Актуальные статьи
Мы такой народ, который всю жизнь летает в кандалах
В художественном фильме «Время первых» артист, сыгравший Сергея Павловича Королёва, произнёс такую фразу: «Мы такой народ, который всю жизнь летает в кандалах. Представьте, что будет, если их с нас снять? Так взлетим, что разобьемся».
По духовным законам дух определяет бытие. Всегда в России человек в железных кандалах жил свободно, если добровольно налагал на себя кандалы духовные. Христианские подвижники вели аскетическую жизнь, смиряли плоть и давали место духу. Тем, кто неспособен понести такой подвиг, преподобный Серафим Саровский советовал: «Кто нас оскорбит словом или делом, – говорил он, – и если мы переносим обиды по-евангельски, вот и вериги наши, вот и власяница! Эти духовные вериги и власяница выше железных, которые надевают на себя нынешние люди».
Чем больше христиан свободно ограничивали себя в чём-то, тем более здоровым было общество. Когда критическая масса людей хотела сбросить духовные кандалы, часто вместе с железными, то страна переживала социальные потрясения. Церковь Христова показывает прямой путь, ведущий к Богу. Живи, терпи, молись, совершенствуй себя. Так нет. – «Господи, дай порулить. Что-то Ты недоучёл».
Святые отцы предостерегали молодых подвижников от подвигов сверх меры: «Если увидишь юношу, по своей воле восходящего на небо, удержи его за ногу и сбрось его оттуда, ибо ему это полезно».
Нам ли, русским людям, ходить прямыми стезями? Опять игнорируем узкий путь, но ломимся широкими вратами. «Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил». Ведь нам, чтобы найти правильный путь, надо непременно пострадать, наделать кучу ошибок, пролить массу крови. И только потом, увидев результат, охнуть: «Что же мы наделали!»
Михаил Пришвин писал: «Черты лица революции никто не видел, потому что никто не может ей забежать вперед. Те, кто мчится вместе с нею – ничего не могут сказать о ней. А те, мимо кого она проносится, тоже не видят: пыль, мусор и всякий поднятый хлам заслоняют от него свет. И революция, конечно, существо получеловеческое, полузвериное. Те, кто не мчится вместе с ней, видят один только огромный, оставляющий после себя нечистоты, зад зверя».
Давно замечено, что как только в народе падает духовность, приходит очередной бич Божий. Передрались между собою князья – получили монгольское нашествие. После этого испытания появляются преподобный Сергий Радонежский и сонм других святых земли русской. Итог – Куликовская битва и окрепшая страна.
После правления Ивана Грозного произошло ослабление духовной жизни, интерес в обществе к западным идеям, деградация элиты. – Получили смуту, поляки в Москве и царь-самозванец. Патриарх Гермоген призывает к сопротивлению народ: «Болит моя душа, болезнует сердце, и все внутренности мои терзаются... Я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, братия и чада, помилуйте свои души... Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими!» Монахи Сергиевой Лавры дают пример борьбы против поляков. Три дня постились и усердно молились перед Казанской иконой Божией Матери русские войска перед штурмом Москвы.
«Ночью келлия святителя Арсения, будущего архиепископа Суздальского, вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского, который сказал: “Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена”».
Через 200 лет новая напасть. Увлечение дворян западными идеями, французское вольнодумство проникло в Россию. Пришёл новый бич Божий, Наполеон. Александр Пушкин про него написал: «Свершитель роковой безвестного веленья». Митрополит Филарет предупреждал: «Опомнитесь. Те, кем вы восхищаетесь, они же и принесут вам беду. Она придет оттуда, куда вы так же стремитесь. Чем восторгаетесь, тем и наказаны будете».
После сдачи французам Москвы Александр I писал: «Пожар Москвы осветил мою душу и наполнил мое сердце теплотою веры, какой не ощущал до тех пор. Тогда я познал Бога».
В итоге наши войска разгромили неприятеля и вошли в Париж. Как позже написал свт. Феофан Затворник: «Припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и помиловал Бог ее».
Кто только не приходил к русским людям, чтобы обратить их в свою веру или просто пограбить. Россия, пройдя сквозь горнило скорбей, становилась только крепче.
Нравственное состояние христиан в Российской империи перед революцией было ужасающим. Духовная катастрофа общества привела к политической катастрофе. От Бога отошли почти все слои населения, от окружения императора до крестьян и рабочих. Об этом свидетельствуют священники, писатели, известные люди того времени. Империя опять стояла на пороге великих потрясений, хотя внешне оставалась православной державой. Россию уже «замело снегом», как часового на посту на известной картине Верещагина «На Шипке всё спокойно». Даже церковные иерархи соблазнились свободой для церкви-организации и забыли о Церкви-организме. Подавляющее большинство иерархов приветствовали падение монархии. А как говорит народная пословица: «Каков поп, таков и приход». В 1917 году разрешили не получать ежегодную справку о причащении. В Российской армии в десять раз уменьшилось количество причастников. И это Третий Рим?
Российская империя стремительно превращалась в сверхдержаву по некоторым показателям. Кроме самого главного – Святая Русь умирала.
В чём состоит воля Божия о русском народе, если после всех испытаний, после смуты, голода, братоубийственной войны и репрессий наш народ продолжает существовать? Как тут не вспомнить слова фельдмаршала Миниха: «Русское государство обладает тем преимуществом перед другими, что оно управляется непосредственно самим Богом, иначе невозможно понять, как оно существует».
Православные христиане, уже большей частью номинальные, очередной раз сбросили духовные кандалы. Господь остановил падение России на самом низу бездны, попустив власть большевиков для спасения «физического тела» страны. А на крови мучеников возрождалась Церковь Христова, духовное отечество. Приход советской власти не только закономерен, но и явился единственным способом вразумить народ Святой Руси. Или ошибся Господь? «Даст тебе Господь по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит» (Пс. 19,2).
Пришло время пройти новый этап становления России – искушение безбожием. Как пишут святые отцы: «Неискушен да неискусен будешь».
Казалось, что Россия доживает свои последние дни, страна в разрухе, национальное богатство вывозится за границу, власть у безбожников, культура в глубочайшем загоне. Церковь преследуется, инакомыслящие уничтожаются.
Казалось бы, уж если при православной монархии не удалось сдержать стремление русского человека сбросить духовные кандалы, то что могут безбожники? Только одеть на них железные кандалы.
Как писал Василий Розанов: «Русь слиняла в два дня. Самое большее – в три... Не осталось Царства, не осталось Церкви, не осталось войска, и не осталось рабочего класса. Чтo же осталось-то? Странным образом – буквально ничего. Остался подлый народ...» Так считали многие из лучших российских людей, мрачным и безнадёжным виделось будущее страны. Но опять Россия возродилась, имея покровительство Божией Матери. 2 марта 1917 года, в день отречения Николая II явлена икона Божией Матери «Державная». Странное это было возрождение, под властью безбожников.
В 1918 году известный монархист Б.Никольский писал про большевиков: «...они исполнители воли Божией и правят Россией если не Божией милостию, то Божиим гневом и попущением». Уже в 30-х годах в политике государства явно намечается возврат к традиционным русским ценностям. Огромными тиражами выходят книги классиков, в школах воспитывают детей на примерах героического прошлого наших предков. Деятельность воинствующих безбожников прекращена. Крещение Руси признано положительным этапом в истории русского народа. Неизбежную войну невозможно выиграть, не опираясь на традиционные ценности почти тысячелетней России. Воюя против всей Европы, верующие русские люди и атеисты, мусульмане и христиане, советские люди всех национальностей сплотились перед нашествием фашистов.
О советском человеке писали с удивлением на Западе, пытаясь понять причины стойкости и мужества защитников СССР.
«Откуда у большевистской России взялась сила для того, чтобы гораздо дольше и гораздо успешнее, чем армии Западной Европы, сопротивляться огромной военной машине? Это нельзя объяснить только любовью русских к своей родине и к своей земле. Здесь есть что-то большее. Оказалось, что Советская Россия была не только значительно сильнее вооружена, чем все полагали. Советская система воспитала совершенно иной, чем во времена царизма, народ. Русский рабочий и крестьянин многим обязан этой системе. И для защиты достигнутого русский солдат идет ныне на смерть» (Швейцарская газета «Тагвахт»).
Достаточно много было солдат и офицеров Красной Армии, верящих в Бога. Из интервью с генералом Леонидом Ивашовым: «При этом наши люди верили в Бога. Были свидетели, которые писали, что и Георгий Жуков крестился перед каждой битвой, и другие советские маршалы – тоже. А когда в 1942 году Смерш получил задание провести негласное исследование, сколько процентов солдат и офицеров верят в Бога и носят крестики, выяснилось, что 42 процента офицеров перед боем крестились. А солдаты почти все шли воевать с молитвами и крестиками. Это было очень важно».
Удивление вызывала и советская молодёжь, воспитанная уже в атеистическом государстве. Вот что писал швейцарский пастор в 1942 году: «Хотя эта молодежь выросла без религии, я должен, к сожалению, констатировать, что она и в моральном, и в нравственном отношении стоит неизмеримо выше нашей (европейской) молодежи. Этот факт нельзя объяснить особенностями русской души. Очевидно, за 20 лет, прошедшими со дня взятия власти в России большевиками, в русском народе произошел громадный внутренний сдвиг. Перемена в психологии 170-миллионного народа непосредственно коренится в не менее грандиозном перевороте, который претерпела его хозяйственная структура. Я наблюдал у них ярко выраженное сильное чувство товарищества (как это было в ранних христианских общинах), которое помогает им лучше переносить тяготы плена и делает невозможным личный эгоизм. Они так сильно проникнуты своими идеями и духом порядочности, что должен сознаться: я им ничего не могу дать».
В этом и есть различие между русской цивилизацией и западной, что в России при любой власти сохраняются эти непонятные для западного человека качества, как патриотизм, любовь к своей Родине, жертвенность, великодушие. Александр Зиновьев писал: «Будь в стране иной социальный строй, она была бы разрушена и растащена по кусочкам. Страна выжила главным образом благодаря новому социальному строю – коммунизму».
Неисповедимы пути Господни. Советские люди, разгромившие фашизм, освободившие Европу, восстановившие свою страну, полетевшие в космос, оказались достойными Божественного промысла. Жили в атеистическом государстве, но всё же в православной стране. Люди, прошедшие через войну, голод, страдания, смогли построить уникальное государство, основанное на социальной справедливости.
Советская система выполнила все поставленные перед ней великие задачи, и сошла с исторической сцены непобеждённой. Именно непобеждённой, ибо она уже исчерпала себя. На свершениях тех, кто прошёл войну и восстанавливал страну, ещё держался СССР. Внуки их были уже другими. Сначала мы развратились сами, а потом нас, незащищённых, легко уже было разбить, и даже с нашей же помощью. Приходится признать, что и либералы, предавшие СССР, явились орудием Божьего промысла. Без Бога не до порога.
Человеку с русским менталитетом нужны великие цели и идеи. Если их нет, то зачем всё? Скучно, ради чего жить? Наши деды знали, за что умирали, а мы не знаем, зачем живём. Это главная причина развала СССР, хотя и второстепенных причин хватало. Советский человек стал превращаться в потребителя, стал ориентироваться на западные ценности, и посему уже не способен был вернуться к Богу. Поэтому советский проект доживал последние дни, ибо зачем нужно ещё одно общество потребителей? Мы в очередной раз сами дали надеть на себя кандалы, уже либеральные. У нас не оказалось иммунитета против тлетворного влияния Запада, да и откуда он мог взяться у людей, не прошедших через страдания, голод, неимоверное напряжение сил? Это, возможно, самое большое искушение за всю нашу историю, искушение золотым тельцом. Вероятно, самая сложная проверка на прочность.
«В России произошел полный разрыв поколений – политический, гражданский, идейный, моральный, психологический. Со сцены сошли поколения, которые совершили Великую революцию, подняли страну из развалин, защитили ее от иностранной интервенции, совершили беспрецедентный скачок в культуре, превратили страну в могучую индустриальную державу, подготовили ее к самой страшной в истории войне, разгромили самую мощную вражескую армию в мире, превратили страну во вторую сверхдержаву планеты. От них остались одиночки, оплеванные всеми, оклеветанные, названные “коммуняками”, “красно-коричневыми”, “фашистами”, “сталинистами” и прочими бранными словами. Им на смену пришли поколения шкурников, перевертышей, предателей, разрушителей, капитулянтов. Они не просто подвергли критике то, что было сделано их отцами и дедами. Они разрушили весь механизм преемственности поколений, благодаря которому народ мог существовать как нечто единое целое в историческом времени. Говоря словами Гамлета, в России распалась связь времен» (Александр Зиновьев).
Конечно, вместе с разгромом СССР появилась и свобода всего и вся, и частная собственность, и возможность ездить куда хочешь, и возможность вообще не работать. В церковь разрешили ходить, это стало даже модно. Правда, позже, не имея знания и опыта о вере Христовой, некоторые разочаровывались и уходили из Церкви. Сказывались десятки лет атеистической пропаганды.
Такое положение вещей устраивало либеральную власть и всех тех, кто присосался к дележу богатства великой державы. Пусть де попы служат, строят храмы, выступают в СМИ, всё равно они не опасны.
«Церкви нужно, чтобы атмосфера в обществе, климат в нём, каким-то образом хоть вопиюще не противоречила тому, чему Господь в Евангелии учит. Говорить, что последние 15-20 лет общественная атмосфера создавалась как-то в сторону евангельских ценностей, что приоритеты расставлялись власть предержащими к тому, чему исторически учило православие, это какой-то абсурд. Вот эта шизофрения совершенно очевидно возникла последние 20 лет. Когда верить вы можете, но вас воспитывают в духе человекообщества потребления, который в принципе противоречит евангельским ценностям. Это тот разрыв, который ломает установку людей по отношению к советскому прошлому. Они чувствуют неправду нынешней идеологии, и собственно от неё отталкиваются к советскому прошлому в значительной степени» (Протоиерей Максим Козлов, 2011 год).
Последнее время Россия всё более и более заявляет о себе как о великой державе. Церковь усиливает своё влияние на русских людей. Это приводит в бешенство либералов. Они видят, что терпят поражение, в их гнилой сущности люди стали разбираться. Почему же Россия смогла восстановиться? Просто мы поняли, что мы сами виноваты в развале Советского Союза, и нечего искать виновных вовне. Вредные микробы заводятся в ослабленном организме.
После первых лет перестройки народ принял новую власть, как наказание. Кто понял это явно, как вразумление Божие, а кто неосознанно. Ответили не бунтами, а вымиранием. Терпели весь этот беспредел, так как сознавали, что своим бездействием и равнодушием виновны в развале СССР. Неча на зеркало пенять, коли рожа крива...
На Украине наоборот, нашли врага – москаля, который виноват во всём. Результат не заставил себя ждать. Как говорит народная пословица: «Не ищи в селе, ищи в себе».
Что же дальше? Условно говоря, у Господа для нас есть маршрут, по которому мы должны пройти. Правда идём, шатаясь из стороны в сторону, но результат предопределён. Сможем ли мы добровольно надеть на себя духовные кандалы? Это значит, что наши духовные устремления должны опережать получение материальных благ. Сможем ли мы сегодня перейти к более совершенному образу жизни, к обществу созидания? Вопрос риторический. Значит, в мире должны произойти некие большие события, переживание которых дадут нам силу преодолеть все испытания, и вернуться на прямые стези. Может тогда у нас получиться жить не по милости Божией, а по воле Его?
«Господь, как искусный врач, подвергает нас разным искушениям, скорбям, болезням и бедам, чтобы очистить нас, как золото в горниле. Вот цель бед и скорбей, посылаемых нам Богом в этой жизни» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский).
Благодатный Огонь
Карта Cбербанка: 2202 2062 6781 2241
ЮMoney (Яндекс-Деньги): 410012614780266
Голосование за статью
Понравилась Понравилась - ... / Не понравилась Не понравилась - ...
Комментарии:
Волков 07.05.2019 в 07:34:07
Сергей Смирнов 05.05.2019 в 16:47:47
Волков 05.05.2019 в 07:09:12
Сергей Смирнов 03.05.2019 в 16:47:15
https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/molitvy-na-ozere/75
Сергей Смирнов 03.05.2019 в 16:43:11
Вы всё спрашиваете и спрашиваете. На ваш взгляд, какое "более глубокое проникновение в суть «вещей» должно быть? Какая интерпретация иная? Христос не закопёрщик, это вы залудили. Свободную волю человека Он не может нарушить, не может повести сих "апостолов" строить коммунизм. Семейство Ноя Бог спас, а что было с остальными? Вода ли виновата в смерти их? Большевики очистили затхлую, уже почти исчезнувшую веру христиан российских. Большевики восстановили державу, это факт. А уж с кем пойдёт каждый человек, с Богом или против, зависит от него самого. И на вопрос мой вы так и не ответили.
Волков 01.05.2019 в 16:01:51
Сергей Смирнов 01.05.2019 в 12:07:56
Вы не ответили: - Сначала ответьте мне, с кем идти Христу? "Бережная доводка" возможна для советского человека, да и для любого другого человека. Но! Если вы, я и малый остаток вместе с нами)) будет стараться жить по Евангельским заповедям. На самом деле полнота православия доступна. Вы работаете над собой, замечаете свои грехи. Это раз. Замечая грехи-головотяпство-преступления других, вы не возмущаетесь, не имея возможности поправить положение дел. Ох, если бы вы имели такую возможность! Сколько голов бы полетело.)) А наблюдаете неправедные действия поражённых людей с болью, и чем больше боль за других, тем весомее ваш вклад в развитие России. Это два. И тем больше пользы лично для вас. Это три. И тем больше радуются ангели о вас. И достаточно с вас, по духовному детству вашему. Это, конечно, относится не только к вам, но и ко мне, ко всему малому остатку, если мы с вами желаем войти в него. Это четыре. Разве это нереальные планы? Первомученик Стефан проклинал иудеев, казнящих его? Нет, он молился за них: - "...не вмени им греха сего". А вы не можете молиться за пресловутого Чубайса, Грефа? )) Я, например, искренне не могу. Это значит, что мы "слабы в коленках", как у Шукшина. Мы много чего не можем. Но мы можем это осознавать. И тогда наш шесток будет расти выше и выше. И наша сверчковая трескотня постепенно будет превращаться в пение, которым могут заслушаться другие сверчки. Те, которые всё делают неправильно, и шесток у них не тот, да и пение неблагозвучное. Я тоже кино люблю смотреть: https://www.youtube.com/watch?v=bBPeaUNWk94
З.Ы. В понедельник у меня начинается сезон, много работы. Так что, писать что-либо вряд ли буду. Да и на телефоне набирать текст проблематично.
Волков 01.05.2019 в 08:42:31
Сергей Смирнов 30.04.2019 в 19:34:36
Почему же мой посыл «А с кем было идти Христу?» - небезопасный? Сначала ответьте мне, с кем идти Христу? Понятно, что с тем малым остатком, который сохранился. Но это в духовном плане. А как страну собрать? Ибо каким ты не был бы духовным, но всё равно же помрёшь. А народ, изверившийся, страдающий с кем останется? Помните притчу о следах Христа? И ведь Он со всеми рядом, даже с большевиками, даже они имеют шанс измениться. Большевики, как бич Божий. Да бич, но ведь Божий. Не с кем было спасать Россию физическую, то и большевики сойдут. В этом промысел. Не нравится слово промысел? Пожалуста - пусть будет попущение Божие. Главное результат. Большевики вернули веру, сами того не желая. Ибо путь православия - путь страдания. А страдание большевики причинить умели. "Без страдания творчество, как и политика, заплывает жиром, покрывается плесенью, а потом и могильной пылью - без крови, без уличного действия". Всеволод Чаплин. Схватил идею и работай. Ещё раз: какая самодеятельность? Моя жизнь мне принадлежит, я могу сделать с ней, что захочу. Я захотел жить по евангельским заповедям, сверяя свою духовную работу с Церковью Христовой, со святыми отцами. Это не самодеятельность, а моё добровольное послушание. Иначе был бы сектантом. Ещё раз: один из главных моих посылов - работать над собой. Это совсем не значит, что не надо "стяжать» в параллели-вкупе вышеозначенных пунктов 1 и 2" . Но у нас получается разброс, мы хотим и себя менять и других, в итоге ни себя ни других не меняем. Если только к худшему. Повторю: Каждый из нас может на своём месте жить и работать по совести. Но нет. Мы всё стремимся указать на ошибки других. Мы видим следствие, но не хотим понять причины. Нам стыдно не за себя, а за других. От дворника до президента, от монархиста до социалиста, от мирянина до церковного иерарха. Православный христианин должен показать другим полноту Православия личным примером, выправляя свою жизнь по Евангелию. Мы все это знаем, но надо признать, что мы ждём этого от других. Ведь это они, другие, неправильно живут, неправильно мыслят, неправильно понимают Божий Промысл. - Что тут непонятно? Что тут неправильно? Стяжать дух мирен - сам работай, благодать Святого Духа даётся даром. Другое дело, как мы с ним распорядимся.
Волков 23.04.2019 в 09:18:00
Сергей Смирнов 22.04.2019 в 22:41:28
Волков 22.04.2019 в 17:43:22
Волков 21.04.2019 в 13:16:47
Сергей Смирнов 20.04.2019 в 12:19:52
Сергей Смирнов 20.04.2019 в 12:05:28
А вот теперь вопрос «всерьез» - «насколько» можно утверждать, что это «концепт»? «Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя» А какой дух мирен будет, если мы будем обращать внимание на грехи других? Это, условно, первая категория христиан, которая в силу своей раздражённостью другими, не способна дать возможность спастись тысячам вокруг себя.. Однажды на международной конференции митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию иностранные журналисты задали вопрос: "А что будет с Русской Православной Церковью, когда умрут бабушки, из которых она состоит?". На что Владыка ответил: "Наши бабушки бессмертны!" Это, условно, вторая категория христиан. Я выбираю вторых, и чем нас больше, тем и обществу легче. "Схватил" эту идею и работай над воплощением, а там как Бог даст. Вот и весь концепт.
Волков 17.04.2019 в 15:05:55
«Божьи кадры решают все…» - обнадеживающе-интересное название-посыл, перспективное: - «с задоринкой» - как, наверное, сказал бы Горынин - один из персонажей нетривиального произведения Ю. М. Полякова «Козленок в молоке» ответственный за литературные кадры при представлении ему Павлом Духовым романа «В чашу» начинающего «прозаика» Виктора Акашина… Правда, в последнем, «помнится», «окромя» названия ничего не было – только «подложенные» чистые листы-страницы в коих некто впоследствии все же узрел ни много - ни мало как провиденциальный смысл в результате чего «творец» сверх-прозы «из таежной деревни Щимоти» в итоге оказался… «на коне»?. Здесь же, в отличие от «оного», присутствует реальный текст… А вот теперь вопрос «всерьез» - «насколько» можно утверждать, что это «концепт»?
Смирнов Сергей 11.04.2019 в 11:59:42
А Любовь разве является долгом? Нет. Это фраза из контекста. В целом там говорится, что если мы хотим перейти к более совершенному образу жизни, то да, должны. А если не хотим... Вольному воля.
Смирнов Сергей 11.04.2019 в 11:52:40
Беда нашего времени в другом — в ужасной бедности тех самых идей, о которых я говорю. Сегодня можно делать все, что хочется. А чего, собственно, хочется? Ждешь ответа и только разводишь руками, потому что слишком скудными оказываются смыслы и концепции.» Нет. Основная беда в вас, лично в вас. А уже потом в других.)) «Каждый из нас мог бы светить, как “Единый безгрешный”, — и не светил!» Достоевский.
Благодаря нашей беседе, у меня получилась статья. Здесь её вряд ли опубликуют, посему прошу: http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/10/bozhi_kadry_reshayut_vsyo/
Волков 11.04.2019 в 08:54:18
Волков 11.04.2019 в 08:47:55
Волков 09.04.2019 в 14:09:46
Сергей Смирнов 08.04.2019 в 13:01:23
Да, духовные законы первичны. Но в тяжёлые времена, когда человеку приходиться страдать, духовные законы пересиливают социальные. Проходят трудные времена, человек портится. Был условно духовным, а потом забыл. Семя или терние заглушило, или почва каменная. Но какое-то время росло же! А семя в доброй почве ответственно не только за себя, но и за других. "Спасёт грешника от ложного пути его". Весь вопрос как. С чего начинать: с себя или с других. Покажи глубинному народу свою праведную жизнь, остальное приложится.
Волков 04.04.2019 в 12:58:35
Сергей Смирнов:
***… Уж если я, вы, не занимающиеся профессионально социальным устройством, озаботились данным вопросом, то есть надежда, что глубинный народ ))) просыпается...***
Ну что вы… «Сказка ложь – да в ней намек…»: как там, в одном из эпизодов фильма «Полосатый рейс» «укротителем» в этом смысле «сказывалось»: - по мышам не «работаю» – только с крупным зверем-хищником? «Социум» разве не вторичен по «отношению» к духу – вот чему надобно уделять внимание, с этого начинать – «мы» же обращались к проблеме ранее? Кстати, именно по этой причине не сложилось в емко-связную «систему» наработанное упоминаемым в вашей публикации логиком-социологом А. А. Зиновьевым – первичны же духовные законы, а не «социальные»? Но тогда в этом смысле утверждение «глубинный народ… просыпается» не тот же ли «нонсенс» как «раскаленный» айсберг»? «Глубинный народ», получается (пока существует) «в принципе» никогда не «спит» – кроме, как порой, малость («не выключаясь»!) полудремлет, «сканируя» «ситуацию»… Не совсем, конечно, как лев, «нажравшийся люминалУ» в известной комнате «укротителя» и тяжело «приподЫмающий» веки (затаился, «гад» – заманивает?), однако… до поры-времени «молча», добросовестно «усыпая» песком «гололедицу» в общественных дворах или… «творя» бюджетную «роспись» «главного» бюджета? Глубинный народ (и такое, например, «явление» как интеллигенция -по роли! ) представляется, «понятие»-категория» по характеру-специфике все же более сугубо отечественная нежели закордонная, а потому «маленькие принцы» (как, впрочем и богословие «парижской школы»?) по той же (как вы пишете) причине «тлетворного влияния Запада» - для «нас» - «авангарда», «строго говоря» - неглубоки – не «нам» ли «и летать выше» – и «нырять глубже» означено, не подвергая критике ни «чубайсов», ни… Вообщем, в «ожидании» накопления «большого массива интеллекта» и усовестливания грешников личным примером соработающих с Творцом? Кстати, по замечанию А. И. Осипова, профессора МДА, ни один из земных интеллектов («вкупе-массе», надо полагать тоже?) несопоставим с возможностями имеющегося у диавола – примерно так? «Мнится», однако, что глубинный народ в нынешних «обстоятельствах» - что известная «шагреневая кожа» с неумолимо работающим «по нему» фактором времени… Из газеты «Культура» от 22.03.2019 г., Сергей Бирюков, «Гайдар и его команда»: «… Но главный результат деяний Гайдара… …все же в другом — в изменении социальных практик и самого способа мышления многих россиян, которое один из ельцинских советников Анатолий Ракитов назвал «глубокими цивилизационными изменениями». Егор Тимурович, будучи главой кабмина, а также идеологом и лидером условной партии российских либералов, «экономизировал» — свел к единому критерию оценки — многоцветную жизнь общества, дав весьма своеобразный ответ на многолетние споры об идеалах. Тем самым Гайдар довольно оригинальным способом разрешил серьезнейшую для части российской интеллигенции дилемму выбора между ценностями духа и золотым тельцом: он призвал к ритуальному служению реформам, превратившемуся для некоторых в квазирелигиозный культ, не оставивший места для сочувствия реальным людям. Именно из того курса вполне естественно произрастали социал-дарвинистские практики («умри ты сегодня, а я завтра», «обмани соседа и заживи счастливо», «падающего подтолкни» и т. п.). Порожденные ими отчуждение и раздробленность перемололи российский социум - и последствия, увы, в полной мере не преодолены и поныне. На мой взгляд, россияне чувствуют фантомность подобного социал-дарвинизма и, главное, вполне ясно представляют себе, что с идеями и общественными практиками, восходящими к Гайдару, невозможен не только рывок, но и просто нормальное поступательное развитие...» Понятно, что скатываться по лестнице легче нежели подыматься, но… Вместе с тем, как пишет автор - «…на разных должностях в составе кабмина Егор Тимурович находился в общей сложности менее полутора лет» - но зато каков «результат» - на годы и годы?! Ключевое управленческое место, «под рукой» идеологически «послушно-зашоренный» «контингент» - увы, проблема устойчивости «к тлетворному влиянию» не нова – кто только темой не занимался - само-собой, как отмечалось, и кинематограф – ярким-наглядным примером - фильм Аллы Суриковой (?) «Человек с бульвара Капуцинов»… Мистер Фест и… мистер Секонд… Первый-второй… Гайдар Аркадий и… Егор Тимурович? Так вот возвращаясь к Б. В. Раушенбаху и идее личной «приборки» «планет» - как на все это можно «смотреть»? Наверное, все же глубже и малость, по выражению одного из киношных персонажей - «ширше»? Промысл Божий ведь «учитывает» не только фактор атомарности-самотека, но «подразумевает» еще и управление «ситуацией»? Примечательный факт-параллель: ученый в свое время «отмечается за уникальную работу по фотографированию обратной стороны Луны…» - открывается до того невидимое… И личная жизнь человеку открывается неслучайной «цепочкой» событий - смысло-связанной, управляемой (направляемой) Кем-то? Вера видимая не в пример «обратной» - превалировавшей до 17-го? Соработничает ли человек с Богом - в каком смысле-степени, насколько – это отдельный, непростой да и не столь важный в данном случае вопрос – главное, что пути-дороги Раушенбаха пересекаются со священнослужителями… Вот что сказал об этом Б. В. Раушенбах: – «Дело в том, что я всегда болел за слабую команду. А Церковь была именно в положении слабой команды, ее все время били, преследовали и ругали. А что ее ругать – она хорошая организация! На приемах в Кремлевском Дворце в главном зале сидели партийные боссы, а в комнату поменьше отправляли людей «второго сорта» – епископов и Патриарха. К ним никто не подходил, зато иностранные гости могли видеть, что в СССР с религией все в порядке. Меня это как-то угнетало, и я демонстративно подходил и беседовал, мне было интересно. Иногда я даже выступал. Когда в Троице-Сергиевой лавре отмечалось трехсотлетие Духовной академии, меня попросили сказать какие-то слова. Я договорился с вице-президентом Академии наук Е.П.Велиховым, что не просто выступлю от себя, но буду поздравлять Церковь от Академии наук. И я такую речь сказал, и она была напечатана в Журнале Московской Патриархии. Мне довелось познакомиться с Патриархом Пименом, и я бывал у него в келье в Новодевичьем монастыре...» (из газеты «Вера»-«Эском»). Потому как ни смотри, но получается, что «мирской» человек» «извне» понадобился Богу для привлечения к Себе грешников, а по наивысшему счету - для участия в работе по постановке веры в человеках? И разве это не один из путей «личного» спасения и «покрытия» собственных грехов?
Сергей Смирнов 03.04.2019 в 00:53:26
Волков 01.04.2019 в 14:27:01
Сергей Смирнов 30.03.2019 в 10:42:37
Почитал ваши статьи, спасибо. У нас с вами нет серьёзных разногласий. Вот только ли возможно моё личное участие в возрождении великой России? Конечно, на мой взгляд. Если общество поражено системным пороком, то моя задача бороться с личными пороками. Делай, что должно, и будь, что будет. Тогда и Бог будет помогать. А те, кто не понимает необходимости соработничества Бога и человека, будут снова и снова испытывать страдания, пока не вразумятся. Жалко, что вместе со всей страной. Христос пришёл послужить, а не чтобы Ему служили.
Волков 27.03.2019 в 16:11:47
Сергей Смирнов 27.03.2019 в 11:26:19
Волков 26.03.2019 в 21:14:05
Смирнов Сергей 26.03.2019 в 19:18:34
Волков 26.03.2019 в 12:42:47
Сергей Смирнов 25.03.2019 в 23:53:34
Волков 25.03.2019 в 20:46:42
Волков 25.03.2019 в 17:49:37
Сергей Смирнов 25.03.2019 в 16:24:09
Волков 24.03.2019 в 00:05:10
Сергей Смирнов 23.03.2019 в 18:37:44
Волков 19.03.2019 в 23:28:52
Сергей Смирнов 16.03.2019 в 18:58:19
Волков 15.03.2019 в 17:24:53
Сергей Смирнов 15.03.2019 в 11:54:40
По поводу смеха, если интересно: http://ruskline.ru/analitika/2017/02/07/i_smeh_i_greh/ Почему была уничтожена Российская империя? - Не выполнила замысла Божьего. Почему был уничтожен СССР? - Тоже поэтому. Хотя и Российская империя и советская выполнили замысел Божий в определённый период, но потом исчерпали свой ресурс. Да и люди наши, от колхозника до министра не хотели уже той системы, которая сделала СССР великой державой. И если сегодняшняя система не изменится, и её сметут. А как иначе? Со всеми так было: с евреями, с Римом, с Византией. Чем мы лучше?
Волков 14.03.2019 в 17:15:09
Сергей Смирнов 14.03.2019 в 09:50:58
Волков 13.03.2019 в 12:50:55
Сергей Смирнов 13.03.2019 в 10:44:43
Волков 12.03.2019 в 19:10:37
Сергей Смирнов 12.03.2019 в 11:34:05
Волков 11.03.2019 в 08:12:29
Сергей Смирнов 09.03.2019 в 12:50:03
Волков 08.03.2019 в 21:11:36
Сергей Смирнов 07.03.2019 в 11:07:13
Сергей Смирнов 07.03.2019 в 10:58:39
Волков 06.03.2019 в 16:23:49
Сергей Смирнов:
***Советская система решала глобальные задачи. Главное - выжить стране...» ****
Советская система (будучи внешне по «форме» «безбожной») активно работала в немалой степени и над пресечением греха, нынешняя – разве не «занимается» его легализацией? Почему? Вследствие неглубинного целеполагания.
Сергей Смирнов:
***Любая идеология проиграет, ибо "всяк человек ложь". ***
Технологически это может «выглядеть» примерно так: – возможности любой идеологии (даже такой наивысшей из существовавших – советской!) ограничены ибо ни одна из них напрямую не «исходит» из сущностной цели жизни человека! А значит не в состоянии однозначно ответить на т.н. «проклятые вопросы» бытия – цели-смысла жизни, которые рано ли поздно возникают у человека, порождая в случае неполучения вмещаемого (!) ответа ощущение бессмысленности существования?
Волков 06.03.2019 в 15:47:57
Сергей Смирнов:
***Духовная позиция у многих понимается по-разному. Главное понять эпохи, понять в чём промысел Божий. А не искать виноватых, что у нас сплошь и рядом...***
«Принцип Лазаря Моисеевича Кагановича (?) в целях воспитания у грешников ответственности в нашем поврежденном мире, «мнится» списывать «в архив» пока преждевременно: «У каждой аварии есть имя, фамилия и должность»? Главное, возможно и заключается в том, чтобы «понять эпохи, понять в чём промысел Божий», а вот что АРХИВАЖНО – так это очень хорошо (лучше, чем плавает рыба в воде!) понимать предмет коим человек занимается ибо слишком велика может оказаться «цена» ошибки в случае принятия неверного решения или откровенного бездействия, а то и сознательного введения в заблуждение грешников… Понятно, что чем выше уровень такового «действа» - тем катастрофичнее оказываются последствия? Если где-то «духовная позиция у многих понимается по-разному», то ее необходимо «приводить» к единому знаменателю и не допускать «разноголосицы» ибо Истина более 2000 лет как «определена» - разве не так?
Что «касаемо» конкретно Промысла Божьего в отношении России, то таковой разве не нагляден и «следует» из факта «отработки» СССР во вполне определенном историческом этапе? Ведь по форме – о чем не единожды ранее «сказывалось», СССР можно уподобить огромному общежительному монастырю за «железным занавесом», с практически «автономными» возможностями-ресурсами (наличие коих ныне некоторые скороспелые «аналитики» «безбожно» проклинают!), со своим Уставом в виде «Морального кодекса строителя коммунизма»… Страна с довлеющей формой в воспитании человека – по сути христианской направленности? Форму с ее ресурсными возможностями «обрушили» перестройкой – теперь, чтобы не только выжить, но и явить пример «остальным» (и внешняя ситуация промыслительно к тому подталкивает!) требуется ее восстановление и развитие – но в ДУХЕ! Не в принудительном дОвлении, а в Естестве! ДУХОМ! Ибо дух творит форму! Так вот, при наличии «разной духовной позиции» Россию не возродить и тем более - не развить, так что «придется» быть единомысленными»? Кто не с нами – тот против нас – не евангельское ли? «И до тех пор пока мир не захватит духовное делание, самыми верными союзниками России по царскому определению останутся армия и флоты, способные низвести в электронную пыль агрессора – любого» - а это из текста «Полет Скорпиона или Время Орла» «порядка» 20-летней давности…
Сергей Смирнов:
***…Правитель заботиться о телах, Церковь о душах. Конечно, верующий правитель может помочь Церкви, но только помочь».***
А через «что» власть-то сама спасается?
Сергей Смирнов 06.03.2019 в 11:31:19
Александр К:
@Согласен полностью. Только вот, потянем ли мы эту "беду". Т.е. не будет ли реакцией на нее жалкий ропот. И еще вопрос. Как эта беда уживается у вас с эволюцией?@
Россия зачем-то нужна Богу, посему потянем, надо надеяться. Цикличность Истории. Смута - Восстановление - Победа - Разложение. В последнем цикле 92285апокалипсис.
Сергей Смирнов 06.03.2019 в 11:25:11
Нет, конечно. Правитель заботиться о телах, Церковь о душах. Конечно, верующий правитель может помочь Церкви, но только помочь.
Сергей Смирнов 06.03.2019 в 11:22:48
Волков 05/03/2019 в 16:14:04
Вы пишете о том, как должно быть. Согласен. Я же пишу о том, что было и о том, не дай Бог, может быть. В данном случае спорить нам с вами не о чём. Духовная позиция у многих понимается по-разному. Гланое понять эпохи, понять в чём промысел Божий. А не искать виноватых, что у нас сплошь и рядом.
Сергей Смирнов 06.03.2019 в 11:18:27
Волков:
@Но вот кому как ни тем же церковным иерархам царского времени понимать-то евангельское «и познаете истину, и истина сделает вас свободными»? Как же могло не хватать им свободы? А значит, не столь все же отрицательна была роль самодержавия, как то иногда пытаются представить?@
Как как? Слаб человек, один ответ. Длительное спокойное время делает из него номинального христианина. "Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то взять бы да ободрать кого-нибудь". Конечно, не самодержавие виновато, сам человек, теряющий Бога.
АЛЕКСАНДР К. 06.03.2019 в 10:07:01
АЛЕКСАНДР К. 06.03.2019 в 09:00:23
Волков 05.03.2019 в 18:15:11
Волков 05.03.2019 в 16:14:04
Волков 05.03.2019 в 15:15:16
Сергей Смирнов 05.03.2019 в 13:57:49
Сергей Смирнов 05.03.2019 в 13:43:14
Сергей Смирнов 05.03.2019 в 13:33:10
Сергей Смирнов 05.03.2019 в 13:30:14
Сергей Смирнов 05.03.2019 в 13:22:11
Сергей Смирнов 05.03.2019 в 13:16:51
Сергей Смирнов 05.03.2019 в 13:11:04
Волков 04.03.2019 в 12:00:41
АЛЕКСАНДР К. 04.03.2019 в 09:43:34
Убежден, что разрешение всех наших проблем (если это вообще возможно), в т.ч. религиозных, лежит уже не в плоскости эволюции. И в случае нашего освобождения (с Божьей помощью) для многих это станет потрясением не меньшим, чем для русской интеллигенции явился октябрь. Иначе комментариев к этой статье, было бы на порядок больше.
АЛЕКСАНДР К. 04.03.2019 в 09:08:56
Борис Никольский один из немногих, кто осознал "историческую неизбежность" прихода большевиков и увидел ростки необходимого созидания в их "деятельности". Но и участвовать в этом конечно не мог. Благодаря ему, во многом, черная сотня не пошла на террор, который характерен для революционеров переворотчиков. Вероятно по этой причине и был убит. Тема действительно слишком широка, чтобы ее осветить в одной статье и сейчас.
Волков 03.03.2019 в 10:46:10
АЛЕКСАНДР К. 02.03.2019 в 23:15:40
Статья интересная и полезная, хотя можно с чем-то поспорить. Не совсем понятно, правда от чего не сказать, что Борис Никольский был членом Союза русского народа т.е. черносотенцем.
Волков 01.03.2019 в 09:58:47
Волков 01.03.2019 в 09:49:21
наталья 28.02.2019 в 20:38:27
В НАШЕЙ СТРАНЕ ныне в ходу английский язык и национальная валюта - доллар. Кого теперь ждать? Как шутил один старый священник: Язык господ надо знать. Это он имел в виду английский язык. Очень люблю клич: Спасайся, кто может! Добавлю: и хочет.
Волков 27.02.2019 в 15:20:18
Волков 27.02.2019 в 14:19:00
Волков 27.02.2019 в 14:08:19
Волков 26.02.2019 в 16:45:36
Волков 26.02.2019 в 16:23:40
Волков 26.02.2019 в 16:11:53
прот. Андрей Хвыля-Олинтер 26.02.2019 в 10:28:55
Во многом правильная статья. Недавно я провел целенаправленные диахронические исследования частотности некоторых ключевых духовно-нравственных слов (категорий, понятий) корпуса русских текстов периода 1800-2008гг. с помощью ресурсов системы Google Books Ngram Viewer. Результаты потрясают. Явственно видны исторические взлеты и падения духовности и нравственности российского общества. Все в точности как сказано в этой статье.
гость 25.02.2019 в 13:13:55
Инна Сорокина 25.02.2019 в 11:30:21
Отличная статья - не в бровь, а в глаз. Спасибо!
Владимир Юрганов 25.02.2019 в 09:43:57
Прочитал я две художественные книги одну за другой - так получилось. Про типажи духовных подвижников русского и западного. Водолазкин "Лавр" и Аккройд "Дом доктора Ди". Лавр - лечил людей, юродствовал, был в паломничестве, доктор Ди - всю жизнь искал философский камень и знания, чтобы разбогатеть и прославиться. Вот и все отличие между нами и ними.
Волков 08.05.2019 в 10:38:12