Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Зарисовки из церковной жизни

6.08.2015
Священник Виктор Кузнецов

БОМЖ

 

«Кто из вас меньше всех, тот будет велик» (Лк. 9, 48).


Заезжий провинциал, в столице с девяностых годов, подошёл к старому храму в центре города.

У высоких дверей стоял плохо одетый человек, просил подаяния. Вид его был необычен. Поза и в этом его печальном состоянии сохраняла неброское достоинство, неожиданные, благородные черты.

Приезжий спросил его о церкви, около которой он находился. На удивление, тот подробнейшим образом рассказал ему о ней и о других окружающих храмах. С такими подробностями, особенностями, что гость столицы от удивления даже растерялся. Потом поинтересовался у стоящего, почему тот так осведомлен. На что просящий, улыбнувшись, назидательно посоветовал:

— Историю Отечества, мой хороший, надо знать, изучать. Ну, а кроме того, постой здесь с моё и ты будешь знать многое.

Помолчали. Неизвестно от чего, но провинциальному человеку не хотелось отходить от знатока. Он долго оглядывался, восхищался на ещё сохранившиеся красоты старого уголка столицы. Хотел расспросить и о других окружающих достопримечательностях, но заметил, что он уже вне внимания просителя. Тот время от времени оборачивался и смотрел на окна дома, стоящего невдалеке. Приезжий осторожно полюбопытствовал у него:

— Что вы там так пристально рассматриваете?

Не сразу, внимательно вглядевшись в вопрошающего, просящий вздохнув тяжело, поделился:

— Это дом мой. Там я родился. Вырос. Там всё… Вся моя жизнь…

— И что же вы не там?.. — растерялся от удивления провинциал-простец.

Чуть усмехнувшись на непосредственную, детскую реакцию приезжего, проситель продолжил:

— Вон те три окна, на третьем этаже. Моя мастерская.

— Мастерская?

— Да, я художник. В Манеже не раз выставлялся. А теперь вот… — приподняв руки, проситель указал взглядом на «бахромы» манжет ветхого пиджака, добавил откровенно.— Теперь я так называемый «бомж», как ныне выражаются. Всеми презираемый…

— Как это могло случиться?

— Очень просто по нынешним временам. Поехал на этюды, порисовать на Север. Приезжаю через два месяца. Подхожу к своей квартире. Дверь не та. Железная. Пытаюсь вставить ключ — не идёт. Звоню. Открывает дверь какой-то не известный мне мужчина южной наружности. Спрашивает: «Тэбэ чего?». Говорю: «Я здесь живу». Он отвечает: «Ты не живошь, я живу». И закрыл дверь. Звоню снова. Не сразу, но открывает. С досадой и презрением говорит мне: «Тэбэ не понятно?». Отвечаю откровенно:

— Честно говоря, не очень. Это моя квартира. Я приехал домой…

Он оборвал меня, посоветовал как бы:

— Иды атсуда.

— Как это? — растерялся я. — Куда?

— Куда хощищь. Только штобы я тэбя больше нэ видил. Понал?

И захлопнул дверь. Сколько я ни звонил, больше он не открывал.

Пошёл я в милицию. Там выслушали, ухмыляясь. Один из них попросил паспорт мой. Я подал. Тот взял и разорвал его. Потом сказал, чтобы ноги моей у них больше не было, иначе…

Тогда я пошёл в домоуправление. Там тоже мне заявили, что меня не знают. Открыли какую-то книгу, журнал и показали, что там моей фамилии нет, а в моей квартире значится некий «оглы». Начальница и помощницы её доброжелательно вроде бы руками разводили, ахали, сочувствовали, но говорили, как с сумасшедшим.

Толкался я и в другие места. Бесполезно. Как заговор какой-то. Заодно все. Стена!..

Ушёл к друзьям. Пожил у одного неделю. У другого, недолго. У них семьи, своих забот хватает. А дальше... (Махнул рукой). Покатилось… Пробовал и так и сяк… Без паспорта, без прописки, жилья, кто я?.. Бэ мэ жэ. Без места жительства. У нас это стало последним, ругательным, уничижительным словом. Совсем не предполагающим сочувствие, участие и помощь попавшему в беду человеку. Друзья, приятели все куда-то отлетели, некогда им стало. Шарахались от меня, как от прокажённого. Тут и познал я истину жизни. Когда беда, тогда никто никому не нужен. Выпал из гнезда — и всё. Валяйся! Никто не поднимет. По тебе будут ходить, не замечая даже, пока совсем не затопчут. Бомж — не человек для всех.

Помолчав, он значительно закончил:

Бомжем может нынче стать — любой.

Горько усмехнулся, на другой ноте продолжил:

— Но я не скорблю, не унываю. Значит, и через это надо пройти. Вы знаете, в том мире, куда я погрузился, тоже ведь люди. Тоже — целый мир. В нём всё есть! Мы не однородная масса. Есть меж нас и проигравшийся в пух и прах предприниматель. И пропивший всё известный артист. Даже бывший депутат свой имеется. Полный, так сказать, социальный срез.

Вздохнув, проситель обернулся, вновь вгляделся в дорогие сердцу окна. Стряхивая печаль, взбадривая себя, наигранно бодрым тоном повёл новый разворот темы:

— Когда-то мы, как вы, безмятежно существовали, но возникла та или иная непредвиденная ситуация и… всё резко изменилось. Теперь у нас нет ничего, не только вещественного, но и правового, социального. По отношению к нам все законы отменяются. С нами можно делать, что угодно и кому угодно. Унижать, бить до полусмерти, издеваться, сажать без всякого разбора.

Хрипловато издав смешок, проситель милостыни опечалился:

— Двадцать первый век. Апогей человеческой цивилизации! Помните, мы в школе наизусть выучивали «Человек – это звучит гордо!..» — проситель усмехнулся. — К нам это особенно, более чем к вам, относится. Почему? А потому, что у нас, кроме этого горделивого звучания, ничего другого нет. Да и этого-то никто в нас не признаёт.

— Ну, почему… — попытался польстить обездоленному собеседник.

— Вот этого вот не надо, прошу вас, — поморщился в неприятии просящий. — Я же не для этого, не потому с вами заговорил, чтобы вы потешили меня, наговорили кучу приятных слов… Мы же — взрослые люди.

Меня уже ничуть не пугает моё нынешнее положение. Я с ним свыкся. Кроме того, сказано же, что мы ни с чем, голенькими, в этот мир прибыли. Такими же и уйдем отсюда. И меня не страшит, что мы намного ближе вас находимся к выходу отсюда. Нашего брата и сестру чаще утаскивают вперёд ногами, да ещё волоком по грязи. Похорон, должных отпеваний, проводов, застолий нам не устраивают. Просто закапывают, вы знаете, где и как…

С мягкой улыбкой, извиняясь, он решил закончить свой рассказ:

— Вот и всё. Такая вот, по нынешним временам, простая, душещипательная история. Но скоро таких историй будет намного больше, значительно приумножится, когда народ совсем доведут до нищеты. Будут выселять из домов и квартир массово. Когда прочипуют всех людей. Тех, кто воспротивится этому, будут гнать отовсюду. Вот тогда наши ряды значительно возрастут. Особенно мы обретём силу и смысл, когда тысячи верующих будут вброшены в нашу среду. И это будут настоящие, неподдельные исповедники Веры. Они сохранят свои имена, которыми крещены. У них не будет вместо этого сатанинских «номеров», ИНН, полисов, карточек… Не смогут платить за квартиры, покупать еду… Они, как и мы, будут исторгнуты этим погибающим, разлагающимся миром. Они, как и мы, лишены всего. Придут к нам, но добровольно, отторгнутые «за идею», за Веру. Они дадут, вольют в нас смысл бытия. Жизнь! Радость! Вот будет силища!! Будут две страны, два мира, поделённые мечом не только полного развала экономики, но и двух противоположных идеологий. Не надуманных, а вечных — плоти и духа. Двух, я бы сказал, служений. Одно — полной потере, атрофии даже, понятия стыда и совести. Служение похоти плоти, удовольствиям, что сейчас успешно и происходит, внедряется повсюду. Хищническому выживанию во что бы то ни стало. И другому — человеческому сбережению добра и любви, в этом озлобляющемся и погибающем мире. Служение спасению душ своих безсмертных.

Он вытащил из кармана небольшую, но сильно затёртую книгу и при помощи её, заглядывая туда время от времени, начал перемежать свои слова со словами той книги:

— Сказал же Христос, Спаситель мира: «Я меч, пришедший разделить мать с дочерью, отца с сыном…» Меч духовный. «Не можете работать двум господам» Богу и маммоне. Ещё сказал Иисус Христос: «Кто не со мною, тот против меня; и кто не собирается со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30). И ещё сказано: «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 15, 16, 18-20).

— Ну, вы прямо проповедник! Как всё знаете, — похвалил слушатель просителя милостыни.

— Я же не у магазина всё-таки стою, хотя там прибыльнее и сытнее, а у церкви, — пояснил тот, закрывая заветную книжицу. Приподнял её и со значением оценил:

— Книга книг! Евангелие! Тут — всё! С нею я ожил и живу благодаря тому, что в ней написано. Родник живой воды! Без неё бы давно погиб и опустился бы.

— Когда же всё это будет? Многие попадут к вам? Про что вы говорили?

— Господь сказал, что сроки и Он не знает, но будет! И они, то малое этим миром гонимое стадо верных Ему, не убоявшихся бед и лишений, пойдут за Ним, — он снова достал драгоценную книжицу, раскрыл на знакомом ему месте и зачитал: «Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего сотворить; но скажу вам, кого убойтеся, того, кто по убиении, может ввергнуть душу вашу в геену огненную; и того убойтеся» (Лк 12.4-5). — Вот, — сказал он, закрывая и бережно возвращая книгу в карман на груди. — Вот, такие пойдут за Господом до конца. Даже через смерть, как он Сам, апостолы Его. «Кто не берет креста своего и вслед Меня не грядет, тот не достоин Меня». А они пойдут! Их будет много, армия! Они — малое стадо Его, пойдут за Ним, до конца. Представляете, какой подъём будет?! Как у первых христиан-мучеников! Больше! Сильнее!.. Вот будет время! Оно уже близко, рядом.

— Да, это многие ощущают, что какие-то события вот-вот нагрянут, — согласился благодарный собеседник.

После поддержки с большим энтузиазмом художник продолжил:

— Вы же видите, как на глазах всё поляризуется. Ускоряется. Скоро всех проштампуют усреднят, опустят и всё… и поехали! В Преисподнюю… Вы чувствуете, что сейчас как раз и настало то время полного дозревания? Одних в мерзости, других в благости. Стремительно убыстряется процесс явного разделения пшеницы и чёрных плевел. Скоро, значит — жатва!

Много бед, скорбей сейчас. Ой, как много, повсюду!.. Подавляющее преобладание чёрных плевел давит, душит немногочисленную пшеницу. И она будет вытеснена, изгнана, эта Божья пшеница, как и мы, станет «бомжом», не будет иметь «определенного места жительства». Потому что нельзя и здесь хорошо устраиваться, наслаждаться, и Там, на Небе, на что-то благое рассчитывать. Поэтому и погонят отовсюду несогласных с дьявольским путём развития мира сего.

— И что же, никакой надежды пожить нормально, по-людски у хорошего человека нет? — огорчённо спросил приезжий.

— Нет, — безжалостно отрезал просящий милостыню. — Потому, что жительство их не здесь, а Там, в Вечном Царстве. Сказал же Христос последователям Своим: «Если мир вас ненавидит, знайте, что он Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы от мира этого были, мир свое любил бы, если же вы не от мира сего, но Я избрал вас, потому и ненавидит вас мир… Если Меня изгнали, то и вас изгонят… Это все творят вам за Имя Мое…» Сказано ещё: «Если не умрет семя, то не даст плода». Так?

— Вроде бы… — неопределённо согласился приезжий, почтительно оглядев собеседника, дивясь и этим его познаниям, не соответствующим нынешнему виду бездомного.

Проситель продолжал:

— Мы настолько обленились, разнежились, деградировали, что только «многими скорбями» и можем надеяться получить благое. Те, которые найдут в себе силы отвергнуть не только блага этого мира, но, по существу, сами средства существования, ради спасения душ своих, только и получат должную награду. Они и смогут, станут Божьей пшеницей. Это будет последний цвет, красота уходящего, исчезающего мира. Они и будут мучениками, — те, которых убьют, сгноят в казематах, и те, которые не вкусят сладости мученического венца, но нахлынут к нам, будучи гонимы за Веру, за Истину Христову. Они-то и станут по-настоящему последователями Его. В них-то и останется, сохранится Церковь. Оправдают они звание «воина Христова», которым священники называют всех нас при крещении, но как правило, мы этого не оправдываем в своей жизни. А тут… Они оправдают это звание, уподобятся Ему в страданиях своих.

— Да, что правда, то правда. Сколько крещёных!.. А церковных из нас мало, — согласился собеседник.

Не отвлекаясь на обширную тему, проситель продолжал своё рассуждение:

— Их отделят указами продажных чинуш, дубинками стражей порядка, как в октябре 93-го, от тех «паинек»-плевел, что примут всё и вся ради нерушимости комфорта существования своего. Выволокут непокорных «князю мира сего» из разверзшегося моря мерзостей и разврата, откуда и выйдет «долгожданный» самый чёрный плевел. Бросят верных на муки, на потеху всем, вытолкнут из их жилищ, под торжествующий визг и свист пирующих при чуме червей. На зрелище, потеху их, и таких, как мы, «ни то ни сё», теплохладных, которых изблюет Господь. Швырнут всем и даже нам под ноги. И они — достойнейшие из достойных будут всеми попираемы.

— Жалко. Как помочь им? — опечалился провинциал.

— Им помочь ничем нельзя, — сурово пояснил художник. — Они отвергнут всякое снисхождение, как их Учитель сочувствие ученика Петра, и пойдут, как агнцы, за Ним, на свою Голгофу. Они, эти изгои развращённого общества, как алмазы, вытолкнутые из нечистот, напоследок ярко просияют светом душ своих безсмертных. Как последний, резкий луч солнца перед закатом…

Эх, выпить бы хоть за них! За этих счастливцев, за грядущие к нам полки их, страстотерпцев, истинных воинов Распятого за нас Христа. За новую, горячую энергию отверженных от мира сего, которая оживит всех нас, отчаявшихся, втоптанных в грязь, униженных, опустошённых.

Скорее бы приходили они и силой своей веры, духа укрепили нас. Дали смысл всем страданиям нашим. За ними и многие из нас пойдут с радостью! Мы так устали от безцельности, безплодности наших страданий, среди примитивного, пустого нашего выживания, не понятно, для чего и зачем. Даже скорби наши, от множества беззаконий по отношению к нам — пусты, так как они не направлены никуда. Иссяк в нас импульс жизни. Нужен толчок. Его дадут они, не подчинившиеся воле дьявола. Своими муками они значительно превзойдут наши страдания. Скорби их будут не «в силу обстоятельств», как у нас, а добровольными. Не для выживания тела, но жизни безсмертного духа. А это намного более трудный, более значительный подвиг…

После небольшой паузы просящий устало, грустно добавил:

— Эх, брат, поглядеть бы хоть на них, грядущих исповедников и страстотерпцев! Снять перед ними шапку. Дождусь ли? Вряд ли… Наша ведь жизнь — не то что ваша, мы находимся в среде большего риска.

Он оглянулся. Поспешно, чуть склонившись, попросил:

— Всё, братец. Теперь прости, пора делом заниматься. О хлебе насущном позаботиться. Сейчас, после панихиды, прихожане выходить будут. Денежку, может, какую дадут. Такая вот у меня нынче работа. Не обезсудьте, простите.

— И вы меня простите, — едва успел вставить приезжий и почтительно отступил в сторону.

«Бомж» развернулся к выходу из храма, со слегка помятой шапкой в руке, смиренно склонил голову. Худая, высокая фигура его не потеряла и тут величия своего и достоинства.

Чем ночь темней,
Тем ярче звёзды,
Чем глубже скорбь,
Тем ближе Бог.
(А. Майков)
 
 

МОКРЫЙ ПРОЦЕСС

 

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Прит. 3, 34).


Осень. Серое, низкое небо. Весь день моросит дождь.

У выхода из метро стоит женщина в иноческой одежде. Собирает подаяние в ящичек.

Подхожу, вкладываю деньги в прорезь ящичка, спрашиваю:

— Замерзли?

Просительница через силу улыбается:

— Ничего. Не первый раз. Привыкла.

— Из каких краёв, сестра?

— Из северных. Из В... епархии.

— В монастыре?

— Можно сказать, что да. Мы только ещё образовываемся.

— Сколько вас?

— Пять нас всего. Я — за настоятельницу. Со мной две послушницы да ещё две женщины и всё.

— Как с устройством у вас?

— Трудно. Полдома нам отвели, вот и всё.

— А храм есть? Где службы проводите?

— Храм как бы и есть… Собственно говоря, одна колокольня от него осталась. Мы в подвале её расчистили и служим там.

— Подвижники.

— Да ну... так, стараемся.

— Священник есть?

— Из соседнего села, приписали нам временно. Приходит, служит. И то так... Когда придёт, когда нет. Свой приход у него. Там отслужить надо, там заботы есть. А когда и непогода. Он уж довольно немолодой.

— Своего, монастырского пока нет?

— Да нет. Не скоро наверное дадут. Когда обустроимся хоть немного.

— Слышал от многих. Боятся священники в женские монастыри идти.

— Почему?

— Сильно своевольничают, лютуют там настоятельницы.

Порядком вымокшая новоиспечённая настоятельница уверенно берёт низы своего голоса, с металлом в нём произносит решительно:

— Пусть они не сочиняют. Их тоже надо воспитывать. Хорошо зажать... — она сжимает посиневший кулачок так, что кожа на суставах побелела от напряжения. Продолжает. — Зажать и держать крепко, в ежовых рукавицах.

— Зачем? Вот к вам пришлют священника, да ещё если в возрасте, заслуженного и как? Вы его «зажмёте?»…

— Ещё как! По одной досочке ходить будет.

— Зачем?

Властно сверкая глазами, она победоносно закончила:

— Чтобы знал своё место. Хозяин в доме — один должен быть!

Огорчившись, отошёл я от неё, смятенно рассуждая сам с собой: «Боже мой! Что творится? Сколько неразберихи, зла, смуты, искушений порождает такое всевластие. Наносит невосполнимый вред, урон бедным сестрам, послушницам женских монастырей…».

Глядя на стоящую под дождём монахиню, я огорчался, что даже при таком трудном начале, когда ещё ничего, кроме неустройства и невзгод нет, а у неё уже такой настрой. Только зарождается, образовывается прообраз женского монастыря, а семя властной, занесённой в них тли уже обрелось. Поселилось в головке у ещё простой, трудолюбивой настоятельницы. Ждут своего вызревания, и разлёта.

Представляете, что будет, когда всё у них образуется? Настоятельница эта войдет в полные «права», оставит свои подвиги собирания денег, бытового обустройства... С чувством заработанного права воссядет на воздвигнутый общими трудами трон.

Настоятельница должна быть даже не как мать насельницам, а ближе, как родная, старшая сестра сестричкам-сироткам. Вместе с ними трудиться, молиться как все, как равная, но озабоченная неусыпном попечением о сестрицах своих меньших. Быть примером для подражания им во всём, любить и жалеть не себя, а только их — деточек своих, и главнейшая забота — блюсти и вести их души ко спасению. Только для этого существуют монастыри. Только для такого стоит принимать на себя тяжелейший крест настоятельский.

К примеру. В предреволюционном веке безвестных монахов Серафима, или Амвросия «зажали» бы настоятельницы, «съели», выгнали. И что было бы?.. Не было бы тогда ни Дивеева, ни Шамордина, которыми в основном и прославлено у нас женское монашество. Лишились бы мы тогда целого пласта в Истории нашей духовности, истории Русской Православной церкви.

Напрасно я скорблю и печалюсь о духовном устроении сестёр в женских обителях? Глас вопиющего в пустыне, под унылым дождём?..

 
 

НАБАТ

Светлая седмица совпала с буйными многими «выходными» для всех.

С колокольни церкви в центре села зазвонили благовест к утренней службе. Звонарь звонил громко, зазывным набатом.

Из ближнего дачного дома, где накануне который уже день до утра «гудели» на веранде с водкой, песнями и пьяными разговорами, выбежал нетвердой трусцой заспанный мужчина. Подбежал к стоящей у дома иномарке. Открыл дверцу, включил магнитолу с долбильной рок-«музыкой». Отвернул регулятор до предельной мощности. Оставив для большей слышимости дверцу машины открытой, уковылял обратно в дом досыпать.

Так вот бесу надо «ответить» на колокольный благовест, зовущий на радостную пасхальную службу, на встречу с Творцом всего. Такого вот накала сейчас борьба.

У каждого мира, горнего и падшего, свой набат. На предельной ныне силе звука.

Куда, на какой из них пойдёте?

 
 

НЕЗВАНЫЕ ПОПУТЧИКИ

Первым летом наступившего тысячелетия автобус с паломниками отправился от церкви одного из больших областных городов центральной России.

Посетив близлежащие святыни, паломники двинулись дальше. Автобус вырулил на южное направление… Конечным местом осмотра и поклонения православных паломников были места, связанные с недавно прославленным Феодосием Кавказским.

Осмотрев достопримечательности города, храмы, приложившись к мощам святого, паломники вернулись в свой комфортабельный автобус. На лобовом стекле крупно выделялись большая икона Спасителя в терновом венце, Крест и надпись «Православные паломники».

Все находились в благодатном настроении. Как только автобус тронулся, все разом, как и до этого в пути, запели тропари, молитвы и акафист святому преподобному Феодосию Кавказскому.

Пели хором, вдохновенно.

Вдали от станиц, в одном из лесистых предгорий, автобус неожиданно остановился.

Поперёк дороги стояли двое явно кавказских субъектов. Другие трое подскочили к автобусу с обочины, застучали сильно в переднюю дверцу. Водитель открыл дверь. Все пятеро ввалились в автобус. Один из них небрежно вынул икону Спасителя, крест и табличку с надписью «Православные паломники». Икону и Крест бросил небрежно на панель перед водителем. Табличку стал разглядывать, усмехаясь. Затем, выдвинувшись в проход салона автобуса, спросил всех с сильным кавказским акцентом:

— Ви, значыт, праваславныи паломныки?..

Зависла тишина. Ему никто не отвечал. Он торжествующе переглянулся с приятелями. Все они заухмылялись. Вопрошавший с вызовом продолжил:

— Ну, и хто у вас тут праваславный?..

Опять напряжённая тишина была ему ответом.

Он обернулся к дружкам, объявил им:

— Здэс нэт ны паломнык, ны праваславных.

Все они вместе открыто, презрительно и нагло заржали.

Тот, что вопрошал, бросил табличку на пол, сплюнул на неё. После этого потерял интерес к испуганно сидящим в автобусе. Шагнул к водителю, дал команду, куда ехать.

Автобус тронулся. Ехали довольно долго.

Незваные попутчики вели себя, как ни странно, по-мирному. Для них просто как бы не существовало в автобусе никого, кроме них и водителя. Согнав с передних кресел пассажиров, трое развалились на сидениях и подрёмывали.

У какого-то места незваные гости дали команду, и автобус остановился. Они поднялись с кресел. Напоследок, унизительно погоготав и посвистывая, вывалились из автобуса. Прихватили Икону и Крест. Всё это они забросили далеко в траву. Дали знак водителю. Автобус, закрыв дверцы, тронулся.

Вся дикая компания долго свистела и улюлюкала вслед удаляющемуся автобусу, с не так давно радостными, вдохновенными, а теперь вобравшими головы в плечи пассажирами. В гробовом молчании, испуганно пряча глаза друг от друга, они будто разом вымерли на месте. Песен и молитвословий уже не было слышно, ничего живого, вдохновляющего.

Автобус долго, тяжело, по грунтовой дороге выбирался обратно на трассу. Ехали уже без Иконы, Креста и надписи на ветровом стекле о том, кто здесь едет. Это было справедливо, потому что в креслах продолжали путь уже другие люди, не православные паломники, а просто — пугливые, пекущиеся только о себе попутчики.

«Восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это начало болезней. Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними. И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие. Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперёд, что вам говорить, не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Снятый. Предаст же брат брата на смерть, и восстанут дети на родителей… Будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мк. 13,8-13).


Благодатный Огонь



Голосование за статью
 - 
42
 /  - 
20
Комментарии:
Ольга 16/08/2015 в 14:01:02
Не могли вы разъяснить кто такой Феодосий Кавказский?
Владимир Юрганов 11/08/2015 в 07:29:07
Светлане.
**Номера только на первый взгляд безобидные**.
На самом деле они человека от борьбы со своими грехами отвлекают на борьбу с номерами. Советую Светлане перечитать, что пишет о. Рафаил (Карелин) о ИНН:
"Глобализация сама по себе является отрицательным процессом, так как ведет к нивелированию человеческой личности и к контролю над частной, даже интимной жизнью человека. Но это объективный процесс, такой же, как техническая цивилизация, которая уже оборачивается против человечества, но остановить ее невозможно. Поэтому в вопросе о единой электронной карте, надо избегать крайностей, а именно, не хвалить ее как достижение и, с другой стороны, не приписывать ей какую-то демоническую власть, которая захватывает человека. Сам я не изучал этих вопросов, и скажу откровенно, они меня мало интересуют; я считаю, что здесь надо прислушиваться к голосу священноначалия. Мы включены в тот организм, который называется Церковью. Конечно, можно указать на ошибки отдельных священников и иерархов, но ведь можно также указать и на ошибки врачей, однако из-за этого нельзя отрицать саму медицину. Ведь с большей вероятностью можем ошибиться мы сами, и тогда к ошибке прибавится еще грех самомнения и непослушания. Лично я не вижу в электронной карте отречения от христианства или отступления от Православной веры. Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи".
о.Алексий 10/08/2015 в 09:09:58
В рассказе "Мокрый процесс" написаны ужасные вещи про то, что священника в женском монастыре надо "задать". И почему-то никого это не смутило. "Смиренным можешь ты не быть, но ближнего смирить обязан" (семинарская поговорка). Может быть автор иначе бы это представил, если бы сам служил в женском монастыре. К сожалению, во многих наших женских монастырях священников "давят" так, что у сестер вырабатывается подсознательно ненависть к сану и мужчинам, да и батюшка становится "автоматом по отпущению грехов", который не может НИЧЕГО посоветовать, обличить, благословить...
Светлана 08/08/2015 в 12:40:20
Номера только на первый взгляд безобидные. Речь идет о нумерации людей, как скота на фермах, для какой-то мифической социальной службы. Речь идет о тотальном контроле, за каждым человеком. Казалось бы безобидная вешь, подумаешь номер, но за ним скрывается дорога в концлагерь. Если даже в советское время у людей была возможность куда-то переместиться, переехать, то в условиях номеров, и не дай Бог планирумых вживленных чипов, это будет уже невозможно. В принципе бомж - это прообраз совободного человека, люди часто незащищенные, в чем-то слабовольные, лишившиеся в силу каких-то обстоятельств всего. Многие и не алкоголики, многие спиваются уже после, чтобы как-то забыть тот мир, в котором они не по злобе очутились. Но они свободны, от насилия, от государства. Цена за эту свобода колоссальна, но автор прав, у них больше шансов за их страдания при жизни оказаться у престола Божия. ИНН - это предтеча антихристовых изменений, как бы некоторые священники и не пытались все это обелить и оправдать. Такая нумерация существует во всех странах западной Европы, и вот до этого прогресса и мы дошли.
Илена 08/08/2015 в 10:45:11
Так я не поняла - что, батюшка ехал в этом автобусе с паломниками?
Антон Мацнев 07/08/2015 в 12:44:39
Какой странный камень в огород БО подкинул о. Андрей. Наверное, чтоб не возникало вопросов и обсуждений, сей журнал должен был бы публиковать книги святых отцов. Но для того и публикуются здесь статьи, чтоб их обсудить, сделать выводы и определить - нравится или нет, ну и комментарий написать. И я не сказал бы, что БО занимается такими глупостями, как борьба с "ИНН, полисами, карточками..." скорее это удел людей видящих только внешнее.
о. Андрей 06/08/2015 в 21:44:03
Начали про Фому: (хорошего бомжа и плохого "мужчину южной наружности"), а кончили про Ерему: ("события вот-вот нагрянут", "скоро всех проштампуют... и поехали! В Преисподнюю", а "малое стадо" бомжей "пойдет за Господом до конца")! Какой восторг! "Благодатный огонь" поднялся на священную борьбу с "ИНН, полисами, карточками..." Простите, братия и сестры, расчувствовался...
Агапит 06/08/2015 в 12:18:03
Замечательные зарисовки-проповеди, отче! Классика нашей великой русской литературы. Спаси Христос!
P.S. Отдыхаю с семьей на священной земле Абхазии, где проповедывали ап. Симон Кананит и Андрей Первозванный, где окончили земной путь свв. Иоанн Златоуст, Василиск Команский, Серафим Глинский, где столько древневизантийских храмов. А прихожане в большинстве своем русские, абхазов, греков мало. Все же верю я в Русский мир и Третий Рим, что в принципе, одно и тоже. Это я к рассказу о паломниках...

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Зарисовки из церковной жизни Православный журнал «Благодатный Огонь»

Зарисовки из церковной жизни

6.08.2015
Священник Виктор Кузнецов

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

21.09.2018
Киприан Шахбазян

Место «нового Катехизиса» в православной традиции и его авторитетность

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

11.09.2017
Михаил Демурин

Конфликт между миром и Церковью: дело тут не в «пропаганде»

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

8.09.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

11.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Благовествование или маркетинг?

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

31.08.2017
Диакон Илья Маслов

Дорога в никуда. Недоумения о «современном богословии»

14.07.2017
Документальный фильм «Эти». Комментарий священника Алексия Чаплина

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.07.2017
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

5.07.2017
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

25.06.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

2.08.2017
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

31.05.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

19.04.2017
СМИ: Россия испытала гигантскую ядерную торпеду

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

14.10.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

14.09.2015
Александр Буздалов

Деятельность священника Георгия Кочеткова и реформы Московской Патриархии

7.12.2010
О «снятии анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

16.12.2016
Протоиерей Владимир Переслегин

Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»?

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

26.04.2015
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и церковное осуждение фашизма и коллаборационизма

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

3.09.2014
Нина Павлова

Забытая веревка

 

НОВОСТИ

19.09.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

23.08.2017
Поклонская перешла черту: от депутата отворачиваются коллеги и священники

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

24.07.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора