Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

О «церковных власовцах» и «церковных мазепинцах».
Размышления в связи с интервью протодиакона Андрея Кураева телеканалу «Дождь»

20.10.2014
Тимур Давлетшин


На сайте «Киевская Русь», возглавляемом «оранжевым» протоиереем-обновленцем Андреем Дудченко, было опубликованы выдержки из интервью протодиакона Андрея Кураева, которое он дал телеканалу «Дождь». Приведу отрывок:

«Протодиакон Андрей Кураев также прокомментировал назначение настоятелем в церковь Троицы на Воробьевых горах рядом с высотным зданием МГУ в Москве беглого священника из Одессы прот. Андрея Новикова, который, по словам протодиакона Андрея Кураева, “крайне политизирован, поэтому для него на Украине уже места нет”. Новый настоятель назначил главным миссионером в свой храм печально известного Кирилла Фролова. “Очевидно, полагается такими силами компенсировать мое отсутствие в МГУ. Но сильно сомневаюсь, что студентов университета привлечет такой политизированной идеологией под видом православия”, – сказал о. А. Кураев. В то же время сегодня в РПЦ, по словам о. Андрея, есть “реально запуганное духовенство, которое боится общения с журналистами. Есть отец Георгий Митрофанов или Петр Мещеринов, которым патриархия запретила общаться с прессой”»[1].

К сожалению, у меня не было возможности ознакомиться с этим интервью полностью, но и то, что передал нам сайт «Киевская Русь», навело меня на определенные размышления. Что можно сказать по поводу этого интервью? Прежде всего, мне стало жутко интересно, чем же так запугали о.о. Георгия Митрофанова и Петра Мещеринова? Неужто церковные начальники в случае нарушения запрета общаться с журналистами грозили их поместить в застенки ФСБ? Я так понимаю, что «реально запуганное духовенство» – это в первую очередь они? Или всё православное духовенство запугано и боится общения с журналистами?

Вот у протоиерея Андрея Новикова были основания бояться. Об обстоятельствах своего «бегства» он сообщает в своем интервью Сергею Ларину: «Что касается меня, в Одессе изначально я не боялся духовно окормлять всех верующих, в том числе, лидеров и участников Антимайдана, при этом, сам я не принимал участия в митингах, собраниях и т. п. Затем начались аресты священства, не поддерживающего хунту, вызовы на допрос со спецназом и обысками. Все уже прекрасно знали, что к так называемым “политическим” в заключении украинские спецслужбы применяют запрещенные методы допроса (например, накачка наркотиками, чтобы ослабить сознание). Когда меня вызвали на допрос в киевское СБУ, я испросил благословение священноначалия, как мне поступить, и во исполнение этого благословения приехал в Россию»[2]. У меня нет оснований не верить ему, особенно после известных событий в Одессе, да и многих других. Неужели это о. Андрею Кураеву представляется менее серьезным, чем запрет о. Георгию Митрофанову и о. Петру Мещеринову общаться с журналистами?

Да, у прот. Андрея Новикова есть определенные взгляды, которые не устраивают нынешние власти Украины. Его защита идеи Русского мира, способной вкупе с Православной верой, объединить разрозненные части русского народа – великороссов, малороссов и белорусов, для украинских самостийников очень опасна. Да, о. Андрей Кураев прав в том, что прот. Андрей Новиков вполне ужился бы с новой властью, если бы не был «политизирован». Ему было бы проще, если бы он думал так же, как «аполитичный» игумен Петр (Мещеринов): «Бог с ней, с Россией. В конце концов, мне до неё (как, впрочем, и до всех других стран) особого дела нет – ведь у меня, как у христианина, Вид_на_Жительство в Небесном Царстве»[3]. И не только ему. Тем сгоревшим в Одессе в Доме Профсоюзов тоже не оказалось места на Украине по причине их «политизированности».

О. Андрей Кураев противопоставил прот. Андрея Новикова «реально запуганным» прот. Георгию Митрофанову и игумену Петру (Мещеринову), явно отдавая предпочтению последним двум. Эти фигуры действительно во многом противоположны, даже диаметрально противоположны. Потому что один из них, прот. Георгий Митрофанов, известен в России как апологет предателя ген. Власова (и игумен Петр (Мещеринов) в этом его поддержал). Другой же, прот. Андрей Новиков, известен на Украине как борец с апологией другого предателя – Мазепы, и вообще как апологет Православия и Русского мира.

Про протоиерея Георгия Митрофанова у нас знают очень многие. Именно его книга «Трагедия России: “запретные” темы истории ХХ века в церковной проповеди и публицистике», вышедшая в 2008 году, в которой он выступил с апологией предателя генерала Власова, вызвала очень жаркие дискуссии. Ведь для него Власов – не предатель, а всего лишь человек, достойный сострадания. [Ничего не имею против сострадания, но почему это предателя лишают вполне заслуженного им звания, мне невдомек]. Таким образом, прот. Георгий стал главным «церковным власовцем». Понимаю, что большинство читателей хорошо знают об этом, но для непосвященных я приведу отрывок из беседы о. Георгия с Александром Архангельским:

«Я все-таки возвращаю к своему вопросу: нацизм – зло?

– Безусловно, зло.

Генерал Власов, использующий нацизм, участвует в этом зле?

– Я опять обращаюсь к Александру Солженицыну. В “Архипелаге ГУЛАГ” он написал: “Ничего бы не стоил русский человек, если бы, получив оружие из рук Сталина, он не попытался бы обратить его против Сталина”. Да, трагедия генерала Власова оказалась в том, что у него не было союзника, который по существу отличался от Сталина. Гитлер и Сталин – это братья-близнецы. И победа той или другой силы должна означать очередное поражение русского народа. Мы сейчас не будем говорить о планах Власова и его сторонников, связанных с тем, что возможный конфликт западных союзников со Сталиным дал бы им возможность, уже после разгрома Германии, продолжить свою борьбу»[4].

Очень «умилила» меня мысль о «планах Власова и его сторонников, связанных с тем, что возможный конфликт западных союзников со Сталиным дал бы им возможность, уже после разгрома Германии, продолжить свою борьбу». Тут он прав на все сто. После поражения хозяина, Гитлера, его холуям нужен был другой хозяин. И, кстати, многие из гитлеровских пособников действительно нашли себе службу у новых хозяев. Впрочем, для вождей власовского движения эта радость не наступила – союзнички охотно сдали их Советам.

А цитата Солженицына, приведенная о. Георгием – просто «шедевр мысли». Хотя процитировал ее о. Георгий неточно. У Солженицына более художественно: «...да ничего бы не стоил наш народ, был бы народом безнадёжных холопов, если б в эту войну упустил хоть издали потрясти винтовкой сталинскому правительству, упустил бы хоть замахнуться да матюгнуться на Отца родного»[5]. Впрочем, я придираюсь. Смысл о. Георгий нисколько не исказил. В любом случае из этих слов следует, что не власовцы для него – гитлеровские холуи, а советские защитники Родины – холопы Сталина. И только подвиг власовцев, издали погрозивших винтовкой сталинскому правительству, спас русский народ от презрения и позора.

Сам о. Андрей Кураев апологию предателя Власова не поддержал, а напротив резко отозвался об этом. Поддержали некоторые другие, в том числе упомянутый им «аполитичный» игумен Петр (Мещеринов), сказавший на презентации провласовской книги ныне «запуганного» прот. Георгия Митрофанова следующие слова: «О. Георгий Митрофанов – смелый человек. И смелость его – не какое-то безрассудное лихачество или наплевательское отчаяние. Нет, это подлинно христианская смелость. О. Георгий услышал призыв нашего Господа – “не бойтесь”, и последовал ему. Сегодня презентация смелой книги»[6]. Но, разумеется, «церковные власовцы» оказались в нашей Церкви в меньшинстве, и получили отпор со стороны целого ряда православных публицистов.

На самом деле апология власовства – это самая настоящая политика, и она явно поддерживается определенными политическими кругами на Западе, и у нас. Я абсолютно убежден, что прославление Бандеры и Шухевича (а также «героев» дивизии СС «Галичина») на Западной Украине, прославление эсэсовцев в Прибалтике, усташей в Хорватии и апология Власова в России – суть звенья одной цепи. Я вовсе не обвиняю о. Георгия в том, что он на кого-то работает, и вполне верю в то, что он искренне заблуждается, однако он сыграл этим политикам на руку.

В то же самое время, когда у нас ломали копья на тему предательства Власова, на Украине шла полемика вокруг имени другого предателя – гетмана Мазепы, бывшего любимца Петра Великого (как и ген. Власов – Сталина), переметнувшегося на сторону Карла XII во время Северной войны.

В 2009 году как раз было 300-летие Полтавского сражения, и украинские националисты всеми правдами и неправдами старались не допустить этого празднования на Украине. Зато Мазепе устанавливали памятники. Вот интересный репортаж того года, в котором фигурирует один из нынешних вождей революции, лидер партии «Свобода» Олег Тягнибок:

«История противостояния украинцев во главе с Иваном Мазепой московскому деспоту Петру Первому, что завершилась трагедией Батурина и пленом на несколько столетий Украины Московией, вынуждает помнить причины и уроки этого исторического события. Не сила московского оружия, а ссору украинцев, предательство части казацкой старшины привели к украинскому поражению», – заявил лидер националистов Олег Тягнибок. Тем не менее, по его словам «Мазепа победил». «Кто посмеет сказать обратное? На смену ему пришли целые поколения мазеповцев, – пояснил Тягнибок. – Мы все, все, кто хочет Украины украинской, кто помнит заповедь дедов, кто готов бороться и побеждать – мазепинцы, петлюровцы и бандеровцы», – заключил лидер “Свободы”»[7]. Очевидно, в представлении Тягнибока Россия в Северной войне воевала не со Швецией, а с украинским народом. Хотя на самом деле украинский народ в целом Мазепу не поддержал. Виктор Анисимов в работе «Геноцид от союзников» сообщает: «История свидетельствует, что лишь одно село Атюша (под Кролевцом) встретило шведов и Мазепу хлебом-солью, все остальные закрывали ворота и ожесточенно сопротивлялись»[8]. На Гетманщине и Слобожанщине малороссы развернули против шведов партизанскую войну. О партизанских действиях сторонников гетмана против москалей история умалчивает. Видимо, Тягнибок считает украинским народом предателей, пошедших за Мазепой, а основная масса Малороссии для него никакие не украинцы.

Вообще пересмотр исторической роли Мазепы начался сразу же после появления независимой украинской государственности. Но особенно ярко это обозначилось во время правления «оранжевого» президента Ющенко. Он вообще поднял на знамя известных на Украине плохишей. Бандере и Шухевичу он присвоил звание героев Украины, а честь Мазепы так и вовсе ввел государственную награду – Крест Мазепы. Этим Крестом он наградил, в числе прочих, «патриарха Филарета» Денисенко (неканонический Киевский патриархат) «за выдающийся личный вклад в духовное обогащение украинского народа, многолетнюю плодотворную церковную деятельность»[9]. Тот самый случай, когда награда нашла своего героя. Я бы еще наградил этого лжепатриарха Денисенко орденом Иуды, который Петр Великий для Мазепы приказал изготовить.

Для Киевского Патриархата Мазепа, безусловно, герой. Хотя на самом деле никаким украинским патриотом он не был. Человек боролся за свои интересы, и ради них стал холуем шведского короля. С малороссийских крестьян он драл по три шкуры. Но с Киевским Патриархатом все ясно. Он все более превращается в аналог «немецкой национальной Церкви» времен Адольфа Гитлера.

Но ведь и в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата нашлись апологеты Мазепы! Причем, судя по всему, позиции «церковных мазепинцев» оказались более сильны, чем позиции «церковных власовцев» в России, что вполне объяснимо – у них была мощная поддержка в государственной власти.

Вот, к примеру, архимандрит Кирилл (Говорун), перу которого, кстати, принадлежит статья с громким, программным названием: «Богословие Майдана». Этот «оранжевый богослов» отметился поддержкой идеи о снятии с Мазепы анафемы. Читаем о нем:

«С гетмана Ивана Мазепы может быть снята анафема, если вокруг этого вопроса закончатся политические споры. Об этом на пресс-конференции в Киеве заявил глава Отдела внешних церковных связей Украинской православной церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) архимандрит Кирилл, ранее также заявлявший о поддержке украинизации и “проекта Украина”, сообщает “Новый Регион”.

“Еще митрополит Киевский и Галицкий Антоний Храповицкий в начале XX века говорил, что, скорее всего, гетман Мазепа был предан анафеме по политическим мотивам”, – сказал архимандрит Кирилл»[10].

Как видим, тот же аргумент, который приводят апологеты Власова, оспаривая правомочность Архиерейского Собора, осудившего изменников Отечеству (см. об этом в моей статье «Уранополитизм и церковное осуждение фашизма и коллаборационизма».

Митрополит Антоний, конечно, яркая (хотя и неоднозначная) фигура в Русской Церкви, но тут уместно вспомнить, что в 1919 году другой выдающийся церковный деятель,  архиепископ Феофан Полтавский, в ответ на требование петлюровцев отслужить торжественную панихиду по Мазепе, ответил отказом. За это владыка Феофан был заключен самостийниками в тюрьму, откуда вышел с приходом Добровольческой армии.

Еще более определенно высказался митрополит Черкасский Софроний: «Я лично склоняюсь перед гетманом Иваном Мазепой. Я считаю его одной из наиболее значительных личностей в истории Украины. И прежде, чем поднимать шум вокруг анафематствования, мы должны поставить себе вопрос: а кто является автором этой анафемы? Кого она касалась? Потому что анафему провозглашали не человеку – государственному деятелю, выдающемуся меценату и полководцу, а чучелу. Это чучело, которое должно было изображать Мазепу, пронесли по всем улицам Кролевца, поносили его, плевали на него, надеясь хотя бы таким способом унизить гетмана. А кто был инициатором провозглашения анафемы? Император Петр I – человек, который отдал приказ вырезать, уничтожить все население города Батурин, от грудного младенца до самого ветхого старика. А это, задумаемся на минутку, почти 23 тысячи человек. Имеет ли право человек, который столь по-звериному жесток, не побоюсь этого слова, преступник, предавать анафеме даже простолюдина? А тут речь идет о Мазепе – государственном деятеле, который стремился к лучшей, достойной доле для своего народа, своего отечества»[11].

Кстати, насчет 23 тысяч человек митрополит сильно напутал. Непонятно, откуда он вообще взял эту цифру. Даже антирусски настроенные историки приводят меньшие цифры. Для тех, кто интересуется этой проблемой, могу порекомендовать статью кандидата исторических наук Владимира Артамонова «Правда о Батурине и Мазепе». В этой статье называются несколько иные цифры: «Большинство авторов начала ХVIII в., писавших о Батуринской трагедии, называют цифру погибших – 5–6 тысяч погибших»[12]. Безусловно, это тоже немало. К тому же действительно, погибли не только мазепинцы, но и мирные жители, совсем непричастные к измене. Но таковы были реалии того времени (увы, черных страниц в истории нашего Отечества, как и в истории других народов, немало). Почему-то трагедия в Батурине не оттолкнула от России украинский народ, не заставила его перейти на сторону шведов.

Кстати, апологеты Мазепы, муссируя трагедию Батурина, умалчивают не только о том, что украинский народ во многих местах развернул против шведов партизанскую войну, но и о том, что шведы за это провели карательные операции против украинцев, в чем поучаствовали и мазепинцы. Опять процитирую Артамонова: «Шведские карательные акции 1708 года против украинских казаков и крестьян начались сразу после вторжения на Гетманщину. Как заурядное событие описал полковник К. Поссе резню и сожжение заживо шведскими драгунами и мазепинцами 1.600 украинцев, не считая женщин и детей, подполковником Т. Функом в Тернах. Шведы испепелили городки Смелое, Веприк. Колонтаев, Краснокутск, Коломак, Рублевку, Городню, Мурафу, Хухры, Каплуновку, Лутище, Котельву. Если провести подсчет убитых шведами в этих истребленных городах, то их число значительно превысит количество жертв в Батурине»[13]. Подробнее о шведско-мазепинских карательных операциях против украинского народа можно узнать из работы Виктора Анисимова «Геноцид от союзников», в которой автор справедливо заявил: «Карл XII предвосхитил Гитлера, а Мазепа – Романа Шухевича»[14].

И приказа об уничтожении населения города Петр I не издавал. И предал анафеме Мазепу вовсе не Петр I (у него и полномочий таких не было). Анафема впервые прозвучала в его присутствии 9 ноября 1708 года в Троицком соборе Глухова, и произнес её митрополит Киевский, Галицкий и Малыя России Иоасаф (Кроковский), родом из Львова, в сослужении других украинских архиереев: святого архиепископа Черниговского и Новгород-Северского Иоанна (Максимовича), и епископа Переяславского Захарии (Корниловича). Как видим, среди этих трех епископов – ни одного москаля. А один из них к тому же – канонизированный святой, и у меня нет никаких оснований полагать, что святитель Иоанн Тобольский (Максимович) участвовал в этом отлучении Мазепы «страха ради иудейска». На самом деле святитель был искренним русским патриотом. Это хорошо иллюстрирует следующее событие из его жития: «Позже Иоанн Максимович напечатает в черниговской типографии “Синаксарь в честь и славу Господа Бога Саваофа о преславной победе под Полтавою”. Эту книгу торжественно читали в церквах во время благодарственного молебна, проходившего в память славной победы русского оружия. Победа под Полтавой сравнивается автором с победой Давида над Голиафом. И хотя произведение прозаическое, в конце его в стихотворной форме высмеивается бегство изменника Мазепы к османам»[15].

Анафема в Глухове не была единственной. 12 ноября в Успенском соборе Москвы в присутствии царевича Алексея Петровича другой сын малороссийского народа, Местоблюститель Московского Патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), в сослужении собора архиереев также провозгласил анафему Мазепе.

Но, как видим, отношение митр. Софрония (как и других «церковных мазепинцев) к гетману Мазепе – иное, и весьма напоминает отношение о. Георгия Митрофанова к ген. Власову. И аналог Сталина налицо – Петр Великий (кстати, действительно, во многом противоречивая личность, и у Церкви есть претензии к нему). Митр. Софроний ныне также известен своим «патриотизмом» (См. «Митрополит Черкасский Софроний благословил головорезов “Правого сектора” на борьбу с “непрошенными гостями”»).

Как в России «церковные власовцы» получили отпор от ряда православных публицистов, так и на Украине нашлись историки и публицисты, давшие отпор «церковным мазепинцам» (еще раз повторю, все это происходило в одно время). И одним из этих публицистов был «политизированный» прот. Андрей Новиков, которому, по словам протодиакона Андрея Кураева, «на Украине уже места нет». Перу протоиерея принадлежат статьи «Почему не может быть снята анафема с Ивана Мазепы» и «Мазепинское» богословие». Причем в этих статьях прот. Андрея Новикова – не столько апология Русского мира, сколько апология Православной Церкви, что следует из его же слов: «Анафема Мазепе была справедливо провозглашена всеми архипастырями Русской Православной Церкви и стала частью ее предания. Не наша святая мать Русская Православная Церковь ошибается, но горстка националистов и раскольников, тщетно пытающихся ее дискредитировать»[16]. И эти «политические» статьи вполне в русле публицистики о. Андрея Новикова, в которой он защищает Православие.

В свете этих обстоятельств лично мне прот. Андрей Новиков импонирует больше, чем «реально запуганное духовенство, которое боится общения с журналистами». Я понимаю, что идеи и взгляды того же прот. Георгия Митрофанова не следует сводить исключительно к его апологии предателя ген. Власова. Однако в контексте последних событий я посчитал необходимым указать именно на пункт о коллаборационизме, в котором протоиерей Андрей Новиков – с одной стороны, и протоиерей Георгий Митрофанов, а также поддержавший его игумен Петр Мещеринов – с другой, заняли совершенно противоположные позиции. Протодиакону Андрею Кураеву, в свое время не поддержавшему апологию предателя, следовало бы хорошенько поразмыслить над этим обстоятельством, прежде чем столь пренебрежительно отзываться о священнике, который был вынужден бежать в Россию от преследований победивших на Украине «мазепинцев», «петлюровцев» и «бандеровцев».

 

————————————————————————————

[1] Диакон Андрей Кураев. Дайте свободу слова священникам! http://www.kiev-orthodox.org/site/events/5394/

[2] Сергей Ларин. Интервью с одним из предстоятелей межсоборного присутствия РПЦ МП прот. Андреем Новиковым. http://sergeylarin.livejournal.com/388603.html

[3] Игумен Петр (Мещеринов): К власти в России придут фашисты. http://www.parafia.org.ua/biblioteka/statti/yhumen-petr-mescherynov-osoznat-vsyo-eto/

[4] Отец Георгий Митрофанов: генерал Власов – человек, достойный сострадания. http://ricolor.org/history/rsv/mitrofanov/19_05_09/12_09_2009/; http://www.parafia.org.ua/biblioteka/statti/yhumen-petr-mescherynov-osoznat-vsyo-eto/

[5] Александр Солженицын. Архипелаг ГУЛаг. Том 3. Часть пятая «Каторга». Гл. 1 «Обреченные». http://lib.ru/PROZA/SOLZHENICYN/gulag3.txt

[6] Игумен Петр (Мещеринов). Выступление на презентации книги церковного историка, профессора СПбДА, члена Синодальной комиссии по канонизации протоиерея Георгия Митрофанова «Трагедия России. “Запретные” темы истории ХХ века» (СПб., издательство «Ладан», 2009) 19 мая в петербургском Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. http://kategorii.livejournal.com/10147.html

[7] «Мазепа победил!»: Украинские националисты провели свои мероприятия по поводу 300-летия Полтавской битвы (ФОТО). Суббота, 27 июня 2009 г. http://russiaregionpress.ru/archives/11357

[8] Указ Президента Украины № 52/2010 от 20 января 2010 года «О награждении знаком отличия Президента Украины – Крест Ивана Мазепы». http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/52/2010

[9] Владимир Артамонов. «Правда о Батурине и Мазепе». http://www.otechestvo.org.ua/main/20087/2425.htm

[10] С гетмана Мазепы могут снять анафему. http://newsru.com/religy/30apr2009/mazepa.html

[11] http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=70673
[12] Владимир Артамонов. «Правда о Батурине и Мазепе». http://www.otechestvo.org.ua/main/20087/2425.htm
[13] Владимир Артамонов. «Правда о Батурине и Мазепе». http://www.otechestvo.org.ua/main/20087/2425.htm
[14] Виктор Анисимов. «Геноцид от союзников». http://russian.sumy.ua/news/soyuznik/

[15] Виталий Топчий. Святитель Иоанн Максимович – митрополит Тобольский. http://proza.ru/2011/10/27/1018

[16] Прот. Андрей Новиков. «Почему не может быть снята анафема с Ивана Мазепы». http://www.pravoslavie.ru/analit/5185.htm

 
 Благодатный Огонь



Голосование за статью
 - 
49
 /  - 
10
Комментарии:
скрипко 22/10/2014 в 13:05:52
Всё-таки странно, когда священники превращаются в политологов. Любая оценка деятеля истории, наверно, должна быть основана на общих евангельских принципах - насколько она соответствует оценкам, которые в данном случае дал бы Иисус Христос. Его ведь просили возглавить борьбу против власти римлян. Иуда очень на это надеялся. Но кому нужна текущая победа над конкретным политическим врагом, когда душа человека не приобрела нового качества? Мазепа, нынешние националисты - просто смешны в своих потугах решить вопрос о возрождении украинской нации через политические институты. Нацию создают духовные отцы. Русь создал Сергий Радонежский! Как духовное образование! И только тогда были возможны все последующие победы: на Куликовом поле, на Курской дуге!

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
О «церковных власовцах» и «церковных мазепинцах».<br>Размышления в связи с интервью протодиакона Андрея Кураева телеканалу «Дождь» Православный журнал «Благодатный Огонь»

О «церковных власовцах» и «церковных мазепинцах».
Размышления в связи с интервью протодиакона Андрея Кураева телеканалу «Дождь»


20.10.2014
Тимур Давлетшин

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

20.11.2017
Наталья Михайлова

Когда начались гонения на Церковь в России?

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и миссионерствующее монашество

8.11.2017
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

7.11.2017
Алексей Горожанин

Посрамление игумена Петра (Мещеринова) от Казанской иконы Богородицы

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

24.10.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

2.11.2017
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

5.11.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

8.10.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

1.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года

20.10.2017
Кирилл Дегтярев

О рыбаке и рыбке.
Размышления о монархизме и монархистах

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

27.09.2017
Николай Пронин

Учение о первородном грехе и Искуплении в проекте нового Катехизиса Русской Православной Церкви

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

12.11.2017
Отзыв Аналитического центра свт. Василия Великого на проект нового Катехизиса Русской Православной Церкви

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

11.09.2017
Михаил Демурин

Конфликт между миром и Церковью: дело тут не в «пропаганде»

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

11.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Благовествование или маркетинг?

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

31.10.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

8.09.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.10.2017
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

14.07.2017
Документальный фильм «Эти». Комментарий священника Алексия Чаплина

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.07.2017
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

8.11.2017
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

25.06.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

21.09.2018
Киприан Шахбазян

Место «нового Катехизиса» в православной традиции и его авторитетность

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

 

НОВОСТИ

22.11.2017
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила против секспросвета в школах, а митрополит Иларион (Алфеев) за секспросвет «целомудренный», т.е. за «целомудренное» растление подростков в школах

19.11.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих», части I–III (ВИДЕО)

10.11.2017
В памяти православных Леонид Ильич Брежнев остался благодетелем Церкви, а Хрущев – гонителем

04.11.2017
Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит

29.10.2017
Карлики, стоящие на плечах гиганта, помолчите!
Диакон Владимир Василик о скандальной антисталинской тираде Макаревича

23.10.2017
Новые креативные аспекты миссионерского служения Белгородской епархии: старооскольский священник Максим Пастухов принял участие в чемпионате по бодибилдингу и фитнес-бикини

22.10.2017
На круглом столе в Москве обсудили проект нового Катехизиса РПЦ

17.10.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) положительно оценил творчество священника-рэпера: «в рэпе есть нечто общее с церковной традицией»

16.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года о недопустимости включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

06.10.2017
Депутат Госдумы заявил о возможной казни в Сирии двух плененных россиян, которые отказались отречься от православной веры и от родины

03.10.2017
Тяжкие будни правительства РФ: премьер-министр Медведев утвердил правила пользования кадилом

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

23.08.2017
Поклонская перешла черту: от депутата отворачиваются коллеги и священники

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

24.07.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви