http://blagogon.ru/news/413/
Новости

Прот. Всеволод Чаплин о затруднительности внутрицерковной дискуссии по поводу нового (тайного) Катехизиса и документов Всеправославного Собора 2016 года

24.02.2016

«Ширится» внутрицерковная дискуссия – в узких рамках и без каких-либо гарантий того, что мнения участников будут учтены, а если отвергнуты – то официально и обоснованно. По проекту Катехизиса Русской Православной Церкви завершившийся Архиерейский Собор постановил: «Текст Катехизиса следует направить на отзыв постоянным членам Священного Синода, предстоятелям Самоуправляемых Церквей, первоиерарху Русской Зарубежной Церкви, руководителям синодальных учреждений, ведущим духовным школам, а также тем епархиальным архиереям, которые выразят пожелание принять участие в рецензировании текста. <…> Собор поручает Священному Синоду принять решение о дальнейшей судьбе текста после рассмотрения в Синодальной библейско-богословской комиссии поступивших отзывов» (http://www.patriarchia.ru/db/text/4367700.html). …

Ранее Его Святейшество в докладе на Соборе сказал: «Учитывая вероучительный статус и большой объем текста, его обсуждение не следует вести в публичном пространстве – в интернете, в блогах. Оно должно быть достаточно широким, но при этом – без неограниченной публикации еще не утвержденного проекта» (Катехизис – это вероучительная книга Православной Церкви, или же гностический манускрипт масонской ложи, обсуждение содержания которого должно быть недоступно для «профанов» (лиц, не принятых в тайный орден) и непосвященных? – Прим. ред. БО).

Вероучительный текст – это серьезно. От этого текста зависит единство Церкви: если написанное в нем не будет соответствовать Писанию и полноте Предания, православные люди могут усомниться в том, что Церковь хранит правильную веру. Так зачем же прятать от духовенства и мирян этот текст? Что скрывать? Может быть, дискуссия в блогах и не будет продуктивной. Но как рядовой священник или мирянин вообще могут повлиять на формулирование вероучения, если даже теоретической возможности познакомиться с текстом у них нет?

Еще интереснее – по проектам документов Всеправославного Собора. Во постановлениях недавно завершившегося Архиерейского Собора читаем: «Члены Архиерейского Собора свидетельствуют, что в своем нынешнем виде проекты документов Святого и Великого Собора не нарушают чистоту православной веры и не отступают от канонического предания Церкви». Означает ли это, что дискуссия заканчивается, не начавшись? Зачем тогда было публиковать проекты всеправославных документов? Они, кстати, уже вызвали у некоторых людей серьезные возражения, особенно текст «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром».

Могут ли клирики, монашествующие или миряне рассчитывать на учет их позиции делегацией Русской Церкви на Всеправославном Соборе? Неясно…

В общем, у простых клириков и мирян немного возможностей принять участие в обсуждении трех немаловажных вопросов. Если вообще такие возможности есть. А тем более возможности получить аргументированные ответы на свои вопросы.

Возникает еще один вопрос: не будут ли документы Всеправославного Собора интерпретироваться сторонниками «либерализации» Православия как «отменившие» все принятое Поместными Церквами до июньского Собора как имеющего «высший авторитет»? И не стоит ли сделать в его документах оговорку о том, что эти документы не отменяют свободы каждой Поместной Православной Церкви формулировать свое учение в области социального богословия, отношений с инославным и нехристианским миром? Иначе получится некое подобие «приоритета международного права над национальным», к чему, возможно, и стремятся силы, желающие провести Всеправославный Собор поскорее и любой ценой.[1]

Наконец, представляется, что публикация документов должна быть лишь первым шагом к обсуждению этих текстов в Русской Церкви и других Поместных Церквах. У нас такое обсуждение представляется полезным в Межсоборном Присутствии, а также в церковных и церковно-общественных СМИ. Целью обсуждения хотелось бы видеть формулирование новых поправок Русской Православной Церкви к проектам документов.

В общем, у простых клириков и мирян немного возможностей принять участие в обсуждении трех немаловажных вопросов. Если вообще такие возможности есть. А тем более возможности получить аргументированные ответы на свои вопросы.


По материалам блога Православная политика
 


[1] Озабоченность прот. Всеволода Чаплина понятна. Однако в приоритете Соборов поместной Церкви над условно говоря «всеправославными» может таиться ловушка. Никогда не было, чтобы авторитет одной поместной Церкви был выше, чем авторитет Собора Поместных Церквей. На первый взгляд кажется, что принять канон или оговорку о преимуществе внутренних решений выгодно. Но завтра, если наш Поместный Собор допустит отступление от какого-нибудь догматического или канонического принципа, мы не сможем апеллировать ни к авторитету Вселенских Соборов, ни к авторитету многих Поместных Соборов, ни даже ко свв. отцам, если они не из РПЦ. – Прим. Ред. БО.

 

Поддержка сайта «Благодатный Огонь»:
Карта Cбербанка: 6390 0238 9085 1967 80
Яндекс-Деньги: 410012614780266