Богородица

Актуальные статьи

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

22.12.2019

20 декабря Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе заседания Епархиального собрания города Москвы высказался за частичное использование русского языка при богослужении вместо церковнославянского. При этом Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что полный перевод богослужений на русский язык не принесет пользы.

«Полагаю возможным, чтобы там, где общины к этому готовы, апостольские и паремийные чтения, которые нередко наиболее сложны для понимания, звучали на русском языке. То же касается чтения Евангелия при совершении треб и при уставном прочтении всего текста Четвероевангелия на Страстной седмице, которое на практике нередко распределяется на весь Великий пост. При этом настоятелям следует прислушиваться к своим приходам: где-то введение упомянутых практик будет воспринято с благодарностью, а где-то может вызвать неприятие, обусловленное иной многолетней привычкой», – сказал Патриарх.

Предстоятель Русской Православной Церкви при этом отметил, что полный перевод богослужений на русский язык не принесет пользы:

«В связи с этой темой порой возникают идеи перевести все богослужение на современный русский язык, сократить его изменяемые части и другие подобные предложения. Полагаю, что именно такие решения не принесут пользы. При этом… славянский язык органично изменялся на протяжении более чем десяти веков существования Русской Церкви. И в последние годы Священный Синод неоднократно давал указание, чтобы при составлении новых богослужебных текстов на церковнославянском языке их авторы и редактирующая эти труды синодальная богослужебная комиссия избегали малопонятных, архаичных грамматических или лексических конструкций», – заявил Патриарх Кирилл.[1]

Весьма удивительно и прискорбно, что в наше время вообще появляются священники и даже архипастыри, которым совершенно не дóроги богослужебные традиции русского православия. Ведь на протяжении более тысячи лет церковнославянское богослужение, являющееся драгоценной жемчужиной Русской Православной Церкви, просвещает души верующих в России и за ее пределами. И долг каждого архипастыря Церкви Русской, а уж тем более Патриарха Московского и всея Руси, бережно хранить это святое достояние и в неискаженном виде передавать его в наследие нашим потомкам, не приспосабливая святые богослужебные тексты к мирским звукам повседневной речи современного секуляризованного общества, лукавомудрствуя о якобы их «непонятности» и оправдывая русификацию богослужения какими-то темными и туманными «миссионерскими» целями.

Стоит только в угоду мутных «миссионерских целей» и якобы «малопонятности» церковнославянского богослужения уступить реформаторам самую малость: разрешить чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, как непременно это рано или поздно обязательно приведет к полному отказу от церковнославянского языка, – языка православного богослужения и книжности, сформировавшего наш народ как нацию, неизбежно приведет к тому, что мы потеряем самих себя и ослабим объединяющую нас духовную силу.

В этом смысле заявление Патриарха Кирилла о разрешении богослужебного чтения на русском языке паремий, Апостола и даже Евангелия противоречит всем заявлениям и воззваниям его предшественников – Предстоятелей и первосвятителей Русской Церкви о непозволительности какой-либо русификации нашего традиционного богослужения и резко диссонирует с ними. Вынуждены напомнить Его Святейшеству, что о недопустимости богослужения на русском языке предупреждали почти все первосвятители Русской Церкви ХХ–XXI вв., в частности, святитель Тихон, патриарх Московский, священномученик патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский) и др. (см. Первосвятители Русской Церкви о богослужебном реформаторстве).[2]

Обращение Святейшего Патриарха Тихона от 4/17 ноября 1921 года к архипастырям и пастырям Православной Российской Церкви о недопустимости богослужебных реформ

Ведомо нам по городу Москве и из других мест епархиальные преосвященные сообщают, что в некоторых храмах допускается искажение богослужебных чинопоследований отступлениями от церковного устава и разными нововведениями, не предусмотренными этим уставом. Допускаются самовольные сокращения в чинопоследованиях и даже в чине Божественной литургии. В службах праздникам выпускается почти все, что составляет назидательные особенности праздничного богослужения, с обращением, вместо того, внимания на концертное исполнение обычных песнопений, не положенных по уставу, открываются царские врата во время, когда не следует, молитвы, которые положено читать тайно, читаются вслух, произносятся возгласы, не указанные в Служебнике; шестопсалмие и другие богослужебные части из слова Божия читаются не на церковнославянском языке, а по-русски; в молитве отдельные слова заменяются русскими и произносятся вперемежку с первыми; вводятся новые во время богослужения действия, не находящиеся в числе узаконенных уставом священнодействий, допускаются неблагоговейные или лицемерные жесты, не соответствующие требуемой существом церковной службы глубине чувства смиренной, трепещущей Божия присутствия, души священнослужителя.

Все это делается под предлогом приспособить богослужебный строй к новым требованиям времени, внести в богослужение требуемое временем оживление и таким путем более привлекать верующих в храм.

На такие нарушения церковного устава и своеволие отдельных лиц в отправлении богослужения нет и не может быть нашего благословения.

Божественная красота нашего истинно назидательного в своем содержании и благодатно действенного церковного богослужения, как оно создано веками апостольской ревности, молитвенного горения, подвижнического труда святоотеческой мудрости и запечатлено Церковью в чинопоследованиях, правилах устава, должна сохраняться в Святой Православной Русской Церкви неприкосновенною как величайшее и священнейшее ее достояние. Совершая богослужение по чину, который ведет начало от лет древних и соблюдается по всей Православной Церкви, мы имеем единение с Церковью всех времен и живем жизнью всей Церкви...

 Тихон, Патриарх Московский и всея России

Град Москва 4/17 ноября 1921 г. № 1575.

Публикуется по: ГАРФ, ф. 550, оп. 1, номер 152, л. 3–4.

Напомним и распоряжение Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) от 14 сентября 1925 года [3] всем верным чадам Русской Православной Церкви, которое сохраняет свою силу и до сего дня и в котором говорится о «введении различных, часто смущающих совесть верующих новшеств при совершении богослужения…», в частности,

«п. 13) Введение в богослужебную практику русского языка… Я решительно заявляю, — писал митрополит Петр, — о недопустимости… подобных явлений в церковно-богослужебной практике… и предупреждаю, что упорствующие новаторы будут подвергнуты мною взысканиям».

Будем помнить это указание священномученика Петра и, руководствуясь его распоряжением, бережно хранить Предание Церкви.

Недопустимо разрушать сложившиеся православные традиции и богослужебные устои в отдельных храмах, отдавая их на откуп новым обновленческим экспериментам и «пилотным проектам» чтения паремий, Апостола и даже Евангелия на русском языке. Печальный опыт Сербии и Болгарии в этом смысле оказался крайне плачевным!

Напомним также, что в сентябре 2019 года т.н. «Клуб ревнителей литургического возрождения», состоящий из последователей неообновленческого движения священника Георгия Кочеткова и иных реформаторов традиционного православного богослужения, создал петицию на имя Святейшего Патриарха Кирилла под названием «Благословите богослужение на русском языке в Русской Православной Церкви».[4] Возможно именно эта петиция как-то повлияла на позицию Святейшего Патриарха, которых до сих пор не высказывался явно за использование русского языка в богослужении.

Богослужение составляет душу церковной жизни, и таковым оно является в понимании православного русского народа, для которого сама жизнь Церкви вполне равнозначна тому, что совершается в храме. Православное церковнославянское богослужение – это один из главных способов выражения любви к Богу, молитвенного общения с Ним и лучшая школа для усвоения высших форм святоотеческого богословия и духовного опыта.

Церковнославянское богослужение – это и многовековая традиция Русской Церкви. Однако нужно с горечью признать, что в Русской Православной Церкви сейчас имеется реформаторская группа священников и даже архиереев, желающих упразднить церковнославянский язык в богослужении. На фоне общей секулярной атаки на христианскую веру и Церковь все чаще и все громче звучат голоса, призывающие к богослужебной реформе, к обновлению догматического и нравственного учения, к произвольному переводу священных богослужебных текстов на современный русский язык. Те, кто порой высказывают частные мнения о том, что нужно перевести богослужения на русский язык, о чем в свое время говорили обновленцы, или предлагают иные богослужебные реформы, забывают, что Церковь, ее уставы и правила вырабатывались тысячелетиями, и они должны свято соблюдаться.

Призывы к переходу как на богослужебный русский язык со стороны неообновленцев, так и на русифицированный церковнославянский со стороны сторонников «модернизации через традицию», пытаются в последнее время оправдать «миссионерской необходимостью» привести в Церковь чуть ли не все 80% русского населения РФ. И именно церковно­славянский язык по мнению иных ревнителей «миссии без границ» является якобы основным препятствием приходу новых людей в Церковь.

* * *

Также 20 декабря 2019 года, на ежегодном Епархиальном собрании духовенства города Москвы, прошедшем в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отвечая на вопросы из зала, заявил, что священники могут носить обручальные кольца, что противоречит традиции Русской Православной Церкви и облику православного пастыря.

Вопрос о возможности священникам носить обручальные кольца был задан Патриарху протоиереем Максимом Козловым, который отметил, что по его мнению ношение священниками надетых ими когда-то в таинстве брака колец было бы полезным как пример для прихожан, особенно в условиях нынешнего кризиса института семьи.

Прот. Максим Козлов также рассказал, что клирики Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции, недавно воссоединившейся с Московским Патриархатом, носят кольца.

Отвечая на заданный вопрос, Патриарх Кирилл подчеркнул, что канонического запрета на ношение священнослужителями обручальных колец не существует. По его словам, нет препятствий к тому, чтобы носить кольца для тех клириков, которые этого хотят. Но, вместе с тем, Предстоятель РПЦ подчеркнул, что носить кольца можно только «вне богослужения и не когда священники в облачении».

По церковным правилам, священник может жениться только раз, и если что-то не складывается с супругой, то он либо принимает обет безбрачия и продолжает служить, либо становится монахом, либо оставляет священство и женится второй раз. В традициях нашей Церкви перед хиротонией (таинство рукоположения) ставленник снимает обручальное кольцо и больше его не носит. Объяснить это можно тем, что человек возводится на новую ступень: он символически обручается с Церковью. Когда совершается таинство брака, мужа и жену трижды обводят вокруг аналоя с Крестом и Евангелием. Когда же совершается таинство священства, ставленника трижды обводят вокруг Святого Престола. Его венчают с Церковью. И эти великие узы становятся сильнее брачных уз. Поэтому перед совершением таинства рукоположения будущий священник снимает обручальное кольцо и кладет его на престол в знак того, что его жизнь отныне принадлежит только Богу: он обручен отныне Церкви Христовой. Именно поэтому по церковным канонам человек, ставший священником, будучи неженатым, не имеет права жениться после принятия сана. После рукоположения семья священника мистически расширяется до всех прихожан, доверенных ему архиереем и Богом. И новым обручальным кольцом для священника-пастыря является отныне наперсный крест. И как Христос является Женихом церковным, так и священник теперь имеет другую невесту – Церковь, другую семью – вверенных ему духовных чад, за которых он будет обязан дать отчет Самому Господу Богу.

В настоящее время можно встретить молодых, недавно рукоположенных священников, имеющих весьма необычный для православного пастыря внешний облик: коротко постриженных, гладко выбритых. Такие священники часто служат в фелонях греческого покроя, а некоторые даже с обручальным кольцом на правой руке. Своим подчеркнуто нетрадиционным внешним видом, являющимся знаковым сигналом для посвященных: «свой – чужой», они как бы пытаются подчеркнуть своё отличие от традиционного православного духовенства, «закостеневшего» в отживших литургических формах и старомодном и «совковом» внешнем облике «попа-требоисполнителя»: «несть, якоже прочии человецы» (Лк. 18,11). Эта дань духу мiра сего во внешнем обличии «просвещенного» пастыря «нового типа» времен перестройки в Церкви характеризует именно священников модернистского, реформаторско-обновленческого направления, воспитанных на трудах отцов-модернистов: А.Шмемана, Н.Афанасьева, А.Меня...

Реформы в литургической практике – это главное отличие таких пастырей нетрадиционной внешней ориентации.

Приведем один пример. В 1923 г. Константинопольским патриархом-масоном Мелетием IV (Метаксакисом) был беззаконно посвящен в епископский сан без всякого пострижения в монашество и даже в рясофор Архиепископ Финляндский Герман (Аав). По словам Митрополита Антония (Храповицкого), «этот сомнительный епископ Герман, в мирском одеянии, подбритый и подстриженный, расхаживает по улицам города на соблазн православным и для злорадства иноверцев».

Антиправославная деятельность новостильника Германа (Аава) в Валаамском монастыре в 20-е годы – осуждение, запугивание, насильственное выселение из обители православных подвижников, сохранявших верность церковному календарю, а тем самым Апостольскому учению и Священному Преданию Христовой Церкви, подробно описана в журнале «Русский паломник»: «1924, 25 июня... Сегодня встречали Епископа Карельского (Германа)... Вид у него странный, без волос (стриженый и бритый как пастор протестантский), и на левой руке носит два обручальных кольца... Некоторые наши отцы и миряне не подходили под благословение, считая его за неправильно поставленного...» (1992. № 6. С. 100). В этом же журнале можно и лицезреть «православный лик» епископа Германа Финского (С. 98).

Отметим также, что под влиянием обновленческих реформ Константинопольского патриарха Мелетия Метаксакиса и под давлением финского правительства, Финляндская Православная Церковь (ФПЦ), возглавляемая Германом Аавом, провело целый ряд преобразований в духе обновленчества, модернизма и экуменизма. ФПЦ приняла новый календарный стиль, и – единственная из Православных Церквей – западную Пасхалию. В 1924 г. Герман Аав впервые совершил пасхальные богослужения по западному календарю в нарушение канонов Вселенских Соборов о правилах празднования Пасхи.

* * *

Очень часто поступки, слова, проповеди и суждения многих наших архипастырей и священников являются совершенно оторванными от духовного понимания современной жизни. Это отчетливо подтверждают вышеприведенные высказывания Святейшего Патриарха Кирилла на последнем епархиальном собрании духовенства г. Москвы 20 декабря, которые разрушают многовековые традиции Русской Церкви.

Когда сакральное в угоду мiра сего и ради призрачных «миссионерских целей» смешивается со светским, мы получаем совершенно антимиссионерский результат: от Церкви сегодня отворачиваются верующие, идет отток когда-то симпатизировавших ей наших сограждан, которые обманулись в своих ожиданиях. Для многих уже становится совершенно очевидным, что практикуемые в последнее время способы массовой миссии, когда некоторые представители Церкви настырно лезут во все сферы светской жизни и тем самым сама Церковь все более сливается с мiром, в результате чего размываются традиционные формы православной духовности, абсолютно не оправдали себя и вызывают лишь отторжение наших сограждан от Церкви, раздражение на всех священнослужителей без разбора, а нередко и даже агрессию.

Миссия Православия – это не вербовка новых адептов. Задача миссии – просвещать людей благой вестью о Христе Спасителе, Распятом и Воскресшем, «Светом Тихим», а не подстраиваться под вкусы и нормы секулярного мiра, чему служит и подстраивание традиционного церковнославянского богослужения под мнимые требования большего понимания внешним мiром, подчас далеким от Церкви, того, что происходит в храме за богослужением. Ведь Церковь в силу этого начинает восприниматься этим мiром только в качестве светской организации, осуществляющей «эффективный менеджмент», не более того. Господь Иисус Христос не сказал: придите ко мне все добры молодцы и красны девицы, гламурные телезвезды, рокеры и байкеры, рэперы, либеральные креаклы и хипстеры…, но «приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). А просто завлечь («влюбить» по выражению протодиакона Кураева или иеромонаха Димитрия Першина) молодого человека в храм очень легко, но также легко этот человек через некоторое время уйдет из церкви навсегда (см.: Мк. 4, 16-17), ибо ему там просто станет скучно: молодой (и не только молодой) успешный человек с бóльшей охотой вместо церкви пойдет в свою субкультурную тусовку попить пива и вкусить прочих «молодежных» развлечений.



Благодатный Огонь



Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

alegen 15.01.2020 в 01:55:09

Елене из Зернограда.
Сомнительно, чтоб молодой священник сам принимал решение по русскому языку. Такое делается с благословения (благочинного), да и греческое облачение скорее всего тоже... Что делать? У вас есть еще храм в городе. У вас есть возможность? Попробуйте. Терпения вам, и Спаси Господи.

Владимир 03.01.2020 в 11:20:48

Хорошо написал Сергий Пономарь, как истинный христианин с любовью в сердце. Благодарю.

Сергий Пономарь 02.01.2020 в 17:19:42

Патриарх Кирилл 20.12.2019 сказал: «Сегодня часть тех людей, которые посещают храмы лишь изредка, относится к Церкви потребительски, рассматривая происходящее в храмах как некие «духовные услуги». Как переубедить таких людей? Мы можем и должны всегда подчеркивать и проповедовать сакраментальную составляющую жизни Церкви».
Если пытаться оказать «духовную услугу» таким редко посещаемым людям в качестве служения им на русском языке, то для них это будет «медвежья услуга». Потому что, как раз сакраментальная составляющая жизни Церкви заключается, в том числе, и в церковнославянском языке Богослужения, об этом сказано во многих трудах разных богословов.
Я не буду здесь приводить умные цитаты, а лишь расскажу один случай со мной. Я помню, когда, еще будучи некрещеным, в 1993 году однажды зашел в старинный храм города Набережные Челны, где в это время шла Литургия на церковнославянском языке, меня изумило то, что я оказался как бы вне времени… Почему? Потому что служба, которая здесь сейчас идет, звучит и совершается также, как – и сто, и триста, и пятьсот лет назад, и она связана как бы с самой Вечностью, как и Бог вечен и неизменен… И было ощущение, что служба идет с Небес и служится вместе с Небесным миром. И это чувство Вечности, некое присутствие Живого Бога, служение Ему, на самом деле, как раз сакраментально и притягивает, и приобщает душу человека к Церкви. А если бы я услышал там обычную современную и повседневную речь? Сомневаюсь, что в таком бытовом звучании могла бы быть благодать Божия, которая привлекла бы душу человека к Церкви…
Богослужение, которое совершалось у нас веками, – оно свято и вызывает сердечное благоговение у человека, начинающего первые шаги к вере и к Церкви, и именно эта неизменная святость и верность ей влечет душу из суетного и греховного мира к духовной чистоте. И именно Божественным Духом, исходящий из всего Богослужения на высокодуховном церковнославянском языке, должна напитываться душа верующего прихожанина. И уже это содержание и состояние души она должна сохранять и нести в окружающий ее земной мир.
«Стяжи Дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи», - наставлял прп. Серафим Саровский. А мы, что же, наоборот – дух суетного окружающего мира, заключенный в повседневном, будничном русском языке, собираемся нести в храм? Чем больше суетного и греховного будет вливаться в Церковь из этого окружающего Её суматошного мира, чем больше Она будет походить на этот мир, – тем меньше такая Церковь будет нужна и этому миру, и этим людям…
Миссионерские цели также не могут служить оправданием для служения Божественной литургии на русском языке, потому что Божественная литургия в жизни Церкви, с ее первых времен существования, не служила орудием и средством проповеди. Божественная литургия всегда совершалась в Древней Церкви только для верных, то есть тех, кто не находился под епитимией отлучения от причащения Тайн Христовых, кто был по своему духовно-нравственному состоянию, по целомудрию души и тела достоин участвовать в Трапезе Господней. Для служения же миссионерства есть проповедь священника после Литургии, которую можно говорить на любом языке, Богослужение же – это не обращение к народу, а обращение народа к Богу. Слово Божие, – Оно не от мира сего, и Оно – часть Богослужения. А вот, чтобы это Слово было более понятным, назидательным и поучительным, – для этого и существуют проповеди священника сразу после Литургии, которые традиционно всегда в Церкви велись по раскрытию смысла читаемых на службе отрывков из Евангелия и Апостола. Поэтому этим проблема понимания смысла читаемого Евангелия или Апостола, на самом деле, в Церкви давным-давно решена, и стоило ли ее вообще поднимать вновь? Прихожанин, который стоит на Литургии, – он стоит в Присутствии Божием, в молитве, – ему некогда и не подобает заниматься всякими своими изначально греховными рассуждениями о услышанном Слове Божием, – «Да молчит всякая плоть! – В Присутствии Бога…» – молчит в своих изначально «кривых» мыслях! И только священник должен правильно раскрыть Слово Божие, согласно святоотеческому толкованию Церкви в своей проповеди.
Церковнославянский язык является словесной иконой русского Православия, замена его на русский приведет к разрушению сакрального образа русского Православия.

Елена 02.01.2020 в 10:49:49

Спаси Вас Господи! Все про наш храм. Уже объявили, что будут на русском читать Апостол, паремии. Молодой батюшка как раз весь в греческом облачении, выбрит и коротко стрижен. Разогнал весь приход, но бежать особо не куда... жаловаться не кому... Думала, что одна так мыслю. Благодарю вас!
Вот этот священник: https://www.instagram.com/p/B4mzrP5F5p4/?igshid=vioqxsp281bh Храм св. Николая Чудотворца г.Зерноград Ростовская область.

Нина 02.01.2020 в 10:41:19

Александре
О покаянии: есть хорошая книга о подготовке к исповеди арх. Иоанна Крестьянкина. Она так и называется: "Опыт построения исповеди". Материалом для этой книги послужили беседы батюшки с паломниками. В книге рассматриваются грехи по десяти заповедям и по заповедям блаженства.

Марина 31.12.2019 в 16:14:22

Мне кажется через какое то время произойдет разделение на приходах. Всех нас объединяет в храме единый церковнославянский язык богослужения. Скорей всего чтение на русском языке будет зависеть от настоятеля и его единомышленников-прихожан. При этом не будет учитываться мнение тех прихожан, которые против нововведения. Эта ситуация внесет раскол в среде православных России.

Манефа 30.12.2019 в 23:08:36

Покаяние без исповеди может быть, а исповеди без покаяния не может быть. Покаяние - это перемена ума: неправильные понятия нужно заменить на правильные. Без правильных знаний о вере, о Боге, о человеке, о грехопадении первых людей, о страстях и их следствиях-грехах не может в человеке зародиться покаяние - не раскаяние о сделанных грехах, а покаяние как делание всей жизни. Раньше, прежде чем допустить человека к Крещению его оглашали, т.е. давали знания о вере и учили жизни по вере, а только потом крестили. А сегодня человек принимает Крещение, совершенно не зная, что с ним произошло и к чему это его обязывает, продолжает жить прежней жизнью.

Владимир Юрганов 30.12.2019 в 07:11:31

Сергiй пишет:
/// И воплотится мечта справщиков из 1909 года: язык получит желанную гибкость и стройность. ///
"Гибкость" я уже вижу по кондовому синодальному "переводу" молитвы "Отче наш". Нагромождения согласных звуков делают невозможным произношение этой молитвы. Такое впечатление, что синодальные толмачи забыли, что молитвы ПРОИЗНОСЯТСЯ, а не читаются про себя как романы. Вот тебе и "гибкость"...

Нина 29.12.2019 в 19:24:05

Александре
Человек грешит, поэтому прибегает к Таинству исповеди и кается в совершённых грехах. Это и есть покаяние. Что тут непонятного? Человек, не видящий своих прегрешений, считает, что ему не в чем каяться.

Александра 29.12.2019 в 12:16:19

Нине
Может, и надо пройти курс Нравственного богословия. Но почему священники, которые прошли курс Нравственного богословия в семинарии, не могут научить покаянию?

Роман 29.12.2019 в 08:37:03

Территория России населена народом с православными корнями и поэтому в основном у всех имена святых отцов восточной церкви, тем самым называя кого-нибудь из брата или сестры по имени святого, ты уже призываешь святого, и святые не оставляют нас, незримо помогают идти к истинному Богу. В 1917 году революция отвергла Бога, и началось повальное изобретение имен, но народ в духе своем подсознательно отказался от этих революционных реформ и по прежнему продолжает через свои имена призывать святых восточной церкви. Лукавый хочет предать забвению имена святых, ведь упоминание святых отцов восточной церкви для него самое ненавистное, поэтому продвигается процесс постепенного экуменического так сказать строительства мировоззрения верующих, мол кто такие святые отцы восточной церкви, они уже устарели и нечего их здесь вспоминать.

Нина 28.12.2019 в 20:45:01

Манефе
На этих курсах одним из изучаемых предметов является Нравственное богословие, где как раз и рассказывается о грехах и борьбе с ними и о покаянии.

Краснянский Максим 28.12.2019 в 11:29:44

Надо полагать, старообрядцы должны на этом фоне активизироваться, несмотря на отрицаемые ими очевидные проблемы с апостольским преемством. Но им, скорее всего, удобнее будет оставаться в своём уютном закрытом мирке, превозносясь над всеми остальными. И здесь уже возникает дополнительная почва для исламского прозелитизма, и арабский язык здесь не будет создавать препятствий.

Наталья 27.12.2019 в 22:50:06

А теперь и именами всеми разрешили крестить и поминать. Сам прот. Д.Смирнов сказал Ленте, что и татарским можно.

Манефа 27.12.2019 в 16:11:41

Никите и Нине.
А на этих курсах говорят о покаянии? - что это такое, с чего оно начинается и как оно делается? О смертельных болезнях души - страстях и как с ними бороться учат? Страсти - это подобие сатаны. Страсти утянут в ад если и все курсы пройдем.

Михаил Яблоков 27.12.2019 в 14:36:40

Татьяне.
@Может возопить го господу "Дай нам другого Патриарха, - Твоего, Господи! Помилуй нас, не готовы мы ..."@
Лучше молиться о своем совершенствовании... и Господь, видя наше смирение, подаст нам традиционного и православного Патриарха.

Краснянский Максим 27.12.2019 в 11:34:32

В Волгограде на многих приходах, к сожалению, давно паремии, а также Евангелие в Великий Пост (во время служб буднего дня и на пассиях) читаются по-русски.

Татьяна 27.12.2019 в 11:13:53

Господи, будь милостив нам грешным... тем кто хоть немножко любит тебя или хотя бы старается любить. Сейчас все эти кочетковцы и зомбированные ими последователи поднимутся в полный рост и начнут крушить то немногое, что осталось /по высочайшему благословению конечно же/. И так молчали в тряпочку 20 лет . Каждый боялся за своего священника, за своего Владыку. По сути за себя - боялись остаться без окормления.. молчали. Может возопить го господу "Дай нам другого Патриарха, - Твоего, Господи! Помилуй нас, не готовы мы ..."

Нина 26.12.2019 в 21:23:50

Есть очень хорошие Богословские курсы в Москве при Заиконоспасском монастыре

Никита 25.12.2019 в 22:57:54

Манефа:
***... Канонов и Правил Святой Соборной и Апостольской Церкви, которым нас умышленно не учили ни при подготовке к Крещению, ни после. Поэтому нас и ведут, как баранов, на бойню, т. е. на поклон антихристу***
Неправда! Церковь Христова и есть школа Православной Веры в годичном цикле богослужения, которая по замыслу Творца нам дает все необходимое для Спасения. Нужно только посещать Ее богослужения. Для ищущих углубленного знания Православия существуют Духовные школы, Православные курсы, например, при Лавре прп. Сергия в Сергиевом Посаде, начальник иер. Алексей Котельников, дистанционные Православные курсы при МДА, ведет Я. Хома.
В Интернете также есть много полезного. Например: Видеокурс Закона Божия http://zakonbozhiy.ru/Zakon_Bozhiy/. По моему субъективному мнению он на голову выше видео-мультиков о Богословии "Академии Веры" в редакции прот. Павла Великанова.
Если твердо помнить изложенное в Видеокурсе Закона Божия, уже будет достаточно ищущему Бога. А в обычной жизни хорошо быть как все, не выделяться своей исключительной "духовностью". Как учил прп. Амросий Оптинский: "Никого не осуждай, никому не досаждай и всем "мое почтение". Подражаем святым!

Василий 25.12.2019 в 14:10:51

Церковно-славянский хоть и не слишком хорошо знаю, но люблю, а всё благопотребное понимание Господь даёт. И полюбил ещё до воцерковления, читая Евангелие на русском и церковно-славянском и почувствовав его благодатную глубину...
Господи, помилуй нашу Русскую Православную Церковь, защити от волков и наемников народ православный, не остави без хранящих веру истинную архипастырей и здравого пастырского окормления!
Пресвятая Богородице, спаси нас! Все святые, молите Бога о нас!

Михаил Яблоков 25.12.2019 в 12:14:13

События развиваются стремительно. Следующее, что нас ожидает в ближайшее время, это приезд в Москву папы римского, который и примирит (блаженны миротворцы!) обоих патриархов-экуменистов через подписание очередной и, видимо, уже последней в истории Церкви унии... Да не будет этого! «Ей, гряди, Господи Иисусе!»

Иерей Геннадий Метелкин 25.12.2019 в 09:48:28

…"А нужен страх Божий и благоговение пред святыней, чему своим примером должны учить священнослужители, и тогда народ пойдет. Обязательно пойдет, потому что он жаждет Истины, а не халтуры. " архиепископ Аверкий (Таушев) «Соль обуевает» – знамение приближения конца "
…Обратимся к мыслям святителя Игнатия, которые открывают нам глаза на то, что сейчас происходит в мире: «Отступление начало совершаться с некоторого времени быстро, свободно и открыто. Последствия должны быть самые скорбные. Воля Божия да будет!»  
Разве мы этого не видим? Ведь еще совсем, сравнительно, недавно казалось совершенно невозможным то полное безстыдство в религиозно-нравственной жизни людей, которое сейчас на наших глазах делается, вплоть до полного отречения от Христа и отвержения всяких религиозно-нравственных устоев и открытого служения сатане..."
Ап. Павел к Тимофею: "Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням." Ибо когда из-за наклонности к нечестию те, о которых ведет речь апостол, станут непокорны здравому учению, тогда они наберут себе учителей для осуществления своих прихотей. Разумеется, они будут прилежать таким учениям, которые соответствовали бы их желаниям, и не захотят более быть наставляемыми, но будут умножать наставников в своих похотях, чтобы само это множество отысканных и собранных ими учителей удовлетворяло велениям их бушующих страстей."
Думается, что народ жаждет - того и являет патриарх, епископы и священники. Не оправдываю и не обвиняю, но все пропитывается духом антихриста, он и придет, на свое, к своим.. Посмотрите вокруг. Об этом все написано. Но, не ужасаемся, православные. Спаси Господи.

Владимир Иной 24.12.2019 в 15:47:49

Михаил Яблоков: ***Совершенно с Вами согласен. Подлинное понимание богослужения происходит через верующее сердце, а не через лжеименный разум.***
Истинно так. Золотые слова. Рационализация и десакрализация - это большая беда нашего времени.

Татьяна Д 24.12.2019 в 13:50:50

Боятся церковнославянского языка. Он обличителен. Ну а лично для меня это плевок в лицо. Плачу и рыдаю .

Михаил Яблоков 24.12.2019 в 12:24:06

Анатолию.
Совершенно с Вами согласен. Подлинное понимание богослужения происходит через верующее сердце, а не через лжеименный разум.

Александр 24.12.2019 в 11:51:21

Не все так плохо. Надо внимать себе, и когда тебя спросят, не надо бояться и опасаться, а отвечать по совести. А Церковь Христова - это малое стадо, и если останутся всего два молящихся, то Господь будет посреди них. Господи помоги и помилуй!

Анатолий 24.12.2019 в 11:14:23

Михаилу Яблокову.
Вы, Михаил, раньше времени остановили свои рассуждения. Когда, после замены ЦСЯ на русский язык, последовательно и логично произойдет замена священных облачений на пиджаки с галстуками, бритье бород, псалмы заменят десидентскими завываниями и так далее, то потом все это неизбежно будет зыбыто и уйдет в небытие. Потому, что русский человек не может терпеть лицемерия. А оно неизбежно при этом станет очевидным. Да уже и сейчас это видно. И там, где русский человек это лицемерие увидит, там ноги его больше не будет. Так он духовно устроен. И никакая миссия не поможет.
Что касается патриарха, которого лицемерно называют почему-то святейшим, то он, как все мы прекрасно знаем, является экуменистом православного обряда...
Никакой миссии в народе не нужно. А нужен страх Божий и благоговение пред святыней, чему своим примером должны учить священнослужители, и тогда народ пойдет. Обязательно пойдет, потому что он жаждет Истины, а не халтуры.
Что касается непонятности ЦСЯ, то это бред. Английский выучивают и говорят на нем все кому это нужно за пару месяцев. Тот, кто говорит, что народ не понимает ЦСЯ, тот считает этот народ дураком, а себя считает умным. Никакой перевод не нужен, потому, что такой проблемы нет. Есть проблема в том, что человек должен быть полностью погружен в свою веру, жить по вере. Без этого он не сможет понимать богослужебные тексты, потому, что ему это будет не нужно. Таковому хоть переводи, хоть не переводи он все равно не поверит, потому что ему это не нужно. Он находится вне веры. Он не погружен в нее. А в английский его погружают и он выучивает его будь он дурак или умный, не важно. Заплатил и научат. А не будешь православным, другую веру в голову вобьют. Но это уже бесплатно и даже сам не заметишь. Для этого достаточно только по сторонам смотреть и читать рекламу. ЦСЯ как раз и ставит преграду для такого оболванивания. Он заставляет думать, смотреть в глубь. То есть как раз, человек начинает умнеть через ЦСЯ. Но сейчас такое время, в которое хотят дебилизировать людей, особенно детей. Поэтому ЦСЯ им помешал и надо его убрать. Вот и старается наш патриарх.

Евгений 23.12.2019 в 14:34:39

Отличный пример, Елена! Побольше надо таких примеров и нашей приходской активности. Тогда и священники будут смелее задавать неудобные вопросы на таких собраниях на всех уровнях епископам, когда почувствуют нашу поддержку (верные) или давление (неверные). В крайнем случае - ноги в руки и айда к верным! А те, которым церковнославянский и канонический строй не по силам или не по нутру, пусть читают что хотят и как хотят друг другу. Скорее всего это будет театр одного актёра и долго это не протянется.

Сергій 23.12.2019 в 13:39:17

Странно, что со времени публикации доклада на Епархиальном собрании г. Москвы 20 декабря 2019 года куда-то пропал опубликованный на портале “Радонеж” комментарий, в котором утверждалось, что Святейший Патриарх говорил о тех приходах, где уже существует подобная практика. Действительно, на некоторых приходах Священное Писание за богослужениями читалось на русском языке задолго до интронизации Святейшего Патриарха Кирилла. Однако в докладе было сказано не о возможности, а именно о готовности к такому переходу. То есть речь шла не о прошлом и настоящем, а о настоящем и будущем. Таково видение Святейшего Патриарха. Но так же, как любящая мать любима детьми не столько за свои добродетели (хотя материнская любовь – уже сама по себе великая добродетель), сколько за то, что она – мать, и богослужебная традиция любима не за изначальную древность и неизменность, а за то, что она – богослужебная традиция. (Дабы расставить точки над “i”: судя по кириллическим и глаголическим рукописям, правописание слова “міръ” в значении “совокупность” утвердилось довольно поздно; ни святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, ни ученики их ничего подобного не предполагали.)
Допустимость чтения на русском языке, нарушая существующую богослужебную традицию, не только не решит ни одного вопроса, но породит множество новых. К примеру: допустимо ли читать Священное Писание в ином (хотя бы и в собственном) переводе на русский язык? Почему именно “апостольские и паремийные чтения... наиболее сложны для понимания”? И – хотя доклад был прочитан на Епархиальном собрании г. Москвы – почему именно московские реалии должны стать причиной для нововведений во всей Русской Православной Церкви?
Наконец, именно в тексте Священного Писания содержится наиболее архаичный пласт церковнославянского языка. Без него это будет уже язык середины-конца XVII века. И воплотится мечта справщиков из 1909 года: язык получит желанную гибкость и стройность. А вот что получит Церковь – большой вопрос.

Евгений 23.12.2019 в 12:37:49

Проблемы очень глубоки и запущены. Но ведь под лежачий камень вода не течёт! Заметьте, как тонко патриарх отсылает свою аргументацию к желанию общины, предварительно полностью лишённой им же всяких прав по последней версии Устава РПЦ. Может всё таки надо воспользоваться трудами диакона Евгения Моргуна: http://amin.su/content/analitika/9/6397/ "Как нам возродить соборность?" http://amin.su/content/analitika/9/6399/ "Догматические причины ситуации, сложившейся вокруг украинской автокефалии" и попытаться донести настоящий голос общин до закрытого слуха патриарха предлагаемым им (диаконом) способом? Заодно сразу будет понятна и позиция настоятеля родного прихода. А то ведь патриарх где-то далеко, а настоятель тут, рядом. Поверьте, это сулит дополнительные разочарования, но без такой практической и системной активности снизу грош-цена всем нашим словоизлияниям, даже очень благочестивым.

Константин 23.12.2019 в 12:00:01

Никите.
*** признанным богословом и канонистом***
Отлично сказано! В граните. Хотя и слышу об этом впервые.

Елена 23.12.2019 в 11:33:08

Примерно полгода назад в одном из подмосковных приходов настоятель «благословил» прочитать апостол на гражданском. Ну и что? Многие, над которыми тяготеет «многолетняя привычка»))))) возмутились. А матушка-регент заявила, что если подобное безобразие повторится, то петь у него не будет (естественно вместе с клиросом). Все. Вопрос был сразу исчерпан. Вот и всем так надо – не молчать в тряпочку. Это кочетковцы в своей секте нехай служат на каком хотят – хоть на гражданском, хоть на бжезинском))).

Манефа 23.12.2019 в 11:17:39

Послушание хорошо в пределах Заповедей Божьих, Канонов и Правил Святой Соборной и Апостольской Церкви, которым нас умышленно не учили ни при подготовке к Крещению, ни после. Поэтому нас и ведут, как баранов, на бойню, т.е. на поклон антихристу.

Никита 23.12.2019 в 10:08:55

Простите за неразумие и желание высказать неизвестно откуда взявшееся мнение, как у всякого человека, когда православные молятся и исполняют свои послушания. В богослужениях по моему плохому слуху мало что воспринимаю, хотя церковно-славянский язык мне знаком, но знакомые тропари и ектиньи, возгласы легко воспринимаю. Поэтому мне желательно не менять язык богослужения в угоду "любителям шопинга, комфорта и удобств" и кураевым, которым трудно изучить церковно-славянский язык богослужения в Православном храме. Они желают пустить церковный корабль Русского Православия по другой струе. Ввиду неподъемной прихожанину сложности общецерковных вопросов, уповаю на Бога, как и в остальном. И Бог-Троица не посрамит нашей Веры в Него и восполнит недостаток или ума, или памяти, или слуха....
Вслед за приснопамятным старцем Иоанном Крестьянкиным вооружаюсь послушанием церковному начальству и Патриарху Кириллу. Затевать дискуссии с ним, признанным богословом и канонистом для себя считаю неразумным времяпровождением. Жизнь коротка и помню, что нам "оставлено покаяние" большинству, к которому причисляю и себя.  А "избранные", какими себя ставят некоторые, которые не подозревают по гордости о истинной глубине проблем, пусть делают что хотят, однако, за все и они ответят перед Богом.

Павел 23.12.2019 в 09:28:32

Давно твержу о том, что патриарх Кирилл - экуменист и обновленец.

Роман 23.12.2019 в 05:08:12

Происходит страшное дело, уже пошли распоряжения о сломе порядка богослужения, Кочетковцы и его последователи, наверное, ликуют. Богослужение это молитва Богу, нашему Врачу, и это совершается на молитвенном церковно-славянском языке, который Господь нам дал через Кирилла и Мефодия, ведь вы, приходя в поликлинику не требуете, что бы врач вам выписал рецепт на разговорном языке, но на все пишется на латинском чтобы не менялось и не искажалось значение лекарств, да можно много аналогий для понимания привести. Ангелы незримо присутствуют на литургии и молитвы звучат на ангельском языке к Богу, а нам предлагают так сказать литургию превратить в лекцию для понимания....

Михаил Яблоков 22.12.2019 в 17:09:11

И все же надо быть до конца последовательным. Если отказываться от ЦСЯ в богослужении, то надо отказаться и от непонятных и весьма архаичных облачений. Служить в строгих мужских костюмах с галстуками. Заменить все иконы на фотографии, которые более понятны, нежели неотмирный иконописный канон. Псалмодическое чтение заменить на диссидентские стихи с завываниями. Нужно отказаться и от традиционной храмовой архитектуры, и от рудиментного каждения. От свеч и лампад. И от много другого. Вот к чему в пределе все это стремится. Делайте выводы.

Михаил Яблоков 22.12.2019 в 16:54:28

Народ сейчас лучше всего ботает по фене. Может в миссионерских целях предложить патриарху Кириллу перевести богослужение на феню? Для лучше понимания, так сказать? Для привлечения людей к Церкви...

Константин 22.12.2019 в 16:31:33

Льву.
Не совсем, течение вполне себе рукотворное. И, Лев, оттого, что Вы (разумно) и другие (не столь) на каждом шагу себя утешают "их конец в аду", работа их не прекращается, тем более, они не верят в существование ада. Это ведь не конец церковной реформы, далее будет.

Лев Хоружник 22.12.2019 в 16:15:02

Константин:
***Я не могу не восхититься, их (патриарха Кирилла и всех его соратников-атеистов) выдержке и профессионализму. За 10 лет совершить подобный сдвиг в церковном сознании (о котором даже Вы ещё несколько лет назад писали, как о "традиционно-консервативном большинстве" или как-то так) - это высочайший профессионализм.***
Да, это искусство плыть по течению спиной вперёд, так что создаётся иллюзия, будто пловец движется против течения, когда он машет руками. При этом он нуждается в команде, которая корректирует траекторию движения, чтобы пловец не оказался на мели. Несомненно, что это профессионализм высшей марки, конец которого, однако же, в аду, ибо именно в него впадает река под названием мир...

Константин 22.12.2019 в 13:43:06

В. Семенко.
Владимир Петрович, Вы считаетесь аналитиком. К вопросу "ускорения". Ведь если п. Кририлл сейчас поставил точку в десятилетней возне вокруг русификации богослужения, значит посчитал, что время настало, так ведь? Стало быть, дело не в "ускорении", а в том, что предварительная работа признана достаточной. То, что он сказал, давным давно практикуется, просто сегодня, по мнению патриарха, фактическая практика уже настолько воспитала достаточную массу прихожан в "нормальности" этих нововведений, что почва признана подготовленной и сделаны уже официальные заявления. Я не могу не восхититься, их (патриарха Кирилла и всех его соратников-атеистов) выдержке и профессионализму. За 10 лет совершить подобный сдвиг в церковном сознании (о котором даже Вы ещё несколько лет назад писали, как о "традиционно-консервативном большинстве" или как-то так) - это высочайший профессионализм. Не будет никакого "ускорения" - зачем? Ведь и так всё идёт наипрекраснейшим образом. И НИ ОДНОГО голоса архиерея против (по крайней мере, о таких неизвестно). НИ ОДНОГО. Это окончательный диагноз и жирная точка, увы. Остаётся только Чудо.

Михаил Яблоков 22.12.2019 в 12:32:25

Лишний раз патриарх Кирилл напомнил о себе, что он - самый настоящий модернист и обновленец! Не собирают винограда с терновника и с репейника смоквы... От Никодима может ли что добро быти?..

Александр 22.12.2019 в 10:16:12

Неужели все так безнадежно!

В.Семенко 22.12.2019 в 00:02:06

Процесс идет в сторону все большего обмiрщения церковных институтов. Думаю, что, в силу его необычайного ускорения, приходится ждать следующих апостасийных шагов нынешнего высшего епископата.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс