Богородица

Актуальные статьи

Обращение деятелей культуры к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

20.06.2010


Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

Ваше Святейшество!

Хорошо известна непреходящая роль Русской Православной Церкви в утверждении ценностей подлинной культуры. Не менее известно и Ваше, Ваше Святейшество, неизменное участие в утверждении этих ценностей. Именно поэтому мы убеждены, что Вам будет понятна наша озабоченность по поводу некоторых последних событий.

В частности, обратиться к Вам нас вынуждает получившая печальную известность художественная акция, организованная в одном из московских храмов. Мы имеем в виду выставку "Двоесловие/Диалог" (кураторы "Гор Чахал" и дьякон Феодор Котрелев), прошедшую в храме св. мц. Татианы при Московском Университете.

Несмотря на обнадеживающее название выставки, организаторы выставки не смогли убедительно и однозначно объясниться с российской общественностью как относительно своих целей, так и простых фактов. Например, по некоторым утверждениям, выставка проходит на нейтральной территории между Церковью и миром, каковая именуется "пространством для диалога". С другой стороны, сами организаторы подчеркивают, что она проходит в притворе храма, то есть все-таки в самой церкви. Происходит ли выставка на светской территории, "в актовом зале" или в храме – так и осталось неясным.

Настораживает уже само обращение кураторов, один из которых – священнослужитель, к так называемому "актуальному искусству". Вам, Ваше Святейшество, несомненно памятны отвратительные богохульные скандалы "актуальных художников" О. Кулика и А. Бреннера, А. Тер-Оганьяна, рубившего иконы в московском "Манеже", кощунственная выставка "Осторожно, религия", по поводу которой Вы, Ваше Святейшество, столь убедительно выразили позицию Церкви, выразив надежду, "что это преступление никогда больше не повторится в нашей стране", выставка "Россия-2" в галерее Марата Гельмана, выставка "Запретное искусство-2006", дело о которой находится в настоящее время в суде и другие.

По поводу "Осторожно, религия!" вынесено решение суда, признавшее организаторов виновными в разжигании религиозной и межнациональной розни (часть 2 статьи 282 УК РФ). А на процессе по делу о "Запретном искусстве" позицию Церкви выразил представитель Патриаршего совета по культуре: "На данной выставке христианские и религиозные символы с откровенным издевательством помещаются рядом с непристойными картинками и нецензурными выражениями, что глубоко оскорбляет чувства верующих".

Таким образом, диалог Церкви с "актуальным искусством" давно идет, и свидетельством тому участие Церковной иерархии и органов церковного управления в осуждении кощунственных выставок.

К сожалению, наши опасения относительно выставки "Двоесловие/Диалог" оказались небеспочвенными. Однозначное осуждение вызвали провокационные в пространстве храма работы "Черная Троица" (Никита Алексеев), "Имена Бога" (автор – "Гор Чахал"), "Спасайся, кто может" (Александр Сигутин).

Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов) справедливо пишет относительно последнего экспоната: "Один из экспонатов меня серьезно огорчил. Это тот, где славянской вязью написано: «Спасайся, кто может!». Церковно-славянское письмо, безусловно, предназначено только для священных текстов. Здесь, с моей точки зрения, явно перейдена грань не только вкуса. Это же касается и игры со словом «спасение»".

Мало того, выяснилось, что выставка в притворе храма стоит в одном ряду с предыдущими кощунственными акциями: "Юный безбожник" (1998), "Осторожно, религия" (2003), "Россия-2" (2005), "Запретное искусство" (2006).

Участники выставки "Двоесловие" Г. Оганисян ("Гор Чахал") и А. Филиппов известны своей защитой А. Тер-Оганьяна, сбежавшего за границу от суда по факту возбуждения национальной, расовой и религиозной вражды.

В ходе "Двоесловия" демонстрируются работы участников выставки "Осторожно, религия": А. Сигутина, К. Звездочетова, А. Филиппова, группы "Синий суп" (Алексей Добров, Даниил Лебедев). В притворе храма выставлена даже одна из работ, проходивших в качестве доказательств по делу "Осторожно, религия": "ХВ" ("Синий суп").

Картина "Гора Чахала" "Имена Бога" была частью экспозиции скандально известной выставки "Россия-2".

Дм. Врубель – автор издевательского "Евангельского проекта" – в настоящее время выступает на стороне защиты в деле о "Запретном искусстве", где свидетельствует против Церкви, осуждающей кощунственную выставку.

Как такое могло произойти, организаторы выставки "Двоесловие" не объясняют, при этом явно сознавая провокационность своей акции. Так, куратор дьякон Федор Котрелев признавался в интервью РИА "Новости", что "допускает возможность конфликта с народом" и заранее "предполагает, какие произведения вызовут нарекания".

Мы знаем, что эти заявления означают в контексте "актуального искусства", которое культивирует только скандал и соблазн. Но в Церкви и от лица, облеченного саном, мы не ожидали услышать, что соблазн и скандал могут быть запрограммированы и задуманы как "церковно-художественная" акция. Таким образом, диалог в представлении организаторов "Двоесловия" – это полный переход на позиции "актуального" эпатажа, без всякого намека на церковность.

Что общего у Русской Православной Церкви с этим антиобщественным явлением? Разумеется, ничего! Поэтому мы не можем иначе оценить слова и действия организаторов выставки "Двоесловие/Диалог" как направленные на создание двусмысленности в этом ясном вопросе.

Ваше Святейшество, мы не сомневаемся, что Ваша позиция, как и позиция Русской Православной Церкви, относительно высокой роли культуры и искусства в жизни общества остается неизменной.

"Актуальное искусство" находится вне пределов этой культуры, и его влияние на общество заключается в создании череды скандалов. Это разрушительно и для культуры, и для общества, и для Церкви.



Распутин, Валентин Григорьевич,
писатель, лауреат премии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2010), дважды лауреат Государственной премии СССР, лауреат многочисленных литературных премий

Сидоров, Валентин Михайлович, народный художник России, лауреат Государственных премий СССР, РСФСР, РФ, член президиума Российской академии художеств, профессор

Бурляев, Николай Петрович, народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, председатель Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов, президент международного кинофестиваля "Золотой Витязь"

Крупин, Владимир Николаевич, писатель, сопредседатель Союза писателей России

Харламов Сергей Михайлович, народный художник России

Недоступ, Александр Викторович, доктор медицинских наук, профессор, председатель Обществ православных врачей Москвы и России, сопредседатель Церковно-общественного совета по биомедицинской этике при Московской патриархии

Троицкий, Всеволод Юрьевич, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник ИМЛИ РАН, Председатель комиссии по преподаванию русского языка и литературы в школе Отделения литературы и языка РАН

Александров, Константин Константинович, заслуженный художник России

Бубнов, Василий Александрович, заслуженный художник России, действительный член Российской Академии художеств

Волова, Людмила Семеновна, член МСХ, заслуженный художник России

Воробьев, Анатолий Алексеевич, заслуженный художник России

Дедова-Дзедушинская, Марина Михайловна, художник-монументалист, лауреат международной премии Германо-советской дружбы

Ильин В.Л. член МСХ

Клименко, Ирина Васильевна, иконописец

Кушнеровская, Галина Сергеевна, член Ассоциации искусствоведов (АИС)

Медведев, Никита Всеволодович, заслуженный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств

Михайлов, Лев Дмитриевич, заслуженный художник России, профессор

Николаев, Иван Валентинович, заслуженный художник России

Осин, Олег Иванович, заслуженный художник России

Решетников, Виктор Александрович, член МСХ

Толмачев, Василий Михайлович, доктор филологических наук, профессор МГУ

Фомичева Ольга Георгиевна, заслуженная артистка России

Шапошникова, Валерия Сергеевна, заслуженный художник России

Щербина, Вячеслав Николаевич, художник-монументалист, член CX CCCP (МСХ), член Союза художников России

20 июня 2010 года


К данному Обращению продолжают присоединяться деятели культуры. Вот некоторые имена:

Артемьев, Алексей Валерьевич, член МСХ, член Искусствоведческой комиссии при Патриархе Московском и всея Руси Кирилле

Назарук, Вячеслав Михайлович, лауреат Государственной премии СССР, профессор живописи, действительный член международной педагогической Академии, академик

Конончук, Николай Степанович, художник-живописец, член МСХ

Наумова, Марина Васильевна, член МСХ, художник-реставратор высшей категории, заслуженный работник культуры

Горелова, Татьяна Васильевна, художник-живописец, член Союза художников России

Зайцев, Николай Егорович, заслуженный художник России, член правления МСХ

Зайцев, Егор Николаевич, художник, член МСХ

Таежный, Григорий Викторович, художник, член Союза художников России

Петров, Дмитрий Валерьевич, художник, член Союза художников России

Петрова, Элеонора, художник, член Союза художников России

Шихирева Татьяна Сергеевна, заслуженный художник России, член правления МСХ

Архипов Юрий Иванович, член Союза писателей России, доктор филологических наук

Куприянов, Вячеслав Глебович, член Союза писателей России, член Союза писателей Сербии, член Российского ПЕН-клуба.

Калинин, Юрий Михайлович, член Союза писателей России

Мкртчян, Елена Владимировна, певица, лауреат Пушкинской премии

Слободников, Виктор Иванович, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Образования

Щур, Вера Григорьевна, редактор журнала «Вопросы психологии»

Воробьев, Сергей Иванович, доктор биологических наук, профессор, действительный член Российской Академии Естественных Наук

23 июня 2010 года



Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Странница 23.07.2010 в 21:37:22

Спаси Господи всех, подписавших это письмо. Думается, это тот случай, когда молчанием предаётся Бог. Мы все просто не имеем права оставаться в стороне. Читая про выставку, я вспоминала, как русский верующий народ свёл на нет обновленческую «церковь». Храмы их опустели – и всё. Не осталось на русской земле места обновленцам. Готовы ли мы сейчас поступить так же? Можем ли мы выразить свою позицию так же просто, смиренно, но решительно, сказав «нет» модернистам? Хорошо сказал отец Тихон: «Главное – надо быть готовым к последовательному и обоснованному отстаиванию своих христианских, православных позиций. Наверное, это и есть первый шаг соборности». Генри Ли, как Вы, однако, испугались христиан! Кто же Вы, пугливый господин, боящийся кротких христиан и думающий, что они ратуют за неграмотность? Одно ясно, кто бы Вы ни были, Вам явно недостаёт образования. Всё русское искусство, вся русская культура выросли из христианства. Живопись, литература, музыка, архитектура – все высочайшие образцы искусства созданы христианами, на камне веры, и благодаря ей. Церковь на Руси всегда была центром просвещения, даже до самой революции церковно-приходские школы давали людям прекрасное, полноценное, всестороннее образование. Это исторический факт. Не знать этого, равно как и того, что Православие стоит на камне Св. Писания, может только тот, кто не хочет знать ничего.

Генри Ли. 21.07.2010 в 22:33:51

В школы только не лезьте. Дайте детям самим разобраться в жизни, а то скоро в пещеры уйдем. Хотя вашему духовенству это и нужно - неграмотными легче управлять. А авторы, видно, боятся конкурентов, жалобу накатали. Деятели культуры. Оно и понятно в православии личность и оригинальность понятие вредное. А еще, объеясните, почему в православии все делается вопреки написаному в библии? Не называй никого "отцом" кроме господа, не поклоняйся изображениям, и не помню, что бы Христос завещал наряжаться в расшитые золотом наряды и брать деньги за церковные услуги. Вроде с этим боролся. Ну да ладно, видно в пустую пишу, модератор все равно не пропустит. Тряситесь над своими храмами.

Владимир 05.07.2010 в 18:22:44

Вере.
Вполне может быть, что художники эти пришли не для того что бы осквернить... но они в вере разбираются как свинья в апельсинах... Батюшке бы им курс кахетизации провести, потом бы хотя бы годик чтения молитвенных правил каждый день, как все нормальные верующие делают (или стремятся, по крайней мере), с посещением служб хотя бы раз в месяц, с причастием. а потом уже выставлять их работы. Я уверен, что работы их были бы иные вовсе. А пока они во храме - как слон в посудной лавке, даже если не хотят осквернять - то потопчут. Дай им Бог воцерковиться как надо!! Теперь же все, что критикует подобные "хождения в народ", когда ради приобщения 5 рокеров, художников или байкеров, подвергается поруганию Православная традиция, а то и догматы - все это объявляют "миссиофобией". Неужели души 5 рокеров весят больше, чем души тысяч простых прихожан?

Галина Борсуковская 05.07.2010 в 14:16:49

Всей душой поддерживаю авторов письма к Патриарху. Очень рада тому, что среди них много художников. Чтобы не думали люди, что все современные художники забыли, что такое настоящее Искусство. Ведь художники испокон веков СЛУЖИЛИ Церкви. Само искусство было неразрывно связано с религией, поэтому люди привыкли доверять искусству и уважать художников. Но тот, кто прикрывается честным именем Художника, кто воспользовался покровительством самой Церкви для того, чтобы стравить искусство с Церковью – тот злоупотребил доверием. И да не будут обмануты люди - это не художник уже, а отступник. Перефразируя известного галерейщика Марата Гельмана, который сказал, что «...мракобесы нападают на художников, прикрываясь Церковью», скажем, что мракобесы теперь нападают на Церковь, прикрываясь искусством.

Елена 26.06.2010 в 10:42:41

На сайте <...>.ru, в комментариях к статье прот. Александра Шаргунова по поводу выставки в Татианинском храме попробовала разместить свой комментарий. Текст довольно нейтральный - обращение к пастырям, открывавшим выставку: "Странная позиция пастырей, открывавших выставку: неужели они не понимали, какое смущение вызовет она в среде верующих - и это в то время, когда мир церковный и так весьма неустойчив?"
Модератор не пропустил. Напрашивается вывод: значит, понимали? Пробный камешек - посмотреть, какая будет реакция?

Александр Мельгунов 25.06.2010 в 20:02:27

На сайте "Православие.ру" замечательно написал архимандрит Тихон (Шевкунов):
Новые тенденции в церковной жизни – вот, что по-настоящему волнует и тревожит, вселяет надежду или серьезные опасения, ставит вопрос об их необходимости или вреде, об огромной ответственности за их правильное вхождение в церковную жизнь, в случае, конечно, их действительной и неоспоримой пользы. По всей видимости, именно это предстоит обсуждать на Межсоборном присутствии и во всей Церкви. Нравится нам это или не нравится, но это так. Поэтому, возможно, главным итогом события в Татьянинском храме является то, что мы все больше сознаем, что наступает время, когда, порой с самых разных сторон, нам будет предложен самый разный и неожиданных диалог. Иногда предложен, иногда навязан. Можно называть это как угодно, но главное – надо быть готовым к последовательному и обоснованному отстаиванию своих христианских, православных позиций. Наверное, это и есть первый шаг соборности, еще до того, как Церковь возгласит «Изволися Духу Святому и нам».
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/35759.htm

Раиса 25.06.2010 в 18:28:04

На Западе до II Ватиканского собора все именно так и начиналось: выставки в храмах, "икона – это не искусство", мессы в светских учреждениях (и даже на пляжах)...
И все ради всеобщей миссии! Кончилось тем, что храмы опустели.

Галина 22.06.2010 в 05:06:23

Выставка - святотатство страшное. Храм - место сакральное. Никаким произведениям искусства не место в православном храме! Будь это даже картины Шишкина.

Вадим 21.06.2010 в 23:03:11

Елене. Вы пишете:
<<Несколько человек пришли в Храм, пришли со своим искусством<<.
В храм со своим искусством не ходят. Вот если бы они пришли с покаянием к Богу, то это был бы настоящий приход в храм.
Далее Вы пишете:
<<но целью художников, насколько я поняла, было желание объяснить, что они - люди(в большинстве) верующие в Бога или же уважающие Церковь.<<
Какова была истинная цель их прихода в храм со своим искусством – нам не известна.
Вы считаете, что эти художники
<<верующие в Бога или же уважающие Церковь<<.
Бесы тоже верующие в Бога.
Что касается конкретно личности Гора Чахала – то это художник круга Марата Гельмана – известного русофоба и антицерковного деятеля. Выставка Гора Чахала, проходившая несколько лет назад в галерее Гельмана, была посвящена людям «золотого миллиарда». Мэрилин Мэнсон – священник церкви сатаны – когда был в Москве, посетил галерею Марата Гельмана и видео об этом можно найти в интернете.
Это «искусство» не вызывает у народа НИКАКОГО внимания: оно полностью финансируется западными центрами и существует только за счет вот таких провокационных перформансов. Устроить подобную выставку в притворе храма очень и очень сложно. Эта выставка порождает прежде всего недоверие к нашему священноначалию, поскольку христианами можно быть не только по имени, но и по должности.

АННА РАЙТ 21.06.2010 в 22:34:40

Елене. Уважаемая Елена, я не стану объяснять, что такое храм - не знаю Вашего возраста и духовного опыта. Никому и ни в одной религии не позволено разрушать сакральное пространство своими действиями, пусть даже человек имеет самые благие намерения. В данном случае именно это и произошло. По Уставу Церкви притвор имеет богослужебное назначение. Вы легко можете сами найти ссылки, но вот хотя бы http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/church2/9.html
Специально оговаривается, какая должна быть живопись: "Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая; в притворе находятся различные иконы."
Только тяжелым атеистическим прошлым можно объяснить, что люди (и даже некоторые священники) не понимают, что значит "святое место". Даже церковный двор - уже другое пространство (хотя, конечно, и не храмовое). И даже вокруг двора стараются снимать неблагочестивые картины-рекламы, подобно тому, как рядом со школами запрещают продавать водку и сигареты. И очень странно, как быстро мы понимаем и принимаем безоговорочно правила фирм, в которых работаем - никто даже не нарушит форму одежды на корпоративной вечеринке. Но тут мы не понимаем. Художники могли найти массу форм, чтобы показать, что они - верующие (хотя непонятно, почему это надо показывать). И о.Максим мог сам пойти к ним, и этот визит, несомненно, имел бы резонанс и послужил бы диалогу. Внесение же этих истуканов в притвор превращает его почти что в капище - так в сознании верующих идентифицируется это событие. Произошло поругание храма. Поэтому, безусловно, обращение на данный момент самых уважаемых наших деятелей культуры заслуживает всяческой поддержки. Честь им и хвала!

Вера 21.06.2010 в 21:49:05

Елене.
Вы посмотрите на экспонаты: Черная Троица - разве это искусство? Это ведь поток сознания дегенератов. И подобному дегенеративному творчеству место не в храме Божием, а в районной психбольнице для успокоения душевнобольных.
Вот Вы пишете, что возмущаются этой выставкой воинствующие атеисты. Это протоиерей Александр Шаргунов воинствующий атеист? И другие священнослужители?
Эти художники могли просто прийти в храм, но они пришли храм ОСКВЕРНИТЬ.

Елена 21.06.2010 в 21:30:58

Несколько человек пришли в Храм, пришли со своим искусством... искусство это многим (честно говоря мне в том числе) кажется весьма сомнительным с точки зрения художественной выразительности, но целью художников, насколько я поняла, было желание объяснить, что они - люди(в большинстве) верующие в Бога или же уважающие Церковь. Желание такое у них, видимо, возникло в связи с тем, что подобные им художники нередко декларировали прямо противоположное отношение к вере и к Церкви, что - некоторые из них - стали восприниматься обществом в связи с антирелигиозными акциями... Вот, они объяснили, что это - недоразумение. Этим - приходом людей в Церковь - возмущаются... Остаётся предположить, что те, кто этим возмущается - воинствующие атеисты (а кто ещё мог бы возмущаться приходом людей в храм)...

диакон Андрей 21.06.2010 в 14:55:33

Мне кажется, полезно было бы напомнить, откуда появилось это так называемое актуальное искусство с его обязательной двусмысленностью и кощунствами. Когда смотришь, например, на так называемую "Черную троицу", становится ясно, что этот "шедевр" вышел из знаменитого "Черного квадрата". В свое время народу пытались навязать "Черный квадрат" Малевича, правда большинство его просто не заметило. Этот "Черный квадрат", купленный государством при Швыдком за миллион долларов, открыл дорогу веренице "актуальных художников". Интересно, что в свое время, в 1917 году, Малевич и его соратники тоже объявили себя единственно актуальными, всех остальных художников - буржуазными и реакционными, а попросту говоря - контрреволюционными. И поначалу преуспели в прислужничестве перед новой властью. Их назначили в руководители пролетарского искусства. Малевич даже руководил художественным оформлением первомайской демонстрации на Красной площади. И так называемые концептуалисты - это содержанки новой власти. Им покровительствуют олигархи, они всегда поддерживали Ельцина. И им государство (и особенно международные центры) выдают большие средства. Но успеха они не имеют. Потому и стараются привлечь к себе внимание эпатажем. Причем эпатаж их распространяется только на оскорбление нравственности и христианства. Попробовали бы они затронуть мусульман или иудеев! Многие уже в связи с этой выставкой справедливо говорили, что подлинное миссионерство нуждается в подлинной культуре — например, такой, которую представляют Валентин Распутин, Николай Бурляев и все подписавшие данное обращение к Патриарху. На самом деле, если открыть на вашем форуме продолжение подписей под этим обращением, то к нему присоединятся не только 99% народных и заслуженных художников России. Не только 99,9% православных христиан, но и абсолютное большинство просто нормальных людей, которым еще не удалось навязать это, как сказал протоиерей Александр Шаргунов, «черное окно в пустоту, в черную дыру, которая распахивается все шире».

АННА РАЙТ 20.06.2010 в 23:58:40

Спаси Господи авторов письма! Помощи Божьей им в защите наших святынь от поругания!

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс