Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Канон. Свод законов Православной Церкви

Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Библия

Православие.ру

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Русская народная линия

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Благодатный Огонь в Facebook

Благодатный Огонь ВКонтакте

Благодатный Огонь в Twitter

Благодатный Огонь в LiveJournal

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9046 9959 24

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

13.12.2013
Игорь Друзь


В данной статье мы постараемся абстрагироваться от личности протопресвитера Александра Шмемана. В принципе, она не так уж и важна по сравнению с тем, что он стал символом определённого движения в Церкви. Потому мы будем обсуждать прежде всего его стиль и идеи, оставив вопрос сути его личности историкам. А в глобальном, окончательном смысле – Богу. Но его книги стали уже некоей «революционно-реформаторской классикой» в Церкви, и они заслуживают пристального рассмотрения.

Что прежде всего бросается в глаза при рассмотрении его сочинений? Крайняя политизированность его работ, в которых нередко видна крайняя степень приверженности господствующей в Америке политической либеральной идеологии, временами доходящая до настоящего фанатизма. Про себя о. Александр писал: «Имея “родину” во Франции, будучи частью русского “народа”, я наконец ощущал США своим государством». Он испытывал восхищение американской государственностью, «восхищение этой системой, “вынимающей” из политики то, что делает её злом: ненависть. Чудо Америки». Рассказал бы он о любвеобильной Америке сербам да афганцам с иракцами, они бы его, наверное, поняли лучше всех… Конечно, эмигрант вправе, и даже обязан испытывать чувство уважения к стране, которая его приютила. Но это уважение вовсе не должно затмевать здравый смысл и веру, переходить в ксенофобию к другим народам, а это чувство в его писаниях присутствовало, и очень сильно, особенно к России, о чём будет сказано ниже. И вообще, священник не должен слишком уж сильно думать о политике; касаться её следует, лишь если она реально затрагивает вопросы спасения душ. У Шмемана совсем не так: «Два часа перед телевизором: inauguration президента Картера. Как всегда – а это “мой” шестой президент – восхищение Америкой, подлинная радость». Если священник часами высиживает перед телевизором, да ещё и ради того, чтобы увидеть церемонию посвящения очередного политикана, которая сама по себе ровным счётом ничего в мире не меняет, и это для него – как всегда! – «подлинная радость», то этот священник явно слишком зациклен на вопросах мiра сего. При этом он всё время говорил о своей аполитичности. Но тогда уж и Ленина какого-нибудь можно называть аполитичным. Тем более, что и недавно приезжавший из Америки сын Шмемана утверждал в своих интервью, что его отец выписывал огромное количество газет, и любил быть в курсе политических новостей. Для адептов современной либеральной идеологии это вообще характерная деталь – отрицать, что она идеология, что она политическая.

Протопресвитер Шмеман категорически отвергал все идеалы аскетизма, а потому увлечение скудоумными телешоу – прямая закономерность. И полбеды, если бы просто по немощи. Тут человеку можно и даже нужно посочувствовать, все мы – только люди, и пастыри – не исключение. Но он делал это принципиально, а также активно агитировал в статьях и других поступать так же. Хотя перед своими прихожанами не очень это афишировал.

Поцитируем из журнала «Православная Русь» (1/14 мая 1990, № 9 (1414), с. 10-11), статью Павла Рака (с орфографией издания): «Кажется, что прот. Шмеман полностью осуществлял идеал семейной духовности у себя дома. Приведу только два свидетельства. Одно: епископ Православной Церкви, который на чистый понедельник, после вдохновляющей началопостной проповеди прот. Шмемана, в доме проповедника был угощен курочкой. Другое – близкаго знакомаго прот. Шмемана: “Многие помнят о. Александра – остроумнаго собеседника, охотно шутившаго, иногда жестоким словом кого-нибудь высмеивающаго, курящаго одну папиросу за другой, смотревшего по телевизору состязания по бейсболу, любившаго жизнь во всем ея разнообразии и богатстве…”».

Есть и много других подобных свидетельств. Удивительны эти «новые христиане», чей кумир богословствует с сигаретой в зубах и демонстративно жуя курицу в Чистый понедельник, заодно «жестоким словом кого-нибудь высмеивая»…

Отметим, что прот. Шмеман, будучи протопресвитером крайне либеральной Православной Церкви в Америке, не был в ней «законодателем» церковного либерализма. Он прекрасно знал либеральные нравы и обычаи не только духовенства, но и епископата ПЦА и поэтому предлагать своему епископу в Чистый Понедельник постную трапезу – возможно означало для него прослыть среди своих собратьев по «профессии» (так о. Шмеман именует в Дневниках священнический сан) махровым мракобесом, обскурантистом, тупым консерватором, черносотенцем, а возможно, и русским фашистом и антисемитом. Большинство духовенства полуобновленческой ПЦА считало и считает доныне, что, как образно выражается один современный московский инок и поклонник творчества о. Шмемана, «молиццо и постиццо – непродуктивно».

Или вот другой отрывок, на этот раз – из «Дневника»: «Все эти дни – наслаждение от зимних Олимпийских игр в Иннсбруке по телевизии. Я не вижу “пользы” от этой монашеской диеты, безостановочно преподносимой людям в качестве какой-то самодовлеющей “духовности”. Мой опыт таков: как только люди решали эту “духовность” вводить в свою жизнь, они становились нетерпимыми, раздраженными фарисеями».

Характерно презрительное выражение о посте «монашеская диета», которое изрекает сосредоточенный на телешоу «богослов». Если этот пассаж принять всерьёз, то все наше монашество – сборище каких-то злых и голодных раздражённых лицемеров. Ведь кто наши преподобные? Все сплошь поклонники «монашеской диеты». Торжество духа над плотью у них выражалось в т.ч. и в пренебрежении интересами желудка. Сами их прозвища говорят за себя: «Просфорник», «Постник», «Лободник». Или нам в честь «прогрессивного богослова» отбросить все Патерики? Тем не менее, после этого хамского – а другое слово тут не подходит, – абзаца о несостоятельности монашества следует обычный шмемановский откат в диаметрально противоположном направлении: «Я ни секунды не отрицаю реальности, подлинности монашеского опыта (Добротолюбие, “старцы” и т.д.)». Только что сказал, что все они нетерпимые, раздражённые фарисеи, и вдруг – «не отрицаю». Нет уж, именно отрицает с большой раздражённостью и озлоблением. И продолжает речь о необходимости полностью исключить этот монашеский опыт: «…Я только убеждён, что, как и богослужение, как и почти всё в церковной жизни в наши дни, он “транспозируется” и воспринимается в другом ключе, в ключе, прежде всего, того психологического эгоцентризма, что составляет основную тональность нашей эпохи». То есть: в наше время надо поддерживать идеалы общества потребления, и никак иначе. Именно из этих довольно убогих посюсторонних ориентиров, и следует его желание изменить Священное Предание Церкви.

Не могут не удивлять и его вечные поиски врагов, при этом врагами обычно оказываются православные, а из православных более всего – русские православные. Весьма значительная часть его сочинений посвящена острой критике русских эмигрантов. Несложно заметить, что их он критикует, пожалуй, на порядок больше, чем американцев, или французов вместе взятых. «Сложность, снобизм, дешёвая сентиментальность эмигрантского подхода к Церкви, простота этих, презираемых эмигрантами, “американцев”», – один опять же из множества отрывок, и ещё не самый острый.

А в том, что он очень плохо относился к Преданию в целом, сомнений быть не может. Вот, например, одна из бесчисленных его цитат на эту тему: «Почему в Евангелии так мало сказано о Церкви? И на чём основана наша вера в её святость, непогрешимость, необходимость? Ведь всё в ней – её сложные догматы, иерархические различия, обряды, обычаи, всё создано людьми, возникло в истории. В Евангелии мы находим образ Христа и Его учение – такое простое, чистое, без примеси человеческих умствований и усложнений. И неужели, чтобы быть христианином, недостаточно верить в Христа и стремиться исполнять Его заповеди, а нужно ещё соблюдать непонятные древние обряды, постигать трудные богословские формулы, вовлекаться в церковные споры и деления, принимать всю ту человеческую накипь, которая за две тысячи лет облепила собой небесную чистоту Евангелия?»

Прот. А.Шмеман, правда, забывает сказать, что и само Евангелие создано Церковью (людьми по его терминологии), и оно тоже – часть Предания. Правда, далее он не забывает сделать обычный лицемерный откат, и какие-то позитивы в церковной жизни всё же милостиво отмечает. Однако он всегда очень убедительно говорит против Церкви, и на самых видных местах, и очень невнятно и мало – в её защиту. «Иногда такое чувство, что большинство людей действительно, хотя и неведомо для себя, живут скрываньем от себя – реальности (не только смерти) и что именно в этом скрывании – основная для них функция религии. “В его дремоте не тревожь…”. Именно такая “дремота”, навевание её – вся эта Литургия, да и вся эта церковь, в которой среди непонятно сладких слышатся иногда “душевно нужные” слова – “за веру, Царя и Отечество”, “не откладывайте говения до конца Поста”… Слышу, чувствую возражение (слышал его с шестнадцати лет): что же в этом плохого? Ведь вот, действительно, помогает жить… Отвечаю: плохо то, что эта “дремота” так страшно легко оборачивается ненавистью и кровью. Ирландия, Ливан…»

Весьма, весьма странно слышать от священника слова о том, что вся Церковь, в которой он вроде как священник, вся Литургия, которую он проводит – это «дремота», «скрыванье от себя реальности». Особенно забавен его пассаж о том, как религиозный вопрос может вызвать кровопролитие. Может, конечно, но войны за ресурсы вызывают многократно большее кровопролитие. При захвате и оккупации Ирака американцы и их сателлиты убили уже до миллиона человек, всего за 5 лет. В Ирландском Северном Ольстере погибло 3000 человек. За тридцать лет. Почувствуйте разницу. Плотский человек ради ублажения своего желудка и похотей сотрёт с лица земли полмира, и даже малейшего угрызения совести не почувствует. Потому-то с каждым веком, с каждым витком апостасии, войны становятся всё страшнее и страшнее – хотя религия оттесняется всё дальше и дальше на задворки общества, на страницах газет обычно занимая место где-то между бейсбольным матчем и новым театральным спектаклем: «удовлетворение духовных потребностей…». Поэтому носители либерального агностицизма – религии желудка – куда как опаснее любых религиозных фундаменталистов. Их идеология насыщения плоти – и есть самая тоталитарная из всех. Странно, что взрослые и начитанные люди могут не понимать простейшего, и винить в бедах современного мира неких «религиозников», в то время как они вытеснены на обочину, а все глобальные беды возникают чаще всего из-за экономической выгоды сильных мiра сего. Скудоумие само по себе не грех, но если оно проистекает из личной гордыни, а не от рождения, то грех, и большой. Это отмечал еще свт. Иоанн Златоуст, иронически называя это явление «высокоумием».

И насчёт реальности. Святые, презираемые о. Шмеманом за «монашескую диету», сделавшую из них «злых фарисеев», реальны в полном смысле этого слова. Они обожились, находятся в синергии с Богом, назвавшим Себя в Писании Сущим. Мы видим многие прекрасные храмы, которые они построили, убогие пещеры и столпы, где они жили, читаем их труды. Они реальны и только ждут воскресения в телесном виде. Будет ли реален в их смысле протопресвитер А. Шмеман, или, тем более, будут ли реально читаемы его труды спустя мало-мальски длинный промежуток времени – это под очень большим вопросом. А вот труды придерживающегося «неполезной монашеской диеты» Иоанна Златоуста актуальны и читаемы спустя более чем полторы тысячи лет после упокоения Святителя. И не признававшему православные чудеса Шмеману хорошо бы вспомнить, что когда свт. Иоанна спрашивали, почему в его время оскудели чудеса, он отвечал, что мало таких чудотворцев как в древности, потому что мало аскетов.

Мы вот не сомневаемся в чудотворениях лаврских святых, отнюдь не лицемерно живших в жутких условиях сырых пещер, тесных и холодных келий. Остались не только Жития, но и материальные свидетельства той эпохи. Всем, кто побывает в Киеве, я бы посоветовал посетить не только Лаврские пещеры, но и скит Церковщину находящийся под городом. Если лаврские пещеры хоть и слегка подретушированы, то в Церковщине вы увидите, как жили преподобные в первозданном виде. Да, те, кто были способны вынести такие условия десятки лет, кто бросили мiр, родных, уют ради любви к Богу, воистину были способны совершать чудеса. При этом те святые вовсе не отрицали и патриотизма.

Протопресвитера Шмемана покоробили слова «За веру, царя и Отечество». В американском обществе, ярым приверженцем которого он являлся, вера должна обслуживать господствующую идеологию, покорно отдав роль культуро- и государствообразующей силы светскому правящему классу; либеральная демократия – «промывательно-мозговой» способ правления должен искоренить все другие, особенно монархию; а Отечество предков – Россию — Шмеман очень не любил… Повторимся: в своих работах, особенно в «Дневниках», он пытался подстроить Православие под господствующую в США политическую идеологию. Согласно ей, религия должна занять скромное место хобби, своего рода кружка по интересам, быть частным делом. Но спасение слишком важно, чтобы быть просто частным делом. В православном мiре до секулярных революций Православие более полутора тысяч лет было государство- и культурообразующим фактором. Потому-то вера, царь и Отечество всегда стояли в одном ряду. Когда речь заходила о русском патриотизме, Шмеман объявлял это политизацией Церкви, хотя сам был оголтелым американским националистом.

«Православный не скажет, не признает, что Православие может быть упадочным, что огромная часть увесистых томов “Минеи месячной” состоит из подражательной и часто пустозвонной риторики. Он само раздумье об этом обличит как еретическое и греховное» – пишет Шмеман. «Сила Бога в Церкви совершается только в немощи. Поэтому все внешние успехи вредны для неё. Ибо всякий такой “успех” – пища для гордыни и, в пределе, для умирания души».

Внешние успехи для Церкви вредны… А вот внешние успехи сытой, зажравшейся, грабящей весь мир с помощью авианосцев и финансовой паутины страны, управляемой чаще всего ненавистниками православной веры, хороши… Это к гордыне не ведёт. Конгениально, как и всё в книгах Шмемана.

* * *

Различные святые богословы могли разногласить друг с другом, но давать такую оценку Преданию в целом, как это делал Шмеман, такое представить вообще немыслимо. Вот потому и мы можем и обязаны давать оценку книгам Шмемана не как ошибочным в каких-либо частностях, а как явлению в целом. Явление это нельзя назвать иначе как суррогатное политизированное «христианство». Оно агрессивно пытается подменить традицию, в которой (через аскетику и вообще вхождение в Предание) только и возможно достижение богообщения, чувственностью, которую вполне можно даже иногда оценивать высоко, как явление культуры. Но только не тогда, когда его называют христианством и когда им подменяют аскетику. Потому что тогда это лже-христианство и ложная чувственная аскетика, в которой вместо Бога ложный образ Бога и ложная чувственная любовь вместо истинной любви.

И всегда Шмеман пытался как бы гордо встать над схваткой, дать наиболее объективное мнение. До каких абсурдных текстов может довести такое желание, продиктованное гордыней, судите сами.

Для Шмемана одной из любимых тем была проблема гомосексуализма. «…Гомосексуализм. Вопрос, в конце концов, совсем не о том, “естественен” он или “противоестественен”, ибо вопрос этот, может быть, вообще неприменим к “падшему естеству”, в котором – в том-то и всё дело – всё извращено, всё в каком-то смысле стало “противоестественным”. Естественно ли для человека всего себя отдавать – деньгам, или России, или чему угодно?.. Гомосексуализм только особенно трагическое проявление того “жала в плоть”, которое мучит по-разному, но каждого человека. В падшем мире ничего нельзя “нормализовать”, однако всё можно спасти…»

Святые отцы чётко отличали грехи естественные и противоестественные, разумеется, отмечая при этом, что вторые хуже первых. «Богослов» преспокойно поставил на одну доску извращенца, подставляющего, извините, свой зад, и воина, жертвующего жизнью за Родину. И то, и другое, по его словам, противоестественно…

«Но ЕСЛИ гомосексуализм – “девиация”, “извращение” (все слова в кавычках! – Прим. И.Д.), то откуда он берется, как возникает и почему, по-видимому, НЕИЗЛЕЧИМ (любимый тезис «гей-активистов». – Прим. И.Д.)? Я не знаю научных теорий на этот счёт, предполагаю, что все они сводят вопрос либо к биологии, либо к обществу, то есть ищут внешней причинности. Мне же кажется, что корень тут все-таки духовный: это – коренная двусмысленность всего в падшем творении, “удобопревратность”. Одна “ненормальность” порождает другую в этом мире кривых зеркал. В данном случае – ненормальность, ПАДШЕСТЬ СЕМЬИ, падшесть самого ОБРАЗА ПОЛА, то есть отношений между мужским и женским. Падшесть далее – МАТЕРИНСТВА, падшесть в конце концов САМОЙ ЛЮБВИ в телесном и, следовательно, половом ее выражении… в нём никогда нет подлинного, несомненного величия, хотя есть ПОДЛИННАЯ И НЕСОМНЕННАЯ ТОНКОСТЬ… Однако через нас, “нормальных”, нас – “христиан” – не просвечивает Христос. Правые в своём отвержении тупиков, мы бессильны в утверждении и в свидетельстве. На тупик еврейства мы отвечаем антисемитизмом, на тупик гомосексуализма – ЖИВОТНОЙ, биологической НЕНАВИСТЬЮ».

Как вам пассаж? «Неизлечимость» гомосексуализма, о которой писал о. Александр Шмеман, – ложь, прямо противоречащая Святому Писанию и несовместимая с сотериологией: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники , ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». (1 Кор. 6,9–11). Если признать, что некоторые пороки неизлечимы, то и жертва Спасителя оказалась как бы «неполной», и не все могут спастись.

На одну доску с извращенцами поставлены семья, материнство, любовь в её половом выражении. Первое, что бросается в глаза – Шмеман прямо противоречит Священному Писанию: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13,4). Церковь никогда не говорила о греховности, падшести семьи, брака; напротив, благословила его прекрасным чином венчания, призывающим к деторождению, материнству. Сам Бог не выносил содомитов, даже сжёг два их города – беспрецедентный случай в Писании. Неужели и у Него была «животная ненависть», как пишет Шмеман? Или всё же праведный гнев, как пишут святые отцы?

Одно из свойств Бога, как учит нас апофатическое богословие, – неизменность. А вот для Его и нашего врага характерна как раз изменчивость. Благочестивые народы, пребывающие в синергии с Творцом, умудрялись очень долго сохранять неизменными свои государства, быт, социальные структуры. И это было очень хорошо; при, например, массовых переселениях из деревни в город, ломке семьи, даже введении иных норм одежды, возможность заразиться пороками неизмеримо возрастает. Народы, заразившиеся различными ересями, расколами, внушёнными бесами, напротив, всё время меняли и то, и другое, и третье. И становились ещё хуже. Одна из причин справедливой нелюбви народов мира к Америке заключалась в том числе и в её изменчивости, которую инстинктивно не любили многие традиционалистски настроенные люди. А вот Шмеман, фанат американского образа жизни, любил США именно за это: «Удивительна эта всеобщая ненависть к Америке. Она действительно иррациональна (как же воистину «нерационально» не любить Америку убиваемым ею иракцам! Им бы целовать своих оккупантов, а они – ишь ты – стреляют в них! – Прим. И.Д.).Америка другая – по отношению ко всему остальному в мире… Она “перемену” предлагает как метод жизни. Всё всё время под вопросом, всё перестаёт быть устойчивым, самоочевидным и потому “успокоительным”».

«Всякая перемена ситуации, то есть сама история, вызывала и вызывает у православных рефлексию предельно негативную, состоящую, в сущности, в отрицании перемены, в сведении её ко “злу”, искушению, демоническому натиску, – пишет о. Александр. – Но это совсем не верность вере… Догматами, “содержанием” веры православный мир перестал жить и интересоваться давно. Это именно отрицание перемены как категории жизни». «Поскольку же мир этот неизбежно и даже радикально менялся, то первым симптомом кризиса нужно признать глубокую шизофрению, постепенно вошедшую в православную психику: жизнь в нереальном, несуществующем мире».

Если бы сей богослов побывал в современной России, то он бы убедился, что именно здоровый консерватизм Церкви привлекает к ней больше всего людей. Что в мире вечных перемен, большая часть из которых – к худшему, стабильность – одно из самых ценных качеств. И самое эффективное, кстати, получше любых политтехнологий. И всё, что причастно к Церкви, что воцерковляется, становится более долговечным. Церковная семья в среднем намного крепче нецерковной, государство, делающее шаги к сотрудничеству с Церковью, становится сильнее, даже церковные люди обычно живут дольше светских, они в среднем меньше подвержены порокам и мерзким привычкам мiра сего. Церковь не находится в прошлом времени, как утверждает о. Шмеман. Она над временем, что и доказывает нынешнее мощное церковное возрождение, настоящее второе Крещение Руси. А насчёт того, что православие мол, стало ненастоящим, как это любят говорить поклонники Шмемана, да и кое-кто из ультраконсерваторов, так и это неправда. Оно самое настоящее, как настоящие пот и мозоли на руках самоотверженных строителей тысяч храмов, как настоящие молитвы у ютящихся в вагончиках и холодных бараках монахов, как настоящие и дети, рождающиеся в многодетных церковных семьях.

Перемены как самоцель никого не вдохновляют. Как раз чувства реальности и не хватало самому Шмеману. Всё время пребывать под гипнозом телеящика, вещающего о преимуществах западного образа жизни, насмехаться над святыми с их «диетами», сидеть в чаду табачного дыма, куря одну сигарету за другой… Ведя такой образ жизни, точно можно написать мизантропические «Дневники». Хорошо ещё, что хоть не написал «Материализм и эмпириокритицизм»…

Он и сам временами понимал, что, возможно, допустил ошибку, став священником: «Я стал священником в двадцать пять лет, потому что мне было очевидно (без всякого раздумья и углубления и проверки), что ничего интереснее на свете нету. Я об этом мечтал, именно мечтал на парте лицея, на танцульках, почти всегда это было для меня “инобытием”, тайным сокровищем сердца. А теперь я чувствую себя – и как часто! – как тот чеховский герой, который во имя какого-то “высокого дела” (революции, борьбы за свободу) поступил в лакеи, чтобы за кем-то следить, что-то узнавать, одним словом – служить, и вот постепенно не то что разочаровался в этом “служении”, а как-то выпал из него. Ощутил его как ненужное, как не то. Его потянуло на простую жизнь, на просто жизнь. И вот у меня такое чувство, что я живу в безостановочной “риторике”, в искусственности… Что всем этим прикрывается, в сущности, всё та же мелочность, самолюбие и т.д. и где всё это тем более сильно, что всё время выдаётся как раз за служение…»

Увы, в книгах проступает образ обычного мизантропа, невзлюбившого дело, которому должен служить. Особенно забавна мотивация молодого человека, которому на танцульках казалось, что быть священником – интереснее некуда. Обычно все вспоминают, что Бог позвал, что была любовь к людям… А тут – интересным показалось. А оно – неинтересно, понимаешь ты… И понятно – это не танцульки, это тяжелое служение…

Приведём мнение авторитетных священников и богословов. Протоиерей Владимир Правдолюбов пишет: «О. Шмеману нужно было бы не лечить неизлечимо больную, а искать “здоровую” Церковь, и искать не где-то на полпути от современности к древности, а среди имеющихся в современной жизни христианских исповеданий. Руководящей нитью в поиске должны быть слова Спасителя: “…по плодам их узнаете их” (Мф. 7, 16–20). Церковь, к которой мы с тобой имеем счастье принадлежать, в свой наиболее порицаемый синодальный период дала в начале его целый ряд чудотворцев-святителей (мой дед – прот. Анатолий Правдолюбов – был свидетелем открытия мощей одного из них – свт. Феодосия Черниговского – и сам видел чудеса, которые при нём происходили), в середине синодального периода – сонм подвижников благочестия во главе с прп. Серафимом; в конце – великое множество мучеников, и – в то же время – воспитала рядовых своих членов так, что весь мир дивился нравственной высоте русской интеллигенции и простого деревенского русского люда. Вот наша опора! И при несоответствии наших взглядов её практике мы должны не её, практику, менять, а наши взгляды, …требование обязательной исповеди перед причащением, – исповеди, которую о. Шмеман с кощунственной иронией именует “…своего рода билетом на причастие…” (с. 302) – есть самое верное исполнение этого требования Златоуста, который считает необходимым приступающему к причащению (как, впрочем, и не приступающему) иметь страх Божий, благоговение и сокрушение сердечное… о. Шмеману следовать нельзя. Во-первых – о причащении. Прот. Шмеман решает вопрос о нём в протестантском духе: все мы грешны, все недостойны, а Бог всех принимает, прощает и удостаивает. О. Шмеман призывает всех – без всяких ограничений – причащаться, а Златоуст, следуя ап. Павлу, советует испытывать себя и не приступать к причастию даже тогда, когда у тебя есть порочные помышления, не говоря уж о делах… Церковь шмемановские заблуждения погубить не могут, они могут, при формальном единстве, только оторвать от неё людей, увлекшихся его учением» («Благодатный Огонь», № 16).

Многих людей в Церкви удивляет настоящая ненависть протопресвитера Шмемана к Православию, к Преданию, особенно Типикону, к православным людям. Вот что пишут священник Игорь Белов и Николай Каверин о протепресвитере Шмемане: «У прот. А.Шмемана было полностью атрофировано чувство церковности, и он даже не скрывал своего презрения к Православной Церкви, к которой по несчастью имел честь принадлежать: “Я не люблю, не могу любить Православной Церкви… и бабьего благочестия… Все эти дни – наслаждение от зимних Олимпийских игр в Инсбруке по телевизии” (Дневники, с. 248-249). А вот другие цитаты из его дневников: “ложь, подделка, дешёвка этого самодовольного, тупого, сентиментального «русского Православия»… Как я бесконечно устал от всего этого «православизма», от всей этой возни с Византией, Россией, бытом, духовностью, Церковью, церковностью, благочестием…” (с. 331). “Я… всё больше и больше не люблю Византии, Древней Руси, Афона, то есть всего того, что для всех – синоним Православия… Только самому себе я могу признаться в том, что мой интерес к Православию обратно пропорционален тому, что интересует – и так страстно! – православных” (с. 237). “Как я устал от своей профессии… Такое постоянное чувство фальши, чувство, что играешь какую-то роль. И невозможно выйти из этой роли” (с. 17). Не надлежало ли в таком случае прот. А.Шмеману в своё время сменить «профессию», раз она его так угнетала? Вот ещё несколько нетрадиционных высказываний так обожаемого современными либералами от Православия, уставшего от своей «профессии» протопресвитера: “Отчуждение чувствую по отношению ко всему типично русскому «уюту» храма, к русскому благочестию, в котором мне всегда чудится какое-то тупое самодовольство…” (с. 215). “«Духовность», «церковность» – какие это двусмысленные и потому опасные понятия” (с. 73). “Разговоры… о той «церковности», к которой я всё сильнее испытываю настоящую аллергию… Больная религиозность. И все эти побеги – кто в Византию, кто в «Добротолюбие», кто на остров Патмос, кто в иконы” (с. 48). И ещё одна цитата: “Вся эта восторженная и пустозвонная возня с «духовностью», «умным деланием», «православием», «паламизмом», вся игра в религию, начиная с самого богословия – наступает момент когда всё это просто давит унынием” (с. 218)» («Благодатный Огонь», № 16).

 * * *

Остаётся кое-что сказать и о ярых поклонниках Шмемана. Ведь он действительно стал настоящим символом самозваных «реформаторов», желающих изменить в Церкви буквально всё – от языка до календаря.

Наблюдая за поведением обновленцев, несложно заметить одну интересную деталь: они в одних вопросах сверхлиберальны, в других – сверхревнители. Русские люди, хотя в большинстве своём и крещены, но, в массе своей, пока ещё редко причащаются. «Ага, – кричит обновленец, – этот народ и вовсе не православный! И нечего тут говорить об особых правах Православия – это же только конфессия, одна из многих, вроде баптистов каких-нибудь!». Тут вдруг к ним в гости приезжает ученый иезуит. «Люди, да он же истинно православный, и церкви-то наши – сёстры, и сам он о нас знает больше, чем мы сами!» – вопиет обновленец. Забывает сказать, что он не только не причащается, но и не признает причастия вовсе… «Причащаться надо почаще», – вещает «высокодуховный» проповедник либеральной секты – тут он, ортодокс из ортодоксов, приводит в пример первых христиан. «Но готовится к Причастию не надо», – тут же добавляет он, превращаясь в сверхлиберала. (Исповедь о. Шмеман с обычным для него издевательством именует «…своего рода билетом на причастие…», и говорит: «Лично я вообще бы отменил (!) частную исповедь»). «Что там все эти иерархи, зачем их слушать, это не смирение, это смиренничество, каждый сам себе голова», – вещают новые радетели церковной «свободы». И тут же: «Если наши иерархи примут решения об изменении церковнославянского языка на русский, то надо принять это со смирением».

Шизофренические перепады обновленцев от рассказов о необходимости часто причащаться по древним канонам до ненужности соблюдать древние же каноны по подготовке к Причастию внушают сомнения в их духовном здоровье.

«О ужас, – возопили в 2004 году украинские обновленцы, – Церковь вмешивается в политику, она же становится винтиком великодержавной идеологии тоталитарной московской империи!». И тут же побежали на майдан поддерживать оранжевого кандидата, ставленника американской империи, да ещё часовню там поставили без благословения иерархов, письма рассылали от имени Церкви о необходимости его поддержки. Кричат, что надо получше готовить людей к крещению, а в нынешнем виде это таинство как бы и не настоящее, как они говорят, потому как катехизации, мол, маловато – и тут же призывают признавать «крещение» у раскольников.С одной стороны – как бы и неверие в благодать собственных таинств. С другой – по их же словам как бы вообще все таинства действенны у всех конфессий и безо всяких подготовок. Если православного крестили младенцем, то он не совсем полноценный христианин. Если так же крестили филаретовца – то он вполне полноценный. Где логика?

Но логика есть, только политическая, а не богословская. Тут и говорить-то нечего о каком-то «богословии». Налицо довольно простые и грязные политтехнологии. Частое причастие без должной подготовки должно убить благоговение к Причастию, применение строжайших канонов к русским христианам – уважение к Руси, признать таинства раскольников – готовить почву для не канонического, а политически мотивированного слияния с ними. Длительная катехизация, крещение в зрелом возрасте – для того, чтобы поменьше людей пришло в Церковь. Излишне напоминать, что переход на современные языки резко сократило число прихожан у католиков. Этой же цели добиваются сторонники современного русского и украинского языка, желающие вводить их вместо церковнославянского.

Само собой, что эти цели в полной мере осознают лишь кураторы проекта «православия-лайт». Исполнители же – достаточно недалёкие молодые люди, – ревнители «евроатлантического выбора» и «реформ» в «закоснелой» Церкви – вполне могут верить, что спасают её. Последователи Шмемана всё время любят говорить о чувстве реальности, которое у них есть, и которого нет у их оппонентов – «злых церковных бабушек», «ревнителей», «охранителей», «миссиофобов». Но именно поведение экзальтированных последователей Шмемана говорит о полной неадекватности и потере чувства реальности. Они до сих пор истово веруют в правильность и высоту своего поведения на майдане, где политиканы, с «не кравшими руками» использовали их в «почётной» роли бесплатной массовки. Сейчас они резко ругают в интернете каждый Крестный ход антинатовской направленности. Помогать Святой Руси нельзя, «Церковь вне политики», и прочее. Помогать агрессивной американской империи – «личный выбор каждого».

Вот жил в Москве филолог З. (не будем здесь называть его полное имя, всё-таки он сейчас – канонический священник) – большой поклонник Шмемана, экзистенциалистов и либеральной демократии. У них у всех примерно такой же набор. На обновленческих сайтах его кличут «интеллектуалом». Хотя для этого кроме начитанности и знания языков желательно бы ещё и уметь думать… В начале 90-х, когда начался упадок экономики, развал, он решил, что всё кончено, и «эта страна» уже не поднимется, продал большую квартиру за бесценок, распродал собранную предками библиотеку, оставив себе только… Фрейда, и уехал работать преподавателем в Италию. Там же он принял сан священника Константинопольского Патриархата (ну, не вступать же в «тоталитарный» Московский – «филиал кровавой гебни»). Сейчас бывшая квартира интеллектуала стоит, как приличное поместье в Италии. Да и зарплаты в Москве приближаются к итальянским. Вместо европейского захолустья он мог бы жить в одной из величайших столиц мира. Нет если бы его выбор был продиктован благочестием, то его можно было бы только хвалить, но он явно хотел лишь получше пристроится, а уж нелюбви к России и не скрывал. Излишне говорить, что он сторонник литургических, языковых, календарных, и прочия, прочия, прочия реформ в Московском Патриархате. Хоть и не принадлежит к нему, но сигналы такие подаёт. Иногда иммигрировавший священник З. учит нас жить – в 2003 году, например, он опубликовал презабавнейшую статью в католической (он же прогрессивный экуменист, не публиковаться же ему в «дремучих» православных изданиях – ну кроме, может, обновленческих) газете, где он – постоянный автор передовиц, – под названием «Путин коронован царём, Европа становится всё дальше». Но Европа становится, как мы указали, всё ближе. По уровню жизни Россия при авторитарном режиме Путина сделала колоссальный рывок вверх. При хвалимых «интеллектуалом» за демократизм Горбачёве и Ельцине было колоссальное падение вниз. У России свой путь, и механическое копирование европейских рецептов привело бы её к гибели. И если бы мы слушались непрошеных иммигрантских советов, то падение продолжалось бы ещё долго. Священник З. не только раздаёт советы, но и бывает в Киеве, где его принимают такие же «интеллектуалы» – ветераны майдана, бесплатные статисты «евроатлантической интеграции». Для всех обновленцев характерна наивно-горделивая уверенность в том, что их советы страшно нужны народу и миру…

Так что по кумиру и поклонники.


Благодатный Огонь № 19



См. также:

Протопресвитер Михаил Помазанский. Экуменика на фоне православной литургики

Павле Рак. Водою и духом, или О разбавленном христианстве

 
 



Голосование за статью
 - 
198
 /  - 
64
Комментарии:
Наталья Л. 20/12/2013 в 17:43:09
Как много, все-таки, говорит лицо человека! За благостной улыбкой невозможно скрыть сущность, душа-христианка все равно почует опасность. Мои простые и скромные батюшки в церкви, куда я хожу, располагают невольно, чего не скажешь о Шмемане...
Россиянин 16/12/2013 в 11:29:10
Для некоторых особо активных либеральных миссионеров синодального и около синодального уровня прот. Александр Шмеман ну просто некий божок, кумир, авторитет... Например, по "заветам" этого "богослова" с высоких уровней пытаются внедрять в Церковь неопротестантов-харизматиков (проекты "Альфа" и "Путь"), неовосточников и каббалистов (проекты "Свет и радость", "Айкидо-самооборона"), неоязычников и оккультистов (проекты "Система Рябко"), миссионерские литургии-шоу масс-медиа, и т.п. и т.п.
Николай С. 13/12/2013 в 16:28:47
Кстати, о личности. Сегодня на антицерковном портале Кредо выставлены эксклюзивные воспоминания об отце дочери о. Шмемана Masha Schmemann Tkachuk на английском языке (русским Маша, надо полагать, не владеет). Я вскользь просмотрел – скучнейшее и пустое чтение. Узнал, что о.Шмеман пил кофе, питался летом хот-догами, читал газеты «Нью-Йорк Таймс» и «Монд», очень любил какое-то шоу Кэрола Барнета, увлекался литературой, особенно поэзией, часто гулял на природе и путешествовал, управлял моторной лодкой, регулярно плавал и играл в волейбол, к России в отличие от своего брата-двойняшки относился равнодушно, встречался к обоюдному удовольствию с Солженицыным… Дочка не помнит, чтобы он вёл с ней глубоких серьёзных разговоров на тему душевных поисков – только комфортные диалоги о повседневной жизни. Слово Бог упомянуто мельком всего один раз между делом, о Церкви совсем ничего не сказано, православие тоже в мемуар ни разу не попало. На религиозно-бытовую тему там пару малюсеньких и пустых абзацев ни о чём – наверное, Маша всё-таки помнит, что папа был священником, но, кажется, сама уже не может отличить храма от часовни. Вот и вся личность в воспоминаниях родной дочери.
Павел 13/12/2013 в 15:02:34
С одной стороны, в статье по существу все правильно. А с другой - непонятно, зачем в начале заявлять о том, что "мы постараемся абстрагироваться от личности протопресвитера Александра Шмемана", а через пару абзацев рассказывать о его обыкновениях - курить, смотреть телешоу, есть курицу в Великий пост и т.п.? Это-то как раз и относится непосредственно к личности Шмемана, и никакой абстракции не получилось...
прот. Алексий Касатиков 13/12/2013 в 13:35:17
Признаюсь, вслед за Андреем, что я тоже не много читал работ о. Шмемана. Но статья приводит достаточное количество цитат, чтобы составить представление о ХАРАКТЕРНЫХ чертах его богословия. Даже если бы всё приведённое множество цитат были бы лишь случайными "оговорками", то и в этом случае мы имели бы повод для смущения и для требования объяснений. Объяснений, как известно, нет. Более того, они не предполагаются. Если бы кто-либо из оппонентов позволил бы себе гораздо меньше такого рода "оговорок" в сторону любезных сердцу о. Шмемана либеральных "ценностей", то поднялся бы вой целого стада (стаи) его единомышленников, но оскорбительные для русского, православного, благочестивого человека высказывания предлагают почитать за "широту мысли". Воистину, высокоумие лишает ума - чем уже лоб, тем шире кругозор, кажется, это верно.
Вот и сейчас в Киеве, на Майдане - одни калечат ребят из "Беркута" и они "мирные демонстранты", а другие безропотно приносят себя в жертву и они - "цепные псы режима". А давно ли у нас захлёбывались от любви к "мирным чеченским борцам за свободу"? Как о. Александру Шмеману не любить Америку, из которой истекает вся эта мерзость? Ведь она весьма конгениальна его богословию ненависти к традиционному православному благочестию. Жаль, что он так устроил своего внутреннего человека. Да простит его Господь. Но позволит ли такое злобное, антицерковное устроение души о. Александра принять то прощение, которое ему Господь по Своей любви готов ему подать? Бог любит нас, а любим ли мы Его? Он даёт нам Свою мудрость, но не считаем ли мы себя умнее Бога?
Марина 13/12/2013 в 13:08:46
Один священник на своем сайте в рубрике вопросов, советует, что читать недавно пришедшим в Церковь неофитам. На первом месте Шмеман, Сурожский, Мень, ещё кто-то из этой же плеяды и пара имен Святых Отцов в Церкви. Сайт мне нравился, но когда я прочитала советы этого священника новоначальным, сразу удалила его из своих закладок. Можно повредить душе человека, если рекомендовать такое "чтиво". Слава Богу, я начала свое воцерковление с чтения творений Святых отцов! Читаешь Св. Игнатия Брянчанинова и душа поет, а почитаешь А.Кураева, тошно становится.
Андрей 03/11/2011 в 15:39:19
Да, статья отличная, что и говорить. "Дневников" я не читал, но цитаты впечатляют. Собственно, мое знакомство со Шмеманом началось и закончилось прочтением "Водою и духом". Никогда более не попадались мне работы, столь же исполненные схоластической мертвечиной. Какие угодно мысли о евхаристии, кроме святоотеческих. Просто поразительно. Но теперь хотя бы понятно, в чем дело. Что же нам делать, встречаясь с такими проповедниками любви? Думаю, все просто: "... итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте ..."
Владимир 26/07/2010 в 18:54:03
Пошире бы эту статью распространить среди стремящихся к Православию, опирающихся на него. А то много появилось в околоправославных СМИ популяризаторов шмеманщины. И так-то она привлекательна своей смелостью, жизненностью, нетривиальностью и прочими составляющими (увы, нередко отсутствующими у других авторов и миссионеров)... Выручает то, что даже при слабом духовном зрении и уж больно прытко, до навязчивости все получается. Вроде как все вокруг и до этого как туповатые дурачки да слепцы выступают. Словом, благодарим Вас. Чаще пишите.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Идеология протопресвитера Александра Шмемана Православный журнал Благодатный огонь
Идеология протопресвитера Александра Шмемана
13.12.2013
Игорь Друзь

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

24.03.2017
Священник Вадим Коржевский

Пассия – неуставное богослужение и чуждый нам опыт

21.03.2017
Протоиерей Максим Колесник

Успел ли старец Кирилл Павлов пройти аттестацию, или О реформах духовного образования митрополита Илариона (Алфеева)

19.03.2017
Николай Каверин

Великопостные богослужебные заметки

7.03.2017
О совершении Литургии Преждеосвященных Даров вечером

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

14.03.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

12.12.2016
Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

5.03.2017
Протоиерей Игорь Белов

О супружеском воздержании в пост: норма или каноническое недоразумение?

22.02.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О практике «общей исповеди»

3.03.2017
Епископ Афанасий (Сахаров)

О красоте православного богослужения

28.02.2017
Архиепископ Никон (Рождественский)

В защиту святого поста

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

5.02.2017
Комментарий диакона Ильи Маслова на антигосударственную провокацию протоиерея Димитрия Рощина переформатировать Бессмертный Полк

12.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

8.01.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Православие и модернизм

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

23.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

6.12.2016
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

13.11.2016
Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

7.11.2016
Диакон Илья Маслов

О «холуйской свободе» наших либералов.
Размышления в поддержку позиции протоиерея Алексия Чаплина, выраженной им в статье «О потерянном рабстве и рыночной свободе»

29.11.2016
Диакон Илья Маслов

За что меня хотят лишить сана?
Ответ на статью иеромонаха Макария (Маркиша) о свободе слова и Церкви

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

2.02.2017
Протоиерей Алексий Чаплин

Украинский модернизм в РПЦ: русское вместо российского

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

4.12.2016
Священник Димитрий Шишкин

Об общем благе и личной свободе

22.01.2017
К 20-летию выхода в свет сборника «Современное обновленчество – протестантизм “восточного обряда”»

27.11.2016
Павле Рак

Водою и духом, или О разбавленном христианстве

10.01.2017
Виталий Третьяков

Информационная война – это тоже война на поражение

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

1.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

3.11.2015
Николай Каверин

Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

29.10.2016
Светлана Нелюбина

Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

4.10.2016
О кощунственных плясках на амвоне православного храма в г. Апрелевка.
Комментарий диакона Ильи Маслова

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

13.10.2016
Протоиерей Андрей Ткачев

О мигрантах и библейской парадигме

30.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Экуменический богослов о. Иларион (Алфеев)

16.09.2016
Священник Георгий Селин

И весь живот наш Христу Богу предадим

27.09.2016
Священник Георгий Максимов

«Подарок» папе Римскому

19.10.2016
Протоиерей Алексий Чаплин

О потерянном рабстве и рыночной свободе

11.05.2016
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

14.09.2016
Священник Николай Боголюбов

Уроки истории и ошибки современности

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

5.09.2016
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

29.08.2015
Комментарий по поводу проповеди священника Георгия Кочеткова с амвона патриаршего кафедрального собора

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.08.2016
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.06.2016
Николай Каверин

Восточный папизм Константинополя

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

6.07.2016
Николай Каверин

Национал-предательство под видом миссионерства: протодиакон А. Кураев призывает предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

2.03.2015
Валентин Гасин

О канонических отступлениях в документе «Об участии верных в Евхаристии»

17.04.2016
Священник Георгий Максимов

О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский Собор

4.06.2012
Артем Судоплатов

Чему учат в Общецерковной аспирантуре?

23.06.2016
Святитель Феофан Затворник

О вечности мучений

17.06.2016
О ситуации в Сербской Православной Церкви

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

29.07.2016
Николай Каверин

Кто добивается канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

19.05.2016
Диакон Илья Маслов

Постмодернистский демарш ОВЦС

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

15.12.2015
Иеродиакон Кассиан (Янушев)

Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

1.04.2016
Новый катехизис – новая вера

16.10.2013
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

7.12.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

29.12.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

28.03.2016
Николай Каверин

Тайное униатство

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

7.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

18.02.2016
Николай Кузнецов

Если бы главой ОВЦС был Лавров…

14.04.2016
Алексей Любомудров

«Апологет рабства». О клевете на свт. Игнатия (Брянчанинова)

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.01.2012
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

4.03.2016
Священник Георгий Максимов

Про так называемый «Восьмой вселенский собор»

29.03.2016
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

20.01.2015
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

21.01.2016
Святитель Серафим (Соболев)

Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?

12.10.2015
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

11.11.2013
Протоиерей Михаил Редкин

О проекте Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

27.12.2015
Владимир Семенко

Пятая колонна на глиняных ногах, или Чапниниана на излете либеральщины

15.09.2014
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.01.2016
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

14.01.2016
Николай Каверин

О новых обновленческих реформах снизу: прот. Всеволод Чаплин предлагает выборность священства и епископата

9.01.2013
Протоиерей Константин Буфеев

О целесообразности перехода России на старый календарный стиль

5.02.2016
К 10-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

«Яд в привлекательной упаковке»

15.01.2013
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

28.01.2015
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

2.02.2014
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

19.04.2015
Ольга Четверикова

Ольга Четверикова: «Речь идет о создании антицеркви»

24.12.2015
Алексей Иванов

Изгнание Сергея Чапнина – важный шаг на пути очищения Церкви от либеральных неообновленцев

1.07.2015
Святитель Иоанн (Максимович)

Православное почитание Божией Матери

29.11.2015
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об Удерживающем

12.08.2015
Галина Иванкина

Ватник из принципа.
Против «креативной» помойки

13.05.2015
Диакон Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

2.09.2015
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

14.05.2014
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

13.10.2014
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.06.2015
Протоиерей Алексий Чаплин

О святой обязанности православных христиан применять силу для защиты святынь и храмов от посягательств врагов Веры

13.12.2013
Игорь Друзь

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

21.02.2011
Протоиерей Артемий Владимиров

Батюшка с чемоданчиком

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

19.01.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

3.01.2015
Николай Каверин

Странный рождественский Указ Святейшего Патриарха Кирилла

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.01.2011
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики

7.11.2011
Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

17.11.2015
Монахиня Сергия (Клименко)

«Даруй ми зрети моя согрешения». Видение мытарств

6.04.2015
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

28.01.2013
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

7.09.2015
Татьяна Петрова

Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

25.09.2015
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

26.05.2011
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Красноярский урок

7.10.2013
Диакон Илья Маслов

«Наша борьба будет долгой...»
Революционная экклезиология кочетковцев

26.10.2015
Нина Павлова (†25.10.2015)

Кто на Голгофе?

3.11.2015
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

6.10.2014
Тимур Давлетшин

Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов

10.10.2012
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа

5.03.2012
Николай Каверин

Когда «наши» танки войдут в город, Протодьякон будет долго-долго махать белым флагом со своей колокольни...

3.09.2010
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

30.10.2015
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

15.04.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

30.12.2009
Священник Михаил Капчиц

«Тьмы низких истин нам дороже...»
О реформаторских взглядах на богослужение священника Андрея Дудченко

27.02.2013
Владимир Куковенко

Католическая церковь и масоны

27.08.2012
Священник Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

17.09.2013
Тимур Давлетшин

«Ошибка» генерала Власова.
Пояснения для уранополитов

14.11.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Юбилей непослушания

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

21.05.2015
Святой мученик Христофор и его иконография

22.06.2012
Валерий Духанин

О выпадах против книги «Несвятые святые»

1.12.2014
Захар Прилепин

Почему я не либерал.
Россия построена ровно затем, чтоб пришёл либерал и сказал, что с ней делать

15.07.2014
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О том, что не должно быть забыто

25.07.2014
Архиепископ Никон (Рождественский)

Берегите основные начала церковной жизни

3.06.2015
Диакон Валерий Духанин

Зачем сохранять девство до брака?

30.03.2014
«Просим признать Договор о продаже Россией полуострова Аляска недействительным»

3.06.2013
Галина Иванкина

Философия «небыдла»

23.04.2014
Александр Дугин

Либерализм – угроза человечеству

26.05.2014
Галина Иванкина

Эра фриков.
Европа и Кончита

27.05.2015
Священник Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

2.10.2015
Эдуард Биров

Ностальгия молодых по СССР

21.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть I

31.07.2015
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви.
Часть II

 

НОВОСТИ

25.03.2017
Священник Александр Шумский: Я опасаюсь, что некоторые тенденции могут перерасти в своеобразный монархический национал-большевизм

16.03.2017
Портал «Богослов.ру» вновь поднимает тему внесения в святцы Русской Церкви монахини Марии Скобцовой

09.03.2017
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на ответ верующим архимандрита Саввы (Тутунова)

04.03.2017
Успел ли старец Кирилл (Павлов) пройти аттестацию, или О последних нововведениях митрополита Илариона (Алфеева)

24.02.2017
Архиепископ Амвросий (Ермаков) предлагает встать над схваткой защитников Церкви и антицерковной оппозиции?

18.02.2017
Директива Дугина: Информационная политика России (ВИДЕО)

10.02.2017
Работайте, братья!
Памяти легендарного комбата «Гиви» (полковника армии ДНР Михаила Толстых). ВИДЕО

04.02.2017
Протодиакон Кураев придумал «миссионерский» повод для невозвращения Русской Православной Церкви Исаакиевского собора

29.01.2017
Епископ Августин: Россия должна предложить альтернативу капитализму и американскому глобализму

29.01.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предлагает переформатировать Бессмертный Полк

23.01.2017
Вице-спикер Госдумы Петр Толстой посоветовал не тратить время на петиции против передачи Исаакиевского собора РПЦ, поскольку вопрос уже решен

14.01.2017
Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов о Венедиктове, Резнике и других «иностранных агентах»

01.01.2017
Русский ответ: Геополитические итоги 2016 года (ВИДЕО)

23.12.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин об итогах Епархиального собрания духовенства Москвы 22 декабря 2016 г.

18.12.2016
Патриарх Кирилл снова проявил явные симпатии киевской хунте

15.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

08.12.2016
Святейший Патриарх Кирилл поиграл в городки на открытии Фестиваля национальных видов спорта

06.12.2016
«Понятие “раб Божий” унижает либерала, который молится свободе», – считает отец Алексий Чаплин

28.11.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин о «комфортных христианах»

15.11.2016
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь

05.11.2016
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная «литургия апостола Иакова»

27.10.2016
Россияне доверяют патриарху Кириллу менее чем Жириновскому, Медведеву, Зюганову и Собянину

15.10.2016
Славься, Грозный царь!

29.09.2016
Странности войны протодиакона Кураева с совратителями

26.09.2016
Первый бой матушки Анны Кузнецовой

23.09.2016
Патриарх Кирилл считает, что монах-победитель шоу «Голос» многих обращает к Богу

20.09.2016
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл выступил в защиту министра образования О.Васильевой и детского омбудсмена А.Кузнецовой

13.09.2016
Для протодиакона Кураева научное мировоззрение есть религия

07.09.2016
Группа священнослужителей и мирян завершила работу над отзывами на документы Критского собора

24.08.2016
Обновленческий священник, вера которого не соответствует учению Православной Церкви, вновь проповедует с амвона патриаршего кафедрального собора

19.08.2016
Патриарх Кирилл спустился в шахту на глубину 350 метров. В чём духовная польза?

13.08.2016
Митрополит Ионафан: «Невоспевающим экуменизм – анафема!»

12.08.2016
На сайте «Благодатный Огонь» появилась статья против приписывания преподобному Исааку Сирину авторства «новооткрытого второго тома» его творений

26.07.2016
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

19.07.2016
Библейско-богословская комиссия как «столп и утверждение истины»: мнение Синода РПЦ по поводу «всеправославных» документов

16.07.2016
Священный Синод РПЦ отказался четко высказаться о документах «варфоломеевского» собора

14.07.2016
Обращение международного богословского круглого стола Священному Синоду РПЦ по проблемам Критского собора (+ВИДЕО)

12.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей: Критский собор не может навязывать свои решения

01.07.2016
Митрополит Навпактский Иерофей рассказал о проблемах с принятием документов на Крите

01.07.2016
Национал-предатель протодиакон А. Кураев призывает РПЦ предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви

30.06.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Илья Маслов о документах «варфоломеевского» собора

26.06.2016
«Варфоломеевский собор» завершился, превратившись в нескончаемый «всеправославный» сериал с захватывающим экуменическим сюжетом

24.06.2016
Диакон Илья Маслов о «варфоломеевском» соборе

13.06.2016
Русская Православная Церковь отказывается участвовать в «варфоломеевском» соборе. Теперь Россию ожидают новые экономические санкции?

10.06.2016
Прогнется ли Русская Церковь под диктат стамбульской патриархии?

24.05.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

06.05.2016
Помощник председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) призывает отлучать от Церкви православных христиан

26.04.2016
Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

20.04.2016
Комментарий сайта «Благодатный Огонь» на «разъяснительные» документы ОВЦС по поводу гаванской встречи и предстоящего Всеправославного Собора

19.04.2016
Архиепископ Берлинский и Германский Марк: документы для Всеправославного Собора вызывают опасения

14.04.2016
Богословская несостоятельность Обращения Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви к клиру и пастве по поводу предстоящего Всеправославного Собора

13.04.2016
Святейший Патриарх Кирилл одобрил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии относительно спорных богословских воззрений проф. А.И. Осипова

09.04.2016
Письмо благочинного Восточной Канадской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Владимира Мальченко о встрече Патриарха с Папой и об экуменизме

08.04.2016
Публицист Владимир Семенко о прошедших в Москве общественных слушаниях на тему «“Встреча в Гаване” и “Всеправославный собор”: за и против» (ВИДЕО)

21.03.2016
Патриарх Кирилл предложил не называть христиан других конфессий еретиками, но почему-то это не принесло никаких реальных миссионерских успехов

15.03.2016
Встреча в Гаване все более напоминает умело спланированную провокацию против Русской Православной Церкви

08.03.2016
Открыт сбор подписей под письмом митрополиту Илариону по поводу участия сотрудников ОВЦС в экуменическом богослужении

04.03.2016
Прот. Всеволод Чаплин: раскол или молчание – ложная альтернатива

01.03.2016
Болгарские духовники направили Патриарху Неофиту письмо-прошение о предстоящем Всеправославном Соборе

01.03.2016
Плоды «гаванской декларации»: митрополит Меркурий заявляет о «божественном и равноапостольском» достоинстве Декларации Папы и Патриарха

27.02.2016
Грузинская Православная Церковь отвергла проект документа Всеправославного собора об отношении к инославным

24.02.2016
Прот. Всеволод Чаплин о затруднительности внутрицерковной дискуссии по поводу нового (тайного) Катехизиса и документов Всеправославного Собора 2016 года

19.02.2016
Кулуарная соборность. Прот. Всеволод Чаплин о подготовке встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска

16.02.2016
Комментарий священника Георгия Максимова к подписанному совместному документу Патриарха Кирилла с Папой Франциском

13.02.2016
Об истинном мотиве встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе

08.02.2016
Встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска может стать дестабилизирующим фактором и ударом в спину Путина

06.02.2016
Об ещё одном опасении православных верующих относительно документа к Всеправославному Собору

03.02.2016
На Архиерейском Соборе канонизировали архиепископа Серафима (Соболева). Комментарий священника Валерия Духанина

01.02.2016
Необходимо довести до сведения Синодальной Богословской комиссии и митрополита Илариона (Алфеева) наличие в проекте документа Всеправославного Собора фразы, допускающей еретическое толкование

31.01.2016
На Афоне предостерегли от чрезмерного увлечения «пророчествами»

27.01.2016
Итоги встречи предстоятелей Православных Церквей в Шамбези: с повестки снят вопрос общего календаря, но остаются вопросы экуменизма и практики постов

13.01.2016
Митрополит Иларион (Алфеев) призывает малоимущих граждан брать пример с жителей озера Титикака, или Почему люди перестают доверять Церкви

10.01.2016
Митрополит Киевский Онуфрий: Богослужебный язык Украинской Православной Церкви – это язык церковнославянский

01.01.2016
Протоиерей Всеволод Чаплин предлагает элементы парламентской демократии в Церкви