Богородица

Актуальные статьи

Литургия Преждеосвященных Даров: история, время совершения и евхаристический пост

22.02.2018

По поводу некоторых неприемлемых для православной традиции указаний о сроке поста перед причащением в принятом документе «Об участии верных в Евхаристии»

Древность литургии Преждеосвященных Даров

В большинстве научно-богословских статей и трудов, посвященных истории появления Литургии Преждеосвященных Даров констатируется факт несомненной древности появления этой литургии. Некоторые видят ее происхождение с апостольских времен, некоторые в практике Древней Церкви ежедневного личного (самопричащение) причащения христиан, а некоторые в практике причащения Таин Христовых монахов-пустынников. Такое причащение совершалось, скорее всего, после 9 часа (то есть после 3-х часов по полудни или ближе в заходу солнца) и ему предшествовало суточное воздержание от пищи. Ибо если естественное воздержание от пищи в период Великого поста длилось до 9-часа, то, несомненно, оно длилось и при совершении Литургии Преждеосвященных Даров. Именно о полном воздержании от пищи, полноценном посте в течение всего прошедшего дня перед вечерней, на которой совершается Литургия Преждеосвященных Даров, как об исконной и непрерывной традиции свидетельствует и профессор И. Фундулис: «Верующий народ приходил “к вечерне” после полного пощения в течение всего истекающего дня, а Литургия Преждеосвященных всегда вставлялась, а вернее сказать соединялась с последованием Вечерни»[1].

 

О традиционном времени совершения Литургии Преждеосвященных Даров и сроке евхаристического поста перед причащением тайн Христовых

Теперь мы коснемся главного – времени совершения Преждеосвященной литургии и подготовки к ней особым евхаристическим постом. Мы сравним исконную практику Православной Церкви с тем, что сегодня нам пока только предлагает, а фактически навязывает всей Русской Православной Церкви документ «Об участии верных в Евхаристии»[2], подписанный на Архиерейском совещании 2015 г. некоторыми епископами и высшим священноначалием РПЦ.

В упомянутом документе, который предполагается стать главным руководством для духовенства и мирян всей полноты РПЦ, дается следующая рекомендация: «Поскольку Литургия Преждеосвященных Даров согласно Уставу соединена с вечерней, совершение ее в вечернее время является уставной нормой (впрочем, на практике эта литургия обычно совершается утром).В соответствии с постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года, “при совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее 6 часов, однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость”» (Требования подготовки ко святому Причащению., п. 1. Практика приготовительного поста).

Рекомендация полного воздержания от пищи в течение 6 часов до причащения Святых Таин Христовых на Литургии Преждеосвященных Даров на самом деле грубейшим образом нарушает практику Православной Церкви о времени и характере так называемого евхаристического поста (ἡ εὐχαριστιακή νηστεία), восходящую к эпохе Вселенских Соборов.


а) евхаристический пост в истории Церкви, основные правила

Священными канонами Православной Церкви не определяется срок подготовительного поста перед Божественной Евхаристией, то есть не определяется количество дней для воздержания и поста перед днем принятия Святых Таин Христовых. Однако, что касается того, как священник должен совершать Божественную литургию, а соответственно и мирянин приступать в святой Чаше, священные каноны дают вполне ясные разъяснения и указания. 41 правило Карфагенского Собора (419 г. н.э.), выносит следующее определение: «Святое таинство олтаря да совершается людьми не ядшими…», То же подтверждает и 47 правило этого же Собора. При этом отцы Карфагенского Собора, утверждая особым правилом необходимость совершать священнодействие Божественной Евхаристии даже в вечернее время натощак, ссылаются на соответствующее постановление Отцов I Вселенского Собора: «мы слышали о никейском исследовании веры; о священнодействии случающемся после обеда, истинно есть, да не ядшими достойно совершается, и тогда утверждено сие». То есть обычай Древней Церкви всегда совершать Божественную Литургию священнослужителями натощак является обязательным, не зависимо от времени совершения Евхаристии (утром или вечером). И этот обычай, имеющий свое древнее происхождение, нашел свое закрепление и в решении Трулльского Собора (VI Вселенского Собора) в 29 правиле: «Правило отец Карфагенского собора повелевает, дабы священнодействие олтаря совершаемо было не иначе, разве людьми не ядшими (εἰ μὴ ὑπὸ νηστικῶν ἀνθρώπων, μὴ ἐπιτελεῖσθαι)».

При этом следует обратить внимание на то, что Отцы VI Вселенского Собора отменяют своим определением дозволение отцов Карфагенской церкви разрешать пост в Великий четверг, то есть вкушать пищу до совершения вечерни и соединенной с ней Божественной литургии. И такая строгость отцов Вселенскими Соборами объяснялась тем, чтобы «последуя апостольским и отеческим преданиям, … не подобает в четверток последния седмицы, разрешати пощение, и тем всю Четыредесятницу бесчествовати».


б) евхаристический пост перед Литургией Преждеосвященных Даров

Относительно срока полного воздержания от пищи до причащения Святых Таин на Литургии Преждеосвященных Даров мы говорили ранее, ссылаясь на авторитетное свидетельство профессора И. Фундулиса о том, что верующий народ «приходил “к вечерне” после полного пощения в течение всего истекающего дня (μετὰ πλήρη νηστείαν καθ᾿ ὁλόκληρον τὴν διαρρεύσασαν ἡμέραν), а Литургия Преждеосвященных всегда вставлялась, а вернее сказать соединялась с последованием Вечерни».[3] Тот же профессор Фессалоникского университета, высказывая мнение о желательности восстановления служения Преждеосвященной литургии в вечернее время, что явилось бы восстановлением издревле принятого в Церкви порядка чина богослужения, относительно необходимости сохранения полного поста пишет следующее: «Если люди желают, или им надо приступить в божественному Причащению во время вечерней Преждеосвященной литургии, им необходимо войти в область подвигов святого поста. Евхаристический пост, который предшествует божественному Причащению, как известно, это полный отказ о пищи и пития с вечера или с полуночи вплоть до божественного Причащения, т.е. абсолютное воздержание. Если же кто-то по причине здоровья не может этого сделать, то пусть к ним проявят человеколюбие духовники. Однако я уже говорил, что им прежде всего следовало бы причащаться на литургии в субботу или в воскресенье. Да пребудет Преждеосвященная ненарушимой, а также ее цель и ее условия».[4]

Именно такое усиленное пощение вполне соответствовало и уставу о посте не только внешне, но и внутренне. Такое пощение, то есть полное воздержание (ἡ πληρὴ ἐγκράτεια) от всякой пищи и питья до совершения Преждеосвященной литургии соответствует и «апостольской и отеческой традиции» (Ἀποστολικαί καί Πατερικαί παραδόσαι) совершать священнодействие натощак, а тем более в период Великого поста. Божественная Литургия Преждеосвященных Даров являлась естественным продолжением дней поста «дней плача и сокрушения» (Зонара). По мысли всех толкователей литургии Преждеосвященных Даров, она не является праздничным богослужением, поскольку не является приношением жертвы, а «предложением жертвы уже принесенной и совершенной, и священнодействием исполненного», последованием сообразным духу великопостного «сокрушения и умилостивления Бога о грехах» (Вальсамон).[5]

Относительно же дней поста перед Евхаристией некоторые литургисты и богословы утверждают, что таких предписаний нет в церковных канонах. Эти предписания и рекомендации появляются в период поствизантийский, начиная с XV столетия, и их можно увидеть не только в рукописях молитвословов, но в Пидалионе прп. Никодима Святогорца, Канонарии о Посте (последний считается записью Канонария свт. Иоанна Постника) и др.[6] Вероятно в это же время происходит так называемая богослужебная икономия: когда вечерня и Литургия Преждеосвященных Даров переносятся (преимущественно в приходской практике) на более раннее время.[7]

В документе «Об участии верных в Евхаристии», в той части где даются рекомендации относительно подготовки ко Святому Причащению, тем не менее введена важная терминология – «пренебрежение к Таинству Тела и Крови»:

«Пренебрежением к Таинству Тела и Крови Христовых является опоздание на Божественную литургию, особенно когда верующие прибывают в храм после чтения апостола и Евангелия» (Требования подготовки ко святому Причащению., п.3 молитвенное правило).

Однако под словом пренебрежение, синонимом которого могут являться и дерзость, бесстыдство и т.д. необходимо прежде всего понимать неверное отношение к величайшей святыне Церкви Христовой, Божественной Евхаристии, нарушение апостольской и древней практики благоговейного отношения к Евхаристии, которой, без всякого сомнения, служит срок полного воздержания от пищи, или так называемый литургический пост.

Итак, история Литургии Преждеосвященных Даров однозначно свидетельствует о том, что она совершалась преимущественного после 9 часа дня[8], то есть после 3 часов дня по нашему времяисчислению. Поскольку она соединялась с вечерней, как совершаемая в дни Великого поста, когда полное воздержание от пищи предполагается до 9 часа, то перед Причащением Таин Христовых на этой литургии, согласно древней церковной традиции, всегда полагалось более строгое, а именно полное воздержание от всякой пищи и пития. Поэтому вполне естественно возникает вопрос: на каком основании Архиерейское совещание вынесло определение о полном воздержании от пищи в течении «не менее 6 часов»?

Мы не находим ни в исторически ни в литургических памятниках никаких подтверждений для такого подхода. Более того, любое вкушение пищи даже за 6 часов до причащения во время Преждеосвященной литургии является грубейшим нарушением и правила поста как внешнего, так и внутреннего. Ибо такое вкушение пищи разрушает «дух сокрушения и покаяния» (τὸ πένθου καὶ μετανεῖας πνέυμα), а также, если не, прежде всего, противоречит «Апостольским и отеческим преданиям» (ποστολικαί καί Πατερικαί παραδόσαι), о которых говорится в 29 правиле Трулльского Собора. Еще Апостольские правила вполне ясно указывали на то, что период Великого поста является временем «самого строгого воздержания, в самых усиленных подвигах покаяния и сокрушения, в самой напряженной борьбе со всеми врагами нашего спасения.

При этом мы должны учитывать тот факт, что упоминаемое в документе «Об участии верных в Евхаристии» определение Священного Синода от 1968 года было принято в период активного вовлечения РПЦ в экуменическое движение, которое в то время, несомненно под влиянием разрушительных для Католической Церкви реформ II Ватиканского собора, шло на такого рода откровенные нововведения. При этом введение этих новшеств было лишено должной евангельской и святоотеческой рассудительности, которая во главу угла ставила бы возрождение подлинного спасительного благочестия, выстраиваемого на страхе Божием (См. прп. Исаак Сирин 1-е слово). Так называемый «Диалог любви», в который была вовлечена Православная Церковь в то время, был направлен на безостановочное сближение с Римо-Католической Церковью, то есть без границ и фундаментальных принципов. Предлагаемое священноначалием РПЦ это литургическое нововведение отнюдь не является безобидным. Являясь одним из шагов в плане коварного сближения с Римо-Католической Церковью, оно, на самом деле подрывает дух, смысл и содержание поста, разлагает дух покаяния.

Аргументы, часто предлагаемые в оправдание данного нововведения, не выдерживают элементарной критики, поскольку в основе аргументации лежит не спасение личности, а приспособление к человеческим немощам. На самом деле эти приспособления носят разрушительный характер и для человека и для Церкви. И в основе идеи разрушения положена казалось бы привлекательная и правильная идея «необходимости частого причащения Тайн Христовых». Но возникает сразу же вопрос – зачем? Известное из практики Древней Церкви частое причащение было вызвано теми условиями, в которых жила Церковь и в период гонений, и в период первых Вселенских Соборов – страх умереть без соединения со Христом. И этот страх, благоговение и трепет накладывались на весь строй жизни христиан, который оценивался крайней степенью трезвения и бодрствования. Мы этого не видим в жизни нашей Церкви в современных условиях. Трезвение и бодрствование заменены формальным и потребительским отношением к Святым Тайнам Христовым. Мысль «лишь бы часто причащаться» стала навязчиво и опасно доминировать в умах как у современного либерального духовенства нового поколения, так и у прихожан. При этом забывается о первостепенной важности подлинного покаяния и необходимости глубокой исповеди для достойного причащения Святых Таин Христовых. Тексты Божественной литургии и свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого нам напоминают о необходимости трезвения, то есть крайне внимательного и в подвиге препровождения нашей земной жизни: «якоже бытии причащающимся во трезвение души…» (εἰς νῆψιν ψυχῆς). Об этом нам говорят и все молитвы перед святым Причащением.

Предлагаемый же документ «Об участии верных в Евхаристии» пошел еще далее, на грубейшее разрушение исконной традиции полного поста, предполагающего полное воздержание от принятия пищи и пития в течение всего дня до вечера совершения Литургии Преждеосвященных Даров, о чем было сказано выше.

Мы считаем, что перенесение вечерни и Литургии Преждеосвященных даров на утреннее время и ближе к полудню как раз и является той мерой допустимой икономии, которая не разрушает обязательный принцип «телесного воздержания, поста». Тем более, что предписываемое церковными правилами допустимость совершения полной Божественной Литургии не ранее 3 часа, т.е. 9 утра, предполагает полное воздержание от пищи никак не 6 часов, а от 10 до 12 часов. И если «Пасхальное таинство» требует такого длительного невкушения пищи и пития, то, тем более, длительное воздержание становится и очевидным и оправданным в случае с Литургий Преждеосвященных Даров.

Мы выражаем надежду на то, что наше священноначалие прислушается к изложенным нами доводам о необходимости точного следования древнему, апостольскому и святоотеческому обычаю и преданию причащаться только натощак как мирянам, так и священнослужителям во время Литургии Преждеосвященных Даров и пересмотрит текст «Об участии верных в Евхаристии», внеся необходимые исправления в принятый документ. Кроме того такая обязанность возлагается на священноначалие священными канонами Православной Церкви, строго воспрещая менять то, что веками установлено и передано, и с великим благоговением и тщанием предшествующих иерархов сохранено.

 

Редакция интернет-содружества «Православный Апологет», 2015 год. 5-я Неделя Великого Поста.




[1]ωάννης Μ. Φουωτούλης, καθηγητής τῆς Λειτουργικῆς Πανεπιστημίου Θασσαλονίκης. Εἰσαγωγικόν σημείωμα. // Ἱερατικόν Γ´, περιέχον ἅπασαν τὴν τοῦἹερεως διάταξιν εἰς τὸν Ἑσπερινόν καί τὸν Ὄρθρον καί τὴν ΘΕΙΑΝ ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΑΝ ΤΩΝ ΠΡΟΗΓΙΑΣΜΕΝΟΝ, Γ´Ἔκδοσις βελτιωμένη. ΕΚΔΟΣΙΣ ΙΕΡΑΣ ΜΟΝΗΣ ΣΙΜΩΝΟΣ ΠΕΤΡΑΣ ΑΓΙΟΝ ΟΡΟΣ 1997, σελ. ζ

[3]ωάννης Μ. Φουωτούλης, καθηγητής τῆς Λειτουργικῆς Πανεπιστημίου Θασσαλονίκης. Εἰσαγωγικόν σημείωμα. // Ἱερατικόν Γ´, περιέχον ἅπασαν τὴν τοῦἹερεως διάταξιν εἰς τὸν Ἑσπερινόν καί τὸν Ὄρθρον καί τὴν ΘΕΙΑΝ ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΑΝ ΤΩΝ ΠΡΟΗΓΙΑΣΜΕΝΟΝ, Γ´Ἔκδοσις βελτιωμένη. ΕΚΔΟΣΙΣ ΙΕΡΑΣ ΜΟΝΗΣ ΣΙΜΩΝΟΣ ΠΕΤΡΑΣ ΑΓΙΟΝ ΟΡΟΣ 1997, σελ. ζ

[4]ωάννης Μ. Φουωτούλης, Ευχαριστιακή νηστία προ της Προηγιασμένης.//Απαντήσεις εια λειτουργικάς απορίας. Εκδ. Αποστολικής διακονίας. Αθήναι. 1994

[5] Толкования на 52 правило Трулльского Собора. См. Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. М. Паломник. 2000., с. 455

[6] Ἀρχιμανδρίτης Φώτιος Ἰωακεὶμ. (Προευχαριστιακὴ καὶ εὐχαριστιακὴ νηστεία). Δεύτερη Συνάντηση Επιμορφωτικού Σεμιναρίου Κλήρου: Ἡ νηστεία πρὸ τῆς Θείας Κοινωνίας... Ὁμιλία στὸ ἐπιμορφωτικὸ Σεμινάριο τῆς Ἱερᾶς Μητροπόλεως Μόρφου (10.12.2012)

[7] Η Θεία Λειτουργία των Προηγιασμένων Δώρων της Μεγάλης ΤεσσαρακοστήςΤου Εμμανουήλ Α. Λουκάκη, εκπαιδευτικού θεολόγου - στο Amen.gr

[8] Время предписывается и в нынешних изданиях последований литургии Преждеосвященных Даров: «Ἐπιστάντος τοῦ καιροῦ τῆς ἱερουργίας,ἀρχομένης τῆς Θ Ὥρας κλείεται τό καταπέτασμα τῆς Ὡραίας Πύλης...»Ἱερατικόν.Ἐκδοσις τῆς Ἀποστολικῆς Διακονίας τῆς Ἐκκλησίας τῆς Ἐλλάδος. 2004, σελ. 216




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

М.Яблоков 05.01.2019 в 20:23:47

Геннадию А.
Мне не нужно читать словарь, я систематически изучал церковнославянский язык в условиях учебного заведения, и постоянно на нем читаю и пою на клиросе в церкви. А вот вам действительно никак не помешает заняться самообразованием. Кто вам сказал, что литургия в сочельник должна совершаться после часов навечерия? И с больной головы на здоровую не перекладывайте. Это вы совершенно не понимайте, о чем пишете и, тем более, никакого представления не имеете о том, как это совершается на практике. Скажу только одно: действующий Типикон претерпел много редакций и исправлений. Воцерковляйтесь. Больше говорить с вами не о чем. А если хотите поспорить - купите себе попугая и спорьте с ним.

Геннадий А. 05.01.2019 в 16:02:07

Вы смотрели словарь? Сколько значений этого предлога дано в словаре? Или Вы такой "знаток" церковнославянского языка, что и не нужаетесь в словарях? Ну да, "10-й час нощи" Типикона - это 22.00 ! Перечитайте весь текст Типикона под 24 и 25 декабря, свяжите все воедино и что у Вас тогда получится? Начало Царских часов "в начале 2 часа". Это в котором часу? Начало Литургии "при часе 7 дне". Это когда? Что начинается тогда раньше - Литургия или часы? И почему через 3 страницы Типикон начинает пользоваться современным счетом времени? И последнее: если в Вашей голове что-то не может вместиться, то это проблемы Вашей головы, а не того, что не может вместиться.

М.Яблоков 05.01.2019 в 12:19:48

Геннадию А.
Нет. По-церковнославянски предлог «о» означает тоже самое, что и предлог «с». Т.е. «о десятом часе» - с 10-го часа. «Яже о Марии» - которые с Марией. И надо спорить :)
И «час» означает не просто промежуток времени, а конкретный промежуток времени. Другое дело, что в Византии отсчет часов начинался с восхода солнца (сейчас так отсчитывают время на Афоне), а восход солнца в каждое время происходит по-разному. Это да, но и это дает только лишь поправку, но принципиально ничего не меняет. Даже если участь, что зимой ночь длиннее дня на 6 часов, все равно повечерие не может служиться в полночь. А посему всенощная должна начинаться в 22.00, литургия же или сразу после всенощной, или через некоторый промежуток времени.

Геннадий А. 05.01.2019 в 11:15:40

По-церковнославянски "О часе 10-м" переводится как "около 10-го часа" (см. словарь Дьяченко). Кроме того час и в русском языке, и в церковнославянском, означает не только краткий момент, но и довольно длительный промежуток времени (сейчас - 60 минут). Мы довольно часто говорим: в таком-то часу. При отсутствии в древности точных приборов Устав мог говорить о часе только в смысле промежутка времени. Если Вас заинтересует, то познакомьтесь с интересным исследованием о проблеме счета времени в древней Руси по ссылке: http://www.hrono.ru/statii/2004/schet.html

М.Яблоков 04.01.2019 в 23:57:04

Геннадию А.
Нет, не знал такого... Это уже не просто нарушение богослужебного Устава, но канонов (89-й канон Трулльского собора).

Геннадий А. 04.01.2019 в 23:42:44

А это - тем паче! Это даже не просто осуждать надо, а по возможности пресекать! Но ведь все начиналось с малого. А далее действует технология "окон Овертона" - постепенное привыкание к уставу "аще изволит настоятель - творит беззаконие". А Вы знаете, что у нас в России уже и Пасхальную заутреню кое-где начинают служить в 22 часа. А скажи этим горе-пастырем - так назовут тебя злобным фанатиком и прочими ругательствами.

М.Яблоков 04.01.2019 в 23:18:35

Геннадию А.
@Кроме того, выражение "о часе десятом" не следует понимать как в 10 часов, а как по истечении 9 часов, в 10-м часу@
Откуда вы это взяли? По-церковнословянски «о часе десятом» означает с 10-м часом, т.е. в 10 (22.00).

М.Яблоков 04.01.2019 в 23:03:03

Геннадию А.
А где я говорил о служении литургии в полночь? Вы не о том спорите... Служить литургию в полночь, хоть и не самое правильное явление в отношении Устава, но вполне допустимое. А вот до полуночи заканчивать не только всенощную, но и литургию (!) - полное обновленчество и латинство! И такое сейчас практикуется. Вот, что осуждайте! Вы не то осуждаете.

Геннадий А. 04.01.2019 в 22:23:20

Во-первых, что служили и как служили в столичных храмах при Святейшем Пимене я не знаю. Я знаю как при нем и до него служили по всей России. К сожалению, все новшества в богослужебной жизни шли и идут в основном из столиц.
Во-вторых, если есть желание - перечитайте мои предыдущие комментарии. Где я говорил о 4 часах утра как времени начала Всенощной на Рождество? Всенощную на Рождество допустимо служить и вечером, а начало Литургии в полночь - это слишком даже для Рождества.
В-третьих, надо разобраться с тем, что имеет в виду Типикон, говоря о 10 часе ночи. Если посмотреть в месяцеслове начало декабря, то обращаешь внимание на следующее замечание по поводу этого месяца: "день имать часов 9, а нощь 15". Бывали времена, когда временем начала дня и ночи считали не усредненные 6 часов и 18 часов, а фактическое время восхода и захода солнца. Кроме того, выражение "о часе десятом" не следует понимать как в 10 часов, а как по истечении 9 часов, в 10-м часу.

М.Яблоков 04.01.2019 в 19:20:06

Геннадию А.
При Святейшем Пимене всенощную начинали в Елоховском соборе как обычно в 18.00. А в 23.00 повторяли утреню в сокращенном варианте, которая переходила в литургию. Как служат беспоповцы мне не известно. Поповцы ночью под Рождество не служат, только на Пасху. Никак не может быть великое повечерие в 4 часа утра - это бред.

Геннадий А. 04.01.2019 в 18:55:58

Я Вам говорю о том, что еще сравнительно недавно (да и в советские времена) рождественская Всенощная начиналась не ранее полуночи, а начинать Литургию в полночь - новомодное явление.
О примечании Богослужебных указаний я знаю, но откуда взялось это мнение мне неизвестно. Заслуживает ли оно доверия? Не думаю. У нас старообрядцы беспоповского толка служат свою всенощную после полуночи.

М.Яблоков 03.01.2019 в 19:53:25

Геннадию А.
Хотя, надо отдать должное, в старом Типиконе - «Оке церковном» - все же говорится «при часе же, I мъ, нощи» (https://txt.drevle.com/text/ustav-1610/647), т.е. "о часе 10-м нощи", по-нашему - 4 часа утра - начинается всенощная с великого повечерия... Но «старообрядцы», тем не менее, ночью Рождество Христово не служат.

М.Яблоков 03.01.2019 в 18:47:37

Геннадию А.
В чем фантазия? Вы внимательно читать умеете? Где я писал, что литургию надо начинать в 24.00?! Еще раз повторяю мною написанное: «бывают исключения, которые специально оговариваются Типиконом: если праздники Пасхи, Рождества, Богоявления и Преображения, то литургия может быть совершена до рассвета - ночью»...
Потом, вы знаете что такое "о часе 10-м нощи"? Есть мнение русских уставщиков, что «статьи Типикона под 25 декабря имеют русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагают по современному счету» - об этом в «Богослужебных указаниях» читайте. А по сему, если всенощная начинается 22.00 по нашему времени, то великое повечерие, входящее в состав всенощного бдения: будет, как и положено, вечером, а утреня - ночью. Литургия - или сразу после всенощной и положенных часов, или после некоторого перерыва, что вполне допустимо. Тем более, в древности ночная литургия служилась только в Пасху, а Рождество ничем не отличалась от других двунадесятых праздников. Раньше на Рождество Христово ночью не служили, такого и у «старообрядцев» нет. Думаю, что это латинское влияние.

Геннадий А. 03.01.2019 в 15:46:42

Яблокову.
Не фантазируйте! Литургия может начинаться на исходе ночи ("порану") "труда ради бденнаго", т. е. из-за продолжительного служения праздничного Всенощного бдения ночью без обычного перерыва после утрени. А куда Вы денете слова Типикона о начале Праздничного бдения "о часе 10-м нощи"? Я Вам говорю о многовековой традиции Церкви, а Вы защищаете модернистскую традицию начала Литургии в 24.00, которая, строго говоря даже не является полночью, т. к. у нас теперь действует "декретное время"

Евлампия 23.02.2018 в 23:13:33

А что скажете, братия и сестры, насчет пения стихир Пасхи на чине прощения? Как пишут в богослужебных указаниях "в некоторых храмах принято...." с недавних пор и сие поветрие ширится, увы. Какой-то литургический винигрет... Думается, это также "на самом деле подрывает дух, смысл и содержание поста, разлагает дух покаяния."

Михаил Яблоков 23.02.2018 в 22:21:32

Геннадию.
Не может повечерие (а всенощная под Рождество и Богоявление начинается именно с великого повечерия) начинаться после полуночи! После полуночи правится полунощница (если нет бдения) и утреня. Литургия же совершается от рассвета до полудня. Но бывают исключения, которые специально оговариваются Типиконом: если праздники Пасхи, Рождества, Богоявления и Преображения, то литургия может быть совершена до рассвета - ночью; а если литургия начинается с вечерни - навечерия Рождества (Богоявления), Благовещение, Преждеосвященная, то и после полудня.

Геннадий 23.02.2018 в 21:04:49

Михаилу Яблокову и редакции:
"Порану"-то "порану", но только Литургия не может начинаться в полночь. Согласно тому же Типикону, Великое повечерие начинается "О часе 10-м нощи". А теперь посчитайте, когда будет 10-й час ночи по византийскому времяисчислению? Еще не так давно Всенощное бдение на Рождество начинали служить в полночь, а начало Литургии приходилось часа на 3 ночи. Причем, в кафедральных соборах Всенощное служили дважды - вечером, в обычное время, и ночью, Литургию тоже служили еще и утром. Мне лично старые люди, помнящие богослужебную традицию начала прошлого века, говорили, что с водоосвящения на Крещение тогда возвращались на рассвете.

Ольга 23.02.2018 в 15:09:12

Мне духовник сказал, что Литургия вечером не может служиться.

Михаил Яблоков 23.02.2018 в 08:22:50

Геннадию.
"В сей день бывает литургиа порану, труда ради бденнаго" (Типикон, 25 дек., 6 янв.).

Диана 22.02.2018 в 22:15:34

Антону Мацневу.
По поводу "женской срамоты": одно время сама страдала по этому поводу - ведь это оскорбляет святость храма, противоречит Священному Писанию, учению ап. Павла, св.отцов и действительно мешает молиться. Пока не получила вразумление в душе: "Не смотри ни на кого - молись Мне..." То есть, не обращай внимания, люди не ведают, что творят, недопонимают. Главное - стараться самому никого не осуждать. У батюшек, видимо, внимания на все не хватает - это в их компетенции, что в храме происходит, нас с Вами на мытарствах не спросят, почему какие-то люди приходили в храм в неподобающем виде. И потом - таково свойство нашего развращенного времени - так выглядеть, может, походит человек в храм - и, глядишь, в ум придёт, а сделай ему сразу замечание - и ноги его больше в храме не будет.

Геннадий 22.02.2018 в 11:57:19

Служить Рождественскую и Богоявленскую Литургию в 24.00 ночи тоже стало нормой.
От редакции: Эти службы на самом деле допустимо служить именно ночью.

Михаил Яблоков 22.02.2018 в 09:11:29

Про 6 часов поста нигде в канонах не сказано ни одного слова, и у святых отцов тоже такого нет - это полнейшая модернистская чушь! Также и вечером не положено совершать Преждеосвященную! На Афоне в некоторых монастырях Преждеосвященную литургию начинают в 14.00 (чтобы т.о. удлинить пост), абсолютно не вкушая ничего до "9 часа" по византийскому времяисчислению, но не позже. Так как после Преждеосвященной литургии обязательно поставляется трапеза, а после сразу совершается великое повечерие.

Михаил Ершов 22.04.2015 в 19:25:19

Согласен с Антоном, этот "документ" нужно "устранить", а я бы сказал: похоронить вместе со всеми замашками и вольностями нынешних либеральных клириков и их высоких сановитых покровителей. Не нужны нам такие "документы" и новый готовящийся катехизис митр. Илариона (Алфеева) нам тоже не нужен. Да пусть хоть сто-двести епископов одобрят такие "документы", они для меня - ничто, т.к. отступают от Священного Предания. Что касается Литургии Преждеосвященных Даров, то пост (полное воздержание от пищи и пития) должен быть с полуночи до принятия Святых Таин. Всех этих нынешних послаблений в духе еретиков от католиков, протестантов и всяких неоформившихся сектантов не должно быть в Православной Церкви. Не можешь нести соответствующий пост и выполнить положенное правило, не дерзай и приступать. Все извратить хотят отступники и враги Божии...

Антон Мацнев 22.04.2015 в 15:43:01

Тема, конечно, о посте перед литургией преждеосвященных даров. Но проблема документа «Об участии верных в Евхаристии», более глубокая. Каждый христианин обретает спасение верою и последованием за Христом. Где мы можем увидеть и услышать Христа, в Его Евангелии, в писаниях отцов, которые растолковывают нам это Евангелие и естественно в церковных таинствах. С первых веков христианства много, что изменилось. Изменилась земля, изменился сам человек, его физические крепость и здоровье убавились, духовное и нравственное состояние стали бедственными. Естественно человек, в той степени и как ранее, уже не может нести тех подвигов как физических так и молитвенных, которыми изобиловали наши отцы.
Это касается и поста. Пост необходимое условие при совершении спасения, но не человек для поста, а пост для человека. Наш подвиг становится все более внутренним. Можно было бы предположить, что принятие документа «Об участии верных в Евхаристии», было вызвано этими причинами. Но плод документа, заставляет в этом сомневаться. Сомневаться потому, что затронуты устои и идеалы, к которым должен стремиться каждый христианин. Официальные послабления для всех, делают не утвердившихся христиан, развращенными еще более. Христианин должен видеть христианские идеалы и пребывать в сокрушении духа от того, что не может выполнить, а послабления должны даваться духовником индивидуально, в зависимости от состояния каждого. Ведь только посмотрите, как умножились соблазны и примеры греха. Если Иоанн Златоуст, говорит что желал бы, что бы не было стен отделяющих алтарь от прихожан, но пришлось сделать и перегородки (доски), которыми отделяются мужчины от женщин, из-за развращенных нравов (привожу только смысл). Представьте, что тогда должно разделять мужчин и женщин в наше время, когда женщины являются в храм со всем своим срамом на показ, - наверное бетонная стена. Некоторые бедные христиане не знают, как им сберечь свой взгляд от подобной срамоты. А наши отдельные священнослужители мечтают к престолу всех присутствующих допустить и как пятидесятники погорлопанить, хорошо не поплясать как баптисты, но далеко ли до этого…
Иоанн Златоуст, говорит что желал бы, чтобы присутствующие причащались бы каждую литургию, но не видит возможности для них, произнося строгие обличения их развращенности и призывая таковых к исправлению. И кроме того, велит священникам тщательно исследовать совесть каждого и запрещает подходить к Чаше всякому, не взирая на лица, пребывающему в грехе и не исправившему его, чтобы не умножилась их виновность за недостойное причащение.
В первые века, каждый, кто становился христианином, сознавал, что его не сегодня так завтра казнят, были гонения. И христиане, которые причащались каждый день, были уже совершенными, они были обновлены Духом. Когда христианство стало государственной религией, пришло расслабление и те, кто хотел стать совершенным, стали уходить из селений и жить уединённо. А те монастыри, в которых монахи причащались ежедневно, имели духоносных наставников и таковые жили на земле, уже прибывая на небе.
Но что же творится в наше время? Из исповеди хотят сделать проформу. Крещением мы входим в пакибытие, омываемся от всех грехов, но в течении жизни впадаем снова в согрешения. Бог, зная наши немощи, даровал нам таинство исповеди, чтобы мы могли снова омыть грехи свои покаянием и слезами. Только задумайтесь из чего хотят сделать проформу… И всех прихожан еще без разбору причащать на каждой литургии.
Пребывая в глубоком ослеплении и порой даже не осознавая многих тягчайших грехов грехами (особенно многие из пожилых людей), человек сегодня так немощен и так глубоко духовно болен, что ему нужно многое множество лечебных средств, дабы исправить его духовные язвы. Исповедь очищает нас от греха, в котором мы каемся. И задача священнослужителя помочь этому человеку. Но кто спрашивает из них на исповеди элементарные, положенные каждому вещи? Кто из них спросит хотя бы, что читает христианин? А ведь многие черпают знания о христианстве из светской литературы, обольщаясь, что могут получить эти знания от Пушкина, Достоевского, Гоголя или Толстого. Многие ищут эти знания у западных писателей или, что не менее страшно, именующих себя православными, но пишущими из глубокого «мнения», П. Флоренского, А. Меня да и среди ныне живущих полно подобных им писак. Как христианин сможет спастись, если у него изначально ложные знания или крайне недостаточные о христианстве? Кто им поможет? Но многие священники даже не утруждают себя подобным исследованием на исповеди. Может их руководители не рекомендуют им это делать? Может кому то выгодно, что бы ересь не была обличаема? Некоторые уже без разбора накрывают всякого епитрахилью и читают разрешительную молитву не утруждая себя слушать исповедь. Особенно часто это происходит на Пасху. Ведь нужно же понимать, что в храм пришли и совершенно посторонние люди, а их всех толкают ко причастию. В грязном рубище, да на брачный пир! Нельзя же ныне без разбору применять те порядки, которые были, особенно в первые века христианства. И наоборот, из крайности в крайность, живущего в блуде причащать в каком-то исключительном случае, да еще на усмотрение священника, который и не смотрит. Получается уже не послабление, а какое-то страшное безрассудство.
Так вот проблема документа «Об участии верных в Евхаристии», кроется в его составителях, видимо от них укрылось бедственное состояние общества христианского. Его (документ) уже не исправить, его нужно устранить. Оставьте уж лучше то, что уже было сделано духоносными нашими отцами. Было бы много полезнее на этом межсоборном присутствии запретить к изданию и чтению книги П. Флоренского, А. Меня и подобных им. Сколько бы тогда гноящихся ран бы исцелилось!

михаил 22.04.2015 в 15:12:38

Православные! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! 
"Очистим чувствия и узрим", что благочестивые авторы статьи печалуются совсем не о вечернем времени совершения Литургии Преждеосвященных Даров (это древний церковный обычай), а о нарушении поста евхаристического и великопостного! Вот о чем надо молиться за нас и наше священноначалие! Помоги нам всем Господи сохранить древнюю спасительную традицию Святой Православной Церкви!

Ирина 22.04.2015 в 12:20:41

На Московском Подворье Троице-Сергиевой Лавры тоже стали служить Литургию Преждеосвященных Даров вечером...

М.Яблоков 22.04.2015 в 12:03:46

Вечером литургию служат только католики. Что тут не ясно?

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс