Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Игумен Петр (Мещеринов) и предмет ОПК

Из нашей почты

Поводом для написания этой статьи послужило знакомство с многочисленными публикациями в различных православных СМИ выступлений игумена Петра (Мещеринова) — известного автора, труды которого неоднозначно воспринимаются в церковной среде.

По вопросу о введении в школах предмета «Основы православной культуры» продолжается бурная полемика в различных СМИ. Светские либеральные печатные и электронные издания отрицают саму возможность предоставления русским гражданам РФ (коих, по статистике, 85%) права на изучение культурного наследия собственного народа. Либеральные фундаменталисты по-прежнему считают, что РПЦ должна занимать в российском обществе такое же место, как и во времена Сталина, Хрущева и Брежнева  — пусть, мол, попы исполняют свои «религиозные» ритуалы и не вмешиваются в общественную жизнь.

Дискуссию вокруг этого предмета особо подогрело письмо Президенту РФ В.В. Путину десяти академиков-атеистов, а также выступления некоторых лидеров мусульманских общин во главе с небезызвестным муфтием Нафигуллой Ашировым. Все эти борцы с «клерикализацией» российского общества мечтают загнать Русскую Православную Церковь в гетто.

К сожалению, в рядах этих пламенных борцов с так называемой клерикализацией оказываются, как ни странно, и некоторые священнослужители. Рассмотрим точку зрения одного из них, игумена Петра (Мещеринова), руководителя Центра духовного развития молодежи при московском Свято-Даниловом монастыре, представленную, в частности, на интернет-форуме этого центра. Вот одно из его высказываний по поводу введения в программы российских школ предмета ОПК: «Да пожалуйста, вводите! но ведь не получается. И не потому, что злые чиновники вредят, а (я считаю) по духовным причинам. Господь, может быть, не хочет, чтобы говорили не о Нем, а о вещах только лишь сопутствующих… ОПК — это не проповедь Христа. Реально это будет проповедь Куликовской битвы».

Здесь о. Петр на полном серьезе утверждает, что преподавание в российских школах курса ОПК не сможет состояться вовсе не потому, что его пытаются запретить чиновники-атеисты, а потому, как убеждает нас о. игумен, что Сам Господь препятствует внедрению этого курса. Ему, Господу, дескать, не нравится, что школьникам будут рассказывать не о Нем, Господе, а о Куликовской битве. Это якобы недопустимо с точки зрения нашего Спасителя.

Расчет о. Петра прост: если мы (то есть читатели его наставлений), пребывающие в страхе Божьем (как и подобает православным христианам), доверчиво примем авторитетно заявленное им мнение за прозорливое, то, убоявшись кары Господней, мы не посмеем сопротивляться администраторам от Минобразования, а также должны будем согласиться с упреками в адрес нашей Матери-Церкви со стороны В.Гинзбурга и его единомышленников-академиков.

И хотя, на наш ортодоксальный взгляд, воинствующие атеисты-чиновники и примкнувшие к ним некоторые нобелевские академики выглядят богоборцами в очах Божьих, но ведь, согласно утверждению игумена Петра (Мещеринова), получается, что эти чиновники от Мино­бразования и единомысленные с ними десять академиков, вкупе с исламским муфтием Нафигуллой Ашировым, являются истинными выразителями воли Божией.

Таким образом, игумен Петр пытается убедить нас, богобоязненных, что Господь не позволит заменить нам в нашей издревле православной Руси нынешнее атеистическое, растлевающее молодежь воспитание на просвещение ее в духе православной нравственности и традиции. Разумеется, что столь прямо и дерзновенно о. Петр не решается заявлять об этом. Он сам признается в своих интернетных кулуарах, что в официальных православных СМИ «нужно аккуратно высказываться… не мог же я открыто сказать…». Однако логика его мудрований достаточно прозрачна.

Выходит, согласно о. Петру, что Христос настолько горд Самим Собой, что не допустит нам говорить в школах даже о Своих последователях — о святых угодниках Божьих, таких, как игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский, благословивший русское воинство на битву с захватчиками и угнетателями Святой Руси на поле Куликовом.

Получается, что в своих сочинениях игумен Петр (Мещеринов) пытается преподнести нам Господа по некоему протестантскому образу и подобию, где святым нет места. И тогда неудивительно, что именно угодник Божий, преподобный Сергий (не только благословивший на Куликовскую битву благоверного вел. кн. Димитрия Донского, но и пославший с ним двух воинов-монахов) оказался особо неугодным о. Петру. Потому что преподобный Сергий, столп и утверждение Русского Православия, напоминает нам своим жертвенным бескомпромиссным служением Богу и Отечеству о спасительной глубине православной евангельской веры и о безусловной необходимости руководствоваться этой верой в вопросах, связанных с земными обязанностями христианина.

И потому неслучайно в другом месте своих поучений игумен Петр «бескомпромиссно и дерзновенно» утверждает, что будущий святой игумен Сергий никак не мог быть «чудесным образом выделен изначально из ряда людей в особое положение». «Это очень похоже на языческое баснословие»,— вторит ему его соратник по «развитию молодежи» А.Баженов. «Если они, святые, заранее предопределены к святости, то нам что остается?» — недоумевает о. Петр, недовольный Божьим избранничеством преподобного Сергия.

Одно лишь в «прозрениях» игумена Петра не вызывает сомнений — то, что ему действительно не мешает всерьез задуматься над поставленной им самим проблемой: «так что же остается» (и в земной, и в вечной жизни) тем, кто, официально являясь пастырем Православной Церкви, проповедует в ней совершенно неправославные взгляды? Ведь следуя своим рационалистическим убеждениям, о. Петр отрицает, что преподобный Сергий мог трижды прокричать в утробе матери, да еще на литургии. Православный игумен безапелляционно утверждает: «Помимо того, что это абсолютно невозможно с точки зрения физиологической, это совершенно не нужно с точки зрения Евангельской».

Отрицая достоверность признанного Церковью чудесного свидетельства Славы Божьей на том неподобающем для верующего основании, что это чудо не желает подчиняться физическим законам падшего мира, игумен Петр уподобляется ни много ни мало протестантам. Этому странному для православного игумена представлению уместно противопоставить мудрые слова преподобного Оптинского старца Варсонофия: «Некоторые, даже по-видимому [на вид] верующие в Бога, не говоря уже о явных безбожниках, говорят: “Я признаю, что законы природы положены Богом, и потому-то не могу допустить их нарушения”. Бог-де не может нарушать установленного Им же Самим порядка. Можно бы ответить подобным лукаво мудрствующим так: “Удивительно! Точно Бог и человек существуют для ваших законов природы, а не законы природы  — для целей Бога и блага человека”» (Душеполезное чтение. 1897. Август. С. 671).

Голословно же утверждая, что неугодное ему чудо «совершенно не нужно с точки зрения Евангельской», о. игумен берет на себя, таким образом, роль самозваного и непогрешимого толкователя Евангелия и воли Божией, мнение которого выше церковного. Подобное утверждение игумена Петра очерняет одновременно не только светлую память преподобного Сергия, но и его матери, преподобной Марии, которая всю жизнь сохраняла в своем сердце явленное ей чудесное знамение и руководствовалась им при воспитании отрока Варфоломея в страхе Божьем.

Возникает закономерный вопрос: если о. Петр с такой рационалистической легкостью расправляется с житиями святых, то не начнет ли он вскоре покушаться и на достоверность Святого Евангелия, как это делают, например, представители немецкой библейской критической науки? Ведь в Евангелии имеется похожий эпизод: когда святой Иоанн Креститель взыграл в утробе своей матери — праведной Елизаветы, приветствуя так же во чреве Матери пребывавшего Спасителя. Игумен заявляет о себе: «Вот у меня критический склад ума — и мои статьи дышат критицизмом».

По свидетельству ряда авторитетных православных публицистов радиостанции «Радонеж», Церковное Предание уже немало «пострадало» от критических наездов игумена Петра со товарищи из молодежного центра «духовного развития». Однако потому оно и Предание, что призвано передаваться поколениям православных христиан, и оно будет им передаваться до скончания века, невзирая ни на что. Зато в результате немилосердной критики Предания нам становятся в какой-то степени понятны истинные цели покушающихся на оное.

И потому, возвращаясь к первоначальному утверждению о. Петра о том, что Господь якобы Сам препятствует внедрению в школах России курса ОПК, мы уже догадываемся, что это вовсе не Господь, а водимый неким критическим духом ум игумена Петра пытается препятствовать введению в школах предмета ОПК, ожидаемого всей нашей Церковью.

И когда игумен Петр переходит к следующему своему тезису по поводу ОПК, пытаясь во что бы то ни стало убедить доверчивых читателей, что введение этого курса крайне вредно и для растлеваемых деток, и для государства, и даже для Церкви, то давайте и мы попытаемся внимательно рассмотреть доводы его критичного ума. И вот тут оказывается, что он явно противоречит сам себе.

Вначале о. Петр утверждал (как и в других своих сочинениях), что говорить в школах надо исключительно о Христе и Евангелии, но ни в коем случае — о Церкви и ее подвижниках. Однако уже из следующей его фразы можно сделать вывод, что игумен Петр водим не духом Христовым, не духом евангельским (в чем он настойчиво пытается убедить и своих почитателей, и оппонентов), а духом российского правозащитного движения, духом воинствующего секулярного либерализма, выразителями которого летом 2007 года выступили десять российских академиков во главе с В.Гинзбургом. Нижеприведенная фраза о. Петра свидетельствует, что он, являясь православным игуменом, тем не менее выступает против того, чтобы школьникам говорилось и о православной культуре, и о Христе, и о Евангелии:

«Напомню, что основным законом в РФ пока является Конституция, а не православный шариат. Кем бы, что бы ни задумывалось, оно не может противоречить Конституции. Духовно-нравственное воспитание личности в конфессиональных школах — пожалуйста, ради Бога. В государственных  — нарушение закона. Странно, что православные никак не могут это понять».

Здесь уже игумен Петр не только против Куликовской битвы выступает и против патриотизма в любых его проявлениях. Здесь он заявляет уже о недопустимости духовно-нравственного воспитания молодежи в общеобразовательных школах, ссылаясь при этом на Конституцию, которая, как видно из этой фразы, является для него более священной книгой, чем Святое Евангелие. Видимо, совершенно превратно представление о. игумена о Господе нашем, Иисусе Христе, Который призвал святых апостолов: «Итак идите, научите все народы… Уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19–20).

Но у прогрессивного молодежного батюшки по этому вопросу, как видим, имеется личное, болезненно обостренное критическое мнение, весьма странное для православного священнослужителя. Вопреки ясному евангельскому призыву «учить и проповедовать», он спешит сослаться в чисто духовном вопросе на авторитет Конституции РФ. Стоит напомнить о. игумену, что святые апостолы Христовы, проповедуя Евангелие всей Вселенной, не обращали внимания ни на какие «конституции». Главной целью их жизни была проповедь Христа, и потому они смело заявляли безбожным правителям: «Судите, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4, 19).

Это вовсе не значит, что мы должны врываться в школы и насильно обучать там детей, но ни один уважающий себя и любящий Бога православный священник (и не только священник) никогда не заявит, что надо почитать Конституцию. Более того, эта страшилка-конституция, используемая игуменом Петром для запугивания сторонников ОПК, оказывается (при ближайшем ее рассмотрении) не такой уж и агрессивной по отношению к православным верующим и к духовно-нравственному воспитанию молодежи. Статьи Конституции и не пытаются запретить преподавание в школах курса ОПК. Это убедительно доказывает известный православный богослов Юрий Максимов в статье «О неконституционных высказываниях муфтиев» («Радонеж», 2007, № 2 (176)).

Привожу лишь окончательный вывод из его подробного анализа: «На самом же деле, следуя букве Конституции, Церковь может не только “Основы православной культуры”, но и “Закон Божий” преподавать, более того  — все, кто будет препятствовать этому, окажутся нарушителями в глазах закона. Ибо, согласно статье 28 Российской Конституции, “Каждому (гражданину) гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право… иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними”».

Как следует из этой конституционной статьи, нет никаких временных или пространственных ограничений на распространение религиозных взглядов и убеждений. Поэтому любой учитель в школе имеет полное конституционное право на уроках распространять свои религиозные взгляды, тем более что в отличие от сталинской Конституции в нынешней Российской нет положения об отделении Церкви от школы. Странно, что весьма грамотный во многих отношениях игумен Петр в этом вопросе проявляет такое невежество, которое оказывается на руку врагам Церкви. Впрочем, он постоянно повторяет, что у Церкви нет никаких врагов, что это выдумка невежественных православных ксенофобов, нагнетающих «современную антизападную истерию». Но тут он тоже не прав: всем известно, что враги, как внешние, так и внутренние, у Церкви были в течение двух тысяч лет ее истории и что они будут терзать Церковь до скончания века.

Игумен же Петр, в ответ на некомпетентные и безграмотные нападки на Церковь извне, призывает саму Церковь «учитывать ту критику, которая раздается в наш адрес». В кои-то веки православные исповедники веры «учитывали критику» безбожников и язычников в адрес Церкви? И эту их бескомпромиссность в вопросах веры наша Православная Церковь сохраняет и поныне. Вот почему игумен Петр признается своим интернет-друзьям: «Если просто написать: господа, наше с вами православие… никуда не годится, — то закидают камнями и, главное, не услышат то, что я хочу сказать… Вот и приходится изворачиваться». В отличие же от изворотливых игуменов исповедники веры, «не учитывающие критику» своих гонителей, свидетельствовали тем самым истинность православной веры, а отсутствием изворотливости обращали в эту веру порой и самих гонителей.

Уместно обратить также внимание на сходство позиций по отношению к ОПК игумена Петра и воинствующего исламского муфтия Нафигуллы Аширова. Причем сходны не только их позиции, но и приемы, которые используют оба персонажа, дабы посильнее оскорбить православных. Так, муфтий сравнивает изучение ОПК с изучением «Майн Кампф» Адольфа Гитлера и угрожает в случае введения ОПК «второй Чечней», а о. Петр наводит на нас ужас, богохульно стращая угрозой «православного шариата». Сравнение же этих двух персон оказывается, как ни странно, не в пользу игумена Петра: во-первых, то, что допустимо иноверцу, непростительно православному священнику, издевающемуся над собственной верой, во-вторых, муфтий вынужден был принести извинение за оскорбление Церкви, игумен же Петр нисколько не озабочен тем, что его ура-либерализм по отношению к Церкви оскорбляет верующих.

И еще одно оправдание для запрещения ОПК припасено у о. Петра. Он, по-видимому, опасается, что якобы будут нарушены не только статьи Конституции, но и пострадает идеологическая монополия, утвердившаяся в школах в течение советского периода, или «совка», как любят выражаться наши либералы, в том числе и церковные. И дабы оградить «совковую» идеологию от «посягательства» на нее христианских ценностей, он заявляет: «Если на одном школьном занятии мы будем говорить о недостоверности знаний, полученных учениками на других школьных занятиях, то тем самым мы разрушаем общеобразовательный процесс».

Высказывает о. Петр серьезное недовольство и самим содержанием курса ОПК. Он утверждает, что в нынешнем виде (одобренном священноначалием Церкви) содержание курса ОПК совершенно неприемлемо. Одной из первых на его придирчивую критику обратила внимание известный православный психолог И.Я. Медведева и профессионально сняла гипноз с его высокоумных внушений, призванных убедить всех нас, что никто якобы не готов преподавать ОПК в школах, да к тому же, по мнению о.игумена, и все учебники по ОПК никуда не годны. Воспользовавшись очень точным образным сравнением, И.Я. Медведева легко обличила лукавство игумена Петра в этом вопросе: «Это все равно, что когда горит дом, думать: а достаточно ли чистая вода тут, в ближайшем пруду, или она недостаточно чистая для тушения пожара?».

К вопросу о том, почему предмет «Основы православной культуры» совершенно не устраивает игумена Петра, вернемся ниже, а чтобы понять это, нам придется уяснить себе его позицию по отношению к Церкви. Отметим, что в деятельности руководителя молодежного движения при Свято-Даниловом монастыре игумена Петра (Мещеринова) настораживает ее системная критическая направленность в адрес той Церкви, в которой о. игумен волею некоей судьбы оказался. Критические выпады игумена Петра против Церкви, предназначенные им для «вразумления» церковной молодежи, уж очень напоминают «задушевные» признания юнцам «доброхотного» старшего «друга», потерявшего охоту к семейной жизни и упорно пытающегося внушить неприязнь к ней и своим неискушенным слушателям, «сокровенно» живописуя им как истинные ­слабости, так и мнимые недостатки своей законной, но надоевшей ему супруги.

Приведем некоторые примеры так называемых «поповских басен» о церковной жизни, которые о. игумен активно распространяет. Вот рассказ о. Петра на одной из радиостанций о том, как сокурсники угостили девушку накануне причастия мороженым, а батюшка не допустил ее из-за этого к Святой Чаше. «Вот типичный образец фарисейства, обрубают жизнь христианскую»,— возмущается игумен Петр поведением нетолерантного батюшки. Насколько кощунственно выглядит его возмущение в свете завещания священноисповедника Сергия Правдолюбова, написанного им в тяжелейших условиях каторжного режима! В своем завещании протоиерей Сергий предостерегает потомков от легкомысленного отношения к посту. И как пример подобного легкомыслия приводит заявление одной дамы в беседе со святителем Феофаном Затворником, что она, выпив в пост всего лишь стакан молока, ничего страшного не совершила: «Это, конечно, вещь неважная». И ответ святителя приводит о. Сергий: «Матушка, ты не стакан молока выпила, а пощёчину Матери-Церкви дала».

Еще одна «глубокая» мысль игумена Петра: «Чудо-юдо я вижу везде в нашей церковной действительности, для этого не нужно цитировать статьи. Послушайте, что говорят наши ответственные церковные люди». И еще: «Церковности необходимо количество (поэтому у нас 80% населения  — “православные”)». При этом о. игумен не считает нужным объяснять, на каких основаниях он опровергает результаты серьезных социологических исследований. Непонятно также, почему так муторно на душе у православного игумена от столь большого количества исповедующих себя православными в нашем государстве.

В своих рассуждениях о. Петр особо услаждается разглагольствованиями о свободе. В частности, он утверждает: «Свобода предполагает, что тебя уважают…» Не мудрено, что накачанные подобными свободолюбивыми лозунгами бердяевского толка, не вполне сформировавшиеся и совершенно не укоренившиеся в православной традиции молодые люди, находящиеся под влиянием революционной идеологии Центра духовного развития молодежи, рано или поздно заявят свои бунтарские требования Матери-Церкви, которая якобы их не уважает, а уважать их обязана, то есть обязана любые их суждения принимать за истину в последней инстанции. И требования воспитанников молодежного Центра могут прозвучать очень грозно: «Немедленная реформация всего и вся — от Церковного Предания, “устаревшего” юлианского церковного календаря, “архаичного” богослужения с его “непонятным” церковнославянским языком до канонического церковного устройства»,— что станет подготовкой почвы для возможной «оранжевой революции» в Церкви.

А то, что эта почва уже старательно вспахивается игуменом Петром и его соратниками, доказывает хотя бы один из ответов о. игумена доверчивому интернет-вопрошателю. Тот недоумевает: «О. Петр, ну а где выход?» И «наставник» отвечает: «…Если накопится “критическая масса” православных христиан… (когда они перестанут быть… “частными лицами”, которых удобно шпынять и обвинять в гордости, либерализме и модернизме) — тогда начнет что-то меняться… как-то объединяться, противостоять существующей клерикально-детсадовской идеологии».

А каковы методы игумена Петра в противостоянии этой идеологии, становится ясно из его ответа на поставленный, что называется в лоб, вопрос оппонента, вызванный рассуждениями игумена Петра на интернет-форуме по поводу секспросвета. Вот одно из мудрований о. Петра: «В тех условиях, когда “не блуди” людьми просто не понимается и не воспринимается, что лучше — аборты или секспросвет?.. начать трезво смотреть на вещи и избирать меньшее зло». Заметим, что священник, озабоченный вопросом: что лучше — аборты или секспросвет? — подобен озадаченному головоломкой: кто лучше — антихрист или сатана?..

И вот закономерный вопрос оппонента: «Лично Вы против ли секс­просвета? Вы можете изъясняться прямо и недвусмысленно? Или задача просто “раскачать лодку” — снять табу на тему и отчитаться перед спонсорами о проделанной работе?» А вот каков ответ игумена Петра: «…Никаких “табу” в Церкви не должно быть. Церковь — не детский сад и не лечебница для слабоумных, которые теряют жизненное равновесие от уличного шума. Если вопросы есть — от них нужно не убегать… но их осмыслять… в духе Евангелия, Церкви и адекватности сегодняшнему дню, а не тому, что “Отцы 1000 лет назад сказали”… Я против секспро­света. Но я не знаю, как может решаться проблема абортов среди людей, для которых слово Церкви не является авторитетом».

Из этого ответа ясно, во-первых, что о. Петр не допускает никаких табу в Церкви по вопросу о секспросвете, в то время как касательно ОПК он налагает свое табу в виде Конституции. Во-вторых, на сей раз его заявление совершенно недвусмысленно: «Никаких табу!» В-третьих, он предлагает «осмыслять (секспросвет) в духе адекватности сегодняшнему дню», будто некий «сегодняшний день» дает право насаждать растление детей и обсуждать в Церкви приемлемые способы этого растления. В-четвертых, этот пресловутый «дух адекватности» (то есть дух растления) о. игумен кощунственно преподносит как равноправный в диалоге с духом Евангелия и Церкви. Зато из самочинно сфабрикованного им таким образом «союза» игумен Петр отметает дух Святых Отцов, ведь Отцы недвусмысленно заявляли, что не может быть никакого согласия между Христом и Велиаром и строго обличали создателей неподобающих альянсов как еретиков и хулителей Церкви. В-пятых, о. Петр сначала уверенно заявляет, что сам он против секспросвета, но тут же неожиданно признается, что его мучают помыслы, как же ему решить проблему абортов среди тех, кто не желает слушать голоса Церкви, следовательно,— и голоса собственной совести (то есть критичный ум о.Петра­ неустанно терзается выбором между антихристом и сатаной). Но кто же мог предоставить о. Петру столь «высокие» полномочия — решать чужие проблемы, причем методами, выходящими за рамки христианских понятий? Ведь он ведет речь о тех ситуациях, когда благодаря Церкви грешник уже имеет четкое представление о том, что он живет во грехе, но не желает с этим грехом расстаться.

Церковь, разъясняя грешникам последствия их греха, оставляет за ними свободу выбора даже в таких вопросах, как продолжать ли им распутную жизнь, способную довести до греха детоубийства, или решительно порвать с ней. Однако о. Петр горит желанием решить эту проблему за самих несчастных грешников, не внемлющих пастырским наставлениям. И «решает» ее неожиданно для православного пастыря образом. Он пытается искусить церковных людей на обсуждение вопроса: какова должна быть распутная жизнь для тех, кто выбрал ее, чтобы она не довела их до аборта, и как с помощью секспросвета заранее подготовить к распутной жизни еще невинных детей, уберегая их якобы от непременно грозящего им аборта? А для того чтобы невинные дети не узнали, что помимо распутной жизни есть иная, целомудренная, святая, он одновременно препятствует внедрению предмета ОПК, ниспровергая при этом и русских святых.

Подбросив же Матери-Церкви отравленную кость в виде вопроса о секспросвете, сам о. игумен будто ни при чем: «Я против секспросвета»,— то есть «только тему поднимаю, а вдруг кто-нибудь да клюнет». Но никаких форумов на тему секспросвета в Церкви быть не может! Это все равно что затевать в Церкви полемику о достоинствах блуда. Жестоко заблуждается о. Петр, утверждая, что «никаких табу в Церкви не должно быть». Они были и будут, ведь Сам Господь установил их в виде заповедей Божьих: «не блуди» и др. А то, что от нечестивых рассуждений уклоняются лишь слабоумные, которые, по мнению о. Петра, не подлежат даже лечению в Церкви, есть гнусная клевета и на Церковь, и на ее верных чад (клевета, граничащая с хулой на Святого Духа).

И когда один из оппонентов, относящийся по классификации о. Петра к разряду «слабоумных», обличает его: «Не наше дело учить их “безопасной” жизни во грехе», то о. Петр, уповая, видимо, на «слабоумие» оппонента и всех читателей его интернет-рассуждений, смело возражает ему, беззастенчиво обвиняя и его, и всю Церковь в том, чем на самом деле грешит он сам: «А кто дал Вам полномочия делить людей на “наших” и “не наших”? Мы со своим псевдоправославным “нашим делом” и так уже суем свой нос всюду, не желая видеть, что “наша” проповедь никому не нужна». Воистину, с больной головы  — на здоровую! Похоже, что о. игумен не видит дальше собственного носа, ибо не ведает, что его наглый упрек православным по поводу их носа по праву должен быть переадресован самому автору этой злой и несправедливой критики.

И еще немного хочется сказать о той двусмысленности и непоследовательности в высказываниях о. Петра, которую отмечают многие его оппоненты, в том числе авторы любимой многими радиостанции «Радонеж». Вольно или невольно, но игумен Петр пользуется психологическими приемами, свойственными лидерам тоталитарных сект. По свидетельству людей, многие годы пребывавших в подобных организациях, их «наставники» порой подсознательно, но понимают, что те антихристианские идеи, которые они стараются внушить «пасомым» ими, будучи высказаны прямо и конкретно, могут быть легко разоблачены их подопечными как сомнительные. Поэтому предводители сект осторожно загоняют свою «паству» в приготовленные для нее капканы. По проблеме, наболевшей для члена их общины (или для всей общины), они предлагают людям два взаимоисключающих пути решения этой проблемы, после чего они умело доказывают, с помощью псевдологических рассуждений, что оба эти пути непосильны для простого человека. И тут же, не дав опомниться этому простому человеку, они авторитетно внушают ему свою идею, как правило, безумную с духовной точки зрения, да и просто  — с позиции здравого разума. Но гипнотический натиск их безапелляционного утверждения, облеченного порой в витиеватую «глубокомысленность», не дает ни времени, ни возможности для «обрабатываемых» ими вникнуть в суть логических умозаключений их «уважаемых учителей».

А поскольку члены секты тесно связаны со своими «духовными наставниками» еще и греховными «семейными» узами, то примешивается и вполне понятный мистический трепет перед «отцами» сект, который сродни чувству, не позволяющему мелкой шпане и слова пикнуть против пахана. Воспользовавшись замешательством воспитанников, лидеры сект подбрасывают им (одну за другой) все более нелепые шарады, цель которых — лишить учеников способности критически мыслить и одновременно утвердить в них горделивое чувство «общинной богоизбранности».

Благодаря этому любое утверждение лидеров секты воспринимается ее рядовыми членами как Богом данное и потому не нуждающееся ни в каких трезвых осмыслениях. Обладающие же «критичным умом» лидеры секты формируют таким образом у рядовых ее членов стандартное сектантское мировоззрение, согласно которому и направо — смерть, и налево — смерть, а путь, истина и жизнь для «простых человеков» возможны только в капкане, ключи от которого — у «богоподобных» авторитетов секты.

И если подобный «авторитет» появляется внутри Православной Церкви, особенно когда ему поручена воспитательная работа в молодежной среде, то его деятельность начинается с того, что он пытается морочить всем головы, выступая с парадоксальными взаимоисключающими утверждениями (которые приведены чуть выше). Следствием же подобной деятельности внутри Церкви становится революционная борьба «его общины» против традиционных церковных ценностей и порядков (таким образом, как описано чуть выше).

Хочется предупредить читателей сочинений игумена Петра: будьте осторожны. Его методы убеждения весьма коварны. Жонглируя диаметрально противоположными по смыслу понятиями, он непременно выведет вас на ведомую только ему финишную прямую. Так, например, в одной из своих газетных статей о нецелесообразности введения ОПК он сначала восклицает, что предмет ОПК «совершенно необходим», затем утверждает, что «нам придется выйти за рамки собственно русского православия и непременно преподавать, наряду с ним, основы и европейской христианской культуры». Казалось бы, чем плохо это «наряду»? Но ведь речь ведется о католических и протестантских ценностях, в то время как вся православная общественность ожидает оздоровления общества в результате введения в школах именно православной культуры, а не западной.

Более того, развивая по ходу статьи свою мысль, о. Петр постепенно отметает русскую культуру, как малодостойную, на задний план, водружая на ее место любезную его сердцу западную: «Противостоять глобализации можно… лишь привив себе “культурное противоядие”; прививка в том, что мы усваиваем фундамент, который разрушает глобализация, а фундамент… — западноевропейская классическая культура». И наконец, когда, по сценарию, у его читателей должно совершенно ослабнуть внимание, о.Петр откровенно заявляет о своей истинной цели: «Коль скоро речь идет об “Основах православной культуры”... мы просто обязаны именно на этом поле… обсуждать минусы и плюсы «либерализма», «глобализации»… и прочих важных идеологем… Пока эта цель не поставлена перед обсуждаемым учебным курсом, ни о каком преподавании культурологии… не может быть и речи».

Решительное заявление! Да еще и в том же духе, что и по поводу секс­просвета. Определенно, о. Петр одержим благой, на его взгляд, идеей: любыми средствами вовлечь Церковь в обсуждение недостатков и преимуществ антихриста и сатаны, да к тому же намерен навязать этот диспут и школьникам. Понятно, что при подобном мировоззрении игумена Петра его никогда не удовлетворит ни один учебник, написанный по курсу ОПК, как не соответствующий либеральным ценностям и духу глобализации, надвигающейся на Россию с вожделенного игумену Петру Запада.

И потому он грозно «пророчествует»: «Обученные такой “православной культуре” люди обратят полученный на этом предмете антинравственный заряд на окружающий мир — на всё, что не похоже на их стадное, примитивное, злобное и безбожное мировосприятие. Достанется тогда и Церкви». Что же можно ответить на эту угрозу в адрес Церкви? Церкви не привыкать и к подобным угрозам, и к подобным обвинениям в антинравственности, и даже к злобным гонениям. Она выстоит, ведь её глава Христос. Уж не Ему ли грозит кулаком «смелый» игумен?

А дабы подготовить достойные кадры для усвоения западных «важных идеологем», ЦДРМ гостеприимно зазывает всех в возрасте до 27 лет на свои курсы, о чем оповещают красочные объявления, развешанные по московским приходам. Молодым людям гарантируют общение «в кругу близких по духу людей». Интернет-реклама сообщает абитуриентам, что «курс… поможет переосмыслить важнейшие положения православной веры»(!), а в упомянутом выше объявлении обещается «достоверно и современно» разъяснить «всё, что ты хотел узнать о Церкви, но боялся спросить».

Боится же спросить в Церкви и о Церкви лишь тот, кто предпочитает жить по своим страстям и похотям и потому отвергает и мнение Церкви о душепагубности греха, и необходимость воспользоваться таинством исповеди, которое одно только и способно разрешить с помощью духовника все терзающие душу вопросы.

Если же какие-то важные для молодых людей проблемы они боятся поведать Церкви, а им предлагают перепоручить разрешение этих проблем некоему Центру, который вызывается сделать это вместо и лучше Церкви (причем сам игумен Петр неоднократно и откровенно признается, что исповедовать он не любит), то возникает естественный вопрос: не создается ли внутри нашей Церкви параллельная структура, призванная, наподобие масонской ложи, привести верующих к «переосмыслению важнейших положений православной веры»?

Как стало известно, на своих лекциях в ЦДРМ молодым слушателям о. Петр внушает свою излюбленную идею о несовместимости патриотизма и православной веры. Когда же ему был задан вопрос: «А есть ли сейчас все-таки настоящие патриоты России?» — о. Петр ответил, подчеркнув что он утверждает это вполне серьезно: «Для меня настоящим патриотом России является Валерия Ильинична Новодворская». Комментировать такие откровения православного игумена считаю для себя «негигиеничным».

Что же касается существующих учебников по курсу ОПК, то можно порекомендовать не одно глубоко продуманное и отражающее истинную суть православного мировосприятия пособие. Наилучшим примером подобных изданий является книга кандидата богословия Валерия Духанина «Сокровенный мир Православия» и другие книги этого автора, показывающие взаимосвязь православных ценностей с достижениями истинно научными, истинно культурными, а также социальными. В ряду удачных пособий по курсу ОПК по праву можно назвать учебники Аллы Бородиной и выпущенный московским Сретенским монастырем сборник «Непознанный мир веры». Эти и подобные им издания со спокойной совестью порекомендую и молодым людям в качестве альтернативы так называемому «кругу близких по духу людей». Добрые книги помогут выйти на правильный путь, по которому поведет Сам Господь и на котором Он Сам пошлет близких по Духу людей.

И в заключение приведу одно из высказываний игумена Петра (Мещеринова), касающееся вышеупомянутого письма академиков, которых он в этом же тексте уважительно именует «славой и гордостью нашего Отечества». На сей раз досточтимый игумен не стесняется недвусмысленно утверждать, что в их антицерковных выступлениях виновата сама Церковь Русская:

«Есть еще один аспект проблемы. Оставляя в стороне разбор содержания “письма академиков” и поддержавших их правозащитников, хочется обратить внимание на “ответное реагирование” церковной общественности. Для христианина, когда он сталкивается с каким-либо обвинением, единственно возможная реакция — задуматься: какой же повод дал я своим обвинителям, даже если их обвинение и несправедливо? В данной ситуации нужно спросить себя: а что же в нас, в современной церковной действительности, такого, что многие люди её “на дух”, как говорится, не принимают? Только задав себе этот вопрос, можно встать на позицию других людей и увидеть — да, пусть они в чём-то и не правы, но есть и наша вина, что мы не находим диалога… Только такой подход продуктивен и по-настоящему церковен».

Всё та же навязчивая мысль продолжает терзать о. Петра— о необходимости склонить Христову Церковь к диалогу с Велиаром и его приспешниками. Господь в Евангелии заповедует нам проповедовать Истину, невзирая на недостатки «церковной действительности». Иначе игумену Петру придется предъявить счет новомученикам российским и всем мученикам Христовой Церкви. Ведь если бы они соответствовали «евангельским» представлениям игумена Петра, то прежде, чем решиться на мученический подвиг, обязаны были бы «задуматься, какой же повод дали они своим обвинителям», что те и Христа, и Церковь Его «на дух не принимают». Затем они должны были бы осознать, что во всех преступлениях их палачей виноваты они сами, ибо неполиткорректно свидетельствовали неугодную гонителям истину Христову, вместо того чтобы исправлять недостатки «церковной действительности». И наконец, им необходимо было бы «встать на позицию» самих гонителей, чтобы «найти с ними диалог», другими словами, — отречься от Христа. И «только такой подход», согласно утверждению о. игумена, был бы для призванных Богом к мученическому свидетельству «продуктивен и по-настоящему церковен».

И в свете этого в высшей степени толерантного представления православного игумена вполне понятным становится следующее его признание: «Так я перефразировал бы мнение правозащитников: превращение Церкви в эквивалент государственной идеологии — прямой путь к гибели поместной Русской Церкви». Не останавливаясь на том, что ни один здравомыслящий человек не посмеет приписывать Церкви стремление стать упомянутым «эквивалентом», заметим, что оный игумен в своих рассуждениях доходит до полнейшего абсурда, пытаясь убедить нас, что так называемые правозащитники денно и нощно озабочены, видимо, только тем, как бы уберечь от гибели Русскую Православную Церковь.

Или, быть может, с помощью этого толкования антицерковных выступлений «правозащитников» о. Петр дает понять нашей Церкви истинный смысл их ультиматума православным: «не суйте свой нос», как любит выражаться наш о. игумен, туда, где с нашего попустительства творятся беззакония по отношению к спящему обществу, и не смейте искоренять эти беззакония законами Божьими, — это будет для вашей Церкви «прямой путь к гибели», при нашей «благородной» помощи и «правовой» защите?

Окончательный же вывод из всех выступлений игумена Петра, как официальных, так и интернет-пропагандистских, можно сделать только такой: отец Петр (Мещеринов), как и все радикальные либералы, боится укрепления Православия в России и возрастания роли Русской Православной Церкви в нашем обществе.

Татьяна Петрова


 

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

10.07.2020
Ольга Рожнёва

Оптинские старцы о семейной жизни и воспитании детей

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

25.06.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Демоны и человеческая гордыня

22.06.2020
Тимур Давлетшин

О священнике Данииле Сысоеве, Великой Отечественной войне и Божьей каре

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

24.05.2020
Священник Валерий Духанин

Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

3.05.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

20.02.2020
Диакон Илья Маслов

О дискуссии вокруг реплики о. Димитрия Смирнова

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

29.06.2020
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

8.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

3.02.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

 

НОВОСТИ

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

04.07.2020
Изменился № карты для пожертвований на работу и модернизацию сайта «Благодатный Огонь».
Поддержите наш сайт!

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

24.05.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны