http://blagogon.ru/news/374/
Новости

Диакон Владимир Василик: «Этот Собор может стать апостасийным»

27.07.2015

На сайте «Радио Ватикана» появилась статья бывшего заместителя секретаря Папского совета по содействию христианскому единству Элеутерио Франческо Фортино «Общая дата празднования Пасхи возможна: достаточно вернуться к Никейскому собору». 

Автор предлагает «празднование Пасхи в одно из воскресений всеми христианами и соблюдение “принципа” Никейского Собора также в том, что касается необходимости астрономической точности. В то время от Александрийской Церкви требовалось определять дату Пасхи именно из-за её научной компетентности, и Православные Церкви понимают все это. Тем не менее, сейчас они не видят возможности изменить календарь, объясняя это “пастырскими причинами”. С другой стороны, вопрос о дате Пасхи входит в программу предстоящего Cобора Православных Церквей. Вопрос остается открытым, и проблема сохраняется».

Член Синодальной богослужебной комиссии кандидат богословия диакон Владимир Василик в интервью «Русской народной линии» проанализировал поднятую в публикации проблему:

Постановка вопроса о Пасхе, причем исходящая из католических кругов, является грубым вмешательством во внутренние дела Православной Церкви и, безусловно, еще одним свидетельством католического империализма. С того времени, как Ватикан беззаконно попытался навязать всему христианскому миру свою неправильную пасхалию, ввел свой неверный календарь, с той поры не прекращаются попытки навязать с духовной точки зрения неправильный григорианский календарь Православным Церквам. Особенно показательно, что эти попытки связаны с революцией в России, с одной стороны, и с постверсальским устройством мира, когда во многих Православных Церквях, к сожалению, к власти пришли люди, тесно связанные с международными масонскими кругами. 

Введение григорианского календаря вызвало в Православной Церкви множество смут. Уж, казалось бы, дело православных, если они действительно желают внутреннего единства и заботятся о благе Православной Церкви, а не католической, как раз вернуться к старому юлианскому календарю и на этом покончить со всеми спорами, проблемами, со всеми старостильными расколами. Но нет, к сожалению, Патриарх Константинопольский Варфоломей, заботясь более о католичестве, чем о Православии, стремится ввести в повестку дня Всеправославного Собора 2016 года вопрос о Пасхе.

Чем дальше, тем больше открывается, мягко говоря, сомнительная сущность Всеправославного Собора. Первоначально он планировался только для разрешения некоторых канонических вопросов, в частности, вопроса о диптихах, потом потихонечку в него стали проникать вопросы, связанные с постом, совсем недавно пытались пробить вопрос об уважении к «сексуальным меньшинствам». И вот, наконец, возникает вопрос о Пасхе. Если действительно этот вопрос станет в повестку дня Собора и, хуже того, этот вопрос будет принят в угодном католикам духе, то тогда этот Собор, безусловно, станет апостасийным. Безусловно, всякий нормальный, православный человек будет вправе неповиноваться его решению. 

1. Вероятность проведения Собора

По информации, полученной из весьма авторитетных источников, вероятность проведения Собора в настоящее время выглядит не очень высокой. Несмотря на назначенную дату, целый ряд документов до сих пор не согласован. Между Православными Церквями существуют достаточно серьезные противоречия, которые могут привести к срыву Собора. Наиболее острые из них – между Иерусалимской и Антиохийской Православными Церквами, связанные с проблемой юрисдикции Катара.

2. Вероятность принятия недолжных решений

При некоторых тревожных симптомах и тенденциях, отмеченных в предыдущих публикациях, следует отметить, что вероятность прохождения неправославных и антиканонических решений также не является значительной. Во-первых, догматические вопросы не выносятся на повестку дня. Во-вторых,  как нам сообщил весьма серьезный источник, связанный со Священным Синодом Русской Православной Церкви,  священноначалие Русской Православной Церкви преисполнено решимости блокировать любые документы, которые противоречат каноническому праву, христианской нравственности и правилам благочестия.  Показателем этого является то, что Священный  Синод на заседании от 13 июля сего года признал неприемлемым   проект документа на тему «Вклад Православной Церкви в торжество мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций» в его нынешнем виде. Синод постановил поручить делегации Русской Православной Церкви представить принципиальные поправки к этому документу на Всеправославном предсоборном совещании (Журнал №52). Для этого существуют все легальные возможности: принцип консенсуса, о котором в свое время много писал автор данной статьи (см. например О консенсусе в Древней Церкви) и который признан определяющем на всеправославных предсоборных совещаниях. Ни один документ Собора не может быть тайным или секретным и его решения должны пройти обязательное одобрение на уровне Поместных Церквей. В случае, если они окажутся неудовлетворительными, то они не будут приняты Русской Православной Церковью.

Конечно, основания для здорового беспокойства остаются. Безусловно, со стороны некоторых делегаций, в частности Константинопольского патриархата, проявлялись нездоровые тенденции, выразившиеся в частности в отвергнутом документе «Об устранении расовой и прочих дискриминаций». Константинополь явно стремится использовать грядущий Собор в своих интересах для установления контроля над Вселенским Православием, о чем в частности свидетельствует поднятый вопрос о диптихах. Экуменические и модернистски настроенные богословы и деятели Константинопольского патриархата также не прочь воспользоваться Всеправославным Собором для достижения своих целей.

Православная общественность желала бы больше знать о подготовительной стадии Собора и публикация рабочих документов предсоборных совещаний была бы весьма желательной. В частности, это касается документа «О важности поста» и ряда других. 

И, тем не менее, слухи о кончине Православия на грядущем Всеправославном Соборе являются сильно преувеличенными. Господь сказал: «На камне сем Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).