящее, но пусть будет по Твоей воле - получиться перевестись или нет. И такого блаженства (не меньше, именно блаженства) я никогда еще не испытывала.
А в другой раз было, что решилась сесть в попутку (машину), а водитель оказался неадекват, маньячный. Мы ехали по промке и было страшно. Нет, он еще насиловать не начал, но истерично ржал, орал мне в ухо, махал перед лицом руками и изливал желчные оскорбления на весь женский род, говоря, что "вы для одного лишь созданы - чтоб ноги раздвигать". Понятное дело, у меня тогда душа в пятки ушла. Я молилась Господу, но особенно почему то Божьей Матери, просила, что если на то воля Божья чтоб меня убили, то пусть. Пусть режет, кромсает на кусочки, терпенья б только хватило. Одного просила - чтоб не изнасиловал, пусть убивает с бешеной жестокостью, но не оскверняет, потому что у меня душа истлеет от отчаянья тогда. И вы не поверите, но он вдруг останавливает машину и говорит "вытряхивайся", я еще не поняв говорю "как? мы же еще не приехали?", а он ответил "давай быстрей. Пока я не передумал". Вот это "пока я не передумал" меня отрезвило и я быстрей от него свалила.
Потом я встретила молодую женщину, которой было надо в тот же район (она там преподавателем по танцам у детишек работает), познакомилась с ней, подъехали ее друзья на машине и я благополучно добралась, лягушка-путешественница. Тогда никакого креста на мне не было, потому что его у меня вообще не было. Потом я услышала слова из Евангелия тоже случайно и покаялась. А потом и крест одела. Да только Христа потом променяла на иудейство.
Я не агитирую против нательных крестиков. Это хорошо. Но как правильно сказал прот. Андрей Хвыля-Олинтер "духовный знак Крест необходимо всегда носить и в сердце, и в разуме, и в душе. То есть иметь постоянно память о Боге", кроме необходимого нательного креста.
прот. Андрей Хвыля-Олинтер 25/09/2014 в 06:17:55
Все сказанное здесь верно. Хочу только добавить, что духовный знак Крест необходимо всегда носить и в сердце, и в разуме, и в душе. То есть иметь постоянно память о Боге.
протоиерей Алексий Касатиков 24/09/2014 в 14:49:17
И как важно, нося крестик, и, вообще, выполняя все необходимые внешние церковные обряды, иметь правильные представления об Истине Божией, то есть иметь Веру. Ведь вера - это наши представления об Истине. Почти у всех нацгадейцев или свешиваются из кармана, или надеты на шею, а то и прикреплены к какой-нибудь части мундира католические (униатские) "бусики" - чётки с крестиком. Но эти, лицемерно носимые, крестики стали такими же символами злобы, как и кресты на немецко-фашистских танках и самолётах. Ведь те, кто их раздаёт - униатские лжесвященники, раздают их с призывами "убивать схизматиков", как, например, этот "пастырь", весьма недобрый, который хоронит, вдохновлённого им же на войну злодея и пытается оправдать свою безумную злобу наглыми извращениями Евангелия: http://www.youtube.com/watch?v=_ZaAGJmawGU
Кстати, "Слава Украине" и прочее подобное он кричит гораздо громче и охотнее, чем "Слава Иисусу Христу", которую едва пробурчал, но зато как оживился, когда перешёл на свои злодейские выкрики.
Александр из Од. 24/09/2014 в 12:16:51
Очень верно подмечено! Нательный крестик имеет большую охранительную силу и по слову святых отцов из него исходит огонь невидимый и прогоняет злых духов. Упадок веры дает простор для демонских сил. При Петре 1-м очень много часовен и поклонных крестов на перекрестках было сокрушено (они его раздражали!). Пора больше возводить эти Кресты как у нас в Великороссии, так и в Малороссии!

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Сим победиши! Православный журнал «Благодатный Огонь»

Сим победиши!

24.09.2014
Священник Димитрий Шишкин

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.09.2018
Киприан Шахбазян

Место «нового Катехизиса» в православной традиции и его авторитетность

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

11.09.2017
Михаил Демурин

Конфликт между миром и Церковью: дело тут не в «пропаганде»

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

8.09.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

11.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Благовествование или маркетинг?

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

31.08.2017
Диакон Илья Маслов

Дорога в никуда. Недоумения о «современном богословии»

14.07.2017
Документальный фильм «Эти». Комментарий священника Алексия Чаплина

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.07.2017
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

5.07.2017
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

25.06.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

2.08.2017
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

31.05.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

19.04.2017
СМИ: Россия испытала гигантскую ядерную торпеду

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

14.10.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

14.09.2015
Александр Буздалов

Деятельность священника Георгия Кочеткова и реформы Московской Патриархии

7.12.2010
О «снятии анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

16.12.2016
Протоиерей Владимир Переслегин

Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»?

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

26.04.2015
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и церковное осуждение фашизма и коллаборационизма

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

 

НОВОСТИ

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

19.09.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

23.08.2017
Поклонская перешла черту: от депутата отворачиваются коллеги и священники

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

24.07.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения