Богородица

Актуальные статьи

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

5.05.2015

Церковное предание — своеобразная живоносная артерия Благодати Божией, пронизывающая Святым Духом историю Церкви. На церковном предании как на благодатных примерах действия Божественного Промысла в истории как отдельных святых, так и всего церковного организма, в частности, строятся и богословские постулаты. Так, например, на предании Церкви о приснодевстве Марии основано догматическое учение о Богородице, хранимое Православием в отличие от несторианских, а позднее — протестантских еретических взглядов на Божию Матерь.

Церковное предание, однако, должно быть достоверно и в своей сущности и по своему духу не может противоречить тому, что мы находим в Священном Писании. Если предание не достоверно, то оно и не церковно! Мифотворчество, непроверенные факты из истории Церкви и жизнеописаний подвижников нарушают церковность и вносят элементы язычества, окрашенные псевдоблагочестием и псевдоправославием.

«Не буди ми лгати на святаго...» — слова святителя Димитрия Ростовского наилучшим образом предостерегают ревнителей не по разуму сочинять псевдоблагочестивые мифы. Эти «ревнители» или не понимают, или же, наоборот, прекрасно осведомлены, к каким пагубным последствиям и соблазнам для церковного сознания может привести вольное обращение с церковно-историческими фактами. Не следует забывать, что мифотворчество в церковной сфере способно увлечь людей в противление Церкви, в нестроения и расколы.

Великий святитель ХХ века архиепископ Никон (Рождественский) писал в 1914 году в своих дневниках: «Рассказывать о том, что могло быть, но было только в воображении автора, не значит ли “лгати” на промышление Божие... что это-де — во славу Божию, для воспитания чувства веры и любви — это уж будет рассуждение в духе тех, кто учит, что цель оправдывает средства. Мифы нам не нужны. История Церкви полна фактами столь поучительными, что никакая фантазия сочинителей мифов до них не додумается».  

Журнал «Благодатный Огонь» не раз приводил примеры слепого доверия к непроверенным высказываниям преп. Серафима Саровского, Н.А. Мотовилова и др. (см. публикацию А.Н. Стрижева в нашем журнале http://www.blagogon.ru/digest/341/). Несколько ранее «Благодатный Огонь» уличал лукавых «ревнителей» скорого конца света в подтасовках пророчества архиепископа Феофана (Быстрова) и в сочинении т.н. «Видения Иоанна Кронштадтского» о воцарении антихриста, составленного катакомбниками-имябожниками спустя двадцать лет (!) после кончины святого праведного о. Иоанна (см.: Прот. Петр Андриевский. Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания // Благодатный Огонь. № 7).

К великому сожалению, нелепые выдуманные «пророчества», «предсказания старцев», «видения», множество непроверенных высказываний святых и другие «конфетки-бараночки» перепечатываются и преподносятся неискушенному читателю как несомненные откровения о последних временах и сроках, знать которые, кстати, запретил Сам Христос (Деян. 1, 6, 7).

 * * *

В связи с 70-летием Великой Победы русского народа в Великой Отечественной войне невозможно не отметить ряд публикуемых в церковных изданиях мифов, связанных с этой эпохой. Эта мифология, не подкрепленная никакими ссылками на церковные или архивные источники, кочует из книги в книгу. Автором большинства этих мифов является протоиерей Василий Швец. Наиболее полно его сочинения были представлены в книге «Россия перед вторым пришествием» (М., 1993, 1994 и т.д.) — своеобразной энциклопедии православного мифотворчества, составителем которой является Сергей Фомин. Вошли эти мифы также и в книгу иеромонаха Филадельфа (Моисеева) «Заступница Усердная» (М., 1992).

Повествования прот. Василия Швеца (без ссылок на какие-либо источники!) могут представляться весьма благочестивыми, ибо связаны они с глубоко почитаемым верующим русским народом Казанским образом Божией Матери — Заступницей Усердной рода христианского. Однако необходимо предостеречь легковерного читателя не доверять слепо всему тому, что вышло из-под пера прот. Василия Швеца и затем вошло в различные сборники о войне.

Не будем разбирать все описываемые о. Василием события, отметим лишь кратко то, что никак не может соответствовать исторической правде.

Так, например, согласно прот. В.Швецу, по совету митрополита гор Ливанских Илии (Караме) (Антиохийский Патриархат), который сразу после начала Великой Отечественной войны горячо молился за спасение России от вражеского нашествия[1], И.В. Сталин во время блокады Ленинграда встретился с митрополитами Алексием (Симанским) и Сергием (Страгородским) (с. 273). Однако никаких исторических сведений о подобной встрече не обнаруживается и, как мы увидим ниже, ее и не могло быть. Да и вообще очень сомнительно, чтобы Сталин мог советоваться в 1941 году с архиереем Антиохийской Церкви, тогда как русских архиереев Сталин принял у себя лишь в 1943 году. Это сродни другому мифу, приведенному в книге «Россия перед вторым пришествием»: «Бесспорным фактом является приезд к блаженной Матроне в Царицыно в октябре 1941 г. И.В. Сталина» (с. 271). Первая историческая встреча Сталина с тремя митрополитами Русской Православной Церкви Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), радикально изменившая отношение советского государства к Церкви, произошла, как известно, 4 сентября 1943 года. Сталин тогда высоко отозвался о патриотической деятельности Православной Церкви, отметил и тот факт, что с фронта поступает немало писем с одобрением такой позиции духовенства и верующих, дал согласие на созыв Собора и избрание Патриарха, предложил открыть духовные академии и училища для обучения священнослужителей, разрешил издание ежемесячного церковного журнала (Журнал Московской Патриархии) и распорядился заняться проблемой освобождения архиереев и духовенства, находящихся в ссылках, лагерях и тюрьмах. Именно с сентября 1943 года стали повсеместно открываться тысячи храмов, закрытых ранее в годы безбожных пятилеток.

Но вернемся к сочинениям прот. Василия Швеца. Не представляются правдоподобными его сообщения о крестном ходе с Казанской иконой Божией Матери вокруг блокадного Ленинграда, опять же по указанию митрополита гор Ливанских Илии, переданному им советскому правительству (с. 273).

Что представлял собой блокадный Ленинград? Непрерывные бомбежки и артобстрелы, голод и отсутствие воды, кромешная тьма и лютые морозы зимой — вот реальная ситуация в городе на Неве, связанном только «дорогой жизни» через Ладожское озеро с остальной, неоккупированной территорией страны. Во время блокады, длившейся с 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года, митрополит Алексий (Симанский) постоянно пребывал в осажденном Ленинграде, так что ни о какой его встрече со Сталиным, как бы этого ни хотелось прот. Василию Швецу и составителю книги «Россия перед вторым пришествием», не могло быть и речи. Владыка Алексий постоянно совершал богослужения в кафедральном соборе, разделяя с вверенной его окормлению паствой героическое стояние в осажденном городе. Служил владыка один, без диакона, сам читал помянник о «всех от глада и язв скончавшихся» и каждый вечер служил молебен святителю Николаю, обходя с чудотворной иконой собор, в котором в то время и жил.

Несмотря на голод и бомбежки, обессиленные от голода люди шли в собор, где служил их любимый архипастырь осажденного города. Своим пастырским словом владыка Алексий в самое трудное время поддерживал и утешал своих пасомых надеждой на скорую победу, упованием на Покров Божией Матери и небесное предстательство покровителя Ленинграда — святого Александра Невского.

При этих обстоятельствах ни условий, ни возможности, ни сил, ни духовенства для обнесения крестным ходом иконы Божией Матери вокруг окруженного фашистами города просто не было.

Как вспоминал ленинградский благочинный протоиерей Николай Ломакин, который за все время блокады был в постоянном общении с митрополитом Алексием, «Владыка митрополит бесстрашно, часто пешком, посещал ленинградские храмы, совершал в них богослужения, беседовал с духовенством и мирянами, всюду внося бодрость, веру в победу, христианскую радость и молитвенное утешение в скорбях. Сам, иногда больной, Владыка в любое время дня принимал приходивших к нему мирян и духовенство. Со всеми ровный, приветливый — для каждого он находил ласку, умел ободрить малодушных и подкрепить слабых. Никто от нашего Владыки не уходил опечаленным, не окрыленным духовно. Очень многим Владыка из личных средств оказывал материальную помощь; лишая себя, по-христиански делился пищей. Желая молитвенно утешить и духовно ободрить пасомых в тяжкие дни блокады Ленинграда, Владыка Алексий нередко сам отпевал усопших от голодного истощения мирян, невзирая на лица и обставляя эти погребения особо торжественно» (Журнал Московской Патриархии, 1945, № 4, с. 26–27).

Только прорыв блокады в январе 1943 года позволил митрополиту Алексию в труднейших условиях предпринять путешествие для встречи и совещания с Патриаршим Местоблюстителем Сергием (Страгородским). После Архиерейского Собора 1943 года митрополит Алексий возвратился в свой страждущий город. 11 ноября 1943 года ему была вручена правительственная медаль «За оборону Ленинграда».

После выхода в свет книги «Россия перед вторым пришествием» постоянно повторяется благочестивая легенда об облете в декабре 1941 года Москвы с Тихвинской иконой Божией Матери (с. 275). Напомним еще раз, что до исторической встречи Сталина с тремя митрополитами Русской Православной Церкви в сентябре 1943 года ни о какой религиозной пропаганде, а тем более в войсках, не могло быть и речи. Нужно ясно представлять себе сложность и трагичность ситуации обороны Москвы в октябре-декабре 1941 года, чтобы понять, что за подобный «облет с иконой», когда немцы уже были на подступах к столице, летчика, посмевшего совершить подобное, ожидал бы беспощадный приговор военного трибунала.

Прот. В.Швец пишет, что во время обороны Сталинграда Казанская икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и поэтому немцам не удалось разбить наши войска:

«Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой...» (с. 275) Описывая такую неправдоподобную идиллию (огромная часть русского священства в это время находилась в тюрьмах и лагерях), прот. В.Швец, вероятно, спутал Сталинградскую битву с Бородинской[2]. Все описанное протоиереем Василием просто не имело места, как бы это красиво и благочестиво ни читалось.

По свидетельству участников Сталинградской битвы (отец пишущего эти строки воевал с первого до последнего дня в составе действующей Красной Армии и в звании офицера участвовал в Сталинградской битве), никакого молебна перед привезенной Казанской иконой перед началом битвы, да и самой иконы, не было. Фронтовики лишь свидетельствовали, что во всех сохранившихся православных храмах духовенство возносило молитвы о победе нашей армии. Еще раз напомним, что Сталинградская битва происходила за семь месяцев до судьбоносной для Церкви встречи Сталина и трех высших иерархов РПЦ в Кремле.

Непосредственных участников битвы за Сталинград и свидетелей тех событий с каждым годом становится все меньше, а неудержимая фантазия церковных мифотворцев готова сочинять самые нелепые небылицы, представляя их как «предания» и истинные чудеса. И кочуют подобные «предания» и «чудеса» из одной книги в другую, искажая историю Русской Православной Церкви и умаляя подвиг русского воина на полях Великой Отечественной войны.

Кто из православных может сомневаться, что по молитвам Заступницы Усердной рода христианского были одержаны победы и под Москвой, и под Сталинградом, и произошел прорыв Ленинградской блокады. Помощь Божия и молитвы Пресвятой Богородицы, Которой молилась вся Россия, помогли сломить врага и привели к славной победе нашего народа в день святого Георгия Победоносца на Пасху 1945 года.

Но когда читаешь в той же книге «Россия перед вторым пришествием» о битве за Кенигсберг такие слова: «Перед самым русским штурмом “в небе появилась Мадонна” (так они (немцы) называют Богородицу), которая была видна всей немецкой армии, и абсолютно у всех (немцев) отказало оружие — они не смогли сделать ни одного выстрела... Во время этого явления немцы падали на колени, и очень многие поняли, в чем здесь дело и Кто помогает русским» (с. 276), — то поистине героический подвиг и мужество русского солдата превращаются в дешевые и глупо срежиссированные эпизоды из кинофильма «Падение Берлина»...

И, наконец, отметим, что видный иерарх нашей Церкви митрополит Ленинградский Антоний (Мельников; †1986) крайне отрицательно относился к сочинениям прот. Василия Швеца.

...Сейчас эти рассказы про оборону Москвы и Сталинграда напечатаны во многих книгах, но «свидетелем» их был почему-то только он один. Других свидетелей нет! А для церковной истории этого мало. Факт должен быть подтвержден еще кем-нибудь, кто видел то же самое. Ведь эти события «не в углу происходили» (Деян. 26, 26). Здоровый скепсис в Церкви необходим. Иначе любой жулик будет нас просто обманывать, выдумывать какие-то «благочестивые» истории. Православная вера все-таки отличается рассуждением, и Святой Дух есть «Дух премудрости, Дух разума», как поет Церковь в день Пятидесятницы.

Вера наша не может и не должна быть основана на чудесах: ни в Священном Писании, ни у святых Отцов не заповедуется искать чудес. Более того, тяга к чудесам однозначно осуждается в духовной литературе. Недаром в Евангелии сказано: Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет (Мф. 16, 4). В книге Деяний апостолов Симон волхв удивлял чудесами многих людей, которые признавали действующую в нем силу сатаны за великую силу Божию (Деян. 8, 10). Как пишет святитель Игнатий Брянчанинов, «знамения ложные были споспешниками заблуждения и истекающей из него погибели... Человеки... потеряв смирение, признающее себя недостойным не только совершать знамения, но и видеть их, ждут чудес более, нежели когда-либо. Человеки в упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному... Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное позорище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами» («О чудесах и знамениях»).

Вера же православная основана на величайшем чуде – Чуде Воскресения Христова.

И самое главное. Чудеса посылаются нам вовсе не для того, чтобы через них избавить нас от бед и страданий, ибо они как ничто другое споспешествуют делу нашего спасения. Но мы должны понимать смысл выпавших нам для нашего же спасения страданий («…терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19)) и с терпением и упованием на Бога переносить все тяжкие жизненные обстоятельства, как то скорби, болезни, всенародные бедствия…

Вера, построенная на чудесах, легко принимается и так же легко улетучивается. Такая вера слаба и недолговечна. Во времена испытаний, которые рано или поздно наступают, она испаряется, порождая в человеке ропот и недоумение.

Вера человека проверяется в искушениях, болезнях, скорбях и лишениях. Особенно это проявляется во время войны: такая испытанная вера и составляет тот фундамент на камне, не могущий поколебаться (Мф.7, 24–25). Только истинная вера научает нас преодолевать соблазны и безропотно терпеть скорби, и только в свете такой веры открывается для человека смысл переносимых им страданий, да и самой жизни.

 

 

———————————————————————————

[1] Это вполне правдоподобно: о его молитвах за победу русского народа в войне с фашизмом писал даже «Журнал Московской Патриархии» (1948, № 1), ибо многие христиане в то время по всему миру возносили молитвы о победе Красной Армии.

[2] Вполне достоверным представляется следующее чудесное явление во время Сталинградской битвы. В самый критический момент битвы бойцы одной из частей армии генерала Чуйкова увидели в ночном сталинградском небе Знамение, указывающее на спасение города, армии и на скорую победу советских войск. Это явление зафиксировано в архивах. См.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 16. Л. 105.

 

Благодатный Огонь № 13




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Штирлиц 29.01.2016 в 17:17:59

Автор: "Вера наша не может и не должна быть основана на чудесах [...] Вера же православная основана на величайшем чуде – Чуде Воскресения Христова."
Сначала дается тезис, а через несколько предложений тезис отрицается. Странная логика. Гораздо лучше просто было сказать о рассуждении, трезвении и ложных чудесах.

Александр Бутов 02.06.2015 в 23:36:47

Александр Бутов 02/06/2015 в 22:59:14
***Екатерина Домбровская 02/05/2010 в 21:39:18: С уважением, Александр Бутов г. Москва***
Прикольный комментарий!!! Главное - оперативный! )
"- У вас были несчастные случаи на производстве?
- Нет.
- Будут!.." )
Физкульт-привет модераторам! ) Так держать (нас)!!! ))
От модератора: Это можно рассматривать как угрозу? Учтем.

Александр Бутов 02.06.2015 в 22:59:14

Екатерина Домбровская 02/05/2010 в 21:39:18: <...> С уважением, Александр Бутов г. Москва

Богдан Сташинский 19.05.2015 в 13:21:13

Елена Сергеева 19/05/2015 в 01:37:42
В древности, Елена Сергеева, ковры-самолеты бывали на Руси, но "крестных летов" не бывало, не бывало даже "крестных ездов", а во времена Иоанна Златоустого и царица трудилась идти пешком, а не на колеснице следовала за святыми мощами мученика... 
Крестным ходом называется торжественное шествие из храма священнослужителей в священных облачениях и сопровождающего их народа, при этом впереди священнослужителей, певчих и народа несут святые кресты, хоругви, иконы и евангелие. Но самое главное, что крестный ход бывал либо вокруг храма, либо к водоемам чистой воды для водоосвящения, но всегда с участием верующего народа. В каких либо особых случаях, при больших бедствиях, верующие совершали крестные ходы для молебствий из храма в часовню. Не духовенство, какие-либо избранники от народа "не яко прочии человецы", а все верующие, от мала до велика, и князья и мужики.
Кроме сего, при совершении православного богослужения, верующий народ не сидит, а предстоит Господу Богу в Его святом храме, чего нельзя сказать о католиках в их костелах. В православных храмах так же по священному Преданию всегда в храме поставлялась Голгофа, стоявшая слева от средней линии храма и перед приделами, если таковые имелись, и всегда так, чтобы верующий народ молился на восток, а не задвигалась к стенке, ориентирована абы как по сторонам света.
Эти и многие другие мелочи чрезвычайно важны для сохранения чистоты православного вероучения, они относятся к священно сохраняемой христианской традиции, имеющей в церкви силу Закона по Слову Господа Бога "Верный в мале, и во мнозе верен есть: и неправедный в мале, и во мнозе неправеден есть" (Лук.16,10). Если Церковь Святая Соборная и Апостольская, то она хранит древнюю священную традицию. Разрушение мало по малу священного Предания выбрано нечистой силой и ее адептами для разрушения Святой Церкви.

Елена Сергеева 19.05.2015 в 01:37:42

Богдану Сташинскому.
Почему, как Вы пишете, Православие не знает «крестных летов»? – уже в наши дни был облет с чудотворной иконой святого Царя Николая II. И причем тут упомянутые Вами католики? По поводу брошенного Вами слова «ложь» см. пост на форуме «Ярослав (07.05.10)». Как он пишет, осторожнее надо "опровергать". Согласна также с мнениями форумчан по поводу статьи: Тамара (01.05.10), Сельский бригадир, Громыко, Мстислава, прот. Калинин, Михаил Ершов, Владимир (09.05.15). У некоторых из них можно найти ответы и на Ваш пост.

Богдан Сташинский 18.05.2015 в 20:13:21

Елена Сергеева 18/05/2015 в 15:47:55
**Но непонятно, как вера в то, что во время войны был облет Москвы (Ленинграда) с Казанской иконой Богородицы, вера в то, что у немцев чудесным образом отказали орудия (или часть орудий?) под Кёнигсбергом оттолкнет человека от Бога?**
Прежде всего, православие не знает "крестных летов, ездов и скачек на Майдане". Если "чудесным образом отказали орудия", то в чем подвиг русских солдат? Это всё потому, Елена Сергеева, что ложь православным отвратительна, мы же христиане.
"Вся бо словеса Божия раздежена: защищает же Сам благоговеющих Ему. Не приложи ко словесем Его, да не обличит тя, и ложь будеши" (Прит.30,5,6).
Чтобы не оказаться в одной компании с теми, о ком сказано: "вы отца (вашего) диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити: он человекоубийца бе искони и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи" (Иоан.8,44). А католикам сие не есть препятствие, у них запросто, в надежде на то, что это "не оттолкнет", а, напротив, миссионерски сагитирует в их соборище, как то практикуется теперь и в РПЦ (агитация). Они устраивают "слезы" из статуй Девы Марии, "голоса ангелов" и т.п. при помощи некоторых механизмов. Вы за такое развитие РПЦ?

Елена Сергеева 18.05.2015 в 15:47:55

Православный народ не должен верить ложным знамениям и чудесам, которые могут привести к отпадению от веры, к антихристам, к прелести. Но непонятно, как вера в то, что во время войны был облет Москвы (Ленинграда) с Казанской иконой Богородицы, вера в то, что у немцев чудесным образом отказали орудия (или часть орудий?) под Кёнигсбергом оттолкнет человека от Бога? Если есть сомнения в достоверности чудесных явлений, не лучше ли поступать по известному выражению: «Не принимай, но и НЕ ОТВЕРГАЙ».

Антибандера 16.05.2015 в 21:12:19

Громыко К.П. 07/05/2010 в 20:35:35
Вы пишите, что-де у немцев отказало оружие во время штурма РККА крепости. Так вот не стану называть фамилии ныне уже покойного преподавателя МДАС, мама которого, тоже ныне приснопоминаемая, лично участвовала в боях за Кенигсберг и имела награды. Она подтвердила, что молебен был, что попы с песнопениями пошли в сторону крепости и потом сразу начался штурм с того направления, где она находилась. Но никаких чудес с отказами оружия у немцев не было, это вымысел. Операция по взятию Кенигсберга была блестящей и проведенной по всем правилам воинского искусства, в которое немалый вклад внесли советские генералы к концу той войны. Разумеется, это ни коим образом не отрицает помощь Божию, на Бога надейся, а сам не плошай. Елейные сказки про "отказ оружия", посещение генералиссимусом Сталиным какой-то никому не ведомой Матроны Московской (священник, обучавшийся с Кириллом Павловым в одни годы в семинарии, никогда ничего о ней не слышал, про Матрону написали позже, более молодые люди), "крестный лет с иконой Матери Божией Казанской вокруг Москвы" и т.п., напоминает сектантскую иконку "Русь Воскрешающая", все это принижает веру православную.

Елена Сергеева 16.05.2015 в 14:20:09

По поводу чудесных явлений автор пишет: «Факт должен быть подтвержден еще кем-то, кто видел то же самое». Это, конечно, хорошо – свидетельство нескольких людей. Но трудно найти доказательство или опровержение чудес, совершенных в советское время, т. к. запрещалось предавать огласке чудесные явления – они либо замалчивались, либо отрицались. Не исключено, что в некоторых случаях давались подписки о неразглашении. К примеру:
— В начале 80-х годов сотрудник нашего отдела решил выяснить у автора одной статьи подробности упомянутого им чудесного явления – речь, кажется, шла о биополе вокруг церкви. Но в редакции газеты, где была напечатана статья, сказали, что автор… уволен за разглашение информации.
— В 1963 году из-за аварии на Неву приводнился ТУ-124, который по всем законам физики не должен был туда долететь, а рухнуть прямо на Невский пр. СПб. Среди 44 спасенных пассажиров был будущий патриарх Алексий II (см. сайт Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря). Но позднее в СМИ я читала, что это выдумка — такого события, мол, вообще не было. Но есть свидетели. Мой родственник, живший в том районе, вместе с мальчишками ездили на велосипедах посмотреть, что случилось. По его словам, самолет лишь немного отнесло течением ближе к ж/д мосту, о который лайнер чудом не разбился. ( Приводнение произошло напротив часовни во имя иконы «Всех Скорбящих Радость», где на берегу захоронена старица Матронушка Босоножка.)
Я упомянула о 60-х и 80-х годах. В 40-е, 50-е годы было, наверно, строже с рассказами о чудесах...

Нина В. 11.05.2015 в 14:23:36

«Укропатриотка», вообразившая себя журналисткой, оторопела от мнения жителя Днепропетровска Ивана Иванова, бывшего советского человека (9 мая 2015 г.)

р.Б.Ирина 11.05.2015 в 09:31:06

Нина В. 10/05/2015 в 15:24:17
Константин Сёмин. Решения об эвакуации промышленности были сделаны в порядке аврала. Во время пожара из дома выносят самое важное. Но именно благодаря силе духа и жертвенности тыл работал наравне с передним фронтом - дети, старики, женщины совершили фантастический подвиг за пайку военного, серого хлеба... Подростки стояли у станков, привязывая себя ремнями, чтобы не упасть от усталости и недоедания... На Урале на собственные деньги, собранные с миру по нитке, была выстроена колонна танков и отправлена на войну с уральскими танкистами!

Нина В. 10.05.2015 в 15:24:17

Константин Сёмин:

р.б. Андрей 10.05.2015 в 09:57:32

Относительно пророчеств о точном времени конца света написано справедливо и правильно. Пророчества прорекал Дух Божий через пророков. Последним пророком был Иоанн Креститель Господень, после него пророков не было, а были и есть лжепророки, такие как Магомет и отрок Славик. Через них прорицал и прорицает сатана и Ангелы его, для того чтобы отвлечь людей от истинной веры, запутать, заморочить их. Об их появлении предупреждал нас Господь, о чем написано в Евангелии. Современные же прорицатели будь они из клириков, иноков ли или же мирян, при необычных откровениях им забывают о предупреждении Апостола Павла, который велел испытывать всякого Духа являющегося нам: "Исповедует ли он Господа Иисуса Христа". Если это явление и откровение от сатаны, то по прочтении псалма 90 и молитвы "Да Воскреснет Бог" явление прекращается. Сам испытывал это на себе, причем не по своей воле и не из желания чудес. Чудеса же настоящие Господом и святыми его творимые вещь бесспорная, они даются нам либо для укрепления, либо для вразумления. О таких чудесных явлениях в годы Отечественной войны и в мирные годы бывших, сам слышал от очевидцев и участников.
<...> К сожалению еще больший скепсис свозит в высказываниях многих современных пастырей. Создается даже впечатление о том, что вера их в Бога, Ангелов и Бесов, в святых состоит в уверенности, что они есть где-то там несоизмеримо высоко или несоизмеримо низко. О том, что мир иной рядом, непосредственно с нами, они не верят до тех пор, пока сами с ним не столкнуться либо здесь, либо по смерти. Не в этом ли причины попыток реформировать веру. Так дай им Господи возможность зрети и ведати, дабы не пропали. Аминь.

Нина В. 09.05.2015 в 13:00:17

С днем Победы! Это надо обязательно смотреть: прогон немцев через Москву в 1944 году ("Парад" пленных немцев)

р.Б.Ирина 09.05.2015 в 11:26:20

Иван 08/05/2015 в 13:35:29
///вышел фильм на эту тему http://www.youtube.com/watch?v=QP8ox7rU2zk ///
Посмотрела. Хороший фильм. Здесь аккуратно, а не в ригорической форме показывается, что в Церкви народная Вера и Предание очень много значат. Собственно, это есть Дух Церкви. Но это не исключает мысль Николая Каверина о том, что чудеса - это не главное.

Владимир 09.05.2015 в 11:05:36

///"Вера, построенная на песке (чудесах),"////
 <...> Помолился, и получил по молитве - чудо! И с такими чудесами верующие сталкиваются постоянно. А рационалистически озабоченные протестанты в чудеса не верят. Наверно, и Господь не исцелял Лазаря, по их разумению. Так просто гипербола для легковерных

Иван 08.05.2015 в 13:35:29

вышел фильм на эту тему Священная война http://www.youtube.com/watch?v=QP8ox7rU2zk

р.Б.Ирина 08.05.2015 в 10:31:36

Прочитала и статью, и полемику вокруг неё. Где факты и свидетельства очевидцев?.. Огромная страна, великий народ, пять лет войны и ничего, что подтвердило бы справедливо указанные Кавериным сомнительные истории! Из того смутного и неясного, что тут приводилось в качестве "доказательств", увидела только три конкретных и ясных факта: ироничные воспоминания митр. Питирима о митр. Илии, полное уничтожение Церкви в Сталинграде накануне войны и жесткую зачистку НКВД религиозных настроений. Всё.
Поэтому склоняюсь склоняюсь к мнению Николая Каверина и Николая из Калуги о том, что надо быть трезвее, осторожнее и, по словам прп. Григория Синаита, руководствоваться благоразумной холодностью.

Марина С. 07.05.2015 в 23:22:44

Уважаемый автор, Вы как всегда правы. Критики Ваши нападают не за что, у них даже аргументов внятных нет. Смешно сравнивать апостольские времена с тем, что нас сейчас окружает. Нас ожидают уже чудеса антихриста, все святые говорят, что к концу времен чудес никаких не будет.

Антибандера 07.05.2015 в 18:05:44

Мой родственник командовал во время войны Особ. отрядом НКВД, ему пришлось выбивать на Кавказе дивизию СС, Крым зачищать от подполья и агентуры немцев, закончил службу на Карпатах, освобождая русскую землю от бандеровцев. Говорил всегда крайне редко, в НКВД народ был твердый. Но однажды обмолвился, что во время войны было очень много грозных явлений сверхъестественного характера. Однако из Москвы предписывалось контролировать воинскую переписку, о чем солдаты и офицеры были поставлены в известность, и категорически запрещалось вести обсуждение подобных явлений между собой. Нарушение этого запрета расценивалось как сеяние панических настроений с немедленным трибуналом, т.е., с великой вероятностью, расстрелом. Он приводил примеры таких явлений. Так что чудеса были, но, как могу об этом судить из рассказа, они носили характер предупреждения, обыкновенно призывающего человека к покаянию. Никаких ура-патриотических чудес в его рассказах не было и близко, все они были очень грозные.
Вера же наша вся основана на чудесах, и даже грозные чудеса призывают нас к вере в Истинного Бога. Сам факт явления нам, окаянным, Господа Бога Иисуса Христа Своею Кровию и Плотию на Божественной литургии, есть величайшее чудо. Впрочем, дело автора верить или не верить чудесам, сотворенным Господом Богом в Его годы служения на земле, верить или не верить вообще в Бога и Богу, потому что и сама вера есть чудо Божие, а также автор имеет право по своему понимать слова Спасителя: Рече же Господь: аще бысте имели веру яко зерно горушно, глаголали бысте убо ягодичине сей: восторгнися и всадися в море: и послушала бы вас (Лук.17,6). Если в этом Слове речь идет не о Божиих чудесах, то тогда о чем же?
От редакции: автор статьи не утверждает, что не верует в чудеса Божии. Речь идет только о мифах, распространявшихся покойным прот. Василием Швецом.

р.Б. Сергий 07.05.2015 в 17:39:31

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Светлана 05/05/2015 в 20:35:45 пишет:
//Я думаю чудеса происходят каждый день, просто не каждый их воспринимает как чудо, но как совпадение. Чудес много и они реальные...//
- Многие знают заповеди Божии, но не каждый их исполняет... Властью данной нам от Бога в реальности Времени определяем свою участь в реальности Вечности. Каждый миг нашего существования - реальное чудо, ведь именно поэтому "внезапно Судия приидет". Когда не избавляемся от теплохладности, то и чудо схождения Благодатного Огня воспринимаем как обязательный ежегодный обряд, как фокус Бога... Когда не ищем воли Господа, вершим произволение своё...
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!

р.Б. Сергий 07.05.2015 в 13:51:37

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
"И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас" (Ин.9.39-41).
--------------------------------
прот. Л. Калинин 05/05/2015 в 20:10:13 пишет:
//... я категорически не согласен с автором статьи,... которого Бог не благословил видеть чудеса... //
- Каким же духом водитесь отче, когда и свят. Димитрий Ростовский для Вас сочинитель небылиц и благословение Бога ведаете?! Если пастырь, призванный к духовному врачеванию, являет образец плотского мудрования, соработает ли он Господу?! Когда Воскресение Христово становится неотличимо от бесовских фокусов, призванный видеть становится слеп.
И сказано Господом: "... даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу" (Ин.16.2).
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!

р.Б. Сергий 07.05.2015 в 10:35:48

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Марина 06/05/2015 в 20:34:11 пишет:
//... вместе с нами в огромной армии мракобесов сонм Святых Православной Церкви! Пусть я буду мракобеской, но зато со Христом!//
Дорогая Марина, есть такая поговорка: "хоть горшком обзови, только в печь не ставь!" Чтобы следовать за Христом не надо мешать себя с грязью, и нельзя позволить обливать грязью (называть мракобесами) православных святых! Этак недолго признать себя виновным в хуле на Духа Святаго! Признавать себя мракобесом, - это все равно что соглашаться быть духовно слепым и слушаться бесов. Да не будет так! Вслед за нашими преподобными будем облекаться во всеоружие Божие, дабы иметь "свет жизни"!
"Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Ин.8,12).
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!

Михаил Ершов 06.05.2015 в 20:41:04

Модератору и Николаю Каверину: Передайте, пожалуйста, Николаю Каверину, что отвечать все равно придется. И Стрижеву тоже. Преп. Серафим сам будет судиться с вами, если не покаетесь. Только покаяние и исправление своих ошибок и заблуждений. Спасайтесь!
От модератора: Внимай себе, Михаил Ершов, и тако спасешься! А то суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их. И получаешь бан на полгода.

Марина 06.05.2015 в 20:34:11

Громыко 01/05/2010 в 21:00:51 пишет:
*** Миссионерство Каверину явно не грозит. Это прожженый миссиофоб. Я его читал...***
Смешно стало! Как только нас не называют - "мракобесы", "путинисты", недавно новое модное словечко появилось "миссиофоб"! Я уже не раз видела на обновленческих сайтах это словечко! Что меня во всей этой ненависти укрепляет, так это то, что вместе с нами в огромной армии мракобесов сонм Святых Православной Церкви! Пусть я буду мракобеской, но зато со Христом!

Наталья 06.05.2015 в 19:57:05

<...> А впрочем, давно уже ясна позиция и политика данного сайта - возрождение СССР2. <...> Рядитесь не рядитесь в православных, но рожа ваша чрез любую маску, даже хитро напяленную пролезает. А сайт етот Благогон, судя по всему, служит не Богу, а Путину, а точнее даже не Путину... 100%, если пуськи или феминистки даже сегодня скажут, что они за Путина и поддерживают его, благогоны тут же опубликуют статью агитационную, мол, смотрите, пуськи исправляются! Даже если пуськи останутся при своем богохульстве, а феминистки с крестом в задах. Хотя что я распинаюсь. Вы ж нечистые. И совести в вас нет. <...>

Вера Н. 06.05.2015 в 15:27:25

Про Сталинград. К началу войны в городе не было НИ ОДНОЙ действующей церкви - все были взорваны или переделаны под хозяйственные цели, священники практически все арестованы. Последней была закрыта Казанская церковь на кладбище (1939 г.) - в ней поместили хлебозавод. Она же была первой и единственной церковью, открытой в Сталинграде после войны - передана верующим только в 1946 году, отремонтирована и освящена в 1948 году. За неимением других церквей ей был придан статус собора указом патриарха Алексия I в 1954 году.

Михаил Ершов 05.05.2015 в 22:16:35

<...> Тот, кто испытал чудеса на себе, никогда не скажет, что чудес не бывает. И пусть они иногда выглядят как "счастливое стечение обстоятельств" или еще по другому трактуются безбожниками и маловерами, но и в наше время чудеса и факты благодатной помощи Божией (через Него самого или через святых Его) совершаются. Иногда через них человек и приходит к истинной вере, укрепляется в ней. И только потом прочитает про Фому уверовавшего...

Светлана 05.05.2015 в 20:35:45

Я думаю чудеса происходят каждый день, просто не каждый их воспринимает как чудо, но как совпадение. Чудес много и они реальные. Даже на примере близких людей. Одна моя родственница не могла иметь детей из-за сложного онкологического заболевания. Один яичник был вообще удален. Она долго не могла забеременеть и только после приложения к пояску Богородицы она заберменела и родила здорового младенца. Для неверующих это было совпадением. Для меня рождение этого ребенка - чудо Господа. Бог - Он незримо с Нами и по Вере дается нам.

прот. Л. Калинин 05.05.2015 в 20:10:13

К сожалению, покойный о. Василий Швец действительно много преувеличивал и добавлял от себя. Но в истории Церкви было много таких сочинителей, которые даже причислены к Лику святых. Например, святитель Димитрий Ростовский, от писаний которого явно много поучался о. Василий. Но я категорически не согласен с автором статьи, который жирным шрифтом выделяет свою мысль: "Вера наша не может и не должна быть основана на чудесах…" А потом чуть ниже говорит, что все-таки вера наша основана на чуде Воскресения из мертвых… Какая непоследовательность в рассуждениях! Конечно, нельзя сочинять басни и заставлять в них верить бесхитростных верующих людей. Но и отрицать чудеса Господни нельзя, тем более те, явленные во время Великой Отечественной войны, когда действительно решалась судьба всего человечества. Только человек, которого Бог не благословил видеть чудеса, может так категорически их отрицать.
Дорогой Николай Каверин, помни "Дух дышит идеже хощет…" (Ин. 3:8) и еще, вспомни совет Симона Боливара: "…Живи праведно и Мир будет раскрываться тебе обилием Божиих чудес!"

Александр 05.05.2015 в 18:32:56

Очень и очень правильная статья. Если у человека нет убежденной необходимости в спасении во Христе, то все эти басни - пустая трата времени.

Галина Борсуковская 13.05.2011 в 15:57:14

Думаю, что в подтверждение правоты автора здесь уместно будет привести слова о «благочестивом обмане» Архимандрита Рафаила (КАРЕЛИНА) из статьи "Вопросы и ответы по современным проблемам Церкви": - "Обман никогда не может быть благочестивым. Благочестие – это истина, а обман – бесчестие".

Галина Борсуковская 12.05.2011 в 04:38:31

Мне статья понравилась! Справедлива мысль автора о том, что не полезно заниматься мифотворчеством, даже и с самыми благими намерениями. Не полезно, а иногда даже и вредно. Когда вымысел, даже самый благой, противоречит фактам, то в конце концов приходится выбирать между ним и фактами. И что же тогда делать - отказываться от фактов ради "благодатных" вымыслов? Люди, поверившие красивым сказкам, но увидев их несоответствие реальности, разочаровываются и чувствуют себя обманутыми. Вот автор статьи пишет, что согласно прот. В.Швецу, И.В. Сталин во время блокады Ленинграда встретился с митрополитами Алексием (Симанским) и Сергием (Страгородским). Однако потом выясняется, что такой встречи в то время никак не могло быть. И вот уже рушаться легенды, основанные на этом, весьма благом вымысле. Рушаться! А ведь я в них верила... Отцу своему, фронтовику, рассказывала об облете в декабре 1941 года Москвы с Тихвинской иконой Божией Матери. А он не верил мне. Он говорил, что если бы это было правдой, то зачем же это скрывали от них, солдат? Почему же тогда они на фронте, перед лицом смерти не молились открыто, перед иконами? Мы с ним даже ссорились из-за этого. А теперь я вижу, что неправа была я... Нет, неправда не нужна. Неправда разрушительна. Для чего нужно было приукрашивать историю Русской Православной Церкви какими-то "бантиками" и "рюшечками" выдумок? Зачем? Разве мало нам Правды Божией? Не нужно ничего выдумывать! Прав автор, когда пишет: «Мифы нам не нужны. История Церкви полна фактами столь поучительными, что никакая фантазия сочинителей мифов до них не додумается».

Светлана 11.05.2011 в 14:08:58

Я бы сказала: Натуральный рокер. Потому как православных рокеров не бывает.

Россиянин 05.05.2011 в 08:53:57

Тема эта очень серьезная. Мне приходится изучать многие религиозные движения и там тоже очень часты всякие весьма необычные явления. На мой взгляд основания православной веры находятся не в чудесах, а в прямом действии благодати Божией. Тот, кого это посетило, легко отличает ложное от истинного. Кроме того, православное богословие вовсе не боится и строгой проверки разумом. Оно способно дать убедительные ответы любому непредвзятому критику. Чудеса являются подтверждением нашей веры и укреплением конкретных людей, коим эти чудеса были явлены. Бог являет свои чудеса всегда по конкретным и актуальным обстоятельствам. Тема чудес выявляет две одинаково вредные крайности в их восприятии и трактовке. Первая - легковерная экзальтация. Вторая - рациональный (и зачастую циничный) скептицизм.

Читатель 01.09.2010 в 21:57:56

Не надо обольщаться по поводу митрополита Илии. Митрополит Гор Ливанских Илия в 40-50-х гг.участвовал в хиротониях католических епископов у себя на родине.

ученица 13.05.2010 в 20:45:53

Выдержка из воспоминаний митр. Питирима (Нечаева) "Русь уходящая":
"Сейчас, говоря о той эпохе, часто упоминают митрополита Гор Ливанских Илию (Карама) — что он был молитвенником, большим другом России и т. д. Может быть, конечно, и так, только у нас полушутя называли его «грабителем». Увидит икону на аналое: «О, Матерь Божия! Матерь Божия!» — бросается к ней, целует, что-то бормочет на своем языке, — содержание речи сводится к тому, чтобы ему отдали икону. И не откажешь... В Одессе митрополит Борис — уж на что умный человек — а имел неосторожность пригласить его к себе в келью — так потом пришлось чуть не все иконы со стенки дарить. Я все это увидел, когда был еще восторженным юношей, и впечатление осталось на всю жизнь. Потом, когда бывал на Востоке, видел там множество русских икон — в золотых окладах с драгоценными камнями. Еще бы! Колчицкий тогда с амвона вещал: «Православные! К нам прибывают восточные Патриархи, которые молятся за нас у своих древних святынь. Вы можете принести им в дар имеющиеся у вас иконы». И понесли, бедные, у кого что еще оставалось… Всегда говорю, что грехов у меня, конечно, много, но в одном я чист: никогда ни одному из них не подарил ни единой вещи" (стр. 130).

Николай, Калуга 13.05.2010 в 19:22:09

И ещё. Прп. Григорий Синаит считал, что, если мы, руководствуясь благоразумной холодностью, не обратим внимания даже на явление святого ангела, он не только не укорит нас, но, напротив, похвалит за наше смирение и осторожность. Если же, будучи чрезмерно восторженны и "доверчивы", примем по ошибке вместо светлого ангела демона, то, непременно, окажемся в коварных сетях последнего.
Прп. Амвросий Оптинский по поводу благоухания от иконы Божией Матери, которое ощутила одна монахиня, пишет: "По совету прп. Марка Подвижника должно такие вещи оставлять без внимания, не доверяя им, потому что они тоже бывают от прелести вражией".

Николай, Калуга 13.05.2010 в 19:17:38

Ув. автор, прочитал не только Вашу статью, но и всю полемику вокруг нее. Ваша позиция - единственно правильная.
Святитель Игнатий пишет: «Стремление, встречающееся в современном обществе, видеть чудеса и даже творить чудеса… очень порицается святыми отцами: таким стремлением обнаруживается живущее в душе и овладевшее душею самообольщение, основанное на самомнении и тщеславии...». Он же отмечает, что вера, пришедшая в результате чуда, если не будет подкреплена жизнью по Евангельским заповедям, рано или поздно станет суеверием или даже будет потеряна.

Автор публикации 13.05.2010 в 13:48:21

Мстиславе
К тому, что я изложил ниже, мне добавить нечего: читайте внимательно и думайте хорошенько.
"И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон... и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив" (Откр. 13. 11-14)

Мстислава 13.05.2010 в 13:36:26

АВТОРУ
Ну, хорошо, почему-то Вы не доверяете чудесам, через которые неверующие уверовали. Эти чудеса по Вашему не могут привести к такой христианской жизни, когда начнутся гонения и придется верующему исповедывать Христа ценой жизни. Конечно, чудо не может заменить праведной жизни, но почему чудо не может быть толчком к этому? Если следовать Вашей логике, то надо подвергнуть сомнению все чудеса, которые были указанны в Библии, и после которых люди уверовали. Этот факт остается фактом. Если бы чудеса не имели своего смысла, то, думаю, Господь и не являл бы их. А потом, что делать с чудесами, которые происходили во время гонений и мучений христиан. Разве нельзя посмотреть на чудо, не только как на укрепление или толчок к новой жизни, но и как следствие праведной и святой жизни? Я просто не могу взять в толк, зачем Вы в комментариях так умаляете значение чудес? Даже, если принимать только чудо искупления Господом Иисусом Христом человеческих грехов, то нужно понимать, что и явление людям Христа, приход самого Господа на землю - это чудо, и само христианство и жизнь христианская уже ЧУДО. "Дивны дела твои Господи". Если говорить о всяких мошенниках - это одно, хотя нужны веские доказательства, чтобы развенчать это "чудо" (я не про статью, а про Ваш пример из книги Воробьевского) то понятно, но, мне показалось, что в Ваших комментариях звучит скептитизм вообще к чудесам. Вы что ж считаете, что чудеса в жизни христиан не могут играть значительную роль?!

Автор публикации 12.05.2010 в 10:47:17

Ярославу
//Видя такое знамение с неба, многие уверовали во Христа Спасителя". Можно привести еще примеры из очень многих житий, когда нехристи уверовали увидя чудо//
Быстро уверовали, а когда начались гонения или скорби - также быстро разуверовали (см. Мф. 7,27).
Этим непониманием существа веры страдают поголовно все наши распрекрасные миссионэры: устроим миссионерское байк-шоу, миссионерский рок-концерт, стадионную миссию организуем - и люди в результате заинтересуются православием, зайдут в церковь, поставят свечку, а затем станут настоящими православными христианами.
В церковь то они может и зайдут, и даже свечку поставят, но в Церкви такие люди не задержатся.
Не понимают эти миссионернутые на голову, что подобная "проповедь" не будет приводить людей к истинной вере. Формально можно донести Евангелие и учение Церкви до очень большого числа людей, но не имеющие корня в сердце - когда умножаются соблазны, настает скорбь или гонение за слово, - они тотчас соблазняются (Мф.13,21).

Ярослав 12.05.2010 в 10:27:37

Автору:
Не всегда вера на чудесах это вера на песке, например: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4837.htm
Из жития вмц. Ирины: "Седекия со смехом сказал мученице: «Где же Бог твой? Если у Него есть сила, пусть Он тебе поможет». Внезапно поднялся вихрь, блеснула ослепительная молния, поразившая многих мучителей, раздался гром и полился сильный дождь. Видя такое знамение с неба, многие уверовали во Христа Спасителя". Можно привести еще примеры из очень многих житий, когда нехристи уверовали увидя чудо. Хотя есть множество примеров и обратного - например магометане часто обращаются за помощью ко святым, получив же исцеление остаются теми кем и были.

Мстислава 11.05.2010 в 08:29:52

Признаю, что быть может написала резко. Да простит меня автор. Но не могу для себя определиться, что вызвало в этой статье такую бурю протеста?! Позиция Громыко мне показалась искренней на эту тему. Еще раз простите.

ДАВНИЙ ЧИТАТЕЛЬ "Б.О." 10.05.2010 в 23:24:06

Господин Громыко, Вы с поддержкой Мстиславы совсем заклевали Автора. Вы что не понимаете, что статья имеет прикладное назначение - это критическая рецензия, которая рассматривает всего лишь три конкретных факта из духовного наследия времен ВОВ? Рассматривает их автор справедливо и доказательно. И тот же Громыко ничего не может на это возразить по фактам. Другое дело разговор о легендах и мифах, о чудесах, "проверенных" и "непроверенных"... Это очень интересно и тема важная и сегодня весьма актуальная, она бы даже потянула на серьезную аналитическую богословскую статью. Во всяком случае я бы хотел разобраться в этом вопросе. Но здесь-то чего придираться к тому, чего в данной статье нет - это ведь тоже дело неправильное. Так что примите благодарность, уважаемый Николай Каверин. Я Ваш давний читатель и остаюсь им и поныне.

Мстислава 10.05.2010 в 22:44:04

Автору
Вы меня простите Николай, после Ваших комментариев я уже как-то призадумалась о том, что Ваше желание развенчать мифы имело целью сохранить трезвый взгляд на мифы во время ВОВ, но после последнего комментария с примером Воробьевского, я соглашусь с Громыко, хотя я с ним была согласна с самого начала, выдает в Вас непонятно какого духа. Чтобы доказать свою правоту, Вы хватаетесь за какие-то подтверждения Вашей точки зрения, носящий просто отвратительный характер. Не могу взять в толк, отчего у некоторых представителей интеллигенции вокруг Церкви столько презрения к простому православному народу. Не документов Вам нужно, а побольше милосердия и любви к простому православному народу. И понимать, что ваши развенчания мифов о каком-то церковном событии - это одно, а чудеса Божии - это другое....
Ярославу
Пожалуй Громыко Вам все написал....

Автор публикации 10.05.2010 в 19:43:29

Ещё о чудесах (безотносительно к рассматриваемой статье!).
Слыша о чудесах и знамениях, случающихся по местам, православным христианам не следует забывать, что не все чудеса имеют Божественное происхождение. Когда чудеса вокруг умножаются и умножаются, православным христианам нужно быть весьма осторожными. «Чудеса» могут быть и от князя тьмы. Они могут быть устроены и некоторыми людьми с нечистой совестью. Как пишет известный обличитель масонства Ю. Воробьевский, ему «известен случай, когда устроители одного крестного хода тайком капали благовонным маслом из шприца на иконы, а потом всем кагалом поднимали истерический гвалт» (Наступить на аспида // Неожиданный Афон. М., 2000. С. 160). Очевидно, что устроители таковых «мироточений» не видят никакого греха в своих действиях. Если тот или другой человек, по их мнению, святой, а общественное мнение пока «не созрело» для этого, то «мироточение» может помочь «благому» с их точки зрения делу — «подтолкнуть» общественное мнение к вере в святость их избранника. Такая логика может рождаться только по наущению врага рода человеческого.

Громыко К.П. 10.05.2010 в 18:38:32

Автору и Ученице.
...А мне как-то не очень и интересно и даже как-то неловко проверять то, что сохранило народное сознание или память как легенду или миф, - документально – через всякие ГАРФЫ. Дыма без огня не бывает... Чудес было за время войны неисчислимое множество. Божия помощь по-разному себя являла - и так, как автор пишет в не очень хорошо пахнущем примечании: "Вполне достоверным представляется следующее чудесное явление во время Сталинградской битвы. В самый критический момент битвы бойцы одной из частей армии генерала Чуйкова увидели в ночном сталинградском небе Знамение, указывающее на спасение города, армии и на скорую победу советских войск. Это явление зафиксировано в архивах. См.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 16. Л. 105.", и сокровенно. Отрицать это, думаю, никто не посмеет, разве что совсем потерявший чувство Бога атеист. Суть статьи - поймать за руку нескольких авторов, что они выдавали несколько не очень доказательных фактов - за полную правду, согрешив на мой взгляд, только одним: не были щепетильны и не дали оговорку - "как нам рассказывали", как мы слышали". Действительно: степень достоверности всегда лучше оговаривать честно. Но это в целом никак не спасает и дух, и тон, и сокровенные намерения автора статьи. Они мне представляются нечистыми и ошибочными… в Духе. И защита позиции автора статьи некоторыми комментариями это подтвердила. Дух самоуверенности и апломба всегда себя обнаруживает. Поверхностная, неглубокая статья. В самых первых комментариях эта поверхностность была проанализирована – повторять не буду. Настораживает нежелание автора даже попытаться понять причины неприятия в целом статьи, попытаться взглянуть на нее другими глазами.
А «Ярославу» на амбициозно-скоропалительные разглагольствования о Духе и Пушкине скажу: Вы ведь не в небесной канцелярии Духа работаете, чтобы свидетельствовать, что Пушкин НЕ ТЕМ Духом был жив. Чтобы учить других, как умирать (это у Вас о Пушкине), к этому надо идти под руководством Духа всю жизнь (это у меня о Пушкине). И вообще: "Дух дышет, где хочет". А в статье автор самоутверждается за счет лучших народных мечтаний и чаяний, можно сказать – за счет лучших народных чувств. А теперь, благодаря комментариям, и за счет любимых русским народом людей – Пушкина и Достоевского. Можно догадаться, что автор комментария с ними близок никогда не был, они для него даже людьми не были. Иначе бы писал о них по-другому, и видел бы сокровенное их души тоже иначе. Возвращаясь к статье: даже если и надобно было сказать об этих легендах, подчеркнуть что это непроверенные и даже недостоверные факты, сделать это можно было по-другому, с пониманием человеческих сердец, хотя бы в отношении к военным годам. А так – опять ветхозаветное законничество и религиозный формализм, да еще готовность обобрать нищего, доказав всему миру, что тот действительно ест украденную, а не свою собственную корку хлеба. Ну, доказал… И что? Автору сытнее, самодовольнее стало? Вот почему в статье нет Благодати. Дух живет и дышит там, где Любовь и великодушие. Где живет не правда мирская, а Правда Божия.

ученица 10.05.2010 в 14:56:47

Громыко:
/"А КАК С ЭТИМИ ФАКТАМИ, УВАЖАЕМЫЙ АВТОР? "В в октябре 1947 года Сталин пригласил митрополита Илию в Россию (есть уникальные кадры кинохроники, запечатлевшие приезд митрополита Илии в Москву..."/
Уважаемый Громыко, насчет общения с митр. Илией прекрасно написал в своих воспоминаниях покойный митр. Питирим. И его слова вполне подтверждают сказанное Николаем Кавериным. Так же и мне лично было сказано то же самое еп. Лонгиным (Саратовским), к своему стыду я ему сразу не поверила.

Автор публикации 10.05.2010 в 13:21:06

Вера, построенная на песке (чудесах), легко принимается, и так же легко улетучивается. Такая вера слаба и недолговечна. Во времена испытаний, которые рано или поздно наступают, она испаряется, порождая в человеке ропот и недоумение. Вера человека проверяется в искушениях, болезнях, скорбях и лишениях. Такая испытанная вера и составляет тот фундамент на камне, не могущий поколебаться (Мф.7, 24–25). Только истинная вера научает нас преодолевать соблазны и безропотно терпеть скорби, и только в свете такой веры открывается для человека смысл переносимых им страданий, да и самой жизни.
Если же без всяких выводов и рассуждений следовать логике принятия всех случаев «чудесных» явлений за подлинные чудеса, то можно уйти далеко от православной Веры. Вера наша не может и не должна быть основана на чудесах: ни в Священном Писании, ни у святых Отцов не заповедуется искать чудес. Более того, тяга к чудесам однозначно осуждается в духовной литературе. Недаром в Евангелии сказано: Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет (Мф. 16, 4). В книге Деяний апостолов Симон волхв удивлял чудесами многих людей, которые признавали действующую в нем силу сатаны за великую силу Божию (Деян. 8, 10).
Как пишет святитель Игнатий Брянчанинов, «знамения ложные были споспешниками заблуждения и истекающей из него погибели... Человеки... потеряв смирение, признающее себя недостойным не только совершать знамения, но и видеть их, ждут чудес более, нежели когда-либо. Человеки в  упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному... Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное позорище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами» («О чудесах и знамениях»).
Вера же православная основана на величайшем чуде — Чуде Воскресения Христова.

Денис 10.05.2010 в 11:21:38

Вот что пишет на Русской народной линии Лидия Александрова-Чукова, близкая родственница митрополита Григория (Чукова):
"Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий всю жизнь (практически) вел дневник. С Патриархом Александром и митр. Илией их связывала теплая дружба, они неоднократно встречались, но не в 1947 году. В октябре митр.Григорий был командирован в СШСА, запись дневника 21 ноября 1947 г. гласит: "Прошли Дарданеллы, идем Мраморным морем" - возвращался уже.
Относительно крестных ходов и полетов с иконой, также нет никаких дневниковых записей ни в бытность владыки архиепископом Саратовским и Сталинградским (1942-1944), ни Псковским и Порховским (1944-1945), управляющим Лениградской епархией, ни в позднейших". 
http://www.ruskline.ru/analitika/2010/05/08/pochemu_my_pobedili/?_err=1273475730#comments

Ярослав 10.05.2010 в 08:31:31

К Громыко К.П. *** А там у них-то Духа побольше нашего светило!
Да, духа, но не того. Пушкин показал, как по христиански умирать, но не как по христиански жить.

Громыко К.П. 07.05.2010 в 23:23:49

Вы уже и хохочете, милейший! Пушкин с Достоевским Вам не угодны? А там у них-то Духа побольше нашего светило! Епископа Никона (Рождественского) уважаю. Но с каким это пор он стал великим?!! Кто же автор сего мифа? Уж не Стрижев ли с Кавериным? Кстати, у контексте цитаты из дневника свт. - речь идет о житийных фактах, об агиографии. И неча это перетягивать на историю войны. Впрочем, оставайтесь при своем - мне не жалко.

Георгий Ж 07.05.2010 в 23:09:52

Это, кстати, по поводу Ваших слов:
//Думаю народом, сочинявшим эти мифы, двигало ни что иное, как любовь.//

Георгий Ж 07.05.2010 в 23:05:03

Достоевский и Пушкин как критерий церковности! Ха-ха.
Читаем, г-н Громыко, в статье ВНИМАТЕЛЬНО: "Великий святитель ХХ века архиепископ Никон (Рождественский) писал в 1914 году в своих дневниках: «Рассказывать о том, что могло быть, но было только в воображении автора, не значит ли “лгати” на промышление Божие... что это-де — во славу Божию, для воспитания чувства веры и любви — это уж будет рассуждение в духе тех, кто учит, что цель оправдывает средства. Мифы нам не нужны. История Церкви полна фактами столь поучительными, что никакая фантазия сочинителей мифов до них не додумается»".

Громыко К.П. 07.05.2010 в 22:54:54

Паки и паки господину Георгию Ж., защитнику Каверина.
Отвечу на Ваше замечание о достоверности, как критерии церковности словами Ф.М. Достоевского: "Факт - это еще не Истина!". Вот это церковное понимание фактов, достоверности, как критериев истинности. Это всегда интуитивно знала русская литература. Классический пример: "Капитанская дочка" и "История Пугачева". История чудовищно жестока своей достоверностью, и Пугачев - центр этой истории. А в повести Пушкин, все знавший - изменяет многие краски и жестокость факта и не в угоду читателю или моде. Он был выше этого. Интуиция гения подсказывает Высшую Правду. "Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман" - и это тоже Александр Сергеевич...

Георгий Ж 07.05.2010 в 22:42:57

Паки и паки г-ну Громыке
Основная мысль автора, как мне кажется, заключается в его словах: "Если предание не достоверно, то оно и не церковно!"

Громыко К.П. 07.05.2010 в 22:30:01

Георгию Ж. Сложный вопрос, уважаемый... Да потому что в этом изделии мною очень ценимого автора дух слышан только в одном месте, на которое сразу же мгновенно откликнулся "харизмометр" - это то, где сказано об отце автора, сражавшемся под Сталинградом. Одного этого духовного луча могло бы хватить на весь материал и потому я колебался - высказывать замечания или нет. Но я себя сдержал и все-таки высказал эти замечания, потому что и других людей мне тоже жалко обделять. Хотелось бы посоветовать автору подумать над такой проблемой как рождение мифа, легенд... У них всегда есть реальная подоснова - пример с воспоминаниями матушки о молитве под Кенигсбергом. Был молебен, а разросся до мифа, который жестко пресек автор материала. Президент пообещал открыть все военные архивы - подождем: быть может и другие примеры откроют свое происхождение. Думаю народом, сочинявшим эти мифы, двигало ни что иное, как любовь.

Георгий Ж 07.05.2010 в 21:58:25

Если у Вас, г-н Громыко в сердце харизмометр и Вы называете себя "верным", то почему Вы отказываете автору статьи быть "верным и знать и слышать Голос своего Пастыря, чувствовать веяние Духа Свята"?

Громыко К.П. 07.05.2010 в 20:42:15

Георгию Ж
"У Вас есть карманный харизмометр?"
Да есть. Только не в кармане, а в сердце. Утверждать, что верные не знают и не слышат Голоса своего Пастыря, на чувствуют веяние Духа Свята - очень глубокое и, я бы сказал, еретическое заблуждение.

Громыко К.П. 07.05.2010 в 20:35:35

Существует множество воспоминаний о молебне русских священников у стен Кенигсберга во время его штурма в апреле 1945 года. Видела его и матушка София (Екатерина Михайловна Ошарина), - ныне цветовод-озеленитель Раифского монастыря. От Москвы до Берлина прошла она, сражаясь за родную землю. "… Помню Кенигсберг. Мы относились ко 2-му Белорусскому фронту, которым командовал маршал Константин Константинович Рокоссовский. Но наше подразделение — 13-й РАБ (район авиационного базирования) — находилось вместе с войсками Прибалтийского фронта, недалеко от места боев за Кенигсберг. Очень трудно он давался. Мощные укрепления, связанные подземкой, большие силы немцев, каждый дом — крепость. Сколько наших солдат погибло!… Взяли Кенигсберг с Божией помощью. Я сама видела, хотя наблюдала с некоторого отдаления. Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Встали в облачениях с хоругвями и иконами. Вынесли икону Казанской Божией Матери… А вокруг бой идет, солдаты посмеиваются: «Ну, батюшки пошли, теперь дело будет!» И только монахи запели — стихло все. Стрельбу как отрезало. Наши опомнились, за какие-то четверть часа прорвались… Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил: «Оружие отказало». Один знакомый офицер сказал мне тогда, что до молебна перед войсками священники молились и постились неделю». Воспоминания о молебне под Кенигсбергом надолго сохранились в памяти многих ветеранов той битвы". Рассказывает священник Александр Лобан, настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в рабочем поселке Лог Волгоградской епархии: «Служил несколько лет назад в одном из приходов Курской епархии, в поселке Белая Слобода. В нашем райцентре во время войны дислоцировалась одна из дивизий, ветераны которой и сейчас приезжают на места боев, чтобы вспомнить те героические годы. Я был приглашен на очередную их встречу в местном клубе. Когда хор начал петь панихиду, все встали. После ее окончания начал рассказывать о том, что раньше никогда не писали в газетах — о прозрении и обращении народа к Богу во время войны. Вспомнил и о молебне у стен Кенигсберга. …Как всегда в таких случаях, нашелся человек, который произнес: «Ну, вот тут уж вы, батюшка, преувеличили…» И тут, через толпу окружающих меня людей протискивается один из ветеранов, который явно не слышал реплику моего собеседника, и со слезами начинает горячо меня благодарить: «Спасибо, батюшка! Вы знаете, я ведь сам был там, под Кенигсбергом. Это у нас служили молебен, я сам все видел…» Он говорил еще что-то, а я уже не видел его из-за слез». Рассказы эти опубликованы здесь: http://comandante1.livejournal.com/75694.html

Георгий Ж 07.05.2010 в 19:42:19

Громыке на 17:45:49
Вы пишете: //Она безблагодатна. Вот самый серьезный аргумент//
А как Вы определяете степень безблагодатности? У Вас есть карманный харизмометр?

Ярослав 07.05.2010 в 18:31:50

Всегда с большим интересом читаю статьи автора, но здесь не совсем согласен с автором. Т.к. "опровержение мифов" непроверенное. Например: http://www.radonezh.ru/radio/01-5-2010.html передача с 22:00 по 23:00 (время с 00:35:30 по 00:39:00), где иеромонах Иов (Гумеров) рассказывает со слов очевидцев о Кенингсбергском чуде. ) Осторожнее надо "опровергать". Извините.

Громыко К.П. 07.05.2010 в 17:45:49

А я бы на Вашем месте поискал серьезных доводов в тех постах, которые здесь опубликованы - начиная с рокера. Они есть - эти доводы. Статья Каверина написана с документальных позиций, а проникнута сухим религиозных формализмом. Она безблагодатна. Вот самый серьезный аргумент. Очень желаю Вам, уважаемый, вдуматься в то, что уже было высказано.

Георгий Ж 07.05.2010 в 13:22:32

Г-н Громыко, Вы внимательно прочитайте 1-е примечание к этой статье:
//о его молитвах за победу русского народа в войне с фашизмом писал даже «Журнал Московской Патриархии» (1948, № 1), ибо многие христиане в то время по всему миру возносили молитвы о победе Красной Армии//
Я так понимаю, что у Вас нет никаких серьезных доводов против того, что я написал в прошлом комментарии. И что написал Н.Каверин.

Громыко К.П. 07.05.2010 в 13:14:14

Георгию Ж. Есть уникальные кадры кинохроники (что бесспорно является документальным свидетельством), запечатлевшие приезд митрополита Илии в Москву и встречу его со Сталиным. Эти моменты можно посмотреть на кассете "Видимое и сокровенное. Кино и Церковь" киностудии "Отечество".

Георгий Ж 07.05.2010 в 13:07:30

Громыке. В статье опровергаются только 3 мифа: крестный ход (облет) в 1941 г. вокруг Москвы, крестный ход вокруг заблокированного Ленинграда и общевойсковой молебен перед Казанской иконой накануне Сталинградской битвы. Автор убедительно доказывает, что ничего этого не могло быть. Но не утверждает, что митр. Илия не молился за советскую армию и победу СССР в войне. За что и получил после войны награды от Сталина (а кстати, кроме к/ф есть ли иные документальные подтверждения тому, что Вы написали?).

Громыко К.П. 07.05.2010 в 12:52:10

А КАК С ЭТИМИ ФАКТАМИ, УВАЖАЕМЫЙ АВТОР? "В в октябре 1947 года Сталин пригласил митрополита Илию в Россию (есть уникальные кадры кинохроники, запечатлевшие приезд митрополита Илии в Москву. И встречу его со Сталиным. Эти моменты можно посмотреть на кассете "Видимое и сокровенное. Кино и Церковь" киностудии "Отечество"). Перед приездом гостя Сталин вызвал владыку Алексия, ставшего тогда уже Патриархом, и спросил: "Чем может отблагодарить митрополита Илию Русская Церковь?" Святейший предложил подарить митрополиту Ливанскому икону Казанской Божией Матери, крест с драгоценностями и панагию, украшенную драгоценными каменьями из всех областей страны, чтобы вся Россия участвовала в этом подарке. По распоряжению Сталина самые искусные ювелиры изготовили панагию и крест. Тогда же Правительство наградило митрополита Илию Сталинской премией ЗА ПОМОЩЬ НАШЕЙ СТРАНЕ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ".

Мстислава 03.05.2010 в 09:35:31

ЦИТАТА АВТОРА:  "И кочуют подобные «предания» и «чудеса» из одной книги в другую, искажая историю Русской Православной Церкви и умаляя подвиг русского воина на полях Великой Отечественной войны." "Во время этого явления немцы падали на колени, и очень многие поняли, в чем здесь дело и Кто помогает русским» (с. 276), — то поистине героический подвиг и мужество русского солдата превращаются в дешевые и глупо срежиссированные эпизоды из кинофильма «Падение Берлина»..."
Да, нет, уважаемая Екатерина, не одна фраза. А две, да какие... А вот ваша цитата мне куда кажется правдивее: "Чудо было не само по себе - а в силе и героизме воинов - Господь действовал через людей"

Екатерина Домбровская 02.05.2010 в 21:39:18

Чудо было не само по себе - а в силе и героизме воинов - Господь действовал через людей. Чудесного на фронте было множество - о том очень много личных воспоминаний фронтовиков. Каждого, кто только вспоминал о Господе, давал обет, молитвенно обращался с чистым сердцем - ждала Божественная помощь. Вся Война была явлением чуда - чуда Победы, сотворенной людьми в сотворчестве с Божией помощью. Противопоставления чуда и героизма людей все-таки в статье нет, одна фраза только, - а в подлинной правде войны была синергия - как всегда это и бывает, - Бог откликается на произволение человека. Есть ли книги, где собраны подобные фрагменты рассказов и воспоминаний Фронтовиков? Наверное, есть... Можно было бы дать в подверстку к этой статье несколько отрывков в качестве приложения. Люди, кого хранил Господь на фронте, никогда не врали.

Мстислава 02.05.2010 в 21:08:20

Не понимаю зачем автор противопоставляет чудо Божье и героические подвиг солдата? Получается, что если чудо происходило, то героизм солдатов и не нужен был? ...Признаюсь, цель статьи не поняла. Разоблачить прот. Василия Швеца? Только потому что не найдены документальные подтверждения и происходили некоторые нестыковочки? Может с этой юридической точки зрения и можно... Вопрос - нужно ли делать это в такой острой форме... И вообще подвергать сомнению явленные чудеса Божьи во время Великой Отечественной Войне? Говорят об этом люди, верят в чудеса Господни, да и слава Богу!...

Громыко 01.05.2010 в 21:00:51

Правда на руку перестройщикам Церкви и неообновленцам? Не говорить правды до более удобного момента? Думаю, правду надо говорить, вот только как? Права Тамара: здесь налицо неполнота взгляда на проблему. А если бы была полнота - никаким модернистам статья бы не приглянулась. Надо все-таки хоть попытаться понять природу явления, а не зацикливаться на документальности, как в сказке Андерсена, где у оловянного солдатика требуют паспорт.
А Бригадир что-то уж слишком угрожающее автору написал. Миссионерство Каверину явно не грозит. Это прожженый миссиофоб. Я его читал...

Сельскiй бригадиръ 01.05.2010 в 20:30:29

Н.Каверину
Трепещи, братец - не пей из лужицы, миссионером станешь!

Тамара 01.05.2010 в 20:10:30

Не знаю, серьезно ли написал уважаемый рокер о своем впечатлении от статьи Каверина или так, сострил? Трудно понять, ведь Н.Каверин действительно изложил правильный, выверенный взгляд на известные факты, которые стали кочевать в последние годы из книги в книгу. Но что же тогда не понял или не принял предыдущий читатель? Написана правда. Но вся ли правда? Есть правда земная и правда Божия и они никогда не совпадают, так писали свв. отцы. Есть видимое и «документально подтвержденное» и есть невидимое и ощущаемое только очами веры и любви. А как мы можем верить, что будем услышаны в молитве? Как можем верить воспоминаниям многих подвижников, повествующими нам о невероятных чудесных случаях в их жизни? Как одна заключенная в ГУЛАГе монахиня, у которой был срок 10 лет, молилась, чтобы оставшийся ей срок разделили Матерь Божия, святые и Ангел Хранитель, «а уж два-то года я потяну» – просила она. Через два года ее освободили. Никто не чаял, не ждал… Этот рассказ содержится в воспоминаниях нескольких известных православных людей. Известна была и сама эта монахиня.
Автор и прав – и неправ. Двойственное впечатление от статьи. Я вижу здесь проблему, неоднозначный вопрос, который автор решает слишком лобово и односторонне и слишком сухо, рационально, без любви, - в этом недостаток этого сочинения. Хотя соглашусь с тем, что пишущие авторы, когда имеют дело с теми явлениями, которые не подтверждаются документально, писать могут о них – потому что все, что по вере – не грех, но должны оговаривать особо такие моменты, чтобы читатель сам выбирал – верить или не верить.

Православный рокер 01.05.2010 в 20:09:12

Георгий! Я же написал - "звучит консонансом" - а не диссонансом. Рок-музыку слушаете? Нет? Вот и запутались. Я и сказал же ясно: это им понравилось бы, они бы еще прибавили. Пусть и другие прочтут - почему и сайт МП предложил. Но Каверина они не поставят - он известный антиперестройщик. Даже удивительно, как это он умудрился написать такую статью - в жилу прямо.

Георгий 01.05.2010 в 19:41:56

Православному рокеру.
А разве упоминаемые Вами о.Андрей Кураев и о. Петр Мещеринов не являются, как Вы написали, "современными идеологами Церковной перестройки"? У протод. А.Кураева и книга так называется: "Перестройка в Церковь".

Православный рокер 01.05.2010 в 19:13:18

Предлагаю эту разумную, фактологически выверенную, и очень трезвую статью перепечатать на официальном сайте МП. Она настолько убедительно разит всех сочинителей "бабьих басен", список которых сегодня запросто бы продолжили бы и о. А. Кураев, и о. Петр Мещеринов, и т. д., настолько звучит консонансом с высказываниями современных идеологов Церковной перестройки, что будет жаль, если она останется вне поля зрения этой активной части церковных вожаков. Вот им бы и оружие в руки против церковных неграмотных людей (бывает, что и с неполным средним образованием!), которые все что-то и зачем-то сочиняют, придумывают, верят каким-то церковным сказкам... Как же далеко нас может завести сочинительство... Предлагаю так же пересмотреть все легенды и мифы, имеющие отношение к истории Церкви, и все, что не найдет документальных подтверждений - из употребления строго изъять. А доверчивых церковных людей, признающихся в вере в подобные басни, - наказывать эпитимиями, как за клевету. Тем самым будет повсеместно исправляться один из пороков русского православного сердца - доверчивость и наивная простота. А то ведь, чем серьезно молиться в храме, они иной раз готовы и вздумать о том, что в оном храме в тот момент и ангелы людям сослужат, а кто их видел, кто документально может подтвердить?! Они верят, что Батюшка Серафим, будучи диаконом, Господа Самого видел - так давайте и с этим разберемся - вообще свмч. Серафим (Чичагов), хоть и дворянин и военный, но там много чего непроверенного поместил! И он, значит, страдал этим пороком сердца! Не даром нынешние модернисты прп. Серафиму не доверяют как яркому представителю всех этих русских фантазий и воображений и хотят "подправить" уклонившуюся РПЦ в то, о чем тут совершенно справедливо сказано. А ведь побасенкам все на Руси верующие верили - от крестьянки - до самого Государя с Государыней. Так что работа предстоит большая. Но надо за нее браться. Своевременно поднята тема.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс