Подписка на
материалы сайта
Обновленчество
Книжная полка
Рекомендуемые сайты
Библиотека сайта «Благодатный Огонь»

Типиконъ, сiесть Уставъ

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Russia Today

Сайт архимандрита Рафаила (Карелина)

Православие.ру

Царьград. Информационно-аналитический телеканал

Русская народная линия

Афонская икона

Православный журнал «Благодатный Огонь»

Учебник церковнославянского языка

Православный журнал «Благодатный Огонь»

  • ПОМОЩЬ САЙТУ

    Карта Cбербанка:
    5332 0580 7018 9424

    Яндекс-Деньги:
    410012614780266

Не надо возмущать Серафимов источник


Уважаемая редакция журнала «Благодатный Огонь»!

Мне хотелось бы принять участие в полемике между Ольгой Буковой и ее оппонентами, развернувшейся после публикации в № 14 «Благодатного Огня» статьи об о. Иоасафе (Толстошееве) — первом жизнеописателе преподобного батюшки Серафима и его возлюбленнейшем ученике.

Преподобный Серафим Саровский очень почитается в нашей семье. Моя девичья фамилия (Белокопытова) совпадает с девичьей фамилией Агафьи Семеновны Мельгуновой (в девичестве Белокопытовой). Старинный род нетитулованных дворян Белокопытовых восходит к началу XVII века. Наш общий предок служил пушкарем при царе Алексее Михайловиче.

Меня интересовало всегда все, что касается Серафимо-Дивеев­ской обители. И естественно, полемика между Ольгой Буковой и ее оппонентами привлекла мое внимание.

Первое знакомство с «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря», составленной архимандритом Серафимом (Чичаговым), у меня произошло в 1996 году, как только я приобрела репринтное издание 1903 года (М., 1996). Чтение этой книги почему-то не пошло сразу. Возможно оттого, что я узнала, что цензор прот. Григорий Дьяченко не пропустил в печать около двадцати страниц, и я стала нетерпеливо ждать полного издания.

И вот однажды в любимом мною книжном магазине Сретенского монастыря я обнаружила то, что искала: в конце книги нашла изъятое цензурой. Первое, что мне бросилось в глаза...

Сейчас мне физиологически неприятно приводить эту цитату, изъятую в свое время прот. Г.Дьяченко. Именно на нее-то обращает внимание в своей статье и Ольга Букова. Отвратительная подробность промелькнула в моей голове, и я почувствовала, что получила от тех строк ядовитую инъекцию: в моей душе тогда появилось некоторое сомнение в святости Преподобного. Дома я убрала «Летопись» в дальний угол и решила больше не открывать ее никогда. Каждое утро, молясь Преподобному, я просила у него помощи, но жало сомнения продолжало меня мучить. Помог мне святитель Игнатий Брянчанинов. Противоядием были его слова: «...Можно предложить наставления Серафима Саровского, сочинения Паисия Нямецкого и его друга схимонаха Василия. Святость этих лиц и правильность их учения несомненна» (М., 2001. Т. 2. С. 261). «Летопись» я запрятала и уже не чаяла, что когда-нибудь настанет время нового знакомства с ней.

Позже в Интернете на сайте «Русская линия» и на других сайтах стали появляться статьи, косвенно касающиеся «Летописи» и ее автора, наполненные возмущением от публикации в журнале «Благодатный Огонь» и бранью по адресу иеромонаха Иоасафа (Толстошеева) и Ольги Буковой. Журнал честно встал на защиту оклеветанных, отметая разного рода поношения.

Из статей на «Русской линии» я узнала, к примеру, следующее.

Иван Тихонов (он же о. Иоасаф) — самозванец, чуждопосетитель, казнокрад и любодеец (см.: «Кому нужна “праведность” неправедных», инсинуации А.Арцибушева). «Букова и ее сторонники плюют на священную память преп. Серафима», — выражается он языком улицы. В других опусах тот же нажим пера: «У некоторых в душе дух злобы Иоанна Грозного, у других льстивого и лживого Ивана Тихоновича Толстошеева» — инокиня Надежда (Красовицкая).

Некто Николай Алексеев в статье «Борьба миров» озадачил меня «небывшим кормлением медведя» и сообщил о «злобных завистливых действиях монаха Иоасафа». А написанное через абзац после слов «наглый интриган», относящихся к тому же о. Иоасафу, мне все объяснило. Цитирую: «Если бы человек, выдающий себя за “Патриарха”, принадлежал не к мифической общине…» (интересно, что именно этот термин применен был в «Летописи» к отцу Иоасафу). В безумии своем автор цитаты оскорбил не только Святейшего Патриарха и в его лице все священноначалие, оскорбления его прямо задевают преп. Серафима Саровского и священномученика Серафима (Чичагова), прославленных не «мифическою общиною», а Русской Православной Церковью. Хочется заметить, что митрополит Серафим был верным чадом именно нашей Церкви, не уклонялся в обновленчество и другие расколы, а в 1927 году признал власть митрополита Сергия (Страгородского).

После такого оскорбления Патриарха я, естественно, засомневалась в справедливости других нападок на отца Иоасафа, которого сам батюшка Серафим называл «возлюбленнейшим» (об этом указано в «Летописи» на с. 488), и на Ольгу Букову.

В обширном бумаговороте заштатного священника Георгия Павловича на сайте «Русская линия» я все же прочла и для себя отметила следующее:

1. Архимандрит Платон (Фивейский), будущий архиепископ Костромской, говорит в своем письме к о. Исайе: «Прошу Вас потрудиться передать от меня благодарность о. Иоанну (будущему о. Иоасафу) за его сладкую беседу об о. Серафиме, которого память привлекла меня в обитель Саровскую».

2. Существует некая рукопись, написанная до 1842 года, и эта рукопись наполнена похвалами Ивану Тихонову (о. Иоасафу).

После интернетовской шелухи принялась снова читать «Летопись», и далось мне это с большим трудом. Перечитала и статью О.Буковой в журнале «Благодатный Огонь», и только что вышедшую в свет книгу самого о. Иоасафа (Толстошеева) «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима» (репринтное издание 1849 г.), с обложки которой на меня смотрел скорбный лик монаха — батюшки Серафима Саровского, которого изобразил его возлюбленный и многоскорбный ученик иеромонах Иоасаф, первый жизнеописатель Саровского старца. Книга издана репринтным способом впервые после революции. В отличие от «Летописи» впечатление от прочитанных этих «Сказаний» сравнимо с чистой родниковой водой — Серафимовым источником, не замутненным никакими выдумками, небылицами и легендами.

Первое издание «Летописи», составленное священником Леонидом Чичаговым, вышло в свет в 1896 году, а второе издание — в 1903 году, и подписано уже оно было архимандритом Серафимом (Чичаговым). Позже автор не переиздавал свою книгу, и лишь за последние 15 лет «Летопись» напечатана несколько раз, причем огромными тиражами, из-за чего у многих православных людей представление о преп. Серафиме Саровском, к сожалению, складывалось искаженным — ведь то была довольно поздняя интерпретация жития Преподобного. А книга самовидца и сотаинника батюшки Серафима — иеромонаха Иоасафа (Толстошеева) все пребывала под спудом и впервые после 1913 года переиздана только что сейчас.

Сразу подчеркну, что я не отождествляю составителя «Летописи»— молодого священника Леонида Чичагова — сорокалетнего, полного сил, не аскета, не духоносного старца, а обычного человека с его страстями и пристрастиями — с убеленным сединами владыкой Серафимом, прошедшим тюрьмы и лагеря, на 81-м году жизни принявшим мученическую кончину и уже прославленным в лике священномученика.

Сравним две книги: «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» (М., 1996; репринт со второго издания 1903 года) и «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима» (М., 2006; репринт с издания 1849 года!) — одно из самых первых жизнеописаний преп. Серафима Саровского, составленное иеромонахом Иоасафом (Толстошеевым) в то время, когда другие еще молчали о святом Старце.

Посмотрим, что говорит о «Сказаниях» автор «Летописи» архим. Серафим (Чичагов). Например, на с. 596: «...посетив здесь всех лиц, которые ему (Иоасафу) до сих пор покровительствовали заглазно, по письмам, и затем напечатав свои вымышленные рассказы в 1849 году о батюшке Серафиме…» Итак, по мнению автора «Летописи», иеромонах Иоасаф, автор «Сказаний», — лживый лжеученик преп. Серафима, а сами его «Сказания» — вымышленные рассказы. Однако существовали иные оценки «Сказаний» иеромонаха Иоасафа. Например, митрополит Вениамин (Федченков) писал: «Преподобный Серафим сообщил о том, как сподобился видеть небесные обители. Вот что записал со слов его послушник Иоанн Тихонов...» (Митрополит Вениамин (Федченков). Житие преподобного Серафима Саровского Чудотворца. М.: Отчий дом, 2006. С. 34).

Отмечу также, что книга бывшего саровского послушника Гурия, опубликованная в журнале «Маяк» в 1845 году, называлась «Сказание о Жизни и подвигах старца Серафима иеромонаха Саровской пустыни, извлеченные из записок ученика его» (иеромонаха Иоасафа).

Почти все жизнеописания преп. Серафима Саровского, вышедшие в период с 1903 по 1917 год, ссылаются именно на «Сказания» иеромонаха Иоасафа, а не на «Летопись» архимандрита Серафима (Чичагова), то есть труд о. Иоасафа стал основополагающим для всех житий старца Серафима.

Примечательно, что кормление медведя Преподобным, описанное в сказаниях о. Иоасафа, отрицается только «Летописью» архимандрита Серафима. По иронии судьбы именно рисунок на данную тему помещен на с. 90 «Летописи». Очевидно, издатели больше доверяли о. Иоасафу, нежели автору «Летописи».

Посмотрим, как характеризуется о. Иоасаф автором «Летописи» архимандритом Серафимом (Чичаговым).

На с. 628: «Что такое был о. Иоасаф? Простой мещанин города Тамбова, плохой живописец»[1].

И какие эпитеты при этом используются:

На с. 508 и 513 — вкрадчивый, льстивый, несколько начитанный.

На с. 550 — озлобленный, лжеученик.

На с. 554 — страшнейший враг.

На с. 561, 576, 589, 655 — лжеученик.

На с. 309 — вкрадчивый, льстивый, тщеславный.

На с. 573 — жестокий по своим замыслам.

На с. 586 — духовно ослепленный.

На с. 569 — настойчивый в своих планах канонарх.

На с. 578, 655 — лжеученик Серафимов.

Как правило, такое количество повторяющихся отрицательных определений, когда даже слова «канонарх» и «живописец» (с. 453, 483) употребляются в уничижительном смысле, указывает на отсутствие реальных фактов и говорит о пристрастии автора, который хочет сделать еще ужаснее этот образ «страшнейшего, озлобленного лжеученика».

Откроем «Летопись» и попытаемся проверить, пользовался ли ее автор рассказами так не любимого им о. Иоасафа.

Сравнивая тексты «Сказаний» о. Иоасафа и «Летописи» архимандрита Серафима, ясно выявляется, что заимствования из рассказов о.Иоасафа бисером рассыпаны по страницам «Летописи», и каждый может в этом убедиться. Правда, сам о. Иоасаф обозначается под разными именами: Иоанн Тихонов, Иван Толстошеев, иеромонах Иоасаф, брат, инок или просто «он». Иногда его заменяет другое лицо, и получаются, мягко говоря, курьезы.

В «Сказаниях» о. Иоасафа на с. 28 читаем:

«...тотчас же, от этого прикосновения Матери Божией, вся материя, наполнившая тело больного и производившая его болезнь, направилась к правому бедру его и вылилась через открытое отверстие. Из раны, которою вылилась мокрота, образовалась впадина, которую я (о. Иоасаф) осязал сам неоднократно... Она была так глубока, что почти вся кисть руки входила в нее» (речь идет об исцелении преп. Серафима).

В «Летописи» на с. 49 о. Иоанн заменен на церковницу Ксению (девицу!)

«...На правом бедре-то и сделалось углубление, матушка; вода-то вся в него и вытекла... Матушка, погляди-ка, дай ручку. И батюшка сам, бывало, возьмет, да и вложит мою ручку в яму, прибавляла матушка Ксения, ныне Капитолина».

В отличие от «Сказаний» в «Летописи» получилось нечто весьма соблазнительное, не имеющее никакого духовного смысла: девица Ксения, ее ручка, оголенное бедро батюшки Серафима...

Своеобразно характеризуются в «Летописи» и сподвижницы о.Иоасафа, именуемые почему-то «поклонницами», которые «мало развиты умственно и ослепленные духовно» (с. 628); «...ослепленные духовно Иоасафовы сестры, разумеется, малообразованные и неразвитые» (с. 659).

Среди основных «поклонниц» о. Иоасафа архим. Серафим совершенно справедливо называет м. Гликерию (Лукерью Занятову) — будущую игуменью Серафимо-Понетаевского монастыря, Елизавету Татарникову — будущую игуменью Серафимо-Влахернского монастыря.

А вот что говорят другие исторические лица об этих персонажах.

Анна Тютчева (дочь поэта) — фрейлина императрицы Марии Александровны вспоминает: «...там-то я и познакомилась с Лукерьей (Занятовой), поразившей меня своим умственным развитием, совершенно непонятном в женщине, не учившейся ни чтению, ни письму»; «...эта девушка обладала от природы удивительным красноречием...»; «...она имела дар, когда советовала и утешала»; «...Лукерья принесла мне полумантию Серафима... эту-то святыню… я тотчас отнесла к больной» (единственной дочери царствующего императора Марии; далее рассказ об исцелении) (Тютчева А.Ф. Святой Серафим Саровский. СПб., 1903. С. 9).

Любопытно, что в «Летописи» на с. 500 избранная по жребию кандидатка в игуменьи Дивеевской обители Лукерья Занятова почему-то превращается в Елизавету Татаринову.

Что касается второй «поклонницы» о. Иоасафа — Е.А. Татариновой, хочется привести цитату из 3-го тома Собрания сочинений свят. Игнатия (Брянчанинова) под редакцией А.Н. Стрижева.

«Петр Александрович (Брянчанинов) в бытность по делам в Петербурге встретил у брата своего (свт. Игнатия) сборщицу Дивеев­ской пустыни Е.А. Татаринову и ее келейную. Они пребывали у Александровых, но были знакомы и с Брянчаниновыми» (с. 585).

Это знакомство говорит о многом. Можно вполне предположить, что книга «Сказаний» иеромонаха Иоасафа (Толстошеева) была подарена святителю Игнатию, и потому святитель так высоко отзывался о Саровском старце, что читал «Сказания» о. Иоасафа.

Своеобразно в «Летописи» трактуется и объединение двух Дивеевских общин 27 июля 1842 года: «этот ужасный и вражий план он (о.Иоасаф) привел в исполнение» (с. 551); «горестное, никем неожиданное событие» (с. 554); «злобный план» (с. 560).

«День объединения двух Дивеевских общин я (автор «Летописи».И.Б.) называю наибедственнейшим (чему же тогда посвящена «Летопись»?И.Б.), потому что творившиеся до того втайне беззаконное извращение смысла и толка и сущности воли Божией Матери и завещаний великого старца, в этот день обнаружилось во всей силе своей» (с. 561–562).

А вот что по этому поводу думает известный духовный писатель, монах-аскет митрополит Вениамин (Федченков): «Впоследствии в 1842 году обе общины соединены были в одну, и там собралось до 1000 сестер. Детище Серафимово выросло и окрепло. Великая обитель осуществилась» (Митрополит Вениамин (Федченков). Житие преподобного Серафима Саровского Чудотворца. М.: Отчий дом, 2006. С. 24).

На с. 626–722 «Летописи» излагаются события смуты в Дивеев­ской обители в 1861 году (100 страниц — почти целая книга) и не последняя роль в ней Н.А. Мотовилова.

«...По записке Мотовилова начато Святейшим Синодом дело и назначено следствие об избрании настоятельницы Дивеевского монастыря» (с. 673).

Вот какие оценки Мотовилову дает святитель Филарет (Дроздов).

Из письма Митрополита Московского Филарета графу А.П. Толстому: «...некоторые обстоятельства записки г. Мотовилова не внушают к ней доверия, потому что представляют признаки неспокойного духа» (с. 661).

Из письма Митрополита Филарета архимандриту Антонию, наместнику Троице-Сергиевой лавры: «Прибавляют, что Мотовилов личность сомнительная...» (с. 703).

А вот мнение и самого автора «Летописи» о Мотовилове:

«...Записки Мотовилова, которыми я пользовался, наравне с другими источниками, моим доверием не пользовались ввиду того, что Мотовилов знал [преп.] Серафима всего два года, а также вследствие ненормальности в последние годы жизни самого Мотовилова» (Из протокола допроса митрополита Серафима (Чичагова) // Неизвестный Нилус. М.: Паломник, 1995. Т. 2. С. 514).

С непозволительной скрупулезностью рассматриваются в «Летописи» кляузы, доносы, взаимные оскорбленеия и обвинения: в винопитии, прелюбодеянии и т.д. Ушаты грязи льются со всех сторон, при том, что большинство цитируемых автором «Летописи» документов стоят под грифом «секретно» и «совершенно секретно». Хотя на с. 671 мы читаем: «...не расширять далее гласности позорной для обоих монастырей».

Как могли отнестись к напечатанному еще не ушедшие в вечность участники описываемых событий?! Например, «маститая 80-летняя серафимовская старица Дорофея (Фомина)» (с. 788), а ведь именно она обвинялась в прелюбодеянии (с. 677).

Хочется обратить внимание, что к моменту первого издания «Летописи» (1896 год) священником Леонидом Чичаговым все страсти в обители уже улеглись. Взаимные обвинения, оскорбления, сплетни, ложь— все осело на дно и покрылось толстым слоем ила. Смута прошла, и Серафимов источник стал снова спокойным и прозрачным. Спор между двумя кандидатками в настоятельницы был решен к спасению всех сестер. И та и другая сделали все, чтобы сохранить память о Преподобном.

В 1884 году почил о Бозе многострадальный схиигумен Серафим (о. Иоасаф) и уже дал свой ответ пред Господом.

Но пишется и дважды издается «Летопись» (1896, 1903). Я задаю себе вопросы: а как же была принята она дореволюционной Россией и сколько раз переиздавалась после прославления преп. Серафима? И вот ответ: ни через год после прославления, ни через пять лет, ни через десять «Летопись» не переиздавалась. После 1903 года она вообще не была переиздана ни разу! «Сказания» же о. Иоасафа выдержали пять изданий, последнее было в 1913 году, на десятилетнюю годовщину прославления Преподобного.

Обратим внимание на следующие даты и высказывания.

В 1885 году А.Братановский выпускает брошюру «Схиигумен Серафим, бывший настоятель Павло-Обнорского монастыря» (Ярославль, 1885), посвященную о. Иоасафу, в схиме Серафиму.

В 1892 году священник А.Лебедев в статье «Павло-Обнорский монастырь» в «Церковных ведомостях» (с. 46) пишет: «Как многие дорожили его (игумена Иоасафа) советами и наставлениями, считая их за безусловное решение в своих затруднительных обстоятельствах».

В 1903 году известный церковный писатель Евгений Поселянин в статье «Птенцы старца Серафима» («Русский паломник», с. 18–19) пишет: «Многие обстоятельства из жизни старца Серафима Саровского стали известны только потому, что были открыты великим старцем молодому саровскому иноку Иоанну, в монашестве Иоасафу, впоследствии схиигумену Серафиму. Чрез него стал известен дивный подвиг тысяченощного моления на камне… Пред ним произошло великое чудо “преклонения древа”, которое старец испросил у Бога в знамение того, что Господь повелевает ему заботиться о той малой общине сестер, тех “дивеевских сиротах”, что составили первоначальное зерно, развившееся в великий Серафимо-Дивеевский монастырь… Все то главное, что знал он об отце Серафиме, — иное видел в нем, иное услышал от него, — он записал и собрал в книгу. И многие чрез эту книгу привязались к великому старцу пылкой любовью».

В том же 1903 году в «Церковных ведомостях» на с. 48 было напечатано: «Отец Иоасаф стоит самого благоговейного почитания и сам по себе, а как любимый ученик преподобного Серафима и тем паче» (И.К.М.).

Еще одно слово Евгения Поселянина из статьи 1903 года «Птенцы старца Серафима»: «Ведь должно же быть что-нибудь особенное в этом человеке, которому великий старец Серафим предпочтительно пред другими открыл столько тайн, оказал столько доверия! Во всяком случае он горячо любил своего старца и, как умел и понимал, служил ему». Достойный ответ оппонентам О.В. Буковой!

В 1906 году издается «Биографический очерк настоятеля Павло-Обнорского монастыря в Вологодской епархии игумена Иоасафа, в схиме Серафима», а в 1914 году в Вологде этот труд А.Воскресенского выходит вторым, расширенным изданием.

И в 1913 году, как уже было сказано выше, выходит в свет пятое издание книги о. Иоасафа (Толстошеева) «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима».

Все эти факты свидетельствуют о том, что дореволюционная православная Россия чтила о. Иоасафа (схиигумена Серафима) и читала его «Сказания», а пристрастно представленное архим. Серафимом (Чичаговым) в «Летописи» доброе имя о. Иоасафа было к 1917 году полностью реабилитировано, как сказали бы в послесталинской России.

Обратимся еще раз к «Сказаниям»: преп. Серафим «не ударил меня, а только прикоснулся к моему уху и сказал: “вот, кто тебя таким образом залепит — это духовная и самая тяжелая верига... А если кто-нибудь заплюет тебе глаза — вот это духовная и самая спасительная власяница”» (с. 64). Сказано это о клевете на о. Иоасафа, которую прозревал Преподобный.

И еще один маленький, но очень важный штрих. Протоиерей Стефан Ляшевский передает в своей книге рассказ архимандрита Серафима (Чичагова) о явлении ему в 1902 году преп. Серафима Саровского. «...Но каково же было мое удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал: “Спасибо тебе за «Летопись», проси у меня всё, что хочешь, за нее”».

Странным и неестественным кажется светское «спасибо» в устах Преподобного, где злонамеренно заглавная буква «Б» спрятана в середину слова и становится кощунственно прописной. «Спаси Бог», «спаси Христос» — вот только какими могли бы быть слова батюшки Серафима. И мог ли батюшка Серафим использовать слова известного евангельского персонажа «Проси у меня всё, что хочешь»? И каждый помнит, что именно попросила Саломея, мать Иродиады.

Тщательно изучив «Летопись», я вынуждена согласиться с мнением вологодского старца о. Александра (Благодатный Огонь. № 14. С. 47) — «читать ее (Летопись) не полезно». Может быть, осознав, что «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» хотя и послужила канонизации батюшки Серафима, все же не стала душеполезной назидающей книгой, владыка Серафим (Чичагов) воздерживался после 1903 года от переиздания своего труда? «Сказания» же о. Иосафа произвели на меня совершенно противоположное впечатление. Они позволили мне духовно соприкоснуться с батюшкой Серафимом, за что я очень благодарна их автору. Ведь именно благодаря иеромонаху Иоасафу до нас дошли дивные слова преподобного Серафима, некогда сказанные ему, тогда еще послушнику Иоанну, ученику Преподобного, и вошедшие в сокровищницу святоотеческой мысли: «Радость моя, молю тебя: стяжи мирный дух, и тогда тысячи душ спасутся около тебя» («Сказания», с. 54).

Я с почтением отношусь и к памяти игуменьи Серафимы (Черной), бережно храню подаренную мне третьим лицом ее книгу с надписью: «...Ирине на добрую и молитвенную память, 13.09.99», поминаю ее в своих молитвах, а теперь в мой поминальный список включен схиигумен Серафим.

А при написании этого письма я обращалась с просьбой о молитвенной поддержке к преп. Серафиму Саровскому и священномученику Серафиму (Чичагову), кровью своей омывшему все свои грехи и ошибки, свойственные каждому смертному человеку.

р.Б. Ирина Белокопытова


[1] Икона-портрет преп. Серафима, написанная иеромонахом Иоасафом, и по сей день украшает церковь на Серафимовом кладбище в С.-Петербурге.



АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Комментарии

7.07.2020
Роман Конь

О попытках внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу

5.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Неужели Содом – наш будущий дом?

2.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Основные признаки церковных модернистов, составленные архимандритом Рафаилом (Карелиным)

25.06.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Демоны и человеческая гордыня

22.06.2020
Тимур Давлетшин

О священнике Данииле Сысоеве, Великой Отечественной войне и Божьей каре

17.06.2020
Игорь Шишкин

Митрополит Иларион против Сталина

15.06.2020
Архиепископ Амвросий (Ермаков) и протоиерей Павел Великанов превращают Сретенскую семинарию в рассадник богословского либерализма и церковного модернизма

11.06.2020
Протоиерей Димитрий Шишкин

Перезагрузка

9.06.2020
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

7.06.2020
Они хотят превратить Сретенскую семинарию в кочетковский междусобойчик.
Коротко об одном «герое» скандала в Сретенской семинарии иерее Стефане Домусчи

1.06.2020
В Москве будет построен храм с «иконостасом» в виде фаллического символа.
Может быть, лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

10.11.2019
Петр Малков

Рецензия на видеоматериалы образовательно-просветительского портала «Академия веры»

28.05.2020
Валерий Филимонов

Чипирование биообъектов по плану Собянина.
Московский градоначальник может превзойти Билла Гейтса

31.05.2020
Диакон Илья Маслов о «кочетковцах» в связи с лишением аккредитации СФИ

11.04.2020
Илья Забежинский

Если для священника Евхаристия лишь ритуал

17.05.2020
Протоиерей Игорь Рябко

Новая экклезиология от Андрея Кураева и Игоря Саввы: дистанционная литургия и online-причастие

20.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Либералы, антисоветчики, необелогвардейцы и Зарубежная Церковь против фрески Сталина в Главном храме Вооруженных сил России

10.05.2020
Диакон Илья Маслов

Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь

24.05.2020
Священник Валерий Духанин

Магия и магизм: как они проявляются в нашей жизни

26.05.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Можно ли делить Святых по «специализации»?

30.04.2020
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Об апологете ереси – богословствующем диаконе Андрее Кураеве

14.05.2020
Александр Щипков

Пандемия и новая сакральность.
«Нас подталкивают к мысли о неизбежности церковной реформации»

12.05.2020
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

22.05.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

29.04.2020
Михаил Тюренков

От Отрепьева до Кураева: Почему скандального протодиакона хотят лишить сана?

5.05.2020
Михаил Демурин

Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

27.04.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Кто помнит о смерти, тот не может грешить

23.04.2020
Роман Конь

«Современное богословие» в Московской духовной академии.
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова

15.04.2020
Олеся Николаева

Новый Никодим.
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...

3.05.2020
Священник Валерий Духанин

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

19.04.2020
Егор Холмогоров

Окамененное нечувствие.
Сегодня храмы защищают от верующих

13.04.2020
Военная Пасха 1942 года в Москве.
Как жила в военные годы Церковь?

29.03.2020
Главная задача Церкви в условиях коронавируса (ВИДЕО)

8.04.2020
Николай Каверин

Современное обновленчество и реформа богослужебного языка в ХХ веке.
Краткая предыстория вопроса

23.03.2020
Николай Каверин

Об антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова по продвижению церковной реформации на рубеже ХХ и ХХI веков

25.03.2020
Николай Каверин

Священник Георгий Кочетков предлагает отказаться от причащения в храмах

15.03.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Осторожно: в Русской Церкви зафиксирован опасный вирус обновленчества!
Призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском языке

12.03.2020
Обращение прихожан Тверской митрополии ко всем прихожанам Русской Православной Церкви по поводу антиправославной деятельности священника Георгия Кочеткова

9.03.2020
Владимир Семенко

События в Твери могут стать началом качественно нового, организованного консервативного движения в РПЦ

11.02.2020
Николай Каверин

Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

3.02.2020
О деятельности кочетковского братства в Твери сегодня и 13 лет назад.
Послесловие редакции сайта «Благодатный Огонь»

14.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Патриарх Кирилл узурпировал прерогативы Царской власти

9.02.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

17.02.2020
Николай Каверин

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества.
Апология православного милитаризма

14.02.2020
Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

5.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Ересь кочетковщины

20.02.2020
Диакон Илья Маслов

О дискуссии вокруг реплики о. Димитрия Смирнова

1.03.2020
Роман Носиков

Поп и оскорбленные женщины.
О странностях в работе российских СМИ

12.12.2009
Алексей Горожанин

Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

19.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

О недопустимости русификации богослужения

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Рецидив неообновленчества — антицерковный вандализм и диверсия против Русской Церкви

1.12.2019
Георгий Коробьин

Исправление богослужебных книг в начале ХХ века

25.02.2020
Протоиерей Константин Буфеев

Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

2.02.2020
Протоиерей Георгий Белодуров

О кочетковской секте (расколе)

29.12.2019
Игумен Адриан (Павлов)

Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

22.01.2020
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

29.01.2020
Владимир Семенко

Новая жизнь протоиерея Всеволода Чаплина

25.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

О значении церковнославняского языка в богослужении Русской Православной Церкви

17.01.2020
Владимир Семенко

Ватикан, Фанар, РПЦ: роль и участие в экуменическом процессе

27.01.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин (†26.01.2020)

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

22.12.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл разрешил чтение паремий, Апостола и Евангелия на русском языке, а также позволил духовенству носить обручальные кольца

28.01.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Умение умирать или Искусство жить

20.01.2020
Протоиерей Георгий Ореханов (†2020)

Церковно-реформаторское движение начала ХХ века

15.12.2019
Эдуард Биров

На пути к карманному Богу

9.05.2012
Николай Каверин

Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013
Николай Каверин

«Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

11.12.2919
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

Поздравления главному редактору сайта «Благодатный Огонь» С.И. Носенко с десятилетием открытия сайта

1.10.2019
Николай Каверин

Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

10.03.2017
Николай Каверин

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

10.10.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин

Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019
Николай Каверин

Надо ли служить утреню непременно с утра?

12.11.2019
Николай Каверин

О созыве Всеправославного Собора в Москве.
О пересмотре диптиха Православных Церквей и о возвращении новостильных поместных православных Церквей к юлианскому календарю

24.11.2019
Диакон Владимир Василик

О новой дате в церковном календаре: День поминовения всех жертв автомобильных катастроф

31.10.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

10.03.2015
Протоиерей Сергий Антиминсов

Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

21.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

27.12.2016
Иеромонах Серафим (Роуз)

Устав

8.12.2019
Протоиерей Константин Буфеев

Порядки старые не новы.
К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

30.09.2019
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

3.11.2019
Николай Каверин

Совершение литургии апостола Иакова – проявление церковного модернизма и дерзкое нарушение устава

6.10.2019
Россия без ядерного оружия

16.09.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

29.12.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Протодиакон Кураев призывает перенести православное Рождество на 31 декабря и отмечать его вместе с Новым годом

12.01.2020
Священник Святослав Шевченко

Для Церкви будущего нужен откат настроек

16.10.2019
Киприан Шахбазян

Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.09.2019
Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

11.02.2017
Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.
Свидетельство прихожанки

24.08.2015
Николай Каверин

Европравославие

22.09.2019
Александр Халдей

Либеральная религия Модерна.
В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

17.07.2018
Владимир Смирнов

Несколько замечаний о святости царя Николая II

3.09.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

26.09.2019
Владимир Семенко

«Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

27.11.2019
Николай Каверин

О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского

10.02.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

18.11.2019
Священник Даниил Сысоев; †2009

Парижское богословие и неообновленчество.
К 10-летию со дня мученической кончины священника Даниила Сысоева

19.12.2017
Вячеслав Мальцев (†2004)

Соблазн «розового христианства»

8.02.2015
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012
Священник Игорь Белов, Николай Каверин

Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О секуляризации Церкви

5.12.2019
Протоиерей Димитрий Шишкин

«Отмененный» чемпионат

10.04.2016
Николай Каверин

Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

11.09.2019
Протоиерей Игорь Рябко

За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

14.11.2017
Николай Каверин

Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

1.09.2019
Александр Халдей

Ударные стройки православия.
Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019
Александр Халдей

Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

22.10.2019
Лекарство от модернизма.
Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

21.11.2017
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Еще раз о «Царе-Искупителе»

5.09.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе сребролюбия

11.02.2018
Николай Каверин

Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017
О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

20.08.2019
Священник Александр Шумский

Страшны не пожары, а кипящие мозги

14.10.2019
Николай Каверин

Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..
К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

13.08.2019
Александр Стрижев

Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.
К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

12.12.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.
На очереди отмена Типикона

15.10.2017
Александр Чаусов

В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

15.03.2011
Священник Константин Буфеев

Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

15.08.2019
Епископ Арсений (Жадановский)

Опасность прелести

12.07.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

22.11.2015
Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017
Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

28.07.2018
Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019
Владимир Семенко

«Оптимизация» или зачистка?

1.10.2010
Протоиерей Владимир Правдолюбов

Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017
Василий Федорович Певницкий

О церковно-богослужебном языке

9.06.2014
Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017
Лидия Соколова, Светлана Романова

«Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015
Николай Каверин

Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017
Диакон Илья Маслов

Не трогайте наше богослужение!
Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017
Протоиерей Алексий Касатиков

Богословие нетрадиционной ориентации.
Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

25.08.2019
Николай Каверин

Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

2.08.2019
Михаил Демурин

Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

27.01.2017
Михаил Новоселов

Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013
Иеромонах Иов (Гумеров)

К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013
Протоиерей Вадим Леонов

О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016
Людмила Селенская

О советском кино и современном православии

4.11.2019
Протоиерей Константин Буфеев

О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

24.09.2017
Георгий Коробьин

Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

21.12.2016
Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017
Михаил Кригер

В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017
Валерий Лялин

Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

6.06.2019
Великие румынские духовники об исповеди и причащении

27.11.2012
Валерий Духанин

Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

16.02.2015
Архимандрит Клеопа (Илие)

Не подавай меча вместо пищи.
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

31.05.2019
Николай Каверин

На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Мистическая сущность греха

29.06.2016
Николай Каверин

«Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

17.09.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Христианство и модернизм

27.10.2019
Нина Павлова (†2015)

Кто на Голгофе?

22.09.2016
Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

15.08.2018
Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

23.07.2019
Священник Валерий Духанин

Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?
Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

2.04.2017
Николай Каверин

О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

21.04.2019
Александр Камчатнов

Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

16.11.2016
Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016
Диакон Илья Маслов

Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016
Николай Каверин

О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016
Диакон Илья Маслов

Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

08.05.2019
Николай Каверин

Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019
Николай Каверин

Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

3.04.2017
Протопресвитер Георгий Граббе

Иуда: предатель или избранник Божий?

17.04.2019
Николай Каверин

Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

20.06.2016
Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015
Николай Каверин

О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015
Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016
Протоиерей Константин Буфеев

Воздыхание о «миссионерской литургии»

18.04.2020
Алексей Горожанин

Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

27.03.2018
Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

5.05.2015
Николай Каверин

С Днем Великой Победы!
«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

11.04.2019
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О мистической красоте церковного языка

1.04.2015
Диакон Илья Маслов

«Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

29.06.2020
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

19.09.2016
Архимандрит Рафаил (Карелин)

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015
О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016
Николай Каверин

Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016
Протоиерей Константин Буфеев

О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016
Николай Каверин

Елицы вернии – изыдите!
О миссионерской литургии

2.09.2016
Ольга Четверикова

Истоки экуменизма

10.04.2019
Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019
Николай Каверин

Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019
Протоиерей Михаил Редкин

О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019
Николай Каверин

О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

24.01.2017
Николай Каверин

Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

29.10.2018
Тимур Давлетшин

Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

24.04.2016
Священник Георгий Максимов

О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

8.07.2020
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О грехе блуда

26.03.2015
Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

3.01.2018
Диакон Илья Маслов

Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

2.07.2017
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

1.04.2019
Священник Алексий Гоков

Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.
Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019
Николай Каверин

О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.12.2010
Алексей Горожанин

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

25.03.2011
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О монашеском авангардизме

27.01.2012
Протоиерей Константин Буфеев

Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

9.10.2018
Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

9.10.2013
Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

24.10.2016
Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

7.06.2017
Николай Каверин

Тайное униатство.
Криптокатолицизм в Православной Церкви

21.04.2016
ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».
Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016
Николай Каверин

Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016
«Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

4.10.2018
Иван Смирнов

Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

24.12.2017
Протоиерей Андрей Правдолюбов

Еще раз о сверхчастом причащении

30.09.2018
Протоиерей Петр Андриевский (†2012)

Ересь царебожия

29.05.2017
Протоиерей Александр Новопашин

Храм или балаган?
Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017
Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.
Краткая историческая справка

3.02.2020
Николай Каверин

Креативный миссионерский кураж

17.09.2018
Мария Алферьева

Метаморфозы отца Александра Меня

10.10.2017
Николай Каверин

Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.
К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

20.02.2019
Николай Каверин

Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.05.2017
Архимандрит Рафаил (Карелин)

О послушании монахов и мирян

19.11.2015
Священник Даниил Сысоев (†2009)

Богословские соблазны монархического движения

 

НОВОСТИ

09.07.2020
Церковный публицист Владимир Семенко об изверженном из сана Сергии (Романове)

04.07.2020
Изменился № карты для пожертвований на работу и модернизацию сайта «Благодатный Огонь».
Поддержите наш сайт!

25.06.2020
Александр Щипков о русификации церковнославянского языка: «Язык богослужения не имеет никакого отношения к миссионерской работе»

16.06.2020
– Что за вой опять на болотах, Бэрримор?
– Это либеральные бесы атаковали Главный Храм Вооруженных сил России, сэр.

11.06.2020
Первый канал в клочья порвал российских либералов юбилейным показом культового фильма «Брат-2»

08.06.2020
Господин Президент, услышьте людей! Вы как православный человек понимаете, что имя на номер Господь не велел менять. Мы не цифры!

05.06.2020
Св. Синод Элладской Православной Церкви единогласно отказался менять правила причащения верующих из-за пандемии

03.06.2020
Патриарх Варфоломей призвал обсудить вопрос причастия мирян в условиях пандемии

29.05.2020
Подчинится ли Святейший Патриарх Кирилл предписанию Роспотребнадзора и самоизолируется?

24.05.2020
Поддержите сайт «Благодатный Огонь»!

13.05.2020
Если нечисть на День Победы беснуется, — значит у нас всё правильно!

09.05.2020
С Днем Победы!
Захар Прилепин о «победобесии»: убьешь Победу — убьешь Россию

09.05.2020
Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

02.05.2020
В экспертном совете РПЦ по искусству не согласились с изъятием мозаики со Сталиным из главного храма Вооруженных сил РФ

02.05.2020
Ответы митрополита Тихона (Шевкунова) на вопросы псковских СМИ

29.04.2020
Долгожданное: Патриарх Кирилл запретил в священнослужении «Невзорова в рясе» — протодиакона Андрея Кураева

28.04.2020
О бесновании либералов и монархистов — хулителей Главного храма Вооруженных Сил России

25.04.2020
Епископ Питирим (Творогов): «Мы просим наших прихожан: пожалейте нас, пожалейте тех кто еще жив, еще здоров. Пожалейте врачей – они умирают прямо на службе, не жалея себя»

21.04.2020
Анатолий Степанов о пасхальном поздравлении Президента России Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко

18.04.2020
Митрополит Саратовский Лонгин: «храмы на Пасху закрывать не будем».
Благодаря стойкости владыки Лонгина саратовские власти были вынуждены пойти на уступку Церкви

17.04.2020
У протоиерея Константина Буфеева, его матушки и детей подтвержден диагноз коронавируса.
Просим сугубых молитв!

16.04.2020
Пустите священников к больным!

14.04.2020
Ответ протоиерея Константина Буфеева негативному Андрею Кураеву на его заметку «Позитивный Константин Буфеев»

09.04.2020
Священник Георгий Максимов об антицерковной проповеди митрополита Илариона (Алфеева)

01.04.2020
Диакон Илья Маслов: «В храм пошел – штраф получил! А может быть и срок?»

29.03.2020
Обращение митрополита Тихона (Шевкунова) к Псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война

24.03.2020
Эта синодальная Инструкция направлена на защиту православных верующих от возможных репрессий, погромов храмов и доносов со стороны либералов

21.03.2020
Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам

12.03.2020
Митрополит Савва причащает православных верующих в кафедральном соборе Твери Телом Христовым и простым вином

08.03.2020
Несмотря на полученный в Твери отпор со стороны церковного народа, доморощенные глобалисты пошли в атаку на Церковь

02.03.2020
Провокация кочетковского «Свято-филаретовского православно-христианского института», направленная на дестабилизацию Российского государства

28.02.2020
Захар Прилепин о поправках в Конституцию России

18.02.2020
Уникальное видео — радение секты священника Георгия Кочеткова, или Как будет выглядеть «православное богослужение» на русском языке в «церкви будущего»

15.02.2020
Священник Георгий Максимов о митрополите Савве (Михееве): «себя нужно менять, а не богослужение» (+ВИДЕО)

07.02.2020
Обращение православных верующих Тверской митрополии об антицерковной деятельности митрополита Тверского и Кашинского Саввы

02.02.2020
В Твери нарастает церковная смута, связанная с допуском митрополитом Тверским и Кашинским Саввой кочетковской секты в кафедральный Воскресенский собор.
Прихожане тверских храмов выступили единым фронтом против секты «кочетковцев»

26.01.2020
Внезапная кончина протоиерея Всеволода Чаплина

19.01.2020
Об использовании нецерковнославянского языка за богослужением

14.01.2020
Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

09.01.2020
ИТОГИ 2019 ГОДА
Московский Патриархат между Третьим Римом и «церковью РФ»

28.12.2019
Митрополит Иларион (Алфеев) прокомментировал слова Патриарха Кирилла о допустимости частичного использования русского языка за богослужением и предупредил о риске раскола при переходе Церкви на современный язык

20.12.2019
К 140-летию со дня рождения И.В. Сталина.
Сталин и Третий Рим

18.12.2019
Священник Георгий Максимов о необходимости возвращения смертной казни

16.12.2019
В Москве прошла презентация трехтомника протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и ...»

12.12.2019
Сайту «БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» – 10 лет!

29.11.2019
Обращение к руководству ФСБ в связи с агрессивным лоббированием иноагентами законопроекта «О профилактике семейно-бытового домашнего насилия».
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

20.11.2019
В РПЦ не поддерживают идею перевода богослужения с церковнославянского на русский язык

08.11.2019
Протестантствующий священник-модернист Антоний Шугалей запрещен в священнослужении

07.11.2019
Вышел в свет трёхтомник протоиерея Константина Буфеева «Православное Учение о Сотворении и…»

06.11.2019
Сергей Лавров обвинил США в продвижении раскола в православном мире и поддержке автокефалии ПЦУ, а два греческих митрополита призвали созвать Всеправославный Собор

03.11.2019
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019
Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019
Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019
В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019
Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.
Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019
РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.
На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019
Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019
О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019
Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019
О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.
В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019
Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.
Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019
Захар Прилепин.
80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019
Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019
Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019
Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019
Революция и полицейские

25.07.2019
Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019
Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019
Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019
Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019
К гибели российских подводников в Баренцевом море.
Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019
Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019
Христианство и пацифизм несовместимы.
Об освящении ядерного оружия

23.06.2019
Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019
22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны