Богородица

Актуальные статьи

Россия в огне

3.08.2010
Протоиерей Александр Шаргунов


Снова Россия в огне и в дыму. Картины, которые показывает телевидение, как сводки с фронта. В новостях спрашивают молодого мужчину: «Дача сгорела?» «Что дача,  — отвечает он,  — вы не видите, что Россия горит?» Пылают тысячи гектаров лесных массивов, сожжено множество поселков, число погибших от пожаров и умерших от жары растет. Огненный смерч тридцатиметровой высоты перекидывается через высокие деревья с одного места на другое, и никакая противопожарная техника, которой, увы, оказалось, как всегда, более чем недостаточно, пока не в состоянии его остановить. Сколько раз пытался убедить нас современный век, что он якобы имеет власть управлять природной стихией, разгонять облака, вызывать дожди, и вот теперь приходится только в бессилии констатировать неутешительный прогноз на ближайшие недели. И нетрудно представить, что столбик термометра может подняться еще на несколько градусов  — ну, скажем, всего на пять, на десять. Ибо какие основания у неверующего в Бога человека требовать гарантий от бездушной природы? Мы уже достигли дня святого пророка Илии, и многие верующие надеялись, что это последний рубеж. Но этот праздник, несмотря на молитвы Церкви, не принес облегчения. Потому что в духовной жизни гарантий тоже не существует. Требуется подлинное покаяние  — то есть на самом деле «изменение ума», иное видение происходящего и обновление жизни.

В течение всей истории участвует пророк Илия в судьбах нашего народа. Очевидно не без Промысла Божия первый храм, построенный на Руси святой равноапостольной Ольгой, был в честь святого пророка Божия Илии. Точно так же как не случайно, что главное искушение для нашего народа в минувшем столетии было поклонение Ваалу, богу земного благополучия, с отвержением Единого истинного Бога. И это искушение продолжается сегодня на большей глубине. Илии надо было сразиться с Ваалом, богом Иезавели и Ханаана, в северной плодородной земле, где этому богу приписывали дар дождя. Во имя своего Бога Илия вступает в состязание с четыреста пятидесятью пророками Ваала, соблазняющими народ. Пусть наконец Израиль сделает свой выбор! Как нуждаемся мы сегодня в мужах силы и разума, которые бы имели власть взывать ко Господу в духе и силе Илии-пророка: «Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе» (3 Цар. 18, 37).

История повторяется. После народа Ветхого Завета является неверие и непослушание народа Нового Завета. 70—80 процентов в нашей стране  — крещеные. И сегодняшняя наша неверность, личная и коллективная, — то, что скрыто в глубине сердец,  — откроется в последний день, и уже открывается, в том числе этими пожарами и дымом. Бог говорит нам через эти события. Но эти события становятся словами лишь через конкретные личности. Можно быть рассеянным по отношению к событиям. Бог посылает нам бедствия, чтобы разбудить нас. У всех есть возможность проснуться к видению того, что происходит. Но нужны люди, которые могли бы разбудить. Тех, кто обращает внимание на глубину событий,  — всегда меньшинство. Естественная тенденция — склоняться к легкому решению, просто жить день за днем, не обременяя себя излишними размышлениями. О людях, прошедших испытания XX  века, иногда говорят: «Они жили в великую эпоху, пережили великие события». Это правда! Однако слишком многие плыли тогда по течению. Не следует слишком превозносить то время, говоря: «Это были великие моменты истории. Тогда люди были поставлены лицом к лицу со злом, а теперь все миновало». Да, зло, которое раскрылось в XX  веке, было, несомненно, последней репетицией перед приходом антихриста. Но мы живем в мире, где добро и зло никогда не перестанут противостоять друг другу. Кто хочет остаться достойным человеческого звания, тем более, звания христианина, тот не может жить, закрывая глаза на то, что вокруг. Если Церковь  — Тело Христово  — включает в себя и тех, кто еще «не двора сего», это означает, что мы ответственны друг за друга как в добре, так и во зле. С ведущих созерцательную молитвенную жизнь, если они верны своему призванию,  — с них с первых спрос, потому что они достигают глубин человеческих. Мы видели в прошлом веке неслыханное до того времени попрание человека. Но сегодня надвигается худшая опасность  — идеал Содома, и многие готовы сдать всю культуру, религию, природу, а другие не знают, как и где они будут жить завтра с женами и детьми. Происходит как бы изгнание людей с земли. Как узнаваема в нашей сегодняшней российской действительности библейская история с Навуфеем! Не возразив ни единым словом, царь Ахав позволяет царице Иезавели убить Навуфея за то, что тот не хочет отдать ей свой виноградник, расположенный вблизи дворца. Убить, прибегнув к помощи гнусных лжесвидетелей, чтобы ограбить. Илия выступает грозным обличителем преступников. За смерть Навуфея Ахав и Иезавель будут преданы горшей смерти: «Так говорит Господь: вот Я наведу на тебя беды и вымету за тобой». Выбор между Богом и Ваалом никогда не кончается. И гнев Божий будет возгораться из века в век, пока не будет поставлен предел беззаконию.

Государство обещает оказать погорельцам материальную помощь. Церковь призывает своих пасомых внести посильную лепту. Но дело ведь не в одних погорельцах, даже если все для них будет восстановлено в лучшем виде. Просто они выявили еще раз то, что происходит с миллионами людей в нашей стране. Будем серьезно размышлять о том, что великое множество очень бедных, нищих, бомжей, а также беспризорных детей готовы сегодня сослужить нам за свой счет славную службу. Лишенные всего, всех прав в этом мире, в котором они живут, они задают нам вопрос: «Куда мы идем? Куда вы идете?» Эти вопросы возникают на всех уровнях  — на политическом, на экономическом, на философском. Их задают все нормальные, мыслящие люди. И в первую очередь их должны задавать те, кто исповедует веру в Бога, ставшего человеком.

В свою очередь мы можем просить этих погорельцев: «Научите нас чему-нибудь вашей нищетой, жертвами которой вы оказались». Очень часто нищие  — лучшие специалисты в человечности. Есть немало свидетельств, что заключенные в концлагерях узнавали по-новому цену и достоинство человека и человеческого существования, когда они оказались совершенно униженными. Время для христиан  — не просто материально поддержать бедствующих, но начать по-настоящему учиться состраданию  — по дару Христа, Который говорит: «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд». Что более всего поражает  — лица многих этих погорельцев, глаза, в которых погасла всякая надежда. И это тоже символ значительной части нашего народа.

Илия явился ангелом, посланным с небес во времена отступничества от веры отцов. Но апостол Иаков в своем Послании уверяет, что он был человеком, подобным нам (Иак. 5, 17). Пророк предупреждает, что Израиль будет наказан за свои грехи засухой. Он говорит об этом царю, во власти которого было запретить идолопоклонство и разврат в стране, и таким образом отвратить наказание. Пока не наступит покаяния, этот суд будет исполняться над его страной. Ни росы, ни дождя не будет в течение трех с половиной лет. Он усердно молился, чтобы Бог был милостив к этому народу  — это значит о том, чтобы не было дождя. И по его молитвам небо затворилось. Пусть знает царь и весь народ, что Господь есть Бог, которого они оставили, и что Он  — Бог Живой, не такой, как мертвые немые идолы, которым они поклонялись. И что Илия  — Божий слуга и посланник. Им кажется, что у них мир и благоденствие, а Бог гневается на них. Засуха покажет бессилие и безумие тех, кто оставил Живого Бога. Илия дает знать Ахаву, как слушает его Бог за то, что он во всем слушается Бога. Это произойдет, говорит он, по слову его.

Эта ревность праведника не принесла плода, «ибо сыны Израилевы оставили Завет Божий, разрушили Его жертвенники и пророков Его убили мечом». Так велика ненависть слуг диавола к Илии, так невыносимо для души пророка повсеместное торжество зла  — до полной невозможности жить среди него,  — так непоколебима его верность Господу и верность о славе Его, что Господь соделает его пророком победы над смертью, когда он живым взойдет на небо на колеснице огненной.

Потому не надо никому напоминать, что эти страшные пожары в России  — не просто стихийное бедствие. Все беды связаны с грехом. Даже землетрясения, наводнения, засухи  — из-за наших грехов. И есть таинственный закон правды, по которому наказание за грехи бывает до третьего и четвертого рода, а милость Божия праведнику простирается в тысячу родов. Однако закон этот всегда сокровенный и таинственный, и мы должны остерегаться делать прямолинейные выводы. Разве напрасно сетует Екклезиаст о том, что столь часто праведники претерпевают бедствия, а нечестивые благоденствуют! Сколько простых бедных людей оказались на пепелище, а дворцы, появившиеся в последние годы за счет еще большего их обнищания, остались нетронутыми. Здесь  — камень преткновения для очень многих людей, не только для вчерашних профессиональных атеистов, отрицающих существование Бога из-за страшных страданий и несправедливостей в мире, хотя в самом их возмущении можно видеть порой добрую слепоту, неосознанное стремление к Богу. Наше желание совершенства, высшей справедливости есть уже некий свет Божий внутри нас. Но Бог никогда не просветит истинным светом, если не будет покаяния.

Грех не существует вне жизни, связанной с Богом. На самом деле реальность греха раскрывается нашему сознанию, по мере того как мы пробуждаемся к видению бесконечной любви Божией к нам. И наоборот, если эта любовь не узнана нами, мы не можем признать себя грешниками. Покаяние и прощение  — главная тайна и мысль Христовой Церкви. Самый великий грех  — думать, что любовь Божия окажется слабее, чем человеческая свобода, и что добро не будет последним словом. Много грехов у нас, но есть самое великое зло, которого мы должны предельно остерегаться. Оно называется «отчаяние». Иначе говоря, там, где есть обращение к Богу, ничто никогда не безнадежно. Если бы не было в мире этого плода правды Христовой, жизнь была бы просто невозможна.

Слово Божие говорит нам, что этот мир погибнет в огне. Но его конец будет означать пришествие Царствия Божия. Всем людям без исключения предлагается Царство Божие, но никто не может войти в него, не делая решительного, всегда дорогой ценой обретаемого выбора. Чтобы убедиться в том, что Царство Божие это вопрос жизни и смерти, человечеству надо будет пройти через многие ужасы. Прежде чем приобщиться вместе с пророком Илией тому, что явлено на горе Преображения и тому, что исходит от Креста Христова. «Не знаете, какого вы духа»,  — скажет Господь Иакову и Иоанну, которые на селение Самарию будут призывать огонь с неба, чтобы он попалил их, как и Илия сделал это (Лк. 9, 54). В тот час апостолы не видели лика «другого Илии», который будет предтечей Второго Пришествия Христова. Они не знали тайны явления ему Бога на горе Хорив. «И сказал Господь: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра». Этот «глас хлада тонка», свете тихий святыя славы, уготованный для всех людей, жизнь вечная, Пасха Господня.

 

2 августа 2010 года, память пророка Божия Илии









От редакции: на последнем фото – Россия, которую ещё не потеряли и не продали.

Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Сергей 02.12.2011 в 19:33:13

К предыдущему.
Вот подумалось: может, ещё покаяться в излишней эмоциональности постов под ником "Москвич"? Но ведь как ни вырази верную мысль - удачно ли, неудачно ли - проблема остается: при нашем аморализме Бог нас ещё и не так накажет. Пусть хоть церковные люди ведут себя достойно, чтоб не краснеть пред атеистами. "Бог долго ждёт, но бьёт больно".
Специально для Анны: если церковь не будет поддерживать своих чад, то и ЧК не за горами. У нас не КПЗ, "понятия" нам ни к чему.
Спаси Господь!

Москвич 20.01.2011 в 21:20:13

Анне ---
Спаси Вас Бог, всё хорошо. Но грех надо называть грехом, молясь за враждующих.

Анна 04.12.2010 в 19:46:06

Для "Москвича" Плохопонятные разборки на страницах рубрики. Желаю Вам меньше обид и желчи. Бог вам в помощь.

Юлия 22.08.2010 в 20:19:34

Свидетельство: горит подмосковная деревня, помощи нет, а неподалеку стоят две пожарные машины - охраняют богатые коттеджи.

Мари 18.08.2010 в 15:20:31

Дмитрию, Галине.
Вы про восьмую фотографию сверху? Я там увидела образ женщины в ребенком в протянутых руках. Господи, прости грехи наши!!!

Елена Петрова 13.08.2010 в 23:27:12

Диакон Владимир Василик справедливо пишет на "Русской народной линии":
"Ныне жара является, безусловно, аномальной, но не аномально ли то, что делается в последние месяцы и годы, в том числе и в Церкви? Если клирики восхваляют предателей, которые жгли наши деревни и людей в них, а мы с этим миримся, то не вправе ли Господь навести огонь на наши леса? Если ученые дьякона отрицают существование Благодатного огня, то не вправе ли Господь за это вольнодумство наказать нас огнем земным? И если в притворе храма выставляется «Черная троица», то разве не естественным следствием этого кощунства является чернота пожарищ и чернота копоти на наших лицах?"
http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/8/11/gospod_nas_legonechko_vrazumlyaet_vsego_lish_navodya_zharu_a_ne_ognennyj_dozhd/

Марина 13.08.2010 в 19:54:40

Охлаждение не только в народе, но и среди священнослужителей. Просим отслужить молебен, пойти с крестным ходом, а в ответ шутки, типа: все-равно дождя не будет, что толку молиться? Веры нет. Господь попущает нам за нашу хладность, за наше безверие, за нашу гордость и сомнение в Божьем милосердии!

Михаил 12.08.2010 в 08:39:09

Да Господь ясно указывает нам, что мы загадили Им созданный мир. И не просто каяться нам нужно в этом, а немедленно прекращать отравлять воздух, воду...

Галина 11.08.2010 в 01:03:20

Да, Дмитрий, везде и всегда где льются кровь и слезы - там проявляется эта нечисть. Прости нам Господи согрешения вольные и невольные, спаси и помилуй.
Москвичу---- пусть их судит Господь. Я всегда думаю в таких случаях - им давали шанс сделать доброе дело, сотворить милость, но увы, отказались. Может это была бы для них луковичка как в рассказе Достоевского... Главное чтобы мы оставались людьми, образом Божиим.

Дмитрий 08.08.2010 в 20:02:21

Всмотритесь внимательно в восьмую сверху фотографию - на ней явно виден страшный образ !!!

Павел 05.08.2010 в 20:30:46

Некоторые церковные чиновники утверждают, что, мол, нынешняя жара - это простые погодные явления, что "Бог никого специально не наказывает и никому не мстит за какие-то грехи или дурные поступки" (митрополит Иларион (Алфеев)).
Но не так думали наши русские святые. Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский писал: «Если думают, что бедствие пришло не путем истины и милости Господней, наказующей зло и обращающей к добру, то спрашиваю: как же пришло в мир бедствие? Украдкою? Нельзя. Бог всеведущ. Насильственно? Нельзя! Бог всемогущ. По слепому движению сил природы? Нельзя. Ими управляет Бог премудрый и всеблагий. Куда не обращайся с догадками, отовсюду принужден будешь возвратиться к одной неоспоримой истине, что если как-нибудь допущено в мир бедствие, то допущено не иначе, разве как средство Провидения, наказательное и исправительное, а иногда испытательное, - как Истина и Милость Путей Господних».

Николай 04.08.2010 в 13:05:31

Да каяться нам надо. Но думается, что покаяние должно быть не абстрактное, типа грешны во всем, а осознанное. И главный грех я думаю в том, что мы перестали любить Бога и ближних. Любовь в людях оскудела. Говорим красивые слова, а ближнего ни во что не ставим. Запросто можем оскорбить, унизить, поставить в неловкое положение. Если нет любви - о чем еще говорить? Покаяние должно быть не столько в вычитывании молитв, а в изменении ума и сердца, в творении добрых дел. Любить Бога и любить людей.

Вадим 04.08.2010 в 12:57:36

Бросается в глаза ряд совпадений: после выставки авангардистов в Манеже, где сателлит Марата Гельмана рубил топором иконы, Манеж сгорел. В нескольких метрах от Манежа находится храм мц. Татианы, в котором единомышленники Марата Гельмана провели в июне этого года с разрешения священноначалия кощунственную выставку "Двоесловие/диалог" с "черной Троицей". В этом месте в подвалах Университета в 18 веке русский фауст и отец русского масонства Новиков организовал типографию по печатанию оккультной литературы. Все эзотерики такие мистические точки сохранения черной энергии постоянно поддерживают в действии.

Москвич 04.08.2010 в 10:33:41

Вспоминаю рассказ из голубого детства. Заяц подходит к медведю, бьёт его, потом ложится на спинку и говорит ему: "лежачего не бьют!" На что медведь ему отвечает: "Зачем же бить? Я тебя просто высеку". По-моему, прекрасная иллюстрация тому, что с нами делает Бог. о. Александр говорит "реки крови прольются", а кто-то втайне мечтает тут же покаяться да ещё и мученический венец стяжать.... А Бог проще делает: жара, тоска.... Нет, может смешно вывешивать на обозрение личное, но никогда не забуду тот злосчастный кризисный год, когда больше 9-ти месяцев пытался вызвать на разговор не Мэра и Зама, а своих же верующих знакомых и слышал в ответ: "Извини, время нету", "дел много", "ты как-нибудь сам..." Так и хочется сказать: сгорели ваши дела! Да, тут много личного, но интересно другое. Я тогда подумал, что скоро будет что-то ужасное, если верующие могут так себя вести, забыть все заветы и шагать наступать на горло. Но самое интересно, что до сих пор ничего не осознали и при встречах смотрят голубые невинные глазки: здравствуй! С праздником тебя, дружочек! Вот эта зараза пострашней всех коротеньких прозрачных платьиц и тому подобного. Не знаю, может прочтут комментарий и вспомнят про своё свинство.

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс