Богородица

Актуальные статьи

Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

13.04.2020

И.В. Сталин весной 1942 года, когда немцы были совсем недалеко от Москвы, разрешил праздновать Пасху. Кстати, с нарушением светомаскировки и комендантского часа!

 

Казалось бы, 40-е годы были временем безбожия, с другой стороны в подавляющем большинстве эти безбожники имели личный опыт общения с дореволюционным, православным миром. А значит, в душе у них жило воспоминание о Боге, о Церкви?

В апреле 1942 года жителям Москвы объявили радостную весть: верующим было официально разрешено праздновать Пасху – и это несмотря на военное положение, на комендантский час, на близость фронта. В архивах хранятся документы, из которых видно, с какой радостью русские люди возвращались к православной жизни при первой же возможности.


В 1942 году Пасха была ранней, в ночь с 4 на 5 апреля. Немцы, отброшенные от Москвы на 100 с лишним километров, стабилизировали фронт. Наши войска после 4 месяцев наступательных боев перешли к обороне, подсчитывая немалые потери. В субботу 4 апреля в 6 часов утра радиопередачи неожиданно для всех начались сообщением о том, что комендатура Москвы разрешила свободно движение в городе в Пасхальную ночь. Восторгам православных москвичей, удовлетворенных в самых заветных своих ожиданиях, не было конца.

Из воспоминаний Николая Моршанского:

«На улице Баумана около Елоховского собора оживленный людской рокот и большой, вытянувшийся и опоясавший громадное церковное строение хвост. Идут прикладываться к плащанице – она стоит посреди храма последние часы. В правом приделе, в мерцании свечей, в тусклом свете, что проникает через узкие стекла окон, уже приготовленных к ночному затемнению, происходит церемония освящения куличей, пасок и яиц.

У многих не хватило ни усилий, ни времени, чтобы приготовить все это освященное веками великолепие пасхального дня. Но пасхальный хлеб, благословленный священником, должен быть в доме верующих. И вот стоит женщина с караваем обыкновенного белого хлеба, купленного в магазине. Рядом с ней седовласый старец держит в салфетке столь же белой, как и его борода, десяток сухарей. Тут освящают торт, давно заготовленный для этого случая. А вот в углу, в отдалении от всех, стоит маленькое, робкое семилетнее существо.

В ее тонких ручонках на обрывке вчерашней газеты – кусок серого пшеничного хлеба с воткнутой в него свечкой. Священник благословляет и этот смиренный пасхальный хлеб, хлеб войны...»

Из воспоминаний Андрея Стрешнева:

«Пасхальная ночь. Город отвык выходить на улицу в этот поздний час, и даже в большие государственные праздники соблюдается строгий режим военногo города, города, куда из окрестной тьмы неустанно, настойчиво тянутся силы врага, его тяжелые бомбовозы.

Но в эту ночь, может быть на одну только ночь в году, разрешено ходить по всему городу всю ночь напролет, ибо, по древнему русскому обычаю, в пасхальную ночь весь город открыт народу, двери церквей раскрыты настежь и сердца людей раскрыты друг перед другом: это первая ночь весны, когда мертвое зерно трогается в рост навстречу свету из земной могилы, когда умерший Иисус встает из гроба, поправ мрак и смерть. И по глухим переулкам Замоскворечья, оступаясь о груды неубранного снега, люди идут к заутрени...

Сейчас, в эту пасхальную ночь войны, так тесно в церкви, что нет возможности протиснуться вперед. Утреня еще не началась, а запоздавшие уже не могут сами отнести и зажечь свечи перед теми образами, к которым лежит сердце. От паперти, от конторки, где продают свечи, запоздавшие просят передать эти свечи дальше, и вместе со свечами от ряда к ряду переходит просьба верующих:

— Зажгите одну Воскресению, другую Невскому. Одну Воскресению, другую князю Владимиру, третью Ольге...

Вся тысячелетняя борьба народа вспоминается здесь в ожидании часа. когда раскроются врата алтаря и хоры грянут заутреню. Тесно. Хор негромко вторит священнику. В церкви еще полусвет, свечей еще недостаточно, чтобы преодолеть огромную, сводчатую византийскую высоту.

Но близится час Воскресения Христа. Священник обращается к верующим:

— Братья! Город наш окружен тьмой, тьма рвется к нам на вражеских крыльях. Враг не выносит света, и впервые наше Светлое Воскресение мы встречаем впотьмах. Тьма еще стоит за порогом и готова обрушиться на всякую вспышку света. Мы сегодня не зажжем паникадил. не пойдем крестным ходом, как бывало испокон веков, окна храма забиты фанерой, двери глухо закрыты. Но мы зажжем свечи, которые у каждого в руках, храм озарится светом. Мы верим в воскресение света из тьмы. Свет, который внутри нас, никакой враг погасить не в силах. Воинство наше — мужья, братья и сыновья, и дочери — в этот час стоит на страже нашей страны против сил тьмы. Храните в себе свет, веруйте в победу. Победа грядет, как светлое воскресение.

И, перебегая от свечи к свече, по храму потекла сплошная волна света. Зажигая друг у друга тонкие восковые свечи, каждый стоял с огнем, когда раскрылись врата и священник поднялся, весь золотой, сверкающий.

Полный сияния, храм начинал заутреню 1942 г., и хор откликался хору, и нежные гирлянды цветов на иконостасе и на клиросах, и весь воздух содрогнулись от весеннего клика: “Христос воскресе!”

И каждый понял, что хоть он и темен снаружи, как этот храм, но внутри себя ни разу не чувствовал ни тьмы, ни сомнения, что все пройдет, что затаенная во мраке правда живет, не угасает. Что день воскресения близок. Что воинства не допустят германскую тьму в нашу светлую жизнь, что с нами вместе и Невский, и Владимир, и Сергий, и древние воины, и древние просветители — все прошлое и все настоящее нашего народа, слитые воедино, победят во имя будущего, для сохранения навеки неугасимого света нашей родины и нашей культуры».

Из доклада начальника УНКВД г. Москвы и Московской области М.И. Журавлева:

«Всего по Московской области в 124 действующих церквах присутствовало на богослужениях около 85 000 человек. Из поступивших материалов в Управление НКВД видно, что верующее население и духовенство в связи с религиозным праздником Пасхи, а также полученным разрешением беспрепятственного хождения населения г. Москвы и районов Московской области в ночь с 4 на 5 апреля реагировало положительно, о чем свидетельствуют следующие высказывания:

“Вот все говорят, что советская власть притесняет верующих и церковь, а на деле получается не так: несмотря на осадное положение, разрешили совершать богослужение, ходить по городу без пропусков, а чтобы народ знал об этом разрешении, объявили по радио. Если бы было такое положение в Германии, – разве этот бы изверг разрешил нам ночью ходить без пропусков и свободно молиться, – конечно, нет. Гитлер, наверное, издевается над своим народом так, как и с нашими, которые попадают к ним в плен. За такое их отношение всех солдат в плен брать не надо, а их надо всех уничтожать” (Кузьмина – домохозяйка, проживает в Филях).

“Боже мой, наш Сталин разрешил нам ходить всю ночь под Пасху. Дай ему Бог здоровья. Это ведь нужно же все помнить, даже о нас, грешных” (Ревина М.И. проживает по Покровской улице, д. 2/1).

Господи! Какой сегодня радостный день! Правительство пошло навстречу народу и дали Пасху справить. Мало того, что разрешили всю ночь по городу ходить и церковную службу служить, еще дали сегодня сырковой массы, масла, мяса и муки. Вот спасибо правительству!” (Никитина, проживает по Ленинградскому шоссе, д. 55).

Наряду с положительными высказываниями был отмечен ряд отрицательных и антисоветских высказываний со стороны незначительной части церковников.

“Я очень удовлетворен тем, что наша пасхальная заутреня состоялась в обычное, положенное время. Очевидно, согласие власти на разрешение хождения по улицам в эту ночь вызвано общественным мнением наших союзников. Но и тут все же полностью наша власть не пошла навстречу церкви, так как она не дала хоть на эту ночь электричества в храмы. Неужели это было так трудно и неисполнимо? Ведь храмы все затемнены, и свет не мог проникнуть на улицу. Особенно же меня возмущает появление в святом алтаре наших храмов каких-то фотографов. Помилуйте, на что же это похоже! Это же ведь не театр. Этого никогда не допускалось, даже и для верующих фотографов. Теперь заведомые безбожники стоят у престола Божия со своими лейками. Возмутительно и даже, говоря грубо, нахально. Все это, конечно, делается для наших союзников, чтобы показать им полное благополучие нашей церкви. Все это в конечном итоге смешно (Розен, профессор-хирург).

“Я раньше говорил и сейчас скажу, что с наступлением весны нас немцы разобьют, и не существовать у нас советской власти. Наши правители уже почувствовали, что им недолго осталось царствовать, вот они и стали подделываться к массе. Слышали, вчера комендант г. Москвы объявил, что в связи с нашим праздником разрешается ходить и после 12 часов ночи. Это много значит, но это они сделали не по своей охоте, а на них из-за границы нажимают. Но все равно народ им ни в чем не верит” (Беликов Е.Е., колхозник. Мытищинский район)...».

Из сообщения сексота:

«Помещение собора (Елоховского. – ред.) было битком набито людьми, верующим трудно было руку поднять для моления. Стояли все стиснутые, так тесно. В церкви были мужчины, много молодежи. Даже военные были и слушали речь протоиерея».


Впереди была долгая и страшная война… и победная Пасха 1945 года, которая по времени совпала с Днем св. Георгия Победоносца…

* * *

В Русской Православной Церкви попросили объяснить штрафы, назначенные верующим, отправившимся в Вербное воскресенье в церковь

В год 75-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне в Русской Православной Церкви обратили внимание на сообщения о том, что в Москве 12 апреля в Вербное воскресенье были оштрафованы некоторые верующие, которые шли в свои храмы на молитву в этот праздничный день Входа Господня в Иерусалим.

«Если достоверна информация о том, что некоторые из пришедших сегодня в московские храмы людей были оштрафованы, это вызывает вопросы», – написал в своём телеграм-канале глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. Ранее в соцсетях появились известия о таких инцидентах.

В.Легойда напомнил, что «прямого запрета от власти на посещение храмов не было».

«Лишь вчера получено предписание главного санитарного врача города Москвы проводить богослужения без прихожан начиная с понедельника, 13 апреля. То есть с завтрашнего дня. Сегодня воскресенье. Поэтому, если пришедшие в храм сегодня не входят в группу риска и не должны оставаться на карантине по известным причинам, не очень понятно, почему они оштрафованы», – отметил В.Легойда (https://www.interfax.ru/russia/703835).

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Нина И. 15.04.2020 в 17:33:33

Никите
Не такая уж это "далёкая старина", всего 75 лет прошло. И страна отмечает 75-летие Победы!

Геннадий 15.04.2020 в 08:35:16

Никита 14/04/2020 в 06:25:12
***У нас есть Церковь РПЦ, Патриарх, правящие архиереи, настоятели, их разумно слушать и поступать по их советам***
А я то наивный думал, у нас есть Святые каноны, Священное Писание и Священное Предание и их надо читать и придерживаться. Оказывается, нет, это устаревшая информация.

Никита 14.04.2020 в 06:25:12

"Преданье старины далекой..." - наука и для наших дней. Напрашивается вывод: публично не болтать от ветра головы своей. Не полезно. У нас есть Церковь РПЦ, Патриарх, правящие архиереи, настоятели, их разумно слушать и поступать по их советам. И над всеми Бог - Троица, Которому поклоняемся и Которого славим, и на Которого уповаем, а не на свой ограниченный умишко.

Тимофей М. 13.04.2020 в 17:03:02

Хочется надеяться, что колхозник Беликов, как потенциальный полицай, получил свою заслуженную пулю.

Иван Красножонов 13.04.2020 в 10:45:15

Момент истины, ясно кто и кому служит. Такого в истории нашей церкви не было никогда.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс