Богородица

Актуальные статьи

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

14.11.2023

 

                                                               Подобно Царство Небесное неводу,
закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
который когда наполнился, вытащили на берег и, сев,
хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон (Мф. 13, 47–48).

 

Недавно редакция «Благодатного Огня» открыла дискуссию на тему о неоправданных включениях в православный церковный календарь новых весьма странных «праздников» вроде «Всемирного дня памяти жертв дорожно-транспортных происшествий» (чествование установлено не просто в «третье воскресенье ноября», но в «третье воскресенье после 18 октября по ст. ст.»!). Проблема заключается в том, что инициированы эти нелепые «праздники» не Церковью, а мiром (который во зле лежит), но подобные духовные компромиссы приводят к явной профанации нашего священного Месяцеслова.

Однако не всегда можно оправдать искажение церковного календаря миссионерско-просветительскими мотивами: желанием «освятить» жизнь общества и «разделить» тяготы со всем народом. Есть один новый «праздник», который весьма необдуманно включён в наш православный календарь, и про который можно сказать с уверенностью, что он не нужен Российскому государству и вреден для Русской Православной Церкви. Мы имеем в виду 5/18 ноября, память «Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов», про которую в подстрочной сноске уточняется, что она «включена в Месяцеслов по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви 4 мая 2017 года».

При всём нашем уважении к Священному Синоду, нельзя умолчать о том, что решение о введении этого сомнительного «праздника» было скороспелым, поскольку оно не прошло необходимого обсуждения ни в Межсоборном присутствии, ни среди клира и мирян нашей Церкви (как это стало привычным при обсуждении других важных тем актуальной церковной жизни). На наш взгляд, было бы полезным провести необходимое соответствующее обсуждение в епархиях, приходах и Духовных школах.

Обратим особое внимание на то, что смущение вызывает именно память «Отцов» Собора 1917–1918 годов, а не память святителя Тихона, патриарха Московского и всея России, избранного 5/18 ноября 1917 г. на Патриарший Престол.     

* * *

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви в Месяцеслове (5 ноября по старому стилю) появился новый церковный «праздник»: «Святых Отец Поместного Собора Церкве Русския» (Журнал № 26 от 04 мая 2017 г.)[1]. Для этого «праздника» Священным Синодом были утверждены тексты тропаря, кондака и двух величаний (Журнал № 64 от 29 июля 2017 г.)[2], одобренные Синодальной богослужебной комиссией.

15 октября 2018 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в Минске был заслушан рапорт председателя Синодальной богослужебной комиссии митрополита Петрозаводского и Карельского Константина о представлении на утверждение Священного Синода текста службы Отцам Поместного Собора Церкви Русской (журнал № 85). Участники заседания постановили утвердить к общецерковному богослужебному употреблению представленный текст службы Отцам Поместного Собора Церкви Русской и направить утвержденный богослужебный текст в Издательство Московской Патриархии для включения в богослужебные сборники (http://www.patriarchia.ru/db/text/5284296.html).

Приведём эти утвержденные богослужебные тексты:

Месяца ноемврия в 5-й день

СВЯТЫХ ОТЕЦ ПОМЕСТНАГО СОБОРА ЦЕРКВЕ РУССКИЯ

Тропарь, глас 6

Днесь благодать Святаго Духа нас собра,/ прославити отцы Собора Церкве Русския/ с Первосвятителем Московским Тихоном,/ иже верныя люди земли нашея/ на подвиг исповедания правыя веры благословиша/ и страдании своими Церковь нашу прославиша.

Кондак, глас 3

Гонения и страдания даже до смерти претерпевающе/ и православнаго Царства Русскаго разорение обличающе,/ отцы Собора Церкве нашея/ к покаянию чада верныя призывают/ и стояти твердо за веру Христову благославляют.

Величание:

Величаем вас,/ святии отцы Собора Церкве Русския,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа/ претерпели есте.

Ино величание:

Величаем вас,/ святителю, отче Тихоне,/ и Святии Отцы Собора Церкве Русския,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас/ Христа Бога нашего.

* * *

Данные тропарь, кондак и оба величания дают повод для глубокого разочарования. Они должны быть оценены как неудовлетворительные и в содержательном смысле, и по стилистике. Смущение вызывают как сами предложенные тексты, так и тот «праздничный» повод, которому они посвящены.

Приведём некоторые аргументы в пользу недопустимости принятия такого «праздника» православными людьми и использования этих текстов в богослужении.

1

Сомнительным представляется само решение о включении в Месяцеслов такого, мягко говоря, странного «праздника», как память «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския».

Бесспорно, Поместный Собор 1917–1918 гг. является одним из крупнейших церковных форумов ХХ века: на нём присутствовало 564 делегата, из них – 80 архиереев. Справедливо то, что прежде него в Русской Церкви более двух веков (именуемых «синодальной эпохой») не созывалось ни одного Собора, даже архиерейского. К работе же этого Собора был привлечен каждый второй из примерно 160 тогдашних российских иерархов.

Однако ни масштаб Собора, ни его уникальное историческое значение, ни важность такого деяния, как восстановление в Русской Церкви статуса Патриарха, не позволяют называть участников этого Собора «Святыми Отцами».

Дело в том, что на сегодняшний день из участников Собора прославлено в лике святых 46 человек, что составляет всего 8,16%. Список имён канонизированных святых приведён в журналах заседания Священного Синода РПЦ от 04.05.2017 г. (журнал № 26) [3]

Таким образом, 91,84% участников Собора святыми не признаны.

Эти цифры наглядно показывают, что «Святые Отцы» составляли незначительное меньшинство, растворённое в массе остальных делегатов Собора. И потому нет никаких оснований включать в годовой круг праздничного богослужения память о нём как о «Соборе Святых Отцов».

Недаром же Святейший Патриарх Кирилл отметил, что значение Собора «не до конца осмыслено и оценено народом» и что «его наследие нуждается в серьёзном и вдумчивом исследовании»[4].

Следовало бы сперва всё «до конца осмыслить» и «вдумчиво исследовать», а потом уже ставить вопрос о возможности включения (или невключения) нового «праздника» в Месяцеслов.

2

За что же прославлены Церковью 46 участников Поместного Собора?

38 из них почитаются как «священномученики», трое – как «мученики». Из оставшихся пятерых трое именуются «священноисповедниками».

Лишь двое не содержат при своём имени подобных эпитетов: святитель Тихон и преподобный Алексий (Соловьёв). При этом первый, без сомнения, принадлежит сонму наших Новомучеников и Исповедников.

Таким образом, 45 из 46 канонизированных участников Собора относятся к категории Новомучеников и Исповедников. Для чего же их поминать как «Святых Отцев Поместнаго Собора Церкве Русския»? Все они, помимо личного дня памяти, прославляются в праздник Собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской (в воскресенье, ближайшее к 25 января).    

Святость Новомучеников никак не связана с участием (или неучастием) страдальцев в Соборе 1917 года. Во всяком случае, мученический венец они заслужили не на заседаниях Поместного Собора. И прославлены они вовсе не за то, что были «делегатами Собора», а за понесённый подвиг исповедничества.

3

Противоречие видится в том, что объявлена память Отцов Собора, но при этом чествуются далеко не все его участники, а лишь те, которые канонизированы. А их – меньшинство.

Этого противоречия нет в таких известных церковных праздниках, как Собор Всех Святых, Собор Русских Святых или Соборы местных Святых. При служении в эти дни не приходится делать никаких маловразумительных оговорок типа: «среди прославляемых нами святых встречаются и не святые, но мы их не имеем в виду». Поминаются только Святые.

Нет такого противоречия и в праздновании Собора Святых Новомучеников и Исповедников Церкве Русския, равно как в прославлении Новомучеников и Исповедников Бутовских, Соловецких и иных. Всем понятно, что объединяет воспоминаемых Святых – их общий подвиг мученичества.

В случае с прославлением «Отцов Поместного Собора» этот подвиг, скорее, разделяет, чем объединяет, поскольку мучениками стали лишь немногие из его участников.

4

Желание установить особый праздник «Святых Отцев Поместнаго Собора Церкве Русския» ничем не оправдано исторически. Такой традиции Православная Церковь не знает. Ни один из Поместных Соборов – даже из числа десяти, входящих в Кормчую Книгу – не имеет в Месяцеслове подобного дня поминовения. Ни Стоглавый Собор XVI века, ни русские Соборы XVII века такой чести не удостоены.

Годовой богослужебный круг содержит воспоминание только Вселенских Соборов. Так, в шестую неделю по Пасхе совершается память Святых Отцев I Вселенского Собора. В неделю, ближайшую к 16 июля – Святых Отцев шести Вселенских Соборов. В неделю после 11 октября – Святых Отцев VII Вселенского Собора. Православная Церковь установила эти праздники, утверждая тем самым важное вероучительное значение решений этих Соборов.

В работе Вселенских Соборов принимали участие и некоторые мученики, и исповедники. Но Церковь прославляет Отцов не за личный подвиг, а за их общий вклад в изложение истин, имеющих спасительное для всех догматическое содержание. Отцы I Собора сформулировали Символ веры и обличили еретическое лжеучение Ария; Отцы VII Собора изложили догмат об иконопочитании; все Отцы Вселенских Соборов почитаются как стражи, охраняющие неприкосновенность границ и чистоту православного вероучения.

Ничем подобным Поместный Собор 1917–1918 гг. не прославился. В его программе не значилось вопросов о защите Православия от догматических или канонических искажений. Никаких подобных решений Собор не принимал. Поэтому несправедливо было бы приписывать этому Собору важность, сопоставимую с Соборами, выработавшими вероучительные определения.

5

Трудно признать избрание митрополита Тихона (Белавина) Патриархом достаточным поводом для включения нового «праздника» в Месяцеслов.

В календаре пока, слава Богу, нет праздника «Святым Отцам Собора, установившего в Русской Церкви патриаршество». Чем же оправдано волюнтаристское решение отмечать память «Святых Отцов Собора, восстановившего патриаршество»?

Во всяком случае, «восстановление» не может почитаться делом более значимым, чем «установление». Можно ведь рассматривать избрание любого патриарха как очередное «восстановление» патриаршего преемства. Не вводить же все подобные события в Месяцеслов!

Между прочим, после кончины святителя Тихона патриаршее преемство сразу вновь прервалось почти на 20 лет. Не захочется ли кому-нибудь ввести в Месяцеслов очередной нелепый праздник «Святых Отцев, паки восстановивших патриаршество» в 1943 году?

Первый русский Патриарх, святитель Иов прославлен единолично – без «Святых Отцов Собора», избравших его на первосвятительскую кафедру. Почему иначе должно быть у одиннадцатого Патриарха, святителя Тихона?

6

Канонически безосновательной следует признать саму идею написания в память Поместного Собора особых богослужебных текстов – праздничных тропарей, кондаков, величаний. Такого обычая Православная Церковь не знает.

Но уж если кто-то взялся сочинять такого рода специальные тексты, это следует делать с учётом устоявшейся веками православной традиции, а не так бездарно, как получилось у авторов из Синодальной богослужебной комиссии: «Величаем вас, святии отцы Собора Церкве Русския, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте».

Если мы прославляем святых как участников Собора, для чего вспоминать про их «честная страдания»? Если же мы хотим почтить их как мучеников, зачем называем их участниками «Собора Церкве Русския»? Разве они стали мучениками на Соборе? Или будущий личный подвиг некоторых из делегатов мог придать решениям Собора более высокий статус?

Когда новомучеников топили баржами и сотнями расстреливали на Бутовском полигоне, среди пострадавших оказались и 46 участников Поместного Собора 1917 года. Но даёт ли это нам основание выделять их в отдельный чин? Вряд ли.

7

Рассмотрим содержание и другого «величания»:

«Величаем вас, святителю, отче Тихоне, и Святии Отцы Собора Церкве Русския, и чтим святую память вашу…».

Оно просто безграмотно. Вопреки намерению авторов этого текста, здесь первый союз «и» выполняет по своему грамматическому значению не соединительную роль, но противопоставляет Тихона всем прочим Святым Отцам Собора.

В православной традиции нет примеров, когда один святой подобным образом выделялся бы в тексте величания на фоне других соборно прославляемых с ним Святых Отцов.

Убедиться в абсурдности этого величания легко, сопоставив его, например, со следующим столь же абсурдным текстом: «Величаем вас, святителю отче Николае и Святии Отцы Перваго Вселенского Собора, и чтим святую память вашу…» В качестве «оправдания» такой явной галиматьи можно было бы привести «справедливый» довод: Николай Чудотворец прославился более других Святых Отцов I Вселенского Собора тем, что на глазах у всех заушил Ария. Ясно, что подобный аргумент не даёт оснований к узаконению нового величания «святителю Николаю и другим Святым Отцам».

Как же получилось, что вполне юродский текст про «святителя Тихона и других Святых Отцов» был составлен, утверждён Синодальной богослужебной комиссией, одобрен Священным Синодом РПЦ и благословлён для богослужебного использования? Какое затмение нашло на всех нас!

Святителю отче наш Тихоне, моли Бога о нас! Святии новомученицы и исповедницы Церкве Русския, молите Бога о нас!

8

Согласно православной богослужебной традиции, в дни великих и двунадесятых праздников торжественная память святых не совершается, но переносится на иной день.

Так бывает, к примеру, по Уставу в праздник Крестовоздвижения, с которым совпала кончина святителя Иоанна Златоуста. Память вселенского великого учителя и святителя в этот день отменяется. Иногда в подобных случаях вместо годовщины преставления отмечают даты обретения или перенесения мощей и некоторые другие житийные события.

Святитель Тихон преставился на Благовещение, интронизация его была на Введение, а обретение его мощей прилучилось в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Эти три древние праздника, в которые положено по Уставу служить бдение, не позволяют отдать приличествующую честь недавно прославленному святителю. В этой связи весьма разумно и удобно отмечать его память 5 ноября, в день соборного Избрания, как это и принято решением Священного Синода. Никаких возражений нет.

Но почему же тогда вместо полноценного чествования святителя Тихона составляются нелепые и ущербные песнопения «Святым Отцем Собора»? Заметили ли уважаемые члены Богослужебной комиссии, что в итоге Патриарх Тихон вновь (вот уже в четвертый раз!) остался без своего дня памяти в году? Святитель оказался попросту окраден, а его имя растворено в сомнительных «Святых Отцах» – делегатах Поместного Собора 1917–1918 гг., среди которых было более половины обновленцев-модернистов.

9

После завершения Собора его участники окажутся в трёх непримиримых лагерях.

Некоторые, во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) – первым претендентом на звание Патриарха – покинут Родину и вскоре прекратят литургическое общение с «сергианской» Церковью. Нам не известно ни одного прославленного в лике святых участника Поместного Собора 1917 года, оказавшегося впоследствии за границей. Канонизированные Святые Отцы – члены РПЦЗ святитель Иоанн Сан-Францисский (Максимович) и святитель Серафим Богучарский (Соболев) – участниками этого Собора не были. Отметим, что среди русского зарубежья процветали софианская и крестоборческая ереси.

К числу сподвижников Патриарха Тихона, таких как архиепископ Иларион Верейский, прославленных в лике Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, как мы отметили выше, относится незначительная часть участников Собора (около 8%). При этом преобладающая часть сонма Новомучеников и Исповедников Российских участия в Соборе не принимала.  

Наконец, самая представительная – реформаторско-обновленческая – фракция, присутствовавшая на Соборе, в принципе не может быть названа «Святыми Отцами». Присутствовавшие на Поместном Соборе архиепископ Евдоким (Мещерский), архиепископ Вениамин (Муратовский), и возможно епископ Антонин (Грановский), а также другие вожди возникшего вскоре обновленческого движения сознательно противопоставляли себя Церкви, возглавляемой святителем Тихоном. Большинство из них вскоре отреклось от ими же избранного Патриарха Тихона и образовало т.н. «обновленческие церкви» («Живая церковь», «Союз “Церковное возрождение”», «Союз общин Древле-Апостольской церкви» под главенством лже-митрополита Александра Введенского и др.). Это обстоятельство не позволяет устанавливать в их честь специальных праздников, составлять тропари, кондаки и величания: «Величаем вас, Святии Отцы Собора Церкви Русския!..»

В итоге, среди участников Собора мы можем насчитать лишь нескольких, кого по праву именуем Святыми Отцами. Есть те, кого так называть не следовало бы. А есть и такие, которых история по справедливости обличила как раскольников и еретиков-обновленцев, то есть убеждённых врагов нашей патриаршей канонической Церкви.

Трудно признать удачным при обосновании назначения нового праздника политкорректное выражение «прославленные во святых члены Священного Собора». С ним можно было бы согласиться, если бы подразумевалось, что все отцы Собора были единомышленны, но при этом одни из них «уже прославлены», а другие «пока ещё не прославлены» в лике святых, и их канонизация ожидается. К сожалению, как мы убедились, это далеко не так.

10

Конечно, в 1917–1918 годах ещё не было зарубежников, находящихся до конца XX века в непримиримом расколе с Матерью-Церковью Московского Патриархата. Не было пока и обновленцев, вскоре после завершения работы Собора оформившихся в самостоятельный раскол. Но все политиканские амбиции и модернистские настроения, характерные для этих раскольников, уже находили выражение у участников Собора. Реформаторские и революционные предложения откровенно звучали в докладах и прениях. Патриарх Тихон был даже вынужден сделать следующее замечание: «Выступающие забывают, что у нас не митинг, не товарищеское собрание, а Священный Собор Православной Церкви»[5].

Как пишет протоиерей Владислав Цыпин, «часть членов Собора, главным образом церковно-общественные деятели из мирян, профессора Духовных академий, в особенности Петроградской, была увлечена революционной февральской фразеологией и смотрела на великое дело церковного строительства как на часть начавшихся в стране преобразований, которые кое-кому из соборян, даже в августе 1917 года, виделись ещё в радужном свете. Из этих кругов шли попытки провести на Соборе далеко идущую модернизацию церковного устройства и богослужения»[6].

Не случайно, поэтому, так называемый «Второй Поместный Собор Русской Православной Церкви» 1923 года был инициирован и проведён обновленцами без участия святителя Тихона и его единомышленников. Примечательно, что объявленная программа этого лжесобора почти целиком опиралась на решения Поместного Собора 1917–1918 гг. и мыслилась его организаторами как продолжение начатого ими тогда реформирования Русской Церкви. Оснований для такой «преемственности» у обновленцев было ничуть не меньше, чем у последователей Патриарха Тихона.

Поэтому большая духовная опасность заключается сегодня в том, что прославление «Святых Отцов» Поместного Собора 1917 года может обернуться фактической реабилитацией и даже канонизацией обновленчества. Это неизбежно произойдёт в том случае, если озвученные на Соборе реформаторские программы и инициативы обновленцев начала ХХ века будут признаны «одним из мнений Церкви».

11

Указанная опасность является не призрачной, но вполне обоснованной. Наглядно проиллюстрировать это можно, к примеру, следующими тезисами, которые были приняты VI отделом Поместного Собора 1917 года:

«1) Введение в богослужение русского или украинского языка допустимо.

2) Немедленная и повсеместная замена в богослужении церковно-славянского языка русским или украинским языком и неосуществима, и нежелательна.

3) Частичное применение русского и особенно украинского языка в богослужении (чтение Слова Божия, отдельные молитвы и песнопения, тем более замена и пояснение отдельных речений русскими или украинскими речениями, введение новых молитвословий на русском языке в случае их одобрения Церковию) допустимо и в известных условиях желательно.

4) Заявление какого-либо прихода о желании слушать богослужение на русском или украинском языке в меру возможности подлежит удовлетворению.

5) Творчество в богослужении допустимо и возможно.

6) Дальнейшие работы Особой комиссии по переводу, исправлению и упрощению славянского языка в церковных книгах желательны.

7) Работы Комиссии высокопреосвященного Сергия, архиепископа Финляндского и Выборгского, по сему предмету желательны»[7].

Здесь налицо представлена вполне протестантская по своей сути обновленческая программа по переведению православного богослужения на современный язык.

Аналогичные инициативы предлагались в отношении изменения церковного Устава, календаря и других вопросов. Слава Богу (большевики помешали!), эти реформаторские намерения не были воплощены в жизнь патриаршей тихоновской Церковью. Они осуществились, по большей части, в среде обновленцев и живоцерковников.

Очевидно, что подобную реформаторскую программу нельзя рассматривать в Церкви как положительную – но, однозначно, как разрушительную. Тем более, недопустимо именовать авторов обновленческих проектов «Святыми Отцами Собора Церкве Русския» и придавать статус «Священного» тому Поместному Собору, на котором принимались столь радикальные реформаторско-модернистские предложения. Вредным и нежелательным начинанием представляется придавать такому Собору статус общецерковного «праздника», включать его в Месяцеслов и составлять особые величания.

Отметим, что в планах и действиях современных неообновленцев все эти модернистские идеи не потеряли своей актуальности, и это с несомненностью подтверждает, что они являются духовными преемниками реформаторов первой половины XX века.

Проиллюстрируем это примером современного переосмысления традиционного значения многих праздников.

Не глупо ли объявлять Сретение Господне «днём православной молодёжи»? Не ущербно ли называть день Усекновения Главы Иоанна Крестителя «православным днём трезвости»?

Разве не очевидно, что подобная подмена смысла обесценивает великие праздники, отводит православных верующих от размышления над истинным евангельским содержанием воспоминаемых событий?

Почему сперва Покров, а потом память святителя Николая Чудотворца были объявлены общецерковным «днём молитвы о заключённых» с обязательным пением молебна о «в узах пребывающих»? Далеко ведь не все прихожане собираются на службу ради этой важной темы. Многие приходят в храм просто ради праздника.

Помолиться о недуге винного пристрастия можно, как это все и делают без специальных указов и циркулярных писем, перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Помолиться о заключённых более уместно в день памяти мученицы Анастасии Узорешительницы.

Какое отношение к православной традиции имеет недавно введенный «праздник» Сохранение Божьего творения, отмечаемый служением особого молебного чинопоследования в первое воскресенье сентября? Неужели наша Церковь включилась в борьбу за экологию и начала поддерживать Партию Зеленых?

И какое отношение к православной традиции имеет распоряжение во «Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий» (третье воскресенье ноября / третье воскресенье после 18 октября по ст. ст.) совершать в храмах литию о всех трагически погибших в результате автомобильных катастроф?

Подобные модернистские нововведения были характерны для обновленцев 1920-х годов. Сохранение православной традиции от литургических новшеств остаётся в наши дни одной из главных задач православного народа.

12

В свете сказанного резкое возражение вызывают слова предлагаемого Богослужебной комиссией тропаря:

«Днесь благодать Святаго Духа нас собра, прославити отцы Собора Церкве Русския с Первосвятителем Московским Тихоном…»

Как мы убедились выше, идея «прославити отцы Собора Церкве Русския» несостоятельна и вполне порочна. Поэтому «благодать Святаго Духа» не имеет к ней никакого отношения. Вспоминаются слова из книги Деяний Святых Апостолов: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома (Деян. 19, 15–16). Так и хочется воскликнуть: Тихона знаем, и Андроник Пермский с Сильвестром Омским нам известны, а прочие революционно-демократически настроенные участники Собора – кто такие?

Знаменитая праздничная стихира (не «тропарь», а именно стихира!) 6-го гласа «Днесь благодать Святаго Духа нас собра…» знакома каждому православному человеку. Но эти заимствованные слова звучат едва ли не кощунственно в контексте рассматриваемого тропаря. Неужели Святой Дух мог собрать нас «для прославления» («прославити») вместе «с Первосвятителем Московским Тихоном» всех несвятых участников «Собора Церкве Русския»? Вот уж поистине «несвятые святые»!

Нельзя забывать слова апостольские: Кое причастие правде к беззаконию? Или кое общение свету ко тьме? Кое же согласие Христови с Велиаром? Или кая часть верну с неверным? (2 Кор. 6, 14–15).

13

На Поместном Соборе 1917–1918 гг. не было единения духа в союзе мира (Еф. 4, 3): были святые, а были и «другие». Как ни горько признавать эту правду, но весьма представительную частью делегатов Собора составляли те, кто через недолгое время оказался среди сознательных и активных врагов «тихоновской» Церкви, то есть в стане обновленцев-живоцерковников. Не забудем того, что осквернённые обновленцами храмы святитель Тихон постановил переосвящать заново, а их епископские, священнические и диаконские хиротонии «вменялись в ничто».

По традиции, в преддверии канонизации пока ещё не прославленных святых, Церковь поминает их, совершая по ним заупокойные панихиды – но этот обычай никак не может быть применён ко многим участникам Поместного Собора 1917 года.

Не следует петь панихиду по ушедшим в раскол. Фальшиво и двусмысленно будут звучать на ней слова «со Святыми упокой…» и «Вечная память!»

Таким образом, в отношении непрославленных в лике святых участников Поместного Собора (а их, напомним, – большинство) недопустимо служить без разбора даже последование об усопших.

14

В кондаке «праздника» «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския» мы читаем такие слова: «…православнаго Царства Русскаго разорение обличающе, отцы Собора Церкве нашея  к покаянию чада верныя призывают…».

Это – вопиющая ложь. Приписывать Собору 1917 г. обличение «православного Царства Русского разорение» означает чудовищно искажать историческую правду. В позитивном смысле Царская тема в решениях и постановлениях Собора не прозвучала. Собор не сформулировал церковного отношения к важнейшему вопросу – к царскому отречению и к Присяге на верность Его Величеству Государю Николаю Александровичу, тогда ещё живому и находящемуся под арестом.

В этом смысле Собор не справился со своим предназначением. Собор был плоть от плоти детищем февральской революции. Достаточно сказать, что торжественное слово на его открытии произнесли Родзянко и Керенский. Собор высказал лояльное отношение сперва к «благоверному» Временному правительству, а затем – и к большевистскому «правительству».

Антимонархические и революционно-демократические настроения повлияли на некоторые решения Собора. Так, на епископском совещании 26 февраля 1918 года из чина Торжества Православия был упразднён «неудобный» 11-й анафематизм:

«Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению, и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великаго сего звания в них не изливаются, и тако дерзающим противу их на бунт и измену, Анафема».

Но никакая провозглашённая Церковью анафема не может быть «отменена» последующими поколениями. Незаконное изъятие 11-го анафематизма из чина Торжества Православия было проведено незадолго до начала Великого поста, на первой неделе которого он и должен был прозвучать во всех соборных храмах.

Возможно, «Отцы Поместного Собора» руководствовались при принятии этого решения желанием «не обострять» отношений с Советской властью. Но получилось ровно наоборот. После того как Собор незаконно снял анафему с «дерзающих на бунт и измену», то есть фактически встал на сторону революционеров, и начался ничем не сдерживаемый красный террор против Церкви.

* * *

Рассмотрев службу «Святых Отец Поместного Собора Церкве Русския», можно констатировать, что не только её смутительные тексты не выдерживают никакой серьезной критики, но и сомнительное содержание самого «праздника» прославления «Святых Отцов» Поместного Собора 1917 года грозит обернуться фактической реабилитацией обновленчества.

 

Редакция сайта «Благодатный Огонь».

 


[1] Заседание Священного Синода РПЦ, Журнал № 26 от 04.05.2017 г. http://www.patriarchia.ru/db/text/4885005.html

[2] Заседание Священного Синода РПЦ, Журнал № 64 от 29.07.2017 г. http://www.patriarchia.ru/db/text/4971905.html

[3] http://www.patriarchia.ru/db/text/4885005.html

[4] Патриаршее послание архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви по случаю отмечаемого 100-летия Поместного Собора 1917–1918 гг. http://www.patriarchia.ru/db/text/4991606.html

[5] Цыпин Владислав, прот. Русская Церковь (1917–1925). М., 1996, с. 29

[6] Цыпин Владислав, прот. Русская Церковь (1917–1925). М., 1996, с. 19–20

[7] Кравецкий А.Г. Проблема богослужебного языка на Соборе 1917–1918 годов и в последующие десятилетия // ЖМП. 1994. № 2, с. 68–69

 

Благодатный Огонь

 




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Михаил Ершов 15.11.2023 в 22:11:00

Ознакомился со списком (первая ссылка) участников Синода, принявших это абсурдное, м. г., решение. Прочтите и журнал N 24. Каковы учителя, подобные скончавшемуся у ног папы римского, таковы и их ученики...

Михаил Ершов 15.11.2023 в 16:40:17

Взглянул на календарь сайта патриархии. Действительно этот собор числится там как святой. Позорище! Стыд и срам тем, кто принял это решение! Не удивляюсь, что извращенцы до сих пор сидят на своих местах. Бог - судья всем этим поганцам и извращенцам.

Александр 18.11.2021 в 13:21:23

Радуюсь за редакцию! Было бы хорошо если бы точка зрения "Благодатного Огня" звучала и в официальных церковных структурах

Дмитрий 18.11.2021 в 12:34:46

"В позитивном смысле Царская тема в деяниях Собора не прозвучала".
Не прозвучала потому что не могла прозвучать вовсе, поелику деяними Собора руководили Керенский, Гучков и Карташев, но вот тема корниловского мятежа, прозвучала. Собор посвятил специальное заседание этому событию при активном и личном участии вышеназванных "святых отец", двое из которых сделали все от себя зависящее, чтобы безсудная расправа состоялась и именно так, как она состоялась.
Впрочем, документы Собора подтверждают - всевозможные "новомодные" разрушительные течения в Православной Церкви - порождение февральской революции и с ними удалось справиться только к концу тридцатых годов, благодаря политике Сталина в церковном вопросе, предварительно разгромив политическую оппозицию, враждебную и Церкви и России.

Вячеслав Степанов 18.11.2020 в 15:52:14

Единственное замечание по фразе: «...сперва к "благоверному" Временному правительству, а затем – и к большевистскому "правительству"».
Правительство в кавычках - это Временное "правительство", потому что оно образовано клятвопреступниками, поэтому-то и время его быстро закончилось. Большевистское же пришло надолго как свидетельство Промысла Божьего: клятвопреступникам ничего, кроме бича, не положено... Правда, сегодня, в противность Христу, многие вопят: "Бойтесь убивающих тело!". Это чтобы отвести взгляд от тех апостасийных процессов, что захлестнули мир, в том числе и Россию...

иерей Димитрий, Малороссия 17.11.2018 в 23:33:38

Огромная благодарность редакции за труд. Братья, будем всеми силами стараться сохранить нашу Веру в чистоте, как это делали наши славные предки.
Сегодня владыка Антоний (Паканыч) давал интервью по поводу последних событий в УПЦ и высказал довольно интересную мысль: "Мне кажется, что если мыслить исторически, то сейчас для Церкви проходит время приходов как храмов, как церквей. Наступает время приходов как христианских общин. Наши власти и раскольники думают, что если они отберут храмы, то вместе с ними к ним отойдут и общины, то есть прихожане. Нет, это ошибка. Не отойдут".
В России беда церковная - это ползучая латинизация и настырное обновленчество, а на Украине - раскол на расколе, от которых униаты только в плюсе. Вот и получается, что как сказал владыка: "мы стоим на пороге больших изменений. Важно сохранить верность Церкви. Наша Церковь имеет богатую, живую духовную и богословскую традицию".
Нужно всеми силами стараться сохранить православную традицию и выстоять. Разложить Церковь изнутри не дал красный террор, уничтожить Церковь физически не дали немцы, и от современных экуменистов, поверьте, "лекарство" у Бога давно уже приготовлено.
Искренне желаю, дорогие отцы, братья и сестры, всем нам крепкой веры и много терпения. Прорвемся!

София 29.11.2017 в 12:36:26

Редакции "Благодатного огня" - многая лета! Разобраться в перепутанных понятиях, в подменах и правильно изложить вопрос - вот что сегодня существенно важно.

Александр Бутов 09.10.2017 в 21:47:52

Грешнику.
Обращаясь к уважаемому Грешнику, спешу, высокопарно выражаясь, денонсировать свою, к сожалению, восторженную благодарность ему, выраженную в первом моем комментарии. Почему к сожалению? Ну, купился я! (( Ведь если до революции в рассматриваемом тропаре существовала полноправная «добавка» в виде слов «благоверным царем», то о какой вообще «попытке русифицировать» идет речь? О чем глаголет Грешник, о каком таком «непонимании сути тропаря»?! Тогда, по логике Грешника, словосочетание «благоверным царем» тоже надо рассматривать как «попытку русифицировать» тропарь? Нехай и дореволюционную. Право, чушь какая-то получается, а не логика… Одним словом, отсутствие «православным христианом» в тропаре, как тактической замены «благоверным царем» снова возобновляю расценивать как своего рода раболепное виляние хвостом - теперь уже перед призраком явной богоборческой власти. А присутствие этого словосочетания в тропаре – не как масло масленное, а как оправданную и АДЕКВАТНУЮ замену его дореволюционному оригиналу, причем, вне зависимости от наличия в тропаре слов-понятий «достояние Твое» и «Твое жительство». Да простит меня великодушно уважаемый Грешник за подобное мое непостоянство!..

Александр Бутов 07.10.2017 в 21:36:17

В. Семенко:
@Так зачем же он сам поднимает этот собор на щит? Где здесь хотя бы элементарная логика?@
Уважаемый Владимир Петрович! Позволю себе высказать здесь нестандартную гипотезу, которая, если имеет под собой веские, но для нас совершенно незаметные основания, может внести полную, хотя и с виду очень непривычную, ясность и разрешить Ваше сильное недоумение. Гипотеза моя такова: Его Святейшество не вполне авторитарно в том смысле, какой Вы вкладываете в то понимание, которым Его Святейшество руководствуется в разумении своей власти. Проще говоря, он далеко не всегда, как сейчас модно выражаться, "рулит". Точнее, рулит, но с каждым месяцем и годом сила его единовластного патриаршего руления ослабевает, он этого почти не замечает (!), а, напротив, всё больше и глубже уверяется в своей силе. Причем, ослабевает его руление не по патриаршей воле, а, в моем представлении, по незримой и едва ли замечаемой им (и нами) воле некоторых лиц из его окружения как ближнего, так и в особенности дальнего. И поскольку эта сторонняя воля талантливо организована и, "на первый взгляд, как будто не видна", то, в Ваших и иных глазах, "укрепляющаяся" таким макаром патриаршая власть становится все более и более авторитарной, а на самом деле умело управляемой извне. Грубо говоря, эфемерной! Такова суть моей гипотезы. Но Вы можете снова, хотя и чуть иначе, спросить: а кому же тогда выгодно подобное, с позволения сказать, укрепление? Дык...ответ прост: это выгодно тем, кому наш нынешний патриарх (стал) сильно неугоден, или кто счел его избравшим чрезмерно самостоятельный путь правления и потому требующий, по мнению этих "кого-то", нужной им корректировки и канализирования его пути в нужное им (и почти незаметное для Его Святейшества и для нас) русло. А раз незаметное, значит, и овцы, и волки живут, как говорится, как пионэры, то бишь типа весело… В общем, всё это, как Вы понимаете, из т.н. области заговора, мирового правительства и прочей "дребедени" – т.н. досужих домыслов… )
Примером ослабления власти нашего патриарха (причем примером очень косвенным и совершенно неочевидным и даже, более того, в некотором смысле, маразматическим) может служить недавнее появление на православном телеканале "Спас" ежедневной вечерней говорильни (простите, запамятовал название этого идущего в прямом эфире "ток-шоу"), как правило, громкогласной и местами истеричной, которую порой с трудом выводят из словесного штопора лишь сглаживающие, модерирующие комментарии уважаемого Бориса Костенко и православных священнослужителей. Таковые телепередачи, особенно те, что показывают (повторяют?) за полночь для зрителей-сов, являются, по моему пока глубокому убеждению, ошибкой, хотя цели у них самые благие. Даже сама фигура нового гендиректора "Спаса", вызывающая лично у меня симпатию, свидетельствует (опять же совсем не очевидно!) об умелом т.н. "внешнем управлении" - т.е. о ситуации, когда чужими руками... ну и т.д. и т.п. Кстати, дабы Вы не подумали, что я обладаю какой-то секретной, инсайдерской информацией, подчеркну, что я НИКОГО КОНКРЕТНО не имею в виду, когда говорю здесь об этих сторонних "управленцах". Другими словами, моя гипотеза, если угодно, шита белыми нитками. И не более того! )

Александр Бутов 07.10.2017 в 20:50:42

Грешник:
@...Добавка "православным христианом" сделана, мягко говоря, от непонимания сути тропаря, это попытка его русифицировать @
Спасибо большое Вам за краткое и толковое разъяснение! Теперь думаю отказаться от прибавлявшегося мною более 10 лет "православным христианом". Думал до сей поры, что это словосочетание является наиболее краткой и одновременно емкой компромиссной (в годы богоборческой власти) заменой дореволюционному "благоверным царем". Теперь же, кажется, всё встало на свои места.

Грешник 07.10.2017 в 13:12:17

"... среди которых было более половины обновленцев-модернистов" - в этом-то и причина прославления Собора. Понятно, что дальше начнут прославлять Храповицкого, потом Шмемана, и далее всю их компанию. Они духовно ближе "прославлятелям", чем непонятный им Святейший Патриарх Тихон.
К комментарию ниже:
***Не знаю, по какому циркуляру, но из тропаря Кресту убрали слова "православным христианом". Кому даровать победы "на сопротивныя"?***
Не переживайте за тропарь. "Достояние Твое" и "Твое жительство" - это и есть православные христиане, которые в итоге трижды поминаются в тропаре. Добавка "православным христианом" сделана, мягко говоря, от непонимания сути тропаря, это попытка его русифицировать.

Надежда 04.10.2017 в 01:50:15

Не знаю, по какому циркуляру, но из тропаря Кресту убрали слова "православным христианом". Кому даровать победы "на сопротивныя"? Всем подряд, что ли? Сначала (весной) услышала это в Москве, теперь и до провинции добралось.

Руслан 03.10.2017 в 20:02:49

Обращение конечно будет рассмотрено и всё. Посмотрят и дальше пойдут. Сейчас ведь всё решается Собором Архиереев, а у них сейчас полное единство во всем. Вряд ли кто-то будет слушать какой-то там "Благодатный огонь". Не обижайтесь, но это правда так. Сейчас все гораздо жестче и центричней, чем при Алексии II, например. Все, что нужно принимается "по щелчку пальцев". Тут стоит уповать только на Божие вразумление.

Александр Цветков 03.10.2017 в 12:58:38

Поддерживаю обращение, это же явно экуменистическая по сути идея, вначале объявят модернистов святыми отцами, а потом и до "инославных" дойдет очередь, а там и синкретизм недалеко с иноверцами

Николай 02.10.2017 в 17:06:37

Благодарю вас за статью! Очень аргументировано, поддерживаю. Кроме этого недавно по циркуляру из патриархии в Липецкой епархии служились молебны о сохранении всякой твари, после литургии в воскресенье. Очень странный молебен.

Екатерина 02.10.2017 в 10:01:17

А кому всё это безобразие не нравится "на пенсию": верных Святой Соборной и Апостольской Церкви священников, монахов и мирян. Ересь обличает саму себя. Дорогие наши истинные батюшки, не молчите... чем дальше в лес, тем больше дров... Простите, наболело.

Россиянин 01.10.2017 в 20:54:17

Теперь осталось только объявить о "празднике" всех "святых отец" всей Церкви во все времена, включая обязательно всех еретиков и раскольников с древних времен до нынешних инициаторов лавины инноваций... Так сказать демонстрация абсолютного восстановления "единства Церкви".

Екатерина 01.10.2017 в 20:02:36

Да, сразу оптом канонизировать всех обновленцев и использовать их как новый "образец святости"... Долго думали и придумали...

Екатерина 01.10.2017 в 19:58:52

Спаси Господь. Полностью поддерживаю это обращение.

Протоиерей Александр Лухманов 01.10.2017 в 18:36:25

Полностью поддерживаю данную статью и её авторов в борьбе с современным обновленчеством в нашей Святой Православной Церкви.

Адриан 01.10.2017 в 18:01:32

Дмитрию 01/10/2017 в 15:40:08
Шмеман и Мещеринов такие же имитаторы веры и разрушители истинной православной традиции.

Вера Н. 01.10.2017 в 16:08:24

К п.14 по поводу новых праздников. Почему для дня семьи, любви и верности выбран день Петра и Февронии с их бездетным браком? Ведь есть такие дивные образцы семьи, любви и верности, как семья прп. Кирилла и Марии Радонежских и семья Царственных страстотерпцев.

Дмитрий 01.10.2017 в 15:40:08

Адриану.
Суетливые формалисты - обновленцы. Имитируют православную веру, например:
"....на 80%, увы, наши богослужебные книги наполнены бездарным многословным византийским «плетением словес», как о том выразительно говорил прот. Александр Шмеман… Канон Преображения не относится к этим 80%. И всё равно я читал его равнодушно. Я ясно ощущал, что он как произведение искусства для меня исчерпан — в отличие от Баха." (Игумен Петр (Мещеринов) альманах "Дары" №3, 2017).
И обновляне не по разуму ревнуют, когда их православные обличают в иноверии, обновляне готовы обвинять в сумасшествии православных за веру православную (примеры приводить не буду).

Александр З. 01.10.2017 в 14:52:37

Да избавит и сохранит Господь Русскую Православную Церковь от этого "праздника", да вразумит и помилует священноначалие и всех нас.

В.Семенко 01.10.2017 в 14:06:59

Вот интересно. Ведь если некоторые лжесоборные тенденции собора 1917-18 гг. реализовать, то это станет прямой угрозой для власти Патриарха Кирилла, который понимает ее вполне авторитарно. Так зачем же он сам поднимает этот собор на щит? Где здесь хотя бы элементарная логика?

Геннадий 01.10.2017 в 12:11:14

"Поэтому большая духовная опасность заключается сегодня в том, что прославление «Святых Отцов» Поместного Собора 1917 года может обернуться фактической реабилитацией обновленчества"
Это так очевидно, но очевидно и другое, то что сейчас как никогда она близка к своему воплощению и пойти против, кроме "маргинальных" сайтов, подобных БО да М3Р, похоже уже некому.

Наталия Афанасьева 01.10.2017 в 10:19:45

Полностью согласна.
Наталия Афанасьева

протоиерей Алексий Касатиков 01.10.2017 в 07:58:24

Полностью согласен

Николай Александрович 01.10.2017 в 06:42:41

Благодатный огонь! Спаси Вас Господь! Полностью поддерживаю Ваши предложения.

Адриан 01.10.2017 в 05:35:08

Когда Дух Святой покидает суетливых формалистов, имитирующих веру, остается одна ревность не по разуму.

Михаил Яблоков 01.10.2017 в 04:43:23

Это по сути дела ничто иное, как канонизация обновленческих реформ, направленных на разрушение традиционной церковной жизни, а, следовательно, и всей Русской Православной Церкви. Церковь жива только в традиции.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс