Богородица

Актуальные статьи

О ектении «Об оглашенных»

19.04.2018
Игумен Сергий (Троицкий)


В последние годы на Светлой седмице в московских храмах по распоряжению Патриарха Кирилла стала опускаться ектения об оглашенных, которая составляет неотъемлемую часть Божественной литургии


Движение некоего «литургического обновления», или «евхаристического возрождения», охватившего православных в период активного участия в экуменическом движении почти всех поместных Православных Церквей, стало менять традиционное аскетическо-подвижническое сознание православных. Подавляющее большинство поместных Православных Церквей подпало под сильное влияние обмiрщения и фактического вымирания церковной жизни. И именно в контексте этого направления нового вектора церковной жизни вполне закономерными являются попытки реформирования и богослужения.

Новым веянием стало сокращение или опущение ектении «об оглашенных» и двух ектений литургии верных. В дни пасхальной седмицы это сокращение обосновывалось тем, что при пении вместо «Трисвятого» «Елицы во Христа крестистеся» не полагается ектения «об оглашенных» в связи с историческим воспоминанием о крещении в эти дни всех оглашенных. Но данная вроде бы убедительная аргументация растворяется вообще, если учесть такой вполне объективный факт наших дней как присутствие на Божественной литургии лиц, на которых возложены свещеннические епитимии, а также расхаживание иностранных и иноверных туристов. Если уж следовать традиции Древней Церкви, то нужно это делать последовательно, логически и до конца. В таком случае в обязательном порядке из храма должны быть удалены в первую очередь иноверцы, неправославные, а также кающиеся.

Ектения «об оглашенных» является напоминанием не только об исчезнувшем институте оглашенных, который в Римской и Восточно-Римской империи в основном исчез в V–VI вв. по причине распространения крещения младенцев, но и напоминанием и о других степенях наказания, епитимиях, существовавших в Церкви. Однако Восточные Церкви, а также Русская Церковь фактически удерживали в последовании Божественной литургии ектению «об оглашенных» и в средние века, и сохранили её вплоть до нашего времени. И для этого, видимо, существовали какие-то вполне объективные основания, несмотря на то, что Церковь не догматизировала чин последования Божественной литургии. Епископ Виссарион в своей известной книге «Толкование на Божественную литургию» приводит три объяснения для совершения этой ектении за богослужением:

а) долг любви к трудящимся на миссионерской просветительской ниве;
б) проявление любви к новорождённым, но ещё не принявшим крещения;

в) проявление заботы о тех крещённых людях, которые не знают православной веры[1].

Известный отечественный литургист Иван Дмитриевский на вопрос о причине сохранения в чинопоследовании Божественной литургии ектении «об оглашенных» писал: «Если не бывает оглашенных и под епитимиею находящихся в одном храме или в одном месте, то, может быть, они есть в других храмах и местах; а потому долг христианской любви обязывает нас молиться о них и вообще делать всё, что предоставила святая древность»[2].

Активное развитие миссионерской деятельности, например, Элладской Церкви как внутри Греции, так и в основном за её пределами (Африке и др. странах) в 90-е годы прошлого столетия привело к тому, что было решено отказаться от привычного сокращения ектении «об оглашенных» и эту ектению рекомендовано совершать в приходских храмах[3]. А Священный Синод Элладской Церкви, прислушиваясь к голосу народа, восстановил произнесение ектении «об оглашенных» вслух взамен недавно принятого обычая совершать чтение ектении и трёх молитв тайно[4]. В Служебнике Элладской Церкви за 2004 год отмечается, что традиция после Евангелия читать тайно «сугубую ектению», ектению «об оглашенных» и две ектении «верных» тайно является неверной[5].

Нужно сказать, что настроенность некоторых на реформы в богослужебной жизни Русской Церкви вызвана не столько пользой для Церкви, сколько некоей нездоровой одержимостью проводить реформы ради реформ. Идеологи богослужебной реформы очень часто апеллируют к практике Элладской Церкви, но при этом выдёргивают некие формы, не учитывая содержания. Здесь мы хотели бы заметить, что, например, идеи сокращения Божественной литургии в XIX веке в Греции внедрялись в церковную жизнь исключительно под влиянием западного рационализма. И это было время серьёзного расцерковления греческого народа и упадка церковной жизни.

Возникает вопрос: насколько целесообразно при заявлениях о необходимости развития миссионерства, особенно в молодёжной среде, убирать из последования Божественной литургии ектению «об оглашенных»? Очевидно, что такой необходимости не существует. Скорее всего, можно было бы возродить практику Древней Церкви, которая по определённым причинам в IX столетии была упразднена[6], — произнесение проповеди после прочтения Евангелия[7]. Необходимо было бы возродить и чтение кратких синаксариев святых дня и праздника для более осмысленного отношения к богослужению. Особенно это касается монастырских служб, поскольку иночество призвано быть носителем церковного сознания, его хранителем и защитником, являть пример церковности и в мысли и в образе жизни.

Церковь Христова призвана к тому, чтобы преображать и ум и разум человека. И это совершается как аскетическим подвигом, который всегда направлен на очищение ума, так и подвигом чтения Святых Отцов Церкви, в том числе и во время богослужения. Именно эти два наиважнейших элемента совершения спасения человека были присущи христианскому обществу преимущественно в первых веках, благодаря которым удавалось избегать богопротивной теплохладности и церковная жизнь носила христоцентричный характер.





[1] Толкование на Божественную литургию по чину св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого д-ра богословия епископа Виссариона. СПб., 1895, с.172–174.

[2] Ив. Дмитриевский. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. Репринт. М., 1993, стр. 243–244.

[3] Циркуляр Архиепископа Афинского кир Христодулоса от 16 октября 1998 г. под названием «Λειτουργική Ανανέωσις».

[4] См. Ιερατικόν. Ἀθῆναι. Ἔκδ. τὴς Ἀποστολικῆς Διακονίας τῆς Ἐκκλησίας τῆς Ἐλλαδος. 2004, σελ.119–120.

[5] Этот пропуск ектений был отражен в изданных Иератиконах 1977 г. См. В.В.Печатнов. Божественная литургия в России и Греции. М., Паломник. 2008, с. 148.

[6] Произнесение проповеди после Евангелия в основном имел характер катехизический. Проповедь разъясняла текст читаемого Евангелия и предлагала оглашенным, еретикам поучение на вероучительные и нравственно-назидательные темы. С постепенным исчезновением оглашенных в зрелом возрасте соответственно опала и необходимость проповеди. И она переносилась на литургию верных и произносилась в самом конце.

[7] См. Епископ Виссарион. Указ. соч., с. 165.


 Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Фома 07.05.2019 в 11:03:40

Почти все комментарии как-то не по делу. Вопрос по делу: если действительно в храме нет оглашенных, к кому обращаются призывы: помолитеся оглашенные Господеви? оглашенные, главы ваша Господеви приклоните? елецы оглашеннии изыдите? или ради буквы приветствуется пустословие? к тому же, предшествующая этой ектении заупокойная произносится далеко не всегда, хотя в нарушение устава ее во многих местах произносят. если же оглашенные в храме есть - другой вопрос.
также, по поводу двух малых ектений перед Херувимской: их, конечно, опускать никак не положено, ибо с них начинается собственно молитва Литургии.
посему мне кажется опущение ектении об оглашенных допустимым, если в храме таковых нет.
От редакции: Странно требовать реального ухода оглашенных из храма, когда в него в любое время – и во время Литургии верных! – входят иноверцы и неверные. А по телевизору Литургию могут видеть и слышать даже сатанисты. Поэтому надо этот возглас об оглашенных расценивать как призыв – всем! – к сознанию своего недостоинства. Известный отечественный литургист Иван Дмитриевский на вопрос о причине сохранения в чинопоследовании Божественной литургии ектении «об оглашенных» писал: «Если не бывает оглашенных и под епитимиею находящихся в одном храме или в одном месте, то, может быть, они есть в других храмах и местах; а потому долг христианской любви обязывает нас молиться о них и вообще делать всё, что предоставила святая древность».
Настроенность некоторых на реформы в богослужебной жизни Русской Церкви вызвана не столько пользой для Церкви, сколько некоей нездоровой одержимостью проводить реформы ради реформ.

Дмитрий 24.04.2018 в 16:30:41

В России так усиленно уничтожалось православие, что отголоски этой работы мы видим в том, что "все молчат". Товарищ Харчев говорил в конце восьмидесятых, что да, наш Совет по делам религий закрывается, но наше дело продолжится, мы воспитали такой тип священнослужителя, который уже без нашего кураторства сам продолжит наше дело и завершит его. И, постепенно, строгие старушки в косынках и черных одеждах (соль земли), которые еще часто встречались лет 20 назад, теперь заменяются стриженными-крашенными улыбчивыми старушенциями в беретиках с блаженным состоянием кришнаитов, всегда встающими на коленки на Анафоре и в другие моменты.

Марина 23.04.2018 в 21:38:05

"все молчат и чего то боятся".
Не боятся они, а просто ничего не знают. Мое воцерковление происходило в храме, где старушки (которыми любят пугать новоначальных любители модернизации Церкви) знали Типикон лучше батюшек. Меня это очень удивляло вначале. Когда в храме появился новый настоятель, старушки шушукались по поводу того, что не то сказал, не так сказал, причем аргументируя и ссылаясь на службу дня и т.д. Когда стали открывать новые епархии и у нас появился епископ, его проверяли по полной программе и потом одобрительно шептались: "слышала? знает!" И не поверите, где все это происходило!? В мусульманском Казахстане!
Как же была я удивлена, когда стала прихожанкой одного храма в России! Здесь старушки не знают ничего! В России я впервые увидела странные действия прихожан во время богослужения, о которых я читала в книгах много лет назад во время воцерковления и которые порицались маститыми священослужителями. О поклонах вообще никто ничего не знает. Больше года я таращила глаза на своих новых братьев и сестер и удивлялась, но сейчас привыкла. А ведь первое время часто возникали у меня мысли, а не кочетковцы ли здесь обитают или может модернисты или сектанты? И только точное следование Уставным службам, чинопоследованию и постоянный возглас батюшек "к Чаше могут подходить только те кто исповедовались и т.д." убедило меня успокоится на мысли, что я лоне Православной Церкви.
В России так усиленно уничтожалось православие, что отголоски этой работы мы видим в том, что "все молчат". Ну не знают ничего!

Владимир Юрганов 23.04.2018 в 06:24:00

Дмитрий, скажите им спасибо, что они пока ещё не читают отрывки из о. Шмемана, митр. Антония ВМЕСТО Евангелия....

Дмитрий 20.04.2018 в 13:11:10

Разномастные обновляне и кочетки любят произносить проповеди после чтения Евангелия ("лицом к народу") и даже после чтения Апостола. Также в обновленческих храмах, в отличии от остальных, происходит чтение кратких синаксариев. Нюанс лишь в том, что на чтении кратких синаксариев читаются отрывки из о. Шмемана, митр. Антония (Блума) и пр. На проповеди после Евангелия рассказы о "любви" с акцентом на обновленчестве и кочеткизме.

Юрий 20.04.2018 в 09:28:05

В Самаре в Свято-Воскресенском мужском монастыре уже лет 7 не читается ектенья об оглашенных. Первый раз когда ее не читали, я задал вопрос по какой причине не читалась, игумен мне сказал, что нет в церкви оглашенных, и что все нормально, и хватит умничать. Затем настоятеля возвели в сан епископа и отправили куда то в Сибирь. На его место пришел новый настоятель, но он был не долго ничего не поменял, его так же возвели в сан епископа и он служит в Самарской области. Следующий настоятель начал вводить всякие новшества: читал евангелие на литургии лицом к народу, проповедовал всякую экуменическую ересь. Однажды на литургии когда он руководил хором во время пения херувимской песни вышли священники с чашей и дьякон начал возглас: "Великого господина...", настоятель прервал пение первой части и после возгласа начали петь вторую часть "Яко да Царя...". После этого первую часть литургии хор если не успевает пропеть до возгласа дьякона всегда пение прекращает. Этого настоятеля то же возвели в сан епископа и он стал епископом Сызранским и Жигулевским. Сейчас уже больше года новый настоятель. Я ему сказал, чтобы он порядок навел, чтобы хоть Херувимскую песнь не сокращали. Он сказал, что еще очень малое время управляет монастырем и менять пока ничего не будет. Я разговаривал с прихожанами по поводу сокращения, а мне отвечали, что священники знают, что делают. Раньше сразу после революции таких священников-обновленцев народ выгонял из церкви и даже избивал, а сейчас в своем большинстве все молчат и чего то боятся.

Михаил Яблоков 19.04.2018 в 18:16:23

В Элладской Церкви сразу после чтения Евангелия следует возглас «Яко да под державой...», «Аминь» и сразу поется Херувимская. Разве можно такому безобразию подражать?!!!

Михаил Яблоков 19.04.2018 в 18:10:07

Как может быть «литургия оглашенных» без ектении об оглашенных? И на каком основании выбрасываются две ектении верных? И если это - не модернизм, тогда что такое вообще модернизм?! Руки бы поотрывать бы за такое!

Владимир Юрганов 19.04.2018 в 10:19:09

Для всех примером совершения богослужения должен быть Типикон, а не ХХС.

прихожанин из Москвы 06.06.2010 в 17:49:04

Настоятель нашего храма не так давно распорядился не читать ектенью об оглашенных, мотивируя это тем, что ее недавно прекратили читать в Храме Христа Спасителя, а ХХС для всех должен быть примером совершения богослужения. Вот так. А если завтра в ХХС еще что нибудь сократят или по-русски начнут служить - все должны этому безобразию слепо подчиниться?

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс