Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Евхаристический пост перед Литургией Преждеосвященных Даров

29.03.2020
Священник Алексий Кнутов


Причащение Святых Таин христианами натощак – древняя общецерковная норма[1]. Её устанавливают 16-е правило святителя Тимофея Александрийского, каноны 41 (50)[2], 47 (58) Карфагенского Собора и 29-е правило Пято-Шестого Вселенского (Трулльского) Собора. Кроме того, в указанном 47-м каноне отцы Карфагенского Собора, говоря о том, что Божественную Литургию можно служить только натощак, делают отсылку к I Вселенскому Собору:

«мы слышали о Никейском исследовании веры: о священнодействии, случающемся после обеда, истинно есть, да не ядшими достойно совершается, и тогда утверждено сие»[3].

Каноны устанавливают не только общий принцип, но и специально оговаривают случаи, когда Литургия служится не в обычное, утреннее, а в более позднее время – после обеда, вечером: при поздней Евхаристии причащение также должно совершаться натощак. В 41-м каноне Карфагенского Собора говорится:

«Аще же память будет неких в вечернее время скончавшихся епископов или прочих: то да совершится она молитвами токмо, когда совершающие оную окажутся обедавшими»[4].

В процитированном выше 47-м правиле также говорится о том, что при позднем служении Литургии (после обеда) её совершают «не ядшими».

Как известно, одобренный на Архиерейском Совещании РПЦ в 2015 году документ «Об участии верных в Евхаристии», ссылаясь на решение Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года, дозволяет шестичасовой евхаристический пост перед причащением на Литургии Преждеосвященных Даров, если она служится в вечернее время (п. II.2).

Решение Священного Синода в 1968 году было принято в ответ на прошения зарубежных архиереев на основании исторической справки профессора Ленинградской духовной академии Н.Д. Успенского. Профессор Н.Д. Успенский сообщил, что «прямых правил, которые отменяли бы воздержание и разрешали бы приобщение Преждеосвященными Дарами ядших, нет», но указал, что 29-е правило Трулльского Собора упоминает «неких отцов», разрешавших причащение Святых Даров в Великий Четверг ядшим «по некоторым местным причинам, полезным Церкви». Таким образом, заключает Н.Д. Успенский, «церковная иерархия, очевидно, может разрешать причащение Святых Таин и на литургии Преждеосвященных, совершаемой вечером ядшими, установив для них пост не в продолжение всего дня, а в несколько часов, насколько это будет признано “полезным для Церкви”».

Действительно, 41-е правило Карфагенского Собора разрешает в качестве исключения раз в году (в Великий Четверг) причащаться не натощак. Однако канон 29 Трулльского Собора это правило отменил, указав:

«Правило отец Карфагенского Собора повелевает, дабы священнодействие алтаря совершаемо было не иначе разве людьми неядшими, кроме единого в году дня, в который вечеря Господня совершается. Святые отцы оные, может быть, по некоторым местным причинам, полезным для Церкви, учинили такое распоряжение. А понеже нас ничто не побуждает оставить благоговейную строгость: то последуя апостольским и отеческим преданиям, определяем, яко не подобает в Четыредесятницу, в четверток последней седмицы разрешати пощение и тем всю Четыредесятницу бесчествовати».

Рассмотрение двух этих правил приводит к следующим выводам:

1) Каноны 41 (50) и 47 (58) Карфагенского Собора однозначно говорят, что отцы Карфагенского Собора допускали причащение только строго натощак. Единственным исключением был Великий Четверг, никаких других случаев не предполагалось. Поэтому рассматривать этот канон в качестве прецедента для возможности причащаться не натощак в другие дни года некорректно.

Кроме того, будничные дни Великого Поста, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров, по своему статусу (как время строгого воздержания) не могут сравниться с Великим Четвергом. Это – торжественный день воспоминания о Тайной Вечере, в который совершается полная Литургия. Очевидно, вкушение пищи до Причастия в Карфагенской Церкви дозволялось не потому, что люди не могли воздерживаться без пищи и питья до Причастия, а в подражание евангельским событиям, когда Господь причастил апостолов уже после вкушения ими трапезы (Лк. 22:20; 1 Кор. 11:25)[5].

Знаменитый византийский канонист диакон Алексий Аристин, предупреждая возможные попытки пересмотреть канонический запрет и обратиться непосредственно к евангельским событиям Тайной Вечери, писал:

«Ибо хотя Господь тайнодействовал Пасху с учениками своими после вечери, но мы не должны, по богословскому гласу, следовать примерам, которые выше нас, а соблюдать обычай Церкви, и священники не вкушая пищи и питья должны приносить в алтаре Святые Дары, точно также и причающиеся их не должны перед сим вкушать пищи и питья»[6].

2) Но даже если допустить, что 41-й карфагенский канон создаёт прецедент для возможности причащаться не натощак, обязательность евхаристического поста остаётся непреложной, так как отцы Трулльского Собора – по статусу Пято-Шестого Вселенского – отменили данное постановление поместного Карфагенского Собора. Это решение, принятое на общеправославном уровне, с того времени и доныне стало нормативным для всех Поместных Церквей. Причащение Святых Христовых Таин должно совершаться натощак всегда, в том числе и на Литургии Преждеосвященных Даров, если она служится в вечернее время.

* * *

Для полноты освещения этого вопроса к каноническому анализу хотелось бы добавить несколько аскетико-литургических рассуждений.

Установленное богослужебным уставом служение Литургии Преждеосвященных Даров в соединении с вечерней (здесь не важно, насколько точно в «вечернее» время: в 14:00, 15:00, 18:00) входит в общую систему аскетического подвига Великого Поста, когда вкушение пищи позволяется лишь один раз в день после вечерни. И поэтому воздержание от пищи и питья до Литургии Преждеосвященных Даров в Пост – это одновременно и соблюдение евхаристического поста, и поста Великого.

Стремление соблюсти букву устава о служении этой Литургии в вечернее астрономическое время[7] будет неминуемо приводить к вопросу о возможности нарушения не только Великого Поста, но куда более важной нормы о евхаристическом посте теми, кто не может воздерживаться в течение всего дня. Поэтому церковная икономия реализуется здесь не через сокращение евхаристического поста, а через служение Литургии в более раннее время – что на практике и делается. Поэтому вполне уместно признать: те, кто по состоянию здоровья не могут выдержать длительный евхаристический пост, по смирению да причащаются на полных Литургиях или на тех Литургиях Преждеосвященных Даров, которые служатся в более раннее время.

В заключение хотелось бы привести отрывок из статьи протоиерея Андрея Ткачёва, который по рассматриваемой теме пишет: «Непривычно длинный евхаристический пост – единственное серьезное вопрошание на пути к вечерней литургии Преждеосвященных Даров. Но разве не для этого и существует пост, чтобы ощутить голод и жажду, некую тонкую слабость в теле и легкую сухость во чреве? Разве мы совсем уже отказались от трудов, усилий, воздержания и годны только на то, чтобы ублажать свои немощи? Стоит только попробовать, и людей, готовых к борьбе и молитве, окажется больше, чем мы думали. Дети на этой службе не причащаются. Для них есть суббота и воскресенье. Скажут: мол, старики не могут долго без лекарств и еды. Но и для них есть суббота и воскресенье. А те, кто может не есть и не пить до вечера, кто силен и крепок, кого по молодости и по избытку сил тревожат плотские страсти, пусть терпят и борются с собой. Скажу вам больше: на поверку оказывается, что старики готовы не есть и молиться в ожидании Причащения нередко чаще молодых. Да и молодые люди жаждут подвига чаще, чем нам кажется...»[8].

Таким образом, служение Литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время и причащение на ней задумано для сильных духом и телом. Те, кто не в состоянии понести подвиг длительного воздержания, могут причащаться в другое время.

 

 ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Под причащением натощак в соответствии с устойчивой традицией понимается полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения (п. II.2 документа «Об участии верных в Евхаристии», принятого на Архиерейском совещании РПЦ в 2015 году). Сам факт этой традиции свидетельствует о том, что преобладающим в ней является не физиологическое отсутствие в желудке какой-либо пищи и питья, а именно сам подвиг воздержания от вкушения чего-либо до Святого Причастия при наступлении нового астрономического дня. Это означает, что дискуссии, связывающие воздержание перед причащением со временем, необходимым для переваривания пищи, понижают аскетическое понимание евхаристического поста до поста всего лишь «технологического».

[2] В скобках указывается нумерация канонов Карфагенского Собора по Книге правил.

[3] Епископ Никодим (Милаш), комментируя этот канон, пишет: «Среди правил Никейского Собора (I Всел.) нет такого постановления, но возможно, что об этом, так же как о дне празднования Пасхи и о разрешении священникам жениться, рассуждали на Никейском Соборе и сделано было соответственное заключение, хранящееся в тех актах, которые принесли с собой бывшие на соборе африканские отцы (Карф. 1)» (Никодим, еп. Далматинско-Истрийский. Правила Православной Церкви. М., 2001. Т. II. C. 197).

[4] Объясняя этот канон, епископ Никодим указывает, что «правило приводит ещё тот случай, когда после обеда приходится совершить поминование (παράθεσις, commendatio) по некоторым умершим, причём служилась по обычаю и Литургия. Относительно этого правило постановляет, что Литургию может совершать только не обедавший священнослужитель, если же пообедал, то поминование должно ограничиваться только молитвами без Литургии» (Там же. С. 191).

[5] Владыка Феодор Вальсамон, комментируя 29-й канон Трулльского Собора, пишет: «Святые отцы, собравшиеся в Карфагене, зная, что Господь наш Иисус Христос совершил свою таинственную Пасху и преподал бескровную Жертву уже после того, как совершил с своими учениками законную Пасху и вкусил от нее, повелели, чтобы диаконы и священники, прикасающиеся к Святыне, были не ядшими в остальное время, но в Великий Четверток священнодействовали после вкушения пищи» (Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. М., 2000. С. 374).

[6] Из его объяснения на 41-й (50-й) канон Карфагенского Собора (Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. М., 2000. С. 501).

[7] Здесь можно отметить, что совершение этой Литургии в некоторых храмах РПЦ совсем уже вечером (после 17:00) превосходит в этом отношении даже строгую афонскую традицию, по которой Литургию Преждеосвященных Даров служат на несколько часов раньше (около 14:00 в пересчёте с так называемого византийского времени).

[8] Андрей Ткачёв, протоиерей. Литургия Преждеосвященных Даров. http://www.pravoslavie.ru/46030.html


 Источник

Благодатный Огонь



Голосование за статью
 - 
34
 /  - 
6
Комментарии:
Валерий 22/03/2018 в 21:03:27
Михаилу Яблокову.
Про Вечерню всё понятно. Если заход солнца в 18, то 15 это 9-й час по солнцу и в это время служится служба 9 часа и Вечерня и это время до захода называется вечером. Мы с Вами наконец с этим разобрались. И с икономией тоже. Благодарю за терпение.
Михаил Яблоков 22/03/2018 в 20:12:03
Валерию.
@Не путайте бытовой язык и язык Типикона@
У вас хорошо получается только перекладывать с больной головы на здоровую! Это вы не понимаете, что «вечер» в светском понимании не соответствует «вечеру» в понимании Типикона. Никогда Преждеосвященная литургия вечером не служится, как не служится вечером и все остальные литургии, предваряемые вечерней. Но совершаются они перед вечером, самое позднее в 15.00. Что вам ещё не понятно?
Валерий 22/03/2018 в 19:50:54
Сельскому бригадиру.
История служб часов конечна интересна, но Типикон нигде не говорит, что их надо читать в тот час, как они называются. А вот про Утреню и Вечерню говорит и специально оговаривает исключения. Например сегодня, в Четверток Великого канона, Утреня, из за своей продолжительности, должна была начинаться раньше обычного, в четвертый час ночи, ну а заканчиваться как и положено около восхода солнца. Вчера закат был где без четверти 7 пополудни по мск времени. Значит Утреня должна была начаться без четверти 11 и до восхода. Т.е. не спать всю ночь, поэтому Типикон и разрешает сегодня вино ради бывшего бденного труда. Но это для монастыря только применимо. Понятно что в приходах эту Утреню не бдят. Почему вопросы икономии решают миряне, а решение архиереев не приемлется? Это модернизм или уклонение от Церкви в раскол?
Сельскiй бригадиръ 22/03/2018 в 19:05:05
Валерию
Богослужебные Часы (службы 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часов) – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное время и установлен Церковью для воспоминания некоторых священных событий. На 1-м часе вспоминается взятие Христа под стражу и предстояние Христа на суде Каиафы, на 3-м сошествие Святого Духа на апостолов, на 6-м распятие Спасителя, а на 9-м – Его крестная смерть.
Названия же 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часа эти краткие богослужения получили из-за исчисления времени суток в древнем Израиле. Древние евреи разделяли ночь на четыре стражи (менялись часовые, охраняющие населенный пункт), а день – на четыре часа (изменения движения солнца относительно земли). Первый час соответствует нашему седьмому часу утра. Третий час – девятому часу утра. Шестой – двенадцати часам – полудню. Девятый час – трем часам дня.
В Новозаветной Церкви значение богослужения часов стало еще более символично. Оно приобрело знаковое евангельское значение, связанное с важнейшими событиями в жизни Господа нашего Иисуса Христа и Церкви.
Часы имеют своё строго установленное время их совершения в храме. Час 1-й соответствует 7:00 утра и он должен читаться после утрени. 3-й и 6-й часы соответствуют, соответственно, 9:00 и в 12:00, когда они и должны читаться в соотвестствии со смыслом часов. В древности часы служились, как и положено – в 7:00 и 9:00 часов утра, в 12:00 и 15:00. Но, к сожалению, для современного человека с его спешкой и занятостью такой график не подходит. Потому сейчас девятым часом начинается вечерня, утреня же заканчивается первым часом. А третий и шестой час присоединяются к началу Божественной литургии с той необходимостью, чтобы священник успел во время чтения данных часов совершить проскомидию.
Таким образом, если по принципу икономии в церкви часы не читаются в соответствии с временным их смыслом, то и служение утрени вечером, а ЛПД утром полностью оправдано с пастырской точки зрения. Иначе наше богослужение превратится в хаос.
Валерий 22/03/2018 в 18:45:13
Михаилу Яблокову
 Вы почитайте внимательно Типикон. Не путайте бытовой язык и язык Типикона. В Типиконе, ещё раз объясняю, "утром" называется часть ночи перед восходом солнца, а "вечером" часть дня перед заходом. Повечерие служится ночью а не вечером. Там даже есть слова "Сподоби Господи в нощь сию...", в отличие от Вечерни, где эта молитва со словами "...в вечер сей...".
Валерий 22/03/2018 в 18:33:26
Вячеслав, в какой главе Типикона вы прочитали что службы 3 и 6 часов должны читаться в 9 и 12?
Михаил Яблоков 21/03/2018 в 21:33:29
Вечеславу В.
Обновленцы и модернисты часы вообще не служат. Так как они не вписываются в их лжеименный плотской разум.
Михаил Яблоков 21/03/2018 в 21:30:54
Валерию.
Вам я уже объяснил, но все равно упорно не хотите ничего понимать! Утреня совершается не утром, а перед утром (утром служится литургия, а не утреня); а вечерня - не вечером, а перед наступлением вечера (вечером служится повечерие). И прекращайте ваше обновленческое словоблудие и лукавство. Тем более, что самые главные лжецы пред Богом - это обновленцы и модернисты, пытающиеся своим рациональным умишком - плотским мудрование - познать богоустановленный святоотеческий богослужебный чин.
Вячеслав В. 21/03/2018 в 17:18:23
Валерию.
@...а второе - с ног на голову переворачивается суточный круг.@
А разве при служении полной литургии во всех приходах РПЦ не "переворачивается с ног на голову суточный круг": перед литургией читаются 3-й и 6-й часы, которые должны читаться, соответственно, в 9:00 и в 12:00?
Валерий 21/03/2018 в 16:18:51
Михаил, я не вижу здесь никакого модернизма, тем более если это принято на Архиерейском совещании. При служении Преждеосвященной до обеда два нарушения - одно это по немощи сокращается пост, а второе - с ног на голову переворачивается суточный круг. А при служении Преждеосвященной вечером нарушение одно - по немощи сокращается пост. И здесь нет никакой модернистской гордыни, как Вы говорите, а только желание хотя бы в богослужении не лгать перед Богом, которому слава во веки. Аминь.
Михаил Яблоков 21/03/2018 в 04:26:11
Валерию.
По немощи Преждеосвященная литургия служится утром. Так во всяком случае было всегда. А служить ее вечером, при этом отобедав, как стало практиковаться только в последнее время, это уже не по немощи, а по гордыне и по модернистскому зуду. Извращается весь смысл литургии и поста.
Валерий 20/03/2018 в 23:55:12
Есть утреня до полуночи, а не после, как обычно. Но утрени перед заходом солнца что-то я не припоминаю. Есть вечерня не в 9- час от восхода солнца, а раньше, но не раньше 6 часа от восхода, т.е. полудня. И это исключения из правил. Есть разрешение вкушать на первой седмице хлеб с солью и воду для немощных и престарелых во вторник вечером, если они не могут хотя бы три дня, т. е. до вечера среды попоститься. И именно для таких немощных причастие дают в среду вечером. А "могущие" сохраняют пост до Евхаристии. Но большинство же так, по Типикону не могут уже совершать пост. И икономия для них вышла за рамки Типикона. Это что модернизм от гордости или немощь человека 21 века?
Валерий 20/03/2018 в 23:33:42
Михаилу Яблокову.
И до захода тоже. И вечерни до полудня тоже нет в типиконе.
Михаил Яблоков 20/03/2018 в 21:10:53
Валерию.
Конечно, Типикон часть Предания! И именно Типикон в некоторых случаях назначает служение утрени с вечера. И нет ни одного примера, где бы Типикон допускал служение утрени после восхода солнца.
Валерий 20/03/2018 в 17:23:34
Михаилу Яблокову.
А разве Типикон не часть Предания.
Михаил Яблоков 20/03/2018 в 07:47:11
Валерию.
И что дальше? Отцы служили утром, а профессура не согласна? :) Церковная наука является служанкой Предания, а не наоборот. Наука, даже церковная, всегда основывается на плюрализме мнений ученых, а Предание не допускает никакого плюрализма в принципе, и всегда непрерывно передается от одного поколения христиан к другому.
Сельскiй бригадиръ 20/03/2018 в 00:14:48
Валерию.
Основным содержанием поста являются не только ограничения в пище, ее количестве и качестве, но и ограничения в развлечениях, ограничения в свободном времени (которое в большей степени отдается молитве). Но наибольшая строгость - это ограничение в совершении Евхаристии. Поэтому согласно правилам свв. Отцов, правилами Вселенских соборов запрещено совершение полной литургии в будничные дни В.П. Еще в IV в. 49-м правилом Лаодикийского Собора постановлено "не совершать полной Божественной литургии в дни святой Четыредесятницы, кроме суббот и воскресений." Например, при совершении полной литургии Великим постом в субботы и воскресенья прекращаются Великие поклоны св. Ефрема Сирина и отменяется великопостный распев. Разрешается пища с постным маслом. Так что в субботы и воскресенья пост немного послабляется по сравнению с будничными днями В.П.
Валерий 19/03/2018 в 23:50:13
Сельскому Бригадиру
А как Вы думаете, почему нельзя совершать Евхаристию в будни Великого поста, а только в субботы и воскресенья?
Валерий 19/03/2018 в 23:37:46
Михаилу Яблокову.
Михаил, для Вас цитата из Православной энциклопедии: "Время совершения Согласно Типикону (главы 32, 49), Л. П. Д. должна оканчиваться прямо перед вечерней монастырской трапезой, или ок. 16.00 ч. по совр. счету времени. Т. о., уставное начало Л. П. Д. соответствует 14-15 ч. по совр. счету. Собственно говоря, на это указывает уже сам чин Л. П. Д., 1-ю половину к-рого составляет служба вечерни. Позднее начало литургии и причащение Святых Тайн не с утра, а перед вечерней трапезой в соответствии с 41-м (50-м) прав. Карфаг. и 29-м прав. Трул. предполагают особо длительное воздержание от пищи в дни совершения Л. П. Д. Это полностью согласуется со статусом Л. П. Д. как сугубо великопостной службы. Однако совр. ритм жизни в большинстве случаев не позволяет устанавливать совершение Л. П. Д. на 14-15 ч. дня, поэтому она обычно служится с утра. Это противоречит содержанию нек-рых ее песнопений и молитв, на что обращали внимание мн. церковные авторы (см., напр.: Успенский. Литургия. 1976; ᾿Αλεξόπουλος. 2008)".
Для Сельского бригадира.
Да, согласен, что 6 часов евхаристического поста это не из древних канонов, а из практики современной приходской жизни, где перед пасхальной Литургией не соблюдают пост Великой Субботы так, как написано в Типиконе, а только 6 часов и на Рождество тоже так, если есть ночная служба.
Что-то православные ослабли духом и телом. На днях был в школе на родительском собрании и учительница рассказала, что дети мусульмане во время своих постов ничего не ядят, говорят, что нельзя до захода солнца. Да помню и у прп. Паисия Святогорца читал, что дети в его детстве в постные дни ничего не вкушали до службы 9-го часа. И Вечерню с Литургией Преждеосвященных Даров перенесли на утро потому, что очень кушать хочется.
Михаил Яблоков 19/03/2018 в 21:50:47
Сельскому бригадиру.
@Таким образом определения как Св. Синода 1968 года, так и Архиерейского совещания 2015 года антиканоничны@
Эти решения канонически ничтожны, по причине того, что противоречат каноническому праву Соборной Православной Церкви! Их решения не могут иметь никаких юридических последствий, и не представляют собой никакого канонического интереса.
Сельскiй бригадиръ 19/03/2018 в 21:25:37

Валерию.
***воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее 6 часов***
Почему именно 6 часов? Взято явно с потолка. Ответа не получил.
Повторяю: это определение противоречит святым канонам Церкви.  В IV веке была окончательно зафиксирована сложившаяся еще в доникейскую эпоху норма об обязательном евхаристическом посте — полном воздержании от пищи и питья в день причащения до момента принятия Святых Таин Христовых: «Святое таинство олтаря да совершается людьми не ядшими» (41-е [50-е] правило Карфагенского Собора; подтверждено 29-м правилом Трулльского Собора).
Таким образом определения как Св. Синода 1968 года, так и Архиерейского совещания 2015 года антиканоничны.

Михаил Яблоков 19/03/2018 в 21:23:54
Валерию.
@Причащение Преждеосвященными Дарами совершается на Вечерни, которая служится во многих храмах утром ("воздеяние руку моею - жертва вечерняя"; помните такие слова?)@
На вечерни причащение никогда не бывает! Причащение бывает только на литургии. Если вы не понимаете, в чем заключается смысл Литургии Преждеосвященных Даров, то лучше воздержитесь от дилетантских комментариев.
Валерий 19/03/2018 в 21:11:43
Сельскому бригадиру:
Я делаю ссылку на Архиерейское совещание: Поскольку Литургия Преждеосвященных Даров согласно Уставу соединена с вечерней, совершение ее в вечернее время является уставной нормой (впрочем, на практике эта литургия обычно совершается утром). В соответствии с постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года, «при совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее 6 часов, однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость».
А какое совещание или синод или собор разрешили ввести новые сутки, где вечер стал утром а утро вечером.
Темноты не боюсь. Боюсь лжи, которая звучит в наших молитвах, когда мы утром благодарим Бога за прошедший день и просим сохранить нас в наступающую ночь; а вечером когда уже день подошел к концу благодарим Бога за, что мы после сна пришли в храм, чтобы Его прославить и просим благословения на труды наступающего дня и .... идем спать. Сплошная ложь. Или может наши молитвы это заклинания и не надо в них искать смысла?
Михаилу:
Причащение Преждеосвященными Дарами совершается на Вечерни, которая служится во многих храмах утром ("воздеяние руку моею - жертва вечерняя"; помните такие слова?).
Михаил Яблоков 19/03/2018 в 20:22:52
Валерию.
Причащение возможно только при посте с полуночи, об этом все каноны говорят! Никто это отменить не может; не может никак низшая инстанция отменить решение высшей инстанции! Это ещё презумпция Римского права. На вечерне причащения не бывает. Причащение бывает только на литургии, которая может по Уставу начинаться с великой вечерни. «Архиерейское совещание», указанное вами, ничтожно в отношении канонов Церкви.
Сельскiй бригадиръ 19/03/2018 в 20:15:33
Валерию.
***или по икономии с полудня текущаго дня***
А на чем основана такая странная "икономия"? В канонах однозначно сказано, что причащаться можно только строго натощак, т.е. воздерживаться от пищи и питья с полуночи. Откуда появился этот странный временной промежуток воздержания за ЛПД "с полудня"? Только не ссылайтесь на решение Св. Синода 1968 года. Оно было предложено 2-мя зарубежными  митрополитами и поддержано митрополитом-модернистом Никодимом (Ротовым).
Валерий 19/03/2018 в 20:08:28
Михаилу Яблокову
То что богослужебные сутки начинаются с вечера, т.е. перед заходом солнца по астрономическому времени или в 5-6 пополудни в приходской практике это я и не оспариваю. Мы же начали наш диалог с того, что если служить Вечерню, как положено по уставу, вечером, то пост перед Причащением на такой Вечерне Преждеосвященными Дарами нужно совершать по Типикону с вечера предыдущего дня или по икономии с полудня текущаго дня, как написано в документе одобренным Архиерейским совещанием в 2015г. "Об участии верных в евхаристии". (Там кстати нет ничего иррационального кроме самой Евхаристии).
Михаил Яблоков 19/03/2018 в 20:00:10
Валерию.
Надо служить так, как служили наши благочестивые предки. Мы не умнее и не святее, и не благочестивее их. Дай Бог нам хоть частично стяжать их святость и благочестие!!! А не что-то новые выдумывать... по своей гордыне... Богу нашему слава!
Сельскiй бригадиръ 19/03/2018 в 19:52:47
Валерию.
А в чем для вас проблема, если утреня служится вечером? Темноты боитесь?
Валерий 19/03/2018 в 19:49:05
Сельскому бригадиру
Конечно в любом правиле есть исключение, но беда когда исключение становится правилом.
Валерий 19/03/2018 в 19:43:43
Михаилу Яблокову
Михаил, я думал что Типикон "утром" называет часть ночи перед восходом солнца, а "вечером" называет часть дня перед заходом и так служат на Афоне, т.е. по астрономическому времени. В приходах мы подстраиваемся под жизнь прихожан, живущих по поясному времени. И одно дело сдвинуть службу вперед или назад на час-два для удобства прихожан, а другое дело поменять местами утреню и вечерню. Ведь в наших приходских сутках получается такая картина: сначала вечер, который воспевает Вечерня, потом утро, которое прославляет Утреня, потом идем на ночной сон, читая "молитвы на сон грядущим", потом опять утро с утренними молитвами и день. Вот такие новые сутки. Куда там новостильникам до нас, новосуточников. У старообрядцев этого нет, поэтому такие сутки относительно новые.
Михаил Яблоков 19/03/2018 в 19:17:28
Валерий.
Отрешитесь от плотского рационализма! День начинается с вечера, а не с утра. Православие все иррационально :) Поймите это, и не заблуждайтесь.
Сельскiй бригадиръ 19/03/2018 в 18:59:32
Валерию.
Конечно сойдет. Ибо в Типиконе имеются такие прецеденты служения утрени вечером. Бог не связан временными рамками. То что с пастырской точки зрения полезно для Церкви, то и допустимо. "Аще изволит настоятель - творим бдение" (с).
Валерий 19/03/2018 в 18:56:30
То есть по вашему если я человеку утром говорю "Добрый вечер" а вечером "Доброе утро" это по меньшей мере будет странно а Богу и так сойдёт.
Михаил Яблоков 19/03/2018 в 16:09:54
Валерию.
@Так и я за то чтобы утреня была утром а вечерня вечером а не наоборот@
Вы не поняли. Утреня служится не утром, а перед утром (по Уставу - ночью, сразу после полуночницы, или накануне вечером), а вечерня - не вечером, а перед вечером. Вечером служится по Уставу повечерие, а не вечерня.
Сельскiй бригадиръ 19/03/2018 в 15:11:09
Валерию
***Так и я за то чтобы утреня была утром а вечерня вечером а не наоборот.***
Надо ли служить утреню непременно с утра? Призывая служить утреню обязательно утром, ревнители т.н. «литургического возрождения» ссылаются, как правило, на мнимую утрату реального смысла времени, если утреня служится с вечера: на ектении произносится прошение «исполним утреннюю молитву нашу», тогда как за окном – вечер, а протодьякон Кураев голосит о чём-то утреннем.
Но, руководствуясь этой точкой зрения, служить утреню просто перед литургией будет также неправильно: возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» перед славословием должен, согласно Уставу, совпадать с восходом солнца. А это соблюдать практически невозможно.
В Греции утреня служится с утра, однако утреня эта изрядно искорёжена и скукожена: сразу после Великого славословия даётся возглас на начало литургии (у греков в отличие от нашей Церкви другой устав – Константинопольский).
То ли дело у нас в России! Утреню с вечера можно служить не спеша, читая положенные две кафизмы, не сокращая канон (да хоть на 14 – пожалуйста!), полностью пропевая все стихиры… Что практически неисполнимо и утомительно, когда утреня служится с утра.
Да и в Типиконе есть примеры, когда совершение утрени предписывается однозначно совершать вечером: утреня четверга и субботы 5-й седмицы Великого поста должна начинаться в 22:00 («в 4-й час нощи»), а утреня Великого Пятка – в 20:00 («во 2-й час нощи»).
Утреня вечером – это правильно и с пастырской точки зрения: утром в будний день, посетив литургию в храме, можно не опасаться опоздать на работу, в офис или в институт.
Для нас важнее содержание, а не время совершения богослужения. Иначе мы уподобимся фарисеям, взваливавшим на людей бремена неудобоносимые.
Всё в нашем богослужении, каким мы его имеем на сей день, прекрасно служит делу нашего спасения. А если кому-то мешает спасаться слово «живот» вместо «жизнь», или утреня, совершаемая с вечера, то тут требуется вмешательства более опытного духовника: для таких людей абсолютно закрыта духовная составляющая богослужения, которую они пытаются компенсировать буквой – «возвратом к древним формам и традициям», что само по себе абсурд. Невозможно взрослого человека заставить втиснуться в его детскую одежду.
Говорят об «утрате реального смысла времени», когда утреня служится вечером. Но ведь и часы соответствуют строго определённому времени! Тогда давайте будем и здесь последовательны, читать их в положенное время суток и посмотрим, к чему мы в результате приходим.
Часы имеют своё строго установленное время их совершения в храме. Час 1-й соответствует 7:00 утра и он должен читаться после утрени. Следовательно, в этом случае утреня должна начинаться самое позднее в 5 утра (и это при том, что в Москве метро открывается в 5:30!). А дальше, по окончании литургии, верующие, духовенство и весь причт храма сего должны дожидаться положенного времени прочтения 3-го и 6-го часов (соответственно, в 9:00 и в 12:00)? Или читать часы, как и полагается перед литургией, нарушая тем самым «соответствие реального и литургического времени»? Чтобы выйти из подобной трудноразрешимой дилеммы времени и пространства, наиболее ревностные реформаторы решают этот вопрос радикально: просто не читают в своих храмах часы.
Это в будние дни. А что мы будем наблюдать под воскресение? Если накануне – всенощная, то утром, в 7:00 – 1-й час, далее – литургия.
Как быть дальше? Или мы служим литургию сразу после прочтения 1-го часа, т.е. в 7:10, или ждем до 9:00, когда по смыслу полагается чтение 3-го часа, и только по его прочтении – служится литургия? Если служим литургию в 7:10, то она окончится около 9:00. Сразу после этого, т.е. в 9:00 будет прочитан 3-й час, а ещё через три часа, т.е. в 12:00 – 6-й час. Естественно, в пустом храме. Да и чтение 3-го и 6-го часа после литургии – это нарушение последования суточного круга богослужения и равнозначно тому, как если Херувимскую песнь и Великий вход совершать после запричастного стиха, или после отпуста.
Так что давайте будем служить и впредь утреню, особенно в составе Всенощной, с вечера, не обращая внимания на возражения со стороны всевозможных «улучшателей» и реформаторов с миссионерской направленностью.
И давайте дорожить нашей русской богослужебной традицией. Не будем ломать то, что прекрасно служит делу нашего спасения.
Валерий 19/03/2018 в 14:26:58
Михаилу Яблокову
Так и я за то чтобы утреня была утром а вечерня вечером а не наоборот.
Михаил Яблоков 19/03/2018 в 13:05:24
Валерию.
Не надо ничего выдумывать! Это все от гордыни. Надо служить так, как служили отцы всегда на Руси вплоть до Новомучеников и Исповедников - Преждеосвященную литургию утром, как и все прочие литургии. И так все службы на своих местах. Утреня служится перед утром, вечерня - перед вечером.
Валерий 19/03/2018 в 08:37:32
Михаилу Яблокову
Значит у нас в Великий пост почти никто не поститься даже одни сутки вкушая пищу несколько раз в день и даже ночью после захода солнца и получается что евхаристический пост это самый большой промежуток между трапезами. Тогда не понятно для кого вообще это Причащение после вечерни, для немощных и больных, как подразумевает Типикон, или для здоровых, которых практически нет. Может тогда не морочить голову другим и себе и чин Причащения Преждеосвященными Дарами вставить не в Вечерню, а в Утреню и тогда всё будет на своих местах. И не будет в храмах всё наоборот - Вечерня утром а Утреня вечером.
Михаил Яблоков 19/03/2018 в 07:52:30
Валерию.
Вечерняя трапеза по Типикону всегда поставляется после вечерни. А вечерня совершается за два часа до захода солнца (так на Афоне во всяком случае, в России все монашеские уставы с Афона). Модернизм же современного служения заключается в том, что такого бреда, как служении вечером литургии (имеется в виду в 17.00 или 18.00), никогда ни на Руси, ни в Греции не было. Это только недавно стало практиковаться. Всегда литургия совершалась утром. По немощи? - да, но раньше люди были гораздо благочестивее и духовно, и физически сильнее, чем сейчас. Сейчас немощь намного больше, чем у наших благочестивых предков. Однако предлагается немощным современным неофитам совершенно поститься с 12.00 ночи до 7.00 вечера, ничего не вкушая, даже воду! Но это лукавство. Ясно, что никто так поститься строго не будет, а пообедают за 6 часов до Преждеосвященной, а потому будут причащаться после еды. Вот, в чем модернизм.
Валерий 18/03/2018 в 21:33:00
Михаилу Яблокову
Вечерняя трапеза, по Типикону, почти всегда в одно время и Причащение должно быть перед ней. Многие, как мне известно, ужинают где-то после 7 пополудни. Поэтому служение Вечерни с Причащением в 5 или 6 пополудни на приходах - это не модернизм, а служение с учетом объективной жизни мирян. Если всегда служит Вечерню в 3 пополудни и после неё ужин, Повечерие и всё, тогда во сколько Вы предлагаете спать ложиться? Ведь Устав всё в суточном круге учитывает.
Валерий 18/03/2018 в 20:39:50
В приходской практике собрать прихожан в будни в 11 пополуночи чтобы отслужить 3, 6, 9 часы и Вечерню с Литургией Преждеосвященных Даров и закончить причащение около 2 часов пополудни весьма проблематично, в отличие от монастыря. Да и вечернее причащение связано с тем что в будни Великого поста трапеза только одна - после Вечерни, а в субботы и воскресенья две. На языке Типикона "поститься один день" означает не вкушать пищи от вечерни до вечерни. А в обиходе "поститься' значит есть постную пищу несколько раз в день. Как жить по Типикону или по икономии?
Геннадий А. 13/03/2018 в 11:58:24
Правильная статья!
Михаил Яблоков 13/03/2018 в 11:02:01
Если смещение литургии Преждеосвященных Даров на утреннее время (вопреки Уставу) можно объяснить немощью (в трудности соблюдения евхаристического поста), то перемещение ее на поздний вечер, что так же вопреки Уставу, можно объяснить только модернистской гордыней!
Михаил Яблоков 13/03/2018 в 09:57:45
Литургия Преждеосвященных Даров должна начинаться никак не позже 15.00 (9-й час дня по византийскому времени), так как по Уставу в 18.00 уже правится великое повечерие, а после литургии перед повечерием еще поставляется трапеза. Поэтому служение Литургии Преждеосвященных Даров вечером в 17.00 или 18.00 - модернизм.

Добавить комментарий
 
Имя: 
Email: 
Комментарий: 
Контрольные цифры: 
 

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт
посмотреть анонс
Евхаристический пост перед Литургией Преждеосвященных Даров Православный журнал «Благодатный Огонь»

Евхаристический пост перед Литургией Преждеосвященных Даров

29.03.2020
Священник Алексий Кнутов

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

24.11.2020
Священник Георгий Селин

Царство антихриста внутрь вас есть

15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви

19.11.2020
Тимур Давлетшин

Кочетковщина и власовщина

8.11.2020
Михаил Тюренков

Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?

10.11.2020
Протоиерей Алексий Касатиков

Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой

17.11.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

13.11.2020
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

2.11.2020
Протопресвитер Владимир Диваков

Битва за Сретенский. Москва за нами

15.11.2020
Андрей Рогозянский

Почему лекции С.Чапнина в МДА – это нонсенс

28.10.2020
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

1.11.2020
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

5.11.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

25.10.2020
Роман Носиков

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020).
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

22.10.2020
Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова.
Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

1.10.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

9.09.2020
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

27.09.2020
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
16.02.2017

Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

30.10.2020
Как 8 октября 1950 года США бомбили СССР

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

23.07.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

29.06.2020
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

 

НОВОСТИ

24.11.2020
Священник Георгий Максимов про революционное «собрание православных мирян» от 31 октября

18.11.2020
Миссионерский декаданс: в одном из храмов Татарстанской митрополии священник совершает молебен в спортивном костюме (ВИДЕО)

15.11.2020
Собрание православных мирян как гниение

09.11.2020
Авторская программа Александра Щипкова «Агитаторы»: о священнике Георгии Кочеткове, либерал-православии и ревнителях не по разуму

08.11.2020
Православные миряне как орудие церковной революции и обновленчества справа

04.11.2020
Объявит ли Россия выборы в США 2020 нелегитимными?
Вся правда об американских выборах от Маргариты Симоньян

30.10.2020
Православные ковид-диссиденты активизировались…

27.10.2020
Обращение диакона Ильи Маслова в Церковный суд Московской областной епархии

24.10.2020
Эпоха протоиерея Димитрия Смирнова

22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

18.10.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви

08.09.2020
Диакон Владимир Василик о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 30-летней годовщиной со дня его убийства

24.08.2020
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова

22.08.2020
О последних событиях в церковно-политической жизни Белоруссии

20.08.2020
Священнослужитель Белорусской Православной Церкви: Константинопольский патриарх готовит в Белоруссии церковный раскол

18.08.2020
Заявление Медиагруппы «Патриот» в связи с событиями в Белоруссии

15.08.2020
О последних событиях в Белоруссии:
Белоруссия-2020 — репетиция перед Россией-2024.
Белорусские ксёндзы поддерживают протестующих, пытаются дискредитировать итоги президентских выборов и обеляют провокаторов

13.08.2020
Религиоведы отнесли учение бывшего схиигумена Сергия Романова к генотеизму

12.08.2020
Письмо белорусским «русофобам в рясах»

12.08.2020
К 20-летию гибели подводной лодки «Курск»

07.08.2020
Еще один «внеконфессиональный богослов» уволен из Московской Духовной академии

27.07.2020
Снятие карантинных ограничений: протоиерей Владимир Чувикин восстановлен в должности настоятеля Николо-Перервинского монастыря

17.07.2020
Светские власти не вправе были ограничивать посещение храмов в период пандемии, считают в Совете по правам человека

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»