Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Ex oriente lux, или Наш ответ Ватикану

19.11.2014
Священник Даниил Сысоев (†2009)


«Мужи нечестивые и мерзкие — ведь как только не назвал бы их всякий благочестивый! — мужи, из мрака вынырнувшие, ибо были они порождением края западного... путем гнусной политики и извращения догматов — до чего дошли в дерзости своей! — разорили, истребив, лозу Господа возлюбленную и новонасажденную»[1], — говорил в IX веке святитель Фотий. Так было во времена Фотия, так происходит и сейчас. Последние годы уходящего тысячелетия были ознаменованы усилением натиска вероотступнического Запада на православный мир. На Церковь, только возрождающуюся после страшных гонений безбожников, снова напали мужи нечестивые и мерзкие. Они исполнили слова апостола Павла (2 Кор. 11, 4), ибо проповедуют иного Иисуса, которого не проповедали апостолы и мученики, Иисуса, который нарушил Свое слово о пребывании в Церкви во все дни до скончания века (Мф. 28, 20) и покинул Церковь, оставив вместо Себя смертного «непогрешимого» преемника в Риме.

Не вызывает никакого сомнения, что проповедники католицизма имеют иного Духа, которого христиане не получали от учеников Господа: Духа, не от Одного Отца исходящего, как об этом учил Спаситель (Ин. 15, 26), а Духа, имеющего начало от Отца и Сына, как одного Начала; Духа, Который, как и Его Изводители, является не Самостоятельной Ипостасью, Личностью, а ничем другим, как только отношением любви между такими же отношениями (по выражению Фомы Аквинского) внутри единой безликой Сущности. А Она напоминает нам скорее Абсолют индуизма, нежели Бога Авраама, Исаака и Иакова, Бога, открытого нам чрез Иисуса Христа в Истинном Духе Святом.

Нет ничего удивительного в их приходе, ибо Писание говорит, что должны появиться лжепророки (Мф. 24, 24). Но возникает вопрос: что мы можем противопоставить этому натиску ереси? Ответ может быть только один: проповедь Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Его Безначального Отца и Святого Духа. Ведь целью нашей не может быть победа над людьми, а освобождение их из-под власти нашего общего врага — диавола. Не случайно Церковь наша называется Восточной. Ведь и тварный свет озаряет нашу землю с востока, поэтому нетварное сияние Утешителя тем более должно прийти в страны Запада со стороны Эдема. На натиск полуночной тьмы гуманизма Христос призывает отвечать вестью о сиянии Воскресения, давно померкшем в печальных странах Запада. Их наступление — знак бессилия и вырождения. Отступническое христианство Европы и Америки с каждым годом теряет влияние в своих странах (недаром нынешний папа объявил, что Франция нуждается в новой евангелизации). Все сильнее приспосабливаясь к духу века сего, западное христианство лишь ускоряет этот процесс, и, желая сохранить свою паству, оно устремляется к нам, расширяя свою прозелитическую деятельность.

* * *

В 30-х годах в Париже по благословению митрополита Сергия (Страгородского) появилось братство свят. Фотия, целью которого стала проповедь Православия среди французов. Душой его был один из крупнейших богословов ХХ века В.Н. Лосский. И вскоре оно принесло свои первые плоды. В 1936 году к Православной Церкви на правах западного обряда присоединилась отколовшаяся от латинства «Католическо-евангелическая церковь», которая признала неискаженный Символ веры, постановления семи Вселенских Соборов и Послание Восточных Патриархов от 1848 года. Согласно постановлению митр. Сергия (Страгородского) и Временного при нем Синода (номер 75 от 16 июня 1936 года) был установлен следующий порядок присоединения католиков и протестантов к Православию западного обряда: конфирмированные члены общины присоединялись по третьему чиноприему, неконфирмированные — миропомазывались; то духовенство, которое имело незаконные хиротонии (от протестантов), перерукополагалось от православного епископа. Но что самое важное — в богослужении общине разрешалось сохранить западный обряд, однако исправленный в соответствии с восточной евхаристической традицией (квасной хлеб, причащение под обоими видами и т. д.)[2]. Календарь должен содержать только тех святых, которые канонизированы до 1054 года. Это постановление Синода нашей Церкви доныне является каноническим обоснованием существования западного Православия. Спустя немного времени после этого в Православие вернулись десятки французских священников с приходами как в самой Франции, так и в Алжире.

Другим примером массового перехода в Православие латинян, не желавших более подменять Христа человеком — папой, является Православная Кафолическая Церковь Мексики (бывшая Старокатолическая церковь). Она была основана римо-католиками в 1926 году в знак протеста против испанского колониализма и целиком перешла в Православие в 1976 году. Сейчас это Экзархат Американской Православной Церкви.

По пути, проложенному Русской Церковью, пошли многие. В Америке существует целый ряд групп православных древнеримского, кельтского, галликанского обрядов, но, к несчастью, они в большинстве своем не имеют канонической связи с Вселенской Церковью. (Исключением является Французская Православная Церковь, находящаяся под омофором Румынского Патриарха.) Причиной этой трагедии является ненормальное каноническое положение Православной Церкви на Западе. Например, в США существует около 40 православных юрисдикций, из которых только 15 являются законными. Но и последние позволяют себе иметь в одном городе нескольких епископов, что в корне противоречит апостольским канонам и древней практике устройства Церкви. Многих проблем можно было бы избежать, если бы православные беженцы послушались совета митрополита Сергия (Страгородского), который еще в 1926 году рекомендовал русским иммигрантам-епископам, если они находятся на территории других поместных Церквей, войти в их состав, а «в неправославных странах можно организовать самостоятельные общины или Церкви, членами которых могут быть и нерусские». Это указание будущего Патриарха находится вполне в русле Предания Церкви. История знает ряд случаев возрождения Церквей, отпавших в ересь: это и создание Двинского Армянского Католикосата в VII веке, и возрождение Английской Церкви св. Августином Кентерберийским, и воссоздание Русской митрополии в 988 году (первоначально она была создана св. патриархом Фотием в 867 г.), и возрождение Александрийской Церкви после полного монофизитского разгрома. Так что современная противоканоничная ситуация на Западе является скорее результатом римобоязни, нежели следованием примеру церковной истории.

Но возникающие Церкви не должны повисать в пустоте, а обязаны, повинуясь Промыслу Божию, восстанавливать исконное для Запада Православие. Иначе Православие так и останется для западного человека этнической верой, а ведь это понимание в корне противоречит самой сути существования Церкви, в которой нет ни эллина, ни иудея (Гал. 4, 28), ни русского, ни американца, но все одно во Христе.

Православие должно проявляться не только через восстановление древних Литургий, но и через почитание небесных покровителей Церквей, которые и составляли силою Духа Святаго эти молитвословия. Мы, например, часто забываем, что римская месса — это искаженная Литургия свят. Григория Двоеслова, чью Литургию Преждеосвященных Даров мы совершаем Великим Постом. Поэтому безосновательны возражения, что введение западного обряда разрушит литургическое единство Церкви. Ведь не разрушает его факт служения в Иерусалиме Литургии св. ап. Иакова, а в Александрии — св. ап. Марка. Мы, конечно, протестовали бы против служения Литургии Нестория или короля Эдуарда VI, но авторами восстанавливаемого западного обряда являются не еретики, а истинные святые. К счастью, наша Церковь и здесь поступает в согласии с Преданием. Так, например, в Сурожской епархии как местночтимые почитаются древние святые Англии и Ирландии. То же начинается и в Церквах Германии и Франции. Само молитвенное обращение к этим святым — покровителям заново обращаемых ко Христу народов — имеет великую силу, ибо привлекает их к ответной молитве за своих сродников по плоти и через это ниспосылает на возрождаемые Церкви неиссякаемые потоки Духа Животворящего, Который только Один способен привести заблудившихся еретиков ко Христу, а через Него и к Отцу.

Другой задачей, связанной с первой, должно стать «воцерковление» наследия западных Отцов. К несчастью, в нашей церковно-исторической науке преобладает совершенно неправославный взгляд на историю Великой Схизмы. Согласно ему, Западные Церкви отличались от Восточных чуть ли не со II века, на что последние почему-то не обращали никакого внимания. Чаще всего это объясняется языковым барьером и отсутствием контактов, что совершенно не соответствует действительности — вспомним, например, преп. Максима Исповедника или свят. Афанасия Великого, жизнь которых была теснейшим образом связана с Западными Церквами. Со временем эти изначально существующие отличия только развивались, раскрывая то, что заложено было еще чуть ли не апостолами, что и привело в конце концов к так называемому «разделению Церкви». Самым ярким примером развития подобных странных идей является проводимая в учебниках по сравнительному богословию генеалогия развития папизма, согласно которой первым папой (в современном смысле этого слова) был св. Виктор (189–199), который отлучил асийские Церкви за то, что они неправильно праздновали Пасху. В этом видят какое-то «властолюбие пап». Но если это пресловутое «властолюбие» проявилось так рано, то почему мы должны отрицать его апостольское происхождение? Многие церковные обычаи, которые, как мы верим, имеют апостольское происхождение, письменно фиксируются именно в это время (например, запрет на коленопреклонение в воскресные дни и в период Пятидесятницы). Почему примат Римского епископа, свидетельство существования которого хотят здесь найти, является исключением? Но если посмотреть на это и подобные события с точки зрения Православного Предания, то все становится на свои места. Конечно, папа Виктор и не помышлял о собственной вероучительной непогрешимости или о примате власти. Он опирался на авторитет ряда соборов — Палестинского, Галльского, Понтийского, Осроенского, Коринфского. Да и сам он собрал собор итальянских епископов[3]. Таким образом, папа Виктор опирался на единодушный голос Соборов Церкви, и его действие было чуждо какому-либо властолюбию или мнению о собственной непогрешимости, а было чистым выражением Священного Предания. Надо заметить, что позиция папы Виктора усвоена Православной Церковью, и сейчас любой, кто будет праздновать Пасху как асийцы (14 нисана), будет отлучен от Церкви как еретик-четыренадесятник.

В основе школьного представления о властолюбии пап лежит свойственное скорее протестантам, чем православным представление о Церкви как конфедерации полностью независимых в своей внутренней жизни Поместных Церквей, связанных только единством вероучения. Для носителей такого воззрения любое вмешательство во «внутренние дела» другой Церкви является проявлением властолюбия и заведомо незаконным. Любопытно, что именно таких взглядов придерживались отцы арианского собора в Антиохии, когда протестовали против вмешательства «во внутренние дела Востока» Православного Рима, незаконно сместившего свят. Афанасия Великого. Напротив, Вселенская Церковь всегда придерживалась иного учения. Она всегда помнила слова апостола Павла: «страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12, 26), и поэтому в ней нет проблем, свойственных только одной какой-то Церкви. Если где-то нарушается Предание и возникает возможность раскола или ереси, то любая Церковь, а особенно имеющая первенство чести, должна вмешаться и предотвратить эту беду.

Переломным моментом в появлении современного латинства должно считать деятельность теологов времен каролинговского возрождения IX века. Они поддержали иконоборчество, выдвинули идею создания альтернативной империи, а для этого необходимо было обвинить в ереси империю существующую. Не удивительно, что православное учение о вечном исхождении Святаго Духа от Отца через Сына было извращено невежественными германскими богословами[4].

Надо заметить, что даже в своем конфликте с Фотием папа Николай был вынужден апеллировать не к епископам Италии, хранившим Православие, а к германцам и франкам. Оттуда же родом и современное учение о власти папы, выдвинутое, по-видимому, деятелями Клюнивьетского ордена[5]. Важно заметить, что в IX веке все папы, стремившиеся к власти над Церковью и исповедовавшие еретический филиоквизм (а последний является источником первого), были немцами-бенедиктинцами из Клюни (или аббатств, входящих в этот орден), а итальянцы выступали за союз с Церковью, отвергали прибавление к Символу Веры, потерпели поражение в этой первой западной революции[6], и враг захватил Рим. Военным крылом этого мятежа против Церкви были норманны, разгромившие Православие в Англии, Каламбрии, в других странах Запада (а позднее и Востока — Крестовые походы). Римская Церковь претерпела такие реформы, что ее не узнали бы папы предыдущих веков.

И вот в 1054 году, после отпадения Запада от Православной Церкви, престол апостола Петра опустел, с тем чтобы вплоть до нынешних времен оставаться вакантным! И здесь мы подходим к главному вопросу: почему процесс возвращения Православия на Запад минует сердце религиозной жизни европейской цивилизации — Рим? Ведь вся она заквашена Римом. Даже сам протестантизм — это не более чем отвержение того, о чем говорит папа. По верному слову А. Хомякова, если Рим говорит «А», то протестанты отвечают «– А», и за рамки этого никто из них не выходит.

Тем более важно свидетельствовать Православие не где-то в углу, а в самом центре европейской религии. Святые апостолы поступали именно так. Они не шли с проповедью в захолустные деревеньки, где у них не было серьезных противников, а выступали на сражение в крупных городах, где силой Духа Святаго побеждали все ухищрения врага. И уже оттуда свет Евангелия распространялся во все городки и деревни, окружавшие покоренный ими город.

Настала пора Православной Церкви просветить сумрачный мир Запада нетварным Светом истинной апостольской веры. Еще в начале этого века священномученик Иларион (Троицкий) мечтал о том, чтобы в центре Рима был создан монастырь, подобный Лавре, задачей насельников которого была бы проповедь Православия латинянам и протестантам. Сейчас мы не можем мечтать о том благолепии, которое представлял себе священномученик Иларион, но сама идея эта сейчас вполне осуществима. Нужно только желание!

Но, конечно, самым сильным ударом для врага рода человеческого было бы замещение вакантной ныне Римской кафедры православным епископом, ибо нынешний еретичествующий римский первосвященник не может являться апостольским наследником древней Римской кафедры, которую украшали в древности бесчисленные святые. Нам могут сказать, что это мечты, но для Бога все возможно. И если христиане все же решат исполнить Его заповедь о научении всех народов апостольской православной вере (Мф. 28, 19), то Сам Вседержитель раскидает все препятствия с их пути.

Рассмотрим, какие аргументы могут привести противники замещения вакантной Римской кафедры. Первый из них абсолютно несерьезен: он заключается в том, что Римо-католическая церковь вовсе не является еретической организацией, а нашей Церковью-сестрой (выражение дивное, ибо само это понятие указывает на раскольничий характер «сестры»: в Библии можно найти подобное учение только в притче Иезекииля о двух сестрах, символизирующих Иерусалим и Самарию. Последняя была, согласно Писанию, сестрой-раскольницей, ибо ввела культ тельцов — см. Иез. 23), и поэтому мы, мол, не можем рукополагать второго епископа для уже занятой кафедры, ибо это противоречит канонам. Учение о «Церквах-сестрах» не может быть принято потому, что оно базируется на еретической экклесиологии (теории ветвей). Слово Божие говорит, что Церковь одна и единство ее существует за счет единства Евхаристии (1 Кор. 10, 17), условием которого может быть только единство веры (Еф. 4, 4–6). Как же может быть для нас сестрой та Церковь, чью Литургию мы справедливо не признаем[7] (вспомним пример недавнего запрещения архимандрита Зинона за участие в еретической литургии латинян), чей Символ веры искажен? (Ведь слово «символ» означает «знак»: к примеру, сломанную палочку или кольцо, по которому узнают друг друга люди, бывшие в долгой разлуке. Если, например две палочки не сложатся в одну, то опознания не произойдет. Так и Христос не узнает в тех, кто исказил Символ веры, Своих!)

Другой аргумент против восстановления православной Римской Церкви более весом. Согласно ему, над Римской Церковью еще не было произнесено Церковного суда, глава ее не вызван для оправдания или осуждения на Вселенский Собор, а мы отделили ее от себя в соответствии с 15-м правилом Двукратного Собора в качестве предсудебной меры (а это действительно так, по крайней мере так пишут Вальсамон и Властарь). Однако и этот аргумент не дает нам права медлить с возрождением Римской кафедры. Во-первых, нет никаких признаков, что Вселенский Собор в ближайшее время соберется, если его не могли собрать уже в течение 950 лет со времени отпадения Рима. А церковная история учит нас, что мы не должны медлить с возрождением тех Церквей, которые отпали от Бога. К примеру раскол донатистов был осужден спустя почти век со времени своего появления, но это не мешало православным заместить все ставшие вакантными из-за раскола кафедры, невзирая на тот факт, что сами раскольники еще не были соборно осуждены, ибо речь идет не о межцерковной дипломатии, а о вечном спасении людей. Более того, если Собор все же будет собран, то делу примирения не могут помешать сосуществующие в одном городе епископы, ибо у нас есть каноны, регламентирующие порядок воссоединения отпавших с Церковью (см. правила Карфагенского собора о донатистских епископах). Так что факт рукоположения православного римского епископа скорее будет способствовать, чем препятствовать переговорам с нынешним еретичествующим папой.

Кто же реально может осуществить это величайшее дело возрождения древней апостольской Церкви? У нас нет канонов, регламентирующих это. Идеальным было бы возрождение Римской Церкви на Вселенском Соборе, но это, к сожалению трудноосуществимо. В принципе, возродить Церковь имеет преимущественное право Церковь-Мать, но так как Римская Церковь апостольского происхождения, то эта возможность отпадает (если, конечно, об этом не позаботится Мать всех Церквей – Церковь Иерусалимская). Часто отпавшие или разгромленные Церкви возрождала Церковь Константинопольская (например, она восстановила Церкви Александрийскую и Албанскую), но этого права не лишена ни одна другая законная поместная Церковь (вспомним, как Антиохийская и Александрийская Церкви восстановили иерархию на Кипре). Нам кажется, что особую роль в этом могла бы сыграть наша Русская Церковь. Ведь, по словам свят. Феофана Затворника, Промысл Божий поставил ее на место отпавшей Римской церкви, тем более ей было бы прилично возродить ту ветвь, на место которой она привилась.

Нужно заметить, что при восстановлении Римской Церкви необходимо восстанавливать ее именно как ту самую Древнюю Церковь Запада со всеми правами, предоставленными ей Вселенскими Соборами, а не рукополагать какого-нибудь римского викария с титулом «Малаховский». Только в этом случае Римская Церковь смогла бы стать центром притяжения всех здоровых сил среди западных христиан.

А такой центр сейчас особенно нужен, ибо пришло то время, когда уже нет никаких внешних препятствий к этому великому делу. Реформы Второго Ватиканского Собора подорвали католичество изнутри, и в него все больше вливается яд гуманизма и либерализма, от которого человек хочет убежать к традиционной православной Литургии (восточной или западной – это не важно). И если в Риме будет законный православный папа, то он может обратиться с посланием к каждому католическому епископу и священнику с призывом вернуться к Церкви Истинной, тем самым дав всем традиционалистам возможность найти того, кто, сохраняя все то доброе, что накопила Римская Церковь за первое тысячелетие своей истории, привьется к живому стволу Церкви Восточной. А чрез это можно помочь и нашей Церкви, на которую усиливается натиск Ватикана, ибо будет выбит внутренний стимул к пропаганде еретичествующего латинства.

Рукоположение православного римского епископа могло бы сыграть огромную положительную роль во внутрицерковной жизни, ибо оно лишило бы всяких оснований папистические тенденции Константинопольской патриархии и этим предотвратило бы появление многих вызванных ими нестроений и расколов в Православных поместных Церквах (на Украине и в Эстонии).

Всем очевидно, что ввиду нарастающего наглого католического прозелитизма давно настала пора переходить от оборонительной и соглашательской позиции к наступательной: православного епископа — на Римскую кафедру! Но многие могут спросить: все это хорошо, но что же могу сделать я, простой православный христианин, не имеющий апостольской власти для решения этой задачи? Только повздыхать и успокоиться? Ответим на это так: во-первых, нам нужно усилить наше почитание святых Запада (а в нашем календаре одних римских святых больше сотни), молиться им и о себе и о возвращении ко Господу наших заблудившихся братьев. Во-вторых, при поездке за рубеж или в те места, где обитает много латинян и протестантов, помнить слова Святейшего Патриарха Алексия, что в наше время все мы призваны к миссионерству. Так пусть же время отпуска на западных курортах будет также отдыхом и для наших душ, сбрасывающих тяжесть греха через несение благовестия. Ведь, по словам апостола, «если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5, 19–20). Будем же подражать святым проповедникам Евангелия, которых Бог избрал не только из числа клириков, но и из мирян (например, Трифон, просветитель лопарей, или равноапостольная Нина, просветительница Грузии), чтобы нам наследовать их славу.

И утешением нам на этом пути пусть будут исполненные глубокого смысла слова Спасителя, прозвучавшие на священной Вечери из таинственной весенней ночи: «Симон! Симон! Вот сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты, некогда обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22, 31–32). Не скрывают ли они, как думал свят. Николай Японский[8], предсказания о том, что гордый Рим, некогда восстав из бездн падения, своим примером укрепит и братьев своих, стенающих в дольней ночи и ждущих избавления от Того, Кто держит семь звезд в руке Своей и ходит посреди семи золотых светильников (Апок. 2, 1).


Примечания

[1] Свят. Фотий Константинопольский. Окружное послание// Альфа и Омега. М., 1999. номер 3 (21). С. 88.

[2] Это условие крайне важно в первую очередь, конечно, по догматическим соображениям, ибо мы не можем признать действительность Евхаристии, совершенной или не на надлежащих веществах, или без призывания Святого Духа. Но важно оно и с точки зрения практики. Известно, что любые попытки унии, осуществлявшиеся Римом, оказывались часто недолговечными по причине тяготения ее сторонников к изначальным носителям той богослужебной традиции, которую они сохранили в общении с Римским папой (неважно, касается ли это выходцев из православной, несторианской или монофизитской среды). И чтобы этого не произошло, необходимо внести такие изменения в богослужебную практику, которые могли бы подчеркнуть принципиальное отличие западных православных от окружающих их латинян. Подобное явление известно Церкви. Например, именно по таким соображениям был отменен пост в седмицу мытаря и фарисея (в противовес армянам).

[3] Евсевий Памфил. Церковная История. М., 1993. Кн. V. С. 191–194.

[4] Приобщение западного мира к Православию может происходить через сохранение им западного обряда. Но при этом западные христиане должны твердо исповедовать православные догматы. Символ веры западных христиан должен быть безусловно без Филиокве. Конечно, древние западные отцы Церкви не учили об ипостасном происхождении Духа от Отца и Сына, а говорил им о вечном энергийном воссиянии Св. Духа от Отца через Сына, как понимал это преп. Максим Исповедник. Но за тысячу лет нахождения своего вне Церкви Христовой у западных христиан лжеучение о том, что Дух Святой имеет виновником Своего происхождения Отца и Сына, уже является господствующим. Они уже не так понимают учение об исхождении Духа, как древние западные Отцы.

[5] Само по себе существование монашеских орденов — изобретение франков, неведомое до того ни Востоку, ни Западу.

[6] Причиной этого был грех блуда, отогнавший от итальянских православных благодать Святаго Духа, без Которого сохранить веру невозможно.

[7] Ибо как может совершиться Литургия вне единства с Вселенской Церковью? Как может преложиться в Тело Господа тот Хлеб, который Он не заповедал приносить? Какой силой может совершиться претворение, если нет призывания Святого Духа, и более того — отсутствует сама вера в существование нетварных энергий?

[8] Праведное житие и апостольские труды святителя Николая, архиепископа Японского. Град святого Петра, 1996. С. 152.

 
2001 год
Благодатный Огонь №6



Голосование за статью
 - 
24
 /  - 
5
Комментарии:
Олег Кокин 07/04/2016 в 19:31:18
В свою очередь не вызывает никакого сомнения, что фраза Сысоева "Не вызывает никакого сомнения, что проповедники католицизма имеют иного Духа" - ни что иное как клише, усвоенное младенческим умом. Я не люблю католиков, но также не люблю глупцов от Православия. В статье под громким названием "Наш ответ Ватикану", очевидно претендующей на конструктивную критику догмата "Филиокве", не прозвучало ни одного разумного аргумента от кандидата богословия. Вся статья - набор крикливых реплик пафосного демагога. Упокой его Господь!
Геннадий 25/11/2014 в 09:48:39
р.б. Андрей 24/11/2014 в 12:36:33:
***Считаю, что о. Даниил (Сысоев) глубоко ошибался относительно возможности возвращения в лоно Церкви отпавших от нее латинян***
Жаль, что нельзя ставить лайки под комментариями. Согласен с р.б. Андреем. Если бы кто-либо попытался сделать, как предлагается в этой статье, он бы создал не плохую возможность для тех, «кто не дверью входит во двор овчий», заиметь свой отдельный вход, чтобы им ни приходилось сильно напрягаться и не «перелазить инде».
р.б. Андрей 24/11/2014 в 12:36:33
Считаю, что о. Даниил (Сысоев) глубоко ошибался относительно возможности возвращения в лоно Церкви отпавших от нее латинян. Между православными и латинянами непреодолимая пропасть, как между праведным Лазарем на лоне Авраамовым и евангельским богачом в Геенне. Это засвидетельствовано многими святыми отцами. Поэтому проповедовать латинянам бесполезно. По соборным правилам с ними вообще запрещено общаться духовно, дабы не соблазниться. Да и кому ныне проповедовать на Западе? Нынешнее западное общество (включая Америку) развращено и следует не только почитаемому латинянами культу мамонны, но и приветствует садомитские и человеконенавистнические ценности. На западе в угоду язычникам и скрытым гонителям христиан запрещено открытое ношение крестика, распятия на стенах учебных заведений, рождественские елки и открытые поздравления с христианскими праздниками. О.Даниил сетует в статье, что мол нельзя собрать Вселенский Собор. Так вот, он почти уже собран и состоится в 2016 году. Только вот результатом его скорее всего будет не возвращение в Церковь отпавших сообществ, а скорее отпадение от Церкви новых заблудших пастырей, стремящихся обратить латинян, и соблазненных ими верных, но не искусных в брани овец Христовых. О. Даниил давно почил и дал ответ за свои заблуждения Господу на частном суде. (У него как и достоинств было не мало, одна его "Инструкция для бессмертных" чего стоит - у меня от ее прочтения волосы дыбом вставали, пришлось исповедоваться в грехе гнева.) Зачем же распространять его заблуждения, рискуя совратить овец верных, но не искусных. Тем более поражает публикация этих заблуждений в Благодатном огне, им скорее место на сайте митрополита Волоколамского Илариона. Надеюсь, что мою заметку модератор не отринет.
прот. Андрей Хвыля-Олинтер 19/11/2014 в 08:38:40
За десятилетия моей жизни для Церкви мне посчастливилось неоднократно встречаться и взаимодействовать с отцом Даниилом Сысоевым. Это очень светлый человек и одухотворенный священник. На меня большое впечатление производили его феноменальная эрудированность и преданность Церкви. Также бросалось в глаза полное отсутствие у него какой-либо корыстности и злопамятности. Конечно, как всякий живой и увлеченный человек, отец Даниил имел и свои слабости, случались у него (правда, редко) и ошибки, но ему всегда свойственна особая чистота души. Вот достойный пример для современников, для членов Церкви любого ранга!
Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Ex oriente lux, или Наш ответ Ватикану Православный журнал «Благодатный Огонь»

Ex oriente lux, или Наш ответ Ватикану

19.11.2014
Священник Даниил Сысоев (†2009)

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

20.11.2017
Наталья Михайлова

Когда начались гонения на Церковь в России?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и миссионерствующее монашество

8.11.2017
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

12.11.2017
Отзыв Аналитического центра свт. Василия Великого на проект нового Катехизиса Русской Православной Церкви

7.11.2017
Алексей Горожанин

Посрамление игумена Петра (Мещеринова) от Казанской иконы Богородицы

8.10.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

24.10.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

31.10.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

2.11.2017
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

5.11.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

1.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

20.10.2017
Кирилл Дегтярев

О рыбаке и рыбке.
Размышления о монархизме и монархистах

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

27.09.2017
Николай Пронин

Учение о первородном грехе и Искуплении в проекте нового Катехизиса Русской Православной Церкви

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

11.09.2017
Михаил Демурин

Конфликт между миром и Церковью: дело тут не в «пропаганде»

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

11.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Благовествование или маркетинг?

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

8.09.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.10.2017
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

14.07.2017
Документальный фильм «Эти». Комментарий священника Алексия Чаплина

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.07.2017
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

8.11.2017
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

25.06.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

21.09.2018
Киприан Шахбазян

Место «нового Катехизиса» в православной традиции и его авторитетность

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

13.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

 

НОВОСТИ

19.11.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих», части I–III (ВИДЕО)

10.11.2017
В памяти православных Леонид Ильич Брежнев остался благодетелем Церкви, а Хрущев – гонителем

04.11.2017
Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит

29.10.2017
Карлики, стоящие на плечах гиганта, помолчите!
Диакон Владимир Василик о скандальной антисталинской тираде Макаревича

23.10.2017
Новые креативные аспекты миссионерского служения Белгородской епархии: старооскольский священник Максим Пастухов принял участие в чемпионате по бодибилдингу и фитнес-бикини

22.10.2017
На круглом столе в Москве обсудили проект нового Катехизиса РПЦ

17.10.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) положительно оценил творчество священника-рэпера: «в рэпе есть нечто общее с церковной традицией»

16.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года о недопустимости включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

06.10.2017
Депутат Госдумы заявил о возможной казни в Сирии двух плененных россиян, которые отказались отречься от православной веры и от родины

03.10.2017
Тяжкие будни правительства РФ: премьер-министр Медведев утвердил правила пользования кадилом

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

23.08.2017
Поклонская перешла черту: от депутата отворачиваются коллеги и священники

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

24.07.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора