Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Святость воинского служения по учению Церкви.
Комментарий на заметку протодиакона Кураева «Мы пахали»

14.02.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Казалось, можно было бы перестать удивляться тем мерзостям, которые строчит на своем ЖЖ протодиакон Андрей Кураев против Православной Церкви, священнослужителем которой он является. Однако, как известно, если дно прорвало, то нет пределов низостям, на которые можно пойти, чтобы оставаться в топ-новостях. В этот раз профессор богословия решил поглумиться над памятью героически погибшего в Сирии летчика Романа Филипова. В то время, как Церковь с благодарностью молится о блаженном упокоении в Царствии Небесном воина Романа, Кураев небрежно обвиняет погибшего в самом страшном для христианина грехе – самоубийстве, а саму Церковь, ни много ни мало, «в глубокой шизофрении», когда Она, якобы вопреки евангельским принципам пацифизма, благословляет воинов на ратную службу.

Можно было бы пропустить мимо ушей эту жалкую погоню за популярностью на чужой человеческой смерти, если бы автор не носил священнический сан и титул «профессора богословия». Уж слишком укоренился протестантский миф о несовместимости христианства и воинской службы в сознании обывателя. И когда этот миф пропагандирует профессор в рясе в стране, где костяк армии составляют православные христиане, он легко может стать бомбой замедленного действия.

Поэтому пусть на вопросы Кураева ответят не те, кто протирая задницу у мониторов компьютера стал «профессором богословия», а истинные православные богословы, своей жизнью и смертью засвидетельствовавшие истину христианства, – святые угодники нашей Церкви.

Итак, Кураев начинает свой пасквиль с критики проповеди митрополита Воронежского Сергия на отпевании воина Романа и издевательски вопрошает:

«Какое отношение смерть летчика имеет к Евангелию? Он умер с именем Христа на устах? Его убили за проповедь Христа?... Кроме того, в данном случае летчик вылетел бомбить людей, у которых, по его мнению и мнению его командиров, не было средств для сопротивления (т.е. средств ПВО). Как бы ни были дурны эти, но в их предполагаемо-безопасной бомбежке я не вижу ничего евангельского».

Однако вот что говорит святитель Феофан Затворник о русских военных моряках фрегата «Русалка», трагически погибших в мирное (по-кураевски «безопасное») время, которых с полным основанием можно было бы отнести и к летчику Роману, если бы он погиб даже просто в авиакатастрофе:

«Не погибель корабля ужасает, а участь бывших на нем. Станем мерить сию участь в отношении к участи вечной. Это главное. В каком положении были все эти лица? В положении исполняющих долг свой. Военный долг стоит ли в ряду Божиих, Богом определенных и Богом награжденных? Да!…Теперь судите люди, исполнявшие свой долг, внезапно захвачены смертью и отошли в другую жизнь. Как их там встретят? Конечно, без укора... и притом как исполнителей долга своего... Говорит Господь: «в чем застану, в том и сужду». Так и их судить будет, то есть как исполнителей своего долга. Исполнителям же долга предлежит добрый приговор... Прибавьте к сему, смерть их была ли сладка или мучительна? Я думаю, что подобную мучительность испытывали только великие мученики... Хоть она была непродолжительна, но меры ей определить нельзя... За что потерпели они сию мучительность? За исполнение долга. Так терпели и все мученики... и, следовательно, скончавшиеся по причине крушения “Русалки” должны быть причислены к сонму мучеников».

Однако в своем глумлении Кураев не останавливается на этих вопросах. Он начинает по-профессорски высокоумствовать о несовместимости христианской заповеди любви («нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих») с исполнением воинского долга:

«Очень неаккуратно великую беседу Христа о любви и жертве сводить к военным потерям.… Есть ли в святоотеческих толкованиях на Евангелие от Иоанна приложение этих слов к солдатам?… Когда и у кого оно стало тотальной индульгенцией, прилагаемой ко всем погибшим солдатам, без всякого вдавания в детали о справедливости данной войны и обстоятельствах гибели данного воина

Обратимся по этому вопросу к учению, высказанному в полемике с мусульманами равноапостольным Кириллом (до принятия монашества Константином), посредством трудов которого наши предки славяне были просвещены Светом Христовым:

«Христос Бог наш, повелевший нам молиться за обидящих нас и им благотворить, сказал также, что большей любви никто из нас в жизни сей явить не может, разве кто положит душу свою за други своя (Ин. 15. 3). Вот почему мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам как людям частным, но в обществе друг друга защищаем и полагаем души свои на брани за ближних своих, чтобы вы (сарацины), пленив наших сограждан, вкупе с телами не пленили и душ их, принудив к отречению от веры и богопротивным деяниям. Наши христолюбивые воины с оружием в руках охраняют Святую Церковь, охраняют государя, в священной особе коего почитают образ власти Царя Небесного, охраняют отечество, с разрушением коего неминуемо падет отечественная власть и поколеблется вера евангельская. Вот драгоценные залоги, за которые до последней капли крови должны сражаться воины, и если они на поле брани положат души свои, Церковь причисляет их к лику святых мучеников и нарицает молитвенниками пред Богом».

Эта речь перекликается со словами святителя Иоанна Златоуста о необходимости молиться за воинов:

«И разве не было бы ни с чем несообразно, если бы в то время как другие выступают в поход и облекаются в оружие с тою целью, чтобы мы пребывали в безопасности, сами мы за тех, которые подвергаются опасностям и несут бремя военной службы, не творили даже молитв? Таким образом, это вовсе не составляет лести, а делается по требованию справедливости… Они составляют… как бы некоторого рода оплот, поставленный впереди, который охраняет спокойствие пребывающих внутри».

Поэтому, отдавая должное воинскому подвигу, святой равноапостольный Кирилл причисляет к святым мученикам всех погибших христианских воинов за Веру и Отечество.

Разве не с сарацинами в лице ИГИЛ и др. мусульманскими террористами воевал офицер Роман Филипов и воюют другие наши воины, защищая в том числе православных христиан Сирии? Или борьба с исламским терроризмом для Кураева уже не является справедливой войной, и он хочет джентльменского рыцарского турнира с террористами на своей Родине?

Пацифисты вроде Кураева любят ссылаться на случай при императоре Никифоре Фоке (963–969 гг.), когда патриарх с архиереями отказали царю в просьбе причислять всех стратиотов погибших на бранях, к мученикам за веру. Но имеет ли вероучительное значение этот единичный случай в истории для самой Церкви и так ли в нем все однозначно?

Вот как этот казус при царе Никифоре Фоке трактует знаток христианской истории святитель Димитрий Ростовский:

«Спрашивали некогда при греческом царе Никифоре: как нужно мыслить о спасении тех, которые на бранях за честь Божию и царскую и за целость христианства умирают? И разрешили вопрос этот так: если великое дело – умереть за одного человека, по словам Господа: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин. 15, 13), – то тем более великое дело – умереть за Бога и за Царя, то есть Помазанника Божия, и за все множество верных. Поистине, “нет больше той любви”, и они достойны венца мученического, как это и указано было во время бывшей некогда брани великого князя Димитрия с нечестивым Мамаем, ибо тогда были усмотрены сходящие с высоты венцы на полк православных воинов, храбро сражавшихся, которые, “подвигом добрым подвизались” (2Тим. 4, 7), души свои за всех полагали. Такова честь и надежда у Господа Бога для воинства христианского, только бы сами они не теряли спасения своего какими-либо злыми делами!» (Из Поучение на Обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, месяца января, в 1 день («Дали Ему имя Иисус» (Лк.2, 21)) / Поучение и слова. т.1)

Более того, можно смело утверждать, что Церковь в лице святых своих угодников категорически настаивала, что все воины-христиане, гибнущие за Веру и Отечество на войне, достойны мученического венца.

Вот что об этом пишет в знаменитом «Послании на Угру» (1480 г.) святитель Вассиан Ростовский:

«А достойный похвал великий князь Дмитрий (Донской)..., пошедший на подвиг Господа ради, и доныне похваляем и славим не только людьми, но и Богом. Ангелов он удивил и людей возвеселил своим мужеством, а те, что подвизались вместе с ним до смерти, от Бога получили оставление грехов и мученическими венцами почтены были, также как и древние мученики, которые за веру пострадали от мучителей, за исповедание веры Христовой умерли».

Святитель Макарий Московский в 1552 году в пастырском послании к царю Иоанну Грозному и его войскам, находящимся в Казанском походе, вдохновлял на брань с неверными русских воинов следующими обещаниями:

«Если случится кому из православных христиан на той брани до крови пострадать за святые церкви и за святую веру христиан­скую и за множество людей православных и потом живым быть, и те поистине пролитием своей крови очистят прежние свои грехи, имиже по святом крещении согрешали и осквернены были… А иже случится кому ныне от православных христиан на том ополчении не токмо кровь свою пролитии, но и до смерти пострадати за святые церкви и за православную веру христианскую и за множество людей православных… той второе мученическое крещение воспримет и пролитием своей крови очистит и омыет от души скверну своих согрешений и восприимит от Господа Бога нетленная и небесная и вхождение в вышнего града Иерусалима наследие…, а за мечное усечение и копейное прободение (восприимет) с мученики и ангелы радость неизриченную… ихже око не виде и ухо не слыша и на сердце человеку не взыде...»

И грамоты распространяемые по благословлению священномученика патриарха Ермогена во времена Смутного Времени, также обещали, что если кто из участников в войне против поляков «умрет – будут новые страстотерпцы».

О том, что не только Русская Церковь приравнивала воинский подвиг к мученичеству, но и Греческая свидетельствует преподобный Максим Грек:

«Ты желаешь удостовериться, правильно ли понимают те, кои утверждают, что убитые во время войны с нечестивыми благочестивые воины удостаиваются части праведных, то есть, Царства Небесного? Об этом скажу тебе так... Если благочестивые цари наши и управители, подвизавшиеся добре за истинную веру во Христа Бога, совершившие такие достохвальные и богоугодные изменения и достигшие сего посредством смерти многих своих военачальников и тысячников и людей всякого воинского чина, почитаются святыми и праведными, то кто не согласится с праведным сим рассуждением, что и те, которые добре подвизаются с ними за благочестивую веру во Христа Бога до пролития своей крови, суть достопамятны пред Богом и получат надежное спасение? И если кто сочтет сказанное мною дерзновенным, но я не перестану так утверждать, ибо не ложно слово Божие, которое говорит: “болши сея любве никтоже имать, аще кто душу свою положит за други своя” (Иоан. 15, 13), Это божественное изречение не относится ли по справедливости и к тем, которые добре подвизаются до пролития крови за благочестивую веру православных, за святые храмы, посвященные во славу Христа Бога, Его Пречистой Матери и всех святых?» (Прп. Максим Грек. Послание к некоторому другу, где содержится разъяснение трех некоторых недоразумений, встречаемых в книгах усердными читателями их)

В этом же ключе продолжали учить свою паству виднейшие богословы XIX в. Cвятитель Игнатий (Брянчанинов) писал Н.Н. Муравьеву-Карскому:

«Развивайте в русских воинах живущую в них мысль, что они, принося жизнь свою в жертву Отечеству, приносят ее в жертву Богу и сопричисляются к святому сонму мучеников Христовых».

А святитель Филарет Дроздов говорил:

«Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу Отечества, ты умрешь преступником или рабом; умри за веру и Отечество – ты примешь жизнь и венец на Небе».

Таким образом, налицо согласие святых отцов в учении, что православные воины, жертвующие своей жизнью на войне за отечество приравниваются к святым мученикам. Следовательно – это и есть учение от Духа Святаго самой Православной Церкви.

Что же касается кощунственного сравнения Кураевым подвига Романа Филиппова с самоубийством, то кому как не профессору богословия первому должна была прийти в голову ассоциация с подвигом праведного судии израильского Самсона, которого Церковь чтит в лике святых праотцов. Вот как восхваляет его героическую смерть, описанную в Библии (Суд. 16,28–30) святитель Амвросий Медиоланский:

«Когда… он обеими руками взялся за подпоры здания. Самсон воззвал ко Господу: “Господи, вспомни еще раз о рабе Твоем и отомсти за глаза мои! Пусть не возносят язычники славу своим богам за победу надо мной! Мне больше не нужна жизнь! Пусть умрет душа моя с филистимлянами и пусть они узнают, что слабость моя для них еще гибельнее, чем моя сила!” Изо всех сил сотряс он колонны, расшатал и сломал их. Здание тотчас обрушилось, обломки завалили Самсона и всех, кто смотрел с кровли на него. Погибло множество мужчин и женщин. Для него эта достойная и героическая смерть стала желанным торжеством, который затмил все его прежние победы. Ведь, хотя ни до, ни после не было никого, равного ему, и в этом мире не мог с ним сравниться ни один из опытных в войне мужей, однако в смерти он победил самою себя и явил свои неодолимый дух в презрении и пренебрежении к устрашающему всех последнему мгновению жизни… Не стрелы принесли ему гибель, но трупы врагов, ставшие для него не только могильным холмом, но и памятником его победы. Самсон оставил потомкам память о своей доблести, поскольку тот народ, который он нашел порабощенным… после смерти его остался в отеческой земле наследником свободы».

Библия знает и еще одного ветхозаветного храбреца – Елеазара, воина Иуды Маккавея, ценой своей жизни стяжавшего победу израильскому народу, а себе «вечность»: «Тогда Елеазар, сын Саварана, увидел, что один из слонов покрыт бронею царскою и превосходил всех, и казалось, что на нем был царь, – и он предал себя, чтобы спасти народ свой и приобрести себе вечное имя; и смело побежал к нему в средину отряда, поражая направо и налево, и расступались от него и в ту, и в другую сторону; и подбежал он под того слона, лег под него и убил его, и пал на него слон на землю, и он умер там» (1 Мак. 6, 43–46).

Святитель Амвросий Медиоланский дает следующую оценку его подвигу:

«Враги, пораженные зрелищем такой храбрости, не осмелились напасть и после гибели зверя устрашились настолько, что не сочли даже возможным всем противостоять одному. Потом и царь Антиох…, напуганный храбростию одного, запросил мира. Таким образом, Елеазар наследием своей храбрости оставил мир. Этот мир и да будет результатом побед».

Хотелось бы также вспомнить популярную нынче версию жития святого Александра Пересвета, опубликованную на сайте Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, с которой знакомы многие, даже далекие от Церкви люди (хотя некоторые могут усомниться в достоверности этой версии, однако важен сам факт, что церковное сознание не видит в такой интерпретации подвига святого ничего противоречащего истинному христианскому подвигу самопожертвования за Веру и Отечества):

«В день Рождества Богородицы перед началом битвы Пересвет участвовал в традиционном “поединке богатырей”. Со стороны татар ему противостоял богатырь Челубей. Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки… Пересвет и Челубей пронзили друг друга копьями. Копьё Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка – сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой схиме. Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер» (http://www.stsl.ru/...ratniki-dukhovnye).

А вот слова святого Александра Пересвета из «Задонщины»:

«И сказал Пересвет-чернец великому князю Дмитрию Ивановичу: “Лучше нам порубленными быть, чем в плен попасть к поганым татарам!”».

Нельзя не упомянуть один из самых ярких эпизодов обороны Троице-Сергиевой Лавры 1608 г., подробно описанный троицким келарем Авраамием Палициным в «Сказании» об осаде Троице-Сергиева монастыря, – подвиг клементьевских крестьян Никона Шилова и Петра Слоты, пожертвоваших жизнью для уничтожения вражеского подкопа под стены Троицкой крепости:

«Старцы же Сергиева монастыря ходили с полками, бились с литовцами и укрепляли людей, чтобы те не ослабевали в делах. И от этого все расхрабрились и бились крепко, говоря друг другу: “Умрем, братья, за веру христианскую!” И благодатью Божиею нашли тогда устье подкопа. Вскочили тогда в глубь подкопа ради совершения замысленного клементьевские крестьяне Никон, называемый Шилов, да Слота; и, зажегши в подкопе порох с кизяком и смолою, заткнули они устье подкопа и взорвали подкоп. Слота и Никон тут же в подкопе сгорели».

Но если искать в истории Православной России пример, наиболее соответствующий подвигу Романа Филипова, то можно вспомнить героический поступок рядового Архипа Осипова, который он совершил при взятии горцами Михайловского укрепления на Кавказе 22 марта 1840 г. Когда стало понятно, что оборону против многократно превосходящего противника вести стало невозможно, он вызвался исполнить приказ командира и, получив священническое благословение, ценой собственной жизни взорвал пороховой погреб, а с ним и все укрепление. При этом погибло до 3-х тысяч врагов. Его подвиг свято чтили в дореволюционной России. На месте взорванного укрепления установили огромный крест с надписью: «рядовому Архипу Осипову, погибшему во славу русского оружия». И никому в православной России не приходило в голову сравнить эту героическую смерть с самоубийством. Причем сослуживцы характеризовали Осипова как человека набожного, а значит его христианская совесть не позволила бы ему сделать ничего противоречащего заповедям Христа.


Есть подобный пример и в православной Сербии. В битве на горе Чегар во время Первого сербского восстания против турок, когда большинство сербских защитников пало, воевода Стефан Синджелич выстрелил в пороховой склад. В итоге взрыва погиб он сам, большинство живых к тому моменту сербов и множество турок. По приказу Хуршида Ахмед-паши трупы сербов, убитых в бою, обезглавили, а черепа затем вмонтировали в башню, которая получила название Челе-Кула (Башня Черепов). Сегодня это святыня сербского народа. В отличие от протодиакона Кураева, святитель Николай Сербский не усомнился в подвиге Стефана Синджелича и назвал Челе-Кулу храмом, который «и больше, и красивее, и более ценным, и святее», нежели самые великолепные храмы Европы.

 * * *

Но цель провокации Кураева, конечно же, не воин Роман Филипов и даже не митрополит Воронежский Сергий, а вся современная Православная Церковь, которая по мнению автора, сотрудничая с государством и благословляя воинов на брань за это государство, противоречит Евангельскому духу ранней Церкви (Кураев: «Евангелие и нормы ранней Церкви слишком жмут нашим митрофорным замполитам»).

Однако где Кураев нашел такую раннюю Церковь? Он сам дает ссылки своих познаний в данном вопросе. Это западные историки Карл Эрдман и Жан Флори. Должно быть для профессора богословия это очень авторитетные авторы, но боюсь их авторитет выеденного яйца не стоит для православного христианина. Хотя справедливости ради надо сказать, что вина в этом не только протодиакона Андрея Кураева, а всей системы образования РПЦ, которая находится в плену уже даже не католической схоластики, а самого что ни на есть либерального протестантизма. Тень протестантского историка Гарнака незримо присутствует ныне в трудах даже самых консервативных православных историков.

Но если попытаться обратиться к самим историческим источникам, отбросив стереотипы привитые семинарским и академическим образованием, то ранняя Церковь окажется (к ужасу Кураева и ему подобным) совершенно чужда толстовскому пацифизму и аполитичности, а те из древних учителей Церкви, которые были записаны толстовцами в свои союзники, в определенных условиях предстанут сторонниками применения насилия в самом, что ни на есть ветхозаветном духе.

Так, священномученик Киприан Карфагенский (†258г.) учит, что если идолопоклонников Бог велел умерщвлять в Ветхом Завете, то тем более это следует соблюдать во времена Нового Завета;  священномученик Климент Римский (†~101г.) утверждает, что не всякое убийство зло, но только убийство невинного, законное же убийство предоставлено только начальникам; о невиновности законных начальников, производящих казни, учит священномученик Ириней Лионский († кон. II в.); св. мч. Иустин Философ (кон. I/нач. II в.–165г.) в своей Апологии в доказательство истинности Бога христиан приводит свидетельство о чуде, совершенном воинами-христианами из войска императора Марка Аврелия, которое обеспечило ему победу над варварами; другой апологет св. Афинагор Афинский (~133г.–~190г.) считал, что общества, в которых процветает безбожие, кровосмешение и каннибализм должны истребляться «со всеми женами и детьми»; Тертуллиан (155/60г.–220/40г.), как аргумент в защиту Церкви напоминает язычникам, что христиане наполняют военные лагеря и сражаются за империю; Климент Александрийский (~150г.–~215г.) восхваляет Моисея как царя и полководца, приводя его, как достойный пример для подражания и даже Ориген (~185г.–~254г.) признает необходимость войн и свидетельствует, что христиане «(сражаются) в молитвах к Богу за тех, которые ведут действительную войну, а равно и за тех, кои законно царствуют».

Более того, общим местом для раннехристианских авторов было воспевание империи, как гаранта мира, справедливости, законности. Они даже приписывали учреждение Римского царства Самому Иисусу Христу и признавали за Римом роль «удерживающего» пришествие антихриста. Можно смело утверждать, что христианство стало имперской верой еще до Константина Великого. Это вынужден был признать даже такой либеральный церковный историк как протопресвитер Иоанн Мейендорф:

«Взгляд Оригена на Августа как на исполнителя провиденциальной миссии поддерживается внушительным согласием Отцов (consensus patrum) на Востоке и на Западе, включая не только Евсевия Кесарийского, но и Иоанна Златоуста, и Григория Богослова, так же как Пруденция, Амвросия, Иеронима и Орозия. В Византии он включен в качестве центральной идеи в одно из песнопений Рождества Христова. В свете этой традиции Константин был не революционером, а скорее первым из императоров, понявшим истинное значение римского царства, которое другие осуществляли прежде него: Pax Romana (Римский Мир) создал не Август, а Христос».

И действительно, главной исторической причиной распространения христианства во времени и пространстве является то, что Церковь стала объектом политики воинственной Римской империи. Других исторических (не мистических) факторов мы назвать не можем. Где все эти гностики, где все те секты и ереси, которых имперская власть отвергла на Вселенских соборах? Они стали прахом истории. Только ортодоксальная Церковь, которая благословляла своих чад не щадя живота своего проливать свою и чужую кровь во имя христианской империи, обеспечила себе право сегодня именоваться мировой религией. Поэтому те, кого коробит связь Церкви с государственной политикой и насилием, должны отвергнуть всё, что сегодня именуется христианством, включая и саму Библию, так как все догматы и каноны Церкви, в том числе и святость Священного Писания, утверждены политическими решениями императорской власти на Вселенских Соборах. Можно предположить, что Господь избрал бы другой путь распространения веры, но это останется лишь на уровне фантазий. Господь избрал путь Царства. История империи (Римской, Византийской, а затем и Российской) и история Церкви настолько переплетены, что одна от другой неотделимы.

А как же быть с упоминаемыми Кураевым «воинов-мучеников, отказавшихся от воинской службы»? Да, такие воины были. Но по какой причине они отказывались от воинского звания? Когда их это звание обязывало приносить жертвы языческим богам. Пусть Кураев назовет хоть одного святого мученика первых веков христианства, почитаемого Православной Церковью, который отказался брать оружие по той причине, что для христиан неприемлем сам принцип насилия и тем более воинского служения.

Напротив, православная традиция, отраженная в житийной литературе, часто отмечает, что воины-мученики до своего страдания за Христа, отличались мужеством и славой в бранях за свое языческое Отечество и императора-язычника. Более того, в Житиях Святых для мучеников-воинов воинское служение и подвиги представляются как преддверие их мученического венца (см. жития святых 40-ка мчч. Севастийских, св. вмч. Георгия Победоносца, св. мч. Артемия, св.мч. Феотекна Антиохийский, св. мч. Леонтия и пр.). И самое интересное: часто причиной их мученичества становилось стремление воинов-христиан объявить свои победы заслугой исключительно христианского Бога (см. жития св. мч. Меркурия, св. вмч. Евстафия Плакиды, св. мч. Орентия, св. вмч. Прокопия, св. мч. Варвара). Необыкновенные воинские подвиги христиан, личная храбрость и бесстрашие перед лицом смерти – вот чем житийная литература объясняет феномен широкого распространения христианства в имперских войсках первых веков (см. жития мч. Андрея Стратилата, священномученика Никона, св. вмч. Феодора Стратилата, св. вмч. Никиты Готфского, св. равноап. Константина Великого, и др.). Причем, воины, совмещавшие свое ратное служение с христианством, известны со времен апостолов. Это, например полководец императора Трояна мч. Евстафий Плакида и мч. Виктор (Фотин), сын той самой евангельской самарянки, беседовавшей со Спасителем у колодца.

Отсутствие святых мучеников-пацифистов в православных святцах заставило толстовцев в рясах обращаться к католическим житиям святых и заниматься откровенными подлогами. Так, к православным святым стал причисляться Максимилиан Тебесский (274–295гг.), и, с легкой руки издателей «Житий Святых свт. Димитрия Ростовского» на русском языке появилось латинское житие святителя Мартина Турского (память 12 окт. ст.ст., 25 окт. н. ст.), с пацифистскими мотивами, в то время, как в традиционном житии, Церковь восхваляла этого святителя, как храброго воина и полководца.

Единственное, на что реально могут ссылаться в борьбе «с милитаризмом» в Церкви Кураев и К°, так это 13 правило Первого канонического послания свт. Василия Великого[1]:

«Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо святых таин».

Однако, как известно – это правило отсылает на другое каноническое постановление святителя Афанасия Великого в послании к Аммуну (прав. 1) (о чем пишет, напр., такой авторитетный канонист, как Зонара): «Не позволительно убивать: но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно», которое в свою очередь восходит к Постановлениям апостольским свщмч. Климента Римского: «Не убивай, то есть не разрушай подобного себе человека, — ибо разрушаешь прекрасно сделанное, – не потому, будто всякое убийство дурно, но потому, что дурно убийство только невинного, законное же убийство предоставлено только начальникам» (Климент Римский. Постановления апостольские. Кн. 7, гл. 2).

Как следует из текста правила, святитель Василий Великий не противоречит постановлению святых отцов, а дополняет его. Но вот к кому оно обращено, часто ставило канонистов в тупик: как можно было советовать простым воинам, убивавшим на войне, три года удерживаться от Причастия в эпоху постоянных войн? Ключ к разгадке лежит на поверхности. Это правило (причем как совет) относится не к простым воинам, а именно к «поборникам целомудрия и благочестия», т.е. тем, кто искал монашеского жития. На это указывает и сам предмет послания святителя Афанасия Великого к Аммуну, для иллюстрации которого и было приведено правило о законном и беззаконном убийстве:

«Не позволительно убивать; но убивать врагов на войне – и законно, и похвалы достойно… Таким образом, одно и то же, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах – непозволительно, а в других обстоятельствах – и благовременно, допускается и позволяется… Ибо два пути в жизни… Один – обыкновенный и житейский, то есть брак, другой же – Ангельский, и коего нет превосходнее, то есть девство. Если кто избрал мирской путь, то есть брак, то не подлежит порицанию, но не получит стольких даров, хотя, впрочем, получит некие, ибо и он приносит плод тридесятикратный».

По этому случаю очень показательно Поучение из Пролога за 7 июня (в «Отечнике» Игнатия Брянчанинова глава «Авва Даниил»). Пустынник авва Даниил попав в плен к сарацину не выдержал издевательств и убил своего мучителя. Однако после этого он стал мучиться совершенным убийством и объехал всех патриархов того времени (Римского, Константинопольского, Иерусалимского, Антиохийского и Александрийского). Все патриархи (а значит и вся полнота Церкви), не признали в этом поступке святого греха убийства: «ты не совершил убийства, потому что убил не человека, а зверя». Оправдал его и светский правитель: «Иди, авва, и моли Бога о мне: жалею, что ты убил одного, а не шесть». И тем не менее авва Даниил, желая совершенства, взял на себя подвиг заботиться о прокаженном, искупая совершенное им хоть и законное, но убийство.

Итак, если хотите, правило 13 Василия Великого писано в качестве исключения для правила святителя Афанасия Великого относительно тех, кто стремится к большему, нежели подвиг воинской службы.

Более того, если бы всякое убийство само по себе оскверняло, то не являлись бы на помощь православным воинам святые Церкви Небесной, как, например, помогали святые Борис и Глеб в битвах своему потомку св. князю Александру Невскому, или святой мч. Димитрий Солунский видимо явился и сражался среди защитников Солуни, а св. мч. Меркурий, по молитвам святителя Василия Великого, умертвил Юлиана Отступника. И таких примеров множество.

Итак, не было никогда эволюции Церкви от пацифизма и аполитичности первых веков христианства к милитаризму и оплоту государственности после признания святым царем Константином Великим христианства в качестве государственной религии империи. Этого нельзя проследить ни в истории Церкви, ни в Церковном Предании. Все это схемы, существующие только в воспаленном воображении современных либеральных богословов. Церковь же, представленная святыми угодниками, одна и та же, как во времена апостолов, так и сегодня, и своего отношения к войне и государственной власти никогда не меняла ни при гонителях, ни при покровителях.

Диагноз «глубокой шизофрении», которым протодиакон Кураев характеризует «нашу церковную жизнь», впору ставить самому профессору и его последователям. Ведь для «богослова» Кураева не являются авторитетом ни Жития святых, ни сами святые, которые, с его слов, могут быть и «подлецами», и городить ересь, и вообще попасть в лик святых не по промыслу Божьему, а по чьей-либо политической прихоти. Подобно протестантам, он верит в некое чистое от примесей политики и «народного суеверия» христианство первых веков истории Церкви. Все остальное для него – это досадное наслоение чуждого «истинному учению Христову» компромисса между Церковью и государством.

Однако, если допустить, что Кураев прав и Православная Церковь на протяжении полутора тысяч лет в угоду государства благословляет своих чад на смертный грех убийства и даже «самоубийства» на войне, то как можно расценить принадлежность к этому «преступному сообществу» в сане протодиакона самого Кураева? Пора горе-богослову определиться и либо принести покаяние, либо покинуть организацию, преступления которой он так рьяно обличает в интернете. Иначе шизофрения у него будет только прогрессировать…

Царствие Небесное новопреставленному убиенному воину, русскому офицеру Роману Филипову, герою России!





[1] Неуместность ссылок Кураева на другие правила свт. Василия Великого уже разобрал диакон Владимир Василик: http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/10/on_mozhet_tolko_hulit_zlobstvovat_i_klevetat/

 

Благодатный Огонь



Голосование за статью
 - 
96
 /  - 
13
Комментарии:
Миргорд 03/05/2018 в 23:22:40
Уважаемая Хамуталь, Ваша "иудейская справедливость" всегда оборачивалась для нас христиан самым откровенным хищничеством и насилием. Какие бы Вы там не делали "глубокомысленные" умозаключения, но только Церковь (а не общество, государство и даже ООН) является носительницей правды Божией на земле и только Она, а не Вы или кто-нибудь другой, может определять где война хищническая, а где справедливая.
А цена Вашей "правды" видна уже в этой беззастенчивой лжи: "епископ Кирилл Александрийский устроил многоубийственный погром против александрийских иудеев, которые христиан не только не мучили, но вообще первыми пальцем не трогали, и никто в Церкви этого Кирилла не осудил". На кого такая откровенная ложь рассчитана? Читайте источники. Иудеи в Александрии первыми устроили погром христиан. Они ночью начали кричать, что христианский храм горит и всех христиан, которые выбегали тушить храм, зверски умерщвляли. А Вы из этих волков сделали невинных овечек.
P.S. Заметьте, я нигде не сказал ничего плохого про евреев, среди которых много православных христиан, а лишь про иудаизм, который всегда был враждебен к христианству.
Хамуталь 01/05/2018 в 22:40:53
С оборонительными войнами у справедливых обществ и государств понятно. Но Церковь разрешает и войны хищнические и взяла за правило их поддерживать (не всегда, но в норме), требуя от мирян усердно убивать и рисковать жизнью в таких войнах, затеянных их правителями, а от духовенства - молиться за успех своей стороны. Особенно дурно это выглядело при бесчисленных войнах меж христианами, когда духовенство каждой стороны воображало, что Бог поддерживает ее и враждебен ее врагам :(. Тем более разрешает христианство войны по спорным поводам, которые должно решать судом и миром, а не "готтентотским" насилием и убийствами. У таких обществ даже оборонительные войны несправедливы, ведь отрицающий и нарушающий чужие права, и сам лишается соответствующих прав.
"очень показательно Поучение из Пролога за 7 июня (в «Отечнике» Игнатия Брянчанинова глава «Авва Даниил»). Пустынник авва Даниил попав в плен к сарацину не выдержал издевательств и убил своего мучителя. Однако после этого он стал мучиться совершенным убийством."
А, например, епископ Кирилл Александрийский устроил многоубийственный погром против александрийских иудеев, которые христиан не только не мучили, но вообще первыми пальцем не трогали, и никто в Церкви этого Кирилла не осудил. На этом фоне переживание Даниила об убийстве мучителя выглядит таким лицемерием!
Вера 22/02/2018 в 22:42:29
Спаси Христос, дорогой о. Алексий за прекрасную, содержательную, с большим количеством ссылок СТАТЬЮ! Вполне согласна с Вами. Как же обидно было слышать и читать нам матерям, что дети наши, воюющие против страшной чумы Игил (организации, запрещенной в РФ), являются убийцами и прочее! Но особо неприятно слышать из уст профессора, учителя, священнослужителя!!! Кураев уже давно на пороге раздвоения личности: где ему выгодно - он священнослужитель, а где нужно поп-звезда! Вопрос к иерархам РПЦ - долго еще будут его терпеть, пусть уже за него решат, кто он? И хочется надеется, что решение будет в пользу истинной Церкви Христовой.
Наталия 17/02/2018 в 13:21:13
Присоединяюсь к протоиерею Андрею. Как мы явно видим и слышим: весь мир ополчился против России и её Президента Владимира Путина. И какой мир? И каковы его ценности? Значит, мы идём правильной дорогой нашего Христианства. И гибель воинов в таких ситуациях является особенной. Проблема Кураева - это проблема начётничества, многознания, которое применяется в поддержку его собственной гордыни.
прот. Андрей Хвыля-Олинтер 17/02/2018 в 11:25:57
Для меня, в свое время отслужившего солдатом в авиации, ушедшего в отставку в звании полковник, очевидно, что летчик Роман Филипов совершил подвиг и погиб как герой. Напоминаю, что война в Сирии весьма схожа с войной в Испании (вспомним фильм "Добровольцы"). Вспомним, что война в Сирии есть часть планов уничтожения России и Православия. Вспомним, какие секты управляют нашими "партнерами" - США и Западной Европой. Антиправославные! Духовные причины нынешних геополитических войн являются основными. Ресурсы и прочие - хотя и важны, но вторичны. Поэтому подвиг Романа Филипова, несомненно, имеет и христианскую составляющую. Он - герой России.
Александр Цветков 16/02/2018 в 17:01:39
"Должно не на дела их только смотреть, но изследовать и причину дел. Что бывает по воле Божией, то, хотя бы казалось и худым, лучше всего; а что противно и не угодно Богу, то, хотя бы и казалось самым лучшим, хуже и беззаконнее всего. Если кто даже совершит убийство по воле Божией, это убийство лучше всякаго человеколюбия; но если кто пощадит и окажет человеколюбие вопреки воле Божией, эта пощада будет преступнее всякаго убийства. Дела бывают хорошими и худыми не сами по себе, но по Божию о них определению...." (св. Иоанн Златоуст. "Против иудеев")
Андрей 16/02/2018 в 14:29:07
В принципе все верно, хотя с мнением, что все погибшие солдаты непременно идут в Царстве небесное, согласиться нельзя. А если этот солдат жил совсем не по-евангельски? Да, подвиг перекрывает прежние грехи - но это подвиг, а если просто погиб во время обстрела? Кстати, там же Кураев глумится и над погибшими вагнеровцами, цинично комментируя полный горя рассказ жены погибшего: "...Людям просто нравится стрелять и убивать в других странах. Но почему-то любовь к автомату они называют патриотизмом. Пытаться понудить меня восхищаться наемниками не стоит".
На подобные слова есть хороший ответ Стрелкова: "Еще раз (для тупых) повторяю - да, наемники. Но это РУССКИЕ ЛЮДИ. И многие из них ранее воевали (добровольно и бесплатно) за Россию на Донбассе. И готовы были бы вновь воевать, будь возможность. Многих толкнула в наемники нужда. Это - наши потери. Каждый русский солдат, который убит или искалечен в Сирии - потеря для армии, которой, вероятно, придется защищать Родину очень скоро. Я не одобрял и не одобряю их выбор, о чем много раз писал. Но это не значит, что стоит злорадствовать".
Миргорд 15/02/2018 в 22:52:49
олег:
***Само развитие событий после грехопадения человека предполагало запрет не только на убийство, но и даже на отмщение (история Каина и Авеля)***
Интересно откуда Вы это взяли? Как раз в Библии с точностью наоборот. Уже заповедь, которую Бог дал праотцу Ною, санкционировала казнь (убийство) преступников: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (Быт.9:6). И заповедь, данная Моисею "Не убий", подразумевала только беззаконное убийство. Иначе как объяснить войны израильские, который велись по повелению Божьему в т.ч. и под руководством Моисея? Наряду с заповедью "не убий" в Ветхом завете есть заповедь и "убий", когда речь идет о наказании преступников Закона Божьего. Но и Новый Завет следует этой традиции и признает необходимость меча, т.е предания смерти преступников: «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:4). Т.е. Библия не знает абсолютной заповеди "не убий"! И то, что Вы пишите - это Ваша фантазия, как светского нерелигиозного человека, на тему Христианства.
Но Кураев как раз представитель Церкви, которому непозволительно фантазировать. Для православных учение Церкви, выраженное святыми Отцами - это учение Бога. Произвольно Библию трактовать православным нельзя, но только в святоотеческом духе. И данная статью написана с сылками на святых Отцов, как они понимали воинское служение в свете Библии. Если для Вас Церковь и святые Отцы никакого отношения ко Христу не имеют, то Вы не православный. Но Кураев, если хочет оставаться православным, должен сверять свои мнения со святоотеческим наследием. Церковь - не парламент. Церковь имеет строгое учение относительно заповеди "Не убий" и никто не вправе из православных высказывать поправки или несогласием с эти учением. Если не хотите следовать учению Церкви - никто насильно не держит: снимайте рясу и идите в толстовцы или протестанты.
олег 15/02/2018 в 19:07:07
Протоиерей Алексей Чаплин написал хорошую и убедительную статью, но как мне кажется она не о том, что сказал диакон Андрей Кураев. Она то же в каких-то моментах спорная, но поднимает очень интересный вопрос - "об убийстве и убийцах". На эту тему есть известный анекдот: - В новостях по телевизору: Сегодня состоялась заседание Государственной Думы на которой обсуждалась 6-я заповедь Бога "не убий" - депутаты работают над поправками. Вот и мы со своими рассуждениями - когда можем убивать!, когда не можем! Само развитие событий после грехопадения человека предполагало запрет не только на убийство, но и даже на отмщение (история Каина и Авеля). Вот об этом мне кажется и хотел сказать диакон Андрей Кураев.
Да сейчас сложно сравнивать те библейские события и наше время, мы так далеко отошли в этом вопросе от Бога и его заповеди, что принимаем убийство (где бы и по какой причине не произошло) как естественный порядок вещей. Поэтому так возмущаются вроде как наши духовные "пастыри" и "учителя", что они наверное забыли о сути заповеди и думают только о "поправках".
Что же касается воина Романа Филипова, мне жаль любого нашего солдата или офицера, который погибает на войне или в военных конфликтах и террористов, мягко говоря, не люблю, но не надо забывать, что военный летчик - это профессия за которую получают деньги. И это профессия предполагает огромный риск для жизни и на это он пошел добровольно. Точно также есть и другие профессии связанные с большим риском для жизни (пожарные, спасатели, полицейские и др.). Каким православным христианином он был об этом неизвестно, поэтому вот огульно причислять его к мученикам за Христа не считаю возможным. Но в светском понимании и в личном моем он несомненно Герой. Воин должен быть таким, чтобы мы мирные люди могли на него равняться и черпать силы в его подвиге, если вдруг придется защищать Родину.
Хочу еще раз подчеркнуть по моему мнению эти две статьи, написанные на высказывания диакона Андрея Кураева, совершенно некорректны и злословны, потому что в них поднимаются принципиально разные темы.
Владимир Юрганов 15/02/2018 в 13:30:08
Пацифисты всегда будут исподволь разжигать войны. Ибо не будет войн, не будут нужны и пацифисты. Пацифист кровно заинтересован в наличии войны, дабы раздуть свою необходимость обществу.
Михаил Яблоков 14/02/2018 в 11:25:02
Пацифисты есть попустители зла. Толстовство и пацифизм к христианству не имеют ни малейшего отношения.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Святость воинского служения по учению Церкви.<br>Комментарий на заметку протодиакона Кураева «Мы пахали» Православный журнал «Благодатный Огонь»

Святость воинского служения по учению Церкви.
Комментарий на заметку протодиакона Кураева «Мы пахали»


14.02.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

20.08.2018
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 50-летию ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

12.08.2018
Архиепископ Никон (Рождественский)

Славянский язык – родная стихия нашей церковности

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

6.08.2018
Митрополит Калужский и Боровский Климент

Один ли у нас Бог?

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

9.08.2018
Священник Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

8.08.2018
Эдуард Биров

Без победы в Осетии не было бы ни Крыма, ни Сирии

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

20.07.2018
Священник Александр Шумский

Негоже заниматься политиканством на Царской крови

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

1.07.2018
Заявление Святейшего Патриарха Алексия II по поводу социальной реформы правительства, вызвавшей акции протестов в России.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

13.07.2018
Священник Георгий Максимов

Папа Римский и встреча 7 июля: что это было?
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

30.07.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

О пользе мечтаний.
Размышления, навеянные пенсионной реформой

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

7.02.2018
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

27.06.2018
Тимур Давлетшин

О пенсионной реформе, Божьем наказании и защитниках прав угнетателей.
Ответ на статью протоиерея Алексия Чаплина

31.01.2018
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

5.06.2018
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

8.03.2018
Протоиерей Александр Новопашин

Протоиерей Владимир Головин глумится над памятью Героя России летчика Романа Филипова.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

17.06.2018
Ирина Воронцова

Старообрядческий епископ Михаил (Семенов) в контексте истории религиозного реформизма в России (1905‒1915 гг.)

13.06.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Кризис в РПЦ на страницах Журнала Московской Патриархии (ВИДЕО)

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

14.02.2018
Протоиерей Алексий Чаплин

Святость воинского служения по учению Церкви.
Комментарий на заметку протодиакона Кураева «Мы пахали»

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

4.07.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О фанатизме

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

29.10.2017
Николай Каверин

Миссионерский кураж и креативное миссионерствующее монашество

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

28.01.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

15.01.2018
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

29.11.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

5.12.2017
Диакон Илья Маслов

После Архиерейского Собора-2017.
Размышления простого клирика

14.03.2018
Алексей Горожанин

Кураев и Благодатный огонь

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

1.01.2018
Протоиерей Константин Буфеев

К 100-летию перехода России с юлианского на григорианский календарь.
О целесообразности возвращения России к старому календарному стилю

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

24.10.2017
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

4.02.2018
Александр Шунин

Современное единоверие – путь к единению или расколу?

26.10.2017
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

19.06.2018
Михаил Кригер

К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве

2.11.2017
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

5.11.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

29.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

18.10.2017
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

2.09.2017
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

24.08.2017
Николай Каверин

К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.
О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

31.10.2017
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

21.07.2017
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

26.09.2017
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

29.06.2017
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

Николай Каверин
Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

14.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

Протоиерей Константин Буфеев
Ересь кочетковщины

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

 

НОВОСТИ

19.08.2018
Скончался архимандрит Лазарь (Абашидзе)

07.08.2018
Протестантствующий протоиерей Константин Пархоменко отрекается от Слова Божия в пользу «современных ученых» и безбожных библеистов

03.08.2018
Сколько в России воцерковленных православных христиан?

29.07.2018
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ Крестного хода в Киеве в честь 1030-летия Крещения Руси: Более ста тысяч «российских диверсантов»

16.07.2018
Назначен новый ректор МДАиС – архиепископ Амвросий (Ермаков), сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

10.07.2018
Патриарх Кирилл поздравил сборную России по футболу с успешным выступлением на Чемпионате мира, но молчит об антинародных реформах правительства

06.07.2018
К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве.
Резолюция Совещания по вопросу «Экуменическое движение и Православная Церковь»

28.06.2018
О заявлении пресс-секретаря патриарха Кирилла священника Александра Волкова о пенсионной реформе

26.06.2018
Пенсионная реформа: глупость или измена?
Заявление Совета православной патриотической общественности

24.06.2018
Священник Георгий Максимов о необходимости обязательной исповеди перед причастием (ВИДЕО)

21.06.2018
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

18.06.2018
Протодиакон Владимир Василик: «нынешняя пенсионная реформа есть попытка политической элиты решить свои проблемы за счет собственного народа»

15.06.2018
Протоиерей Георгий Митрофанов и главред «Правмира» Анна Данилова поплакались либералам о «немилосердии» Русской Церкви

12.06.2018
Новый проект ОВЦС: митрополит Иларион (Алфеев) предложил креативный способ для возрождения заброшенных деревень

06.06.2018
Новая статья Николая Каклюгина: Миссионерство шиворот-навыворот. Харизматическая магия глобализации и экуменизма на примере ситуации с Глебом Грозовским

05.06.2018
В Москве прошла конференция к 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года

28.05.2018
Синод УПЦ (МП) обвинил митрополита Александра (Драбинко) в непристойном поведении и в смертном грехе

25.05.2018
Обращение Священного Синода УПЦ (МП) к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам по поводу инициатив по «предоставлению Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

08.05.2018
Диакон Илья Маслов: День Победы – выход из европейской преисподней

04.05.2018
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2018
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

23.04.2018
Заявление Украинской Православной Церкви (МП) по поводу обращения П.Порошенко к Вселенскому патриарху Варфоломею относительно «предоставления Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине»

21.04.2018
Обращение митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки в связи с попыткой вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви

13.04.2018
ОВЦС vs Благодатный огонь

09.04.2018
Открытое обращение к главам субъектов Российской Федерации о введении выходного дня в Светлый понедельник

30.03.2018
«Кураевщина» – это терроризм

19.03.2018
Новый поход на Церковь?
Митрополит Иларион (Алфеев) благословил имябожническую конференцию, организаторы которой призывают к покаянию Церковь Христову

17.03.2018
Захар Прилепин: Хватит стесняться комплексов ракетных.
К выборам Президента России (ВИДЕО)

15.03.2018
Православные на Западе выпустили заявление против возрождения института «православных диаконисс» как первого шага к появлению женского священства в Православной Церкви

05.03.2018
К 65-летию кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

04.03.2018
Святейший Патриарх Кирилл: Болгарию освободила Россия. Не Польша, не Литва, не другие страны, – Россия

03.03.2018
Священник-модернист Димитрий Агеев советует Великим постом вкушать мясо, но в меньшем количестве

26.02.2018
Синод православной Церкви в Америке вносит элементы магизма и оккультизма в литургическую жизнь Церкви Христовой

23.02.2018
С Днем Защитника Отечества!
Группа «Любэ»: Красная Армия
Захар Прилепин: Между землей и небом – война

13.02.2018
Диакон Владимир Василик: «Интернет-сплетник Кураев, хулящий Героя России воина Романа Филипова, чужд святоотеческого духа»

09.02.2018
Всегда тех, кто бросали свои знамёна и становились под чужие, в народе называли чётко и однозначно – предатели и изменники Родины

06.02.2018
Священник Георгий Максимов о молитве с еретиками (ВИДЕО)

26.01.2018
В Москве вновь прошла ежегодная экуменическая акция с участием представителя ОВЦС

19.01.2018
Священник Георгий Максимов о лжестарце иеросхимонахе Рафаиле (Берестове) (ВИДЕО)

16.01.2018
Александр Щипков: «России пора возвращаться к юлианскому календарю, существовавшему еще во времена Христа. Уверен, что рано или поздно это произойдет»

13.01.2018
Рождество Христово-2018 (невеселые постпраздничные мысли вслух)

01.01.2018
Митрополит Ювеналий: Переход Русской Православной Церкви на григорианский календарь не имеет очевидной целесообразности

30.12.2017
К 95-летию образования СССР

18.12.2017
Поездка спортсменов на Олимпиаду без флага России – это легализация предательства и капитуляции нашей Родины

17.12.2017
Священник Георгий Максимов о «непоминающих» (ВИДЕО)

09.12.2017
Никита Михалков: Разрушь память и бери без боя (ВИДЕО)

03.12.2017
В РПЦ сообщили о поступившей от Папы Римского просьбе о помиловании

03.12.2017
Священник Георгий Максимов: хорошие новости по итогам Архиерейского Собора

29.11.2017
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила против секспросвета в школах, а митрополит Иларион (Алфеев) за секспросвет «целомудренный», т.е. за «целомудренное» растление подростков в школах

29.11.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.11.2017
На открывающемся Архиерейском Соборе принятие нового Катехизиса РПЦ вероятно будет отложено на два года

10.11.2017
В памяти православных Леонид Ильич Брежнев остался благодетелем Церкви, а Хрущев – гонителем

04.11.2017
Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит

29.10.2017
Карлики, стоящие на плечах гиганта, помолчите!
Диакон Владимир Василик о скандальной антисталинской тираде Макаревича

23.10.2017
Новые креативные аспекты миссионерского служения Белгородской епархии: старооскольский священник Максим Пастухов принял участие в чемпионате по бодибилдингу и фитнес-бикини (+ВИДЕО)

22.10.2017
На круглом столе в Москве обсудили проект нового Катехизиса РПЦ

17.10.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) положительно оценил творчество священника-рэпера: «в рэпе есть нечто общее с церковной традицией»

16.10.2017
Обращение редакции сайта «Благодатный Огонь» к юбилейному Архиерейскому Собору 2017 года о недопустимости включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

06.10.2017
Депутат Госдумы заявил о возможной казни в Сирии двух плененных россиян, которые отказались отречься от православной веры и от родины

03.10.2017
Тяжкие будни правительства РФ: премьер-министр Медведев утвердил правила пользования кадилом

25.09.2017
К 100-летию восстановления патриаршества.
Святейший Патриарх Кирилл заявил о своей непогрешимости: «Не согласны – на пенсию»

15.09.2017
В московском храме недавно состоялась неканоничная «литургия апостола Иакова»

12.09.2017
Священник Георгий Максимов: попытка создания нового Катехизиса полностью провалилась и его текст не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ

06.09.2017
Епископ Тихон (Шевкунов) заявил о «давлении на патриаршую комиссию по “екатеринбургским останкам”»

30.08.2017
В проекте нового Катехизиса присутствуют ссылки на «новооткрытый» второй том, якобы принадлежащий авторству преп. Исаака Сирина

18.08.2017
Насколько будет авторитетен новый Катехизис Русской Православной Церкви?

15.08.2017
Предвестие капитуляции: премьер Медведев дал понять, что флаг России для спортсмена – не главное, атлетам не зазорно выступать и под нейтральным стягом

10.08.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин о Сталине и спорах вокруг него

01.08.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) озвучивает креативные идеи, не имеющие ничего общего с интересами Русской Церкви

29.07.2017
Анатолий Шарий об освещении украинскими СМИ празднования дня Крещения Руси в Киеве

24.07.2017
Синодальная библейско-богословская комиссия опубликовала проект Катехизиса РПЦ для общецерковного обсуждения

15.07.2017
Россия 24: Писатель Захар Прилепин рассказал о войне, литературе и своей гражданской позиции (ВИДЕО)

07.07.2017
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) обличил режиссера Александра Сокурова в фальсификации истории в интересах русофобов (ВИДЕО)

27.06.2017
К 20-летию беспрецедентного события в московском храме Успения Богородицы в Печатниках, в котором проходил свое служение священник Георгий Кочетков

16.06.2017
Протоиерей Всеволод Чаплин: По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»