Актуальные статьи
Константинопольский патриархат и русское старообрядчество: два взгляда
I.
Недавно митрополит Галльский Эммануил, представляющий Константинопольский патриархат, заявил о том, что пресловутый Томос о «независимости украинской церкви» будет дан уже в ближайшие недели. Естественно, это будет означать начало массовых захватов раскольниками храмов Украинской Православной Церкви, находящейся в единстве с Русской.
Новые шаги патриарха Варфоломея, который под руководством Вашингтона и Ватикана приступил к завоеванию канонических территорий Русской Православной Церкви, заставили весь мир заговорить о якобы воскресшем «втором Риме». А ведь еще недавно крошечный Константинопольский патриархат, в незапамятные времена получивший этот пышный титул, мало упоминался в мировых СМИ. И понятно, почему: ведь вся паства Варфоломея в Турции составляет лишь около трех тысяч человек, если не меньше. Правда, еще миллиона полтора прихожан есть у него в Америке, некоторое количество – в Европе. Но все равно, это весьма мало – меньше даже, чем в небольшой Болгарии или в урезанной агрессией НАТО Сербии, не говоря уж о громадном Русском мире, где находится большинство православных. Да, с учетом пышного прошлого Ромейской (Византийской) империи Варфоломей до сих пор носит титул Вселенского патриарха, но все давным-давно относились к нему только как к старинному реликту, не имеющему реального содержания. Реально Варфоломей является всего лишь государственным служащим Турции, причем скованным многими унизительными ограничениями в своей деятельности в этом мусульманском государстве.
Однако теперь правительство США и его партнеры из Ватикана дали Варфоломею большие политические, информационные и финансовые ресурсы для раскола Русской Православной Церкви с помощью «дарования автокефалии Украине», на что он не имел никаких прав по канонам.
И вот ныне мы наблюдаем картину, когда Варфоломей стал реальным претендентом на роль «православного папы». Призрак «второго Рима» громко заявил о себе через 565 лет с момента своего падения под ударами мусульман. Впрочем, на самом деле он пал еще 570 лет назад – с момента подписания им Флорентийской унии, которая духовно подчинила его Западу. Грозное нашествия турок на Константинополь спустя 5 лет стало только отражением и следствием этого духовного падения, унии с впавшим в ересь Римом.
И теперь, спустя столько веков, мы видим картину как будто бы «воскрешения второго Рима» в противовес реальному третьему Риму – Москве…
Исходя из привычки руководства США и Евросоюза осуществлять реконструкции проектов, некогда бывавших в истории, вполне можно ожидать теперь «реконструкции» великого раскола в России XVII века.
На сегодня в РФ насчитывается примерно полтора миллиона старообрядцев, а, по некоторым оценкам – и до двух миллионов. Они сами, в свою очередь, расколоты на множество направлений и «согласий»: от «белокриницкого согласия» до «беспоповцев». Речь здесь не идет о так называемых единоверцах – о тех православных, которые влились в ряды Русской православной церкви, сохранив при этом свой старый обряд. Речь идет о тех, кто остался в расколе. Многие из них, как и украинские «филаретовцы», были бы совсем не против легализации в каноническом поле мирового православия с помощью Константинопольского патриархата. Конечно, здесь наблюдалась бы полнейшая эклектика: вроде бы как правые традиционалисты-старообрядцы слились бы в объятиях с леволиберальным Варфоломеем. Однако значительная часть старообрядцев в своей крайней неприязни к официальному Русскому православию уже многократно вступала в союз с революционными либералами, социалистами и просто разбойниками. Особенно ярко это проявилось в период революционных брожений в 1905–1907 годах и в 1917 году. Тогда многие богатые старообрядческие предприниматели проявили себя, увы, не самым лучшим образом, финансируя либералов и большевиков, лишь бы навредить ненавистной им официальной Церкви и царской власти. Вся трагедия той же Гражданской войны и последующей разрухи во многом является делом рук подобных богачей. Достаточно вспомнить фамилии Мамонтова, Рябушинского, Морозова, которые прямо финансировали террористов в пику ненавистным им властям, которым они не могли простить исторических обид. Да, так поступали отнюдь не все купцы-староверы, но многие из них.
Да и в более давние времена многие старообрядцы нередко поддерживали смуты в России: те же мятежи Стеньки Разина и самозванца Пугачева были бы невозможны без их участия и поддержки.
С весьма высокой долей вероятности можно предположить, что теперь, когда Варфоломей и стоящие за ним Вашингтон и Ватикан, окончательно встали на тропу войны против Русской Православной Церкви и России, они постараются раздуть исторические обиды староверов, и подключить их к Константинопольскому патриархату.
Конечно, многие старообрядцы – честные люди, преданные России, и они откажутся сотрудничать со столь темными силами. Однако может найтись и немало желающих это сделать, тем более что все подобные шаги будут хорошо финансироваться.
Вполне возможно, что Варфоломей постарается включить в свои ряды и клириков, по разным причинам недовольных пребыванием в РПЦ, и раскольников всех видов: от приходов «Киевского патриархата», давно уже официально существующих на территории РФ, до «Российской православной автономной церкви». Однако их всех во много раз меньше, чем старообрядцев.
И ответить на это беззаконие можно и нужно тоже реконструкцией, а точнее – восстановлением чистоты канонов в мировом православии, повторением той ситуации разрыва отношений с впавшим в Флорентийскую унию Константинополем, которая была в середине XV века.
В этом плане можно только приветствовать решение Русской Православной Церкви о разрыве отношений с впавшим в ересь «восточного папизма» Варфоломеем. Безусловно, необходим созыв совещания поместных православных Церквей для разбора его канонических преступлений и осуждения церковным судом. Необходимы и усилия светских властей России по защите прав православных граждан Украины, ибо их попрание бьет по национальной безопасности РФ.
Игорь Друзь, церковный публицист
II.
Другой точки зрения придерживается известный русский философ и политолог Александр Дугин, который видит в событиях, связанных с притязанием стамбульского патриарха Варфоломея на каноническую территорию Русской Православной Церкви, уникальный шанс для преодоления раскола XVII века. Александр Дугин утверждает, что кризис в отношениях с Константинополем приближает нас к русским корням Московского православия, к возвращению к Русскому историческому православному самосознанию, к Русской сотериологической миссии, к Русской роли в эсхатологические времена, что было порушено антирусской кампанией греческих иерархов в XVII веке.
Благодатный Огонь
Карта Cбербанка: 2202 2062 6781 2241
ЮMoney (Яндекс-Деньги): 410012614780266
Александр Шунин 09.11.2018 в 15:23:29