Богородица

Актуальные статьи

Конфликт между миром и Церковью: дело тут не в «пропаганде»

11.09.2017

 

Руководство Русской Православной Церкви встревожилось по поводу внешней «враждебности» и «неспособности» РПЦ противостоять «пропаганде» — критической информации о ней, распространяемой в российских социальных сетях. Поднят этот вопрос был на состоявшейся в Москве конференции, посвященной столетию начала гонений на Русскую Церковь.

Для ясности в понимании данной проблемы следует, думаю, напомнить, что именно в 1917 году Русская Православная Церковь (тогда она называлась российской) сбросила с себя оковы установленной Петром I синодальной системы управления ею. За два века существования этой системы имели место и государственные гонения на РПЦ, особенно в период правления Екатерины II. У Церкви тогда были изъяты практически все земельные угодья (около 8,5 миллиона десятин) и свыше 900 тысяч крестьянских душ только мужского пола; было закрыто 754 из 954 раньше существовавших монастырей.

Кто-то скажет, что те действия со стороны императорской власти гонениями не являлись, поскольку речь шла сугубо об имущественных делах, но они самым тяжелым образом повлияли на судьбы большей части священников и монахов, многие из которых, кстати говоря, тогда присоединились к участникам восстания под предводительством Емельяна Пугачева. В любом случае представьте себе на минуту, что сегодня у РПЦ государство отобрало бы сопоставимую собственность. Как бы это назвали?

Обращая внимание на вышеприведенные факты, я не пытаюсь приуменьшить масштабы политико-идеологических гонений советской власти на РПЦ в XX веке — просто хочу показать сложность самой проблемы взаимоотношений власти и соответствующей поместной Церкви даже тогда, когда, как в случае с Екатериной II, власть не является сугубо атеистической. Что уж говорить о периоде между 1918 годом и серединой 60-х годов прошлого столетия в России! Он, как мы помним, начался с беспощадной гражданской войны, в ходе которой большая часть клириков РПЦ встала на сторону потерпевшего поражение белого движения. Притягивать к этому действительно тяжелому, временами крайне трагическому, а временами (1943–1953 годы) относительно спокойному для РПЦ, периоду сегодняшние проблемы информационной обстановки вокруг РПЦ мне представляется искусственным.

Современный мир преимущественно враждебно настроен к Церкви, и в этом нет ничего ни нового, ни странного. Наоборот, это естественно: мир и должен быть враждебен Церкви; этой своей враждебностью он лишь проявляет свое исконное качество. Именно поэтому и сказано о Церкви, что она не от мира сего.

Это тем более так в случае с современным миром, в том числе миром российским, который вот уже как минимум четверть века целенаправленно поставлен на стези трех наиболее разрушительных, по православному вероучению, страстей: сластолюбия, славолюбия и сребролюбия. Заигрывать Церкви с этим миром, обращать к нему свой заинтересованный пиар с целью получить встречную положительную реакцию — не абсурд ли это? Не путь ли к саморазрушению?

Что же тогда делать Церкви? Просто отгородиться от мира?

В определенном смысле — да, отгородиться. Помнить, как поступил Авраам в отношении царя Содома; руководствоваться принципом «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе» (Пс. 1:1). Но это лишь в отношении мира в целом как противоположности Церкви.

Что же касается конкретных мирян, то за их сердца Церковь должна вести постоянную борьбу, ибо в каждом из них заложена частичка Царства Божия («Царствие Божие внутрь вас есть», Лк. 17:21), а значит, и Церкви. И главным направлением этой борьбы должно быть вовсе не давление на критиков современного положения в РПЦ посредством обвинения их в том, что они участвуют в «антицерковной пропаганде», а сама она «осуществляется на иностранные деньги» и может якобы послужить прологом к новым гонениям на Церковь.

Вместо этого нужны просто конкретные примеры конкретной праведности конкретного архиерея, священника, дьякона, монаха, церковнослужителя, рядового прихожанина. Именно они призваны служить основой для «доброго свидетельства от внешних», столь необходимого, по мнению апостола Павла, чтобы клирику, да и любому православному, «не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (1Тим. 3:7).

На упомянутой же в начале моей статьи конференции было предложено другое: противопоставить новой массированной антирелигиозной пропаганде, с одной стороны, историю новомучеников и исповедников российских, а с другой — рассказ о том, как РПЦ «подвергалась оплеванию» в преддверии революционных событий и «какие мифы использовались для того, чтобы скомпрометировать Церковь, государя-императора, царствующую династию и тем самым подорвать основы государственного строя».

Мне думается, это не поможет. А в случае с рассказом о судьбе новомучеников и исповедников может сослужить и противоположную службу. Почему, спросите вы?

Во-первых, потому, что действительный подвиг православных христиан в прошлом делает тем более вопиюще очевидным сегодняшнее обмирщение РПЦ. Рассказами о том, как хранили веру и умирали за нее другие, тут дело не поправишь. И уж точно индульгенцию от критики не получишь.


Во-вторых, потому, что часть тех, кто был провозглашен новомучениками и исповедниками, являлись реальными противниками советской власти. А советская власть, и это с благодарностью помнит большинство граждан нашей страны, в том числе и молодежь, была по своей природе народной властью. Она проводила отвечавшую чаяниям большинства граждан СССР социально-экономическую политику, защитила страну от гитлеровской агрессии и привела народы нашей страны к Победе 1945 года, обеспечила триумф отечественной науки, образования, культуры, здравоохранения и многие другие выдающиеся достижения советской эпохи.

Другими словами, как учил Серафим Саровский, «стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Идеальное положение не то, когда в соцсетях не будут плохо писать о Церкви, а когда в Церкви не будет происходить того, о чем можно будет плохо написать в соцсетях.

Понятно, что в силу слабости человеческой натуры такое состояние в совершенной полноте недостижимо. Однако в качестве цели оно мне представляется более продуктивным, чем стремление свести проблему к тезису о том, что попытки «скомпрометировать Церковь» ведут к «подрыву основ государственного строя».

 

Благодатный Огонь


РИА


Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Надежда 18.09.2017 в 19:28:09

В Крыму в одном храме Евангелие и на Литургии лицом к народу читают. Специально выносят аналой на солею, батюшка выходит из алтаря (дьякона там нет) и читает. Но больше поразило, что во время пения Евхаристического канона, не раньше и не позже, производится обход молящихся церковницами с целью сбора пожертвований. Иконография там ещё довольно странная: лики выдержаны в зеленовато-голубых тонах. Так что, всё бывает.

Иван Лаптев 15.09.2017 в 21:26:14

В Турции была одна православная община, которая в условиях жестокого гонения существовала более 200 лет, в какой-то момент общиной было принято решение перебраться в Америку и "спасаться" уже в спокойном режиме. Когда их дети рожденные в Америке выросли и создали свои семьи, община распалась. Сытая спокойная жизнь сделала свое дело.

Игорь Б 14.09.2017 в 22:48:22

М. Яблокову.
Дорогой Михаил пишет. «Только Церковь непогрешима в отличие от Павла Флоренского. Еретическая метафора».
Брат, обнимая тебя, я все-таки скажу тебе, что это всего лишь гипербола. А обзывать Флоренского еретиком, это слишком, хотя католики отказались от святых отцов восточной церкви, назвав их устаревшими, а значит еретиками.

Михаил Яблоков 14.09.2017 в 06:07:35

Игорю Б.
@Священник Павел Флоренский как-то сказал: «Я лучше предпочту грешить в месте с Церковью, чем спасаться без Церкви»@
Только Церковь непогрешима в отличие от Павла Флоренского. Еретическая метафора.

Elena 13.09.2017 в 22:56:07

О.Рафаил Карелин отвечает на многие вопросы насущные: http://www.hram-troicy.prihod.ru/

Игорь Б 13.09.2017 в 22:48:35

Церковь - это корабль гонимый ветром Святого Духа, направляемый Господом, цель плавания этого корабля - спасение душ, из бушующего, населенного всякими гадами, моря. Невозможно в нашей земной реалии представить абсолютно чистое и спокойное море, оно всегда бурлит, а иногда смердит, вой сирен выманивает тех, кто не твердо стоит на корабле. Священник Павел Флоренский как-то сказал: «Я лучше предпочту грешить в месте с Церковью, чем спасаться без Церкви», лучше я буду держаться на корабле, даже если он весь в пробоинах и полон крыс, чем спасаться без него, где стопроцентное потопление-погибель в глубинах среди гадов. Здесь речь идет только об истинном православном корабле.

Сергей Владиславович 12.09.2017 в 23:52:14

Агапит 12/09/2017 в 10:59:57 пишет Михаилу Яблокову:
//1. Традиция, действительно, не спасёт, но вектор борьбы демонических сил направлен в том числе и против традиционных обществ, это же очевидно. Им нужен Pax Americano. 2. Традиционные общества могут быть и вне христианства: исламский мир, например. 3. Рогожку я привёл в пример как образец противостояния болезням современного мирового православия. Вы эти диагнозы и сами знаете: модернизм, экуменизм, сервильность, отход от канонической дисциплины. В старообрядчестве, например, любые "новины" с ходу отвергаются. Поучиться чему-то полезному не грех даже у тех, кто, увы, пребывает в расколе. Речь-то идёт о внешних вещах.//
1. Что нужно демоническим силам и куда направлен вектор их борьбы не имеет никакого значения и силы, когда человек только во Господе полагает спасение свое.
2. Традиций развращения ума несчетно. Но всякое лучшее (от нашей самости) - враг хорошего (заповедей Божиих).
3. Нет ничего полезного во внешнем для внутреннего. Благолепие без благочестия - диавольский фарс. Именно дух определяет бытие, а не наоборот.
Рассматривая вопрос, поднятый руководством Русской Православной Церкви по поводу внешней «враждебности» и «неспособности» РПЦ противостоять «пропаганде» — критической информации о ней, распространяемой в российских социальных сетях, автор статьи Михаил Демурин не только предлагает замечательную формулу понимания нашего соработничества Богу: "идеальное положение не то, когда в соцсетях не будут плохо писать о Церкви, а когда в Церкви не будет происходить того, о чем можно будет плохо написать в соцсетях", но и изречением преподобного Серафима Саровского предлагает верный путь к спасению всякого человека: «стяжи дух мирен...». К сожалению, вполне по-своему справедливо Михаил считает, что "в силу слабости человеческой натуры такое состояние (земного образа Церкви нашей) в совершенной полноте недостижимо", да только ведь с Богом все возможно: и восстановление патриаршества, и возвращение царя на престол....
И хотя мы лишь тогда способны к здравомыслию, когда душа наша, очищенная покаянием жаждет общения с Богом... но ведь и благим примером нищеты духа и исполнения заповедей Божиих, творением добра, ВСЯКИЙ человек ныне МОЖЕТ обретать подобие Господу, желающему спасения ВСЕМ...

Священник Валерий 12.09.2017 в 22:53:51

Наталья, на молебнах Евангелие может читаться лицом к народу. Это еще в старых дореволюционных требниках и руководствах для пастырей сказано. И даже возлагается на главу молящихся.

Агапит 12.09.2017 в 14:13:21

Михаил Яблоков:
***Нечему нам учиться у раскольников!***
Учитесь у единоверцев:)

Сергей Владиславович 12.09.2017 в 13:56:40

Россиянин 11/09/2017 в 15:10:54 пишет:
//Беда в том, что значительной части священноначалия сейчас свойственно так называемое "политическое богословие"....//
Так по-вашему автор не прав? И личный добрый пример благочестия мирянином, священником или архиереем менее значим (угоден Богу) чем согласие с тезисом "о том, что попытки «скомпрометировать Церковь» ведут к «подрыву основ государственного строя»?!" Возможно "политическое богословие" и является бедой (причиной) некоторых церковных нестроений, но все же представляется, что более пагубна для земного образа нашей Церкви, как православной империи, именно личная неблагодарность Богу всякого человека за скорби (испытания) посылаемые ему для очищения души. Ведь именно отсутствие у нас Страха Божия (Любви) и порождает в нас ту самую самость, которая не взыскивает воли Божией. Сокрушив ад, Господь наш, Иисус Христос предоставил всякому человеку возможность соработать Ему уже во времени (в бренном теле) преодолением соблазнов и искушений мира сего, лежащего во зле, и только личное произволение человека, к Богу или от Него, будет взвешиваться (иметь вес) на Страшном Суде. Поэтому, лишь понимание того, что духовное родство неизмеримо выше кровного, делает возможным претворение (преобразование) "страха раба" в "страх сына" и открывает путь в Царствие Небесное, ведь по обетованию Божию "путь нечестивых погибнет", а всякое зло иссякнет.
Многия и благия лета - автору! Мира и благочестия - всем братиям и сестрам, взыскивающим Бога! Доброго здравия, сил и терпения редакции "Благодатного Огня"!

Тамара 12.09.2017 в 13:22:36

Рыба гниет с головы...

Михаил Яблоков 12.09.2017 в 12:05:02

Агапиту.
Нечему нам учиться у раскольников! Раскол и экуменизм - это, образно говоря, как правая и левая руки одного и того же диавола. "Христос открывает Себя только внутри Церкви." (прп. Порфирий Кавсокаливит). И довольно об этом.

Наталья 12.09.2017 в 11:14:40

О каком имидже церкви может идти речь, братья и сестры. Я с богослужения в день своих именин пришла в полном расстройстве. Накануне служили молебен о болящих - батюшка Евангелие развернулся читать к нам лицом. Зачем это нам, если мы головы преклоняем. Вот и получается что он Евангелие читал спиной к Богу и лицом к страшному суду. На причастии батюшка читать молитвы перед причастием к народу не вышел, а остался в алтаре и там читал, кое-кто его вообще не видел и не слышал толком, а надо же читать вместе с ним, не все знают наизусть. Такое вижу в первый раз. Молебны святым в нашем благочинии принимают, но не служат. Так что святым своим в день именин теперь и молебен не отслужить. Кошмар просто. И началось это буквально полгода.

Агапит 12.09.2017 в 10:59:57

Михаилу Яблокову
@Традиция сама по себе не спасет. Вне Церкви и традиции нет.@
1. Традиция, действительно, не спасёт, но вектор борьбы демонических сил направлен в том числе и против традиционных обществ, это же очевидно. Им нужен Pax Americano.
2. Традиционные общества могут быть и вне христианства: исламский мир, например.
3. Рогожку я привёл в пример как образец противостояния болезням современного мирового православия. Вы эти диагнозы и сами знаете: модернизм, экуменизм, сервильность, отход от канонической дисциплины. В старообрядчестве, например, любые "новины" с ходу отвергаются. Поучиться чему-то полезному не грех даже у тех, кто, увы, пребывает в расколе. Речь-то идёт о внешних вещах.

Михаил Яблоков 12.09.2017 в 10:29:32

Агапиту.
С этим никто не спорит. Только раскольников с Рогожки нам не надо ставить в пример, они так же прокляты как и эти. Дело не столько в традиции, сколько в истине. Традиция сама по себе не спасет. Вне Церкви и традиции нет.

Агапит 12.09.2017 в 10:16:53

Михаил Яблоков 12/09/2017 в 09:35:20 Агапиту.
@А на Рогожку и соваться не надо. Они и так раскольники, а, значит, полностью во власти диавола@
Вы думаете, звёзды эстрады и их либеральные кукловоды столь тонко осведомлены в вопросах границ церкви? Они, жидомасоны, многократно публично хулили даже лжепророка Мухаммеда, рискуя навлечь на себя гнев мусульман и теракты. Вспомните "Шарли Эбдо"! Они воюют против традиционных национальных ценностей во всём мире, только иудаизм оставляют неприкосновенным. По крайней мере я не помню антииудейских вылазок. И потом, а наше Священноначалие в чьей власти, коль допускает концерты на площадке у ХХС в канун дня Усекновения главы Иоанна Предтечи?

Михаил Яблоков 12.09.2017 в 09:35:20

Агапиту.
А на Рогожку и соваться не надо. Они и так раскольники, а, значит, полностью во власти диавола. "Где большая пагуба, там в меньшей нет нужды." (прп. Иоанн Лествичник).

Агапит 12.09.2017 в 09:03:28

Елене.
@Разве можно сдвинуть РПЦ с намеченных целей её нынешними начальниками? Но есть ещё духоносные священнослужители и благочестивые миряне.@
Очень приятно, что Вы упомянули о. Серафима Роуза. Действительно, при полном отсутствии соборности в церковном управлении вряд ли можно что-то изменить. А ведь судьбы Церкви и её вероучение вверены всему церковному народу, а не только "папе", как у католиков. Но никто нигде и никогда ещё от абсолютной власти добровольно не отказывался.

Elena 12.09.2017 в 05:10:46

Как говорил приснопамятный о.Серафим Роуз, уже позже, чем вы думаете. Разве можно сдвинуть РПЦ с намеченных целей её нынешними начальниками? Но есть ещё духоносные священнослужители и благочестивые миряне. Так что пока Господь нас терпит молитвами Новомучеников и Исповедников Российских.

Агапит 11.09.2017 в 16:41:10

@Что же тогда делать Церкви? Просто отгородиться от мира? В определенном смысле — да, отгородиться@
Именно так. Наибольший авторитет у РПЦ в прошлом веке был именно во времена гонений. Гонимая Церковь. Что может быть выше? Даже диссиденты уважали. В кафедрале РКЦ в Москве проводятся концерты духовной музыки, но это ведь не пошлость, хотя храм и не зал филармонии. А на Рогожке только в день Жен-Мироносиц проводится ярмарка и открытый для всех безплатный концерт знаменного пения. Вы можете представить себе Меладзе на Рогожке? Поэтому туда и пусси-райот не ходят и покемонов там не ловят. А сунутся - мало не покажется!

Агапит 11.09.2017 в 16:32:36

@Заигрывать Церкви с этим миром, обращать к нему свой заинтересованный пиар с целью получить встречную положительную реакцию — не абсурд ли это?@
День города у Храма Христа Спасителя.
"Одна из площадок празднования Дня города по традиции расположится у Храма Христа Спасителя. На фоне его величественных куполов пройдут концерты разнообразной музыки — от популярных песен до классики в современной обработке. Концертная программа продлится два дня. В первый день, 9 сентября, здесь пройдёт фестиваль современной детской песни. Вечером можно будет услышать популярные песни — их исполнят известные артисты и детские коллективы. Во второй день пройдут выступления симфонического и камерного оркестров. Звёзды исполнят классические произведения в современной обработке."
И вот вчера, когда уже отслужили Всенощную в канун дня Усекновения главы св. Иоанна Крестителя, у входа в Храм со стороны Волхонки, В.Меладзе благодарил патриарха Кирилла (заочно) за предоставленную возможность выступить. Как вам такое?

Россиянин 11.09.2017 в 15:10:54

Беда в том, что значительной части священноначалия сейчас свойственно так называемое "политическое богословие". В нем лишь выгода определяет и догматическую, и нравственную позицию, А церковный (да и не только церковный) народ это видит. И судит о всей Церкви...

Иван Красножонов 11.09.2017 в 11:07:13

После встречи нашего патриарха с папой римским, о каком авторитете вообще можно говорить. Я уж не говорю о том, что где голос Церкви такой, чтоб все как следует услышали и не один раз, по поводу растления в СМИ наших детей, бандитского капитализма, пропаганды гедонизма в тех же СМИ? Где этот голос?! Про Донбасс вообще молчу. Обновленцы, поддерживаемые на самом верху, тут раскол на горизонте карячится... а они "подрывают авторитет..."

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс