Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    6390 0238 9085 1967 80

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Православные рассказы

Вячеслав ТУЛУПОВ


ДИКТОФОН

Их отображения в зеркальной панели появились почти одновременно. Отец Павел опередил Андрея Андреевича буквально на пару секунд. Сначала в зеркальном простенке между двумя дверными блоками проплыла его худая фигура, облаченная в длинное черное пальто, а вслед за ней в зеркале прокатилась шарообразная персона Андрея Андреевича. Входя в солидный магазин аудио- и видеотехники, расположенный в центре Москвы, они не обратили друг на друга никакого внимания. Каждый из них был глубоко погружен в собственные мысли.

Отец Павел приехал в столицу из Подмосковья, чтобы приобрести здесь диктофон. В аппаратуре он совершенно не разбирался, денег у него было немного, и он боялся ошибиться в выборе. С утра он побывал на одном из рынков. Диктофонов там было много, но торгашеская атмосфера лавочек и магазинчиков произвела на него неприятное впечатление. Отец Павел решил лучше переплатить за вещь в фирменном магазине и иметь гарантию ее качества, чем купить кота в мешке на рынке.

Андрей Андреевич оказался в магазине благодаря неожиданному перерыву в напряженном графике жизни. Его встреча с важным клиентом должна была состояться в районе Лубянской площади, однако клиент по сотовому телефону предупредил о своей задержке и попросил Андрея Андреевича подождать минут сорок. Андрей Андреевич, вежливо пробормотав согласие, резким движением сунул телефон в карман своего темно-синего пальто, купленного на прошлой неделе в Лондоне. В офисе его ждала куча незавершенных дел. Разгневанный пустой пропажей времени, он в ярости затопал ногами по талому мартовскому снегу. Однако проигнорировать встречу с не очень обязательным клиентом было невозможно: переговоры с ним должны были разрешить слишком серьезные проблемы, возникшие в последнее время в жизни Андрея Андреевича. Заметив невдалеке магазин, название которого его немного успокоило, он вошел в торговый зал. Покупателей там было гораздо меньше, чем обслуживающего персонала, редкие посетители бродили между прилавками и стендами, забитыми чудо-техникой, как поклонники искусства на выставке шедевров мировой живописи.

Отец Павел, протиснувшись между двумя рядами огромных напольных телевизоров, наконец наткнулся на то, что искал. С полок стеклянного стеллажа на него призывно глянули ряды диктофонов. Занятый изучением их товарного вида, батюшка вначале не заметил возникшего рядом с ним Андрея Андреевича. Тот, в отличие от священника, не стал вдумчиво рассматривать каждый из диктофонов, расположенных на полках. Его цепкий взгляд сразу выхватил нужный объект, и он указательным пальцем правой руки, поднятой вверх, поманил к себе продавщицу.

— Девушка, покажите мне вон тот цифровой диктофончик за сто восемь долларов, — сказал Андрей Андреевич подошедшей к нему молоденькой светловолосой продавщице.

Девушка ключиком открыла миниатюрный замочек, раздвинула стеклянные дверцы и передала в руки покупателя заинтересовавший его диктофон. Андрей Андреевич со знанием дела повертел его в руках, задал пару вопросов продавщице и, придя к выводу, что она не очень понимает, о чем ее спрашивают, снисходительно попросил принести документацию.

Осведомленность незнакомца в аудиотехнике привлекла внимание отца Павла. Он оторвал свой взгляд от витрины и посмотрел на Андрея Андреевича. Внешность его показалась знакомой, где-то он видел этого невысокого полного человека лет сорока. Его густые черные волосы, зачесанные назад, энергичный, с нотками металла голос и живая мимика будили смутные, неопределенные воспоминания.

У отца Павла мелькнула мысль: хорошо бы поговорить с незнакомцем о диктофонах, он, как человек знающий, мог бы подсказать, какой из них и по качеству, и по цене более ему подходит. Конечно, не очень удобно с такими вопросами приставать к незнакомому человеку, но, с другой стороны, он, как видно, знает о диктофонах побольше молоденькой продавщицы. Шанс терять не стоит, тем более что он все равно ждет, когда ему принесут документацию.

— Извините за беспокойство, — начал отец Павел, — хотел бы у вас проконсультироваться. Думаю приобрести диктофон, но не знаю, какой лучше. Вы не подскажете?

Андрей Андреевич с некоторым удивлением взглянул на спросившего. Перед ним стоял худощавый, выше среднего роста человек лет под пятьдесят. Все черты его лица имели несколько удлиненную форму, а волосы и кожа были какого-то неопределенно-золотистого оттенка.

— Все зависит от того, для каких целей диктофон вам нужен, — неохотно обронил Андрей Андреевич.

— Видите ли, я священник и хочу записывать проповеди.

— Это правильно, — одобрительно сказал Андрей Андреевич и с интересом посмотрел на собеседника. — Я тоже все свои речи записываю.

— Я намереваюсь записывать не свои, — уточнил отец Павел. — Наш настоятель произносит замечательные проповеди, и очень жалко, что они могут безвозвратно кануть, как говорится, в лету.

— Ну что я вам могу посоветовать? Вот у меня есть диктофон, который настолько чувствителен к звуку, что записывает речь человека на расстоянии нескольких десятков метров. Я не слышу голоса, а он его пишет и воспроизводит! Такой бы вам не помешало приобрести.

— Да, тогда бы можно было записывать проповеди из любой точки храма, — обрадовался отец Павел.

— К сожалению, такую вещь вы здесь не приобретете, — огорчил собеседника Андрей Андреевич.

— Почему?

— Такую вещицу можно купить только у представителей спецслужб. Да и то по большому знакомству.

Беседу прервала продавщица. Она принесла небольшую брошюру с описанием цифрового диктофона на английском языке. Извинилась, что нет такого описания на русском.

— Ничего, как-нибудь прочтем, — пробормотал Андрей Андреевич и деловито зашуршал листами.

После беглого просмотра вернул брошюрку продавщице, махнул рукой и сказал, обращаясь к отцу Павлу:

— Ерунда! Недавно потерял свой цифровой за триста долларов, думал, пока не подберу что-нибудь стоящее, куплю этот, за сотню... Но не стоит: пустая трата денег, святой отец.

— Я не святой отец.

— А кто? Вы же сказали, что являетесь священником.

— Вот именно — православным священником.

— так ведь священников называют святыми отцами. Я сколько раз в фильмах это слышал.

— Наверное, вы западные фильмы смотрели. У нас народ священников обычно называет отец Иоанн, отец Петр, меня — отец Павел. Часто прихожане с любовью и уважением именуют своего пастыря «батюшкой».

— Понятно. Я в общем-то про «отца» и «батюшку» знаю, но думал, что и «святой отец» тоже для вас приемлемо. Значит, вас зовут отец Павел. А меня — Андрей Андреевич. Будем считать, что познакомились.

— Очень приятно. Мне, конечно, Андрей Андреевич, такой сверхчувствительный диктофон, про который вы рассказали, не нужен, лучше что-нибудь попроще.

— Вам-то, батюшка, можно и попроще, а мне без профессиональной аппаратуры никак не обойтись. Я адвокат, и сейчас в нашем ремесле без такой техники успехов не достигнешь. Да и постоянно в разные передряги попадаешь. Без диктофона и микрофона никакие переговоры уже вести нельзя. С такими типами общаться приходится, что вам, отец Павел, и в кошмарном сне не грезилось.

Зазвонил сотовый телефон. Андрей Андреевич извинился, достал трубку и приложил ее к уху. Его коллега по адвокатской практике сообщил о своем согласии на участие в совместной защите в суде интересов одного известного бизнесмена. Андрей Андреевич, выразив радость по этому поводу и продолжая говорить по телефону, не спеша прохаживался по магазину.

Оставшись в одиночестве, отец Павел вновь прильнул к витрине. Сначала, пока адвокат прохаживался невдалеке, он не смотрел в его сторону, но четко слышал его бодрый голос, который вещал в трубку о блестящих перспективах предстоящего дела и смаковал размеры будущего гонорара. Когда же Андрей Андреевич удалился на значительное расстояние, отец Павел пристально посмотрел на него и вдруг вспомнил, где его видел. Этому поспособствовала характерная деталь: Андрей Андреевич резким движением руки отбросил прядь волос назад и при этом несколько раз подряд похлопал свой затылок, словно ребенок песочный куличик. Сомнений не было, это известный адвокат. Отец Павел телевизор не любил, но программы последних новостей смотрел более или менее регулярно. Да-да, именно там, в репортажах о различных судебных разбирательствах, он несколько раз видел этого человека и еще, помнится, подивился, что он перед телекамерами так странно хлопает себя по затылку.

Через пару минут отец Павел стал обдумывать, как ему вести себя дальше. С одной стороны, хотелось бы продолжить разговор о диктофонах, с другой — как-то неудобно продолжать глядеть на витрину, пребывая в неизвестности, вернется ли к ней Андрей Андреевич.

Сомнения священника, однако, не затянулись надолго. Закончив разговор, адвокат в явно приподнятом настроении подошел к нему и продолжил прерванную беседу.

— Рекомендую вам приобрести вон тот диктофончик за двести пятьдесят четыре доллара. Почти профессиональная вещица, — сказал Андрей Андреевич и постучал пухлым коротким пальцем по стеклу витрины.

— У меня таких денег на покупку диктофона нет! — с детской искренностью в голосе откликнулся на совет адвоката отец Павел.

Андрей Андреевич быстрым взглядом скользнул по его черному драповому пальто, посмотрел на свои золотые швейцарские часы — сколько времени осталось до встречи? — подумал и, вдруг помрачнев, изрек:

— Покупайте, батюшка, самый дешевый, за тридцать-сорок баксов. Он без всяких приятных наворотов, но для записи проповедей сгодится. Сверхчувствительный вам не нужен: конкурентов вы тайком записывать, как я, не будете. Цифровой вам тоже без надобности. Вы ведь, по всей видимости, не станете, как мои подельщики, для шантажа на компьютере записи монтировать.

От неожиданной откровенности адвоката продолговатое скуластое лицо отца Павла еще более вытянулось, он машинально погладил свою редкую клинообразную бороду и, чтобы как-то прервать наступившее молчание, сказал:

— Может быть, купить вон тот, за сорок два доллара? Написано, что он сделан в Японии. А те, за тридцать, — в Китае.

— Они, батюшка, что угодно могут написать. Не обращайте внимания на этикетки. Вы мне вот о чем лучше скажите: может ли один мой знакомый без паспорта и вообще без всяких документов поступить в монастырь?

— Зачем?

— Ну, скажем так: слишком много проблем в миру у него накопилось, и плохие парни стали его постоянно доставать.

— Так ему надо не в монастырь поступать, а в милицию обратиться.

— Это, батюшка, другой вариант. Вы мне про монастырь ответьте.

— Нет, человека без документов и без соответствующей рекомендации в монастырь не возьмут.

— Значит, у вас в Церкви больше бумажка цену имеет, чем человек?

— Ну зачем так утрировать. Просто в любом монастыре берегут свой уклад жизни. Люди, которые приходят в обитель не по призванию, могут другим мешать заниматься духовным совершенствованием.

— Отец Павел, но ведь грешникам надо помогать. Вот вы грехи им прощаете, я их защищаю. Разве плохо, если монастырь им убежище предоставит в случае опасности для жизни?

— Как исключение, пожалуй, можно и укрыть человека ввиду смертельной опасности. Однако, думаю, только при условии, что настоятель знает, кого берет, или имеет надежного поручителя за такую личность. Не то монастырь может стать прибежищем уголовников.

— А у вас есть знакомый настоятель монастыря?

— Есть. Вы что, хотите, чтобы я выступил за кого-нибудь поручителем? — откровенно удивился отец Павел.

Андрей Андреевич, вскинув руку, посмотрел на часы, затем с прищуром взглянул на священника и сказал:

— Может быть. Только вы сразу не отказывайтесь. Настоятель и вы за услугу получите приличное вознаграждение.

— Извините, Андрей Андреевич, но вы, по-моему, даже не понимаете, что оскорбляете меня.

— Бросьте, батюшка, в этом мире все можно купить. Как говорится, вопрос только в цене. Я понимаю, дело тонкое, вы человек деликатный, но и я не дурак. Если бы у меня было время на разговоры, через полчаса мы с вами были бы уже близкими друзьями и обо всем договорились. Однако времени у меня нет, пора идти на рандеву. Поэтому и спрашиваю вас прямо, по-деловому, без слюнявых условностей: да или нет?

— Господин адвокат, не знаю, шутите вы или серьезно говорите, но прошу вас: идите с миром.

— Ну, прощайте, батюшка. Хорошо вам жить на свете: огородились от мира, словно черепаха панцирем.

— Да, дорогой, правильно говорите, так оно и есть. А панцирь — это моя вера.

Андрей Андреевич с полуироничной усмешкой похлопал отца Павла по плечу и направился к выходу из магазина. Подходя к месту встречи, он заметил белый «мерседес» своего клиента. У автомобиля стоял его телохранитель.

— Где Петр Николаевич? — спросил адвокат.

— Улетел вчера, — пробасил телохранитель, еле передвигая массивной нижней челюстью.

— Куда улетел?

— Кто его знает. Куда-то за границу.

— Так он мне недавно звонил! — воскликнул Андрей Андреевич и выхватил из кармана сотовый телефон.

— Ну и нам в офис час назад позвонил. Сказал вам передать, что он вынужден надолго покинуть страну. Еще просил передать вам часть гонорара.

Телохранитель сунул в руку адвоката конверт, повернулся к нему мощной спиной и принялся втискиваться в «мерседес». Андрей Андреевич в недоумении покрутил конверт с деньгами, машинально положил его в карман и одновременно с хлопком закрывающейся дверцы крикнул:

— И это все?

Дверца приоткрылась, и телохранитель, с усилием справляясь со своей челюстью, забасил:

— Чуть не забыл. Хозяин просил передать по старой дружбе, что вас заказали. Бегите из Москвы как можно быстрее.

— Почему меня заказали? — спросил Андрей Андреевич, уставившись на телохранителя взором замороженного окуня.

— Потому что много знаете, — многозначительно пожевав квадратной челюстью, изрек телохранитель.

Андрей Андреевич минуту стоял не шелохнувшись, провожая взглядом «мерседес». Затем его округлая фигура пришла в движение, как будто внутри нее что-то зашевелилось, закипело, забурлило. Через мгновение адвокат с неожиданной прытью уже бежал к магазину, из которого недавно вышел.

Запыхавшись, еле сдерживая рвущееся наружу сердце, Андрей Андреевич подскочил к продавщице, протиравшей тряпочкой стеклянный стеллаж с диктофонами:

— Где... где мужчина с бородой... в черном пальто?

— Купил диктофон и ушел, — широко раскрыв голубые глаза, сообщила адвокату светловолосая девушка.

— Какой диктофон он купил? — спросил Андрей Андреевич, подивившись глупости собственных, непонятно откуда взявшихся слов.

— Китайский за тридцать два доллара. — Продавщица с интересом осмотрела недавно такого степенного, а теперь крайне растрепанного господина.

Андрей Андреевич, выскочив из магазина, бросился было в сторону станции метро «Китай-город», затем повернул к «Детскому миру». Однако быстро понял, что в многолюдном центре Москвы найти отца Павла невозможно. Некоторое время он, подпрыгивая и вытягивая шею, еще пытался где-нибудь вдалеке рассмотреть его фигуру, но вскоре оставил свою затею и понуро побрел по тротуару, изредка пиная носком ботинка грязные мартовские льдинки.

Между тем отец Павел пересек по подземному переходу Лубянскую площадь и пошел по направлению к Сретенскому монастырю. На ходу он испытывал свою покупку. Поднеся диктофон близко к губам, отец Павел негромко, задумчиво говорил в микрофон о том, как хорошо, что он священник и что так далек от этого мира со всеми его мерзостями.


 

ГРЯЗНЫЕ РУКИ

1

Рецидивист по кличке Удав получил новый срок вскоре после амнистии, связанной со смертью Сталина. Из заключения он освободился уже в разгар правления Хрущева. Выйдя на волю, Удав сразу поехал в Петровск. В этом небольшом городке обосновался Витька Кривоногов, с которым он подружился в лагере. Освободившись на полгода раньше Удава, Витька устроился работать на петровский кирпичный завод. Тридцати лет от роду, среднего роста, с животиком и кругленьким лицом, на котором постоянно витала простоватая улыбка, он ничем не походил на человека, проведшего значительную часть своей жизни за решеткой. На новом месте он присматривался к жизни городка, вынюхивал и ждал, когда приедет напарник. Завел сожительницу, местную почтальонку, и тихо проживал в ее домике.

Свою встречу приятели праздновали несколько дней. Все это время почтальонка без устали бегала в магазин за водкой. Наконец Удав прервал загул. Неделю никуда не выходил, отсыпался и отъедался. В свои сорок шесть лет Удав обладал лицом старика. Оно, словно паутиной, было покрыто сетью глубоких морщин. Однако его черные волосы поседели только по вискам, а худое, жилистое тело не потеряло былой выносливости.

В среду вечером Удав сказал пришедшему с работы Витьке:

— Хватит дурака валять, пора за дело браться.

— Вот, вот и я говорю: есть на примете хорошее дельце. Давно его обмозговываю.

— Ну, давай выкладывай, а то деньги кончаются, — кисло ухмыльнулся Удав.

Витька рассказал свой план. В городе есть церковь. Брать ее рискованно: потом хлопот не оберешься. Зато попа тряхнуть можно. Живет он на окраине города, снимая комнату у двух стариков. По словам почтальонки, которая знает цену вещам, священник имеет золотые кресты. Дело стопроцентное и неопасное. Витькино предложение Удаву понравилось. Он ласково погладил товарища по голове и похвалил:

— Ты у нас башковитый. Давай за тебя — по рюмочке!

— Хрущев недавно объявил, что скоро покончит с религией, и обещал последнего попа по телевизору показать. Вот мы ему и поможем в борьбе с опиумом для народа, — захохотал Витька.

Через неделю, предварительно понаблюдав за домом, в котором жил священник, подельщики вышли на грабеж в два часа ночи. До цели шли около двадцати минут. Когда достигли окраинной части города, где располагались в основном одноэтажные строения, разошлись и подошли к дому с разных сторон. Прислушались. Вокруг разливалась тишина, которую изредка нарушали своим лаем перекликающиеся между собой псы. Стояла теплая августовская ночь. Все вокруг было погружено в темноту, только вдалеке одинокими маяками светили лампочки нескольких фонарных столбов и в небесной выси стоял ясный круг луны, затуманенный легким облачком.

Постояв с минуту у забора, бандиты легко перемахнули через него и крадучись пробрались в глубь двора. Знали — собаки нет. В комнате священника открытой оказалась только форточка, а у стариков окно было распахнуто настежь. Недаром грабители выбрали удушливую после дневного зноя ночь. Удав кивнул Витьке и, не боясь разбудить хозяев, резко прыгнул в открытое окно. После уличного лунного полумрака в комнатной темноте предметы различались слабо, но белое пятно постели он заметил сразу. В два прыжка оказался перед проснувшимися супругами и, выхватив нож, угрожающе прохрипел:

— Пикнете — зарежу!

Старушка задрожала всем телом и, задыхаясь, попыталась что-то сказать, но вместо слов у нее вырвался стон. Дед обхватил ее рукой за плечи и прижал к себе. Подоспевший Витька бросился вязать старикам руки и затыкать рты, а Удав кинулся в комнату священника. Внутренняя планировка дома ему была известна из рассказа почтальонки.

Маленькую комнату освещал мягкий свет трех лампад. В углу перед киотом с иконами на коленях стоял человек в подряснике. Шум заставил его отвлечься от молитвы. Он повернулся лицом к двери и внимательно посмотрел на вошедшего. Удав не спеша подошел к священнику, взял его за волосы, приставил нож к горлу и прорычал:

— Если будешь кричать, убью!

Несколько секунд бандит угрожающе смотрел на священника, затем медленно провел плоской стороной ножа по его шее:

— Где кресты?

— Там, в тумбочке. — священник кивнул в сторону кровати.

Удав не спеша приблизился к тумбочке, открыл дверцу и достал два наперсных креста. Толкая перед собой старичков, в комнату вошел Витька. Около двери он остановился, нащупал выключатель и зажег свет. Бабушка продолжала трястись, по ее лицу текли слезы, из широко открытого рта торчала свернутая комком тряпка. Тщедушное тело старичка вздрагивало, он качал головой из стороны в сторону и что-то мычал. Удав повертел кресты узловатыми пальцами, затем поскоблил их ножом, который легко снял позолоту с железной основы. Оторвав глаза от крестов, он пристальным, немигающим взглядом уставился на подручного. Витьку передернуло.

Удав молча положил кресты в карман брюк и тихо, злобно прошипел:

— Зачем стариков, притащил? Запри в чулане. Быстро! — затем повернулся к священнику: — Давай деньги. Все, что есть!

Витька вывел хозяев в коридор, затолкал в чулан и закрыл задвижку. Занервничал: надо же, кресты оказались не золотыми! Теперь Удав вдоволь посмеется над ним. Нестерпимо захотелось курить. Впотьмах достал папиросу. Спички гасли, ломались. Наконец прикурил. Из комнаты послышался голос Удава. Витька наспех затянулся, потом бросил папиросу, не заметив, что она упала на ветошь, и поспешил к товарищу. Удав рылся в шкафу. Не глянув на вошедшего Витьку, сказал:

— Ты что, заснул? Связывай попа.

— Ложись на пол, лицом вниз, — приказал Витька.

Священник лег. Бандит заломил ему руки назад, запястья обмотал веревкой. Связал голени ног. Достал из кармана заранее приготовленный кляп и заткнул им рот. Тем временем Удав, набив мешок вещами, вскинул его на плечо и рявкнул:

— Все, сматываемся!

Открыли окно. Первым вылез Удав, за ним — Витька. В оконном проеме он на мгновение задержался, почувствовав запах гари, однако не придал этому никакого значения. Витькина голова была забита мыслями о предстоящем разговоре с Удавом и о том, как найти оправдание своей доверчивости словам почтальонки.

 
2

Раздался звонок, и Наталья Ивановна, отложив книгу, пошла открывать входную дверь. За ней оказалась взволнованная соседка.

— Наталья, в наш магазин сахар привезли. Я очередь заняла. Сейчас дома деньги возьму и назад в магазин. Собирайся быстрей, вместе стоять будем, — проговорила скороговоркой гостья и, не дожидаясь ответа, бросилась от двери к калитке.

Наталья Ивановна закрыла дверь и стала торопливо собираться в магазин. За окном летел мокрый снег, и ветер раскачивал деревья с еще не опавшими листьями. Однако, несмотря на плохую погоду, идти надо: не отоваренные вовремя продуктовые талоны могли пропасть. Страна, словно самолет в штопор, вошла в перестройку, что наряду со многими другими событиями ознаменовалось опустением прилавков в магазинах.

Наталья Ивановна выглядела моложе своих пятидесяти семи лет. Этому впечатлению способствовали ее сохранившая стройность фигура и по-детски ясные глаза. Ее волосы были совсем белыми, но эту седину люди часто воспринимали как преждевременную. Наталья Ивановна надела пальто, шерстяной платок и отправилась за сахаром. Два года назад, выйдя на пенсию, она переехала в Петровск из Тамбова. Здесь Наталья Ивановна поселилась в домике, который ей остался по наследству от умершей сестры. В нем она обитала довольно уединенно, поддерживая отношения с немногими новыми знакомыми. С молодости Наталья Ивановна была глубоко верующим человеком и регулярно ходила в церковь. Перестав работать, она стала посвящать все свое время духовной жизни.

Небольшой продуктовый магазин был один на несколько кварталов одноэтажных домов, поэтому местные жители называли его «нашим». Когда Наталья Ивановна вошла в него, он был заполнен многочисленными покупателями. К счастью, ее соседка уже находилась в середине очереди, и благодаря этому время ожидания значительно сокращалось.

— Наталья, иди сюда! — через толпу закричала соседка.

— Ты куда ее тащишь? Она здесь не стояла! — возмутилась одна из покупательниц.

— Я очередь на двоих занимала. А тебе чего надо?

На недовольную был брошен такой взгляд, что она тут же замолчала и отвернулась.

— Спасибо, Маша, — тихо сказала Наталья Ивановна, протиснувшись сквозь стену из человеческих тел.

— Не за что. Надо тебе помочь, иначе без сахара на зиму останешься.

За прилавком стояла Евдокия, невысокая, полная женщина пятидесяти с лишним лет. Постоянно сдвинутые брови, оплывшие щеки, вздернутая верхняя губа придавали ее лицу выражение недовольства. Тем не менее сахарный песок она развешивала с большой сноровкой, и очередь быстро продвигалась вперед. В магазине Евдокия работала давно и чувствовала себя здесь полной хозяйкой. Знакомые ласково здоровались с ней, явно желая понравиться. С некоторыми из них Евдокия вступала в мимолетный разговор.

В магазине стоял гул человеческих голосов, но неожиданно наступило затишье. На его фоне, привлекая общее внимание, прозвучал диалог двух женщин.

— Послушай, завтра Покров, ты в церковь пойдешь?

— Не знаю. Если будет время, сбегаю.

— А я точно пойду. Если соберешься, то заходи. Вместе сходим.

— Ладно.

Люди оживились и стали обсуждать церковную тему. Большинство пустилось припоминать народные приметы, связанные с погодой на этот православный праздник. Сошлись на том, что если снег ляжет на землю к Покрову, то зима будет снежной и холодной. Евдокия, молча прислушиваясь к разговорам, постепенно скривила лицо в усмешке. Когда к весам подошли женщины, собирающиеся идти в храм, она сказала:

— Ну что, монашки, грехи замаливать пойдете?

— А тебе какое дело? Сама, что ль, в церковь не ходишь? — спросила одна из подруг,

— Делать мне как будто больше нечего! Главное — в душе верить.

— Правильно. Молиться и дома можно, — поддержала продавщицу стоявшая за подругами покупательница.

— Можно, да в церкви лучше. Лежа на печке не спасешься!

— Ходи, ходи. Бей перед попами поклоны, — злобно засмеялась Евдокия, забыв о развешивании сахара и уставившись на женщину.

— Я не перед попами, а перед Богом поклоны бью!

— Знаю! Придут в церковь: «Батюшка, батюшка». За подол попу хватаются и грязные руки ему целуют! — насмешливо запричитала Евдокия.

— Точно, как только не противно, — поддакнули из очереди.

Наталья Ивановна слушала разговор внимательно. Вначале ее брови настороженно взметнулись вверх, затем болезненно опустились. Через некоторое время она резко вышла из очереди и шагнула к выходу, но тотчас повернулась к своей соседке и смущенно произнесла:

— Маша, очень тебя прошу: купи сама на мои талоны сахар.

— Ну хорошо, давай деньги, я вечером занесу, — озадаченно сказала Маша.

Получив согласие соседки, Наталья Ивановна вышла из магазина и пошла домой. Лицо ее пылало так сильно, что она не чувствовала холода встречного ветра.


3

Наталья Ивановна с нетерпением ждала встречи с отцом Алексеем, настоятелем местной церкви. Она познакомилась с ним вскоре после переезда в Петровск. Проникнувшись доверием к священнику, Наталья Ивановна начала обращаться к нему за советами, и со временем он стал ее духовным наставником.

На праздник Покрова отец Алексей был очень занят и постоянно находился в окружении людей. Наталья Ивановна хотела встретиться с ним наедине, поэтому подойти не решилась. Через некоторое время удобный случай представился. Субботним вечером перед службой Наталья Ивановна в притворе храма подошла к отцу Алексею и попросила его благословить ее. Когда пальцы священника коснулись ладони женщины, она, вместо того чтобы, по обычаю, один раз приложиться к его руке, принялась покрывать ее поцелуями. Отец Алексей от неожиданности растерялся и несколько секунд стоял молча, но, почувствовав на своей руке слезы, воскликнул:

— Что ты, что ты! Зачем ты это делаешь?

— Батюшка, я недавно в магазине наслушалась всякой напраслины на священников. Говорят: как не противно верующим у них грязные руки целовать. Вот я и решила своими скверными устами поцеловать ваши руки, которыми вы совершаете святые таинства. Доказать злым людям, хоть они не видят, что это совсем не противно.

Обрамленное седой бородой лицо отца Алексея засветилось улыбкой. Он провел широкой ладонью по высокому лбу и русо-белым волосам, склонил свою высокую, грузную фигуру к собеседнице и сказал:

— Мало ли что говорят. Не надо плакать по всякому поводу. Ты ведь должна знать: через благословляющую руку священника подается благодать Божья. Поэтому целуют не просто человеческую руку, а видимое орудие, через которое невидимо сообщается благословение Христа.

— Знаю, батюшка, но очень обидно слушать людское злословие.

— Не обижайся на этих людей. Лучше помолись о них, чтобы Господь их вразумил.

Отец Алексей еще немного поговорил с Натальей Ивановной, а затем пошел в алтарь готовиться к службе. Надевая на запястья поручи, он остановил взгляд на рубцах, которыми были покрыты его руки, и ему вспомнилось минувшее.

 
* * *

Когда воры ушли, отец Алексей сначала ощутил запах горящей ветоши, потом увидел дым, который потянулся из коридора в открытое окно комнаты. Священник перевернулся на бок, поджал колени к животу и сел на пол. Сделал несколько попыток встать на ноги. Веревки на руках, заломленных назад, и голенях мешали, но все же ему удалось подняться. Услышав слабый шум в чулане, отец Алексей небольшими прыжками добрался до выхода из комнаты. В коридоре огонь набирал силу. «Что же делать? — подумал священник. — Как спасти старичков из огненной ловушки? Сам ведь связан по рукам и ногам». Попробовал перетереть веревки о дверной косяк. Время шло — результата никакого. Постоял, помолился и наконец принял решение.

Едва передвигая ступнями, отец Алексей вышел в коридор и выбрал один из языков пламени. Повернувшись к нему спиной, он взмолился о помощи и сунул связанные руки в огонь. Пламя обожгло ладони, однако не коснулось веревок. Отец Алексей отдернул руки, перетерпел приступ боли и вновь поднес их к пламени. Через рукава подрясника он ощутил жар около локтей — опять мимо. Наконец с третьей попытки попал веревками в огонь и почувствовал, как они ослабли. Вытащив руки из огня, священник какое-то время молчал, затем застонал от нестерпимой боли. Он попробовал порвать путы, но это ему не удалось. Часть веревок обуглилась, но уцелевшие связывали руки еще крепко. Отцу Алексею показалось, что его голова может треснуть от ударов, которые, словно молотом, наносились ей изнутри. От жгучей боли, пронизавшей все тело, ему захотелось упасть и кататься по полу.

Немного придя в себя, отец Алексей усилием воли отделил свои телесные муки от души. Затем кратко и просто помолился: «Господи, помоги, укрепи, сохрани!» Впившись зубами в кляп, опять отправил руки в огонь. Боль, молитва, крик перемешались в его сознании. И когда наступил предел страдания, веревки вдруг рассыпались и запястья оказались свободными. Отец Алексей нашел в себе силы вытащить кляп изо рта и добраться в комнате до буфета. Стараясь не смотреть на руки и превозмогая мучения, он ножом перерезал веревки на ногах. Потом, уже ничего не чувствуя руками, набросил на себя одеяло и, шатаясь, пошел в пламя спасать стариков.

 
* * *

Наталья Ивановна, успокоенная беседой со своим духовным отцом, встала в храме вблизи алтаря и всю службу горячо молилась о просвещении разума продавщицы Евдокии. «Наверное, некому ее наставить в православной вере, не знает ничего о Божьих заповедях, вот и озлобилась на верующих», — думала Наталья Ивановна. Воодушевившись мыслью о любви к ближнему, она решила при первой возможности близко познакомиться с продавщицей и каким-нибудь образом смягчить ее окаменевшее сердце.

Поразил Наталью Ивановну отрывок из Евангелия, прочитанный за всенощной. В нем повествовалось о том, как Христос предложил апостолу Фоме вложить руку в раны от гвоздей, чтобы убедить его в Своем воскресении. Наталья Ивановна неоднократно читала это место из Священного Писания, но оно никогда не производило на нее такого глубокого впечатления, как на этот раз. Она подумала: «Ведь целуя руку священника, который при благословении складывает пальцы таким образом, что они образуют имя Христово, мы духовно прикладываемся к ранам на руках Господа». Эта мысль потрясла ее. Стало понятно, почему бесы, действуя через неверующих людей, так сильно ополчаются на этот церковный обычай.

Служба закончилась. Наталья Ивановна приложилась к иконам и вышла из храма совершенно умиротворенная. Улица уже успела погрузиться в ранние осенние сумерки. Выпавший на мокрую землю снег почти совсем растаял, образовав на пути прихожан грязно-белый, рыхлый покров. Сделав несколько шагов, Наталья Ивановна услышала за своей спиной знакомый голос:

— Наташенька, постой!

Она остановилась и обернулась. Вслед за ней, сгорбившись, семенила старенькая алтарница, многолетняя помощница отца Алексея. Она жила недалеко от Натальи Ивановны, которую очень любила.

— Никак за тобой не угонюсь, а мне в такую темень поводырь нужен, — улыбаясь, сказала алтарница.

— Матушка, вы бы меня раньше предупредили, я бы вас подождала, — сказала Наталья Ивановна, беря старицу под руку.

По дороге она молча слушала, как алтарница жаловалась на свои старческие недуги, из которых особенно ее мучил ревматизм. Показывая кисти рук, алтарница со вздохом произнесла:

— Болят так, что спасу нет. Пальцы совсем плохо сгибаться стали.

Наталья Ивановна с сочувствием посмотрела на опухшие суставы ее рук и вдруг спросила:

— Матушка, я сегодня брала благословение у отца Алексея и заметила у него на руке шрамы. Раньше на них как-то внимания не обращала. Отчего они?

— А... Это он на пожаре обжегся.

— На каком пожаре?

— Много лет назад его бандиты ограбили и связанного вместе с домом подожгли. Еле спасся! Это во всем Евдокия виновата.

— Какая Евдокия? — спросила Наталья Ивановна.

— Да продавщица в нашем магазине. Она тогда почтальонкой работала, спуталась с ворами и на батюшку их натравила. Думала, у него золото есть. Бандитов потом поймали. Давно это было... давно.



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

17.11.2019
Николай Каверин

О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

7.11.2019
Николай Каверин

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

29.10.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

6.11.2019
Тайная история крупнейшей НКО – YMCA

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

24.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Забытая веревка.
25 октября — день кончины православной писательницы Нины Павловой (†2015)

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.07.2019
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

26.05.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

19.05.2019
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

5.05.2018
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

12.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

3.03.2019
Николай Каверин

Апология православного милитаризма.
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.02.2019
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.02.2019
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

27.01.2019
Николай Каверин

Некоторые креативные аспекты телепроповеди митрополита Илариона (Алфеева)

13.01.2019
Николай Каверин

Об одной замечательной книге из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита

21.01.2019
Александр Щипков

Греко-протестантизм

3.01.2019
Иеромонах Дамаскин (Христенсен)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.02.2019
«Яд в привлекательной упаковке»

8.01.2019
Николай Каверин

Томос стамбульского патриарха и его последствия для мирового Православия

28.12.2018
Николай Каверин

Дарование «канонической автокефалии» Украинской Православной Церкви было бы предательством православных верующих на Украине

18.12.2018
Эльдар Торбиев

Агенты раскола: Как и с какой целью Госдеп США разрушает православие на Украине

20.01.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Размышления о «Крещальной Литургии»

6.12.2018
Тимур Давлетшин

О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».
Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

20.12.2018
Эдуард Биров

Солженицын – один из символов разрушения и очернения Советской России

11.12.2018
Игорь Друзь

К 35-летию со дня кончины прот. А.Шмемана.
Идеология протопресвитера Александра Шмемана

13.12.2018
Протопресвитер Михаил Помазанский

Экуменика на фоне православной литургики.
К 35-летию со дня кончины протопресвитера А.Шмемана

12.11.2018
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

3.12.2018
Тимур Давлетшин

К 100-летию со дня рождения А.И.Солженицына.
Об апологии предателей-власовцев в произведении А. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»

22.11.2018
Александр Проханов

Довольно себя обманывать, мы должны готовиться к схватке

18.11.2018
Петр Антиохиец

Может ли Православие существовать без Вселенского Патриархата?

26.11.2018
Священник Павел Ермилов

Происхождение теории о первенстве Константинопольского патриарха

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

28.11.2018
Николай Каверин

В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

8.11.2018
Диакон Илья Маслов

Для успешного противостояния Фанару необходима внутренняя зачистка наших либерально-церковных элит

22.10.2018
Николай Каверин

Протодиакон Андрей Кураев – национал-предательство под видом миссионерства

15.11.2018
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

8.10.2018
Священник Георгий Максимов

Константинополь, автокефалия и протодиакон Кураев (ВИДЕО)

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

23.07.2018
Протоиерей Андрей Федосов

Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

1.08.2018
Священник Валерий Духанин

Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

26.07.2018
Киприан Шахбазян

Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018
«Пятая колонна» есть и в Церкви.
«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

10.01.2018
Елена Сенявская

«Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

17.12.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О православной и ложной мистике

17.04.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Не прелюбодействуй

22.03.2018
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

23.01.2018
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

1.12.2017
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018
Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017
Священник Валерий Зорин

Ангелы и камеры

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

26.12.2017
Николай Каверин

Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

12.01.2018
Священник Димитрий Шишкин

О знании и любви.
Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

23.11.2017
Кирилл Дегтярев

Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

21.01.2018
Иван Смирнов

Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.05.2017
Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.
Комментарий диакона Ильи Маслова

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

5.10.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

27.05.2018
Епископ Триадицкий Фотий

«Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017
Священник Евгений Веселов

Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017
Священник Георгий Максимов

Отзыв на проект нового Катехизиса

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

6.09.2017
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

О грехе блуда

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017
Николай Каверин

Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

Протоиерей Константин Буфеев
Ересь кочетковщины

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

12.10.2017
Киприан Шахбазян

Замечания к проекту нового Катехизиса

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

20.09.2011
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

21.08.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ориген и либерализм в Церкви

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017
Священник Георгий Максимов

Осквернение храмов в наши дни

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

25.04.2017
Ирина Медведева, Татьяна Шишова

Шесть признаков антижизни

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

28.03.2017
Владислава Романова

Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

29.04.2018
Протоиерей Димитрий Шишкин

Церковная химера

25.02.2013
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

11.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

24.08.2018
Священник Валерий Духанин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

2.01.2017
Краткая история возникновения Календарного вопроса

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

30.11.2011
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

22.08.2012
Николай Каверин

Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

 

НОВОСТИ

14.11.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

05.06.2019
Афон против украинских раскольников: игумены монастырей Афона просят украинских паломников подтверждать принадлежность к канонической Украинской Православной Церкви

31.05.2019
На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

26.05.2019
Патриарх Кирилл: Советский Союз держался на христианской нравственной парадигме

24.05.2019
Одолеть бесовщину!
Заявление Совета православной патриотической общественности

22.05.2019
Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»? Священник Илья Письменюк утверждает, что может!

19.05.2019
К «протестной» акции в Екатеринбурге против строительства храма св. Екатерины

15.05.2019
Руководитель пресс-службы Патриарха Кирилла священник Александр Волков решил научить детишек «играть в Евхаристию», совершив «детскую миссионерскую литургию» на русском языке

12.05.2019
Очередная демонизация Сталина митрополитом Иларионом (Алфеевым) подрывает авторитет Русской Церкви

09.05.2019
Захар Прилепин: 9 мая — этот День вы унижали, как могли

05.05.2019
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2019
Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.
Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

19.04.2019
Уровень одобрения И.В. Сталина россиянами побил исторический рекорд

16.04.2019
Александр Щипков: перевод богослужения на русский язык – попытка искусственной протестантизации Православия

07.04.2019
Управляющий делами Московской патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва совершил обновленческую литургию на русском языке

05.04.2019
Патриарх Кирилл утвердил решение об извержении из сана протоиерея Владимира Головина.
Комментарий священника Георгия Максимова

31.03.2019
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

24.03.2019
Великопостное развлечение руководителя миссионерского отдела Великолукской епархии

13.03.2019
Новым благочинным Красногорского церковного округа Московской епархии назначен неообновленческий иеромонах, разрушающий многовековые церковные традиции Русской Церкви

06.03.2019
«Пятая колонна» Святой горы Афон.
Манифест греческого национализма

05.03.2019
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

28.02.2019
Сформулирована официальная позиция Сербской Православной Церкви по церковной ситуации на Украине

23.02.2019
С Днем защитника Отечества!

14.02.2019
Диверсия против православной веры: глава ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) презентовал свою кощунственную книгу из серии «Жизнь замечательных людей» под названием: «Иисус Христос. Биография»

10.02.2019
Русские монахи на Святой Горе Афон – это духовные пограничники Русской Церкви: украинские раскольники были отправлены восвояси прямо от монастырских врат русского Свято-Пантелеимонова монастыря

07.02.2019
Когда Афоном предается Бог.
Официальный Афон сегодня является носителем того же раскольнического духа, что и стамбульский Патриархат

03.02.2019
Игумен афонского монастыря Ватопед Ефрем, прибывший в Киев на «интронизацию» Епифания Думенко и госпитализированный с инфарктом, покинул Украину для продолжения лечения

03.02.2019
К годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

30.01.2019
Священный Кинот Афона решил не направлять делегацию в Киев и не отправлять приветствий предстоятелю ПЦУ, а если Епифаний Думенко приедет на Афон, некоторые монастыри закроют свои ворота

29.01.2019
Константинопольский патриарх Варфоломей прервал молитву на Крещение 2019 г. из-за призыва муэдзина к намазу (ВИДЕО)

20.01.2019
Курилы – русская земля. Резолюция митинга 20.01.2019

13.01.2019
Ватикан: натиск на Восток.
По словам экзарха Константинопольского патриархата, греко-католики объединятся с ПЦУ, так как являются «православными христианами в единстве с Римским престолом»

07.01.2019
Почему у РПЦ нет Томоса?

03.01.2019
Митрополит Рязанский Марк высказался об антихристианской сущности телефильма «Ирония судьбы, или С легким паром», посягнув тем самым на незыблемые «либеральные ценности»

03.01.2019
Томос об автокефалии: «не ходите, девки, замуж!», или Москальска зрада в Стамбуле

31.12.2018
Итоги 2018 года: «украинская автокефалия» и «фанарская схизма», человек года и антигерой года

31.12.2018
Послание Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Варфоломею в связи с антиканоническими действиями, предпринимаемыми Константинопольским Патриархатом на Украине

26.12.2018
Владимир Семенко: Готовит ли Синод РПЦ сдачу церковной Украины?

26.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о последствиях т.н. «канонической автокефалии» для УПЦ

21.12.2018
В ПСТГУ прошел вечер памяти архимандрита Тавриона (Батозского), известного своей приверженностью обновленческой и экуменической практике

19.12.2018
В руководстве УПЦ (МП) осталась масса криптораскольников, которые вносят смущение в ряды верных чад канонической Украинской Церкви

17.12.2018
Обращение Священного Синода УПЦ к архипастырям, пастырям, монашествующим и верующим от 17 декабря

15.12.2018
Волчий собор украинской церкви, или Автокефальное Шоу в Киеве

15.12.2018
Архиепископ Лонгин (Жар) в письме константинопольскому патриарху Варфоломею назвал «объединительный собор» сатанинским сборищем

09.12.2018
Синод УПЦ МП отказал патриарху Варфоломею в праве созывать какой-либо Собор на Украине

07.12.2018
Протоиерей Всеволод Чаплин о неправде «христианского» пацифизма.
Защита Родины – священный долг

02.12.2018
Митрополит Иларион (Алфеев) снова продвигает идею «целомудренного» растления подростков в школах

27.11.2018
Д.,Б! (с), или Уроки церковнославянского для неофитов