Богородица

Актуальные статьи

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

14.04.2016
Алексей Любомудров

Протодиакон А.Кураев продолжает возводить напраслину на святителя 
 

Трем лицам пакостит клеветник: оклеветанному, слушающему и самому себе.
Василий Великий
 

На сотнях сайтов и форумов можно встретить утверждение: в 1859 г. епископ Кавказский и Черноморский Игнатий (Брянчанинов) доказывал, что «рабство, как крепостная зависимость крестьян от помещиков, вполне законно и, как богоучрежденное, должно быть всегда, хотя в различных формах». Цитата выделяется цветом и шрифтом, под ней ставится подпись «Святитель Игнатий Брянчанинов». Строки, конечно, разящие, однозначные и недвусмысленные. Слова канонизированного святого бросают тень на всю Церковь. На Интернет-площадках атеистических и антихристианских они вызывают восторг, смакуются: ваша Церковь поощряла рабство! Православные же огорчены. «Прочитала в блоге Кураева, расстроилась даже», – искренне пишет «Наталья ВЛГ» (21.02.2016). Пытается смягчить удар профессор А.И. Осипов: «Свт. Игнатий высказал здесь свое личное понимание этого вполне мирского вопроса. У него на это были свои соображения, которые далеко не для всех оказались убедительными» (20.02.2016).

Но епископ Игнатий никогда такого не говорил. В свое время мне довелось подготовить к публикации комплекс материалов, касающихся взглядов святителя на крестьянскую реформу, и я знаю, что таких слов у него нет. В том самом 1859 году он утверждал противоположное: «освобождение рабов всегда признавалось Церковью добрым делом, делом милости, делом братской христианской любви. Из этого учения Церкви взгляд на настоящее отечественное событие, на дело о улучшении быта помещичьих крестьян и о даровании им гражданской свободы величествен, великолепен. <...> Не должно думать, что гражданская свобода возвысит нравственно одних крестьян: сословие дворян должно непременно вступить на высокую степень нравственного преуспеяния, отказавшись от рабовладения». Не Богом учреждено рабство, – утверждает владыка, – оно «есть последствие ниспадения человечества во грех» (Из послания от 6 мая 1859 г.).

Откуда же взялась фраза о «богоучрежденном рабстве»? Чаще всего она приводится в работах протодиакона Андрея Кураева. Текстовый блок об отношении Церкви к крепостничеству переходит из одной его книги в другую, и всегда на первом плане – фигура святителя. «Св. Игнатий Брянчанинов и за два года до отмены крепостного права в России считал своим пастырским долгом апологию рабства», – читаем в книге Кураева «Христианство на пределе истории». Вдумайтесь: пастырским долгом! Он «публично воспротивился отмене крепостного права» («Перестройка в церковь»). Здесь же сочувственно цитируются слова Герцена о «диком и уродливом» послании «во Христе сапера». До боли знакомые выражения большевистских агитаторов... Но сегодня этот миф настойчиво внедряет в массовое сознание протодиакон. Повторяет снова и снова в блогах, лекциях, видеозаписи которых выкладываются в сеть. В посте от 3 февраля 2013 года цитирует тот же отрывок из своей книги, воспроизводит его с вариациями и в свежей записи 19 февраля 2016 г., тут же перепечатанной журналом Сноб.

Книги и блоги Кураева, столь популярные, содействовали распространению названной псевдоцитаты «из Игнатия» по просторам Интернета, и теперь с подачи диакона имя святителя накрепко ассоциировано с крепостником-мракобесом. Лишь немногие усомнились в ее достоверности. «Почему ссылка на свт. Игнатия опосредованная? Очень просто – потому что официально изложенная позиция святителя совершенно иная», – резонно полагал форумчанин Алексей Давыдов еще 6 февраля 2012 г.

Между тем отношение епископа к крестьянской реформе, его взгляды на христианское понимание свободы, трактовка трудных для понимания слов апостола «аще и можеши свободен быти, больше поработи себе» (1 Кор. 7:21) детально изложены в архипастырских посланиях владыки. Эти послания и комментарии к ним, памфлет Герцена и ответ Герцену Брянчанинова включены и в «Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского» (М., 2002, с. 307-366, глава XIV), и в первое и второе издания Полного собрания творений святителя (М.: Паломник, 2001, том 2, с. 393-464; М.: Паломник, 2014, том 4, с. 397-465). Сейчас любой желающий может познакомиться с ними и в сети.

Трудно предположить непросвещенность Андрея Кураева относительно текстов отечественной богословской письменности. Или он «ради красного словца не пожалеет и отца»? Из пастырского послания владыки от 6 мая 1859 г. он выбрал и подлинные цитаты – о том, что Церковь «никогда и ничего не говорила об уничтожении гражданского рабства»; «не твое дело, что господин твой бесчеловечен: ему за это судит Бог; ты неси твой крест, данный тебе Богом для твоего спасения...» (по сути это парафраз из 1 Пет. 2: 18-21). В контексте слов о «богоучрежденном рабстве» они призваны стать дополнительными «уликами» для вынесения приговора крепостнику. Но в комментариях к блогу Кураева от 3 февраля 2013 г. автору деликатно указывали уже на несправедливость обвинений Игнатия, обращали внимание на общий смысл послания (читатель под ником «sibhome», запись 4.02.2013). От этой правды диакон отмахнулся: «я приводил ясные и жесткие цитаты из другой статьи св. Игнатия, на которую и реагировал Герцен». Но не назвал ее. И не мог назвать: ведь цитаты, как ни крути, – из того самого послания, и Герцен писал о нем же. Не желая признать очевидное, Кураев продолжает с усердием возводить напраслину на святителя.

К чему же на самом деле призывал свт. Игнатий? В ходе подготовки крестьянской реформы епископ, как управляющий Кавказской епархией, обратился с посланиями о происхождении рабовладения, истории крепостного права в России, о христианском понимании свободы. Написанные с замечательной богословской эрудицией, они отражают аскетическое настроение святителя, его взгляды на участие Церкви в мирских делах, на будущее развитие России. В них разъясняются вопросы о происхождении зла, о страдании.

Насущная забота владыки – о своей пастве, как раз о крестьянах. В посланиях выражено желание, чтоб освобождение крестьян было проведено реформаторским, а не революционным путем. Основания опасаться волнений были вполне реальны: в Ставропольской губернии вспыхивали крестьянские бунты, при подавлении одного из них, в селе Маслов-Кут, в 1853 г. было расстреляно из орудий полтораста человек. Вот почему святитель счел своим долгом ответить на статьи, появившиеся в церковно-либеральной печати, обращенные в том числе и к сельским священникам: дав повод к очередным волнениям, они могли принести немалый вред.

Но вопрос о крепостном праве – частность, побуждающая владыку рассуждать о самосознании христианина в мире. Не плоскость социально-политических коллизий, а вертикаль отношений человеческой души и Бога освещает его работы. Игнатий выступает с позиций не политических, но христианских, евангельских, святоотеческих, которые сознанию нецерковному конечно же совершенно чужды.

Послание свт. Игнатия от 6 мая 1859 г. по сути – блестящий трактат о христианском и либеральном понимании свободы. И сегодня в эпоху ожесточенных споров и полемик этот вопрос по-прежнему актуален. Остается поражаться, насколько точно, не допуская ни малейшего уклонения от истины, владыка разъясняет евангельские заветы, заботясь о душе христианской. Просветительские идеи «прав человека» и «истинного прогресса» внеположны евангельскому призыву к духовному преображению «человека внутреннего» – это один из центральных пунктов полемики святителя: «Царство Христово, будучи не от мира сего (Ин. 18: 36), не имеет никакого отношения к гражданской форме государств, доставляя, впрочем, всякому государству самых добродетельных и потому самых полезных членов. Точно так и свободу Господь даровал духовную, не уничтожив ни одной власти гражданской; ибо свободный духовно, при всей гражданской подчиненности своей, не подчинен греху и страстям».

Пора сказать, наконец, откуда же появились пресловутые строки о «богоучрежденном рабстве» и кто их автор. Трудно поверить, но это цитата из статьи протоиерея Симеона Никольского «Освобождение крестьян и духовенство», опубликованной в «Трудах Ставропольской ученой архивной комиссии, учрежденной в 1906 г.» (Вып. 1. Ставрополь, 1911. Приложение. С. 3-20). В кавычках Кураев приводит слова не Игнатия, а самого священника Симеона. Это протоиерей утверждает, что святитель в своем послании от 6 мая 1859 года якобы «стремится доказать, что рабство <...> должно быть всегда».

Статья Никольского содержит немало фактов из истории Ставропольской епархии, автор знаком с рядом документов, в том числе с циркулярами епископа Игнатия. Трудно сказать, что побудило священника на явное лжесвидетельство. К фигуре Брянчанинова Никольский относится с нескрываемой неприязнью: в той же статье и на той же странице он приводит несуразный анекдот: якобы в юности, будучи офицером, Брянчанинов «нарядился» в рясу и повенчал своего товарища, за что по повелению Государя и стал монахом. Эту пошлую нелепицу автор предлагает проверить на достоверность! Дано ли было протоиерею Никольскому, занимавшему, между прочим, должность епархиального миссионера-проповедника (!), «предугадать, как его слово отзовется»? Спустя столетие его навет был извлечен из редкой, мало кому доступной публикации и запущен в обиход, растиражирован во «всемирной паутине» новыми «миссионерами».

И еще о технологии подмены. Во всех текстах Кураева в ссылке на эти строки указаны журнал, год, номер, страница – но не приводится ни имя автора (Никольского), ни название статьи. Сомнений у читателя возникнуть не должно: закавычены собственные слова Брянчанинова. Разумеется, Никольского до сих пор никто не перепроверял.

Наконец, в своем блоге 23 февраля 2016 г. Кураев поместил и заметку Герцена «Во Христе сапер Игнатий» – издевательский пасквиль, полный ненависти к Церкви и православию, проникнутый откровенной злонамеренной клеветой на святителя. По словам Герцена, тот «оканчивает апологией рабства, доказывая, что нет счастливее состояния, как крепостное право», – и так далее. Заметка имеет характер либерального доноса властям: не худо бы, пишет «Искандер», сослать этого врага прогресса на Камчатку. Классическое манипулирование: Герцен рассчитывает на доверие читателей, которым свериться с критикуемым источником невозможно, ведь послание епископа было домашним епархиальным документом, неизвестным публике.

Кураев не упоминает, намеренно или по незнанию, о том, что святитель ответил на эту заметку. Опубликованный, этот документ может служить образцом христианской полемики: в нем есть острота ума, безупречное благородство позиции, разящая точность мысли. Прочесть его будет полезно всем, кто ищет истины. Сколь современны такие, например, строки: «Якобинцы особенно не терпят обличения. Они любят действовать втихомолку, под личиною и личинами, убаюкивая и усыпляя свои жертвы. При таком образе действия они рассчитывают на верный успех, и тот – преступник, достойный всех казней, кто заметил бы и открыл их действия».

Пожелаем всем, интересующимся историей нашей Церкви, читать подлинные труды бескомпромиссных учителей православия и не доверяться новым «якобинцам», влияющим на умы людей непросвещенных.


 



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Ученик 14.09.2020 в 16:20:14

Что-то слабо аргументировано, несерьезно.
Во-первых, сам автор пишет, что профессор Осипов прокомментировал, что таково было личное мнение свт. Игнатия. Выходит, что Осипову знакомы эти слова, он их подтверждает. Или Осипов не знает? Один из главных любителей Брянчанинова не знает? Автор почему-то игнорирует этот факт и идет в лес по дрова обсуждать Кураева.
Во-вторых, об этом же говорит и доктор богословия, декан богословского факультета ПСТГУ, священник Павел Хондзинский: - Была ли у Игнатия Брянчанинова своя общественная, гражданская позиция? Каким он видел будущее Российской империи? - Он не много ждал от социальных перемен, считая, что нет власти без насилия и нет подчинения без страдания, и что так будет всегда. С этой точки зрения он оценил и отмену крепостного права, за что, кстати, удостоился даже статьи в герценовском «Колоколе» под хлестким названием «Во Христе сапер Игнатий». См.здесь https://foma.ru/ignatiy-bryanchaninov-svyatoy-aristokrat.html
В-третьих, непонятно, на основании чего сделаны выводы о словах какого-то Никольского? Источник какой-то указан, а что там в источнике не понятно, толком ни цитат, ни доказательств.

Сергей 04.07.2016 в 14:35:27

Жаль диакона Кураева - так хорошо начинал, а закончил неверующим! Ныне немало неверущих клириков РПЦ, но нет ничего нового под солнцем... Это уже точно последние столетия (100% что меньше 500 лет) с такой быстротой объединяется мiр ...

Владимир 27.06.2016 в 23:18:04

В чём смысл жизни? Этот вопрос - каждый когда-нибудь должен себе задать. Став искренне старательным православным христианином, этот человек истинно ответил себе на этот вопрос. Страсти - это неизбежность в земной жизни. НО! В чём же смысл жизни у тех "православных христиан", которые осознанно клевещут. Такие люди, они ведь понимают, что за свои действия им придётся отвечать, и здесь, и что более страшно - за пределами земной жизни. Почему такие христиане совсем не борются со своими страстями? Ведь никакая страсть не может главенствовать над искренне старательным православным христианином. Да, можно упасть, падение неизбежно, и более того, мне думается, что падение в земной жизни, это величайшая радость для православного христианина, поскольку без падения - не может быть и восстания, именно без такого восстания, в котором истинный смысл жизни - шаг за шагом приближаться к НЕПАДАТЕЛЬНОСТИ! Конечно, не нужно искать падения, но упав - всегда встань, и встань так, чтобы это радовало Господа Христа!
К чему это я? да к тому, что осознанно идущие против истины, значит, по логике, они, каждый по своему, ищут своей единоличной выгоды (мне думается, они понимают, что их ложь приносит много вреда для многих христиан), какой-то или внешней или внутренней, а я думаю, что и внешней и внутренней радости - удовлетворения в некой страсти - страстях. Эти люди уже стали некими маньяками, которым нужно всё больше и больше удовлетворять свою самую главенствующую страсть, будь-то сребролюбие, тщеславие, самолюбие. Ведь каждая страсть она не живёт сама по себе, она сожительствуют со всеми страстями. Удовлетворение своих страстей, это и становится смыслом жизни осознанно идущих против истины. А если они идут против истины, значит, они идут и против самой Истины! И не нужно говорить, что став алкоголиком, я ничего не могу поделать с собой. Ведь другие во все века могли и нынче могут, если бы это было не так, тогда бы мы все были бы Иудами - предателями и истины, и Истины. Хотя, не искренняя духовная жизнь православного христианина, это самое что ни на есть предательство Иудино! Это должно знать - КАЖДОМУ! И такое может произойти со всяким, если не бороться со страстями. Тогда после каждого падения будет не вставание, а усугубление, и смыслом жизни уже не будет жизнь со Христом, а станет смерть с диаволом... Не дай Бог!

о. Андрей 13.05.2016 в 21:02:34

Не так давно один афонский иеромонах увлекся опровержением учения святителя Игнатия, и вскоре... женился.

Киприан Шахбазян 13.05.2016 в 19:49:58

Вот статья Щапова: http://books.e-heritage.ru/book/10086637

Киприан Шахбазян 13.05.2016 в 19:21:37

Наконец удалось открыть ссылку на статью, где протодиак. Кураев якобы нашел цитату из свт. Игнатия: https://drive.google.com/file/d/0BzLPHm0ycAuNcTJvd2dDMnhfeUk/view На самом деле это не цитата, а лишь пересказ некоего прот. Симеона Никольского, весьма тенденциозный, да, говоря прямо, лживый.
А вот тут текст самого святителя, который извращается в статье прот. Никольского: http://baltym.prihod.ru/bibliocat/ (то самое Послание от 6-го мая 1859 года).
Протодиак. Кураев — лжец и клеветник. Он не мог не видеть, что имеет дело не с цитатой, а с пересказом. Но он, вослед первому клеветнику, повторил его ложь, усугубив ее тем, что выдал пересказ за прямую речь святителя.

Смирнова Людмила 21.04.2016 в 20:34:38

Архипастырские воззвания, над которыми глумится Кураев, и в которых, разумеется, нет приписываемой свт. Игнатию цитаты, можно прочесть на сайте: http://bookitut.ru/Polnoe-sobranie-tvorenij-Tom-2.37
Хотелось бы найти статью Щапова, послужившую поводом к написанию воззвания от 6 мая 1859 года. Но пока, увы, не нашла. Христианское понимание свободы, излагаемое святителем Игнатием в воззвании от 6 мая, близко к рассуждению св. Иоанна Златоуста, содержащемуся в Беседе XIX на Первое послание к Коринфянам: «Таково христианство: оно и в рабстве доставляет свободу. Подлинно, если нам не причиняют вреда ни смерть, ни бичевания, ни узы, то тем более рабство. Вредно не это рабство, возлюбленный, а рабство истинное — рабство греху. Если ты не подвергся ему, то дерзай и радуйся; тебе никто не может причинить никакого зла, потому что ты чужд рабства в душе своей. Если же ты подвергся ему, то хотя бы ты был тысячекратно свободен, свобода не принесет тебе никакой пользы» (Творения… Т. 10 Кн. 1. С. 184–185).

Дмитрий 20.04.2016 в 14:51:07

Цитата выделенная жирным шрифтом в начале статьи вполне точна, только цитирует она не свт. Игнатия, а из юбилейного от 20/02/1911 очерка протоиерея Симеона Никольского, который в нескольких строках попытался изложить суть пространного (22 стр.) воззвания (№916 от 6 мая 1959г.) свт. Игнатия. Полная цитата из Никольского. «"Воззвание" это представляет ту особенность, что Преосвященный автор его словом Божиим, от священного писания Ветхого и Нового Завета, и от истории Церкви Вселенской и Русской, как и Русскаго Государства и Писаний святых отцев, что рабство, как крепостная зависимость крестьян от помещиков, вполне законно и, как богоучрежденное, должно быть всегда, хотя в различных формах».

Киприан Шахбазян 20.04.2016 в 13:56:22

Сергею Амноcу.
Спасибо, но к сожалению, у меня не открывается ни один документ. Вы посмотрели? что там на с. 10?

николай осипов 19.04.2016 в 14:03:12

Низкий поклон автору за прекрасную статью в защиту святителя Игнатия. Она очень важна!

Владимир Юрганов 19.04.2016 в 13:26:54

Светлана пишет:
/// Жалкие попытки Кураева опорочить имя святителя Игнатия (Брянчанинова) объясняются тем, что святитель был и остается для нас защитником православия и противником папизма, считая католицизм ересью, а не одной из христианских церквей (в отличии от большинства нашего священноначалия). Читайте "Аскетическую проповедь" святителя Игнатия - этого не услышишь ни с одного нашего амвона. ///
Не один лишь Кураев покушается на святиеля Игнатия... И Шмеман и и. Петр (Мещеринов) - для всех них мысли и слова Игнания - как ладан для бесов - нестерпимы. И именно его они стараются опорочить, ибо понимаю, что он - кареугольный камень русского Православия 19го-20го веков. Есть и иные великие святые, которых мы почитаем и любим, но пожалуй нет мыслителя и учителя такой силы. Борьба против наследия Игнатия - вот лакмусовая бумажка. Борется - значит Иуда.

Владимир Юрганов 19.04.2016 в 13:20:19

миссионер миссионера видит издалека... Раньше каазлось, что Кураев взял да и скурвился... а чем дальше, тем становится всё очевиднее, что он и был кривым по жизни

Владимир 17.04.2016 в 15:08:45

Такое ощущение, что Кураев не просто безумствует, но и сознательно упорствует в своём безумии, став орудием в "руках" духа антихристова.

Сергей Амнос 16.04.2016 в 02:10:40

Киприану Шахбазяну.
Вот, прислали наконец. Но в ужаснейшем качестве, также как в наших библиотеках выдают (что редкость - обыкновенно белорусы достаточно качественно сканируют). Ссылки на статью в форматах Djvu и PDF
https://drive.google.com/open?id=0BzLPHm0ycAuNcTJvd2dDMnhfeUk
https://drive.google.com/open?id=0BzLPHm0ycAuNYmQzU1E1SzFVNmc

Лебядкин 15.04.2016 в 18:06:53

Слово рабство для наших либералов - всё равно что звонок для павловской собаки, они реагируют, не думая, а думают фонетически - не выше того. Поэтому и не различают раба Божьего и холуя цезаря.

прот. Андрей Хвыля-Олинтер 14.04.2016 в 12:19:25

Нужно совсем не понимать и не принимать Православия и Его святых, чтобы утверждать, что Оно (и они) хоть в чем-то оправдывают то рабство, о котором идет разговор в данной статье. Христианство - это любовь! Человек - это создание по Образу Божьему! И все наши святые этим живут! Поэтому не верьте тем, кто клевещет на православных святых!

Сергей Амнос 14.04.2016 в 12:15:19

Киприану Шахбазяну.
Я заказал эту статью из "Трудов Ставропольской ученой архивной комиссии" в Минской библиотеке, посмотрим что там.... Заодно опубликую, поскольку нигде не нашёл.

Светлана 14.04.2016 в 12:11:15

Жалкие попытки Кураева опорочить имя святителя Игнатия (Брянчанинова) объясняются тем, что святитель был и остается для нас защитником православия и противником папизма, считая католицизм ересью, а не одной из христианских церквей (в отличии от большинства нашего священноначалия). Читайте "Аскетическую проповедь" святителя Игнатия - этого не услышишь ни с одного нашего амвона.

Киприан Шахбазян 14.04.2016 в 11:17:58

Протодиак. Кураев ссылается на конкретный источник: Труды Ставропольской ученой архивной комиссии, учрежденной в 1906 г.» вып. 1, Ставрополь, 1911 г. стр. 10. Возможно ли проверить?

р. Б. Татьяна 14.04.2016 в 11:00:44

Кстати - его на Эхе Москвы спросили - "где та тонкая граница между пропагандой и миссионерством?" (он же "миссионер!!"). Ответ просто замечательный, и может быть поставлен эпиграфом к этой статье «Апологет рабства». - "РАЗРЕШЕНИЕ СЕБЕ ПРАВА НА ЛОЖЬ" (с) Кураев. Он то имел конечно же... пропагандистов! А вот он то.... - читай выше. И вот так во всем, у них, у миссионеров, обновленцев, либералов - не то что у "сброда приходского", закостенелого в Евангелии.
Р.S. Чтобы не выглядело оговором миссионера - это он говорит в ролике "Андрей Кураев про наглые обманы РПЦ"

р. Б. Татьяна 14.04.2016 в 10:31:09

Этот Кураев тут ляпнул, расслабившись под елей, который ему наливали в уши - какой он самый цитируемый православный писатель. В чем я очень сильно сомневаюсь - если и самый читаемый, то в широко известных узких кругах Эха Москвы и пр. либерализма. А также прямо сказал, что "Такие вещи как монашество, или вступление в брак, или принятие священства - это такие священные безумства. Которые по большому счету могут совершаться только в определенном возрасте. И в режиме ОТКЛЮЧЕНИЯ ГОЛОВЫ" - при этом честно захихикал, вместе с подобострастно подхихикивающим ведущим, с серьгой в ухе (Дмитрий Широков). И так давно понятно было, что он из себя представляет - несмотря на рясу, а тут было ощущение осклизлости и холода, а вовсе не "вонючести ослика" - как он себя назвал. Короче - ОН ТАК ВИДИТ МИР. Все козлы и только они - дАртаньяны - хоть и воняют.
Спасибо за статью. Молчать нам нельзя, и аргументы пригодятся. Хотя они ничего не изменят в головах, забитых ненавистью и презрением.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс