Богородица

Актуальные статьи

Ностальгия молодых по СССР

2.10.2015

Старшеклассники оживлённо обсуждают какую-то важную проблему, сетуют на тяжёлую школьную жизнь, спорят, и вдруг серьёзным тоном кто-то из них произносит: в СССР, мол, такого не было, люди как-то добрее были, в космос стремились. И мороженое натуральное по 28 копеек, хоть объешься, никакой тебе химии – добивает удивлённого прохожего юный голос мальчишки, который, наверное, даже близко не представляет, как выглядели эти 28 советских копеек.

Ностальгия по Советскому Союзу у тех, кто не застал даже 90-е – отнюдь не редкость. Наоборот, это стало чрезвычайно распространённым настроением среди ребят 2000-х годов рождения. В соцсетях под роликами с песнями или фильмами советской эпохи можно встретить сотни комментариев такого типа и стиля: «мне только 14, я совсем не помню союза, но когда смотрю или слушаю тогдашние фильмы-песни, мне хочется жить там!!! я хорошо живу, у меня всё есть, но я жалею, что не родился в СОЮЗЕ! это была величайшая империя и самая добрая страна в мире». И множество плюсиков и «лайков» от единомышленников молодого возраста.

Школьные учителя, обладающие умением разговаривать с учениками по душам, рассказывают, что многие современные подростки на самом деле грезят идеальным образом Союза и критично подходят к действительности, сравнивая её с картинкой из прошлого будущего. Примечательно, что этот образ у них образуется под влиянием рассказов их родителей, 40-летних людей, которые ещё детьми застали поздний СССР. И даже колоссальная антисоветская пропаганда либеральной элиты, многочисленные фильмы про зверства и преступления СССР, не смогли преодолеть советского обаяния. Ровно наоборот – в объявленном в рунете художественном конкурсе на изображение советской девушки из 2061 года приняли участие десятки молодых художников и голосовали тысячи юнцов, грезящих о Союзе. Вы посмотрите на эти рисунки – они действительно завораживают наивным образом светлого будущего. Они зовут ввысь и вперёд – к новой и красивой стране. И это происходит не по принуждении компартии, а добровольно и на голом энтузиазме.

В чём же причина странной ностальгии по СССР среди молодых? В идеалистических пересказах их родителей о своей молодости? Но сколько полезного говорят отцы и матери, а дети наоборот воспринимают это в штыки, отрицают и высмеивают. Может, на это повлияли появившиеся книги и фильмы, где авторы пытаются «отмыть» Советский Союз, заплёванный младореформаторами? Но доля антисоветских работ по-прежнему гораздо больше просоветской продукции, и в школьной программе изучают именно «Архипелаг ГУЛАГ» (впрочем, как это можно вообще изучать). А со страниц модных СМИ по-прежнему высмеивают совок и проклинают советский тоталитаризм. Почему же тогда ностальгия по советскому родилась в сердцах молодых?

Благодаря притягательной магии советского кино? Да, советское массовое искусство – от мультфильмов и песен до кино-эпопей – является выдающейся страницей русской культуры, и его ещё предстоит осмыслить и по достоинству оценить последующим поколениям. Оно нарисовало такой великолепный мир, которого, конечно же, не было в действительности в те годы, но к которому хочется стремиться, если хоть немного обладаешь тягой к светлому и прекрасному. Соцреализм СССР – это особое восприятие мира человеком и народом как великого дара, которым непременно надо воспользоваться – не для себя любимого, а для окружающих. Это когда люди преодолевают тяжелейшие испытания реальности благодаря мечте, руководствуясь светлыми помыслами и высокими ценностями, без уныния и лишней рефлексии, но с чрезвычайным энтузиазмом и жертвенностью.

«И снег, и ветер,
И звёзд ночной полёт,
Меня моё сердце
В тревожную даль зовёт».

Жизнь как борьба. Борьба с невзгодами, борьба за лучшее. Каждый следующий день должен быть хоть в чём-то лучше, чем прошедший, который, впрочем, тоже прекрасен, если проживается созидательно, а не впустую. При этом никакого фанатизма, глупого ослепления, но искренняя бескорыстная жажда справедливости и общего благоденствия. Если вдуматься, глубоко христианский подход, несмотря на официальный атеизм советской эпохи. Осмысленное и одухотворённое отношение к земной жизни, так необходимое русскому человеку. Недаром многие замечают, глядя на кинохронику тех лет: посмотрите на их лица, в их глаза – какие удивительно светлые, таких сейчас нет.

В том-то и дело, что причина ностальгии вовсе не в иллюзиях, созданных советским кино, а в реальных и осязаемых принципах и ценностях, к которым стремились русские люди советской эпохи и которых так сейчас не хватает. Современная молодёжь чувствует в помыслах и желаниях тех людей что-то настоящее и правильное. И в то же время родное, знакомое, чего совершенно нет в нынешнем информпространстве. Не большевистско-революционное, как это хотят представить нынешние либералы, а по-настоящему русское и одновременно всемирное. Советская мечта – это великий эксперимент русской жизни по достижению идеала. И хоть этот эксперимент закончился в итоге крушением и несмотря на все достижения оказался провальным (поскольку публично отрицал Христа), но сейчас он кажется намного предпочтительнее, чем нынешнее отсутствие общественного стремления к идеалу.

Потребительский образ жизни насыщает наши желудки, но убивает всё высокое и светлое и низводит человеческие желания к выгоде и примитивным развлечениям. Ибо не просто удовлетворяет материальные потребности, устанавливает их доминирование над духовными. «Продали мечту, купили мечту, порвали мечту, такие тупые, что хочется выть», – завывает герой песни «Агата Кристи», обвиняя кого-то другого, хотя виноват прежде всего сам. Постоянно думая о том, как бы лучше устроиться и больше выгоды поиметь, мы сами не замечаем, как перестаём быть. Как становимся циничными и скучными, как тухнет наш взор, как превращаемся в живых трупов. И что важно – делаем это добровольно, без видимого принуждения. Нас, как городских детей крысолов, ведут к обрыву вслед за исторгаемыми дудочкой звуками примитивного удовольствия. И вот мы бредём на убой – издёрганные и уставшие, запуганные и запутавшиеся. Пресыщенные низкопробной развлекухой, которая с каждым разом становится всё скучнее. И не верящие ни во что, несмотря на наличие открытых храмов и отсутствие запрета на религию.

Не удивительно, что по сравнению с этой бессмыслицей советский образ кажется великим и таким близким даже для тех, кто родился далеко после 1991 года. Эту бы жажду да удовлетворить, наполнить актуальным смыслом, слить с православием, родить нечто социально новое на основе древних традиций и опыта экспериментов ХХ века. И тогда не надо будет ностальгировать за безвозвратно ушедшим, но жить исключительно будущим. Новой мечтой, зовущей в тревожную даль.


Сделано в СССР. Версия 2.0


Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Наталия, МО 24.10.2015 в 19:18:41

Штирлицу.
***В СССР было много хорошего: всеобщее образование, социальный лифт, бесплатная медицина хорошего качества.***
А разве этого мало? И еще – можно было деткам одним во дворе гулять, и мамы совершенно не волновались за безопасность. И многонациональная уживаемость не на словах была. И образование было не просто всеобщим, а самым лучшим в мире,… и спорт, и культура, которая была Культурой… Разве мало всего этого? Ведь все это касалось ВСЕХ. Не составляет ли это основу жизни общества, ее фундамент, независимо от религиозных взглядов отдельных людей?
***У взгляда "назад в СССР" нет ответа на вопрос: почему Господь попустил случиться развалу Союза.***
Никто и не призывает назад, в СССР, да это и неосуществимо. Кроме того, необходимо понимать, что за время его существования сменилось несколько периодов с различными укладами, которые даже в исторической науке носят разное название. Так что сейчас одни обсуждающие делают акцент на одном периоде, оппоненты на другом – вот и все. На мой взгляд, когда говорится «советский» в широком смысле, то подразумевается именно последние 15 лет существования Союза, как некий итог его эволюции.
***... никакие иуды не развалили бы Союз, не будь на то воли Божией***
- именно так все и было. Кстати, Вы не дали свой ответ на вопрос «Для чего Господь попустил развал СССР?».)) Полагаю, он должен быть сформулирован исключительно в рамках обетования Христова о своей Церкви, потому что Церковь Русская среди всех остальных поместных Церквей явно имеет свое особое предназначение и Промысл о ней - особый.
Насчет буквализма. Некоторые слова Священного Писания так и нужно воспринимать - буквально: сказано «шесть дней», значит дней, сказано «в муку вечную», значит вечную...
Конечно, раньше было лучше, это же очевидно, хотя бы исходя из принципа энтропии. До развала СССР было лучше, чем после развала, до революции было лучше, чем после нее, до Петра I тоже было лучше, а лучше всего было нашим Прародителям в раю. Так что все в этом мире становится только хуже и хуже с каждым днем, увы. (см. отличный рассказ Чехова на эту тему «Свирель»)
Теперь надо задать вопрос «А в чем состоит «лучшесть»?», то есть каков критерий «лучшести» и «хужести»? На мой взгляд - один: удобство спасения души. Когда удобнее среднестатистическому россиянину душу свою спасти: когда он с солнышком встал, лошадку запряг и пошел поле пахать, или когда он в метро пялится в гаджет, стараясь не видеть срамные плакаты и одежды окружающих. Чем меньше в конкретную эпоху расчеловечивающих, оскотинивающих душу воздействий со стороны мiра, тем и «лучшее». А ныне защититься от них почти невозможно. Чем больше возвышающих душу школьных уроков, произведений кино, музыки, литературы, примеров высоты духа в обществе, тем и удобнее начать индивидуальное духовное совершенствование. А в СССР это все было. Поэтому-то и становились верующими многие в 80-90-х. А вот почему 00-вые, наоборот, многих отвернули от храма, думаю, тут объяснять не надо. Также как и не надо объяснять, что для христиан и вовсе самая большая «лучшесть» бывает в условиях, когда они алчут и плачут, поносимы и гонимы за Христа.

Штирлиц 22.10.2015 в 15:35:39

Наталье МО:
***Не почему, а для чего***.
Согласен, так точнее. Для чего Господь попустил развал СССР? Ваш ответ на библейскую цитату, которую я привел, мне совсем не понравился. Не то. Создалось впечатление какой-то бравады и ненужного буквализма в Вашем ответе. Экклезиаст именно о таких ностальгических чувствах и говорит, по-моему. Самое интересное, что некоторое время назад я бы полностью согласился с о.А.Ткачевым...

Штирлиц 22.10.2015 в 15:02:05

Наталье МО:
Может, Вы и правы. Я вижу и у той, и у другой стороны сильные аргументы. Конечно, о падении нравственности в наше время двух мнений быть не может, также как и о том, что либерализм, уравнивающий зло с добром, - это зло. Я считаю, бессмысленно спорить о том, как трудно было практикующим верующим. Потому что жизненный опыт был у всех разный. Я вообще не был верующим тогда и меня это не коснулось. Но были люди, которых реально это касалось. Было бы лицемерием говорить, что это не так. Да, о.Иоанн - светильник. О.Димитрий Дудко тоже. Мне все-таки кажется, ностальгия вредна. Это не есть покаяние, это бесцельная грусть по прошедшему, которая никуда кроме уныния не ведет.
В СССР было много хорошего: всеобщее образование, социальный лифт, бесплатная медицина хорошего качества. Но... У взгляда "назад в СССР" нет ответа на вопрос: почему Господь попустил случиться развалу Союза. Предательство элит и пр. контекст важен для понимания, но никакие иуды не развалили бы Союз, не будь на то воли Божией.

Наталия, МО 21.10.2015 в 13:37:51

Штирлиц
***Провиденциально в глубинах народной памяти через весь период сохранилась тяга человека к Богу.***
Совсем наоборот - "тяга" человека к Богу не сохранилась, а практически заново возникла, именно благодаря всем советским тяготам, лишениям, трагедиям, несправедливостям и притеснениям. Произошло возрождение подлинной веры, которой уже не было в последние царские времена. В этом и состоял Промысл. Надо же понимать это.
***Верующим быть в СССР было проблематично.***
Зато Бог был близко, по свидетельству батюшки Иоанна (Крестьянкина). А кто хотел в храм ходить, тот и ходил.
***Советский период - противоречивый.***
Непротиворечивых периодов никогда не существовало и не существует ни в одной стране. Как и в нынешней антихристовой Европе, например. Как и у нас сейчас...
***«Не говори: "отчего это прежние дни были лучше нынешних?"***
Мы не говорим: "отчего это прежние дни были лучше", мы говорим: "прежние дни были лучше". Потому что прежде не было порнографических журналов, как мудро заметил о. Андрей Ткачев! )))))
***но это не значит, что мы не должны анализировать и делать выводы.***
Святая правда! Мы всегда должны анализировать и делать выводы! И о настоящем времени тоже "критически подойдя к этому периоду и оценив его через заповеди Христа". Хотели колбасы - вот вам колбаса. Хотели джинсов - вот вам джинсы. Вот вам куча храмов, молитвословов, православных газет, бутиков и мультиков. Ну что, стали ли вы ближе ко Христу?
***Бог попустил развал (предательский, преступный) большой страны. Спрашивается: почему? Вот на какой вопрос мы ... должны выработать ответ***
Не почему, а для чего? Промысл - всегда для ЧЕГО-то. Вот, например, октябрьский переворот произошел для того, чтобы Церковь Русская омылась кровью и возродилась. Ведь вся история Церкви так и вершится - для того, чтобы ее врата ада не одолели.
***А ностальгия - вредная штука.***
Очень даже полезная, если от нее получаются такие жемчужины осмысления бытия, как, например, "Лето Господне" и "Богомолье".

Штирлиц 20.10.2015 в 16:12:25

Яблокову
**Имплицитный нравственный монизм**. - Точно! И про историю через призму эсхатологии и сотериологии - верно!
Это был особый период в жизни нашего Отечества. Провиденциально в глубинах народной памяти через весь период сохранилась тяга человека к Богу. Верующим быть в СССР было проблематично. В позднем СССР менее, чем в раннем, но тем не менее. Я сам из неверующей семьи (непрактикующей веру, что то же самое). Поэтому у меня не было проблем. Бог так устроил в моей жизни. И у меня лично не было в жизни в СССР плохого. Но нельзя забывать, что выводы индивидуальные - не закон для всех. Советский период - противоречивый. Невозможно войти в одну и ту же воду 2 раза, и как сказано у Экклезиаста 7.10: «Не говори: "отчего это прежние дни были лучше нынешних?", потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом». Мы не должны свои переживания ставить выше необходимости критической переоценки прошлого. Да, мне было хорошо. Я не имею права охаивать советские годы, но это не значит, что мы не должны анализировать и делать выводы. Бог попустил развал (предательский, преступный) большой страны. Спрашивается: почему? Вот на какой вопрос мы все, весь народ, должны выработать ответ, критически подойдя к этому периоду и оценив его через заповеди Христа. Это и будет покаяние. А ностальгия - вредная штука.

Наталия, МО 12.10.2015 в 19:43:33

Татьяна 02/10/2015 в 19:02:12
***...в магазинах там отродясь не видали ни хорошей колбасы, ни дорогих конфет.***
М.Яблоков 05/10/2015 в 21:09:44
***Развал Советского Союза начался с продаж американских джинсов в туалетах ВУЗов.***
Пчелы ищут мед, а мухи - всем известно что. К сожалению, Вы не видите своей зацикленности на материальном, ув. Татьяна и М.Яблоков, что вроде бы не пристало христианину, а?
Да, Ирина, Вы правы ни бомжей, ни голодающих не было, а кто хотел в храм ходить, тот и ходил, а молился дома по переписанному от руки молитвослову, да как молился-то!
Отдельное СПАСИБО уважаемому Сельскому бригадиру. Отец Андрей Ткачев сформулировал как всегда все абсолютно верно, подписываюсь под каждым словом.
Иван Красножонов 06/10/2015 в 00:28:31
***Отказ от веры в Бога, приход к атеизму, предрешил распад СССР.***
Вы просто не в курсе исторических фактов, ув. Иван, 95 процентов населения СССР не хотели распада СССР (см. референдум). Распад СССР произвели 3 конкретных человека. А насчет отказа от веры и атеизма - так и к октябрьскому перевороту привело то же самое. Изучайте историю.

Mila 12.10.2015 в 13:58:21

Цитата от Ирина Фр. 02/10/2015 в 22:44:07
***Да, да, да! Господь был готов помиловать Содом и Гоморру ради пяти праведников.***
А это значит, что пять в истине стоящих верующих способны засолить своей верой целый Содом, ибо через них может действовать благодать Божия. Богу для того, чтобы Он мог действовать в нашем мире, нужно совсем немножко от нас добра - двух рыбок и пять хлебов и он умножит их так, что не останется места злу.

Mila 12.10.2015 в 13:46:31

Цитата от Иван Красножонов 06/10/2015 в 00:28:31
***Сейчас мы при отсутствии гонений на церковь, строительстве храмов, большого числа прихожан - находимся гораздо дальше от Бога, чем в атеистическом СССР.***
Печальная правда в ваших словах. И причина этому в том, что те, кто проповедуют Бога словами, не проповедуют Его жизнью. Всюду лицемерие, сребролюбие, нечистоплотность духовная и физическая. Нужно чистить Церковь от архиереев и пастырей, служащих Христу и Церкви недостойно.

Владимир Юрганов 08.10.2015 в 04:33:17

"моральный кодекс строителя коммунизма" спародирован с Заповедей. Заповеди без Бога. Хорошо было, потому что моральные принципы остались. Но принципы без Бога не имеют смысла. Отсюда и двойственность этого периода, и отношения к нему.

Валера 06.10.2015 в 20:57:10

А у меня вопрос к особым молитвенникам, которые, как они говорят, были гонимы в СССР. Господа, вы считаете себя выше Христа? Спаситель, зная, что его ищут и хотят убить, все равно не переставал любить свою родину и свой народ, который будет кричать «распни Его».

Ирина Фр. 06.10.2015 в 14:23:06

Ивану Красножонову
***Отказ от веры в Бога, приход к атеизму, предрешил распад СССР. Запаса прочности накопленного веками Православия на Руси хватило на 70 лет.***
Я думаю, что черно-белая картинка нашей истории в 20 веке - результат целенаправленной пропаганды, которой все мы в той или иной степени оболванены. Советское время очень разное. Гонения на Церковь там как начинались, так и прекращались. Пока в обществе не будет видения единого исторического пути страны в его непрерывности, до тех пор не будет ни стабильности, ни развития. Без реабилитации сталинского времени нашу Россию, наверное, ждет участь СССР. Потому что военной и финансовой мощи Запада мы можем противопоставить только силу духа и гордость за страну. Так всегда и было. А те, кто представляет советскую историю как череду непрерывных государственных преступлений, гордиться страной не в состоянии.
***Сейчас мы при отсутствии гонений на церковь, строительстве храмов, большого числа прихожан - находимся гораздо дальше от Бога, чем в атеистическом СССР.***
Я тоже так думаю.

Иван Красножонов 06.10.2015 в 00:28:31

Ирине Фр.
Отказ от веры в Бога, приход к атеизму, предрешил распад СССР. Запаса прочности накопленного веками Православия на Руси хватило на 70 лет. Сейчас мы при отсутствии гонений на церковь, строительстве храмов, большого числа прихожан - находимся гораздо дальше от Бога, чем в атеистическом СССР. Это по факту.

Ирина Фр. 05.10.2015 в 23:50:53

М.Яблоков 05/10/2015 в 21:09:44
***Развал Советского Союза начался с продаж американских джинсов в туалетах ВУЗов.***
Развал Советского Союза начался со "свободной" прессы. С нее же начался развал царской России.

Сельскiй бригадиръ 05.10.2015 в 21:18:13

Протоиерей Андрей Ткачев о советской эпохе

М.Яблоков 05.10.2015 в 21:09:44

Из Донбасса.
Развал Советского Союза начался с продаж американских джинсов в туалетах ВУЗов.

Из Донбасса. 05.10.2015 в 20:51:52

Игорь Друзь 04/10/2015 в 20:51:23
Вы говорите об идеологии безбожия в СССР и несомненно говорите правду об идеологии. Но тогда, в СССР, в людях от их предков и от сталинского воспитания (как ни странно, но именно сталинского), оставалось много по делам, хотя, возможно, уже без веры, христианского. Приведу вам такой пример. В 70-х годах в Харьковском университете, на Пасху, студент из так называемой семьи "советских евреев", высокопоставленных партийных чиновников, с группой пьяных молодых людей с гитарой, зашел в храм, в котором проходило пасхальное богослужение. Что-то вроде того, что мы недавно видели в Москве. Немедленно милиция задержала всю группу и отправила в отделение. Через несколько дней все до одного студенты были отчислены и отправлены в армию исполнять воинский долг. И это, как понимаете, делали убежденные так называемые атеисты, не считаясь с влиятельными родителями из КПСС. Кроме того, в студенческой среде тех лет с презрением относились к фарцовщикам и тому подобной публике, готовой за доллар продать мать родную. В 60-х уже не было Сталина и был осужден т.н. "сталинизм", но мораль и нравственность еще на Донбассе оставались сталинскими. Потому что и сам Сталин был выходцем из православной России, и нравственность его в корне была христианской. ...

Сельскiй бригадиръ 05.10.2015 в 20:41:13

М.Яблокову
Повторю ещё раз: речь идет не о спасении, а о характере разовых дел: добрые они или худые. Добрые дела могут быть только от Бога, кем бы они не совершались. И вопрос о спасении здесь совершенно не уместен: это из другой оперы.
Михаил, у кого из святых отцов вы набрались такой нецерковной терминологии: «имплицитное исповедание нравственного монизма»? Такие "умные богословские" словеса можно встретить только у Романа Вершилло.

Иван Красножонов 05.10.2015 в 20:38:39

Сельскому бригадиру:
Присоединяюсь к вашему ответу. Лучше не скажешь. От себя хочу добавить, я вырос в СССР и был атеистом, но придя к Богу, я понял что всю жизнь к Нему стремился, и что вёл меня по жизни в моих хороших делах Иисус Христос. Я стал понимать, осознавать, что происходит, я остался прежним, грешным и несовершенным, просто у меня открылись глаза.

М.Яблоков 05.10.2015 в 20:28:42

Сельскому бригадиру.
///«во всяком народе поступающий по правде приятен Ему», т.е. Богу///
Это сказано исключительно про Ветхий Завет, см. святоотеческие толкования. В Новом же Завете не рожденный от воды и Духа не наследует Царстие Божие. Отнюдь не все благие пожелания, возбуждаемые в душе человека, суть от Бога. Могут быть и от диавола, чтобы ввергнуть несчастного в еще бОльшую пагубу. Могут быть и от естества. Однако если и от Бога, то это есть ничто иное, как действие призывающей благодати. Но призывающая благодать сама по себе не является спасительной, так как только в Церкви Христовой благодать становится спасительной в смысле личного ее усвоения через таинства. А "величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад" (свт. Игнатий Брянчанинов). История человечества не может рассматриваться сама по себе, но только через призму сотериологии и эсхатологии. В противном случае получается имплицитное исповедание нравственного монизма, разрушающего все Домостроительство нашего спасения.

Сельскiй бригадиръ 05.10.2015 в 20:03:29

М.Яблокову.
@Доброе дело лишь в том случае является действительно добрым, если совершается во имя Христа.@
Это некий перефраз высказывания прп. Серафима, которое на самом деле преподобный Серафим не говорил (мол добро, совершенное не во имя Христа, – не есть добро). Приписал ему эти антихристианские слова нездоровый на голову Мотовилов. Ни у одного святого отца таких слов не обретается.
И ещё. Апостол Павел в послании Филлипийцам пишет: «Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (2,13). Из этого следует, что истинно благие жалания в нас вкладывает Господь; а человек может либо принять благую волю Божию, либо отвергнуть ее.
Вот и при советской власти, когда советские люди, даже будучи стеснены нуждою, творили благие дела (например в блокадном Ленинграде делились пайком с ближним своим), – то, согласно Священному Писанию, они делали это ДВИЖИМЫ Христом.
Вот и апостол Петр говорит язычнику Корнилию, что «во всяком народе поступающий по правде приятен Ему», т.е. Богу.
Вот и вся премудрость!
И ещё раз приходится напомнить: считать доброе дело злом – это откровенная ХУЛА на Духа Свята, которая не прощается никому и никогда (см. Еванегелие, когда иудеи говорили, что Христос творит чудеса именем веельзевула).

М.Яблоков 05.10.2015 в 19:14:17

Сельскому бригадиру.
Доброе дело лишь в том случае является действительно добрым, если совершается во имя Христа. Не существует доброты самой по себе, без Бога. Добро онтологически связано с Богом и имеет источник в Нем. А самосуществующие онтологически добро и зло только в учении теософов.

Сельскiй бригадиръ 05.10.2015 в 19:07:48

М.Яблокову.
А почему Всё сводите к спасению? Речь об этом никто не вел. Иван Красноженов лишь справедливо сказал, что современная жизнь в России гораздо дальше от христианской шкалы ценностей, чем в СССР. И все. Это не вопрос сотериологии. А отрицать наличие добрых людей в христианском понимании в СССР - это откровенная хула на Духа Свята. Читайте Евангелие.
Некий автор справедливо пишет: "Пересматривая старые советские фильмы, нередко удивляюсь многим героям: хотя и в безбожное время жили, а видятся как настоящие христиане. Без пяти минут православные. И даже многие коммунисты и атеисты – просто готовая форма для горячего, убежденного верующего. Поменять знак – и перед нами христианин первых времен, бессребреник, мученик, проповедник".

М.Яблоков 05.10.2015 в 18:55:12

Ивану Красножонову.
///Душа человека - это образ и подобие Божие///
С чего вы это взяли?! Человек был сотворен по образу и подобию Божьему, а не душа человека - читайте внимательно Библию. Причем подобие Божие - в потенциале. После грехопадения человек отнюдь не всегда стремится к Богу, уже у самых маленьких детей наблюдается наличие греховных страстей. Без благодати Божией вообще спасение невозможно, а все добродетели падшего человечества нисходят во ад (по свт. Игнатию).

Иван Красножонов 05.10.2015 в 18:36:47

М.Яблокову
Не надо мне приписывать то что я не утверждал. Душа человека - это образ и подобие Божие, и изначально с рождения она не может не стремится к Богу, поэтому у детей души более чистые. Но прийти к Богу и спастись возможно только через Господа нашего Иисуса Христа, другого пути нет. Развал СССР и показывает нам, что такое пытаться жить праведно но без Христа. Но современная жизнь в России гораздо дальше от христианской шкалы ценностей, чем в СССР, именно молодёжь это чувствует, потому что души ещё не успели покрыться корочкой грехов.

Андрей 05.10.2015 в 16:26:36

Во-первых, невозможно согласиться со столь распространенным мнением, что СССР - это некий христианский мир, где только не произносится Имя Христово - а на деле будто следуют Его заповедям. Любой нормальный советский человек относился к любой религии как к дурману и пережиткам капитализма, а духовенство числил в одном ряду со спекулянтами и фарцовщиками. Да, были исключения - но это именно исключения. Во-вторых, высокая нравственность коммунистов была обусловлена именно их безбожием ("...Что же до нравственности убежденных большевиков, то не забывайте – там, где есть большая пагуба, там в меньшей нет нужды. Зачем врагу рода человеческого искушать таких людей страстями блуда и сребролюбия, если их безбожия и так вполне довольно для вечной погибели? Наоборот, он будет ограждать их подобного соблазна, чтобы тем удобнее утвердить этих несчастных в своей правоте, а истинно верующих поколебать в вере их").

М.Яблоков 05.10.2015 в 14:01:58

Ивану Красножонову.
///По факту жизнь в СССР была организована наиболее близко к христианской шкале ценностей, это и чувствует молодёжь, сравнивая с сегодняшним днем, потому что изначально душа каждого человека христианка.///
Не знаю, сознательно или нет, скорее бессознательно, но Вы проповедуете учение... Иммануила Канта, который естественный (природный) нравственный закон (душа христианка) - "категорический императив" - ставил выше догматов Церкви. Тем самым отрицал необходимость в Спасителе и необходимости благодати в деле спасения и считал возможность духовного возрождения человека своими силами.

Иван Красножонов 05.10.2015 в 01:11:50

Игорю Друзю:
Таинства Церкви нужны для исправления человека, чтобы дела наши были Богоугодны. Без церковных таинств прожить праведную жизнь очень сложно, без покаяния, причащения количество грехов постепенно переходит в качество. Именно это и доказал СССР, именно это и говорит нам Бог через все трагические события последних 25 лет. По факту жизнь в СССР была организована наиболее близко к христианской шкале ценностей, это и чувствует молодёжь, сравнивая с сегодняшним днем, потому что изначально душа каждого человека христианка.

Татьяна 04.10.2015 в 21:26:13

Игорь Друзь
На 100% с Вами согласна.

Татьяна 04.10.2015 в 21:20:26

М.Яблокову
***Никакого ислама в советское время там и в помине не было. Кому вы это говорите? Я там много лет служил, и с местным населением у нас было самое непосредственное общение. Большинство из них и сейчас только формально являются мусульманами. Из-за этого даже было введено понятие "истинный мусульманин".***
Моего прадеда сослали в Казахстан в 30-е годы, мой отец приехал в Москву в 60-е, все остальные вернулись в Россию в 90-е. Остались друзья в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане. В советские времена ни православные, ни мусульмане не выставляли свою веру напоказ. Конечно в более развитых городах молодежь была неверующей. Но в отдаленных селениях в семьях сохранились традиции, а с ними и вера. Люди молились и передавали свою веру подрастающему поколению. Я когда приезжаю в Дивеево, или нахожусь в православной гимназии, мне кажется, что вокруг меня так много верующих людей, а когда бываю в Гипермаркетах в дни Великого поста понимаю, что основная масса - люди далекие от церкви. Возможно и Вам по долгу службы доводилось сталкиваться с неверующими.

Игорь Друзь 04.10.2015 в 20:51:23

Красножонов:
***Цель - Царствие Небесное, а церковь средство её достижения. Бог судить будет по делам нашим, а не по тому, что мы сами о себе думаем... Мода у молодёжи на СССР - это внутренние стремление души к Богу***
Это еще что за бред? Церковь при СССР была гонима и затоптана, советская молодежь росла в тотальном безбожии. Святые отцы учили нас, что без Церкви, без ее спасительных таинств спасения нет. Поэтому дело "и в количестве походов в храм" тоже. Согласно учению Христа и святых, безбожники, даже если они сравнительно нравственны (а какая нравственность при позднем СССР - в 1964 г. в РСФСР был по их числу побит рекорд — 5,46 млн, и не снижался ниже 4 млн!!!). Поруганные святыни, репрессии, дурдом или тюрьма для активных верующих в позднем СССР, расстрелы и концлагеря - при раннем. И этот быдлорежим рекламируется на православном по названию сайте?! При этом СССР сам вырастил своих могильщиков - чубайсов, гайдаров и прочих. Это закономерно, и так и было задумано архитекторами красной заразы - со временем превратить Россию в либеральное государство и довести до ручки. http://www.segodnia.ru/content/158217 http://www.segodnia.ru/content/158509 А почему молодежь за советизацию - в пропаганду этого влиты большие деньги нашими врагами. Они поняли, что патриотизм в России искоренить нельзя, потому решили сделать патриотизм красным и неоязыческим.

Татьяна 04.10.2015 в 20:38:25

Марине Сергеевне
***Теперь я хочу припомнить, как наши патриархи, особенно Сергий и Алексий, называли Сталина богоданным вождём. К ним присоединялись и другие, допустим, такие, как крупный учёный и богослов Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Кстати, сидевший при Сталине, но это не помешало ему назвать Сталина богоданным.***
Кто бы сомневался, конечно Богом данный, Богом попущенный. Каждый народ достоин своего правителя. Мое мнение - Сталин величайший государственный преступник и массовый убийца.

М.Яблоков 04.10.2015 в 08:36:12

Татьяне.
///Азиатские народы сохранили веру в Бога и в лихие годы гонений, редкая семья в бывших азиатских республиках СССР живет не по Коран///
Для чего пишете такую неправду? Никакие "азиатские народы" ничего не сохранили. Никакого ислама в советское время там и в помине не было. Кому вы это говорите? Я там много лет служил, и с местным населением у нас было самое непосредственное общение. Большинство из них и сейчас только формально являются мусульманами. Из-за этого даже было введено понятие "истинный мусульманин".

Ирина Фр. 03.10.2015 в 23:30:59

Татьяне.
***Я рада за Вас, что Вам не довелось увидеть советские дома для инвалидов, детские дома, дома для престарелых, которые находились вдали от крупных городов. Поверьте это был ужас.***
Ой, как Вы не угадали))) Хотите верьте, хотите нет, но в молодости я работала последовательно: в психбольнице, в психинтернате для престарелых и в двух интернатах для умственно отсталых детей. Ужас? Не знаю. А может, такие учреждения ужасны всегда, независимо от места и времени?
***Эти люди были не нужны обществу, и общество не должно было их видеть. Все это было скрыто от внешнего мира.***
Как же "не нужны обществу", когда общество организовало для них эти заведения? С гарантированной тарелкой супа, медобслуживанием и проводами в мир иной не в черном пакете. Со спецобразованием там, где это надо, последующим трудоустройством и предоставлением жилья.
Это, кстати, еще одна причина, по которой я горячо люблю СССР. Ни один человек там не чувствовал себя брошенным и действительно не был брошен на произвол судьбы.

Марина Сергеевна, Москва 03.10.2015 в 20:29:13

Статья очень правильная. СССР - это историческое продолжение как бы в иной ипостаси Российской Империи. И роль И.В.Сталина в сохранении империи проживания русского народа трудно переоценить.
Легендарный Маршал Василевский говорил определённо: Сталин - верующий человек. Рассказывают такой случай. Сталин спросил у него: а как твой отец? Он что-то ответил: не моих взглядов, вроде мракобес. Сталин сказал: родителей не надо забывать. После такого разговора его отец стал получать помощь, и когда сын встретился с отцом, тот решил, что он помогал ему, и стал благодарить, а Василевский сделал предположение, что помощь отцу посылал сам Сталин от его имени, ибо он сам всё-таки боялся посылать.
Священник о.Димитрий Дудко сам сидел в сталинских лагерях и видел всё своими глазами, а потом открыто выступал в защиту советской власти и восхвалял даже Сталина. Вот что пишет о. Димитрий:
«Сталин был деспот, да, но он был ближе к Богу. Хотя бы потому, что атеизм – дверь с чёрного хода. Демократы, как ни объявляют себя верующими... они верующие, только в Золотого тельца, в бизнес, в маммону... А в Евангелии прямо сказано: не можете служить одновременно Богу и маммоне! Теперь я хочу припомнить, как наши патриархи, особенно Сергий и Алексий, называли Сталина богоданным вождём. К ним присоединялись и другие, допустим, такие, как крупный учёный и богослов Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Кстати, сидевший при Сталине, но это не помешало ему назвать Сталина богоданным.
Да, Сталин нам дан Богом, он создал такую державу, которую сколько не разваливают, а не могут до конца развалить. И поверженной её боятся хвалёные капиталистические страны. И то, над чем смеялись постоянно: вставил, мол, решётку. Есть у Сталина такое выражение: прошлое принадлежит Богу. Богу с большой буквы. Как это понимать? Прошедшее устарелое? Или прошлое – вся наша земная жизнь, настоящее ведь только в иных мирах. А я думаю даже так. Под прошлым можно понимать то, что предоставить можно только для Суда Божьего, Бог только всё может рассудить правильно.
Мне отмщение и Аз воздам. Наш суд это просто суд человеческий, это в лучшем смысле слова, а вообще наш суд субъективный, эгоистический – только для себя. Так что, если с Божеской точки посмотреть на Сталина, то это в самом деле был особый человек, Богом данный, Богом хранимый, об этом свидетельствуют даже его противники.
Давайте, наконец, хотя бы разберёмся вот в чём. Если бы победил Троцкий с его перманентной революцией, мы бы уже давно оказались на самом деле, а не по названию, как при Сталине, винтиками. Все бы были трудовой армией для каких-то тёмных сил.
Но именно Сталин доказал практически, что социализм можно построить в одной стране и – сохранил Россию. Да, Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для всего мира, в этом нам предстоит ещё разобраться. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину. Не случайно в Русской православной Церкви ему пропели, когда он умер, даже вечную память, так случайно не могло произойти в самое «безбожное» время.
Не случайно он и учился в Духовной семинарии, хотя и потерял там веру, но чтоб по-настоящему её приобрести. А мы этого не понимаем ... Но самое главное всё-таки, что Сталин по-отечески заботился о России. И поэтому Сталин, по крайней мере для меня, законным образом стоит рядом с Суворовым».
Священник Дмитрий Дудко, 11 ноября 2002 г.

Татьяна 03.10.2015 в 11:57:14

Господь дает человеку свободу выбора. Кто-то стремится к богатству, кто-то к власти, кто-то к известности, а кто-то рожает детей по 8-10 человек и этот кто-то в основном не славянского происхождения. Азиатские народы сохранили веру в Бога и в лихие годы гонений, редкая семья в бывших азиатских республиках СССР живет не по Корану. А мы все плодим понемногу либерастов, демокрастов и т.п., что и ведет нас к вырождению и развалу. Мы вымираем, а государству все равно какой национальности в нем будут люди, главное больше человеческих ресурсов. Посмотрите на сегодняшних пенсионеров вырастивших по 1-2 ребенка, и получающих нищенские пенсии, а что вы хотели, не вырастив достаточной смены. Кто должен вам заработать эти пенсии. А европейские страны не напоминают ли сейчас Содом и Гоморру.

Светлана 03.10.2015 в 11:03:35

Просто все познается в сравнении. Если брать негативное лихих 90-х и позднее советское время то разница будет колоссальной. Все-таки речь идет о том, какое общество старалось быть. Оно старалось быть лучше и добрее. Произвол чиновников был, как уже говорилось, были добрые начала, но и злые люди, ненавидевшие страну, на всех уровнях власти. Введенные Троцким правила о запрете строительства домов на дачных участках, или что дома не должны быть больше, чем один этаж - все это было.
На самом деле весь 20 век - это была борьба с белой расой. Будь то славяне, немцы или французы, англичане. Белая раса кому-то сильно мешает. Где-то мне пришлось видеть высказывание Киссинджера, что задача элиты сократить белую расу до минимума и создать что-то среднее, которым легче управлять. Белая раса мешает кому-то. И если мы посмотрим на весь 20 век. Первая европейская война, унесшая около 30 миллионов жизней. Гражданская война в России - 5 миллионов. Сколько погибло от голода в 20-е и 30-е годы тоже никто не знает. Вторая мировая, унесшая по разным оценкам в России до 30 миллионов людей. Причем исключительно славянского происхождения. Разрушенны деревни, города на всей территории окупированной немцами, если посмотреть на карту, то видно, что это исключительно центральные области. После этого стерилизация женщин, жуткие роддома. И население страны стремительно замещается не славянским, а другими этносами. И самая большая удача, это введение ГОСТов по очистки водопроводной воды. Ее так очищают, что остаться здоровым поле этого нет никакой возможности. Так за 100 лет одну из наиболее развитых в культурном отношении стран свели до уровня византийской империи. Шаг за шагом ее готовят к разрушению. Пример - уничтожения слявянского населения на Донбассе, Украине в целом, так как плохая экономическая ситуация всегда приводит к сокращению рождаемости. Так шаг за шагом территории славян будут замещаться другими этносами. То что программа глобальна, видно по Европе да и США не в лучшем положении. Белое население будет заменено на другие этносы. Напомню Византийская Империя состоявшая из греков, сейчас полностью состоит из потомков Османов, греков на территории Турции менее 1 процента.
Вопрос правильный, как Бог попустил, что христиане были полностью заменены мусульманами на территории всей нынешной Турции. Православная Греция составляет только 11 миллионов человек. Из 80 миллионов првославных накануне революции, сейчас найдется едва ли 10 миллионов воцерковленных, более или менее регулярно посещающих Храм Божий. Так что я тоже не знаю, как Господь такое попускает и самое главное зачем.

Татьяна 03.10.2015 в 08:40:54

Ирина Фр.
***А я знаете за что безконечно люблю СССР? В том числе за то, что в нем не было голодающих людей, ни одного)))***
Я рада за Вас, что Вам не довелось увидеть советские дома для инвалидов, детские дома, дома для престарелых, которые находились вдали от крупных городов. Поверьте это был ужас. Эти люди были не нужны обществу, и общество не должно было их видеть. Все это было скрыто от внешнего мира. Голодные, грязные, в гниющих пролежнях лежачие инвалиды просто тихо доживали свой век. А умственно отсталые дети? Их старались скрыть от наших глаз. Если Вы не видели голодающих людей, это совсем не значит, что их не было. Просто в Советское время принято было умалчивать о той части общества, которая была неугодна нашему правительству.

Николай Обухов 03.10.2015 в 07:29:54

Ивану Красножонову
***Мода у молодёжи на СССР - это внутренние стремление души к Богу***
Простите, но это полная чушь. Про Бога вообще никто не говорил и не помышлял.

Иван Красножонов 02.10.2015 в 23:45:22

Вера - это не количество приходов в церковь, не количество прочитанных молитв, не количество причащений, вера - это шкала ценностей, что такое хорошо и что такое плохо. Цель - Царствие Небесное, а церковь средство её достижения. Бог судить будет по делам нашим, а не по тому, что мы сами о себе думаем.
Советский человек, считая себя как правило атеистом, по факту был ближе к христианскому идеалу чем многие современные верующие. Надо отдать должное советской власти (Сталину в первую очередь) за сохранение христианской шкалы ценностей. Вот именно за эту шкалу ценностей нас ненавидел и постоянно хотел уничтожить Запад. Мода у молодёжи на СССР - это внутренние стремление души к Богу.

Ирина Фр. 02.10.2015 в 23:17:53

Татьяна 02/10/2015 в 19:02:12
///А Вам не доводилось бывать в деревнях. Помню Рязанскую глубинку 70-х годов, приезжала туда с баулами продуктов, потому что в магазинах там отродясь не видали ни хорошей колбасы, ни дорогих конфет.///
Это верно. Ничего не было нигде))) А я знаете за что безконечно люблю СССР? В том числе за то, что в нем не было голодающих людей, ни одного)))

Ирина Фр. 02.10.2015 в 22:44:07

Сельскiй бригадиръ 02/10/2015 в 21:58:30
///Дело ведь не в количестве верных. А в силе их веры. В силе Духа.///
Да, да, да! Господь был готов помиловать Содом и Гоморру ради пяти праведников.

Сельскiй бригадиръ 02.10.2015 в 21:58:30

Дело ведь не в количестве верных. А в силе их веры. В силе Духа. Ну что толку, что сейчас ударными темпами открываются храмы и монастыри, которые заполняются младостарцами, которые нередко просто духовно калечат души приходящих в церковь. Количество растет, но не за счет качества.
Я вижу, что в целом верующие 1960-80-х гг. (прихожане, священство и монашество) дали бы огромную фору (в духовном плане, конечно) нынешним православным, воспитанным на книгах Шмемана и Меня, на протодьяконе Кураеве, на журнале ФОМА, на радио Радонеж, на сайте Правмир, на телепередаче Слово Пастыря, на миссионерском идиотизме и прочих гламурных псевдоправославных заморочках.

Николай Обухов 02.10.2015 в 21:46:47

Москва - это еще далеко не весь Советский Союз. Были и другие города, где был всего по одному действующему храму. Не нужно с этим спорить, это факт. Я люблю советский период, но не нужно его обожествлять. Без Бога не бывает спасения.

Сельскiй бригадиръ 02.10.2015 в 21:39:26

Николаю Обухову
@Но и в храм никто почти не ходил.@
Это неправда. Сужу по московским храмам (их было в позднем СССР - 52) и по храмам Калужской епархии. Все храмы, в отличие от сегодняшних дней, по праздникам были настолько переполнены, что многие верующие стояли на улице.

Николай Обухов 02.10.2015 в 21:34:49

***В госатеизм никто тогда уже не верил***
Но и в храм никто почти не ходил. В городах с миллионным населением было всего по одному храму.

Сельскiй бригадиръ 02.10.2015 в 21:29:12

Николаю Обухову
@Верующих людей было очень мало.@
Николай, истинно верующих в очах Божиих (а только таковые могут именоваться Православными верующими) при советской власти (поздний период СССР) было нисколько НЕ МЕНЬШЕ, нежели сейчас при торжестве демократии и либерализма. Вспомните великих Глинских старцев 1950-60-х гг. Разве сейчас, в современной России, можно отыскать что-либо близкое по высоте Духа? Да и сама жизнь в позднем СССР была формально атеистической, но по сути - христианской и православной. В госатеизм никто тогда уже не верил.

Николай Обухов 02.10.2015 в 21:07:59

Государственная идеология была атеистической. Верующих людей было очень мало. Целые поколения выросли без Бога. А то, что душевно люди были хорошие, то это не советское воспитание, а паразитирование на православном прошлом.

Штирлиц 02.10.2015 в 20:24:14

Тяжелая тема. Я сам ничего плохого в СССР не видел. И ностальгия у меня лично имеет место быть. Мне 42 года. Но я знаю, как страдали за веру. Я-то был неверующим из провинциальной интеллигенции. Если бы я в 1989 г. поступал в московский вуз, будучи крещеным, то не уверен, что поступил бы, поскольку нужно было быть комсомольцем. Исключения были, но это все же исключения. Я ценю подвиг советского народа в Великую отечественную, люблю советское кино. У каждого собственный личный жизненный опыт. Поэтому ответы на поставленный вопрос различные. Я даже согласен с теми, кто утверждает, что непосредственная причина развала СССР - это предательство элит (по-панарински дезертирство элит в эпоху катастроф). Но, большое но...
Мы как верующие православные люди должны задать себе вопрос: почему Господь попустил развал нашего государства? Ответ можно найти только при условии готовности отказа от личных предпочтений. Можно ругать плохого Андропова, Горбачева, Яковлева, Ельцина и пр. по списку. И это будет верно в каком-то смысле. Но это ни на йоту не приближает к решению принципиального вопроса о попущении. Вот о.Иоанн (Крестьянкин) говорил, что так никогда не молился, как в тюрьме. О.Димитрий Дудко однозначно оценивал лучше советское время, чем постсоветское. Вот мнения духовных людей. И я все-таки склонен именно с ними согласиться. Но были и другие мнения авторитетных в народе духовных лиц, вероятно. Так или иначе, мы как народ должны ответить на страшный вопрос: почему это попустил Господь?

Ольга Никитина 02.10.2015 в 19:10:16

Жизнь в СССР после войны

Татьяна 02.10.2015 в 19:02:12

Владимиру П.
*СССР был действительно человечным государством*
А Вам не доводилось бывать в деревнях. Помню Рязанскую глубинку 70-х годов, приезжала туда с баулами продуктов, потому что в магазинах там отродясь не видали ни хорошей колбасы, ни дорогих конфет. Там же колхозники, они не люди. Они должны батрачить в своих колхозах и жить своим хозяйством. А еще я помню магазин "Березка", спец.цех на Микояне для слуг народа, разве это не унижение своего же населения. Помню, как секретили крушения самолетов, как люди пропадали без вести. Помню рассказы бабушки, как моего прадеда "врага народа" сослали в глухую казахскую степь, там чтобы выжить люди перетирали колючку и кормили детей, рыли землянки - выживали. А еще Соловки, это самое человечное, что было в СССР, да?!

Владимир П. 02.10.2015 в 18:18:07

CCCР был действительно человечным государством. Простой пример ... вне общества никто не оказывался. Были ПТУ, бесплатные общежития и трудоустройство. Квартиры в порядке очереди. Да их не хватало, но на улицу никого не выставляли. И в церковь кто хотел тот и ходил. Меня бабушка водила. Но к моему сожалению я ничего тогда не понимал.

Алексей 02.10.2015 в 18:02:43

Помню, много было хорошего, но не было рядом со мной людей, которые бы любили Бога. А сейчас таких людей много. Много праведных и молитвенников. И поэтому я по-настоящему счастлив. Смотрю я на тех, кто жалеет по Союзу, и больно становится от того, что им не доступно покаяние. СССР вытравил. Полностью.

Светлана 02.10.2015 в 17:22:10

Поздний СССР конца 60-х и до 1988 года примерно, был в принципе эталоном стабильности и экономической уверенности. Была законность везде, не только в Москве, но и в других республиках. Но начиная с начала 80-х с приходом Андропова, идет деградация кинофильмов, засилие поклонников Троцкого в масскультуре. Черненко, немсотря на пожилой возраст немного востановил стабильность, но с приходом ставленника Андропова Горбачва и Яковлева, началось глобальное уничтожение экономики СССР сверху.
Наиболее стабильными можно считать годы от 1970 до 1978. Экономика развивалась очень динамично, хотя и не такими быстрыми темпами. Была ясная жизненная ориентация. Были понятны ценности, и даже лозунг "вся власть рабочим", был не только идеологией, но и наполнялся смыслом, так как рабочие часто получали большую зарплату, чем работники других сфер экономики.
И среди этого благополучия были врачи убийцы. Которые сознательно вредили. Наибольшее распространение в это время получили практики стерилизации женщин, под видом разных заболеваний. Такая практика продолжается и сейчас тоже под видом раковых заболеваний еще чего нибудь. Российская традиция раннего детородства не поощрялась, а наоборот запрещалась всеми возможными способами, В это время было две тенденции, одна государственно образующая, и вторая разрушительная. Врачи вредители существуют везде и всегда, в любой стране, не только в СССР. Судя по некоторым публикациям, многие члены политбюро стали жертвой этих врачей, как например Суслов, Кулаков, Брежнев, Черненко. Чазов и его помщники поработали на славу для прихода меченного. Малое количество роддомов, неправильно подготовленные кадры для приема родов приводили к тому, что количество многодетных семей было очень маленьким.
Но несмотря на это, была стабильность, и некоторая определенность будущего. Сейчас все недостатки сохранились, а некоторые увеличились во много раз, но к тому прибавились полная экономическая нестабильность, колоссальная коррумпированность и часто беззаконие. СССР в поздний срок своего существования, несмотря на действия вредителей, типа Новодворской и иже с ними, которые вредили везде, где они получали хоть какую-нибудь власть, будь то врач, или чиновник, или учитель в школе, несмотря на эти вредительства общее положение было стабильным и позитивным. И настрой людей был очень позитивным.
Моему другу в 14 сделали биопсию почки, так как обнаружили в моче белок, что совершенно нормально в переходном возрасте. Родители согласились. Он еле выжил от этой операции. Это не говорит, что это было в СССР, но говорит, что сатанисты, врачи вредители были и есть и будут, в любой стране. Это люди поклоняющиеся сатане. Их Господь осудит на страшном суде. Таких вредителей мне приходилось и позже в других странах. Мне приходилось тоже от них страдать и не в СССР, а в Европе. Так что это не показатель СССР, а показатель что в мiре всегда идет борьба светлых сил с силами зла, которые хотят любыми способами сократить численность сил добра. Это и массовые бомбежки Донецка и Луганска, так как там живут люди добра, имеющие свои представления. Именно их и бомбят, чтобы просто убрать сопротивление. В позднем СССР силы добра тоже боролись с силами разрушения. В 90-х силы разрушения победили, результаты для страны да и для мира в целом были плачевны.

Ирина Фр. 02.10.2015 в 16:05:49

Татьяне.
***После советского прошлого, ценю настоящее.***
А я после настоящего ценю советское прошлое)))

Сельскiй бригадиръ 02.10.2015 в 12:04:13

Татьяне.
***Зато сейчас я благодарю Бога за возможность быть на службе каждую Воскресную Литургию***
А я вот с 1976 года регулярно и беспрепятственно каждое воскресенье посещал Божественную литургию.

Татьяна 02.10.2015 в 11:55:58

Просто все плохое из прошлого быстро стирается и в памяти остаются счастливые моменты. Советское время это время моего детства и юности, а воспоминания молодости всегда приятны. А если покопаться в памяти, то всплывают моменты: вечерами - "Голос Америки", чтения перепечатанного подпольно Авторханова, по церковным праздникам - пионерский галстук спрятанный в портфеле, и после службы вновь повязанный для школы, крестик, который пристегивался в швы нижнего белья, заметят будут позорить на линейке перед всей школой. Зато сейчас я благодарю Бога за возможность быть на службе каждую Воскресную Литургию, за возможность обучать детей в Православной гимназии и воспитывать их по Заповедям Божьим. После советского прошлого, ценю настоящее.

Ирина Фр. 02.10.2015 в 11:46:09

Какой хороший ролик и какая ужасная песня, какой дикий новояз!))) А статья - еще одно мнение, созвучное с теми, кто утверждает, в том числе не раз и здесь, на БО, что СССР жил христианской нравственностью. А душа по природе христианка. Душа слышит свет, как говорил Гоголь. Вот и тянутся к свету юные души. Все просто)))

Антон Мацнев 02.10.2015 в 11:31:30

Про СССР.
Я себя помню с полутора лет, сейчас мне 43. Мама, папа в этом возрасте меня отдали в ясли, зимой. Я был подвижный мальчик, а воспитателю это не нравилось и она сажала меня возле открытой форточки, чтоб я болел и не водили меня в группу. В итоге крупозное воспаление легких. Участковый врач сказала, что это ОРЗ. Когда я начал отдавать концы, вызвали скорою и отвезли в больницу. Тогда в мытищинской ЦРБ у врачей была мода колоть какой то новый антибиотик в голову, что вопреки протестам матери они и сделали. В итоге предсмертные судороги, но чудом, сбежавшиеся врачи на вопли матери, уверен что только вмешательством Божиим, откачали меня. Тогда я и заговорил, очнувшись и увидев доктора, которая меня колола, я сказал: "тетя кака".
Могу еще много поведать про ужасы творящиеся в больницах и садах того времени. Но мне кажется и этого достаточно. Сказать ли что в школе дети счастливо учились, наверно нет. Издевательства сильных над слабыми в школе было нормой жизни, а если у тебя еще есть и недостаток какой, умственный или телесный, то это сугубый повод для издевательств, причем крайне жестоких.
У меня работали и мама (преподаватель техникума) и папа (инженер), сказать ли что мы жили в достатке, нет, скорее в нищете, если судить по нынешним меркам. Скажет кто, что не было преступности, гомосеков, наркоманов, - было сколько хочешь. Сталкивался не раз. А алкоголизм, так вообще стандартное явление. Экология в городах... Если бы кто поднялся на железнодорожный мост в Мытищах эдак году в 1980, то ощутил бы всю экологию исходящую от химзаводов и спирающую дыхание.
Кинофильмы, наверно фильмы про войну только и можно было бы похвалить. Но вот возьмите хотя бы фильм "Карнавал" - как там высмеивается начальник, который хочет пресечь лицедейство и разврат, но его выставляют как бюрократа и ханжу!
Конечно не без светлых моментов, помню как прабабушка меня водила в церковь, я тогда ей говорил: "мы домой пришли?", хотя был еще не крещеный. Помню как в 8 лет меня отвез крестить мой дед, ветеран двух войн, коммунист и аттеист, причем тайно. И как тогда в один миг для меня изменился мир. Как те люди, которые верны Богу, жили в то время, имея свои скорби и радости, как промысл Божий действовал над нами тогда, так действует и сейчас. Но в целом, уверен, что байки про СССР, это лишь очередная каша для ума, отвлекающая человека от реальности.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс