Актуальные статьи
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении
Когда вся православная общественность мира обсуждала беспредел «восточного папы» Константинопольского патриарха Варфоломея в отношении канонических прав РПЦ и ее части – Украинской Православной Церкви, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) нанес очередной, «рабочий» визит в Ватикан. Для тех, кто не в теме налаженного ОВЦС «гуманитарного и богословского диалога» с Римом хватило объяснения в том духе, что «Иларион спешил рассказать папе Франциску о беззаконии Варфоломея».
Посещение митрополитом Иларионом Ватикана было весьма насыщенным: он успел и поучаствовать в качестве почетного спикера на пленарной сессии XV Генеральной ассамблеи Синода епископов Католической Церкви в Ватикане, и провести «братскую встречу» с председателем Папского совета по содействию христианскому единству (читай – главного смотрящего за объединением православных и католиков под пятой Ватикана) кардиналом Куртом Кохом, и дать концерт (в качестве композитора) в римской базилике XII Святых апостолов Христа под овации папских нунциев и кардиналов. Ну и разумеется – удостоиться не менее «братской» аудиенции в покоях папы Франциска.
В лучших традициях католических монашеских орденов все переговоры митрополита с понтификом были засекречены, равно как не разглашалась и основная часть беседы папы Франциска и Патриарха Кирилла в Гаване, как и долгое время держалась в секрете согласованная загодя дата их встречи и т.д. Секретность, чуждая православной соборности – вообще любимая тема Илариона. Продолжил он ее развивать и в интервью, данному итальянскому изданию II Messaggero. Приведем прямую цитату из беседы, выложенной на официальном сайте ОВЦС:
«– Как Вы думаете, в 2019 году или в какое-то иное ближайшее время может состояться поездка Папы Римского в Москву?
– Это вопрос, который будет решаться в ходе двусторонних обсуждений между Римско-Католической Церковью и Московским Патриархатом.
– Но когда?
– Не могу Вам сказать.
– Почему столько секретности?
– Потому что отношения между Православной Церковью и Католической Церковью развивались в течение почти тысячи лет в достаточно сложном контексте. Эти сложности постепенно преодолеваются, но преодолены они еще не вполне. В православном народе существует очень большое предубеждение против католиков, и мы никоим образом не должны рисковать единством наших Церквей и миром в наших Церквах. Поэтому мы должны в наших взаимоотношениях продвигаться с той скоростью, с какой это возможно. С той скоростью, которая будет приемлема для нашего церковного народа. Приведу один пример. Когда Патриарх Константинопольский Афинагор встретился с Папой Римским Павлом VI и произошло взаимное снятие анафем, почти все афонские монастыри перестали поминать Константинопольского Патриарха. Мы не должны создавать подобной ситуации, нужно двигаться постепенно и спокойно, чтобы не вносить соблазн в сердца наших верующих».
Естественно, подобные высказывания тут же породили множество слухов в блогосфере. И вот уже главный спикер РПЦ по взаимодействию со СМИ Владимир Легойда начал успокаивать православных: дескать, вопрос о визите римского папы в Россию на повестке дня не стоит...
* * *
1. Союз с папой Римским против Константинополя?
Вопрос возможной поездки папы Римского в Москву будет решаться в ходе двухсторонних обсуждений между Ватиканом и Московским Патриархатом; спешка в этом деле не нужна, чтобы «не вносить соблазн в сердца верующих», заявил председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион в интервью итальянскому изданию IlMessaggerо, передает РИА Новости. «Это вопрос, который будет решаться в ходе двухсторонних обсуждений между Римско-католической церковью и Московским патриархатом», – сказал митрополит, отвечая на вопрос о том, может ли в 2019 году или в какое-то иное ближайшее время состояться поездка папы Римского в Москву.
19 октября в Апостольском дворце в Ватикане состоялась встреча председателя ОВЦС МП митрополита Волоколамского Илариона с папой Римским Франциском, сообщает сайт ОВЦС МП. Особое внимание в ходе встречи было уделено церковной ситуации на Украине. Митрополит Иларион ознакомил Франциска с решениями, принятыми Священным Синодом Русской Православной Церкви 15 октября в Минске в связи с неканоническими действиями Константинопольского патриархата.
Трудно представить лучший способ дискредитации священноначалия Русской Церкви, нежели разговоры о подготовке визита папы Римского в Москву в разгар кризиса и разрыва канонического общения с Константинополем. Получается, что мы занимаем жесткую позицию в отношении законной Православной Церкви, Священноначалие которой нарушило каноны, но готовы занять более мягкую позицию в отношении Католической церкви, нарушившей не только каноны, но исказившей само церковное вероучение, священные Догматы Церкви. В отношении церкви, которую многие наши святые отцы прямо называли еретической.
Некоторые наши официальные церковные лица из числа сотрудников ОВЦС активно используют совершенно неприемлемое сравнение кризиса в отношениях с Константинополем с «великой схизмой» 1054 года. Может быть, на начальном этапе тогдашний разрыв Константинополя с Римом и можно уподобить нынешнему каноническому кризису в мировом Православии, но нельзя при этом делать вид, что не было дальнейшего нарушения Римом канонов, что вывело Католическую церковь за пределы Церкви, превратило их из православных в инославных.
Возможно, кому-то в нашем церковном руководстве кажется вполне уместным в борьбе против самоуправства Константинополя попытаться заключить союз с папой Римским...
Думается, что такой шаг может привести только к углублению кризиса. Не только визит Понтифика в Москву, но даже разговоры о его возможности только приведут к дискредитации нашего Священноначалия не только в глазах верующего народа, который твердо воспринимает католиков как еретиков, но и в глазах верующих всего православного мира.
Сегодня на стороне Русской Православной Церкви в борьбе с зарвавшимся нашим собратом – Константинопольским патриархатом – правда. А правда всегда была главным русским оружием. «Не в силе Бог, а в правде», – этот девиз святого благоверного князя Александра Невского да послужит нашему Священноначалию путеводной звездой в разрешении кризиса в отношениях с Константинопольским патриархатом.
Редакция «Русской народной линии»
2. Председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) забыл о русских на Украине: «УПЦ МП – это не российская Церковь»
Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев) уверен, что прихожане канонической Церкви на Украине считают себя не русскими, и Россия – не их страна, а потому и сам заявил, что УПЦ (Московского патриархата) – не российская Церковь.
Вот как он прокомментировал инициативу украинских властей переименовать УПЦ (МП) в Русскую церковь на Украине: «Переименовать Церковь именно сейчас, когда конфликт между Украиной и Россией находится в острой стадии, переименовать ее в Российскую церковь – это все равно, что в фашистской Германии на еврея нацепить желтую остроконечную звезду, это значит маркировать Церковь как вражескую организацию, и именно для этой цели был создан этот законопроект» – сказал митрополит Иларион 30 сентября в эфире программы «Церковь и мир» на канале «Россия-24».
По мнению митрополита Илариона (Алфеева), украинские власти хотят полностью захватить Украинскую Православную Церковь, «они хотят ее поставить вне закона, для этого создаются разного рода законопроекты».
Митрополит Иларион пояснил, что Украинская Православная Церковь – это «не российская Церковь, это Украинская Церковь, и верующие этой Церкви считают себя украинцами, они патриоты своей страны».
«Хотелось бы напомнить митрополиту, что евреи в нацистской Германии оставались евреями, не отрекались от своего родства, невзирая на жёлтые звёзды, – отметил в этой связи православный публицист Дмитрий Скворцов. – Печально, что единоверцев на Украине ближайший помощник Патриарха Кирилла считает менее верными своим корням».
По мнению Скворцова, перерегистрация УПЦ (МП) в «РПЦ на Украине» лишь ускорит перебежки в псевдоканоническую «Единую православную украинскую церковь» или «Украинский экзархат Экуменического патриархата» всех тех из духовенства и клира, кто тяготился принадлежностью к Московскому патриархату, но держался за статус каноничности: «Церковь таким образом очистится. И эта очищенная от всего наносного Церковь будет называться Русской. Пусть даже и станет она (очень хочется верить, что на короткое время) катакомбной. Большинство верующих к этому готово. И это то большинство, для которого православная Русь – не чужая страна. И для которых принадлежность к тысячелетней Русской Церкви важнее двадцатипятилетнего «украинского патриотизма».
В условиях нарастающего противостояния вокруг Православия на Украине часть верхушки Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) продолжает уповать на дружбу с врагами Православия в лице украинских нацистов. Так, в интервью изданию «Страна» управляющий делами УПЦ МП митрополит Антоний (Паканич) сравнил церковную автокефалию с республиками Донбасса, подчеркнув свое пренебрежительное отношение к ДНР и ЛНР.
«Это раскол. Это тот же сепаратизм. И нам еще предлагают потом к этой новой квазицеркви присоединиться. Это то же самое, как если бы т. н. “ЛНР” и “ДНР” объявили законным государством, к которому должна будет присоединиться Украина. Вот, что сейчас хотят сделать с нашей Церковью», – заявил владыка.
На кого рассчитаны подобные заявления? Конечно на украинских «патриотов». Митрополит Антоний, по всей видимости, рассчитывает, что с бандеровцами и их западными покровителями все еще можно «полюбовно» договориться о прекращении вражды и гонений на православных. С такими темпами вскоре можно ожидать предложений от иерархов УПЦ МП о совместном крестовом походе против «нерадивых сепаратистов».
Следует отметить, что митрополит Антоний достаточно последователен в своем рвении отречения от русскости. Не так давно он рьяно доказывал, что УПЦ МП – это не Русская церковь.
«Политики с помощью раскольников хотят переименовать нас из Украинской Православной Церкви, которой мы являемся, в “Русскую Церковь в Украине”, хотят сделать нас чужими. Хотят, чтобы все было наоборот. Раскольники стали каноническими, а каноническая Церковь стала раскольнической или хотя бы чужой для своего народа», – заявил он.
В этой связи стоит напомнить, что параллельно с внешней атакой на Православие на Украине действует достаточно мощная «пятая колонна» внутри УПЦ МП, которая еще до озвученных патриархом Варфоломеем намерений о предоставлении автокефалии любыми способами пыталась разрушить единство с Московским Патриархатом. И заявление председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева), что Украинская Православная Церковь МП – это «не российская Церковь», полностью согласуется с взглядами русофобов и криптоавтокефалистов внутри УПЦ МП.
Главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов констатирует провал ОВЦС в ситуации вокруг дарования автокефалии Церкви на Украине:
«Ситуация вокруг украинской автокефалии наглядно продемонстрировала провал нашего, как казалось, совсем недавно могущественного и эффективного, Отдела внешних церковных связей (ОВЦС). Константинополь занимается откровенным разбоем, но мы не слышим дружного осуждения его действий со стороны братских Православных Церквей. Есть какие-то разрозненные невнятные выступления отдельных предстоятелей и архиереев. В чем же дело?
Думается, это результат того, что ОВЦС практически забросил работу «на православном направлении», сосредоточив все усилия на контактах с Ватиканом. Глава Отдела митрополит Иларион (Алфеев) – частый гость в Риме, постоянно происходят “дружеские встречи” с Папой и его представителями, концерты и собеседования, а иногда и совсем противозаконные совместные молитвы, будто католики вовсе не еретики, а такие же православные христиане, только “немного по-другому верующие”. Порой даже складывалось впечатление, что наше Священноначалие соревнуется с тем же патриархом Варфоломеем, кого папа Франциск сильнее похвалит и кто будет ближе к Ватикану.
Как на эти игры с Ватиканом реагируют во всем остальном православном мире, ОВЦС явно не интересовало. И вот мы пожинаем плоды этого высокомерия церковной Москвы, – Православные Церкви не встали дружно на защиту Русской Православной Церкви, страдающей от разбойничьих действий Константинополя. Вдобавок митрополит Иларион еще и оскорбил патриарха Варфоломея прямым намеком, что он дает автокефалию Украине за взятку. Может, это и правда. Скорее все, что правда. Но об этом должны писать журналисты и говорить неофициальные церковные лица, но не глава церковной дипломатии. Патриарх Варфоломей не стал скрывать свое раздражение даже во время встречи с Патриархом Кириллом в Стамбуле, настолько он разозлён».
Провокационное заявление митрополита Илариона (Алфеева), что УПЦ МП не является российской Церковью, произнесенное владыкой в то время, когда стамбульский патриарх Варфоломей намеревается предоставить Церкви на Украине антиканоническую автокефалию и развязать тем самым религиозную смуту среди русских людей, а его американские покровители и кураторы ведут против нашей Родины на территории Украины информационную и гибридную войну, носит откровенно пораженческий и национал-предательский характер. Исторически никакой «украинской» Церкви никогда не было, а была только Церковь Русская (Российская). И Православная Церковь на Украине должна быть только Русской! Тем более, что в Уставе УПЦ МП черным по белому прописано, что она является частью Русской Православной Церкви.
3. Причины беспомощности церковной дипломатии ОВЦС, или Кто убаюкивал патриарха Кирилла «сказками» об Украине?
Понятно, что Фанар, волюнтаристски отменивший акт 1686 года о переходе Киевской митрополии Константинопольского патриархата под юрисдикцию Московского патриархата, на этом не остановится. То, что оборачивается религиозным пожарищем на Украине, грозит перекинуться в другие регионы…
Самым пагубным образом на «здоровье» РПЦ влияет ситуация с так называемым предоставлением автокефалии «Украинской Церкви», которая частью российского общества воспринимается крайне болезненно, а у другой его части вызывает рост протестных антигосударственных настроений. Хватает и элементарного злорадства. И, что крайне прискорбно, особым образом стоит отметить тот факт, что негативное развитие этот сюжет получил не без помощи, вольной или невольной, высокопоставленных чиновников Отдела внешних церковных связей Московской патриархии (ОВЦС), которым руководит митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).
В частности, один из заместителей главы ОВЦС постоянно убаюкивал как свое руководство, так и своих конфидентов в администрации президента России, курирующих внешнеполитический блок, «сказками», что у «нас все под контролем». Во время визита делегации Константинопольского патриархата (9 июля) в Москву и подготовки прямых переговоров патриарха Кирилла с патриархом Варфоломеем (31 августа) в Стамбуле этот церковный чиновник дал ложные заверения об отсутствии у Фанара намерений решать в обход Русской Православной Церкви вопрос о предоставлении «Украинской Церкви» автокефалии. Между тем уже 7 сентября Константинопольский патриарх назначил двух экзархов и отправил их на Украину с целью изучить вопрос о состоянии там дел. Чем это закончилось, мы видели на днях, когда по итогам визита экзархов собрание епископов Константинопольской Церкви вынесло определенное решение.
А ведь были и те, кто доводил до российского светского и церковного руководства информацию о готовности Фанара начать реализацию сценария создания автокефальной «Украинской Церкви», что назначение экзархов планировалось еще на 28 июля. Но заместитель главы ОВЦС, о котором мы ведем речь, предпринял активные усилия, чтобы убедить власти в том, что взаимопонимание с Константинопольским патриархатом достигнуто и последний не будет активно действовать в поддержку автокефалии «Украинской церкви». При этом тех, кто бил тревогу, обвиняли в паникерстве и распространении ложных слухов. В результате необходимые упреждающие меры не были предприняты, а Московский патриархат был застигнут решениями Константинополя, что называется, врасплох. В свою очередь и митрополит Иларион делал невнятные заявления об «исчерпанности средств церковной дипломатии» на Украине, фактически самоустраняясь от участия в решении принципиально важного для РПЦ вопроса.
Таким образом, на наш взгляд, политика действующего руководства ОВЦС на украинском направлении оказалась неудачной. И это требует привлечения дополнительных сил для анализа информации и выработки новых церковных и государственных мер.
Директор Международного фонда «Христианская солидарность» Дмитрий Пахомов
Благодатный Огонь
Карта Cбербанка: 2202 2062 6781 2241
ЮMoney (Яндекс-Деньги): 410012614780266
Олег Евсеев 02.08.2019 в 22:51:59
Украинская Церковь совсем не русская. Её иерарх признал, что в конфликте на Донбассе с обоих сторон его паства. Т.е. изверги и убийцы и их жертвы - все православные и все из УПЦ, Таком образом, геноцид осуществляется правительством Украины с согласия УПЦ. Разве это возможно в Русской Церкви? Удивительно, что этого не замечает никто из РПЦ, как уже и ранее было с Грузинской Церковью и грузинским геноцидом абхазов и осетин. Ну подумаешь православный геноцид! Вот Ватикан и ОВЦС - тема!!!