Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Русская народная линия

Афонская икона

Православный церковный календарь

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    ЮMoney (Яндекс-Деньги):
    410012614780266

Православные рассказы

Вячеслав ТУЛУПОВ


ДИКТОФОН

Их отображения в зеркальной панели появились почти одновременно. Отец Павел опередил Андрея Андреевича буквально на пару секунд. Сначала в зеркальном простенке между двумя дверными блоками проплыла его худая фигура, облаченная в длинное черное пальто, а вслед за ней в зеркале прокатилась шарообразная персона Андрея Андреевича. Входя в солидный магазин аудио- и видеотехники, расположенный в центре Москвы, они не обратили друг на друга никакого внимания. Каждый из них был глубоко погружен в собственные мысли.

Отец Павел приехал в столицу из Подмосковья, чтобы приобрести здесь диктофон. В аппаратуре он совершенно не разбирался, денег у него было немного, и он боялся ошибиться в выборе. С утра он побывал на одном из рынков. Диктофонов там было много, но торгашеская атмосфера лавочек и магазинчиков произвела на него неприятное впечатление. Отец Павел решил лучше переплатить за вещь в фирменном магазине и иметь гарантию ее качества, чем купить кота в мешке на рынке.

Андрей Андреевич оказался в магазине благодаря неожиданному перерыву в напряженном графике жизни. Его встреча с важным клиентом должна была состояться в районе Лубянской площади, однако клиент по сотовому телефону предупредил о своей задержке и попросил Андрея Андреевича подождать минут сорок. Андрей Андреевич, вежливо пробормотав согласие, резким движением сунул телефон в карман своего темно-синего пальто, купленного на прошлой неделе в Лондоне. В офисе его ждала куча незавершенных дел. Разгневанный пустой пропажей времени, он в ярости затопал ногами по талому мартовскому снегу. Однако проигнорировать встречу с не очень обязательным клиентом было невозможно: переговоры с ним должны были разрешить слишком серьезные проблемы, возникшие в последнее время в жизни Андрея Андреевича. Заметив невдалеке магазин, название которого его немного успокоило, он вошел в торговый зал. Покупателей там было гораздо меньше, чем обслуживающего персонала, редкие посетители бродили между прилавками и стендами, забитыми чудо-техникой, как поклонники искусства на выставке шедевров мировой живописи.

Отец Павел, протиснувшись между двумя рядами огромных напольных телевизоров, наконец наткнулся на то, что искал. С полок стеклянного стеллажа на него призывно глянули ряды диктофонов. Занятый изучением их товарного вида, батюшка вначале не заметил возникшего рядом с ним Андрея Андреевича. Тот, в отличие от священника, не стал вдумчиво рассматривать каждый из диктофонов, расположенных на полках. Его цепкий взгляд сразу выхватил нужный объект, и он указательным пальцем правой руки, поднятой вверх, поманил к себе продавщицу.

— Девушка, покажите мне вон тот цифровой диктофончик за сто восемь долларов, — сказал Андрей Андреевич подошедшей к нему молоденькой светловолосой продавщице.

Девушка ключиком открыла миниатюрный замочек, раздвинула стеклянные дверцы и передала в руки покупателя заинтересовавший его диктофон. Андрей Андреевич со знанием дела повертел его в руках, задал пару вопросов продавщице и, придя к выводу, что она не очень понимает, о чем ее спрашивают, снисходительно попросил принести документацию.

Осведомленность незнакомца в аудиотехнике привлекла внимание отца Павла. Он оторвал свой взгляд от витрины и посмотрел на Андрея Андреевича. Внешность его показалась знакомой, где-то он видел этого невысокого полного человека лет сорока. Его густые черные волосы, зачесанные назад, энергичный, с нотками металла голос и живая мимика будили смутные, неопределенные воспоминания.

У отца Павла мелькнула мысль: хорошо бы поговорить с незнакомцем о диктофонах, он, как человек знающий, мог бы подсказать, какой из них и по качеству, и по цене более ему подходит. Конечно, не очень удобно с такими вопросами приставать к незнакомому человеку, но, с другой стороны, он, как видно, знает о диктофонах побольше молоденькой продавщицы. Шанс терять не стоит, тем более что он все равно ждет, когда ему принесут документацию.

— Извините за беспокойство, — начал отец Павел, — хотел бы у вас проконсультироваться. Думаю приобрести диктофон, но не знаю, какой лучше. Вы не подскажете?

Андрей Андреевич с некоторым удивлением взглянул на спросившего. Перед ним стоял худощавый, выше среднего роста человек лет под пятьдесят. Все черты его лица имели несколько удлиненную форму, а волосы и кожа были какого-то неопределенно-золотистого оттенка.

— Все зависит от того, для каких целей диктофон вам нужен, — неохотно обронил Андрей Андреевич.

— Видите ли, я священник и хочу записывать проповеди.

— Это правильно, — одобрительно сказал Андрей Андреевич и с интересом посмотрел на собеседника. — Я тоже все свои речи записываю.

— Я намереваюсь записывать не свои, — уточнил отец Павел. — Наш настоятель произносит замечательные проповеди, и очень жалко, что они могут безвозвратно кануть, как говорится, в лету.

— Ну что я вам могу посоветовать? Вот у меня есть диктофон, который настолько чувствителен к звуку, что записывает речь человека на расстоянии нескольких десятков метров. Я не слышу голоса, а он его пишет и воспроизводит! Такой бы вам не помешало приобрести.

— Да, тогда бы можно было записывать проповеди из любой точки храма, — обрадовался отец Павел.

— К сожалению, такую вещь вы здесь не приобретете, — огорчил собеседника Андрей Андреевич.

— Почему?

— Такую вещицу можно купить только у представителей спецслужб. Да и то по большому знакомству.

Беседу прервала продавщица. Она принесла небольшую брошюру с описанием цифрового диктофона на английском языке. Извинилась, что нет такого описания на русском.

— Ничего, как-нибудь прочтем, — пробормотал Андрей Андреевич и деловито зашуршал листами.

После беглого просмотра вернул брошюрку продавщице, махнул рукой и сказал, обращаясь к отцу Павлу:

— Ерунда! Недавно потерял свой цифровой за триста долларов, думал, пока не подберу что-нибудь стоящее, куплю этот, за сотню... Но не стоит: пустая трата денег, святой отец.

— Я не святой отец.

— А кто? Вы же сказали, что являетесь священником.

— Вот именно — православным священником.

— так ведь священников называют святыми отцами. Я сколько раз в фильмах это слышал.

— Наверное, вы западные фильмы смотрели. У нас народ священников обычно называет отец Иоанн, отец Петр, меня — отец Павел. Часто прихожане с любовью и уважением именуют своего пастыря «батюшкой».

— Понятно. Я в общем-то про «отца» и «батюшку» знаю, но думал, что и «святой отец» тоже для вас приемлемо. Значит, вас зовут отец Павел. А меня — Андрей Андреевич. Будем считать, что познакомились.

— Очень приятно. Мне, конечно, Андрей Андреевич, такой сверхчувствительный диктофон, про который вы рассказали, не нужен, лучше что-нибудь попроще.

— Вам-то, батюшка, можно и попроще, а мне без профессиональной аппаратуры никак не обойтись. Я адвокат, и сейчас в нашем ремесле без такой техники успехов не достигнешь. Да и постоянно в разные передряги попадаешь. Без диктофона и микрофона никакие переговоры уже вести нельзя. С такими типами общаться приходится, что вам, отец Павел, и в кошмарном сне не грезилось.

Зазвонил сотовый телефон. Андрей Андреевич извинился, достал трубку и приложил ее к уху. Его коллега по адвокатской практике сообщил о своем согласии на участие в совместной защите в суде интересов одного известного бизнесмена. Андрей Андреевич, выразив радость по этому поводу и продолжая говорить по телефону, не спеша прохаживался по магазину.

Оставшись в одиночестве, отец Павел вновь прильнул к витрине. Сначала, пока адвокат прохаживался невдалеке, он не смотрел в его сторону, но четко слышал его бодрый голос, который вещал в трубку о блестящих перспективах предстоящего дела и смаковал размеры будущего гонорара. Когда же Андрей Андреевич удалился на значительное расстояние, отец Павел пристально посмотрел на него и вдруг вспомнил, где его видел. Этому поспособствовала характерная деталь: Андрей Андреевич резким движением руки отбросил прядь волос назад и при этом несколько раз подряд похлопал свой затылок, словно ребенок песочный куличик. Сомнений не было, это известный адвокат. Отец Павел телевизор не любил, но программы последних новостей смотрел более или менее регулярно. Да-да, именно там, в репортажах о различных судебных разбирательствах, он несколько раз видел этого человека и еще, помнится, подивился, что он перед телекамерами так странно хлопает себя по затылку.

Через пару минут отец Павел стал обдумывать, как ему вести себя дальше. С одной стороны, хотелось бы продолжить разговор о диктофонах, с другой — как-то неудобно продолжать глядеть на витрину, пребывая в неизвестности, вернется ли к ней Андрей Андреевич.

Сомнения священника, однако, не затянулись надолго. Закончив разговор, адвокат в явно приподнятом настроении подошел к нему и продолжил прерванную беседу.

— Рекомендую вам приобрести вон тот диктофончик за двести пятьдесят четыре доллара. Почти профессиональная вещица, — сказал Андрей Андреевич и постучал пухлым коротким пальцем по стеклу витрины.

— У меня таких денег на покупку диктофона нет! — с детской искренностью в голосе откликнулся на совет адвоката отец Павел.

Андрей Андреевич быстрым взглядом скользнул по его черному драповому пальто, посмотрел на свои золотые швейцарские часы — сколько времени осталось до встречи? — подумал и, вдруг помрачнев, изрек:

— Покупайте, батюшка, самый дешевый, за тридцать-сорок баксов. Он без всяких приятных наворотов, но для записи проповедей сгодится. Сверхчувствительный вам не нужен: конкурентов вы тайком записывать, как я, не будете. Цифровой вам тоже без надобности. Вы ведь, по всей видимости, не станете, как мои подельщики, для шантажа на компьютере записи монтировать.

От неожиданной откровенности адвоката продолговатое скуластое лицо отца Павла еще более вытянулось, он машинально погладил свою редкую клинообразную бороду и, чтобы как-то прервать наступившее молчание, сказал:

— Может быть, купить вон тот, за сорок два доллара? Написано, что он сделан в Японии. А те, за тридцать, — в Китае.

— Они, батюшка, что угодно могут написать. Не обращайте внимания на этикетки. Вы мне вот о чем лучше скажите: может ли один мой знакомый без паспорта и вообще без всяких документов поступить в монастырь?

— Зачем?

— Ну, скажем так: слишком много проблем в миру у него накопилось, и плохие парни стали его постоянно доставать.

— Так ему надо не в монастырь поступать, а в милицию обратиться.

— Это, батюшка, другой вариант. Вы мне про монастырь ответьте.

— Нет, человека без документов и без соответствующей рекомендации в монастырь не возьмут.

— Значит, у вас в Церкви больше бумажка цену имеет, чем человек?

— Ну зачем так утрировать. Просто в любом монастыре берегут свой уклад жизни. Люди, которые приходят в обитель не по призванию, могут другим мешать заниматься духовным совершенствованием.

— Отец Павел, но ведь грешникам надо помогать. Вот вы грехи им прощаете, я их защищаю. Разве плохо, если монастырь им убежище предоставит в случае опасности для жизни?

— Как исключение, пожалуй, можно и укрыть человека ввиду смертельной опасности. Однако, думаю, только при условии, что настоятель знает, кого берет, или имеет надежного поручителя за такую личность. Не то монастырь может стать прибежищем уголовников.

— А у вас есть знакомый настоятель монастыря?

— Есть. Вы что, хотите, чтобы я выступил за кого-нибудь поручителем? — откровенно удивился отец Павел.

Андрей Андреевич, вскинув руку, посмотрел на часы, затем с прищуром взглянул на священника и сказал:

— Может быть. Только вы сразу не отказывайтесь. Настоятель и вы за услугу получите приличное вознаграждение.

— Извините, Андрей Андреевич, но вы, по-моему, даже не понимаете, что оскорбляете меня.

— Бросьте, батюшка, в этом мире все можно купить. Как говорится, вопрос только в цене. Я понимаю, дело тонкое, вы человек деликатный, но и я не дурак. Если бы у меня было время на разговоры, через полчаса мы с вами были бы уже близкими друзьями и обо всем договорились. Однако времени у меня нет, пора идти на рандеву. Поэтому и спрашиваю вас прямо, по-деловому, без слюнявых условностей: да или нет?

— Господин адвокат, не знаю, шутите вы или серьезно говорите, но прошу вас: идите с миром.

— Ну, прощайте, батюшка. Хорошо вам жить на свете: огородились от мира, словно черепаха панцирем.

— Да, дорогой, правильно говорите, так оно и есть. А панцирь — это моя вера.

Андрей Андреевич с полуироничной усмешкой похлопал отца Павла по плечу и направился к выходу из магазина. Подходя к месту встречи, он заметил белый «мерседес» своего клиента. У автомобиля стоял его телохранитель.

— Где Петр Николаевич? — спросил адвокат.

— Улетел вчера, — пробасил телохранитель, еле передвигая массивной нижней челюстью.

— Куда улетел?

— Кто его знает. Куда-то за границу.

— Так он мне недавно звонил! — воскликнул Андрей Андреевич и выхватил из кармана сотовый телефон.

— Ну и нам в офис час назад позвонил. Сказал вам передать, что он вынужден надолго покинуть страну. Еще просил передать вам часть гонорара.

Телохранитель сунул в руку адвоката конверт, повернулся к нему мощной спиной и принялся втискиваться в «мерседес». Андрей Андреевич в недоумении покрутил конверт с деньгами, машинально положил его в карман и одновременно с хлопком закрывающейся дверцы крикнул:

— И это все?

Дверца приоткрылась, и телохранитель, с усилием справляясь со своей челюстью, забасил:

— Чуть не забыл. Хозяин просил передать по старой дружбе, что вас заказали. Бегите из Москвы как можно быстрее.

— Почему меня заказали? — спросил Андрей Андреевич, уставившись на телохранителя взором замороженного окуня.

— Потому что много знаете, — многозначительно пожевав квадратной челюстью, изрек телохранитель.

Андрей Андреевич минуту стоял не шелохнувшись, провожая взглядом «мерседес». Затем его округлая фигура пришла в движение, как будто внутри нее что-то зашевелилось, закипело, забурлило. Через мгновение адвокат с неожиданной прытью уже бежал к магазину, из которого недавно вышел.

Запыхавшись, еле сдерживая рвущееся наружу сердце, Андрей Андреевич подскочил к продавщице, протиравшей тряпочкой стеклянный стеллаж с диктофонами:

— Где... где мужчина с бородой... в черном пальто?

— Купил диктофон и ушел, — широко раскрыв голубые глаза, сообщила адвокату светловолосая девушка.

— Какой диктофон он купил? — спросил Андрей Андреевич, подивившись глупости собственных, непонятно откуда взявшихся слов.

— Китайский за тридцать два доллара. — Продавщица с интересом осмотрела недавно такого степенного, а теперь крайне растрепанного господина.

Андрей Андреевич, выскочив из магазина, бросился было в сторону станции метро «Китай-город», затем повернул к «Детскому миру». Однако быстро понял, что в многолюдном центре Москвы найти отца Павла невозможно. Некоторое время он, подпрыгивая и вытягивая шею, еще пытался где-нибудь вдалеке рассмотреть его фигуру, но вскоре оставил свою затею и понуро побрел по тротуару, изредка пиная носком ботинка грязные мартовские льдинки.

Между тем отец Павел пересек по подземному переходу Лубянскую площадь и пошел по направлению к Сретенскому монастырю. На ходу он испытывал свою покупку. Поднеся диктофон близко к губам, отец Павел негромко, задумчиво говорил в микрофон о том, как хорошо, что он священник и что так далек от этого мира со всеми его мерзостями.


 

ГРЯЗНЫЕ РУКИ

1

Рецидивист по кличке Удав получил новый срок вскоре после амнистии, связанной со смертью Сталина. Из заключения он освободился уже в разгар правления Хрущева. Выйдя на волю, Удав сразу поехал в Петровск. В этом небольшом городке обосновался Витька Кривоногов, с которым он подружился в лагере. Освободившись на полгода раньше Удава, Витька устроился работать на петровский кирпичный завод. Тридцати лет от роду, среднего роста, с животиком и кругленьким лицом, на котором постоянно витала простоватая улыбка, он ничем не походил на человека, проведшего значительную часть своей жизни за решеткой. На новом месте он присматривался к жизни городка, вынюхивал и ждал, когда приедет напарник. Завел сожительницу, местную почтальонку, и тихо проживал в ее домике.

Свою встречу приятели праздновали несколько дней. Все это время почтальонка без устали бегала в магазин за водкой. Наконец Удав прервал загул. Неделю никуда не выходил, отсыпался и отъедался. В свои сорок шесть лет Удав обладал лицом старика. Оно, словно паутиной, было покрыто сетью глубоких морщин. Однако его черные волосы поседели только по вискам, а худое, жилистое тело не потеряло былой выносливости.

В среду вечером Удав сказал пришедшему с работы Витьке:

— Хватит дурака валять, пора за дело браться.

— Вот, вот и я говорю: есть на примете хорошее дельце. Давно его обмозговываю.

— Ну, давай выкладывай, а то деньги кончаются, — кисло ухмыльнулся Удав.

Витька рассказал свой план. В городе есть церковь. Брать ее рискованно: потом хлопот не оберешься. Зато попа тряхнуть можно. Живет он на окраине города, снимая комнату у двух стариков. По словам почтальонки, которая знает цену вещам, священник имеет золотые кресты. Дело стопроцентное и неопасное. Витькино предложение Удаву понравилось. Он ласково погладил товарища по голове и похвалил:

— Ты у нас башковитый. Давай за тебя — по рюмочке!

— Хрущев недавно объявил, что скоро покончит с религией, и обещал последнего попа по телевизору показать. Вот мы ему и поможем в борьбе с опиумом для народа, — захохотал Витька.

Через неделю, предварительно понаблюдав за домом, в котором жил священник, подельщики вышли на грабеж в два часа ночи. До цели шли около двадцати минут. Когда достигли окраинной части города, где располагались в основном одноэтажные строения, разошлись и подошли к дому с разных сторон. Прислушались. Вокруг разливалась тишина, которую изредка нарушали своим лаем перекликающиеся между собой псы. Стояла теплая августовская ночь. Все вокруг было погружено в темноту, только вдалеке одинокими маяками светили лампочки нескольких фонарных столбов и в небесной выси стоял ясный круг луны, затуманенный легким облачком.

Постояв с минуту у забора, бандиты легко перемахнули через него и крадучись пробрались в глубь двора. Знали — собаки нет. В комнате священника открытой оказалась только форточка, а у стариков окно было распахнуто настежь. Недаром грабители выбрали удушливую после дневного зноя ночь. Удав кивнул Витьке и, не боясь разбудить хозяев, резко прыгнул в открытое окно. После уличного лунного полумрака в комнатной темноте предметы различались слабо, но белое пятно постели он заметил сразу. В два прыжка оказался перед проснувшимися супругами и, выхватив нож, угрожающе прохрипел:

— Пикнете — зарежу!

Старушка задрожала всем телом и, задыхаясь, попыталась что-то сказать, но вместо слов у нее вырвался стон. Дед обхватил ее рукой за плечи и прижал к себе. Подоспевший Витька бросился вязать старикам руки и затыкать рты, а Удав кинулся в комнату священника. Внутренняя планировка дома ему была известна из рассказа почтальонки.

Маленькую комнату освещал мягкий свет трех лампад. В углу перед киотом с иконами на коленях стоял человек в подряснике. Шум заставил его отвлечься от молитвы. Он повернулся лицом к двери и внимательно посмотрел на вошедшего. Удав не спеша подошел к священнику, взял его за волосы, приставил нож к горлу и прорычал:

— Если будешь кричать, убью!

Несколько секунд бандит угрожающе смотрел на священника, затем медленно провел плоской стороной ножа по его шее:

— Где кресты?

— Там, в тумбочке. — священник кивнул в сторону кровати.

Удав не спеша приблизился к тумбочке, открыл дверцу и достал два наперсных креста. Толкая перед собой старичков, в комнату вошел Витька. Около двери он остановился, нащупал выключатель и зажег свет. Бабушка продолжала трястись, по ее лицу текли слезы, из широко открытого рта торчала свернутая комком тряпка. Тщедушное тело старичка вздрагивало, он качал головой из стороны в сторону и что-то мычал. Удав повертел кресты узловатыми пальцами, затем поскоблил их ножом, который легко снял позолоту с железной основы. Оторвав глаза от крестов, он пристальным, немигающим взглядом уставился на подручного. Витьку передернуло.

Удав молча положил кресты в карман брюк и тихо, злобно прошипел:

— Зачем стариков, притащил? Запри в чулане. Быстро! — затем повернулся к священнику: — Давай деньги. Все, что есть!

Витька вывел хозяев в коридор, затолкал в чулан и закрыл задвижку. Занервничал: надо же, кресты оказались не золотыми! Теперь Удав вдоволь посмеется над ним. Нестерпимо захотелось курить. Впотьмах достал папиросу. Спички гасли, ломались. Наконец прикурил. Из комнаты послышался голос Удава. Витька наспех затянулся, потом бросил папиросу, не заметив, что она упала на ветошь, и поспешил к товарищу. Удав рылся в шкафу. Не глянув на вошедшего Витьку, сказал:

— Ты что, заснул? Связывай попа.

— Ложись на пол, лицом вниз, — приказал Витька.

Священник лег. Бандит заломил ему руки назад, запястья обмотал веревкой. Связал голени ног. Достал из кармана заранее приготовленный кляп и заткнул им рот. Тем временем Удав, набив мешок вещами, вскинул его на плечо и рявкнул:

— Все, сматываемся!

Открыли окно. Первым вылез Удав, за ним — Витька. В оконном проеме он на мгновение задержался, почувствовав запах гари, однако не придал этому никакого значения. Витькина голова была забита мыслями о предстоящем разговоре с Удавом и о том, как найти оправдание своей доверчивости словам почтальонки.

 
2

Раздался звонок, и Наталья Ивановна, отложив книгу, пошла открывать входную дверь. За ней оказалась взволнованная соседка.

— Наталья, в наш магазин сахар привезли. Я очередь заняла. Сейчас дома деньги возьму и назад в магазин. Собирайся быстрей, вместе стоять будем, — проговорила скороговоркой гостья и, не дожидаясь ответа, бросилась от двери к калитке.

Наталья Ивановна закрыла дверь и стала торопливо собираться в магазин. За окном летел мокрый снег, и ветер раскачивал деревья с еще не опавшими листьями. Однако, несмотря на плохую погоду, идти надо: не отоваренные вовремя продуктовые талоны могли пропасть. Страна, словно самолет в штопор, вошла в перестройку, что наряду со многими другими событиями ознаменовалось опустением прилавков в магазинах.

Наталья Ивановна выглядела моложе своих пятидесяти семи лет. Этому впечатлению способствовали ее сохранившая стройность фигура и по-детски ясные глаза. Ее волосы были совсем белыми, но эту седину люди часто воспринимали как преждевременную. Наталья Ивановна надела пальто, шерстяной платок и отправилась за сахаром. Два года назад, выйдя на пенсию, она переехала в Петровск из Тамбова. Здесь Наталья Ивановна поселилась в домике, который ей остался по наследству от умершей сестры. В нем она обитала довольно уединенно, поддерживая отношения с немногими новыми знакомыми. С молодости Наталья Ивановна была глубоко верующим человеком и регулярно ходила в церковь. Перестав работать, она стала посвящать все свое время духовной жизни.

Небольшой продуктовый магазин был один на несколько кварталов одноэтажных домов, поэтому местные жители называли его «нашим». Когда Наталья Ивановна вошла в него, он был заполнен многочисленными покупателями. К счастью, ее соседка уже находилась в середине очереди, и благодаря этому время ожидания значительно сокращалось.

— Наталья, иди сюда! — через толпу закричала соседка.

— Ты куда ее тащишь? Она здесь не стояла! — возмутилась одна из покупательниц.

— Я очередь на двоих занимала. А тебе чего надо?

На недовольную был брошен такой взгляд, что она тут же замолчала и отвернулась.

— Спасибо, Маша, — тихо сказала Наталья Ивановна, протиснувшись сквозь стену из человеческих тел.

— Не за что. Надо тебе помочь, иначе без сахара на зиму останешься.

За прилавком стояла Евдокия, невысокая, полная женщина пятидесяти с лишним лет. Постоянно сдвинутые брови, оплывшие щеки, вздернутая верхняя губа придавали ее лицу выражение недовольства. Тем не менее сахарный песок она развешивала с большой сноровкой, и очередь быстро продвигалась вперед. В магазине Евдокия работала давно и чувствовала себя здесь полной хозяйкой. Знакомые ласково здоровались с ней, явно желая понравиться. С некоторыми из них Евдокия вступала в мимолетный разговор.

В магазине стоял гул человеческих голосов, но неожиданно наступило затишье. На его фоне, привлекая общее внимание, прозвучал диалог двух женщин.

— Послушай, завтра Покров, ты в церковь пойдешь?

— Не знаю. Если будет время, сбегаю.

— А я точно пойду. Если соберешься, то заходи. Вместе сходим.

— Ладно.

Люди оживились и стали обсуждать церковную тему. Большинство пустилось припоминать народные приметы, связанные с погодой на этот православный праздник. Сошлись на том, что если снег ляжет на землю к Покрову, то зима будет снежной и холодной. Евдокия, молча прислушиваясь к разговорам, постепенно скривила лицо в усмешке. Когда к весам подошли женщины, собирающиеся идти в храм, она сказала:

— Ну что, монашки, грехи замаливать пойдете?

— А тебе какое дело? Сама, что ль, в церковь не ходишь? — спросила одна из подруг,

— Делать мне как будто больше нечего! Главное — в душе верить.

— Правильно. Молиться и дома можно, — поддержала продавщицу стоявшая за подругами покупательница.

— Можно, да в церкви лучше. Лежа на печке не спасешься!

— Ходи, ходи. Бей перед попами поклоны, — злобно засмеялась Евдокия, забыв о развешивании сахара и уставившись на женщину.

— Я не перед попами, а перед Богом поклоны бью!

— Знаю! Придут в церковь: «Батюшка, батюшка». За подол попу хватаются и грязные руки ему целуют! — насмешливо запричитала Евдокия.

— Точно, как только не противно, — поддакнули из очереди.

Наталья Ивановна слушала разговор внимательно. Вначале ее брови настороженно взметнулись вверх, затем болезненно опустились. Через некоторое время она резко вышла из очереди и шагнула к выходу, но тотчас повернулась к своей соседке и смущенно произнесла:

— Маша, очень тебя прошу: купи сама на мои талоны сахар.

— Ну хорошо, давай деньги, я вечером занесу, — озадаченно сказала Маша.

Получив согласие соседки, Наталья Ивановна вышла из магазина и пошла домой. Лицо ее пылало так сильно, что она не чувствовала холода встречного ветра.


3

Наталья Ивановна с нетерпением ждала встречи с отцом Алексеем, настоятелем местной церкви. Она познакомилась с ним вскоре после переезда в Петровск. Проникнувшись доверием к священнику, Наталья Ивановна начала обращаться к нему за советами, и со временем он стал ее духовным наставником.

На праздник Покрова отец Алексей был очень занят и постоянно находился в окружении людей. Наталья Ивановна хотела встретиться с ним наедине, поэтому подойти не решилась. Через некоторое время удобный случай представился. Субботним вечером перед службой Наталья Ивановна в притворе храма подошла к отцу Алексею и попросила его благословить ее. Когда пальцы священника коснулись ладони женщины, она, вместо того чтобы, по обычаю, один раз приложиться к его руке, принялась покрывать ее поцелуями. Отец Алексей от неожиданности растерялся и несколько секунд стоял молча, но, почувствовав на своей руке слезы, воскликнул:

— Что ты, что ты! Зачем ты это делаешь?

— Батюшка, я недавно в магазине наслушалась всякой напраслины на священников. Говорят: как не противно верующим у них грязные руки целовать. Вот я и решила своими скверными устами поцеловать ваши руки, которыми вы совершаете святые таинства. Доказать злым людям, хоть они не видят, что это совсем не противно.

Обрамленное седой бородой лицо отца Алексея засветилось улыбкой. Он провел широкой ладонью по высокому лбу и русо-белым волосам, склонил свою высокую, грузную фигуру к собеседнице и сказал:

— Мало ли что говорят. Не надо плакать по всякому поводу. Ты ведь должна знать: через благословляющую руку священника подается благодать Божья. Поэтому целуют не просто человеческую руку, а видимое орудие, через которое невидимо сообщается благословение Христа.

— Знаю, батюшка, но очень обидно слушать людское злословие.

— Не обижайся на этих людей. Лучше помолись о них, чтобы Господь их вразумил.

Отец Алексей еще немного поговорил с Натальей Ивановной, а затем пошел в алтарь готовиться к службе. Надевая на запястья поручи, он остановил взгляд на рубцах, которыми были покрыты его руки, и ему вспомнилось минувшее.

 
* * *

Когда воры ушли, отец Алексей сначала ощутил запах горящей ветоши, потом увидел дым, который потянулся из коридора в открытое окно комнаты. Священник перевернулся на бок, поджал колени к животу и сел на пол. Сделал несколько попыток встать на ноги. Веревки на руках, заломленных назад, и голенях мешали, но все же ему удалось подняться. Услышав слабый шум в чулане, отец Алексей небольшими прыжками добрался до выхода из комнаты. В коридоре огонь набирал силу. «Что же делать? — подумал священник. — Как спасти старичков из огненной ловушки? Сам ведь связан по рукам и ногам». Попробовал перетереть веревки о дверной косяк. Время шло — результата никакого. Постоял, помолился и наконец принял решение.

Едва передвигая ступнями, отец Алексей вышел в коридор и выбрал один из языков пламени. Повернувшись к нему спиной, он взмолился о помощи и сунул связанные руки в огонь. Пламя обожгло ладони, однако не коснулось веревок. Отец Алексей отдернул руки, перетерпел приступ боли и вновь поднес их к пламени. Через рукава подрясника он ощутил жар около локтей — опять мимо. Наконец с третьей попытки попал веревками в огонь и почувствовал, как они ослабли. Вытащив руки из огня, священник какое-то время молчал, затем застонал от нестерпимой боли. Он попробовал порвать путы, но это ему не удалось. Часть веревок обуглилась, но уцелевшие связывали руки еще крепко. Отцу Алексею показалось, что его голова может треснуть от ударов, которые, словно молотом, наносились ей изнутри. От жгучей боли, пронизавшей все тело, ему захотелось упасть и кататься по полу.

Немного придя в себя, отец Алексей усилием воли отделил свои телесные муки от души. Затем кратко и просто помолился: «Господи, помоги, укрепи, сохрани!» Впившись зубами в кляп, опять отправил руки в огонь. Боль, молитва, крик перемешались в его сознании. И когда наступил предел страдания, веревки вдруг рассыпались и запястья оказались свободными. Отец Алексей нашел в себе силы вытащить кляп изо рта и добраться в комнате до буфета. Стараясь не смотреть на руки и превозмогая мучения, он ножом перерезал веревки на ногах. Потом, уже ничего не чувствуя руками, набросил на себя одеяло и, шатаясь, пошел в пламя спасать стариков.

 
* * *

Наталья Ивановна, успокоенная беседой со своим духовным отцом, встала в храме вблизи алтаря и всю службу горячо молилась о просвещении разума продавщицы Евдокии. «Наверное, некому ее наставить в православной вере, не знает ничего о Божьих заповедях, вот и озлобилась на верующих», — думала Наталья Ивановна. Воодушевившись мыслью о любви к ближнему, она решила при первой возможности близко познакомиться с продавщицей и каким-нибудь образом смягчить ее окаменевшее сердце.

Поразил Наталью Ивановну отрывок из Евангелия, прочитанный за всенощной. В нем повествовалось о том, как Христос предложил апостолу Фоме вложить руку в раны от гвоздей, чтобы убедить его в Своем воскресении. Наталья Ивановна неоднократно читала это место из Священного Писания, но оно никогда не производило на нее такого глубокого впечатления, как на этот раз. Она подумала: «Ведь целуя руку священника, который при благословении складывает пальцы таким образом, что они образуют имя Христово, мы духовно прикладываемся к ранам на руках Господа». Эта мысль потрясла ее. Стало понятно, почему бесы, действуя через неверующих людей, так сильно ополчаются на этот церковный обычай.

Служба закончилась. Наталья Ивановна приложилась к иконам и вышла из храма совершенно умиротворенная. Улица уже успела погрузиться в ранние осенние сумерки. Выпавший на мокрую землю снег почти совсем растаял, образовав на пути прихожан грязно-белый, рыхлый покров. Сделав несколько шагов, Наталья Ивановна услышала за своей спиной знакомый голос:

— Наташенька, постой!

Она остановилась и обернулась. Вслед за ней, сгорбившись, семенила старенькая алтарница, многолетняя помощница отца Алексея. Она жила недалеко от Натальи Ивановны, которую очень любила.

— Никак за тобой не угонюсь, а мне в такую темень поводырь нужен, — улыбаясь, сказала алтарница.

— Матушка, вы бы меня раньше предупредили, я бы вас подождала, — сказала Наталья Ивановна, беря старицу под руку.

По дороге она молча слушала, как алтарница жаловалась на свои старческие недуги, из которых особенно ее мучил ревматизм. Показывая кисти рук, алтарница со вздохом произнесла:

— Болят так, что спасу нет. Пальцы совсем плохо сгибаться стали.

Наталья Ивановна с сочувствием посмотрела на опухшие суставы ее рук и вдруг спросила:

— Матушка, я сегодня брала благословение у отца Алексея и заметила у него на руке шрамы. Раньше на них как-то внимания не обращала. Отчего они?

— А... Это он на пожаре обжегся.

— На каком пожаре?

— Много лет назад его бандиты ограбили и связанного вместе с домом подожгли. Еле спасся! Это во всем Евдокия виновата.

— Какая Евдокия? — спросила Наталья Ивановна.

— Да продавщица в нашем магазине. Она тогда почтальонкой работала, спуталась с ворами и на батюшку их натравила. Думала, у него золото есть. Бандитов потом поймали. Давно это было... давно.



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

11.06.2021
Громкая отставка в Белорусском Экзархате: архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры и отправлен на покой

7.06.2021
Владислава Романова

ОВЦС и раскол в Московской Патриархии.
К юбилею самого «эффективного» церковного отдела

1.06.2021
Сергей Худиев

Отказавшись от вакцинации, можно стать убийцей

4.06.2021
Светлой памяти протоиерея Владимира Правдолюбова (†23.05.2021)
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

25.05.2021
Кто тормозит канонизацию Евгения Родионова

31.03.2021
Анатолий Степанов

Почему православные превратились в авангард борьбы против вакцинации?

19.05.2021
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

30.05.2021
Николай Каверин

О проекте документа Межсоборного присутствия «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга».
Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества. Апология православного милитаризма

16.05.2021
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О декламации в храме

11.04.2021
Николай Каверин

Ядерное оружие России и российские антиковидные вакцины – единственный гарант суверенитета нашей Родины

27.05.2021
Андрей Иванов, Борис Котов

Пророчество Петра Дурново

23.05.2021
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Нетолерантная» истина

26.04.2021
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

21.05.2021
Святой мученик Христофор и его иконография

29.03.2021
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

10.05.2021
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

13.05.2021
Святитель Игнатий Брянчанинов

О чистоте

18.04.2021
Протоиерей Константин Буфеев

О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня

9.03.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

В защиту Главного храма Вооруженных сил России от церковных либералов и антисоветчиков

2.03.2021
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

28.02.2021
Архиепископ Никон (Рождественский)

Памятники-статуи святым угодникам

17.01.2021
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Апологет ереси (Об искажениях православного вероучения в сочинениях диакона Андрея Кураева)

18.02.2021
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

16.02.2021
Протоиерей Константин Буфеев

Крайности эволюционизма.
Странные рассуждения о науке и вере в одной статье на сайте «Богослов.ру»

22.02.2021
Протоиерей Алексий Касатиков

Эволюция: от обезьяны Дарвина к «обезьяне Бога»

21.04.2021
Грех блуда и борьба с ним

3.02.2021
Владимир Шкляев

О составителях «житий» новомучеников

10.02.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Белые платочки спасли когда-то церковь».
Ваше Святейшество, вступитесь за них!

31.01.2021
Президент – мой друг!

29.01.2021
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

27.01.2021
Вячеслав Макарцев

Эсхатологическое бесчувствие

1.12.2020
Николай Каверин

Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

21.01.2021
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

20.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

«Просим Церковный суд приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

14.01.2021
Андрей Кураев: «православный хам» или хамоватый еретик?

15.01.2021
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.01.2021
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

К 30-летию событий 13 января 1991 года в Вильнюсе.
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование»

4.01.2021
После призыва Патриарха Кирилла к москвичам не пренебрегать богослужениями глава ОВЦС МП попросил верующих не ходить в храмы на Рождество.
Кого же слушаться бедным российским христианам?

24.12.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

28.12.2020
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

2.01.2021
Михаил Тюренков

«Кураев – на выход!»
Скандального протодиакона приговорили к лишению сана. На очереди анафема?

22.12.2020
Владислав Артемов

Безумие Православия

29.12.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

15.12.2020
Протоиерей Андрей Ромашко

Когда очень хочется раскола.
О Соборе православных мирян (31.10.2020 г., Москва)

18.12.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

10.11.2020
Протоиерей Алексий Касатиков

Царский путь в ситуации с COVID-19: как пройти между малодушным страхом и слабоумной отвагой

26.11.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О профанации любви

10.12.2020
Павел Панов

Еще раз о соблазне западной культурой

6.12.2020
К 55-летию «снятия анафем» 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

29.11.2020
Протоиерей Сергий Правдолюбов

Воспоминания о работе комиссии по богословским воззрениям свящ. Георгия Кочеткова в 2000 году

19.11.2020
Тимур Давлетшин

Кочетковщина и власовщина

8.11.2020
Михаил Тюренков

Избавится ли Русская Церковь от секты кочетковцев?

17.11.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

13.11.2020
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

15.11.2020
Андрей Рогозянский

Почему лекции С.Чапнина в МДА – это нонсенс

28.10.2020
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

1.11.2020
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

5.11.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

4.10.2020
Патриарх Кирилл в декабре 2019 года запустил в Русскую Церковь губительный вирус обновленчества и богослужебного реформаторства.
Письмо в редакцию сайта «Благодатный Огонь»

21.10.2020
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

7.10.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества.
Послесловие к письму в редакцию «Благодатного Огня» прихожанки храма в г. Балашихе

11.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

В Церкви активизировался вирус обновленчества

15.09.2020
Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

20.09.2020
Николай Каверин

О замечательных книгах из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита: продолжение следует?

29.09.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

13.09.2020
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

1.10.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

17.09.2020
Священник Александр Шумский †16.09.2020

Светлой памяти священника Александра Шумского.
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

10.09.2020
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

23.09.2020
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

18.10.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению».
Извержение из сана свящ. Феодора Людоговского

30.08.2020
Николай Каверин

Необходим ли в Русской Церкви сейчас Поместный Собор?

26.08.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Савва, помимо реформы языка богослужения, причащал православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

15.10.2020
Александр Камчатнов

Горé имеим сердца, или Еще раз к вопросу о языке богослужения

4.09.2020
Тимур Давлетшин

О «православном» цезаропапизме

7.09.2020
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

24.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви

21.08.2020
Иеромонах Роман (Матюшин)

Не соблазняйте малых сих

11.08.2020
Михаил Тюренков

«Призрак автокефалии»: Станет ли Белорусская Церковь антирусской

2.08.2020
Владимир Семенко

Бывший схиигумен Сергий (Романов) становится проводником революции в Церкви

29.08.2017
Николай Каверин

Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

16.08.2020
Обращение митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова)

10.08.2020
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

8.12.2020
Пантелеимон Филиппович

Церковный либерализм: взгляд из Белой Руси

15.09.2011
Протоиерей Владимир Чувикин

Протоиерей Владимир Чувикин: «Книжная справа сейчас несвоевременна».

2.09.2020
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

7.02.2021
Григорий Глушенков

Кто убил митрополита Киевского Владимира: большевики или украинские националисты?

14.07.2020
Крупный теоретик сексуальных отношений Кураев проповедует мальчикам о самом актуальном для него занятии – об онанизме

12.07.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Между бунтарством и отступничеством

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

30.07.2020
Архиепископ Никон (Рождественский)

Станем добре, станем со страхом!

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

30.10.2020
Почему не были реализованы планы по ядерной бомбардировке СССР

20.08.2020
Советские солдаты никогда не были оккупантами. Они были солдатами России.
К 52-й годовщине ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

26.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

2.11.2020
Протопресвитер Владимир Диваков

Битва за Сретенский. Москва за нами

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

25.10.2020
Роман Носиков

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова (†21.10.2020).
Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

27.09.2020
Александр Петрович Голубцов

Из истории изображений креста

22.10.2020
Протоиерей Димитрий Смирнов (†21.10.2020)

Светлой памяти протоиерея Димитрия Смирнова.
Протоиерей Димитрий Смирнов о деятельности священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

9.02.2021
К 15-летию со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Яд в привлекательной упаковке»

12.12.2020
Алексей Горожанин

Посещал ли апостол Андрей Первозванный Русскую землю?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

15.05.2018
О ситуации в Сербской Православной Церкви

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Изменение церковнославянского богослужения — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

21.07.2020
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

Редакция сайта «Благодатный Огонь»
16.02.2017

Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

30.05.2021
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

 

НОВОСТИ

10.06.2021
Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, критиковавший законную власть в Белоруссии, снят с кафедры.
Белорусская русофобствующая оппозиция надеется, что владыка возглавит «православную церковь в новой Беларуси»

09.06.2021
Число вакцинированных от COVID в российской армии приблизилось к 100%

07.06.2021
Информационную атаку Запада и российских православных кликуш на вакцину «Спутник V» следует приравнять к экстремистской деятельности и посягательству на суверенитет России

28.05.2021
Скончался протоиерей Владимир Правдолюбов — строгий блюститель традиций православного богослужения и яркий полемист с неообновленчеством и церковным либерализмом

20.05.2021
Ещё раз о вакцинации: в военное время некоторые грехи не вменяются в осуждение

20.05.2021
В РПЦ призвали не считать вакцинацию грехом

17.05.2021
Почему современному кинематографу и телевидению выгодна фальсификация правды о Великой Отечественной войне

10.05.2021
Просим Священный Синод дать исчерпывающее разъяснение о допустимости православным верующим прививаться российскими вакцинами

09.05.2021
С Днем Победы!
Проконвоирование немецких военнопленных через Москву 17 июля 1944 года

30.04.2021
Иерусалимский Патриарх Диодор (†2000) о происходящем в Кувуклии во время схождения Благодатного огня

14.04.2021
Церковно-общественный совет по биоэтике, выступивший против церковного признания ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), упразднён Священным Синодом

12.04.2021
Гагарин: «Привет, потомки! Как вы там?»
К 60-летию первого полета в космос советского космонавта Юрия Гагарина

24.03.2021
На Афоне начались прививки от коронавируса

21.03.2021
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

07.03.2021
Обращение в Церковный суд: «Просим приобщить к делу “о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана” богословский разбор его публикаций».

05.03.2021
5 марта – день кончины И.В.Сталина.
Сталин и Третий Рим

24.02.2021
Кураев vs патриархия: «ничья»

18.02.2021
«Заноза» Патриарха Кирилла, или У Кураева длинные руки!

16.02.2021
Инициатива митрополита Илариона (Алфеева) канонизировать прот. Александра Меня призвана «уравновесить» недавнюю инициативу митрополита Тихона (Шевкунова) по подготовке к канонизации исповедника Церкви Русской старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

12.02.2021
Обращение студенческого сообщества Донбасса к молодежи России

09.02.2021
Митрополит Тихон (Шевкунов) объявил сбор материалов для подготовки прославления старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

04.02.2021
Лжемиротворчество под маской Православия.
Не стоит ли либеральствующим священникам снять рясу и податься в правозащитники?

03.02.2021
К 3-й годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

28.01.2021
Митрополит Запорожский Лука: «Кураев за годы своей антицерковной деятельности внес в души христиан столько соблазна, лжи, осуждения, откровенной клеветы и ненависти к Церкви, сколько, наверное, не сделал за последнее время ни один человек»

24.01.2021
Митрополит Иларион: Кураеву грозит отлучение от Церкви

21.01.2021
Обратится ли Патриарх Кирилл к мэру Москвы С.С. Собянину с просьбой разблокировать социальные карты для бесплатного проезда в общественном транспорте для людей 65+ с целью посещения ими воскресных и праздничных служб в московских храмах?

19.01.2021
Институт Гамалеи опроверг слухи о содержании абортивных материалов в вакцине «Спутник V»

08.01.2021
Решение Епархиального суда г. Москвы по делу № 50-54-2020 (о признании протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана)

05.01.2021
В Рождество в Храм нельзя?!
Доктор Мясников осудил фатальный запрет для верующих пожилых людей посещать храмы

02.01.2021
Митрополит Запорожский Лука о снятии сана с Андрея Кураева

29.12.2020
Решением епархиального суда г. Москвы протодиакон Андрей Кураев признан подлежащим извержению из сана

24.12.2020
Рецидив неообновленчества: Патриарх Кирилл снова выступил за частичное использование русского языка в богослужении

17.12.2020
Протодиакон Андрей Кураев неожиданно заголосил о каноничности, хотя ранее говорил, что «каноны надо забыть и положить на полку»

27.11.2020
Рукопожатцы в масках «христиан»: новое открытое письмо российской либерды

24.11.2020
Священник Георгий Максимов про революционное «собрание православных мирян» от 31 октября

18.11.2020
Миссионерский декаданс: в одном из храмов Татарстанской митрополии священник совершает молебен в спортивном костюме (ВИДЕО)

15.11.2020
Собрание православных мирян как гниение

09.11.2020
Авторская программа Александра Щипкова «Агитаторы»: о священнике Георгии Кочеткове, либерал-православии и ревнителях не по разуму

08.11.2020
Православные миряне как орудие церковной революции и обновленчества справа

04.11.2020
Объявит ли Россия выборы в США 2020 нелегитимными?
Вся правда об американских выборах от Маргариты Симоньян

30.10.2020
Православные ковид-диссиденты активизировались…

27.10.2020
Обращение диакона Ильи Маслова в Церковный суд Московской областной епархии

24.10.2020
Эпоха протоиерея Димитрия Смирнова

22.10.2020
Нынешние церковные проповедники едва ли смогут сравняться с покойным о. Димитрием

19.10.2020
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение об отлучении от Церкви схимонаха Сергия (Романова)

14.10.2020
В Псковской епархии возрождается единоверческий приход и богослужения древнерусским чином

09.10.2020
Масоны Испании заявили, что папа римский поддерживает их принципы

08.10.2020
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мне выпало счастье общаться с Путиным

02.10.2020
Оздоровление Сретенской духовной семинарии: Патриарх Кирилл назначил проректоров и секретаря Ученого совета

29.09.2020
Служба внешней разведки РФ узнала о подготовке в Белоруссии «резонансной провокации» с целью столкнуть православных и католиков

19.09.2020
Прощание с отцом Александром Шумским

17.09.2020
Погиб священник Александр Шумский

12.09.2020
Донбасс за нами! — сильная песня прекрасных дончанок взрывает Сеть

10.09.2020
Суд Екатеринбургской епархии отлучил схимонаха Сергия Романова от Церкви

08.09.2020
Диакон Владимир Василик о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 30-летней годовщиной со дня его убийства

24.08.2020
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова

22.08.2020
О последних событиях в церковно-политической жизни Белоруссии

20.08.2020
Священнослужитель Белорусской Православной Церкви: Константинопольский патриарх готовит в Белоруссии церковный раскол

18.08.2020
Заявление Медиагруппы «Патриот» в связи с событиями в Белоруссии

15.08.2020
О последних событиях в Белоруссии:
Белоруссия-2020 — репетиция перед Россией-2024.
Белорусские ксёндзы поддерживают протестующих, пытаются дискредитировать итоги президентских выборов и обеляют провокаторов

13.08.2020
Религиоведы отнесли учение бывшего схиигумена Сергия Романова к генотеизму

12.08.2020
Письмо белорусским «русофобам в рясах»

12.08.2020
К 20-летию гибели подводной лодки «Курск»

07.08.2020
Еще один «внеконфессиональный богослов» уволен из Московской Духовной академии

27.07.2020
Снятие карантинных ограничений: протоиерей Владимир Чувикин восстановлен в должности настоятеля Николо-Перервинского монастыря

17.07.2020
Светские власти не вправе были ограничивать посещение храмов в период пандемии, считают в Совете по правам человека

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!