Богородица

Актуальные статьи

Посрамление игумена Петра (Мещеринова) от Казанской иконы Богородицы

21.07.2023

 


5 ноября 2014 года, на следующий день после осеннего празднования Казанской иконы Божией Матери, протодиакон Андрей Кураев (ныне лишенный сана. — Прим. БО) написал в своем блоге:

«…Почему была избрана именно Казанская для этого? Потому что это была икона Богоматери типа Одигитрии (Путеводительницы), то есть – копия Смоленской иконы Богородицы. Точнее, Казанский образ это “вырезанный” центр Смоленского. Смоленская Одигитрия считалась хранительницей Смоленска. Смоленск был в польских руках, а Алексей Михайлович готовился к войне за Смоленск (1654). Прямо объявлять подчеркнутый культ Смоленской иконы было бы равносильно преждевременному раскрытию планов. Поэтому молитвы предлагалась обратить к ее копии. Древний религиозный инстинкт и начатки классической образованности требовали перед войной заручиться поддержкой вражеского (в данном случае – смоленского) “ангела-хранителя”».

Вот так, нисколько не смутившись своими словами, Кураев называет чудотворную Смоленскую (Казанскую) икону «вражеским “ангелом-хранителем”»[1]

Ровно три года спустя, 5 ноября 2017 года, протестантствующий игумен Петр (Мещеринов) на своей страничке в Facebookе разразился бранью и словоблудием в отношении службы Казанской иконе Божией Матери:

«…Оригинал Казанской иконы Божией Матери был похищен в 1904 году русским крестьянином, лишён оклада, порублен топором и сожжён в печи.
“Отчего же чудотворная икона не защитила себя?” – обычно спрашивают люди.
Это дело духовное, никогда ведь точно не ответишь, почему. Но в данном случае у меня есть некоторое объяснение. Вот извольте прочесть икос (одно из основных богослужебных песнопений) праздника Казанской иконы Божией Матери:
“Смы́сл очи́стивше и у́м, притеце́м к Богоро́дице, све́тло пе́сньми ублажа́юще Ю́, и пречи́стую ико́ну Ея́ прославля́ем и чти́м, и, припа́дающе, покланя́емся я́ко Само́й су́щей О́ной: че́сть бо ико́ны на первообра́зное восхо́дит, и почита́яй и покланя́яйся е́й почита́ет са́мое первообра́зное, я́коже боже́ственнии отцы́ реко́ша. И а́ще кто́ не чти́т Пресвяты́я Богоро́дицы и не покланя́ется ико́не Ея́, ана́фема да бу́дет: посрамля́ет бо и погубля́ет не чту́щия ю́, избавля́ет же от вели́ких бе́д и зо́л благонра́вныя и богобоя́щияся рабы́ Своя́”.
Вчитайтесь: “кто не чтит пресвятую Богородицу и не поклоняется Её иконе, анафема да будет – ибо Божия Матерь уничижает и губит тех, кто не чтит Её”.
Ещё раз, медленно: Божия Матерь губит тех, кто Её не чтит.
Это, на самом деле, кощунство и попирание учения Церкви. Я в такую “божию матерь – губительницу” не верю. Да и Она Сама не верит, это же ясно. Ей это гораздо более огорчительно и оскорбительно, чем мне.
А это – официальный богослужебный текст, звучащий (и что гораздо хуже, предлагающийся людям от лица Церкви как молитва и назидание) два раза в год во всех храмах. Хула на Божию Матерь.

Вот поэтому и нет у нас настоящей иконы».[2]

Напомним, что десять лет назад игумен Петр (Мещеринов) на форуме Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи высказывал схожие мысли.[3]

Прежде всего отметим, что автором службы Казанской иконе Божией Матери является страдалец за землю Русскую священномученик патриарх Ермоген († 1612) и служба эта пребывает неизменной с ХVI века.

Очевидно, игумен Петр (Мещеринов) уже принадлежит к какой-то иной «церкви», ведь ему ясно, что такого почитания Божией Матери в собственно Православной Церкви быть не может. Он словно проспал 1500-летнюю историю Православия. А ведь первое упоминание о Божией Матери как Поразительнице врагов относится к VII веку. После победы над аварами был составлен акафист Похвалы Пресвятой Богородицы. В первых же его словах Божия Матерь именуется Взбранной Воеводой. Слово «Взбранная» означает стратега, одержавшего победу. Так же это и в греческом тексте, разве что вводится женский род и начало славословия гласит: «Ти ипермảхо стратиго…». Слово «ипермảхо» (цитируем буквально) означает то, что Божия Матерь возобладала во брани и потому именуется «Взбранной».

Образ Божией Матери выносился на стены города или в стоящие в поле войска для укрепления либо осажденных, либо готовящихся к сражению. А воины выводились в поле не для того, чтобы плясать с врагами, а для того, чтобы поражать их; т.е. буквально убивать. Икона Божией Матери присутствовала при этом истреблении врагов и зачастую именно ей приписывалась победа и после победы служился благодарственный молебен Господу нашему Иисусу Христу и Пресвятой Богородице.

Для о. игумена, вероятно, это – новость! Ведь никак не может он принять Божию Матерь как Победительницу над врагами Православия. А это является одной из истин нашего Священного Предания.

Почему Божия Матерь не покарала того «русского крестьянина», который в 1904 году уничтожил Ее икону? Да конечно же покарала, только не сразу. Потому что долготерпит и к самым отчаянным грешникам.

В 1949 году, во время гражданской войны в Греции, на Афон вторглась сотня партизан, состоящих как из мужчин, так и из женщин! Мало того, что был нарушен аватон (запрет на пребывание женщин на Афоне), – женщины устроили непристойные пляски перед храмами! При этом они кричали: «Пусть Бог покарает нас! Пусть Божия Матерь сотворит чудо! Почему они нас не наказывают!» С большим трудом удалось их выпроводить со Святой Горы. В тот день никто из партизан и партизанок не пострадал. Но вскоре произошла катастрофа под городом Флорина, где большинство этих кощунников и кощунниц погибло злой смертью. Божие мщение свершилось в назидание потомкам. А потому всякому человеку, будь он игумен, или протодиакон, или просто прихожанин, лучше воздержаться от своих произвольных суждений о Суде Божием.[4]

И в заключение приведем удивительные святоотеческие слова. Преподобный Феодор Студит пишет: «Почитать (икону) – значит и покланяться, и обнимать, и целовать».[5]

 

 

 


[1] http://diak-kuraev.livejournal.com/704921.html

[2] https://www.facebook.com/igpetr/posts/1520267161382396

[3] «А я скажу, какие службы я не люблю: 1) Вмч. Фёдору Тирону в субботу 1-й седмицы В. Поста… Ни одному двунадесятому празднику нет стольких песнопений; вдобавок, все они весьма византийские (т. е. многословные и витиеватые)… 2) Патр. Гермогену Московскому… Основное ее содержание – ура-патриотическое экзальтированное восхваление Святой Руси… 3) Всем святым, в земле Российской просиявшим… 4) Казанской иконы Б. М. – в икосе канона службы написано, что Божия Матерь погубляет не чтущих образ Её. Приплыли!». http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=209&st=15

[4] Цит. по: «Агиос Агафангелос», № 165, 1998 г. С.33–34

[5] Цит. по книге: Прп. Иоанн Дамаскин и прп. Феодор Студит. О святых иконах и иконопочитании. Краснодар, изд-во «Текст», 2006 г. С.125

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Странник 20.11.2022 в 18:37:34

Спорить с Мещериновым пустое дело. Это человек неправославный, по-настоящему.  А использовать в качестве в источников греческие произведения нового времени не стоит. Доминирующее направление помои на народную армию ЭЛАС и оправдание английских прислужников, которые навсегда оторвали Грецию от России. И, конечно, русофобия в самом неприкрытом виде. А Флорина находится на полтысячи километров от Афона. По воспоминаниям епископа Василия (Кривошеина) андросы вели на Афоне себя весьма корректно, а про пляски женщин он ничего не говорил. Женщины спасались на территории Афона, война была гораздо более кровопролитной чем с немцами.

Марина 08.11.2017 в 20:23:00

"А потому всякому человеку, будь он ..., или ..., или просто прихожанин, лучше воздержаться от своих произвольных суждений о Суде Божием".
Страшно впасть в руки Бога живаго! - поэтому лучше промолчу! Но за статью проголосовала, так как полностью согласна с мнением автора.

Вера Н. 07.11.2017 в 15:06:43

Слишком мягко сказано: "протестантствующий"; иг. Петр (Мещеринов) - протестант в открытой форме, а по сути даже не протестант - они всё-таки чтут свои конфессии, - он скорее теософ-оккультист, поскольку пропагандирует только "прямое личное общение с Богом", и считает, что церковная принадлежность не имеет никакого значения. Вот его понятие о Церкви: "Отношения Бога и человека совершаются без какого бы то ни было посредства. Церковь в этих взаимоотношениях (я имею в виду институциональную церковь) — вовсе не посредник. Она есть подательница средств к богообщению, обучение богообщению, внешние подпорки богообщения, создание среды для него — но не само богообщение. Церковь есть друг Жениха, Которому надлежит расти, а ей — умаляться (Ин. 3, 29–30)" (из статьи в альманахе "Дары" №3, 2017)

Россиянин 07.11.2017 в 11:28:02

Бес-духовность всегда до последних времен будет пытаться во всем вытеснять подлинное Православие.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс