Богородица

Актуальные статьи

Между бунтарством и отступничеством

12.07.2020

На днях решением церковного суда схиигумен Сергий (Романов) был извержен из сана. Печальный, но естественный итог долгого и разрушительного процесса, именуемого святыми отцами «прелестью».

Вместе с тем, резко негативно относясь к бунтарскому и вызывающему поведению опального схиигумена, многие православные считают обсуждаемые им явления, тенденции и процессы важными и значимыми.

Больше того, возникает мысль, что сам сатана подвигает людей, скажем так, неуравновешенных и радикально настроенных, на бунт и восстание, в том числе и против каких-то реально существующих негативных явлений, с тем чтобы дискредитировать само противодействие этим явлениям под видом «мракобесия». Потому что достаточно приставить к любому благому делу группу «ревнителей» во главе с «настоящим» батюшкой, вручить им «иконы» царя Ивана Грозного и «старца» Григория Распутина, добавить пару знамен с «гамматическими крестами» (свастикой) – и дело будет обречено, дискредитировано.

Итак, стоит ли открыто и прямо обсуждать некоторые острые и непростые вопросы, становящиеся перед всяким христианином, да и просто неравнодушным и думающим человеком, в том числе о внутрицерковной жизни, об отношениях между Церковью и государством? Вопрос не праздный.

Потому что существует мнение, что не нужно смущать людей обсуждением каких-то «неудобных и трудных» вопросов. Мол, в жизни и так много негативного. Давайте говорить о позитивном, и жизнь постепенно сама собою будет становиться светлее и чище. Но в реальности оказывается, что насущная необходимость говорить о «позитивном» вовсе не отменяет необходимости глубокого и серьезного осмысления и разрешения текущих проблем, которые от того, что их «не замечают», не исчезают сами собой, а накапливаются и в конце концов либо вырываются наружу со скандалом и шумом, либо вовсе грозят взорвать «паровую машину» изнутри.

Но здесь возникает другой вопрос: всегда ли бескомпромиссность и борьба за правду равняются истине?

Как-то на просторах интернета я наткнулся на текст человека, называющего себя священником и относящегося к последователям так называемой катакомбной церкви. Этот человек яростно обрушивался на святителя Луку (Войно-Ясенецкого), обвиняя его в сервилизме и предательстве идеалов Православия ради угождения власти. Кроме прочего этот человек приводил выдержки из статей святителя, опубликованных в разные годы в «Журнале Московской Патриархии». И действительно, если мы почитаем эти тексты, то в них можно найти немало суждений, призванных засвидетельствовать лояльность святителя советской власти. Но вот в чем вопрос: являются ли эти высказывания признаком предательства?

Святитель Лука, как и патриарх Сергий (Страгородский), а затем и патриарх Алексий (Симанский) жили в то время, когда безбожная власть в силу разных обстоятельств сделала пусть небольшие, но явные шаги навстречу Церкви, и, естественно, от Церкви требовалось ответное проявление лояльности. Противоречит ли это учению Церкви? Отнюдь. Ценой этих компромиссов (социальных, но не догматических) были осуществлены возможность сохранения церковной жизни и облегчение жизни миллионов верующих в России, и именно с этой позиции можно и нужно оценивать эти примеры икономии (снисхождения).

И напротив, мы знаем о бескомпромиссных и жестких «борцах за правду» в годы гонений на Церковь, таких, например, как «диссидентствующие» священники Николай Эшлиман и Глеб Якунин. Казалось бы, они говорили чистейшую правду и отстаивали «священное» право на свободу вероисповедания, но в конечном итоге их борьба за справедливость оказалась вне истины и эти люди закончили свои дни печально. Бог им судья, конечно, но по плодам их, то есть по множеству тех самых «печальных» фактов, о которых мы упоминаем, можно отчасти судить и об их деятельности в общем.

Очевидно, что Промысл Божий заключался в том, чтобы Русская Церковь в XX веке претерпела период очистительных гонений и миллионы верующих прошли свое огненное испытание, а многие и отдали жизнь за веру. Были ли эти гонения справедливыми? – Очевидно нет, но очевидно также то, что воля Божия состояла в том, что Церкви нужно было этот период пережить. И те, кто, не принимая лжи, склонив свою главу, претерпели испытания до конца с кротостью и смирением, – сподобились святости. А те, кто, борясь с ложью, приобщались духу ярости и бунтарства, – те отпали от Церкви, и участь их печальна.

Вместе с тем существует очевидная проблема, которую нам надо постоянно иметь в виду. Это попытки государства так или иначе влиять на Церковь в своих интересах. Думается, такие попытки были всегда. Впрочем, справедливости ради надо сказать и о влиянии Церкви на государство. Но если говорить о влиянии подлинно церковном – то есть не административно-правовом, а духовном – на государство, то это влияние, безусловно, всегда положительно и благотворно, в то время как влияние государства на Церковь зачастую преследует чисто прагматические, светские цели, отстаивает интересы «плотского человека» и потому не может быть принимаемо безусловно. И здесь кажется естественным и нормальным процессом обозначение и обсуждение в постоянном режиме тех «красных линий», за которые государство не должно переступать, как, наверное, и государство вправе обозначать такие «линии» для Церкви. Кажется, это полезно и правильно для организации общей жизни народа, при всей своей цельности очень разнообразного по духовному и нравственному устроению.

Когда-то митрополит Антоний Сурожский сказал удивительные слова о реальности церковной жизни и о нашем участии в ней:

«Мы исповедуем Церковь одну, а создаем и живем в другой. Эмпирическая Церковь, Церковь, в которой мы фактически живем и действуем, страшно не похожа на ту Церковь, которую мы исповедуем… Я знаю, что большая часть духовенства Церковь никогда не критикует и не ставит под вопрос ничего церковного. Но я думаю, что если мы не будем ставить под вопрос то, что неминуемо должно быть исправлено, то мы окажемся недостойными Церкви, которую мы исповедуем».

Мы любим нашу Церковь и наше Отечество той ревностной любовью, которая понуждает нас с болью говорить обо всём том вопиюще-несправедливом, горьком и неправильном, что есть в земном устроении Церкви и государства, в отношениях между людьми. Нам говорят: что вы можете изменить? На это можно сказать с уверенностью: с помощью Божией мы можем добиться многого! Мы можем и должны изменить себя, мы можем помочь людям поменять отношение ко многим важным вещам. И, смею полагать, обязаны это делать во Христе и со Христом, во славу Божию. И это ничуть не противно заповеди Господа о кротости и смирении, потому что и Сам Господь не молчал, но когда это было нужно – говорил и обличал и даже гневался, но делал это всё с любовью, полагая душу Свою за овцы Своя.

Когда мы говорим с болью о государстве, о страшной и бессмысленной бюрократии, например, – мы говорим не о государстве вообще, потому что понимаем, что государство – это «костяк» нашего Отечества, и мы за многое искренне благодарны ему. Но мы говорим о бездушии и равнодушии чиновников, работающих в «системе». Мы говорим о самой этой бездушной «системе», которая перемалывает «по закону» судьбы живых людей. Мы говорим и будем говорить о том, что такой «системы» вовсе не должно быть в нашем Отечестве, а если она есть, то надо сделать всё, чтобы ее изменить, сделать иной. Чтобы отношения между людьми, как бы их ни разделяли социальные, психологические или имущественные различия… – чтобы отношения между людьми в нашем Отечестве строились на принципах сострадания, христианской любви и милосердия, и законы должны только помогать и содействовать построению таких отношений, но никак не ломать их и не калечить судьбы людей. И мы верим, что, Богу содействующу, при нашем общем осмысленном труде и участии, жизнь в нашем Отечестве может измениться к лучшему. Мы будем говорить об этом и будем делать всё, что возможно, для того, чтобы не «бездушная система», пусть даже система пресловутого «права», руководила жизнью людей, а милосердие, любовь и сострадание. Пусть даже эти добродетели будут облечены в необходимую и строгую законодательную форму.

Нам не надо бояться в духовном, нравственном и культурном отношении отделять себя от иных народов, ясно осознавая свое призвание и предназначение, помня слова апостола Павла:

«Я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до безчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью» (Еф. 4:17–19).

И если снова обратиться к опыту жизни исповедника Луки, архиепископа Крымского, то, при всей его мудрой лояльности в отношении к светской власти вообще, он зачастую умел быть жестким и неуступчивым в частных, но существенных и важных для Церкви вопросах. И во многом благодаря способности святителя и многих других исповедников XX века, уступая в каких-то общих вопросах и не выпячивая себя в качестве «борцов с режимом», быть твердыми и последовательными в отстаивании действительных важных вопросов – благодаря им Церковь сохранила свою «осоляющую» идентичность даже в условиях государственной (господствующей) атеистической идеологии.

Тем более мы можем и должны говорить о синергии – то есть о соработничестве – государства и Церкви в наше время, когда, с одной стороны, улучшение качества жизни не противоречит учению Церкви, а с другой – повышение уровня духовного и нравственного самосознания людей является всё более очевидным приоритетом внутренней государственной политики. Словом, именно в наше время и именно в нашем Отечестве всем нам предоставляется удивительная и редкая возможность сообща строить добрую и спасительную, благодатную жизнь.

 

Благодатный Огонь




Голосование за статью

 /  Не понравилась  -  ...

Комментарии:

Александр С. 26.07.2020 в 07:36:29

Роману
Одно дело - секта, а иное - разномыслие. Вы же похоже, разницы здесь не видите. Или я вас не понял? Это тема не простая. Ее затронул историк Пыжиков и как-то скоропостижно скончался. Имхо

Роман 25.07.2020 в 13:16:05

Секта схимонаха Сергия, секта каждого прихода, вы посмотрите как много священников не терпящие инакомыслие внутри своего прихода, вот и вы администрация православного журнала,, благодатный огонь,, тоже авторитарный сектантский журнал, пишите то, что лично захотите и публикуете комментарий тот, что вам по плану уместно, формируете свою идеологему. В виду кратко изложенного, но в полноте понятия, осуждать схимонаха Сергия вы немеете права, как сказал Господь, себе внимайте.

Александр С. 18.07.2020 в 10:39:55

Соглашусь скорее с Иваном Лаптевым, чем с автором. Действительно, как писал о. Иоанн /Кронштадтский/ "Равнодушие предстоятелей церкви к поглощению истины неправдой" стало общим местом. По этой причине явление схиигумена о. Сергия. И может прелестью справедливо назвать нашу теплохладность, нежели его бунт.

Созерцатель 17.07.2020 в 17:55:28

Довольно показательно, если бунтарство "опального схиигумена" поддерживает такая скабрезная личность, как главный редактор "Эха..." А. Венедиктов. Стоит задуматься, а туда ли вы "гребете", борцы "за справедливость"... А может, некоторые из вас "того же поля ягоды", только прикрывающиеся православно-патриотической риторикой, провокаторы и псевдоревнители?!?

Игорь 17.07.2020 в 17:16:02

Иван, вы, видимо, являетесь поклонником бывш. схиигумена? Но ведь очевидно, что его публичные заявления, здесь обсуждаемые, явно свидетельствуют о его неадекватности (надеемся временной, как min - священническому сану!)... Ну так и молитесь о его духовном и душевном здравии, если этот человек вам действительно не безразличен! А Господь рассудит...

Военный наблюдатель 16.07.2020 в 08:56:20

Экс-схиигумен и главарь секты царебожников Сергий (Романов) – «царь-халиф» «православного ИГИЛ».
Многие эксперты убеждены в том, что идеология «царебожия» является по сути аналогом «православного ИГИЛ» (ИГИЛ – организация запрещена на территории РФ), ведь недаром один из его публичных лидеров, экс-схиигумен Сергий (Романов), в своем недавнем видео (выложено на ютуб-канале его «якобы» пресс-секретаря Всеволода Могучева), объявил себя ожидаемым верующими «царебожниками» «православным царем» и попросил действующего президента России Владимира Путина передать ему власть.

Иван Лаптев 15.07.2020 в 18:15:22

Цитата о. Димитрия:
"Больше того, возникает мысль, что сам сатана подвигает людей, скажем так, неуравновешенных и радикально настроенных, на бунт и восстание, в том числе и против каких-то реально существующих негативных явлений."
Так, если такие как Вы, батюшка, видите эти "явления", живёте в них и молчите, архиереи молчат, то начинают камни вопиять. Не был никогда ранее отец Сергий публичным человеком, более того, не благословлял никого ничего снимать в монастыре и тем более с его участием. Просто нарыв прорвался. Не может нормальный православный человек, видя все эти беззакония происходящие в церкви и стране оставаться теплохладным, бездушным и безразличным.

Александра 15.07.2020 в 09:44:09

Алексею.
Можете лить на меня любую грязь, объявлять в связи с либералами, только любой психиатр после видео, где он просит передать власть Путина себе, подтвердит, что игумен Сергий психически нездоров. Нормальный человек такое не скажет.
Почему же доводы зоологические, Алексей? Или для Вас психически больные - это животные? Если человек в церкви, значит он не может быть психически больным? Известный православный психиатр Василий Глебович Каледа говорит, что в церкви процент психически больных больше, чем вне ее, потому что в церковь идут люди, когда им плохо. Увы, реалии нашего времени. Батюшка, который меня исповедует, тоже рассказывал, как много сейчас психически больных в церкви. А как так получилось, что схиигумен Сергий "строил храмы, монастыри, окормлял христианские общины, был духовником правящего архиерея" - это уже другой вопрос.

Анна К. 15.07.2020 в 08:52:11

Такие дебилы как схиигумен Сергий (Романов) просто компрометируют консервативное движение в РПЦ.

Алексей 14.07.2020 в 22:44:43

Аргументы оппонентов отца Сергия всё ближе подходят к зоологической границе: сначала - мент и убийца, а теперь вот - психически нездоров. Собственно, это значит, что сказать противникам опального игумена нечего, причём от слова совсем. Ведь никто не заподозрил в нём ненормального, когда он строил храмы, монастыри, окормлял христианские общины, был духовником правящего архиерея. А как пошёл против шерсти, тут-то глаза у многих и открылись... Заодно пытаются замазать и сочувствующих схиигумену, и тут уже Лени Рифеншталь аплодирует с того света "проницательным" комментаторшам. Только пустое это занятие, от таких дурно смердящих доводов, доверие, к противной о.Сергию стороне, падает до абсолютного ноля. Соответственно, возрастает интерес к тому, что говорит этот монах, даже если он говорит достаточно резкие и необычные вещи. Если подобные комментарии служат закамуфлированными попытками добиться именно такого результата, то, в общем, он достигнут, с чем можно и поздравить антиромановских граждан.

Александра 14.07.2020 в 10:42:12

Схиигумен Сергий Романов - психически больной человек. Вследствие прелести он таким стал или изначально психические проблемы были у человека - не знаю. Сейчас ему нужен психиатр, лечение - это явно. Возможно, как и некоторым его последователям. Разбирать бредовые идеи больного человека - это абсурдно. Трагедия в том, что заставить лечиться ни его, ни его последователей нельзя. У нас в стране психиатрическое лечение только добровольное, а по-настоящему больные люди сами лечиться никогда не пойдут.

Алексей 13.07.2020 в 21:51:37

Любое государство строится на принуждении и совсем не факт, что цели светские ("повышение качества жизни") совпадают с евангелькими, скорее они даже противоположны ("не любите мира и того, что в мире"). Ставить во главу угла кроткость, вовсе не значит идти на поводу у людей разрушающих церковь - пример царя Давида ( "помяни всю кротость его") и Моисея, который назван "кротчайшим", хоть и убил иноплеменника, угнетавшего израильтян, хорошо показывает это. Игумен Сергий спасает многострадальную русскую христианскую общину ценой своего собственного спокойствия и благополучия. Если не хватает мужества поднять свой голос рядом с ним, будем надеется, что хватит ума не стать гонителями исповедника...

Александр Ц. 13.07.2020 в 15:06:11

Я полностью согласен с Вадимом Борисовым, особенно с сомнительностью ссылки на экумениста и модерниста Антония Блума.

Вадим Борисов 13.07.2020 в 07:27:42

Странные походы уважаемого о. Димитрия в политику, ведь он писал такие прекрасные духовные статьи. Как будто теперь это не он пишет! Тем не менее спасиБО за защиту свт Луки Крымского и объяснение разницы между настоящими исповедниками и горе-ревнителями, хотя побольше бы конкретных примеров. Кажется сомнительной ссылка на экумениста Антония Сурожского. Очень странен вывод и главный тезис о том, что сейчас приоритетом государственной политики "всё более становится повышение духовного самосознания людей" и теперь в нашей стране "предоставляется возможность строить благодатную жизнь"... (?!) Кажется наоборот сейчас главная проблема это - надо смотреть правде в глаза - безбожность нашей власти, и может быть поэтому мы сейчас вместо продолжения духовного возрождения конца 80-х годов покатились назад и верной дорогой катимся к погибели вслед за евросодомом?

Добавить комментарий:

Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс