Богородица

Новости

Митрополит Иларион (Алфеев) призывает малоимущих граждан брать пример с жителей озера Титикака, или Почему люди перестают доверять Церкви

13.01.2016


9 января 2016 года в телепрограмме «Церковь и мир» (телеканал «Россия 24») митрополиту Волоколамскому Илариону был задан вопрос: «Есть ли совесть у нынешней власти? Ведь людям в современном обществе в больших городах просто негде жить: брать кредит по драконовской ипотеке невозможно. Мы все состаримся и умрем, так и не создав семьи».

Вместо того, чтобы духовно и морально поддержать человека и проявить к нему сострадание, как это и подобает пастырю доброму, владыка безучастно и цинично посоветовал брать пример... с жителей озера Титикака:

«Какая-то странная логика слышится в этом вопросе. То ли это призыв к революции, то ли это призыв к эмиграции… Мне приходилось много путешествовать, один раз я был на озере Титикака в Перу, где люди живут на плавучих островах. Они делают плоты, на таком плоту они ставят домик и живут там большими семьями. Я не помню, чтобы я когда-либо в жизни видел более жизнерадостных и веселых людей. У этих людей нет даже денег, они живут натуральным хозяйством. И когда им что-то нужно, они это обменивают. То есть один остров подплывает к другому, семьи встречаются и выменивают одни вещи на другие. Я не призываю вернуться к природе, я просто хочу сказать, что счастье не зависит от квадратных метров, на которых человек проживает. Счастье не зависит от рублевых и долларовых купюр у него в кошельке или на его банковском счете…».

Вот такая архипастырская проповедь владыки Илариона на тему бедности. Ни слова осуждения пагубного для страны и народа курса, проводимого либерально-экономическим блоком Правительства Д.Медведева.

Сегодня в интеллектуальном поле идут жаркие дискуссии о греховности ростовщического (банковского) процента и людоедской власти «мировых хозяев денег». Маленький человек в современном мире по сути превращается в пожизненного кредитного раба «банковских структур». Через гегемонию доллара и другие «привилегированные валюты» страны «золотого миллиарда» выкачивают ресурсы из колоний, в том числе из России.

Разве Церковь должна соглашаться с такой несправедливостью? И слышен ли ее голос в этих дискуссиях? Очень слабо и не вразумительно, если на ведущем телевизионном канале один из самых «раскрученных» церковных иерархов нам предлагает брать пример с жителей озера Титикака.

Создается впечатление, что часть священноначалия благословляет бесчеловечную социально-экономическую политику правительства РФ. Но это не значит, что верующие нашей Церкви должны соглашаться на либерально-экономическую модель, которая была нам навязана в 90-е годы и из которой мы до сих пор не можем вырваться. Надо всем помнить, что мы – не жители озера Титикака, при всем уважении к этим милым и достойным людям. Наша страна – наши правила.

Увы, из слов владыки для простого обывателя создается представление, что Русская Православная Церковь в лице митрополита Илариона, имеющего для своего счастья и необходимые квадратные метры, и необходимые купюры на банковском счете, отказывается сострадать нашим малоимущим гражданам перед лицом жесточайшего экономического кризиса. И стоит ли после таких словес владыки удивляться, что доверие наших граждан к Церкви в последнее время сильно падает? От Церкви сегодня отворачиваются многие наши сограждане, идет отток когда-то симпатизировавших ей людей, которые обманулись в своих ожиданиях.

Ведь ещё несколько лет назад авторитет Русской Православной Церкви был настолько непререкаем, что проведение каких-либо антицерковных выставок или перформансов, появление антиклерикальных спектаклей или кинофильмов было редкостью. Церковь пользовалась, в целом, народным доверием, причем не только верующих людей. Так что же стало меняться за последние годы в отношении Церкви и общества? Что стало меняться в представлении простого обывателя в отношении Русской Православной Церкви?

Не в последнюю очередь подобные проповеди, оторванные от реальной действительности: Церковь не возвышает свой голос против антинародной социально-экономической политики либералов в российской власти. Также простой человек видит, как Церковь в лице ее некоторых представителей, как высших иерархов, так и священников-«мажоров» из монашеской среды, не чурается роскоши, становится объектом гомоскандалов, живет по законам мiра сего, все более срастается и дружит с этим мiром, несмотря на ясное предупреждение апостола: «Не знаете ли, что дружба с мiром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом мiру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4). Огромный соблазн для многих людей, тянущихся к церкви, представляет и оторванность иных ее представителей от нужд простых людей, и непомерная роскошь, совершенно нескрываемая как некоторыми рядовыми священнослужителями, так и иными высокопоставленными иерархами. При этом со стороны представителей Церкви даже дается такое «объяснение»: священнослужители имеют право носить дорогие вещи, поскольку эти вещи отражают общественный престиж Церкви.

И это на фоне нищающего населения!

Из-за такого поведения некоторых церковных иерархов этот самый престиж Церкви сейчас крайне низок, негативное отношение к православной Церкви нарастает. Любое слово о Церкви часто вызывает раздражение и воспринимается в штыки именно среди тех 80%, что называют себя в опросах православными. Именно этот огромный людской пласт смотрит на Церковь все более и более настороженно. Этого нельзя не учитывать, такова реальность.

На обратной стороне наперсного священнического креста, получаемого иереем при рукоположении, имеется надпись: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1Тим. 4:12). Несоответствие этим апостольским словам, оторванность от реальных экономических проблем, с которыми постоянно сталкиваются граждане нашей Родины, – одна из причин отторжения немалой частью современного российского общества от высокопоставленных церковных представителей и недоверия самому институту Церкви.

Сегодня еще существует остаточная инерция благожелательного отношения к Церкви (по последним данным ВЦИОМ 25% россиян разочаровались в положительном влиянии Церкви на общество), но она истощается с каждым годом, так что не будем удивляться, если скоро наступит новая «безбожная пятилетка»…


 




Код анонса статьи для вставки в блог или на сайт

показать анонс