Богородица

Актуальные статьи

Один ли у нас Бог?

8.08.2019
Митрополит Калужский и Боровский Климент

 

К 70-летию митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина)

Мнение, что все религии говорят об одном Боге, давно прижилось во многих умах и получает всё большее распространение. Как-то слышал рассуждение простой женщины, рассказывавшей о своих новых соседях из Дагестана: «Они тоже верующие, тоже молятся, правда, по-своему, не так, как мы. Ну да какая разница, Бог-то всё равно один – и у нас, и у них».

Согласен, что мы живём в таком мире, где люди разных религиозных взглядов соприкасаются друг с другом: вместе работают или просто едут в транспорте, живут в одном доме, учатся в одной школе. Религиозную традицию другого человека надо уважать, но теплохладность к своей вере проявлять нельзя.

Давайте подумаем, все ли религии говорят об одном Боге? Нет, только монотеистические. Если взять, к примеру, скандинавскую мифологию или древнегреческую, древнеримскую, то увидим достаточно сложный пантеон богов. Ни о каком «одном боге» там речи не идёт. А если говорить о монотеистических религиях – иудаизме, исламе и христианстве, то возникает большой соблазн сказать, что мы верим в одного Бога, просто по-разному молимся и поклоняемся Ему, но что все эти земные человеческие перегородки до неба не доходят.

Действительно, что Бог и Творец мира – один, с этим согласится и каждый христианин, и каждый мусульманин, и каждый иудей. Другой вопрос: как мы представляем Его себе? А представляем Бога мы совершенно по-разному.

Представьте, вы говорите об одном человеке. Допустим, о генеральном секретаре Организации Объединённых Наций Антониу Гутерреш. Кто-то скажет: «Это мужчина семидесяти лет, с сединой, среднего роста, плотного телосложения». Другой возразит: «Нет, он худой, высокий, ему 40 лет». Мы говорим об одном человеке? Да. Но один его опишет так, другой – совершенно иначе. Соответственно, кто-то прав, а кто-то не прав. Но когда речь идёт о человеке, легко выяснить истину. Введи его имя в поисковик в интернете и получишь все данные о нём.

Когда же мы говорим о свойствах Бога, это проверить сложнее. С мусульманами и иудеями мы будем говорить о Боге по-разному. И это не простое разночтение, вопрос стоит так: когда мы окажемся перед Богом лицом к лицу, узнаем ли мы Его или не узнаем?

Можно привести такое сравнение: например, мы решили построить здание и стали советоваться со строителями. Но кто-то из них утверждал бы, что кирпич 75 марки, обладая такой-то плотностью, для строительства высокого здания слабый материал, а другой бы говорил, что кирпич указанной марки в десять раз прочнее и вполне подходит для данного строительства. Кто прав, кто ошибается? Если мы, при строительстве здания, будем исходить из неправильных представлений о свойствах материалов: кирпича, бетона, металлоконструкции и так далее, то здание рухнет, и мы пострадаем. Если же расчёт сделать правильный, здание устоит.

В отношении Бога ещё более серьёзный вопрос, ведь мы призваны уподобляться Богу в Его качествах. С этим согласны и мусульмане, и иудеи. Но если мы об этих качествах говорим по-разному, то будем стремиться в разные стороны. Мусульмане и иудеи воспринимают Бога по-разному. Даже католики и протестанты говорят о Боге иначе, чем православные.

Причина разрыва евхаристического общения с католиками, как и с другими еретиками, с которыми Церковь прекратила общение в своё время, заключалась именно в том, что Церковь в лице святых отцов и Вселенских Соборов считала, что ложные взгляды на Бога недопустимы, потому что они приведут к катастрофе в духовной жизни и создадут проблемы в деле спасения.

Казалось бы, какая тут связь? Живи по совести, молись Богу, как умеешь. Но дело в том, что если человек просто пытается делать первые шаги к Богу: жить по совести, не причинять вреда ближнему, если он учится молиться и так далее, то в этих характеристиках православные будут очень схожи и с католиками, и с протестантами. Но чем серьёзнее мы станем относиться к духовной жизни, чем дальше и глубже начнём вникать в аскетические практики, в вероучение, тем больше будет между нами расхождений.

Условно говоря, православные, лишь иногда заходящие в храм, не молящиеся дома, не соблюдающие пост и причащающиеся, может быть, раз в год, и католики, делающие то же самое, практически не отличаются друг от друга. Но, например, православный монах-аскет и монах-аскет католик отличаются уже гораздо сильнее – своими практиками, подвигами, своим отношением к Богу. А католические и православные святые отличаются радикально. Скажем, если посмотреть, к чему призывают Франциск Ассизский и преподобный Серафим Саровский, то увидим, что в этих призывах нет ничего общего.

Франциск пытался подражать Христу во всём внешнем. Например, он, так же как Христос, пытался ничего не есть сорок дней, но по смирению всё же съел половину просфоры. Он жаждал претерпеть те же страдания, что и Христос. Он отказался от богатства – есть даже фреска «Женитьба Франциска на Бедности», даме худой и весьма непривлекательной. Но дело в том, что спасает нас не отсутствие или наличие богатства, спасает соединение со Христом. А чтобы соединиться со Христом, нужно уподобиться Ему. И вот здесь мы как раз видим большую разницу между Серафимом Саровским и Франциском Ассизским.

Вспомним самый известный подвиг преподобного Серафима, когда он тысячу дней и ночей стоял на камне и молился: «Боже, милостив буди мне грешному». Он видел свою греховность, своё несоответствие идеалу, к которому призывает Христос. И осознав это своё падение, молился только о милости Божией. В то время как Франциск говорил, что не знает за собой ни одного греха, которого не искупил бы исповедью и покаянием. В жизнеописании Франциска говорится, что, когда Христос встретил Франциска после смерти и вёл его к Богу Отцу, то Отец на мгновение растерялся: кто из них сын по естеству, а кто по благодати. Преподобный Серафим не дерзнул бы сказать, что не знает за собой ни одного греха, если он тысячу дней и ночей умолял Господа простить ему грехи.

Мы должны понимать, кому и в чём следует подражать в этой жизни. Выбор Франциска, или Фомы Кемпийского, или Игнатия Лойолы в подражании Христу для православного подвижника неприемлем. Это касается различий между католицизмом и православием.

Протестантизм уже гораздо дальше отстоит от православного понимания Бога, а ислам, иудаизм вообще далеки от него. Поэтому невозможно говорить об одном Боге в разных религиях. Да, Бог один. Если мы будем говорить мусульманам: «Мы молимся Богу, который сотворил этот мир», мы найдём с ними согласие. Говоря, что это Бог Авраама, Исаака, Иакова, мы встретим у них понимание. Но когда мы дойдём до конкретных свойств или характеристик Бога, тут уже мы с мусульманами разойдёмся. Их описание Аллаха совершенно не соответствует нашему описанию Бога. И здесь уже мы никак не сможем говорить о Едином Боге. Это будет, как в примере о генеральном секретаре. Одни будут представлять его семидесятилетним, среднего роста и плотного телосложения, а другие создадут образ, похожий на их описание. И если им представится возможность встретиться с этим человеком, кто из них его узнает? Так и мы, если будем иметь правильное представление о Боге, то узнаем Его, потому что именно к Нему мы устремлялись всю свою жизнь и к Нему обращали свою любовь, пусть и случались на этом пути падения.

 

 Источник




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Леонид 09.08.2019 в 17:20:32

А вот интересно, читает ли наш патриарх Кирилл статьи на "Благодатном огне" ?

Владимир Юрганов 09.08.2019 в 07:26:34

Роман пишет:
/// Бес тоже верит и трепещет перед Богом, но отказывается каяться и жить по заповедям его. ///
Бес верит, но не верует. Веровать - значит вверять себя Господу, уповать на него. Бес же даже не верит в Бога, он знает, что Он есть. Но не верует и противится Его воле.

Роман 08.08.2019 в 21:18:39

Бес тоже верит и трепещет перед Богом, но отказывается каяться и жить по заповедям его. Язычники и сатанисты слышали, что Творец есть, но истинного Бога не знают и лишены спасения, к ним относятся и мусульмане и иудаисты. Знать, что Бог есть это невелика премудрость, а вот знать истинного Бога и жить по заповедям его, соединяясь в таинствах через покаяния, вот только так нужно ставить вопрос, другое просто ересь ложь неведение.

Максим 18.08.2018 в 11:44:23

При чём здесь, что мы воспринимаем Бога по разному!? Эта женщина христианка абсолютно не понимает в чём состоит христианство (и таких людей ходящих в храм множество), зрелище достойное горького рыдания... Ей бы не об отличиях в аскетических практиках подвижников говорить, а о том, что такое спасение и кто такой Христос.

Геннадий 12.08.2018 в 12:05:11

Александр:
"Православный христианин и узнает Бога - Христа, - по неизреченному Его смирению"
Антихрист придет, говорит св. Ефрем Сирин, "в таком образе, чтобы прельстить всех; придет смиренный, кроткий, ненавистник (как сам скажет о себе) неправды, отвращающийся идолов, предпочитающий благочестие, добрый, нищелюбивый, в высокой степени благообразный, постоянный, ко всем ласковый, уважающий особенно народ иудейский, потому что иудеи будут ожидать его пришествия... Примет хитрые меры всем угодить, чтобы в скором времени полюбил его народ, не будет брать даров, говорить гневно, показывать пасмурного вида, но благочинною наружностью станет обольщать мир, пока не воцарится".
Неужели вы не читали в Евангелии от Матфея, главу 24 начиная с 24 стиха, каким будет "будет пришествие Сына Человеческого". Его узнает всякая тварь, ибо как говорится. "двух мнений быть не может". Напускное же смирение многих подвижников монахов вводило в прелесть, не говоря уже о нас, мирянах и маловерных.

Волков 12.08.2018 в 10:29:01

Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Вспомним самый известный подвиг преподобного Серафима, когда он тысячу дней и ночей стоял на камне и молился: "Боже, милостив буди мне грешному". Он видел свою греховность, своё несоответствие идеалу, к которому призывает Христос...»
А вот здесь, пожалуй, придется кое-что уточнить… Дело в том, что святые - а им и являлся, по сути, преподобный Серафим - категориями «несоответствия идеалу» в принципе не мыслят… И не работают, разумеется, в подобных «направлениях»… Серафим в том же известном стоянии, скажем так, руководствовался несколько иной «логикой» - «вытекающей» из высшей цели жизни человека - им же сформулированной, а главное – действительно личным примером подкрепленной. Это принципиальнейший момент, разумеется, не умаляющий определенной ценности обсуждаемой публикации.

Волков 12.08.2018 в 10:26:46

Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Мнение, что все религии говорят об одном Боге, давно прижилось во многих умах и получает всё большее распространение. Как-то слышал рассуждение простой женщины, рассказывавшей о своих новых соседях из Дагестана: «Они тоже верующие, тоже молятся, правда, по-своему, не так, как мы. Ну да какая разница, Бог-то всё равно один – и у нас, и у них».
Мало того, что это прижилось во многих умах – так еще и «нашло» «отражение» в т.н. «ценностной идее», провозглашенной, скажем так - на «официальном» уровне Русской Православной Церкви? Получается, что с одной стороны «мы» говорим-настаиваем на необходимости «заиметь» соответствующую идентичность, а с другой – делаем все, чтобы ее «снивелировать» - свести к «общечеловеческой» при том, что мир во Зле лежит? В этом смысле проблема «затронутая» митрополитом Климентом действительно архиважна, фундаментальна и разговор следовало бы продолжить тем более, что инициативу проявил, скажем так – «традиционалист»?

Александр 10.08.2018 в 21:32:13

Православный христианин и узнает Бога - Христа, - по неизреченному Его смирению.

Владимир Юрганов 10.08.2018 в 07:45:42

Волков пишет:
/// Ну почему Вы «решили», что только для христиан? И разве «порукой» тому не следующее евангельское утверждение: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня»? ///
Да исходя из вашей же цитаты, Христос - Бог только для христиан. Если для человека Христос есть Бог, то он христианин. Если нет - не христианин. Для мусульман и иудеев Христос - не Бог. Спасения им не будет. Гореть им в аду.

прот. Андрей (Хвыля) 09.08.2018 в 10:17:54

Приветствую публикацию на столь авторитетном православном сайте статьи Высокопреосвященнейшего митрополита Калужского и Боровского Климента.

Волков 07.08.2018 в 10:31:05

Екатерина:
***Об одном существенном отличии христиан от иудеев и мусульман в статье не сказано ни слова - для христиан Христос – Бог...***
Ну почему Вы «решили», что только для христиан? И разве «порукой» тому не следующее евангельское утверждение: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня»? (Ин.14:6)

Лидия 06.08.2018 в 20:22:15

Спасибо, за очень хорошую статью. Хочется чаще слышать голос тех, кто хранит чистоту православной веры, кому чужд экуменизм.

Андрей 06.08.2018 в 16:10:18

Интересный момент. Элохим множественное число, Элоах (аллах) единичное. Получается Элохим это Единый Бог в множественном числе, то есть Единица в Троице и Троица во Единице. В Библии всё точно, поэтому написано Элохим, а не Элоах. Хотя противники всячески стараются что-то придумать в толковании этих имен, лишь бы не было Троицы.

Волков 06.08.2018 в 10:27:22

Материал умный, концептуально емкий, живой… Взгляд глубоко думающего человека-фундамента.

Екатерина 06.08.2018 в 09:59:02

Об одном существенном отличии христиан от иудеев и мусульман в статье не сказано ни слова - для христиан Христос - Бог. Для иудеев и мусульман - нет. А это и есть главное различие, которое не преодолеть. И брататься не получится.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс