Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Предисловие автора. Вниманию читателя предлагается материал по поводу появившейся на сайте «Богослов.ру» статьи некоего Ртищева Фёдора, священника (Литургическое творчество: что это и зачем. Размышления об анонимной статье на портале «Благодатный огонь» 23 декабря 2016 г.).

Некоторая задержка в публикации  вызвана тем, что поначалу я попытался в порядке дискуссии послать этот материал на «Богослов.ру». Тем самым я попробовал откликнуться на совместный призыв Главного редактора этого портала протоиерея Павла Великанова и автора обсуждаемой статьи Ртищева Фёдора, священника. В своей совместной статье они в своё время написали:

«Чтобы этот разговор не оказался безрезультатным, портал «Богослов.Ru» открывает специальный проект, посвященный обсуждению вопросов жизнедеятельности приходских общин. Здесь мы будем размещать как исторические и богословские материалы, так и актуальные публикации по теме возрождения общинной жизни на приходах. Приглашаем всех заинтересованных к сотрудничеству: присылайте свои мысли, делитесь опытом, спорьте и не соглашайтесь, сканируйте, распознавайте дореволюционные труды – одним словом, пусть этот проект станет хотя бы малым общим делом всех неравнодушных к здоровой церковной жизни!» (Павел Великанов, протоиерей, Федор Ртищев, священник. О жизни приходской. http://www.bogoslov.ru/text/4408505.html 29 января 2015 г.)

К сожалению, на отправленные мною 16 января 2017 года эту статью и сопроводительное письмо с просьбой сообщить о решении Редакции по вопросу публикации или не публикации моей статьи я никакого ответа не получил. На отправленное мною через неделю (23.01.2017 г.) повторное письмо с просьбой сообщить о публикации или отказе в публикации моей статьи я также никакого ответа не получил.

Считаю, что сроки, приличные для ведения живой дискуссии, редакцией «Богослова.ру» уже упущены. Отсутствие ответов я воспринимаю как молчаливый отказ в публикации присланного мной материала. Этот отказ показывает, что призыв «к сотрудничеству: присылайте свои мысли, делитесь опытом, спорьте и не соглашайтесь» не является искренним и направлен только к тем авторам, которые готовы «спорить и не соглашаться» исключительно с традиционной православной точкой зрения. Для изложения традиционной позиции по затронутому вопросу трибуной портала «Богослов.ру», к сожалению, воспользоваться невозможно.

Протоиерей Алексий Касатиков

* * *

На портале «Богослов.ру» вышел отклик[1] на публикацию сайта «Благодатный Огонь» в защиту и сохранение действующего Типикона и против предпринятой недавно в нашей Церкви инициативы упразднить древний и единый для всей Русской Православной Церкви Богослужебный Устав (Типикон)[2].

Автором ответа «Богослова» на публикацию в «Благодатном Огне» является некий «Ртищев Фёдор, священник». «Всезнающий» интернет не сообщает о нём ничего, кроме того, что он является автором пяти публикаций на портале «Богослов.ру»[3]. Никаких других следов его деятельности в информационном пространстве обнаружить не удалось.

Совокупность известных сведений об этом авторе (до протоиерейского сана пока не дослужился, имеет малое количество публикаций, недавняя дата первой публикации – 29 января 2015 г. и т.п.) позволяет предположить, что перед нами весьма молодой, начинающий, но при этом – дерзновенный деятельный реформатор, для которого мало значат традиционные устои, выработанные  Православной Церковью в течение тысячелетий.

Следует отметить, что материал портала «Благодатный Огонь», на который отвечает своей статьёй Фёдор Ртищев, священник, совершенно безупречен с точки зрения православного традиционного богословия. Возражать ему возможно только с позиций, отличных от позиции традиционного православия. Автор статьи на «Благодатном Огне» строго придерживается тех позиций, которые веками соблюдали Святые Отцы Православной Церкви. При этом он часто и совершенно уместно цитирует Священное Писание, тем самым надёжно обосновывая выдвигаемые им положения. При этом Священное Писание он понимает только так, как его толковали Святые Отцы. Если бы автор не был ограничен объёмом своей статьи, то в подкрепление своей позиции по каждой библейской цитате он мог бы привести несколько страниц святоотеческих толкований на цитируемые им слова Священного Писания. То есть богословие статьи на «Благодатном Огне» являет собой совершенный образец православного богословия традиционной ориентации.

Напротив, богословие Фёдора Ртищева, священника не ориентировано на Традицию Православия, на святоотеческое Предание. Свои рассуждения он не основывает ни на Священном Писании, ни на учении Святых Отцов. Так, в его пяти статьях содержится всего пять цитат из Священного Писания, причём две из них попали в статью «Литургическое творчество: что это и зачем» через цитату автора, которого критикует Фёдор Ртищев, священник[4].

В своей статье «Три аспекта совершения Таинства Исповеди на приходе» он приводит цитату из апостольского послания, пытаясь с её помощью опровергнуть (!) традиционное учение Церкви о таинстве исповеди и о совершении таинств вообще[5].

Статья «Открытая Литургия: практические рекомендации», в которой откровенно излагается опыт самочинного искажения Божественной Литургии, как бы в насмешку над здравым смыслом предваряется словами Апостола Павла, помещёнными в эпиграф: «Вся же благообразно и по чину да бывают» (1Кор. 14, 40). Больше ссылок на Священное Писание в этой статье нет.

Ещё одна цитата из Священного Писания обретается в самой ранней из пяти статей «О жизни приходской». Подписана эта статья Фёдором Ртищевым, священником совместно с Главным Редактором «Богослова.ру», протоиереем Павлом Великановым.

В пяти статьях Фёдора Ртищева, священника не содержится ни одной цитаты из Святых Отцов. Зато, ничтоже сумняся, этот автор предлагает в «образцы для подражания» недоброй памяти «Группу 32 священников», т.е. дореволюционных обновленцев, положивших основание обновленческому раскольному движению 1920-х годов! Он пишет: «Историческим примером, иллюстрирующим наши рассуждения, может стать деятельность группы “32 священников”, которая пришлась на 1905 год»[6].

Так и хочется спросить автора: принадлежит ли он тихоновской Церкви, или душа его стремится к обновленческому расколу начала XX века? В нашей патриаршей Церкви традиционным считается совершенно иное отношение к этой злополучной группе и к её роли в истории Русской Православной Церкви в начале кровавого ХХ века[7].

Заботит автора и реабилитация в православном сознании самого понятия «обновленчество», дискредитировавшее себя в тот период истории: «Сейчас особенно остро стоит вопрос даже не столько о том, чтобы устранить это досадное недоразумение и вернуть термин “обновление” в нормальный церковный обиход, сколько о том, чтобы приучить (!) верных чад Русской Православной Церкви к литургическому многообразию»[8]. Странную роль «дрессировщика» верных чад Церкви берёт на себя юный автор! Богословы традиционной ориентации, в частности автор статьи на сайте «Благодатный Огонь», наоборот, стараются чутко прислушиваться к голосу Церковной полноты и не навязывать ей свои мнения.

По нашему убеждению, всякий честный православный христианин должен, не раздумывая, встать на защиту той позиции, которую выразил автор статьи, опубликованной на «Благодатном Огне». Удивление и недоумение вызывает тот факт, что сайт «Богослов.ру» вместо поддержки этой безусловно правильной позиции предоставляет, и не в первый раз, трибуну откровенно обновленческому проповеднику.

Между прочим, термин «обновление» давно и прочно усвоен нормальным церковным обиходом, но не в том смысле, который мечтает ему навязать Фёдор Ртищев, священник. С древних пор «обновление храма» означает «освящение храма», тогда как в своих статьях Фёдор Ртищев, священник этим словом желает заменить одиозное слово «обновленчество», которое никакими ухищрениями уже никому отмыть не удастся.

Нам представляется, что оказывая покровительство таким незрелым авторам, весьма дерзко берущимся рассуждать о чувствительных для Церкви вопросах, Редакция «Богослова» совершает непростительную ошибку.

Выдвигаемые в статьях Фёдора Ртищева, священника тезисы сколь безосновательны, столь и провокационны. Корень этого – в нетрадиционной ориентации его богословия. Как мы убедились, он не ориентируется ни на Священное Писание, ни на Святых Отцов. Упоминая всуе словосочетание «Святые Отцы», он не приводит ни одной их мысли, ни одного конкретного высказывания, но зато цитирует каких-то никому не известных симпатизантов обновленческим идеям: «Развивается дух, неизбежно должна развиваться и форма[9]. Форма нужна именно самая близкая к существу предмета, а не искусственно от него удалённая»[10]. Было бы интересно узнать, как сложилась судьба этого цитируемого[11] безвестного восторженного иерея после накликанной обновленцами революции 1917 года?

Нынешний 2017 год даёт повод внимательно обдумать события столетней давности. Именно отступление от Православной веры стало одной из главнейших причин, породивших кровавую, безбожную революцию. Одним из проявлений этого отступления стало экзальтированное желание «чего-нибудь Эдакого, Новенького» в церковной среде. Некоторые священнослужители, охладевшие к Православию, стали тяготиться духовной жизнью, которая представлялась им скучной. Они попытались превратить Церковь Христову в площадку для экспериментов. Это согласовывалось с общим духом революции, который очень скоро превратил всю нашу страну в полигон самого кровавого «эксперимента» за всю историю человечества. Неотъемлемой частью этого эксперимента стали гигантские гонения на Православную Церковь, перед которыми померкли все древние гонения императоров-язычников. А непременными участниками этих кровавых гонений стали те, кто требовал «обновления» Церкви. Именно они активно сотрудничали с ЧК в деле фабрикации расстрельных дел по фальшивым обвинениям для тех, кто хранил Церковную Традицию.

Хрестоматийным примером является предательская роль лидера обновленцев Александра Введенского в аресте новомученика Митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского). Сам Введенский, которому всю жизнь благодетельствовал Митрополит Вениамин, привёл группу чекистов к своему благодетелю, не постыдившись попросить у него при этом благословения. За что и получил закономерную отповедь, в которой был уподоблен Иуде-предателю, целующему своего Учителя в Гефсиманском саду. «...В покои митрополита явились представители власти вместе с Введенским: один для ареста архиерея, другой для принятия канцелярии. Введенский подошёл к митрополиту под благословение, но святитель благословения не дал, сказав: “Отец Александр, мы же не в Гефсиманском саду”»[12].

Гнусная роль обновленцев в гонениях на Православную Церковь в России хорошо известна. А начинали они с того же, что предлагает нам сегодня Фёдор Ртищев, священник в своих смутительных публикациях, целью которых является  навязывание Православной Церкви чуждых ей понятий. При этом для него самого, как и для всех прочих обновленцев, эти понятия являются «действующей нормой». Впрочем, он и сам понимает одиозность своих намерений и действует скрытно. В почти детективном стиле сообщает он о своих делах в области «литургического творчества»:

«Ниже описывается сам чин богослужения, которое было совершено в одном из храмов Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Поскольку оно, как уже говорилось, носило экспериментальный характер и не является постоянной практикой, мы опускаем точное указание прихода, в котором оно было совершено»[13].

Воображение невольно рисует фантасмагорическую картину: группа литургических творцов нетрадиционной ориентации, стоит вокруг Святого Престола в масках-балаклавах – символе всяческих злохудожников, от скверных  плясавиц с солеи Храма Христа Спасителя, до «онижедетей» с киевского майдана.

Приходит на ум и другая картина, уже из Евангельских событий. Картина неправого суда над Иисусом Христом, также проходившего тайно, под покровом ночи, вопреки требованиям иудейского процессуального права. «Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего» (Иоан. 18, 19-20). Почему же Фёдор Ртищев, священник, если он делает доброе дело, скрывает его даже от Церкви?

Сам он, похоже, ощущает себя представителем какого-то «нежного просвещённого меньшинства», которому приходится действовать в окружении «агрессивного, грубого, невежественного большинства». Он пишет: «Постепенно объединившиеся клирики и миряне выявляют единомышленников среди своих собратьев и подключают их к своим обсуждениям, находят сочувствующих. Так постепенно небольшой круг расширяется»[14]. Всё в согласии с девизом большевицкой газеты «Искра» –  «Из искры возгорится пламя!». Но ведь это – деятельность каких-то заговорщиков, тайного общества, которое действует внутри Православной Церкви! Они под шумок готовы проводить реформы на вверенных им приходах, они готовы внедрять свои «Проекты» для их «обсуждения» в Межсоборном Присутствии, они предлагают свои безумные и вредоносные идеи для рассмотрения их на Архиерейском Соборе – в чём, собственно, и обличила их обсуждаемая статья с сайта «Благодатный Огонь».

Всю эту подпольную возню реформаторы-заговорщики осуществляют внутри Тела Христова, которое они намереваются «спасать, возрождать, лечить» и т. д., совершенно не понимая, что Православная Церковь – единственное на Земле, что может быть со всяким основанием названо «святым и непорочным» (Еф. 5, 27), «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3, 15). И не «спасать» Церковь должны дерзновенные недоучки, а сами искать спасения в её лоне! Они же всячески осуждают Церковь Христову, манерно воздыхая по поводу мнимых её «несовершенств», будучи уверены в своей личной «святости и непорочности». И откуда у них такая уверенность, что именно они, затевая свои «литургические эксперименты», якобы «движутся Духом Святым»?

Фёдор Ртищев, священник любит употреблять уничижительные эпитеты в адрес тех, кто противостоит его нетрадиционному богословию: «среда малообразованных церковных людей», «низкий научный уровень», «безграмотность» и т.п. Заметим, что многие статьи приверженцев традиционно ориентированного богословия, которые категорически не согласны с Фёдором Ртищевым, священником, существенно превосходят его статьи, как по обоснованности аргументации, так и по общему культурному уровню. Тогда как у нашего «богослова нетрадиционной ориентации» дело не ладится даже с культурой речи. Например, он вводит странный неологизм: «Неучастие в Евхаристии могло быть и составляющей покаяльной (!) дисциплины для того, кто отлучил себя от Церкви через свои грехи»[15].

Определяя новый термин «литургическое творчество», он пишет, что это «отношение к полноте литургического наследия Церкви, которое свободно от довлеющего (!) влияния обычаев и движимо Святым Духом»[16].

Но фраза «довлеющее влияние» означает «достаточное влияние», тогда как из контекста следует, что автор употребляет фразу в смысле «подавляющее, давящее влияние». Для сайта, призванного являть лицо православной богословской науки, ошибка досадная, тем более что церковнославянская филология, несомненно, входит в круг православных богословских наук. Разве не из Евангелия на церковнославянском языке взято слово «довлеть»: «довлѣ́етъ днéви злóба егó» (Мф. 6, 34), что в переводе означает: «довольно для каждого дня своей заботы»? Или: «довлѣ́етъ ти́ благодáть моя́» (2 Кор. 12, 9), то есть «довольно для тебя благодати Моей». И словарь синонимов сообщает: «довлеть: довольно, полно, достаточно»[17].

Пафос обличительства окружающих, вкупе с уверенностью в собственной миссии «спасителей Церкви» – характерная  черта всех реформаторов от Лютера до сегодняшних богословов нетрадиционной ориентации. Своими нововведениями они желают «исправить» нравы своих собратий. А себя ощущают несомненным эталоном нравственности: «...богослужение, совершаемое при открытых Царских вратах, не позволяет священнослужителям, как это часто бывает, вести праздные разговоры в алтаре <...> чтение всех молитв вслух не позволяет молящимся отвлекаться от происходящего на разные мелкие и ненужные действия»[18].

Какое-то кальвиновское желание властвовать через тотальную слежку проглядывает в этих «не позволяет». Как тут не вспомнить просверленные по приказу Кальвина в ставнях женевских домов дырочки для подглядывания за жителями этого некогда весёлого города?

Богословы нетрадиционной ориентации почему-то не хотят принять очевидную мысль, что разрушаемый ими Церковный Устав (Типикон) является плодом «синергии Духа Святаго с верными чадами Церкви». Или такие как Фёдор Ртищев, священник считают только себя первыми в истории Церкви верными её чадами? Разрушитель церкви Лютер также почитал себя за «доктора Истины» и «нотариуса от Бога, Свидетеля Евангелия»[19].

Типикон, в защиту которого выступил сайт «Благодатный Огонь», ничуть не «заковывает» верных чад Церкви. Его рамки не тяжелее того ига, о котором говорит Христос: «и́го бо моé благо, и брéмя моé легкó éсть» (Мф. 11, 28). Эти рамки могут быть при необходимости легко раздвинуты или сужены в каждом конкретном случае для каждого человека, исходя из его личных сил и навыков. Христос даёт нам задание «на вырост», снисходя к новоначальному и требуя большего от опытного. Одному предлагая молоко, а другому – твёрдую пищу (Евр. 5, 12). При этом идеал, к которому стремятся и новоначальный и опытный христианин – неизменен. Именно ради достижения этой цели и составлен Типикон Духом Святым в соработничестве с верными чадами Церкви. Изменять и тем более отвергать его – значит направлять всю свою жизнь мимо поставленной Самим Богом цели. А цель эта – христианское совершенство. Ещё в Ветхом Завете сказал Бог: «будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят...» (Лев.11,44). Сказано это в книге Левит, посвящённой именно богослужению, которое мыслится как способ достижения святости. И в Новом Завете Христос повторяет: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

Если же кто захочет отменить эти требования, сославшись на «внушение Святого Духа», то таковое «внушение» следует признать за сквозняк в пустой голове и не более того. Такие самоуверенные ощущения характерны для сектантов, каждый из которых считает, что «возвещает волю божию».

Православный же человек утверждается в том, что давало опору прежним поколениям христиан, к чему ведёт нас верность Преданиям, полученным Церковью ещё от Апостолов. Не сохраняя верность этим Преданиям, невозможно и предположить, что окажешься среди тех, через кого действует Дух Святой. «В злохудожную душу не входит премудрость» (Прем. 1, 4), а что может быть злее, чем отступление от древних божественных заветов? Ведь Апостол ясно наставляет нас: «...братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес. 2, 15), «Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор. 11, 2). Очевидно, что предлагаемое «литургическое творчество» и есть то самое «злохудожество», некогда приведшее человечество к идолослужению и отступлению от богопознания. И напрасно Фёдор Ртищев, священник заклинает своих читателей, что «это вовсе не означает “богослужебной анархии”»[20]. С равным успехом пойманный за руку карманник мог бы уверять, «что это не означает воровства». А содомиты (представители т. н. «нетрадиционной ориентации») любят повторять, будто их привычное занятие «не осуждается» ни Священным Писанием, ни Церковными канонами.

Тех, кто в годы гонений остался верен православной, традиционной богословской ориентации, сегодня прославляют и на земле и на небе. Тех, кто избрал сто лет назад ориентацию нетрадиционную, обновленческую, проклинают сегодня и на земле и на небе. Для того, кто следует Традиции Православия, очевидно, что «...нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1, 10). Прежде нас были и верность и предательство. И плоды одного и другого были прежде нас и останутся такими во век:

«Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10). «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнём и серою» (Откр. 21, 8).

В своих статьях Фёдор Ртищев, священник предлагает нам программу разрушения и Церкви и человеческих душ. Известно, что Церковь Христову «врата ада не одолеют во век» (Мф. 16, 18), но душу свою человек может либо спасти, либо погубить (Мф. 16, 25-28). Верный до смерти Христу и Его Церкви получит венец жизни. Неверный же погубит свою душу и обречёт себя на вечные муки «в озере, горящем огнём и серою».

Кажется совершенно неправильным, что со страниц главного богословского сайта Русской Православной Церкви настойчиво возвещаются идеи, ведущие не в Вечную Жизнь, но в вечную погибель. Очень хочется верить, что ошибка эта будет исправлена и дилетантское богословие нетрадиционной ориентации навсегда исчезнет со страниц православного богословского сайта, отдав место для публикации добротных материалов традиционной православной ориентации.

 
 

Об авторе: Протоиерей Алексий Касатиков, кандидат педагогических наук, преподаватель Екатеринодарской Духовной Семинарии, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Краснодара, духовник Научно-методического Миссионерского центра при Екатеринодарской и Кубанской епархии






[1] Ртищев Федор, священник. Литургическое творчество: что это и зачем. Размышления об анонимной статье на портале «Благодатный огонь». 23 декабря 2016 г.http://www.bogoslov.ru/text/5173392.html

[2] Реформация в Русской Православной Церкви продолжается. На очереди отмена Типикона. (Благодатный Огонь. 12.12.2016 г. http://www.blagogon.ru/digest/749/);

Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон (Благодатный Огонь. 15.12.2016 г. http://www.blagogon.ru/news/473/).

[3] Вот перечень этих статей с краткими аннотациями сайта «Богослов.ру»:

1) Великанов Павел, протоиерей, Ртищев Федор, священник. О жизни приходской. 29 января 2015 г. (Статья). Своими размышлениями о проблемах современной приходской жизни с читателями портала делятся протоиерей Павел Великанов и священник Федор Ртищев.

2) Ртищев Федор, священник. Открытая Литургия: практические рекомендации. 12 марта 2015 г. (Статья). В продолжение проекта «Приходская община» предлагаем вниманию читателей опыт совершения так называемой открытой Литургии. Данная публикация предполагает обсуждение возможности применения подобного опыта в современной приходской практике.

3) Ртищев Федор, священник. К уточнению понятия «приход открытого типа». 24 апреля 2015 г. (Статья). Одним из важных исследований, посвященных теме организации общины в условиях современного мегаполиса, является диссертация на соискание степени кандидата богословия белорусского священника протоиерея Феодора Повного. Автор данной публикации, подчеркивая важность вклада исследователя в богословскую науку, предлагает внести уточнение в понятие «приход открытого типа».

4) Ртищев Федор, священник. Три аспекта совершения Таинства Исповеди на приходе. 1 сентября 2015 г. (Статья). Таинство Исповеди на современном приходе совмещает в себе три аспекта. Священник Федор Ртищев в данной публикации анализирует то, как совершается сегодня на приходах Таинство Покаяния, описывает попытку отделить разные аспекты Таинства друг от друга, а также дает некоторые практические рекомендации по усовершенствованию приходской практики.

5) Ртищев Федор, священник. Литургическое творчество: что это и зачем. Размышления об анонимной статье на портале «Благодатный огонь» 23 декабря 2016 г. (Статья). В настоящей статье предпринята попытка определить и оценить такое явление, как литургическое творчество, найти его проявления и понять, какое место оно занимает в современной церковной жизни, а также дать свое видение развития этого феномена в будущем.

[4] Ртищев Федор, священник. Литургическое творчество: что это и зачем. Размышления об анонимной статье на портале «Благодатный огонь». 23 декабря 2016 г.  В этой статье оказались рекордные для Фёдора Ртищева, священника  две (!) цитаты из Священного Писания, правда, взятые из критикуемой статьи, которую, несмотря на всю обоснованность позиции автора, пытается ниспровергнуть Фёдор Ртищев, священник, презирающий и прямой смысл приводимых цитат Священного Писания. Для наглядности выделим слова из критикуемой Фёдором Ртищевым, священником статьи полужирным шрифтом: «В такой картине мира даже смысл проповеди Христа встает с ног на голову и превращается в призыв следования заповедям закона Моисеева («Вспомним, за что обличал книжников и фарисеев Спаситель: Не дал ли вам Моисей Закона? И никто из вас не поступает по Закону (Ин. 7, 19). Соблюдение заповедей Торы оказалось для евреев непосильной задачей»). И далее: «Если уж, по слову апостольскому, ветхозаветный Закон свят (Рим. 7, 12), то насколько более свят Устав, предписывающий совершение не кровавых жертвоприношений, а бескровной литургической Христовой Жертвы!». Как мы видим, смысл новозаветного благовестия кардинально изменен. Закон, по мысли апостола Павла, свят не потому, что он регламентирует храмовое богослужение, а потому, что дарован Богом и содержит в себе главную заповедь о любви к Богу и ближнему. Неудивительно поэтому, что, по логике автора разбираемого текста, Типикон занимает место жреческих постановлений Пятикнижия. Подобные ложные предпосылки присутствуют и ниже в тексте, при толковании слов “Сила греха – Закон”». Замечательный пример того, как критические выводы вовсе не следуют из предпосылок.

[5] Ртищев Федор, священник. Три аспекта совершения Таинства Исповеди на приходе. 1 сентября 2015 г. Он пишет: «...судя по словам автора послания Иакова (Иак 5:16), исповедание таких грехов не требовало участия предстоятеля литургической общины верных (епископа/пресвитера)».

[7] Например, анализ деятельности этой группы был сделан заместителем декана богословско-пастырского факультета ПСТБИ священником Георгием Орехановым и опубликован в Журнале Московской Патриархии. 2000, №12. http://www.blagogon.ru/biblio/386/.

[8] Ртищев Федор, священник. Литургическое творчество: что это и зачем. Размышления об анонимной статье на портале «Благодатный огонь» 23 декабря 2016 г. http://www.bogoslov.ru/text/5173392.html.

[9] Замечательно по этому поводу пишет архимандрит Рафаил (Карелин): «Само слово “модерн” или “обновление” уже подразумевает определённую концепцию, а именно, что Церковь это развивающийся и эволюционирующий организм, в котором должно отмирать старое и отжившее, и на смену ему приходить новое и жизнеспособное. Эта теория эволюционирующей Церкви приводит к разрушению самого понятия Церкви, как полноты Откровения, тождественной самой себе во все исторические времена. Теория эволюции искажает православную антропологию; она представляет человека в виде исторически развивающегося существа, которое перерастает прежние, данные в прошлом религиозные сведения и представления, и нуждается в новых, более глубоких и соответствующих его времени понятиях. Здесь должно эволюционировать само Откровение, и будущее представляться как возможность новых религиозных открытий. Религия получает странное сходство и аналогию с научными гипотезами, которые, по мере накопления знаний, совершенствуются и изменяются, то есть истина для модернистов становится относительным – релятивистским понятием. Тогда становится неясным вопрос: в какую же мы Церковь верим – в Церковь настоящего или в Церковь будущего? И что представляют собой догматы – сознание Церкви, или же этап человеческого развития?» (Архимандрит Рафаил (Карелин). Православие и модернизм. http://www.blagogon.ru/digest/532/).

[10] Силин Д., свящ. Печальное недоразумение: (По вопросу о церковно-богослужебном языке) // Богословский вестник. 1910. Т.3. №11. СС. 453–454.

[11] Ртищев Федор, священник. Литургическое творчество: что это и зачем. Размышления об анонимной статье на портале «Благодатный огонь». 23 декабря 2016 г.http://www.bogoslov.ru/text/5173392.html.

[12] Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви (1917–1990). Учебник для православных духовных семинарий. Московская Патриархия, издательский дом «Хроника». МДАиС. М., 1994, с. 50. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

[13] Ртищев Федор, священник. Открытая Литургия: практические рекомендации, http://www.bogoslov.ru/text/4467002.html 12 марта 2015.

[14] Великанов Павел, протоиерей, Ртищев Федор, священник. О жизни приходской. 29 января 2015 г. http://www.bogoslov.ru/text/4408505.html

[15] Ртищев Федор, священник. Три аспекта совершения Таинства Исповеди на приходе. 1 сентября 2015 г. http://www.bogoslov.ru/text/4695703.html

[16] Ртищев Федор, священник. Литургическое творчество: что это и зачем. Размышления об анонимной статье на портале «Благодатный огонь». 23 декабря 2016 г. http://www.bogoslov.ru/text/5173392.html.

[17] Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. – под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999.

[18] Ртищев Федор, священник. Открытая Литургия: практические рекомендации. 12 марта 2015 г. http://www.bogoslov.ru/text/4467002.html

[19] О завещании, составленном Лютером в 1542 году, известно, что «В конце документа Лютер поясняет, что хотя завещание не облечено в должную форму (он ненавидел юристов) и не заверено у нотариуса, оно заслуживает полного доверия, ибо Отец Небесный “доверил ему, ничтожному и многогрешному, Евангелие от Его Сына”. Благодаря его усилиям, говорится далее, “многие мужи познали Евангелие”, следовательно, его, Лютера, можно смело считать “доктором Истины даже вопреки отлучению от Церкви, ответственность за которое лежит на папе, императоре, королях, князьях, священниках и злобе сатаны”. В качестве подписи он начертал: “Мартин Лютер, нотариус от Бога, Свидетель Евангелия”». Гобри И. Лютер / Предисл. А.П. Левандовского. Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., Мол. гвардия, 2000. – 513 с.: ил. – (Жизнь замечат. людей; Сер. биогр.; Вып. 786)., с. 490.

[20] Ртищев Федор, священник. Литургическое творчество: что это и зачем. Размышления об анонимной статье на портале «Благодатный огонь». 23 декабря 2016 г. http://www.bogoslov.ru/text/5173392.html.


Благодатный Огонь



Голосование за статью
 - 
102
 /  - 
8
Комментарии:
Иоанна 03/02/2017 в 01:28:54
Марине
Марина, батюшка о.Алексий написал статью, но ее НЕ приняли и НЕ опубликовали на сайте, до аудитории которой он и попытался достучаться. Она помещена здесь, но в этой аудитории, насколько я себе ее предоставляю, и да простит меня батюшка, и без этой статьи никто не собирался плясать на амвоне. Во многом - в этом и есть смысл моего изначального комментария.
Марина 02/02/2017 в 18:29:06
Иоанне.
***Жаль потраченного о.Алексием времени. Если отвечать на каждую статью каждого вновь появившегося на просторах интернета любителя порассуждать в таком духе...***
Иоанна вы не правы на счет "зря потраченного времени". О.Алексий выполнил свой пастырский долг! Вспомните отрывок Евангелия от Иоанна, 10 гл: "...А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их". Долг истинного пастыря, защищать пасомых от таких лютых волков, как Федор Ртищев и их гнусного, душегубительного, тлетворного влияния. Если бы наши батюшки не реагировали на каждую реплику (а тут целая статья!) своих "продажных" собратьев, то мы бы уже давно плясали в храмах и причащались когда вздумается!
Иоанна 01/02/2017 в 11:48:38
Владимиру Юрганову
Владимир - согласна конечно отчасти с Вами. Тут где-то тоже мне на просторах околоцерковной инета попались результаты опроса москвичей: 'в лоб' спрашивали спешащих по делам, но не отказавшихся ответить на вопрос - по их мнению, Святой Дух исходит 1) от Отца или 2) от Отца и Сына? Конечно, целевая аудитория опросника вряд ли совпала действительно с той московской публикой, что по воскресеньям спешит в храм. Но согласитесь, результаты опроса говорят сами за себя... Но куда писать? - на Богослове.ру по его собственному признанию, о.Алексия не удостоили ниже ответа, не только напечатанием статьи... Поэтому, я хотела сказать - нужно как-то иначе пытаться об'яснить и донести чистоту нашего догмата!
Есть английская поговорка: 'to those people who love fights, don't give them the ammunition'- а именно значит: 'не давайте оружия в руки тем, кто любит драться'. Не полезно может быть отвечать прямой критикой на то, что иногда лучше проигнорировать. Сущие во Иудеи, да бежат в горы!
Владимир Юрганов 01/02/2017 в 06:07:23
Иоанне
Вы полагаете, что авторы должны писать для людей, полностью воцерковленных, дабы потешить их веру подтверждением того, что они и так знают. А на самом деле писать следует для колеблющихся, которых вот такой вот о. Фёдор может увести в трясину, дабы их предостеречь. Что о. Алексий и делает, и делает в великолепном стиле, умело показывая инфантильную безграмотность о.Уминского.
Владимир Юрганов 01/02/2017 в 06:02:46
"Федор Ртищев" - с претензией на гениальность.. Ведь из рода Ртищевых происходит Федор Достоевский. Но Достоевский верный Православный, а о. Уминский скорее напоминает обновленца о. Фёдора, соперника Остапа Бендера в погоне за двенадцатью стульями
Сельскiй бригадиръ 31/01/2017 в 23:01:03

Евгению Савченко.
"Священник Фёдор Ртищев" - это псевдоним московского протоиерея-модерниста нетрадиционной церковной ориентации Алексия Уминского (Кстати, духовника идола и надежды всех белоленточных креаклов Михаила Борисовича Ходорковского.)

Евгений Савченко 31/01/2017 в 22:02:53
Священник Федор Ртищев - аноним. Богослов.ру всё-таки мог отказаться от анонимных авторов - несолидно как-то. Никаких сведений об этом интернет-псевдопастыре нет: ни клириком какой епархии и какого храма он является и т.д. Федор Ртищев такой же, как и гражданин Антоний Шугалей из Апрелевки. Несчастные, заблудившиеся христиане.
Геннадий 31/01/2017 в 13:25:03
В юбилейный год февральского переворота хотелось бы услышать от представителей нашей Церкви честный ответ на то, с чего же и с кого началось движение обновления в РПЦ, уж точно не с Введенского, он со своими подельниками был следствием, а не причиной, не даёт ответа и эта статья, как мне показалось, уводит в сторону от истинной причины раскола и обновления. И пока не будут названы эти причины и принесено покаяние на деле, а не на словах, так всё и будет идти своим чередом, катиться по наклонной плоскости. Статей анонимных богОсловов будет появляться всё больше и больше, а защитников Православия будет меньше и меньше, тогда и придется вспомнить народную мудрость, на каждый роток не накинешь платок.
Виктория 31/01/2017 в 09:47:26
Да нет, прав о. Алексий, и название хорошее, хотя несколько непривычное для благочестивого уха прихожан. Но для тесно живущих и вращающихся в церковной ограде, к сожалению стало обыденным, что термин "богослов" , как и "любовь", стал привычно - расхоже выражать великое множество понятий и использоваться всеми кому не лень, начиная обновленцами и сектантами и кончая обыкновенными оккультистами для различного рода пиаров и саморекламы. Если таковым вовремя не давать отпор и не ставить на место в информационном пространстве, то они, пожалуй, могут устроить свой нетрадиционный парад. А гордыня, возбуждающая их эксперименты и новаторства, не даст им замкнуться в себе и будет требовать всё новой публики и электората. Не хотелось бы быть жертвой таких экспериментов и проповедей, поэтому отповедь всегда уместна. Знаю у нас в городе таких "богословов", которых вовремя не одёрнули, и теперь у них открытый доступ к прихожанам, семинаристам и церковным средствам. Фраза с амвона о том, что Православие - слабая вера, это цветочки нетрадиционного "богословия", а ягодки - горькие, отравленные плоды, о коих писать слишком долго. В нашем родном городе, о. Алексий! Знаю, что вы ничего не в силах изменить, поэтому просто: спаси вас, Господи!
Россиянин 31/01/2017 в 07:53:13
Кстати, имеет ли основание сайт «Богослов.ру» именоваться "научный", публикуя столь далекие от науки якобы богословские статьи. Скорей он относится к типичным оккультно-эзотерическим околонаучным спекулятивным изданиям. Ведь подлинная наука - очень строгое в методологическом смысле направление человеческой деятельности, со своими тысячелетиями выверенными принципами.
Иоанна 31/01/2017 в 07:29:50
Жаль потраченного о.Алексием времени. Если отвечать на каждую статью каждого вновь появившегося на просторах интернета любителя порассуждать в таком духе (а отсылки к 'протопресвитеру Шмеману' прямо даже отбили сейчас у меня желание спокойно позавтракать) не хватит жизни. Не лучше ли продолжать спокойно об'яснять желающим красоту и полноту Православного Типикона. А они найдутся. Грустно, конечно, что этого нельзя по-видимому сделать на Богослов.ру. Тут недавно попалась мне статья какого-то священноинока с Афона - упрекающего (!) Свт. Игнатия Брянчанинова в отсутствии послушания... Нет, конечно вызвало улыбку: и сам сюжет, и что некоторым на Афоне кажется больше делать нечего - как проснутся с утра, так и давай в страстном устроении (и в письменном виде) полемизировать с отцом современного иночества и учителем покаяния. Вопрос, конечно, отдельный - кто благословляет на такие писания. Но вот больше всего удивило, что священнослужители в России стали на эту статью отвечать. Писать в защиту Святителя и пытаться переубедить беднягу священноинока... Нужно понять время, мне кажется. И не поддаваться на провокации. Спасаяй, да спасёт свою душу!
Ирина Фр. 30/01/2017 в 21:52:48
Статья хорошая, название плохое.
Россиянин 30/01/2017 в 19:58:30
Церковь почитает богословами только нескольких святых, начиная с апостола Иоанна Богослова. Сайт «Богослов.ру» явно стремиться попасть в этот список, публикую такие великие "богословские" труды, как опусы священника Федора Ртищева и подобные.
прот. Андрей Хвыля-Олинтер 30/01/2017 в 19:26:27
Мне приходится часто заниматься проблемами различных представителей сектантства. Кстати, они тоже мною активно занимаются. И поэтому чувствую их смрадное дыхание их духа уже на отдалении. И в данном случае все эти представители обновленчества и сторонники "нетрадиционной ориентации" духовности, у которых анархично и самоуверенно "развивается дух", а также неизбежно раздувается соответствующая "форма" гордыни, накрепко и бес-надежно увязли в демонической трясине. Как говорит народная мудрость, история их ничему не учит.
Роман 30/01/2017 в 18:05:13
Сколько земная Церковь существует, столько и борьба за ее целостность происходит. Каких только теоретиков философов она не пережила, мне не хочется тратить своей писаниной ваше драгоценное время, дорогие Братья Сестры, коротко приведу высказывание. Священник Павел Флоренский как-то сказал: "Я лучше предпочту грешить вместе с Церковью, чем спасаться без Церкви". Разумеется, эти его слова надо понимать условно, как гиперболу.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Богословие нетрадиционной ориентации.<br>Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве Православный журнал Благодатный огонь
Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

28.04.2017
Александр Маршал. Я – русский. Я тот самый «колорад» (ВИДЕО)

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

19.04.2017
СМИ: Россия испытала гигантскую ядерную торпеду

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

4.04.2017
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

10.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

14.03.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

5.02.2017
Комментарий диакона Ильи Маслова на антигосударственную провокацию протоиерея Димитрия Рощина переформатировать Бессмертный Полк

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

2.02.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

4.12.2016
Священник Димитрий Шишкин

Об общем благе и личной свободе

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

10.01.2017
Виталий Третьяков

Информационная война – это тоже война на поражение

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

29.10.2016
Светлана Нелюбина

Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

13.10.2016
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

19.10.2016
Протоиерей Алексий Чаплин

О потерянном рабстве и рыночной свободе

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

14.09.2016
Священник Николай Боголюбов

Уроки истории и ошибки современности

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

6.07.2016
Николай Каверин

Национал-предательство под видом миссионерства: протодиакон А. Кураев призывает предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

15.12.2015
Иеродиакон Кассиан (Янушев)

Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

1.04.2016
Новый катехизис – новая вера

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

28.03.2016
Николай Каверин

Тайное униатство

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

18.02.2016
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.06.2015
Протоиерей Алексий Чаплин

О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов Веры

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

3.11.2015
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

17.09.2013
Тимур Давлетшин

«Ошибка» генерала Власова.
Пояснения для уранополитов

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

2.10.2015
Эдуард Биров

Ностальгия молодых по СССР

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

23.10.2013
Ольга Рожнёва

Оптинские старцы о семейной жизни и воспитании детей

2.06.2014
Евгений Широков

Прозападная деятельность внутри Русской Православной Церкви

17.08.2016
Священник Валерий Духанин

«В гневе начал царь чудесить…»
Вспыльчивость и ее преодоление

3.08.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Об одежде и целомудрии


Песенные флеш-мобы в Запорожье и Донецке (ВИДЕО)

 

НОВОСТИ

27.04.2017
Акробатическое шоу с танцами в храме Калужской епархии

22.04.2017
О круглом столе, организованном неким Советом православной патриотической общественности

15.04.2017
Центр свт. Василия Великого: в России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

08.04.2017
Мобилизационные сборы резервистов Донбасса 6 апреля 2017 г. (ВИДЕО)

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

12.08.2016
На сайте «Благодатный Огонь» появилась статья против приписывания преподобному Исааку Сирину авторства «новооткрытого второго тома» его творений

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов

15.03.2016
Встреча в Гаване все более напоминает умело спланированную провокацию против Русской Православной Церкви

08.03.2016
Открыт сбор подписей под письмом митрополиту Илариону по поводу участия сотрудников ОВЦС в экуменическом богослужении

04.03.2016
Прот. Всеволод Чаплин: раскол или молчание – ложная альтернатива

01.03.2016
Болгарские духовники направили Патриарху Неофиту письмо-прошение о предстоящем Всеправославном Соборе

01.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

27.02.2016
Грузинская Православная Церковь отвергла проект документа Всеправославного собора об отношении к инославным

24.02.2016
Прот. Всеволод Чаплин о затруднительности внутрицерковной дискуссии по поводу нового (тайного) Катехизиса и документов Всеправославного Собора 2016 года

19.02.2016
Кулуарная соборность. Прот. Всеволод Чаплин о подготовке встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска

16.02.2016
Комментарий священника Георгия Максимова к подписанному совместному документу Патриарха Кирилла с Папой Франциском

13.02.2016
Об истинном мотиве встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе

08.02.2016
Встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска может стать дестабилизирующим фактором и ударом в спину Путина

06.02.2016
Об ещё одном опасении православных верующих относительно документа к Всеправославному Собору

03.02.2016
На Архиерейском Соборе канонизировали архиепископа Серафима (Соболева). Комментарий священника Валерия Духанина

01.02.2016
Необходимо довести до сведения Синодальной Богословской комиссии и митрополита Илариона (Алфеева) наличие в проекте документа Всеправославного Собора фразы, допускающей еретическое толкование

31.01.2016
На Афоне предостерегли от чрезмерного увлечения «пророчествами»

27.01.2016
Итоги встречи предстоятелей Православных Церквей в Шамбези: с повестки снят вопрос общего календаря, но остаются вопросы экуменизма и практики постов