Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Греховный навык богословской спекуляции

8.01.2016
Александр Буздалов

 

Одной из отличительных черт современного богословия является вольность и спекулятивность в толковании такого важнейшего для данной науки понятия как Предание Церкви, являющегося гносеологическим критерием, или основным мерилом истинности всякого знания в этой области. Истинно в богословии лишь то, что прошло проверку соборным разумом Церкви, что признано в ней повсеместно или освящено ее практикой.

«…Апостольское и древнее предание, существующее во всех святых церквах, находящихся во всей вселенной, служило руководством к тому, как возводимые в иерархическое достоинство должны искренне во всем приноравливаться к тем, которые прежде их занимали иерархические степени, как мудрствовать и как содержать веру, которую мудрейший Павел передавал им весьма точно, чтобы они не напрасно совершали свои подвиги, потому что если бы в чем-либо была неправа их вера, то все течение их было бы тщетно».[1]

«Св. Викентий Леринский, ссылаясь на “многих преблагочестивых и преученых мужей”, выделяет два критерия истинного церковного учения: авторитет Божественного закона, или соответствие учения “каноническим книгам Писания”; Предание кафолической Церкви (Commonitorium. 2, 29). Последнее необходимо потому, что возможно не только истинное, но и ложное толкование Свящ. Писания. Свящ. Писание следует толковать “согласно норме церковного и кафолического понимания” (Ibidem). В церковном Предании следует придерживаться “того, чему верили повсюду, всегда и все” (Ibid. 2), т. е. принципа всеобщности, древности и согласия. Всеобщность означает признание истинности только той веры, которую исповедует вселенская Церковь. Древность означает верность учению, одобренному св. отцами. Согласие означает следование в самой древности определениям и суждениям всех или почти всех, кто облечены священством и учительством (Ibidem). Это согласие прежде всего выражают решения Вселенских Соборов, а также суждения, общие для большинства великих учителей Церкви (Ibid. 27, 29). Следует опираться на суждения “только тех отцов, которые, живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верой почить во Христе, или блаженно умереть за Христа” (Ibid. 28)».[2]

Между тем, светские силлогические приемы манипулирования смыслами, проникая в теологию, позволяют строить самые революционные и авангардные идеологические конструкции таким образом, что создается иллюзия того, что принцип соответствия Священному Преданию не только соблюден, но даже восстановлен после долгого периода мнимого повреждения или забвения. Невольными жертвами таких мистификаций могут стать и зачастую становятся не только доверчивые неофиты, или неискушенные в богословских и церковно-правовых тонкостях миряне, но и представители клира, академической профессуры и священноначалия. В последнем случае, получая карт-бланш, софистика начинает прогрессировать в геометрической прогрессии, так что спустя некоторое время в богословии уже царит такая же беспринципность и релятивизм, как и в области светской мысли. Принцип распространения недуга здесь тот же, что и в духовной жизни: «прилог» (помысл) греховной страсти (в данном случае – чужеродная богословию софистика со своими методологическими процедурами аберрации смысла), однажды допущенный, путем «сочетания», «сосложения» и приведения помысла в исполнение, становится «греховным навыком», уже не воспринимаемым в «окамененном нечувствии» как аномалия.[3] Продемонстрируем это на следующем ярком примере.

«Выступая на 25-летии Преображенского братства, епископ Пантелеимон (Шатов), викарий Святейшего Патриарха, обращаясь к членам братства, в числе других ортодоксальных вещей напомнил слова апостола Павла “Стойте и держите предания” <…> Также он привел еще одну цитату из выступления на конференции “Единство Церкви” протоиерея Владимира Воробьева: “Есть реальная история Церкви, и ее таинственная нить познается через духовное Предание, наследие и духовное преемство святых. Страшно все это подменять утопическими схемами, рационалистическими интерполяциями в первые века”. Председатель Синодального отдела [епископ Пантелеимон] подчеркнул, что сохранять эту связь с прошлым особенно важно в наше время, которому предшествовал подвиг святых новых мучеников и исповедников Российских. Продолжается история Церкви, и что-то хорошее можно сделать, только находясь в русле истории, не перечеркивая ее, добавил викарий Святейшего Патриарха».[4] 

Тем поразительнее то, что пишет глава этого самого братства, небезызвестный священник Георгий Кочетков, сразу после приведенной цитаты: «История требует контекста, способности сравнивать, сопоставлять, не впадая в иллюзию, что смысл прошлого и настоящего может быть вполне открыт уже здесь и сейчас. Как говорил С.С. Аверинцев, “эпохи не могут давать друг другу готовых ответов, но они могут обмениваться такими вопросами, от которых вещи делаются прозрачнее”».[5] 

Что называется, с точностью до наоборот.

Принцип контекста, конструктивный в любом другом случае (в анализе любого другого исторического явления), становится весьма деструктивным, будучи примененным к Священному Преданию, где основополагающим является принцип преемственности. В том и состоит исключительность Церкви, что будучи «не от мiра сего», она детерминирована не исторически изменчивым контекстом (веяниями преходящего «мiра»), но Святым Духом, имея в своем основании непреложные аксиоматические положения (догматы веры), совершенно безразличные к историческому контексту. Поэтому утверждение о том, что «эпохи [церковной истории] не могут давать готовых ответов [но могут только обмениваться вопросами]», не только не «делает вещи [церковной истории] прозрачнее», но, напротив, погружает их в релятивистическую непроницаемость. Соответственно, следующей степенью удаления от ортодоксальной прозрачности, из которой уже не видится исхода, выступает ссылка на этот, мягко говоря, неуместный подход С. Аверинцева как на богословски авторитетный. Это носит уже характер своего рода издевки, потому что не просто игнорирует рекомендации священноначалия, озвученные традиционные нормы, и даже не прямо их отрицает, но, что еще хуже, спекулирует на них: формально соглашаясь, фактически лишает их всякого смысла, выхолащивая из них все ортодоксальные предикаты. Одним словом, как в евангельской притчи: «У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: …иду, государь, и не пошел» (Мф 21:28-29). В итоге перед нами яркий пример разрушения преемственности как принципа Предания, что предполагает наличие уже соответствующей (революционной) традиции (собственно, 25-летней истории самого «неформального» братства), без чего такой нигилизм (и, одновременно, паразитизм на Традиции) был бы невозможен.

Тут же можно наблюдать и механизм этой богословской деконструкции: цитата из «отца церкви» С. Аверинцева, раскрывающая «подлинный смысл» слов св. ап. Павла, то есть переносящая в церковную историю (эту область особого Промысла, сугубого попечения Божия) принцип изучения исторической науки (плюс субъективные, «авторские» мнения мыслителя Аверинцева о царящих в человеческой истории законах и методах их познания).

«Страшно все это [Предание, реальную историю Церкви] подменять утопическими схемами, рационалистическими интерполяциями в первые века» (прот. Владимир Воробьев). На сколько же страшнее, в таком случае, в ответ на предостережение о том, как страшна такая подмена – тут же и подменять Предание Церкви представлениями самонадеянных рационалистов, «специалистов широкого спектра» светских дисциплин, входящих в новую для себя область знания (божественной премудрости) в том же самосознании «крупных специалистов» и в таковом статусе воспринимаемых прельщенными «местными обитателями». Это, так сказать, уже «следующий уровень» спекулятивности и в ней потери страха Божия.

Следом – другой наглядный пример этого прогрессирующего «греховного навыка» от того же автора (проф. свящ. Георгия Кочеткова):

«Если говорить о том, ответом на какую кризисную ситуацию являлось возникновение нашего Преображенского братства, я бы сказал, что типологически на ту же самую, которая имела место в XV–XVI веках. Только на нашу страну и Церковь сейчас нападали не иноконфессиональные силы [паписты. – А.Б.], а какие-то другие, часто вообще не христианские. Они искажали нашу традицию и перетягивали и вербовали к себе людей, они искажали сами принципы нашей христианской церковной жизни, они прививали чуждые Церкви понятия. К сожалению, Церковь иногда принимала, хотя и под давлением, эти искушения, или она не всегда вовремя от них уходила. Конечно, это не могло не вызывать внутренних напряжений и проблем. Взять хотя бы проблему богослужебного языка. Всем известно, что по-русски в нашей Церкви начинали служить еще до революции. По благословению архиереев с 1913-го года в Российской Церкви служили на русском языке. Но после “второго” восстановления патриаршества в 1943 году вопрос о переводе богослужения был объявлен диссидентским и крайне нежелательным. Это произошло по настоянию светских властей. В результате то, что было сначала воспринято как естественная потребность Церкви, то, в чем в первой половине XX века никто не сомневался, затем в советские годы стало восприниматься как нечто подозрительное, а то и нецерковное, антицерковное, чуть ли не еретическое или раскольническое. Подчеркну, что именно светская, антицерковная власть боролась с переводом богослужения на русский язык, с употреблением русского языка в богослужении. В 1937-м году были арестованы и расстреляны все священники, которые служили в то время по-русски. Митрополит Сергий (Страгородский) как раз их считал наиболее ценными и нужными ему для возрождения Церкви, но к 1943 году их уже не было в живых».

Здесь одно из двух: либо автор, утверждая, что «в первой половине XX века никто [в Российской Церкви] не сомневался [в естественной потребности русификации богослужебного языка]», намеренно лжесвидетельствует (потому что как профессор не может ни знать, что категорически против русификации богослужения были два Предстоятеля Русской Церкви того периода: Святейший Патриарх Тихон и патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский))[6]; либо он их-то «власть» и считает «антицерковной» (поэтому, видимо, и не считается с их мнением как чуждым его представлениям о Церкви).

И снова обратим внимание на механизм спекуляции, или на то, как беспринципно (и, одновременно, как упорно, или как последовательно в этой беспринципности) происходит подмена содержания церковного Предания: революционно-маргинальный обновленческий проект богослужебных реформ первой четверти ХХ века лукаво преподносится как мейнстрим, как соборный голос церковной полноты; тогда как голос реального большинства или авторитета – маргинализируется и шельмуется.

Еще более спекулятивной (опять же, с точностью до наоборот) является экстраполяция коллизии XV–XVI веков («только на нашу страну и Церковь сейчас нападали не иноконфессиональные силы, а какие-то другие, часто вообще не христианские») в современную ситуацию, потому что «иноконфессиональные силы», а то уже и «вообще какие-то другие, не христианские», которые «нападают на нашу Церковь» в данном случае, это как раз и есть «братские» силы богослужебной реформации. Поэтому здесь есть все основания говорить не просто об «авторском» теологумене или о наивном заблуждении, но уже о злонамеренности, осознанном разрушении основополагающих принципов традиционного строя жизни Православной Церкви.

Не менее показателен и прозвучавший аргумент внешнего («светского») влияния на жизнь Церкви в период ее нормальной жизнедеятельности (то, что о.Г.Кочетков обозначает как «константиновский период церковной истории», то есть эпоху Вселенских Соборов и наследующий ее принципы исторический опыт Русской Церкви). Здесь также приведена в действие такая безотказная софистическая процедура, как «перенесение с больной головы на здоровую», потому что как раз обновленческие, а не охранительные позиции всегда и обусловлены внешним фактором, что само собой разумеется. Поэтому еще раз скажем о том, что принцип контекста и принцип преемственности в оценке церковного Предания фактически исключают друг друга. Преемство в Церкви предполагает ограничение значимого контекста до внутренней Традиции, или закрытость для внешнего контекста. Тогда как степень допущения последнего прямо пропорциональна степени искажения Традиции, которая тем самым превращается лишь в одним из детерминирующих факторов, утрачивая статус одного единственного определяющего фактора. Предание Церкви – это замкнутая система, по определению, с «узким» контекстом. Нарушается эта замкнутость, как было сказано, людьми «широкой души» и несмиренномудрого ума, то есть людьми мiра, не просто входящими в Церковь с неизжитыми страстями и не до конца исповеданными грехами, что неизбежно, но при этом еще и с просветительскими, миссионерскими и реформаторскими амбициями. Они-то и пытаются расширить контекст Предания своими спекулятивными измышлениями, являющими непосредственным выражением их греховных страстей, всегда рядящихся в самые благие, золоторунные одеяния гуманизма, прогресса, толерантности и проч. Митрополит Макарий (Булгаков) пишет:

«Древняя Христианская Церковь, хранительница истинно-апостольского предания, без всякого сомнения, и в три первые века веровала <…> точно так же, как веруют теперь все православные Христиане <…> Таково же исповедание собора Антиохийского (269 г.), изложенное в послании к тому же еретику [Павлу Самосатскому]: “Мы рассудили письменно изложить ту веру, которую мы сначала приняли, которая предана нам и содержится в кафолической и святой Церкви даже до сего дня, по преемству от блаженных Апостолов, бывших самовидцами и служителями Слова (Лк. 1:2), и которая возвещается в Законе, Пророках и новом Завете”».[7]

Степень оппозиционности экклезиологии проф. Георгия Кочеткова догматическому учению о Церкви позволяет трактовать его термины «братство», «община», «неформальное движение» как эвфемизмы таких традиционных понятий как раскол, самочинное сборище, ересь, реформаторство, секта, – и тогда все в этой квази-экклезиологии встает на свои места. Например: «Должен сказать, что любое братство» [самочинное сборище, скрытый раскол, секта], «будучи проявлением местной соборности» [«соборности двух-трех», или в соборности кавычках], «которая всегда должна поддерживать соборность, идущую сверху, сталкивается с противоречиями. Противоречия между проявлениями этих двух видов соборности» [истинной и ложной не по вектору, но по самому духу] «существуют объективно. Соборность Церкви, к сожалению, плохо осознана самой Церковью» [с точки зрения всякого раскольника и сектанта]. «Это показывает вся история христианства. Поэтому новые проявления соборности» [самочинства] «в силу неразвитости церковного сознания в этой области всегда вызывали и будут вызывать напряжение» [противление Церкви деструктивным силам «развитого» самочинства]. «Не надо удивляться этому, это совершенно нормально. Всё новое» [титанически разрушительное для Церкви реформаторство] «вызывает напряжение. Новое творится не просто так, а потому, что старое слишком обветшало, потому что оно уже близко к уничтожению» [со стороны раскола как восстающей на Церковь экклезиологической ереси]. «При этом надо помнить, что само церковное братство» [самочинство и раскол] «– это не только новое, это и возрождение лучших качеств старого» [типичного раскола и воинствующего реформаторства]. «Это возрождение бывает необходимо, потому что история объективирует предание Церкви, традицию Церкви – остаются внешние формы, а внутреннее содержание, дух и смысл этих форм уходят. Люди забывают о них, или, что хуже, подменяют дух и смысл совершенно другими вещами, часто даже противоположными. Это касается и богослужения, и некоторых положений веры, и самой жизни Церкви – как принципов, так и практической стороны жизни людей. История Церкви очень богата на такие примеры». – Дух Святой ушел из Церкви – стабильное кредо всякого раскола, ереси и сектантства. И, действительно, история Церкви весьма богата на такие примеры.[8]

Еще один неотъемлемый атрибут обновленческого (как протестантского по типу), или раскольническо-сектантского, сознания о.Георгия Кочеткова:

«Соглашусь с тем, что напряжение между иерархией и неформальными движениями неизбежно. <…> нужны добрая воля и желание в первую очередь служить Богу и Церкви. <…> в центре нашей жизни должен стоять Господь и, следовательно, Его Церковь в духовно-мистическом смысле – то, что мы называем Церковью с большой буквы. Тогда легко будет преодолеть и напряжение с иерархией. Хотя исторических примеров здесь вспоминается немного, но они есть. Достаточно привести случай с архимандритом (Савельевым) и его общиной. В XX веке, в условиях жесточайших гонений на Церковь, когда действовал закон “больше двух или трех не собираться”, среди этих “двоих-троих” во Христе иногда возникали братские и общинные отношения».

Мифическим «братским отношениям двух-трех» принесены в жертву сыновне-отеческие отношения с канонической иерархией; верностью солипсической «церкви в духовно-мистическом смысле» (то есть в смысле протестантско-экуменической «теории ветвей») оправдывается фронда в отношении Священного Предания.

Наконец, автор, окончательно теряя над собой контроль конспиролога в эйфории просветителя, начинает раскрывать всю свою неприглядную подноготную, а именно, детерминированность своих представлений, во-первых, внешними, сугубо светскими, мирскими веяниями:

«Жизнь мира и в мире не определяется количествами, она определяется качествами. А качества всегда уникальны, они всегда в меньшинстве. Это всегда какое-то меньшинство – всегда! <…> то тут-то и возникает новый опыт, новый стиль, новое направление в духовной жизни, в философии, в науке, во всех важных для человечества областях. Так что через обретение, раскрытие, распространение смысла и духа Христова даже очень небольшое число людей может влиять на важные мировые процессы и на большие массы. Тем более что наше время – это вообще уже не время “восстания масс”. Мы живем уже не в XX веке, и никакие массовые движения сейчас особого значения не имеют. И демократия в старом смысле, в смысле XX века, могущая приводить к победе всякое большинство, уже давно прекратила своё существование. Ее нет нигде, даже в Америке, где она родилась. Это надо учитывать».

Ну, если уж в самой Америке теперь так заведено, то тогда, конечно, деваться некуда; вы, профессор, как всегда, совершенно правы.

А во-вторых, в продолжение этого эзотеризма, или осознанной «избранности», свящ. Г.Кочетков демонстрирует обусловленность своей экклезиологии новейшими западными «харизматическими» течениями (или духовной прелестью – в терминах Священного Предания):

«В приход может придти любой человек» [в отличие от «братства» как элитарного клуба «посвященных», или секты «пневматиков»]. «Это огромное преимущество прихода» [представьте, каковы же тогда «преимущества» братства, если не годящиеся ему в подметки «преимущества прихода – огромны»]. «Но нужно, чтобы сам приход понимал, что главное его дело – служить этой открытости Церкви “граду и миру”, такому уж миру и граду, какой есть. Так что если сами приходы не мешают этому главному своему делу, то они вполне выполняют свою функцию. Их, конечно, в этом надо всячески поддерживать, их надо укреплять» [о, профессор, вы слишком великодушны], «в них надо действительно создавать и какие-то хотя бы простейшие элементы общинной и братской жизни. Естественно, на приходе как таковом никогда не возникнет харизматического движения» [откуда ентой «харизме» на приходах взяться, нешто мы не понимаем]. «Приход никогда не превратится в евхаристическую или харизматическую общину или в братство» [смешно было бы на это и надеяться]. «Но в приходах при этом могут существовать общины и братства – внутри прихода, как нутряная часть прихода. Правда, возможен и другой принцип: чтобы храм был при братстве, а не братство при храме. Приход же всегда существует при храме, тут вариантов нет. Сейчас есть прекрасный опыт западных конфессий – Католической Церкви, Протестантских церквей, – которые многого добились, создавая определенные формы соотношения церковной общины и церковного социума, как бы сам этот социум к ним ни относился. <…> Братствам и общинам в этом деле просто надо быть самими собой. Им надо всегда идти “вперед и вверх” и при этом им надо, конечно, возрождать само понятие и саму реальность “царственного священства Народа Божьего”. Это понятие, которое хорошо известно лишь богословам, экклезиологам, канонистам, и то далеко не всем. Многие сейчас стараются вовсе обойтись без него, создавая клерикалистскую модель экклезиологии, которая, конечно, не является православной. Но сейчас она существует в нашей Православной Церкви, более того, является на сегодняшний день господствующей. Поэтому надо это исконное, укорененное в Священном Писании, в многовековом опыте нашей Церкви понятие “царственного священства Народа Божьего” возрождать».

Иначе говоря, византийская (имперско-монархическая, епископальная, «симфоническая», или – в терминах проф. Кочеткова – «клерикалистская», «константиновская») церковная модель, доживающая свой век в Православной Церкви, несмотря на то, что уже «закончился «константиновский период церковной истории», это не православная модель; а «прекрасный опыт протестантских» [пресвитерианско-общинных] церквей сект – это и есть подлинное православие, возрождение «ранней церкви», вообще «реанимация» Невесты Христовой, спящей в гробе без малого последние две тысячи лет…[9]

Закончить хочется словами самого профессора Кочеткова, лучше всего выражающими суть его экклезиологии: «Это страшно для Церкви, когда свое объявляется чужим, а чужое – своим. Такие переворачивания, конечно, нужно как можно быстрее узнавать и преодолевать!»

 

 

 


[1] Послание Агафона и Римского собора ста двадцати пяти епископов, которое было как бы инструкциею легатам, посланным на Шестой собор // Деяния Вселенских Соборов. Т.6. Изд. 3-е. Казань, 1908.

[2] Фокин А.Р. Викентий Леринский // Православная энциклопедия. 2004. Т.8. С.416-418. http://www.pravenc.ru/text/158480.html.

[3] Ср.: «…язык современного человека, как и прежде, не может адекватно выразить не только чувства, ощущения и переживания, но очень часто у него не хватает однозначных, точных понятий и для выражения идей и мыслей. Многозначность понятий и терминов – одно из значительных препятствий на пути межчеловеческого общения и взаимопонимания. Это препятствие во всей силе ощущается и в сфере научно-богословской…» (Осипов А.И. Спасение – освобождение для мира и справедливости во Христе. Значение Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1976. № 3. С. 60).

[4] http://www.diaconia.ru/episkop-panteleimon-vsyakoe-obnovlenie-vozmozhno-tolko-v-dukhe

[5] Свящ. Георгий Кочетков,  Балакшина Ю.В. «Вы – в сердцах наших, чтобы вместе умереть и вместе жить» (2 Кор. 7:3): явление братства в Православной церкви / http://www.bogoslov.ru/text/4767309.html

[6] См.: Обращение Святейшего Патриарха Тихона от 4/17 ноября 1921 года № 1575 к архипастырям и пастырям Православной Российской Церкви. ГАРФ, ф. 550, оп. 1, номер 152, л. 3–4 / http://www.blagogon.ru/digest/211/. Указ Патриаршего Местоблюстителя священномученика митрополита Петра (Полянского) от 14.09.1925г. об упорядочении богослужебной практики и недопустимости богослужебных нововведений. ЦИАМ, ф.2303, оп. 1, № 232, л. 1-3. Машинопись / Сергий Голубцов, протодиакон. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С. 95 / http://www.blagogon.ru/digest/211/.

[7] Митр. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. Т.1. §34. Изд.4-е. СПб, 1883. С.229-230.

[8] Ср.: «Должно повиноваться пресвитерам, находящимся в Церкви, и происходящим преемственно от апостолов, и, по благоволению Отца, вместе с преемством епископства, получившим истинные дары; прочих же, кои получили пресвитерство не по такому преемству и собираются во всяком месте, тех считать людьми подозрительными, еретиками и злонамеренными, отступниками, горделивыми, самолюбивыми, лицемерами, делающими это ради прибытка или суетной славы» (Митр. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. Т.2. §172; с. 216 / Св. Ириней Лионский. Против ересей. IV, 26).

[9] Ср.: «Новым, осязательнейшим доказательством Божеского происхождения и преимущества епископской власти служат древнейшие списки первых епископов разных апостольских Церквей, бывшие еще для древних ревнителей православия орудием против еретиков. “Мы можем, говорит св. Ириней, перечислить тех, кои от апостолов поставлены епископами в церквах, и преемников их даже до нас”, <…> Из этого очевидно, что древние не только отличали епископов от пресвитеров, но что первых только и почитали преемниками апостольскими, давая им, таким образом, полное предпочтение пред последними» (Митр. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. Т.2. §173. Цит. изд. С.220 / Св. Ириней Лионский. Против ересей. III).

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью
 - 
48
 /  - 
6
Комментарии:
р.Б.Ирина 08/01/2016 в 14:51:52
Лебядкину.
И внятно, и убедительно. Буздалов вообще очень хороший публицист, с удовольствием его читаю.
М.Яблоков 08/01/2016 в 14:44:43
Достаточно взглянуть на их физиономии. Все на лице написано.
р.Б.Ирина 08/01/2016 в 14:41:57
Настоящая суть таких, как Кочетков - это оборотни. Сатанизм обновленцев давно зашкаливает.
Лина 08/01/2016 в 13:12:57
Лебядкину.
Мне кажется, что всё проще.( Это параллельная жизнь силлогизмов-предателей.(
Лебядкин 08/01/2016 в 12:44:57
Увы, автор невнятен или неубедителен, или сам опасается того, что хочет сказать.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Греховный навык богословской спекуляции Православный журнал «Благодатный Огонь»

Греховный навык богословской спекуляции

8.01.2016
Александр Буздалов

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

20.11.2017
Наталья Михайлова

Когда начались гонения на Церковь в России?

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и миссионерствующее монашество

8.11.2017
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

7.11.2017
Алексей Горожанин

Посрамление игумена Петра (Мещеринова) от Казанской иконы Богородицы

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

24.10.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

2.11.2017
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

5.11.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

8.10.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

1.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года

20.10.2017
Кирилл Дегтярев

О рыбаке и рыбке.
Размышления о монархизме и монархистах

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

27.09.2017
Николай Пронин

Учение о первородном грехе и Искуплении в проекте нового Катехизиса Русской Православной Церкви

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

12.11.2017
Отзыв Аналитического центра свт. Василия Великого на проект нового Катехизиса Русской Православной Церкви

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

11.09.2017
Михаил Демурин

Конфликт между миром и Церковью: дело тут не в «пропаганде»

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

11.08.2017
Священник Димитрий Шишкин

Благовествование или маркетинг?

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

31.10.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

8.09.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.10.2017
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

22.05.2017
Киприан Шахбазян

Отзыв на новый Катехизис митрополита Илариона (Алфеева).
Учение об Искуплении

14.07.2017
Документальный фильм «Эти». Комментарий священника Алексия Чаплина

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.07.2017
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

8.11.2017
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

25.06.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

21.09.2018
Киприан Шахбазян

Место «нового Катехизиса» в православной традиции и его авторитетность

22.06.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

18.06.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

3.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк. Комментарий диакона Ильи Маслова

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

 

НОВОСТИ

22.11.2017
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила против секспросвета в школах, а митрополит Иларион (Алфеев) за секспросвет «целомудренный», т.е. за «целомудренное» растление подростков в школах

19.11.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих», части I–III (ВИДЕО)

10.11.2017
В памяти православных Леонид Ильич Брежнев остался благодетелем Церкви, а Хрущев – гонителем

04.11.2017
Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит

29.10.2017
Карлики, стоящие на плечах гиганта, помолчите!
Диакон Владимир Василик о скандальной антисталинской тираде Макаревича

23.10.2017
Новые креативные аспекты миссионерского служения Белгородской епархии: старооскольский священник Максим Пастухов принял участие в чемпионате по бодибилдингу и фитнес-бикини

22.10.2017
На круглом столе в Москве обсудили проект нового Катехизиса РПЦ

17.10.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) положительно оценил творчество священника-рэпера: «в рэпе есть нечто общее с церковной традицией»

16.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года о недопустимости включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

06.10.2017
Депутат Госдумы заявил о возможной казни в Сирии двух плененных россиян, которые отказались отречься от православной веры и от родины

03.10.2017
Тяжкие будни правительства РФ: премьер-министр Медведев утвердил правила пользования кадилом

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

23.08.2017
Поклонская перешла черту: от депутата отворачиваются коллеги и священники

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

24.07.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о провозглашении руководством ДНР новой республики Малороссия

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

23.05.2017
Патриарх Кирилл считает возможным объединение христиан разных Церквей без единства в вопросах веры?

15.05.2017
В Риме состоялся Летний институт для представителей Московского Патриархата: создается новое поколение экуменических священнослужителей

07.05.2017
«Пятёрочка» выручает! Новый миссионерский проект от митрополита Илариона (Алфеева), направленный на повышение посещаемости храмов и укрепление семейных ценностей

05.05.2017
Диакон Владимир Василик о сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 гг.

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви