Богородица

Актуальные статьи

Огонь, вода и медные трубы

9.12.2016
Сергей Комаров

Встретил недавно знакомую женщину, верующую, которая давно уже работает в Церкви. Сказала, что ищет новую работу. Я вспомнил про вакантное место в одной церковной организации. Но знакомая отказалась. Оказывается, она приняла решение никогда больше не работать в Церкви. Заявила, что с нее хватит. «Есть серьезная опасность потерять веру», – объяснила она свое решение.

Подобные слова слышу не первый раз. Действительно, для многих людей работа в Церкви становится огромным искушением. В ежедневных рабочих буднях человек показывает себя таким, как он есть, со всеми духовными болезнями. Впрочем, к грехам своим и чужим мы все привыкли – но если страсти греховные соединяются с внешним благочестием и церковностью, на выходе получается страшный пример лицемерия и ханжества. Когда христианин причащается с тобой из одной Чаши и потом тебя предает, это гораздо труднее вынести, чем простое предательство светского человека. Когда коллега соблюдает все внешние правила церковного благочестия, но при этом клевещет на тебя перед начальством, это может стать очень сильным ударом по твоей вере в Бога, Церковь, людей. Открывать в красивой церковной форме гнилое нутро всегда ужасно. Если форма не имеет соответственного содержания, человек может соблазниться, и совсем отказаться от формы, а вместе с ней и от предполагаемого содержания.

* * *

Как-то говорили с одним умным человеком о церковной жизни. Он поделился весьма интересной мыслью – не то, чтобы новой, но весьма оригинально выраженной. Есть такое античное выражение: огонь, вода и медные трубы (фраза широко известна по названию советского фильма-сказки). Древнее изречение говорит о всех испытаниях, которые бывают в нашей жизни. Огонь и вода есть внешние трудности. Медные трубы – это духовно-нравственные испытания славой, всеобщим признанием, богатством, величием внешних форм. Так вот, Русская Церковь наиболее уязвима именно последним искушением. Огонь гонений и воду бедности мы уже переносили, и вновь вытерпим, если потребуется. А вот проверка медными трубами в тысячу раз опасней, и, как правило, приходит на смену огня и воды.

Если б я был дьяволом – рассуждает мой остроумный знакомый – я помог бы нашему Православию победить на всех фронтах. Чтобы все вокруг сделалось православным. Православное законодательство, православная армия, православные институты, школы, больницы, клубы, спортивные секции. Депо имени свт. Николая Чудотворца, детский садик в честь прп. Сергия Радонежского, театр имени св. Иоанна Кронштадтского. Улицы наполнят билборды с цитатами из святых, в компьютерах будет работать православная система «Ортодоксия», в среду и пятницу детям в школе будут давать только постную пищу. Словом, все везде станет православным-православным.

И тогда-то, незаметно для всех, Церковь начнет превращаться в мирское учреждение. К христианству будут относиться так, как в свое время к партийной идеологии. Спорить – не поспорят, но и любить – не полюбят. Будут тихонько ругать на кухне, и рассказывать анекдоты о патриархе. Основная масса будет равнодушно повиноваться. И в один прекрасный момент окажется, что Русской Церкви уже не существует. Остались только формы, за которыми уже давно нет ничего святого. Христос ушел оттуда, и никто этого не заметил.

Таковы соображения моего собеседника. Конечно, это пока еще довольно фантастическая мысль – достаточно отъехать от наших мегаполисов с их более-менее активной церковной жизнью и посетить глубинку, как станет ясно, что пока ни о какой победе Православия и речи быть не может. Наоборот, там хроническая нехватка храмов и священников, проповеди и церковного образования. Пока никаких медных труб не слышно, но – вопрос соотношения церковной формы и необходимого содержания поставлен правильно. Всегда легче формализовать духовное, чем одухотворить форму. Множество церковных организаций у нас внешним образом хорошо устроены, но Христа там бывает трудно встретить, потому что Христа нет в нас.

* * *

К чему может привести увлечение процессом церковной жизни без главного – жизни в Христе – гениально показано в «Великом Инквизиторе» Достоевского. Мы все построили без тебя – говорит Инквизитор Христу. – Мы дали людям все и они счастливы. Счастье – это величина земная. Что еще нужно? Ты пришел мешать нам. Мы завтра сожжем тебя как врага Церкви.

Церковная жизнь без жизни во Христе – это модель будущей церкви антихриста. Когда будет все, но Бога в этом всем не будет. Форма же, утратившая содержание, никому не нужна, какой бы красивой она не была. Сегодняшнее бегство весьма многих честных и благочестивых людей из церковных организаций на светскую работу «для того, чтоб веру не потерять» – очень плохой знак. Ведь в Церкви человек должен найти Христа не только в таинствах, но и в образе возрожденных Христом людей. Если этого нет, то мы еще ни в чем не преуспели. Получается, форма у нас не являет содержания, это просто вывеска, одна лишь внешность. И если эта внешность обманчива – значит мы еще очень мирские люди.

Обо всем этом нужно размышлять. Причем, перед грядущей столетней годовщиной Октябрьской революции – размышлять особо. Потому что тогда рухнула огромная, пышная форма; рухнула, ибо лишилась содержания. Как лишилась и почему рухнула – об этом стоит поразмыслить, ибо трудности сегодня аналогичны и вызовы времени остались те же. Как было тогда, как может случиться сейчас, о форме и содержании – об этом необходимо много думать.

И про медные трубы тоже лучше не забывать.
 



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Ирина Фр. 17.12.2016 в 16:03:19

Игорю Б.
Думается, что говоря "смирение", Вы имеете ввиду терпение. У нас почему-то эти слова стали взаимозаменяемыми, хотя смирение - качество богоподобное, нам, грешным, непонятное, а вот терпение нам в самый раз. Будем внимательны к словам.
Ларисе.
Согласна с Вами. "Вы, люди разумные, охотно терпите неразумных: вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо" - это, между прочим, Новый Завет, 2 Кор, 11, 19-20. Не знаю, как и почему случилось, что внутрицерковные взаимоотношения стали гораздо гаже и подлее внутриофисных. Как произошло, что православное (якобы) мироощущение стало диаметрально противоположным Евангелию, Христу, никогда никого не смирЯвшему, не прогнавшему, не унизившему. Правда, осуждавшему, если судить по обвинениям, выдвинутым Ларисе. Осуждал, да как! Не скупился в выражениях)) И Иоанн Креститель, видимо, осуждал. Порождения, говорил, ехиднины))

Владимир Юрганов 16.12.2016 в 09:12:32

Ларисе
Для нас Православие - это вера во Христа. А для вас - это политический лозунг. Вам нужны победы и вопли на митингах?? Организуйте себе партию, там и вопите. Храмы то тут причем? Хотите богослужения заменить истериками кликушествующих прихожанок, указывавших батюшке, что нефиг ему крестить погружением, а хватит и окроплением? Я бы в храм на порог не пускал.

Лариса 13.12.2016 в 06:36:17

Игорь Б 13/12/2016 в 00:52:03
Эх, православные, во что же нас превратили? Из стада овец Христовых сделали стадом баранов, покорно идущих на бойню, "не осуждая" и "смиряясь". Вам же объяснили уже - «От неправильного и человекоугодливого послушания рождается ложное смирение, отчуждающее человека от даров Божиих, соделывающее его сосудом сатаны». В 17 веке люди на мучения, на смерть шли ради правой веры, а мы теперь "смиренно ждём, когда в храмы нельзя ходить будет". С такими человекоугодниками только к антихристу в лапы. Он вас и в лесу достанет, не сомневайтесь. Хороши православные, трясущиеся в лесу, "в затворе", с банкой тушёнки за пазухой.

Игорь Б 13.12.2016 в 00:52:03

12/2016 в 14:47:25 Ларисе (Владимир Юрганов 12/12/2016 в 13:30:57 Может, я чего-то не понимаю, но когда антихрист в храме сядет, вы его тоже "осуждать" не будете)
Когда антихрист сядет в храме, тогда спасающиеся уйдут в леса в затвор, а кто будет ходить в храм, те примут печать, если нет, то будут репрессированы как сектанты или террористы. Не до осуждения будет. Ну а пока можешь осуждать, кто тебе не понравится, благо мы пока свободны.

фотиния 12.12.2016 в 20:16:23

Лариса, полностью согласна с вами! "Обличить прилюдно" тогда и читая письма отца Иоанна Крестьянкина, где он много и конкретно обличает дела людей, мы выходит участвуем в осуждение, да? Имен не названо, адрес не указан, а для рассуждения очень поучительные истории и Ларисина тоже. Спаси Господи, Лариса, всем же известно что - весь мир приобрящешь, а душе своей навредишь - не будет пользы. Слащавое смеренничество, раболепное служение людям больше, чем Богу - это равнодушие. Равнодушие к Правде Божией и это равнодушие ведет нас ко всякой неправде и ереси.

Сергей Ка. 12.12.2016 в 20:12:18

Можно сказать много умных фраз о том, что кто хочет - соблазняется, а кто не соблазняется, тот мудр... Но про всё это есть одно-единственное и достаточное изречение Христа: "Горе человеку, чрез которого приходит соблазн. Лучше ему было бы, чтоб повесили ему жернов мельничный на шею и бросили в море". Но мы-то "умные", нас уже не только жерновом, а целой горой на шею не испугаешь.

Сергей Ка. 12.12.2016 в 19:59:56

Господи, помилуй! Сколько можно твердить, что церковь это лечебница, где больные... Кто будет обращаться в лечебницу, где все больные заболевают ещё сильнее и (или) умирают? Участвую в Таинствах (тогда же советуюсь с батюшкой), от церковных людей держусь подальше. - идеальная формула разумного отношения к данной проблеме. Вера, Таинства, нравственность, молитва. От прочего приходится отказываться. Увы.

Лариса 12.12.2016 в 14:47:25

Владимир Юрганов 12/12/2016 в 13:30:57
Может, я чего-то не понимаю, но когда антихрист в храме сядет, вы его тоже "осуждать" не будете и "смиритесь"? Или кормить людей просроченными продуктами и накручивать цены в 100 раз на ядовитые свечи это Господу угодно? Как думаете?

Владимир Юрганов 12.12.2016 в 13:30:57

Лариса пишет для Игоря Б. 

/// Кого я осудила?/// 
Я мож чего не понимаю, а это не осуждение? "Когда игуменья сама не ест вчерашнюю еду, а рабочих кормит просроченной или 25-летний староста храма, её племянник, нигде больше не работающий, катающийся на иномарке, заставляет задувать и выкидывать поставленные людьми не прогоревшие парафиновые свечи, которые он сам же и привозит из епархии, потому что они "коптят и портят недавно сделанный ремонт"

Геннадий 12.12.2016 в 10:21:08

Игорь Б 12/12/2016 в 01:04:27 

***Если модернисты захватят наш Храм, то это будет называться "мерзость запустения на святом месте" и уж лечебницей его назвать никак нельзя, буду искать другой*** 
У преподобного Иосифа Волоцкого в 7 слове Просветителя читаем: «Ты же не суди судей, будучи осужденным, и не паси пастыря, будучи овцой, и не говори, что этот — наиболее достойный, а тот не имеет такого достоинства. Но пусть для тебя всякий будет достойным, кроме того, кто учит ереси. Если же окажется еретиком, то постараемся не принимать от него ни учения, ни причастия, и не только не будем причащаться у него, но будем осуждать его и всеми силами обличать, чтобы не оказаться причастными к его гибели»

Лариса 12.12.2016 в 09:56:13

Для Игоря Б. 

Кого я осудила? Вы путаете осуждение с рассуждением. Откуда вы знаете, как я обращаюсь ко Господу и за кого молюсь?

Игорь Б 12.12.2016 в 01:04:27

Сороковой от Игоря Б. 

Если модернисты захватят наш Храм, то это будет называться "мерзость запустения на святом месте" и уж лечебницей его назвать никак нельзя, буду искать другой.

Игорь Б 12.12.2016 в 00:55:18

Ларисе от Игоря Б. 

Ну вот, взяла и осудила всех прилюдно. А может ну их, я обращусь к Господу, и буду просить у него прощения за себя и за них. Времена последние, скоро возможно в храмы ходить будет нельзя, ну а пока будем приходить к святому месту и спасаться никого не осуждая, ведь прельщённые модернисты наступают.

Игорь Б 12.12.2016 в 00:43:28

Генадию от Игоря Б. 

Все правильно, что пишешь, но мы с тобой ничего не сможем сделать с этими реалиями, кто ты и кто я и кто такой падший херувим, его одолеть может только сам Господь. Нас он учит смиряться ибо без этого не получишь спасение, Серафим Саровский писал: "стяжи Дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи". Как понять это высказывание: ты лично сам молись за гонящих тебя, проклинающих, бьющих и прочее. И по твоему примеру души других в храме будут трезвиться. Есть такое высказывание у апостола, многое может сделать молитва праведника. Ну а так устраивая склоки да ещё на святом месте мы, скорее всего, уподобляемся тем армянам, которые устраивают бои в храме Гроба Господне, кстати, эти кулачные бои привели безбожников в храм и они вскрыли гроб господень, выразив сомнения, что это святое место.

Геннадий 11.12.2016 в 23:32:02

Игорь Б 11/12/2016 в 01:04:44
***Как то один святой долго рассматривал сети дьявольские, размышлял, как можно их избежать, силясь понять, но ответа не находил, пока не услышал глас с неба; СМИРЕНИЕМ.***
У этого святого сказано так: «Смиренномудрие спасается от них и они не могут даже прикоснуться к нему». У другого же святого сказано: «От истинного послушания рождается и истинное смирение: истинное смирение осеняется милостию Божиею. От неправильного и человекоугодливого послушания рождается ложное смирение, отчуждающее человека от даров Божиих, соделывающее его сосудом сатаны».

Лариса 11.12.2016 в 18:41:46

Для Игоря Б.
На работу в храм я не вернусь никогда, ни бесплатно, ни платно. Когда игуменья сама не ест вчерашнюю еду, а рабочих кормит просроченной или 25-летний староста храма, её племянник, нигде больше не работающий, катающийся на иномарке, заставляет задувать и выкидывать поставленные людьми не прогоревшие парафиновые свечи, которые он сам же и привозит из епархии, потому что они "коптят и портят недавно сделанный ремонт", простите, это уже не смирение, а смиренничание. Для чего тогда они продают эти свечи? Потому что навар от них хороший. К сожалению, у нас настолько всё перепутано и утеряна живая вера, что мы не понимаем разницы между послушанием (монашеским деланием под руководством опытного духовника) и рабской покорностью, между истинным смирением и смиренничанием. И то, что сейчас происходит в церквях, песни, пляски и всё остальное, это и по нашей вине тоже. Домолчались, досмиренничались.

Ирина 11.12.2016 в 16:56:55

Мне когда-то в одной православной организации при прохождении собеседования задали вопрос: "Зачем Вам это надо? В светских организациях все как-то понятнее и честнее. А здесь... Такая Византия!".

Сороковой 11.12.2016 в 14:09:04

В свое время Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) не благословлял своих чад идти работать в храм, когда они просили благословение на это. 

Игорь Б., а вы смелый парень, не боитесь дьявола, видите его козни. Игорь Б., вы сравниваете церковь с лечебницей, то есть с больницей. В больнице должны строго соблюдаться определенные правила санитарной гигиены. Представьте, в больнице не стерилизуется хирургический инструмент (валяется в гное от прошлых операций), врачи – в чем пришли с улицы в том и операцию делают. Как вы думаете, будет ли польза от такого лечения?

андрей 11.12.2016 в 13:40:08

для Игоря Б. 

Так никто и не говорит о том, что все плохие, а мы типа одни правильные! Речь идет как раз о другом! О том, что чёрное называют белым и играют в духовничество! Об этом кстати очень здорово говорит архимандрит Лазарь (Абашидзе) в своей книге "Голос заботливого предостережения" (название по памяти!). Правильно сказано в комментариях, что нельзя из-за выгоды якобы для "праведного" дела идти на компромисс с собственной совестью! Ну если пожарная инспекция не разрешает ввода в эксплуатацию гимназии из-за серьёзных нарушений техники безопасности, то по блату можно и договориться. Это же на благое дело!? Ну подумаешь, что в Храме есть что-то "лишнее", ну можно и на дачу отвезти... Там оно надёжней полежит... 
Вы, уважаемый Игорь, читайте как следует, и если уж берётесь комментировать, то комментируйте по сути дела, а не потому, как Вам кажется, или как Вам хочется видеть... Речь в моём случае шла конкретно о том, что настоятель абсолютно старается не замечать того, какой беспредел творит в храме завхоз. Ему не один раз сдавали этого махинатора и прощелыгу с поличным, и толку ровно 0! Куча людей ушла из этого храма из-за этого прощелыги завхоза, а он до сих пор творит безнаказанно свои махинации. Построил себе 3-х этажную дачу и отделывает её за счёт рабочих, которые работают в храме и которым платит храм! И это только капля в море,того что мне пришлось увидеть и лично поучаствовать в этом беспределе. И теперь скажите мне, уважаемый Игорь Б, раз уж Вы такой умный. Где тут духовная сторона проблемы? 
P.S. я кстати не говорил, что такая обстановка нормальна для всей РПЦ! Мне лично известны и другие приходы, где такого бардака в принципе нет.

Георгий 11.12.2016 в 11:59:31

Игорь Б.11.12.16. 

Абсолютно согласен. Cмирение великая сила. Навык, с Божьей помощью, к смирению многое ставит на свои места.

Владимир Юрганов 11.12.2016 в 08:31:52

Тут в церковное начальство камни бросают... Будто бы не сталкивались с выходками малоадекватных прихожан, которые пишут письма от лица всего прихода Патриарху, а настоятелю потом прилетает... Будто бы не видели борьбы приходского сброда против настоятеля, где "неформальные лидеры" прихода пытаются заставить иерея быть на побегушках и делать то, что ему велят (допустим, не крестить погружением), и в качестве борьбы писать клеветнические письма о воровстве, не в состоянии привести комиссии маломальских доказательств... и священники и прихожане случаются негодными... Но большинство то нормальные...

Игорь Б 11.12.2016 в 01:04:44

Андрею и Ларисе от Игоря Б
Я сбился со счета, сколько мне падший ангел внушал, ставил сети между соцработниками по Храму, подталкивая меня уйти. Вкладывал мне мысли + мое личное тщеславие, показывал, смотри какие все нехорошие и так далее.
Как то один святой долго рассматривал сети дьявольские, размышлял, как можно их избежать, силясь понять, но ответа не находил, пока не услышал глас с неба; СМИРЕНИЕМ. Если у тебя нету желание спастись, приобщиться к таинствам, которые помогают в спасении, желание познакомиться со святыми отцами, и просто нету смирения хотя бы капельку, то работа в Храме тебе будет в тягость. Но я думаю, вы вернетесь, не зря же Господь вас привел в Храм, для начала немного поработать.

Лариса 10.12.2016 в 17:35:22

Совершенно согласна с Андреем. Тоже ушла из храма. Надоело лицемерие и рабская покорность церковному начальству, которую почему-то называют "послушанием".

Лиза 10.12.2016 в 17:34:42

Я тоже работаю в храме. У нас много искушений. Я думаю тот, кто попадает работать в храм, наверное поставлен для того, чтобы научиться смирению. Староста храма строгая, но достаточно духовная. Для чего щука, чтобы карась не дремал. Работники храма есть и мало верующие даже есть и некрещёные. Я стараюсь на всё смотреть с точки зрения вечности. Мне что то всех жаль. Меня в жизни тоже предавали близкие люди. Ведь все немощные. Я думаю может дело в том, как ты относишься к работе в храме. Ты служишь Богу или приходишь на работу как в миру. От этого зависит всё.

Игорь Б 10.12.2016 в 02:18:46

Церковь это лечебница, а раз так - то я пришёл в храм как в больничную палату, где находятся больные, а некоторые тяжело больные, с вскрытыми нарывами, из которых вытекает скверна. Доктора батюшки к каждому подходят и прописывают лекарство, а они у всех разные, ибо святых отцов много. И вот ты идёшь среди больничных коек и боишься зацепить кого-нибудь с нарывом, вот криков то будет когда оступишься и случайно толкнёшь такого больного, а тем более у самого разверзлась язва тщеславия, которую ты тоже пытаешься залечить. И вот я, вдруг подумал, пойду в другую больницу, там раненых нету, все здоровы, глядишь и я выздоровею побыстрее, и доктор батюшка там более грамотный и, наверное, святые отцы там другие вместе с Богом. Полная глупость и невежество думать, что, перейдя в другой храм, ты спасёшься, во всех храмах подчиняются одному Главврачу, Который знает все истории болезни каждого, в том числе и батюшек.

Наталия 09.12.2016 в 20:05:22

Мне тоже пришлось поработать в православном коллективе, в Епархии. Зная, какие могут быть искушения, старалась держаться особняком, но всё равно на меня нажаловались моему батюшке-начальнику. Жалоба была абсолютно несправедлива, но я попросила прощения у той, что жаловалась (отношения сразу наладились), понимая, что с нами здесь ещё работает и очень серьёзно, враг рода человеческого. Поэтому невинные слова и поступки могут быть приняты, как зло...
Посмотрела фильм знаменитого итальянца Соррентино "Молодой папа". Рекомендую. Фильм гениальный, потому что, обличая католическую церковь, он не порочит её; в этом же фильме прекрасно показано тотальное лицемерие. А это уже относится и к нам, чадам нашей Церкви. Посмотрите - не пожалеете.

Геннадий 09.12.2016 в 18:23:48

Лично я считаю, что работа в Храме опасна для веры лишь в том случае, когда человек воспринимает Храм, где ему посчастливилось поработать, как простое место работы, и сам Храм в его восприятии десакрализуется. Тех кто работает при Храме нужно только пожалеть и посочувствовать, а не обличать, ведь выпало им большое искушение, но и награда так же не заставит себя ждать, если человек не разочаруется в Церкви и не потеряет веру работая при Церкви, глядя порой на не приятные для глаза вещи. Говорю это тоже не по-наслышке, очень близкий для меня человек, ближе некуда, "работает" при Храме уже более полу-года, не имея возможности присутствовать на Богослужении, не получая зарплату, но видит все и всех, и Богослужение слышит только из притвора.

прот. Андрей Хвыля-Олинтер 09.12.2016 в 17:34:43

Всегда должна быть четкая дистанция между: Сакральное - профанное, Небесное - земное, Бог - маммона, Святое - грешное. И т.п. Если в поисках выгоды чуть эти крайности соединишь - то изменишь Православию, то есть погибнешь. «Никогда, о человек, то, что относится к Церкви (τα εκκλησιαστικά) не исправляется чрез компромиссы: нет ничего среднего между Истиной и ложью, но как находящийся вне света, по необходимости, будет во мраке, так и немного отступивший от Истины, предоставлен подлежать лжи, если будем говорить правду; и хотя возможно сказать, что между светом и тьмой есть середина – называемая вечерними и утренними сумерками, однако, между Истиной и ложью, как бы кто ни старался, не выдумает нечто среднее». Схоларию – Марк Ефесский (Из Послания к Георгию Схоларию, когда обнаружилось, что тот считает, что возможно сделать некое соглашение с латинянами)

андрей 09.12.2016 в 16:05:34

Мне тоже "посчастливилось" поработать при одном Храме несколько месяцев. Чтобы не потерять веру, я ушёл оттуда. Сначала я пытался как-то всё оправдывать в поступках руководства, но всему, как известно, бывает свой предел. И когда моя совесть уже не смогла мириться со всем тем, что там творится, то я принял решение уйти. Мне не раз после этого говорили о каких-то якобы "духовных" испытаниях, но всё это лишь болтовня, потому как определённые поступки имеют своё определённое название и своё определённое содержание, и если кто-то ворует, то это воровство и ничего духовного в этом нет и быть не может! И если кто-то относиться к людям как к рабам, то в этом тоже нет никакого духовного содержания. Не нужно придумывать оправданий таким поступкам, а нужно грех называть грехом и абсолютно не важно, кто совершает этот грех - простой мирянин или клирик. Именно такую заповедь дал нам Господь, сказав: Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (МФ. 5. 37). Сначала я даже переживал о своём уходе, но потом понял, что абсолютно правильно всё сделал. И больше не хочу работать при церкви ни за деньги, ни за бесплатно, вообще ни как!!!

протоиерей Алексий Касатиков 09.12.2016 в 12:53:57

Автор правильно указывает на многие характерные духовные проблемы, но грешит, как и многие в похожих случаях тем, что повторяет "у нас", "в Русской Православной Церкви" и т. п. Это можно слышать часто и от многих. Например, слышат о каком-нибудь безобразии и говорят: "Ну вот, у НАС всегда так...", как-будто в других странах и народах иначе. А ведь и "Легенду о Великом инквизиторе" Достоевский написал, глядя на папскую, западную церковь, но при этом предупреждал православных, что и у них так же может быть. У всех людей, где бы они ни жили, к какому народу не принадлежали, одна и та же природа, которую мы все унаследовали от праотца Адама, причём после того, как он согрешил. Поэтому и грехи у нас, по сути, одинаковые. И лекарство от них всем нам Христос дал одно - покаяние. И Церковь Он дал нам одну. Поэтому неправильно считать, что замеченное кем-то в РПЦ характерно только ДЛЯ НАС. Это тоже своего рода гордыня - "мы не таковы, как и прочие человеки", даже грехи У НАС особые... Никакие мы не особые, просто по милости Божией нам несколько позже угрожают те духовные опасности, которые в иных местах уже настолько завладели людьми, что для тех людей мы эти грехи воспринимаем чуть ли не как свойство их природы, отличной (?) от природы нашей. И склонны это у них уже не замечать. Но это не так - все мы дети одного согрешившего Адама и все мы спасены Одним Безгрешным Новым Адамом - Христом.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс