Богородица

Архив номеров Номер 8

Сокрушим гидру мирового глобализма!



Во всех епархиях и по сей день не утихают шумные протесты противников глобализации, выражающиеся исключительно в борьбе с «антихристовыми» шрих-кодами и в отстаивании права жить без ИНН. Журнал «Благодатный Огонь» уже обращался к этой проблеме (см. № 6, 7), усматривая в антиИННовском движении попытку посеять очередную смуту в нашей Церкви и привести ее к расколу. Уж очень сценарии развития последних событий борьбы с ИНН, а по сути — со священноначалием Русской Православной Церкви, схожи с теми, что разыгрывались в XVII веке раскольниками и в 1913 году имябожниками на святой горе Афон (см.: «Благодатный Огонь» № 2, 3, 4, 5). Во всяком случае, проблема «цифровой идентификации» личности носит прежде всего правозащитный, гуманитарный, а отнюдь не религиозный характер, который хотят придать ей.

«Спасение души в антихристианской системе "нового мирового порядка" становится невозможным»... и, «руководствуясь вышеизложенным... участники движения настоятельно требуют незамедлительного пересмотра решений VII Пленума Синодальной богословской комиссии и созыва полноценного Поместного Собора Русской Православной Церкви для обсуждения вызовов и угроз антихристианского глобализма. Собор должен проходить с деятельным участием монашества, белого духовенства и мирян» — так сказано в очередном Заявлении антиглобализационного движения «За право жить без ИНН» (Русский вестник, 2001, № 48–49). Нетрудно представить, что подобный «полноценный Поместный Собор» с «деятельным участием мирян», если таковой будет созван, превратится в многофракционный парламент, дебаты в котором будут проходить в чуждом всякой соборности нецерковном духе.

Но как ни парадоксально, за созыв такого Поместного Собора с активным участием в нем мирян ратуют не только активисты антиИННовского движения, но и нынешние церковные обновленцы. На идее созыва подобного Поместного Собора сходятся интересы крайне правых и крайне левых церковных кругов (например, «Русь Православная» К. Душенова и «НГ-религии» М. Шевченко). Обоим группам мирян (как справа, так и слева) хочется на Соборе противопоставить «архиерейскому клерикализму» голос «независимой православной общественности», а говоря проще, просто покликушествовать: одним — о невозможности спасения в «электронном концлагере», другим— о невозможности спасения на церковнославянском языке.

Но можно ли нанести удар по всемирному глобализационному процессу, призывая всех, и в первую очередь православных, отказываться от налоговых номеров? Очевидно, что глобализация не потерпит серьезного урона от раздувания среди православного народа штрихофобии и выискивания «печати антихриста» еще до пришествия такового, что обнаруживает полную богословскую безграмотность идеологов движения «За право жить без ИНН».

В конце концов, у каждого человека есть право выбора — принимать или не принимать этот самый ИНН. А вот осуществленный более восьмидесяти лет назад поистине глобалистский проект — введение западного григорианского календаря в России — права выбора русским людям не предоставлял. То, что мы продолжаем жить по декретивно навязанному нам новым мировым порядком западному календарю — реальный и куда более значимый повод для протеста наших антиглобалистов! Впрочем, как и экуменизм, который является неотъемлемой составной частью процесса глобализации. (Однако почему-то наши доморощенные антиглобалисты, воюющие исключительно с ИНН, остались совершенно безучастными к проходившему в январе 2002 года в итальянском городе Ассизи суперэкуменическому сборищу, объединившему под председательством римского папы католических кардиналов, православных епископов, протестантов, мусульманских мулл, иудейских раввинов, буддистов, язычников и даже колдунов! Совместная молитва открылась словами папы: «Во имя Господа, все религии объединяйтесь!» Ау, г-н Гордеев!)

В свое время наш журнал (№ 2) напечатал статью священника Константина Буфеева «О целесообразности перехода России на старый календарный стиль». К сожалению статья эта осталась незамеченной в православной среде, а второй номер «Благодатного Огня» стал уже библиографической редкостью. В связи с этим напомним, о чем говорилось в статье о. Константина.

«В России сегодня реально существуют два календаря: один "светский", другой церковный. Нередкими стали дискуссии о возможности перехода Православной Церкви на гражданский стиль. Но примирить разногласие в счете времени между Русской Церковью и русским обществом можно и иным, более естественным путем: возвращением российского государства к традиционному национальному календарю.

Попытки перевести Православную Церковь на новый календарь всегда встречали серьезное и обоснованное возражение со стороны верующих, в особенности богословски образованных людей. Юлианский календарь имеет для Церкви сакральное значение, так что его иногда называют «иконой времени». Поэтому упразднить старый стиль можно только вместе с Русской Церковью.

Юлианский календарь существует у нас вот уже более 1000 лет и стал национальным и традиционным. Григорианский же календарь был введен искусственно антинародной большевистской властью, и его затянувшееся существование измеряется десятками лет.

Смена календаря в России в 1918 году сопоставима с такими кощунственными революционными нововведениями, как переименование названий городов и улиц, уничтожение древних памятников культуры, разорение святынь, истребление лучших российских людей старого режима. Слава Богу, людей сейчас начинают реабилитировать (и даже канонизировать), святыни оплакивать, памятники восстанавливать, старинные названия воскресают на почтовых путях. Но календарь пока остается для русских людей чужим и противоестественным.

Бояться разрыва с "цивилизованным" миром из-за календаря не следует. Полезно учесть опыт тех стран, которые находят внутренние силы для сохранения своей самобытности, языка, культуры, веры.

Национальный календарь используется, например, в таких передовых государствах, как Япония и Израиль. Для внешнего экономического и политического общения эти государства используют европейский счет времени, а для поддержания внутренней духовной культуры строго придерживаются традиционного религиозного календаря. И отказываться от последнего не желают.

Поэтому можно сделать вывод, что григорианский календарь ни в коем случае не следует считать "цивилизованным" общечеловеческим. Переход от нового стиля к старому должен быть по справедливости расценен не как возвращение к глухому средневековью, но как вполне прогрессивный шаг.

Дело в том, что точные науки, изучающие течение времени, — хронология, астрофизика — пользуются только естественной временной шкалой, то есть юлианским равномерным календарем. Григорианский календарь оказался слишком искусственен, сложен и неудобен при научных расчетах из-за путаной системы високосных годов.

Так что старый стиль выбирают не только захолустные пустыньки и монастыри, но также передовые международные обсерватории.

Что естественно для Европы и Америки, то странным и негодным видится нередко на русской почве. Это в полной мере относится и к григорианскому календарю. Между прочим, ошибаются те, кто полагает, будто европейский календарь — "светский", в отличие от русского, "церковного". Объективность требует признать, что он по происхождению своему такой же сакральный — но только не православный, а еретический, латинский. Зачем же заставлять жителей России мерять время по западному эталону, к тому же связанному с именем папы Григория XIII?

На Западе появление и принятие нового календаря в XVI веке объяснимо, понятно и даже как бы неизбежно. Но для России он как кафтан с чужого плеча. Отметим, что царь Петр I, известный своими решительными реформами всей российской жизни на европейский лад, не забыл коснуться и календарской реформы. Именно ему мы обязаны обычаем считать началом года 1 января вместо 1 сентября. Однако даже сей дерзновенный император не посмел посягать на то, на что посягнул папа Григорий XIII, — на идущую от сотворения мира чреду последовательно сменяющихся дней и месяцев. То, что не посмел сделать российский государь, через 217 лет осуществили большевики во главе с Троцким и Лениным.

Этот волюнтаристский акт был совершен вопреки специально образованной 18 февраля 1899 года Русским астрономическим обществом особой ученой комиссии для выяснения возможности и целесообразности перехода на новый стиль, постановившей, что «нет основания к введению в России (а тем более в Церкви) заведомо неправильного григорианского календаря». Знаменитый профессор Петербургской Духовной академии В. В. Болотов так высказался о православном юлианском календаре: "Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и через то облегчить и для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю".

У французской нации однажды (в 1808 году) хватило благоразумия опомниться и отменить введенный было в 1793 году нелепый революционный календарь с "брюмерами". Пора и нам признать григорианский календарь неудачной и вредной затеей, мешающей нашему народу исповедовать свою традиционную православную веру.

Так что в полном соответствии с недавно принятым законом о свободе вероисповедания государство, учитывая интересы подавляющего большинства населения, должно вернуться к традиционному русскому церковному календарю».

Если бы всю неоскудевающую энергию неутомимых борцов за право жить без ИНН, проявляющуюся в массовых пикетах и молитвенных стояниях (в том числе и у Патриархии), издании многотысячных брошюр на тему «электронного концлагеря» и т. п. направить на реальный, а не мнимый антиглобалистский проект — возвращение государству Российскому юлианского календаря (с непременными молитвенными стояниями у Госдумы и т. п.), то можно надеяться, что такая форма антиглобалистского протеста заставит прислушаться власть имущих, и гидре мирового глобализма будет вырыта могила в туманных полях под Москвой.