http://blagogon.ru/digest/924/

Популярный акафист «Слава Богу за всё!» вводит людей в прелесть

4.10.2019
Алла Тучкова

Широко распространяемый по церковным книжным лавкам акафист «Слава Богу за всё!» является единственным акафистом, составленном вопреки литургической (богослужебной) традиции Русской Православной Церкви на русском, а не на намоленном церковнославянском языке, на котором дома и в храмах вот уже не одно столетие молятся все православные русские люди.

* * *

Я вчера прочитала популярный и продающийся в православных храмах акафист «Слава Богу за всё!» и пришла в ужас. Это произведение явно написал человек, находившийся в прелести. Оно насыщено противоречиями православному учению и даже язычеством. Мало того, этот акафист непостижимым образом вызывает восторги даже против воли того, кто его читает. Священники плюются на этот акафист, но остановить его распространение в народе не могут.

Я читала этот чудовищный акафист целиком два раза – вчера и сегодня. Читала я его немолитвенно и не вслух, а в исследовательских целях и про себя. При этом я была настроена очень критично по отношению к тексту. Но даже несмотря на все это акафист «Слава Богу за всё!» оба раза вызывал в глубине моей души какой-то непрерывный восторг. Это был тяжелый, изматывающий восторг, он мне был крайне неприятен, я никогда таких ощущений не испытываю и, надеюсь, что больше не испытаю. И этот восторг не проходил до конца чтения акафиста. Явно, что тут дело не во мне, а в той сатанинской мерзости, которая заложена в этом произведении. Известно, что когда мы читаем произведения какого-то автора, мы непостижимым образом входим в общение с ним. Вероятно, при чтении этого акафиста человек соприкасается с находившемся в состоянии страшнейшей прелести автором акафиста.

Неутолимая жажда подслащенных эмоциями духовных помоев

Признаков прелести автора в акафисте настолько много, что я не могу их тут все перечислить. Вот лишь некоторые примеры.

«Мягче елея и сладостней сота беседа с Тобой. Окрыляет и живит молитва к Тебе. Каким трепетом тогда наполняется сердце, и как величава и разумна становится природа и вся жизнь!»

Тут автор говорит, что он беседует с Богом. При том, что этот акафист был написан в первой половине ХХ века. Насколько мне известно, беседы с Богом были доступны только величайшим людям древности типа пророков. К ХХ веку народ настолько обмельчал, что такая форма общения с Творцом стала недоступна людям. К этому времени люди максимум, что могли – это получать время от времени сообщения от Бога. Автор также говорит, что его окрыляет молитва. Между тем, прелесть – это разгорячение крови и плоти и всякие восторги и душевные порывы, а истинно духовные переживания тихи, мирны и глубоки. Окрыление в молитве может происходить только у прельщенных людей.

Кроме того, автор пишет, что после бесед с Богом и молитв природа и жизнь становятся для него величавыми. Между тем, те, кто действительно входит в некоторое общение с Богом, после этого вообще не хотят ничего и никого видеть, потому что с Богом не может сравниться ничто и никто. И уж тем более после общения с Творцом никто не назовет природу величавой. Преподобный Григорий Синаит в своей работе «О прелести» пишет, что те, кого коснется благодать Божия, отвращаются от мира и от всего, что в мире, а находящая на человека прелесть не может вызвать ненависти к миру: «Знай, что действия благодати – ясны; демон преподать их не может; он не может преподать ни кротости, ни тихости, ни смирения, ни ненависти к миру; он не укрощает страстей и сластолюбия, как это делает благодать».

«Слава Тебе за умиленные молитвы растроганной души».

Растроганная душа на молитве – это самое настоящее разгорячение плоти и крови, то есть прелесть.

«Ты внезапно блистал в душе моей во время самых сильных радостей жизни. И после молниеносного света Твоего какими бесцветными, тесными, призрачными казались они, душа рвалась за Тобой».

Тут автор говорит, что во время земных радостей, как-то: свадьба великовозрастной дочери, именины матери, повышения по службе, в его душе блистал свет от Бога. Это прелесть. Бог не посещает людей во время «радостей жизни». Тем более Он не блистает в их душе светом. Выражение «душа рвалась за Тобой» говорит о разгорячении плоти и крови. Подвижники не рвутся к Богу, а стремятся к Нему – тихо, упорно, постоянно и неуклонно. У них нет никаких порывов, типа, сидел в трапезной на обеде, и тут вдруг душа стала рваться к Богу.

«Слава Тебе за нашу неутолимую жажду богообщения».

Неутолимая жажда богообщения может быть только у великих святых, а не у тех, кто сочиняет противоречащие православному учению акафисты.

Архимандрит Рафаил (Карелин) пишет в «Двадцати пяти главах о памяти смертной», что есть три степени в служении Богу. Первая ступень – ступень раба, когда человек через упражнения в памяти смертной уничтожает в своей душе образ этого мира, стоящий между ним и Богом, и отрывается от привязанности к этому миру. То есть человек, ложась спать, думает, что он ночью умрет, а за обедом размышляет о том, как он в могиле станет пищей червей. Вторая ступень – наемника, когда человек, борющийся с грехом, чувствует, как благодать иногда утешает его. А третья ступень – это ступень сына, когда у человека «просыпается любовь к Богу, он ищет Самого Бога, а не Божьих даров, он хочет богообщения ради богообщения, он не хочет ничего, кроме Самого Христа. Эта третья ступень доступна лишь очень немногим».

Между тем, из акафиста видно, что автор не только не оторвался от видимого мира, а, наоборот, непрестанно восхваляет его. То есть он не стоит даже на первой ступени. А, значит, его непрестанное стремление к богообщению – это прелесть, это непрестанное стремление к получению бесовских духовных помоев, подслащенных какими-то приятными эмоциями.

«Слава Тебе за откровения Твои, за счастье чувствовать Тебя».

Этот прельщенный еще и считал, что получал какие-то откровения, хотя ясно, что откровения даются людям крайне редко. «Известно, что истинным святым Божиим видения даруются неожиданно, весьма редко, при случаях особенной нужды, по дивному смотрению Божию, а не как бы случилось», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). А уж как человек может чувствовать Бога – это вообще выше моего понимания.

Мало того, автор акафиста еще в конце чудовищной тирады в 9-м икосе пишет:

«Я видел Твой таинственный неуловимый Лик».

То есть этот прельщенный возомнил себя вдобавок ко всему и боговидцем. Словосочетание «неуловимый Лик» по отношению к Богу – это вообще кощунство. Я помню, был такой фильм «Неуловимые мстители». И я уже молчу о том, что никто и никогда – даже ангелы и величайшие святые – не видели Лика Бога.

Акафистное призывание бесов

Но это еще не все. В акафисте заложена свинья покрупнее – читающих это произведение заставляют призывать бесов и открываться навстречу прелести. В икосе 10-м наши православные сограждане вынужденно читают вслух:

«Обостри мой слух, дабы во все минуты жизни я слышал Твой таинственный голос».

А мы потом удивляемся: откуда в соцсетях столько прельщенных? Одна сообщает: мне начали диктовать в маршрутке, и я тут же стала срочно записывать в телефон и отправлять текст смс-ками сыну. Другая пишет: передайте батюшке то-то и то-то, он поймет, что ему это сообщает Бог. Третий несется на страницу к писателю Юрию Воробьевскому и оставляет там «пророческое» послание.

Преподобный Макарий Оптинский пишет: «Святый Исаак явно показал, что ищущие в молитве сладостных ощущений духовных с чаянием, и особенно стремящиеся преждевременно к видению и созерцанию духовному, впадают в прелесть вражию и в область тьмы и помрачения смысла, будучи оставлены помощию Божиею и преданы бесам на поругание, за горделивое искание паче меры и достоинства своего». А тут люди не просто молча ищут сладостных ощущений в молитвах, а просят Бога дать им возможность слышать Его голос каждую минуту – дар, которого Он не давал даже величайшим святым, иначе они никогда не ошибались бы, а они ошибались и не всегда знали ответы на задававшиеся им вопросы. Зато бесы с большим удовольствием откликаются на такие просьбы и дают свои обманчивые «дары».

Признаки прелести

Святитель Игнатий (Брянчанинов) так пишет в своей работе «О прелести»: «Второго рода прелесть – собственно “мнение” – довольствуется сочинением поддельных благодатных ощущений и состояний, из которых рождается ложное, превратное понятие о всем вообще духовном подвиге. Мечтательность сильно действует в обольщенных “мнением”, но действует исключительно в области отвлеченного. Она или вовсе не занимается, или занимается редко живописью в воображении рая, горних обителей и чертогов, небесного света и благоухания, Христа, Ангелов и Святых; она постоянно сочиняет мнимодуховные состояния, тесное дружество со Иисусом, внутреннюю беседу с Ним, таинственные откровения, гласы, наслаждения, зиждет на них ложное понятие о себе и о христианском подвиге, зиждет вообще ложный образ мыслей и ложное настроение сердца, приводит то в упоение собою, то в разгорячение и восторженность. Эти разнообразные ощущения являются от действия утонченных тщеславия и сладострастия: от этого действия кровь получает греховное, обольстительное движение, представляющееся благодатным наслаждением. Тщеславие же и сладострастие возбуждаются высокоумием, этим неразлучным спутником “мнения”».

Почти все описанное здесь демонстрирует автор акафиста: у него есть и наслаждения, и беседы с Богом, и гласы, и откровения. И тщеславие у него тоже есть. Он ведь не умолчал о своей исключительности, а громко поведал о ней миру: написал целый акафист.

  Ересь Оригена

Есть в акафисте осужденная отцами Пятого вселенского собора ересь Оригена о всеобщем спасении. В 8-м икосе говорится:

«Слава Тебе – с Тобою нет безнадежных потерь, Ты даруешь всем вечную жизнь».

В православном учении четко говорится, что на Страшном суде будут навеки разделены праведники и грешники. Праведники получат вечную жизнь, а грешники получат в удел вечную смерть, то есть у последних будет безнадежная потеря Бога и света.

Прочие несообразности

Этих несообразностей настолько много, что я их все тут не перечислю. Автор с восторгом описывает все земное и даже пишет:

«Хорошо у Тебя на земле».

Это полное противоречие гимнографическому творчеству святых. В канонах, которые читаются в храмах на утрени, все время говорится, что мученики еще при земной жизни ни во что вменили земное и устремились к небесному и преподобные небрегли о всем земном, стремясь к небесному. Вот, например, что говорится в каноне преподобному Сергию Радонежскому: «тленная бо, яже на земли, оставив, небесное обрел еси богатство», то есть все тленное на земле оставил и получил небесное богатство. Из патериков и житий известно, что были даже такие подвижники, которые заключали себя на десятилетия в пещеры, не желая видеть ничего земного. Да и вообще, кто не умрет душой для тленного мира, тот не получит вечных благ. Земное оземленяет душу и делает ее неспособной вознестись к горним селениям.

В акафисте очень много лжи, которую может разоблачить даже человек только-только начинающий жить. Например:

«Слава Тебе, излившему миру великий покой».

Мало того, что люди постоянно воюют друг с другом, так еще и животные непрерывно пожирают друг друга. Какой уж тут покой? Между тем, отец лжи – дьявол. Его рога торчат из этого акафиста.

Есть в акафисте и языческая строчка:

«Благословенна мать-земля».

Это в сказках, оставшихся от языческой эпохи, говорится о матери-земле. Христиане называют матерью только Церковь и Богородицу.

А это вообще что такое:

«Хвала смиряющему человеческую гордыню, исторгающему покаянный вопль: Аллилуия»?

Автор даже приблизительно не знает, что такое покаяние. Покаяние у него ассоциируется с возгласом «Аллилуия». Результат этого, что называется, налицо – прелесть в тягчайшей стадии. Потому что прелесть возникает у тех людей, которые не строят свою духовную жизнь на глубоком покаянии и постоянном сокрушении о своих грехах.

Священников муражит от этого акафиста

Я нашла на одном форуме священников беседу священников об этом акафисте. Вот что написал один из них: «Слышал что прихожане и певчие в восторге, бабульки плачут, в общем очень “молитвенный” акафист. Хочу узнать частные мнения зде постящих отцов. Лично я думаю, что это очень душевное и талантливое литературное произведение, но в рамки акафиста вписывается оно с трудом и по стилю, и по содержанию. Например, 2 икос: “Ты ввел меня в эту жизнь, как в чарующий рай”. Слова “чары”, “чарующий” очень близки по смыслу словам “колдовской”, “колдовство”. И разве можно, говоря о рае, употреблять такие слова? Если, конечно, имеется в виду рай небесный, а не земной райский остров “баунти”. Когда есть привычка думать, о чем читаешь, то попадись в руки вот такой вот “акафист”, сразу муражить начинает».

Протодиакон отвечает ему: «Пособие для блаженных и юродивых. Такое ощущение, что его женщина составила».

Другой участник форума в шоке от этого акафиста. «Лет 15 назад я оказался на исполнении сего акафиста в одном очень сурьёзном монастыре. Подробностей и вообще, что за служба была, в которую его встроили, уже не вспомню. Помню только, что на меня это произвело дичайшее впечатление. Полный трэш получился», – пишет он.

А один священник объяснил, почему это дикое произведение читают в храмах: «Акафист сей просто улетный НО....народ требует!!! Очень часто приходится его читать после Литургии, что само по себе абсурдно – ведь Евхаристия – высшая форма благодарения... зачем еще добавлять? Но зачастую батюшки не отказывают...».

Архимандрит Рафаил (Карелин) в свое время высказался об этом акафисте так: «Если я не ошибаюсь, этот акафист составил расстрига Петров. Лично я его читать не могу. Не только современный язык, но и всякое разжижение славянского языка кажется снижением сакрала». При этом надо сказать, что этот акафист составлен не на церковнославянском языке, а на русском. Это, по-моему, единственный такой акафист в России.

Кто написал его, мне лично не понятно. Одни говорят, что митрополит Трифон (Туркестанов), а другие, что протоиерей Григорий Петров. А, может, его написал вообще непонятно кто.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих

Книжечки с акафистом «Слава Богу за всё!» допущены к распространению Издательским Советом РПЦ. Но при этом в список акафистов, имеющих официальное церковное благословение, он не входит.

Я уже давно заметила, что у нас в РПЦ для тех, кто стоит на пути спасения, созданы все условия. Такие люди, если они живут не в захолустной деревне, могут без труда найти и десять хороших храмов с ежедневными службами, на которых понятно, что читают и поют, двадцать добрейших священников, в том числе с ярко выраженными духовными дарами, сто прекрасных православных книг – или в бумажном варианте, или в интернете, а также посетить тридцать монастырей с десятками чудотворных икон и множеством мощей святых. Но если человек встанет на путь вечной погибели, шанс, что его начнут тащить оттуда, очень невелик.

Та же ситуация и с этим акафистом. Издательский совет РПЦ составил список акафистов, имеющих официальное церковное благословение, и тем оградил верных чад Церкви от всяких недоразумений. Но если ты хочешь потреблять духовные помои, льющиеся из акафиста «Слава Богу за всё!», тебе никто не запретит этого делать, и ты без труда найдешь этот текст. И лишь архимандрит Рафаил (Карелин) интеллигентно и осторожно скажет на одном сайте: «Лично я читать его не могу». А кого это остановит? Мало ли, кто чего не может. Я лично читать святителя Василия Великого не могу, но это же не говорит о том, что он плохой отец или что он не святой.

Правда, надо сказать, что не все акафисты, не имеющие официального церковного благословения, нельзя читать – среди них есть очень хорошие. Я первый раз наткнулась на такой кошмар.

Алла Тучкова, журналист

 



Источник
Поддержка сайта «Благодатный Огонь»:
Карта Cбербанка: 5332 0580 7018 9424
Яндекс-Деньги: 410012614780266