Богородица

Новости

Оправдана ли позиция православных священнослужителей, которые выступают против смертной казни?

26.06.2013


По сообщению официального портала Белорусской Православной Церкви, 21 июня 2013 года в Минске открылся круглый стол «Религия и смертная казнь», организованный Советом Европы в сотрудничестве с белорусским государством.

Республика Беларусь – единственная страна в Европе и СНГ, где применяется смертная казнь. На референдуме 1996 года за ее сохранение выступили 80,44% граждан. В Конституции РБ (статья 24) указано: «Смертная казнь до её отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда». В 2013 году было вынесено 3 смертных приговора.   

Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет направил участникам круглого стола приветствие, в котором говорится:

«Белорусская Православная Церковь настойчиво обращала внимание общественности на проблему смертной казни еще в девяностых годах прошлого века. В 1996 году накануне всенародного референдума, на котором, среди прочего, обсуждался вопрос о смертной казни, мы призвали белорусский народ отказаться от такой меры наказания.

“Мы, христиане, не можем оправдывать смертную казнь, ибо это грех убийства… Жизнь любого человека принадлежит его Творцу, Богу. Не мы, грешные люди, даровали бытие человеку, – не нам и лишать человека существования. Ведь за жизнь каждого из нас Господь Иисус Христос отдал Свою жизнь, претерпев страдания, унижения, издевательства и смерть на Кресте… Государство, казня своих граждан, каждый раз заново распинает Христа”. Такой была наша позиция в год референдума. На сегодня она осталась неизменной», – подчеркивает Предстоятель Белорусской Церкви.

Ранее на тему смертной казни высказался священник Андрей Лоргус: «…Христианин не может не выступать против смертной казни. Христианское государство не может не искать такого образа наказаний преступников, где смертная казнь будет исключена. И христианские Церкви должны протестовать против смертной казни, должны инициировать процесс запрета смертной казни и исключения его из судебного обихода государств. Смертная казнь не есть только смерть, умерщвление тела. Это – преступление, стоящее в ряду тяжких преступлений человечества. Преступление против человеческого достоинства, против его личности. Смертная казнь – это тяжкое преступление для христианина. Мы считаем, что христианин не может ни голосовать за смертную казнь, ни выносить смертный приговор, ни приводить его в исполнение» – считает священник Лоргус.

Конечно же лишать жизни человека – дело неблагодарное. Поэтому даже в былые годы в самых деспотичных государствах, а именно: в Швеции при Карле XII, в некоторых немецких курфюршествах, в средневековой Испании при королях Филиппах преступников порой увещевали не творить того зла, которое они намеревались совершить. А если зло совершалось, то такие злодеи попадали в руки правосудия. И в большинстве случаев отправлялись на плаху.

В принципе так было и на Руси. Уж сколько увещевали жидовствующих – летописцы даже утомились нам передавать. А когда все слова были исчерпаны, – в дело вступил государственный мечь и огонь.

Несомненно, смертная казнь – акт жестокий, но никак нельзя согласиться с тем, что он противен жизни Церкви. Если какой-то член Церкви загнил, отпал от нее и грозится нанести ей вящий ущерб, то такой член должен быть ограждаем от ее бытия и представать пред Богом ещё прежде его естественной смерти. Именно этим принципом руководствовались монаршие и прочие государственные суды, предавая закоренелых преступников смертной казни. Противились ли они Богу? Ведь Господь сотворил и тех людей, которые впоследствии стали злодеями. Вовсе нет. Ибо они пеклись о благе Церкви и государства, и Божественным правом судьям были вверены полномочия решать вопрос: оставлять ли преступника в этой жизни, или переводить его в жизнь загробную. Именно к судьям обращен 81-й псалом, где они именуются «богами». Почему так? Потому что им вверены многие функции Самого Божества.

Поэтому судья, справедливо выносящий приговор преступнику, не погрешает против заповеди «не убий», а наипаче исполняет эту заповедь, т.к. пресекает возможность убийства осужденным других людей, Странно, что эти азбучные истины не понимают митрополит Филарет и священник Андрей Лоргус. Они что – не веруют в загробную жизнь? Ведь за претерпевание смертной казни: от потопа ли, от меча ли, от огня ли – Господь прощает некоторые грехи. Здесь действует принцип, который возвестил нам апостол Петр: государство и Церковь радеют о том, чтобы эти люди, «подвергшись суду по человеку плотию», насколько это возможно «жили по Богу духом» (1 Петр. 4,6).

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» относительно смертной казни, в частности, говорится:

«Особая мера наказания – смертная казнь – признавалась в Ветхом Завете. Указаний на необходимость ее отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви. Вместе с тем, Церковь часто принимала на себя долг печалования перед светской властью об осужденных на казнь, прося для них милости и смягчения наказания. Более того, христианское нравственное влияние воспитало в сознании людей отрицательное отношение к смертной казни. Так, в России с середины XVIII века до революции 1905 года она применялась крайне редко. Для православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью – именно поэтому Церковь не оставляет душепопечения о приговоренных к высшей мере наказания. …[Церковь] признает, что вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества».






Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс