Богородица

Актуальные статьи

Реформы духовного образования

21.03.2017
Протоиерей Максим Колесник

 

Долгое время православное духовное образование было представлено в виде трех ступеней: училище, семинария и академия. Духовные училища были необязательной начальной ступенью духовного образования, семинарии являлись высшим церковным образованием, лучшие выпускники которых продолжали обучение в духовных академиях. Обучение в академии предполагает защиту диссертации и присвоение ученой степени кандидата богословия. Срок обучения в семинариях и академиях составлял по четыре года. Этого было вполне достаточно для подготовки как будущих пастырей, так и преподавателей. Существовала еще аспирантура при Отделе Внешних Церковных Связей со сроком обучения два года, в которой готовили узких специалистов для ответственных и руководящих должностей.

В 1998 году произошла первая реформа духовного образования, в результате которой срок обучения в семинариях увеличился до пяти лет, а в академиях сократился до трех лет. Данная реформа была направлена на повышения качества образования выпускника семинарии, а также более узкой специализации выпускника академии. Часть предметов, которая ранее изучалась только в академиях, стала частью программы старших курсов семинарии. Также значительно возрос объем часов для изучения истории и древних языков – латинского и греческого. Многолетнее изучение древних языков в семинариях стало явно избыточным – данные знания смогут понадобиться только узкому кругу студентов академии. В академиях была внедрена специализация и деление на кафедры, что позволило за более короткий срок подготавливать специалистов в конкретных областях богословия, истории и других дисциплинах.

В 2009 году произошли кадровые изменения в управлении РПЦ. После кончины патриарха Алексия II новым предстоятелем был избран председатель ОВЦС митрополит Кирилл. На освободившуюся должность назначили вызванного из Европы епископа Венского и Австрийского Илариона – доктора философии, выпускника Оксфордского университета. Сразу же была начата новая реформа высшего духовного образования – переход на болонскую систему и учреждение Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Также была поставлена задача добиться признания дипломов духовных ВУЗов государством, что требует изменения самой структуры учебной программы для адаптации под государственные стандарты.

В новом церковном ВУЗе с трехгодичным сроком обучения было учреждено нескольких кафедр, одна из которых была преемницей Аспирантуры ОВЦС. В ОЦАД вместо привычной семестровой лекционной системы была внедрена система триместров и сделан упор на изучение новых языков и самостоятельную работу. Если статус докторантуры был вполне очевиден – подготовка кандидатов богословия к защите докторских диссертаций, то аспирантура стала параллельным по отношению к академиям учебным заведениям. Позже к ОЦАД была добавлена новая образовательная ступень магистратуры, низшая по отношению к аспирантуре.

Затем была проведена значительная реформа образования в семинариях и академиях, в результате которой высшее духовное образование было полностью переформатировано под западную болонскую систему: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Данное следование чужим, светским и далеко не лучшим стандартам вызывает серьезные опасения и справедливую критику, поскольку многими специалистами болонский процесс глобализации образования был признан ущербным – вместо целостного фундаментального образования он дает фрагментированные знания в виде узких компетенций. Болонская система образования (как и система ЕГЭ) провоцирует студента не столько учиться, сколько искать максимально легкий путь накопления необходимых баллов, а преподавателя не столько учить, сколько натаскивать студентов на сдачу самой простой программы, доступной большинству.

Если рассмотреть аспирантскую программу на официальном сайте ОЦАД, то недельное распределение учебных пар вызывает недоумение: три пары богословия, одна пара философии, одна пара спец.семинара кафедры и целых 8 пар для двух новых языков – изучение современных языков занимает больше времени, чем все остальные предметы вместе взятые. Разве таким должно быть духовное образование? Обязательное многолетнее обучение древним и новым языкам не может проходить без ущерба остальным предметам.

Недавнее решение Синода в конце 2016 года о прохождении каждые семь лет всеми священнослужителями обязательных Курсов повышения квалификации можно рассматривать как новую реформу, но не столько образования, сколько пастырского служения и духовного уклада Церкви. Положение о Курсах предусматривает в случае непрохождения итоговой аттестации отстранение священнослужителя от исполнения богослужебно-пастырских обязанностей, почисление за штат и даже запрет в священнослужении. Подобные прещения по отношению к опытным священнослужителям, которые в силу возраста не смогли сдать очередные экзамены наравне с молодым поколением, совершенно необоснованы и противоречат каноническим правилам Церкви.

Если бы Курсы предназначались для определенного круга лиц, несущих ответственное административное служение, например, благочинных и епархиальных работников, то обязательное повышение уровня их квалификации было бы востребовано и оправдано. Но предлагается поголовная и постоянная переподготовка всех священнослужителей до 65 лет, в результате которой могут быть «отсеяны» не справившиеся с объемом информации опытные духовники, преждевременная замена которых на молодых «специалистов» прервет духовное преемство и может нанести существенный вред Православной Церкви.
Большим преимуществом ряда семинарий является их соседство с монастырями, что благотворно сказывается на духовном возрастании студентов. Очное обучение в семинариях предполагает проживание студентов в семинарских общежитиях, что дает определенный опыт монастырского быта и духовную закалку, столь необходимую будущим пастырям, что не менее важно, чем получение знаний. Недостаток образования можно компенсировать и восполнить твердой верой и личным благочестием, но отсутствие последних никакими знаниями не исправить.

В настоящее время наблюдается повторение ситуации накануне 1917 года, когда в обществе в целом оскудевает вера, подрываемая пропагандой СМИ, а столичные храмы постепенно превращаются в бюрократические институты социально-религиозного обслуживания населения и оказания ритуальных услуг. В такой системе священнику нужна хорошая духовная закалка, чтобы оставаться проповедником Евангелия и молитвенником и не скатываться на уровень требоисполнителя. Причем подобная ситуация устраивает всех: прихожан священник «не нагружает» длинными службами и нравоучительными проповедями, не затрагивая их личной жизни и совести; священника устраивает комфортная и спокойная жизнь; руководство имеет штат юных и энергичных священнослужителей, которые усвоили новые нормы, не имеют своего устоявшегося мнения, готовы писать всевозможные отчеты о показных мероприятиях, которые с каждым годом все больше подменяет собой пастырское служение. Но верующие люди ищут в православных храмах противоположного – отрешенных от мирской суеты духовных наставников, проповедников и молитвенников, служащих Богу, а не духу мира сего.

Светскую систему образования сейчас активно ломают и постоянно реформируют с целью ограничения и примитивизации знаний, чтобы вырастить новое дебилизированное поколение потребителей, оторванных от своих корней и лишенных нравственных ориентиров. Настоящее классическое образование оставлено только в закрытых ВУЗах для узкого клана управляющей элиты. Не к этому ли пути предлагают нас присоединиться, предлагая вместо постоянства в догматах веры и верности святоотеческому преданию вечно переучиваться и приспосабливаться изменчивому духу мира сего?

Конечно не стоит впадать в крайность и отвергать необходимость хорошего богословского образования для будущих священнослужителей и последующей самоподготовки. Только духовное образование должно быть связано с духовным воспитанием и возрастанием, приводить человека к познанию Бога, а не уводить от Него. Духовное образование не должно превращаться в сумму знаний и компетенций, которые сами по себе не способны нравственно воспитать человека и сделать его человеком духовным. Если в семинарии раньше принимали не столько на основе оценок вступительных экзаменов, сколько по результатам собеседований, отсеивая слабо воцерковленных людей, то теперь высокие проходные баллы становятся главным и порой единственным критерием зачисления в духовные ВУЗы.

Священнослужитель в Церкви – это не работа по профессии, а высокое призвание постоянного служения Церкви Христовой. Раньше в семинариях был большой конкурс и поступали в основном зрелые юноши – самоотверженные исповедники веры и благочестия, которые сознавали ответственность будущего служения, добровольно принимали лишения и аскетизм, обрекая себя на гонения от светских атеистических властей. Сейчас в богословские ВУЗы нередко поступают молодые студенты, ищущие легкой, комфортной и сытой приходской жизни, которая представляется им в виде совершения непродолжительных богослужений и платных треб, а новые трудности (сборы) и неприятности (отчеты) случаются в основном уже от других властей.

Главная проблема современного высшего духовного образования заключается не в отсутствии нужных знаний у священнослужителей, а в тяготении к светскости и в неполной востребованности полученных навыков на практике. Если семинарского образования хватает с запасом для пастырского служения на любом месте, то для получившего более высокое образование не созданы необходимые условия для реализации его потенциала. В итоге немало ученых мужей становятся рядовыми клириками приходов или вовсе остаются чтецами.

P.S. Из личного опыта очного обучения в стенах четырех духовных ВУЗов констатирую, что качество духовного образование в МДАиС несравненно выше, чем в Аспирантуре ОВЦС и ОЦАД, хотя по статусу должно быть наоборот.

 

 Блог прот. Максима Колесника

 




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Светлана 06.04.2017 в 21:37:08

Не вдаваясь в заумные споры, хочу сказать, что мы сейчас, в настоящее, очень непростое время, должны как зеницу ока беречь именно старых и пожилых священников. Это те, кто пронес веру и священнослужение через голод, войну, разруху, гонения атеистов, богоборцев, еретиков, кто-то через оккупацию, фронт и разруху, лагеря... Как они служили, когда храм частично разрушен от бомбардировки, нет не то, что вина, а и просто хлеба... Как они молились... Как они страдали, когда коммунисты-безбожники детей пытались отнять в детдома только потому, что они не октябрята-пионеры... Неужели сегодняшние молодые и зеленые священники, по сути нестреляные воробьи, но накачанные теоретическими знаниями, смогут заменить нам тех опытных исповедников? Давайте перестанем гнаться за духом времени сего лукавого и остановим собственное безумие, пока еще есть такая возможность.
Всецело поддерживаю протоиерея Максима.

ирина 28.03.2017 в 09:39:51

Опытный протоиерей говорил, что многое в Церкви передаётся не только посредством книжного знания, но и через предание. Например, как правильно кадить... Сама "техника" каждения нигде не описана, это можно узнать только от опытного батюшки или диакона. И многое другое... Особенно - исповедь... Этому нельзя научить только по книгам, тут важен духовный опыт! А вдруг опытный духовник не сможет сдать экзамен по новым правилам, и его запретят в священнослужении, отправят за штат... Кто молодому священнику даст совет?

Владимир Юрганов 23.03.2017 в 05:51:55

прот. Максиму
В семинарии обучали (обучают) священников, а в светских университетах - абстрактных богословов и богословиц, не привязанных к конкретной религии - по сути - схоластов. Может быть в этом разница?

прот. Максим 22.03.2017 в 18:13:26

Священнослужитель в Церкви – это не работа по профессии, а высокое призвание постоянного служения Церкви Христовой. Раньше в семинариях был большой конкурс и поступали в основном зрелые юноши – самоотверженные исповедники веры и благочестия, которые сознавали ответственность будущего служения, добровольно принимали лишения и аскетизм, обрекая себя на гонения от светских атеистических властей. Сейчас в богословские ВУЗы часто поступают молодые студенты, ищущие легкой, комфортной и сытой приходской жизни, которая представляется им в виде совершения непродолжительных богослужений и платных треб, а новые трудности (уплата сборов) и неприятности (постоянные отчеты) случаются в основном уже от церковных властей.

Александр 22.03.2017 в 12:11:17

Интересно, почему Господь наш, Иисус Христос выбрал себе в апостолы простых рыбаков, а не книжников с дипломами?

Владимир Юрганов 22.03.2017 в 09:29:27

В последнее время в России появился новый закон об образовании, согласно которому будут созданы так называемые ЦОКи (центры оценки компетентности) выпускников. Вот получит студент диплом, придет в ЦОК, и там комиссия чиновников решит - правильно ли аттестационная комиссия сработала, и не дали ли диплом не тому, кому надо. Декан агрофака очень возмущался: "Вот я учу агрономов. И оцениваю уровень при защите дипломов. А потом они пойдут туда, где какие то люди, не разбирающиеся в агрономии, будут оценивать, хороших ли агрономов я выучил. НУ КАК они смогут оценить, если не разбираются в агрономии??" И я декана очень хорошо понимаю. А теперь окажется, что теже ЦОКи ещё и священников будут оценивать, так же не имея богословского образования. Ну бред всё возрастает. Пока не будет в стране запрещено мертворожденное слово "компетенция", не имеющее ни значения, ни смысла, порядка в образовании не будет.
Да ещё тут, говорят, Голодец заявила, что образовние плохое по причине того, что классные комнаты у нас прямоугольные, а не овальные.... Просто цирк уродов!!!

Роман 21.03.2017 в 23:02:07

На лицо открытая война армии еретиков-сатанистов со святыми отцами святой восточной Церкви. Если священнослужитель изучает святых отцов восточной Церкви, то агрессивное навязывание еретических учений будет прививкой против обольщения. А молодым священникам эта прививка будет как предупреждение что такое ересь в учении, ну а если запретят изучать святых восточной Церкви, то здесь надо бить в колокол, ибо наступила беда. Поэтому я думаю, чтобы дьявол не делал, Бог повернет к лучшему. Но это только мнение, а на самом деле все весьма тревожно.

НВ 21.03.2017 в 20:52:32

Священномученик Иларион (Троицкий): "...занятие богословием еще не есть служение единому Богу; можно быть и богословом, и все же поклоняться богам иным, служить идеалам бездушным. Недостаток преданности единому Богу вместе с желанием соединить поклонение Богу и идолам создали в наше время преимущественно у западных еретиков взгляд на богословие как одно только внешнее знание ... Знание же Бога есть наука опытная. Только чистые сердцем Бога узрят, и потому истинное богословие должно быть благочестием и только тогда принесет оно плод по роду своему".

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс